протоиерей Григорий Смирнов-Платонов Содержание I.Npoucxoждehue и назначение литургии преждеосвященных II. Древность литургии преждеосвященных III. Частные археологические сведения о литургии преждеосвященных 1. Состав службы Преждеосвященных 2. В каком виде хранились и предлагались святые Дары на Литургии Преждеосвященных? 3. В какие дни совершалась Литургия Преждеосвященных?     В великую Четыредесятницу Богослужение Православной Восточно-Кафолической Церкви имеет особенный вид: только во дни субботы и недели совершается обычная Литургия, а именно: в субботу – по чиноположению св. Иоанна Златоуста , в неделю – св. Василия Великого , в прочие же дни седмицы не положено совершать Литургию, кроме среды и пятка; но и в оные совершается Богослужение, на котором предлагаются св. Дары, освященные на Литургии в Воскресение. Богослужение сие известно под именем Литургии Преждеосвященных Даров ( Λειτουργια τν προηγιασμνων). В Служебниках, кои употребляет наша Церковь , Литургия Преждеосвященных, согласно с древними греческими списками, не надписана именем ее учредителя и писателя, как надписаны Литургии св. Василия и св. Златоуста. Но в позднейших греческих Служебниках, в надписании сей литургии, означено имя св. Григория Двоеслова , Папы старого Рима, жившего в VI столетии. Таким указанием на время происхождения сей Литургии возбуждается вопрос: какой вид имело великопостное Богослужение Православной Церкви в первоначальной древности? Когда ни от кого принята Церковию употребляемая ею Литургия Преждеосвященных? С другой стороны, особенные обряды сей Литургии сами по себе достойны исследования, поколику относятся к истории Богослужения и христианской жизни. Собрать свидетельства о Литургии Преждеосвященных в памятниках древности, для уяснения понятий о древнем Богослужении Четыредесятницы в Православной Восточно-Кафолической Церкви – цель настоящего сочинения. Согласно с предположенною целию, I) раскроем происхождение и назначение великопостной Литургии в Православной Церкви; II) рассмотрим древность учреждения и чиноположения Литургии Преждеосвященных, обращая при сем внимание и на те предания и известия, которые могут служить к объяснению вопроса о писателе сей Литургии; III) в частности рассмотрим: а) Какие обрядовые действия и молитвы входили в состав великопостной Литургии? б) В каком виде были хранимы преждеосвященные Дары, и предлагаемы для причащения? и в) В какие дни совершалась Литургия Преждеосвященных?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» епископ Серафим (Сигрист) Книга Откровения в православном богослужении и внутренней духовной жизни " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > епископ Серафим (Сигрист) Книга Откровения в православном богослужении и внутренней духовной жизни В Избранное ( 2  голоса:  5.0 из  5) Я избрал такое длинное название, «Книга Откровения в православном богослужении и внутренней духовной жизни», чтобы подчеркнуть, что это статья — не ученые заметки библеиста, а размышление над ситуацией, сложившейся в церквах и в нашей жизни как отдельных христиан. Книга Откровения была названа «самой литургической книгой Библии» (Томас Торранс). Как видно из подготовленного мною материала, в который я включил только самые важные из многих возможных ссылок, это не преувеличение. Поклонение Богу, Литургия являются сердцевиной книги, ее смысла. Но в Восточной Церкви она полностью отсутствует в общецерковном чтении (возможно, потому, что восточный лекционарий сформировался до окончательного включения книги в Новый Завет). Насколько я понимаю, до реформы Никона в России был Типикон, включавший чтение книги Откровения, но это исключение. Большинство западных лекционариев включают ее лишь частично. Как мы увидим, проблема простирается дальше вопроса общецерковного чтения, но сегодняшнее отсутствие книги Откровения в Литургии ясно указывает на проблему. В этом кратком размышлении моим намерением будет обсудить, почему «самая литургическая» книга менее всего представлена в Литургии, и что мы теряем из-за ее отсутствия, и что мы приобретем, если каким-либо образом снова или впервые введем ее в нашу жизнь. Итак, давайте поговорим о том, что усложняет наш подход к книге Откровения и препятствует ее использованию. (1) Так легко прочитать книгу Откровения неправильно. Все согласятся, что читать «Ад» Данте как путеводитель по аду (а не как исследование своего внутреннего мира, прежде всего) было бы ошибкой. Тем не менее, даже в наши дни многие читают книгу Откровения, как будто она является чем-то вроде пророчеств Нострадамуса. Безусловно, Откровение принадлежит к жанру библейского пророчества. Думается, что Откровение рассказывает о борьбе ранней Церкви и Римской Империи так же, как Исаия пишет о проблематике своего времени. Также Откровение принадлежит к жанру апокалипсиса, каноническим представителем которого служит книга Даниила. Апокалипсис — это размышление над всем ходом истории. Итак, по характеру Откровение — библейское пророчество и апокалипсис (а также включает в себя уникальную, присущую только этой книге сердцевину богослужения), но никак не книга гадалки.

http://azbyka.ru/apokalipsis/kniga-otkro...

В праздник Светлого Христова Воскресения Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя 15 апреля 2012 г. 15:36 В ночь с 14 на 15 апреля 2012 года в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальные богослужения — полунощницу, крестный ход, Пасхальную заутреню и Божественную литургию свт. Иоанна Златоуста. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по городу Москве;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Подольский Тихон , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата;  епископ Воскресенский Савва , наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ; схиархимандрит Илий (Ноздрин);  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; клирики Храма Христа Спасителя, московское духовенство. На богослужении присутствовали: действующий Президент Российской Федерации  Д.А. Медведев  с супругой С.В. Медведевой; избранный Президент Российской Федерации, председатель Правительства Российской Федерации  В.В. Путин ; председатель Совета Федерации ФС РФ  В.И. Матвиенко ; мэр г. Москвы  С.С. Собянин ; послы стран ближнего и дальнего зарубежья, представители инославных христианских церквей. Первые лица Российского государства и Предстоятель Русской Православной Церкви во время богослужения поздравили друг друга со светлым праздником Воскресения Христова и вручили друг другу пасхальные яйца. Пасхальное богослужение  транслировалось  по центральным каналам телевидения, а также на официальном сайте Русской Православной Церкви. Перед началом крестного хода Предстоятель Русской Православной Церкви обратился с приветствием к телезрителям: «Через несколько мгновений начнется Пасхальное богослужение. Это самое прекрасное и самое главное богослужение в честь самого прекрасного и самого главного праздника  Воскресения Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/2164016.ht...

Заупокойное богослужение: объяснение обрядов, предшествующих погребению, чина погребения, и обрядов, последующих за погребением Источник Содержание Заупокойное богослужение I. Об обрядах, предшествующих погребению православного христианина II. О священных действиях, составляющих собственно чин погребения православного христианина III. О обрядах, последующих за погребением православного христианина Приложение. Умилостивительные каноны на исход души (в русск. переводе) Из песнопений панихиды     Не должно презирать и бросать тела усопших верных, которые как орудие употреблял Дух Святый ко всякому доброму делу. (О граде Божием Блаж. Август. кн. 1-я, гл. 15). Не напрасно установили Апостолы, чтобы при совершении страшных Таин поминать усопших. Они знали, что от этого много им помощи, много пользы (Бес. LXX Св. Иоанна Злат.). Частица, вынимаемая во время страшного жертвоприношения, при поминовении над нею имени отошедшего, соединяет его с Богом и даёт возможность невидимо быть причастником Его и иметь общение с Ним. (Симеон Солун. II, 542 стр.). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Заупокойное богослужение Нет для человека на земле ничего дороже жизни, и чего-чего не делает, чего не предпринимает он, чтобы жизнь его текла на земле тихо, спокойно, счастливо! Но если так много занимает человека земная жизнь его, то как много должна занимать та жизнь, которая конца не будет иметь! Как должна быть для него важна и самая минута перехода его в ту жизнь! И все это, действительно занимало и занимает многих людей не только христианского, но и нехристианского вероисповедания, хотя выражения этих дум и забот у них весьма различны: чем чище их понятия о душе человека, чем выше их мысли о Боге, о жизни загробной, тем чище и выше самые обряды, которыми они сопровождают почивших в другую жизнь и наоборот. Из всех христиан, обитающих на земле, православные христиане имеют у себя самые трогательные и умилительные погребальные обряды. Так как одни из этих обрядов предшествуют погребению, другие сопровождают погребение, а третьи наконец, последуют за погребением, то наше объяснение заупокойного богослужения разделится на три части.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

А. Понятие о богослужении вообще 1. Беседа, в которой изъясняется понятие о богослужении православной церкви вообще Теперь, братья-христиане, будем беседовать о богослужении православной церкви, и прежде всего побеседуем о богослужении вообще, безотносительно к частным службам. Что называется богослужением православной церкви? Богослужением православной церкви называется богопочтение или богоугождение, выражаемое нами по уставу православной церкви в молитвах, песнопениях, чтениях, в поучениях в слове Божием, обрядах и священнодействиях, соединенных между собою в известном порядке. Цель православного богослужения весьма высокая и разнообразная. Христианское общественное богослужение, как внешнее выражение христианских догматов, мыслей и расположений верующего ума и сердца, облегчает для нас посредством общих молитв и песнопений, священных действий и обрядов подвиг стремления нашего к Богу, делает нас способными к принятию благодати Святого Духа, преподает эту благодать, обращая ее во благо души нашей, теснейшим образом соединяет нас с Богом. Эти разнообразные цели православного христианского богослужения сосредоточиваются в одной главной – в спасении нашем через пострадавшего за нас Сына Божия. Общественное христианское богослужение весьма полезно. Действуя на чувства человеческие посредством символов или особых церковных обрядов, оно служит самым могущественным средством к теснейшему взаимному соединению членов единой церкви. Оно, собирая их в одно святилище Божие или храм, внушает им чувства взаимной братской любви и поддерживает между ними согласие и порядок. Во времена патриархальные богослужение скрепляло узы общества домашнего, а во времена Моисея, времена подзаконные соединяло целый народ в одно тело, в одну церковь . По намерению же Иисуса Христа, нашего Спасителя, через богослужение все племена земные должны быть слиты в одно царствие Божие 1 , или, что то же, из всех людей должно составиться одно таинственное тело, как сказал апостол: едино тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В 1855–1857 гг. С.-Петербургская духовная академия издала в приложениях в Христианскому Чтению сборник под заглавием: «Писания св. отцев и учателей Церкви, относящияся к истолкованию православного богослужения», в трех томах. В сборнике этом, ныне составляющем, повидимому, уже библиографическую редкость, помещены в русском переводе: Книга о церковной иерархии Дионисия Ареопагита с примечаниями преп. Максима Исповедника и толкованиями Георгия Пахимера, Отрывок из слова св. Софрония Иерусалимского о божественном священнодействии, Тайноводство преп. Максима Исповедника . Последовательное изложение церковных служб и обрядов и таинственное умозрение о их значении, Германа Константинопольского ; затем во втором и третьем томах сборника помещены: все сочинения Симеона Солунского , Изъяснение церковного последования Марка Ефесского , Изъяснение божественной литургии Николая Кавасилы и Краткое изъяснение литургии Паисия Константинопольского. Хотя все сочинения, помещенныя в сборнике, за исключением Отрывка из слова св. Софрония, были известны в русской литературе и ранее, но главным образом только по неудобопонятным славяно-русским переводам, которые существовали притом только в рукописях и потому не только для большинства, но и для ученых, интересующихся церковною обрядностию, были весьма мало доступны. Мысль издать все эти сочинения, весьма важныя для понимания истинного духа и смысла православного богослужения, в одном сборнике и в удобопонятном русском переводе была мыслию, поистине весьма счастливою и плодотворною. К сожалению в Сборник этот вошло не все, что могло и что должно бы было войти в него из писаний отцев и учителей Церкви касательно толкования богослужения 1 . По всей вероятности это произошло не от того, что издатели не заботились о полноте, а от других причин, – главным образом от того, может быть, что у них не было под руками всего, относяшагося к содержанию изданного ими сборника: это было бы не удивительно и в наше время. Как бы то ни было, но некоторыя сочинения древних греческих писателей, весьма важныя для истолкования богослужения, доселе остаются русской публике неизвестными. К числу таких сочинений следует отнести, особенно и прежде всего, издаваемое нами ниже в русском переводе Толкование литургии Феодора епископа Андидского, писанное им по просьбе Василия, епископа Фитийского. Греческий текст этого толкования издан кардиналом Майем в Nova Bibliotheca Patrum (t. VI, p. 545) и затем перепечатан отсюда Минем в его Патрологии (t. 140. Ser. gr. p. 413). Из этой последней мы и взяли его для перевода. Толкование это есть одно из наиболее древних греческих сочинений этого рода, и весьма замечательно, как по назидательности своей, так и по своей особенной полноте и стройности. Оно, кроме того, весьма важно и в историческом отношении, так как заключает в себе многия указания весьма ценныя для истории литургии и ея толкования, и во всяком случае вполне заслуживает того, чтобы сделать его известным и доступным для русских читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за великопостным богослужением в Иоанно-Предтеченском монастыре Москвы Москва, 5 марта 2009 г. 5 марта 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за богослужением в Иоанно-Предтеченском монастыре Москвы. По завершении утрени, часов и вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молившимся за богослужением с Первосвятительским словом, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . «Для того, чтобы идти по пути духовного совершенствования, а именно к этому призывает нас Господь, необходимо воспитывать свой ум, свою волю, свои чувства, – напомнил Святейший Патриарх Кирилл. – Воспитание ума имеет очень большое значение в наше время, когда человек подвергается огромному воздействию извне. Это воздействие несет в себе информацию как полезную, так и вредную. Способность отличать одно от другого свидетельствует о мудрости человека. Противостоять же злой и разрушительной информации мы можем, воспитывая свой ум и, в первую очередь, проникая в смысл Священного Писания, святоотеческих творений, житий святых, другой литературы, которая призвана воспитывать ум по закону Божию». Святейший Владыка подчеркнул, что очень важно также и воспитание воли. Святые отцы-аскеты и подвижники, среди которых – святители Тихон Задонский и Феофан, Затворник Вышенский – размышляя на эту тему, учат, что воспитать волю означает запечатлеть в ней добродетель. «Если у человека есть какая-либо добродетель, ее надо взращивать. Например, если имеется навык помогать другим людям, нужно поддерживать этот навык, даже когда прийти на помощь другому трудно в силу различных жизненных обстоятельств или когда для этого не хватает сил и средств. Нужно стремиться к тому, чтобы добродетели, которые присутствуют в нашей душе, нисколько не умалялись, а, наоборот, взращивались», – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. Его Святейшество подчеркнул важность утверждения вместо искореняемого порока противоположной ему добродетели: «Когда мы говорим о том, что воспитать волю означает запечатлеть добродетель, то в первую очередь имеем в виду изгнание пороков из своей души, потому что противоположное пороку и будет добродетель. Если человек лжеречив, то борьба с лжеречием будет означать стяжание добродетели молчания и мудрости. Если человек осуждает другого, то борьба с этим пороком должна быть в стяжании очень важной добродетели смиренномудрия, то есть способности словом своим не ранить другого человека, а лечить, использовать слова не для разрушения своего внутреннего мира, а для созидания».

http://pravoslavie.ru/29529.html

Глава VIII. Богослужение Значение православного богослужения в жизни народа вообще. Влияние римско-католицизма на богослужение в униатской церкви, Состояние общественного богослужения в Литовской епархии после воссоединения униатов. Сохранившиеся в оном следы униатства и римско-католицизма и другие недостатки. Чтение и пение церковное и меры, принимавшиеся к улучшению оных. Наиболее заметно сохранившиеся следы униатства и римско-католичества в богослужении частном в совершении некоторых таинств и обрядов, а также в религиозных верованиях и обычаях православного населения епархии. Общее суждение о состоянии церковного богослужения и Литовской епархии. В предыдущей главе мы сказали о внешнем и внутреннем устройстве церквей в Литовской епархии. Предметом же настоящей главы послужит изображение состояния в оной самого богослужения, этого важнейшего, по взгляду правительства, средства к перевоспитанию воссоединенного народа в духе православия и русской народности. Доказывать справедливость сего взгляда правительства на важное значение церковного богослужения в воспитательном отношении нет надобности, потому что едва ли кто решится оспаривать тот факт, что, как во всей христианской церкви, так и, в особенности, в нашем отечестве, церковное богослужение для большинства православных всегда служило единственным училищем веры и благочестия, благодаря которому русский народ, не изучая уроков закона Божия и не слушая церковной проповеди и вне богослужебных собеседований, при всем том, сохранил в чистоте православную веру и до настоящего времени пребывает в детском послушании церкви и проявляет в своей нравственности добрые христианские начала. 588 Но, с другой стороны, нельзя отрицать и того, что такое важное воспитательное значение церковного богослужения для народа в значительной степени обусловливается, как внешнею обстановкой в храме, так и благолепием самого богослужения, особенно хорошим чтением и пением. И католицизм хорошо понял это. Посему, зная, что темный сельский люд более, чем классы образованные, эстетически развитые, способен пленяться всем величественным и блестящим, он не пренебрегал никакими средствами для воздействия на простой народ в этом отношении, начиная от костельной обстановки и многолюдных процессий церковных, до громоносных проповедей, где главную роль нередко играет не содержание, а тон, которым они произносятся. После сего, не удивительно, что воссоединенное население Литовской епархии, находясь под сильным влиянием латинства, далеко нередко шло охотнее в костел, чем в православную церковь , которая часто, по своей малости и небогатой обстановке и особенно вследствие отсутствия надлежащего благолепия и торжественности в самом богослужении, в глазах восприимчивого, впечатлительного сельского люда поставлялась ниже костела.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Протопресвитер Иоанн Фотопулос, настоятель храма Святой Параскевы (Афины, Греция) Смысл и значение византийского церковного пения для православного богослужения 1. Православное богослужение как Предание святых апостолов и святых отцов Церкви Православное богослужение – это источник радости и предмет похвалы для всякой православной души. Оно формировалось постепенно, начиная с первых лет существования древней Церкви, трудами апостолов, святых отцов и учителей Церкви. Просвещенные благодатью Святого Духа, они обогатили богослужение псалмами, евангельскими, апостольскими и ветхозаветными чтениями, архиерейскими и священническими молитвами, диаконскими прошениями, песнопениями, тропарями и канонами. Они создали чин службы, согласно апостольскому повелению: «Вся же благообразно и по чину да бывают» ( 1Кор. 14, 40 ). Они постепенно определили вид и устройство православного храма, место святых икон в нём, они же ввели в богослужение и церковное пение. Поэтому мы не можем считать себя православными, если не участвуем в церковном собрании, о внимательном и благоговейном совершении которого столько заботились святые отцы. Там мы становимся одним телом, Телом Христовым, Его исповедуем и возносим моления Триединому Богу, приносим Ему свои дары, а Он преподает нам Свои Тело и Кровь, соединяется с нами, обещая даровать полноту Жизни в Своём преславном Царствии. Мы слышим слова святого пророка Давида, побуждающего нас к посещению церковных собраний: «В церквах благословите Бога» ( Пс. 67, 27 ). Исполненный божественной любви, он говорит о самом себе так: «Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» ( Пс. 83, 3 ). И святой апостол Павел призывает не оставлять церковных собраний: «Не оставляюще собрания своего» ( Евр. 10, 25 ). Жажда благодати ведёт нас в храм Божий для участия в богослужении. В круг суточных богослужений входят: полунощница, утреня, часы, Божественная литургия, вечерня. В совокупности они представляют образ Небесного славословия и дают нам предощущение Царствия Божия. 2. Церковное пение – дело Благодати Святого Духа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рецензия на книгу Н. Ф. Красносельцева «Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоуста» Источник Проф. Н. Ф. Красносельцев не в первый раз является в печати с работами по изучению чинов литургии и в частности чина литургии св. Иоанна Златоуста . Работы его в этом направлении начались еще в семидесятых годах, когда им была напечатана обширная статья «О толковательных трудах отцов и учителей Церкви, относящихся к изучению православного богослужения» (Прав. Собеседн. 1878 г.), которая явилась в свете по поводу издания С.-Петербургскою духовною академиею в приложениях к академическому журналу в 1855–57 г.г. сборника под заглавием: «Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения» в трех томах. Названная статья привела почтенного профессора к убеждению, что в упомянутый сборник С.-Петербургской академии «вошло не все, что могло и что должно бы было войти в него из писаний отцов и учителей Церкви касательно толкования богослужения» ( Н. Красносельцева . Объясн. литургии еп. Ф. Андидск. К. 1884 г., стр. 4) и побудила его дополнить сборник самостоятельными изысканиями и переводами «некоторых сочинений древних греческих писателей, весьма важных для истолкования богослужения, доселе остающихся русской публике неизвестными» (Ibid.). Плодом его работ в этом направлении явилась в 1884 году брошюра под заглавием: «Объяснение литургии, составленное Феодором, епископом Андидским (памятник византийской духовной литературы XII в.). Казань». «Толкование это, по словам проф. Красносельцева, есть одно из наиболее древних греческих сочинений этого рода, и весьма замечательно, как по назидательности своей, так и по своей особенной полноте и стройности. Оно, кроме того, весьма важно и в историческом отношении, так как заключает в себе многие указания весьма ценные для истории литургии и ее толкования» (Ibid.). К переводу этого толкования в упомянутой брошюре автор присоединил в предисловии и краткие сведения об авторе его. В следующем 1885 году автор выпустил в свет капитальную книгу под заглавием: «Сведения о некоторых литургических рукописях ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся и с приложениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010