И ныне, Богородичен: И рождаеши, и девствуеши, и пребываеши вместе с естеством Дева: рожденный/Тобою/обновляет законы естества, утроба же рождает нерождающая, Бог идеже хочет, побеждается естества чин, творит все что хочет. Песнь 5-я Ирмос: От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою. В нощи мою жизнь проводя постоянно, тьмой и глубокой мглой была для меня ночь греха, но яко сына дня, Спасе, покажи мя. (Еф. 5:8) Рувиму подражая, окаянный, соделал я беззаконное и преступное дело пред Богом Всевышним, осквернив ложе мое, яко отчее он. (Быт. 35:22; 49:4) Исповедаюсь Тебе, Христе царю, согрешил я, согрешил яко прежде продавшие братья Иосифа, плод чистоты и целомудрия. (Быт. 37:28) От сродников праведная душа связалась, любимый сын продан в рабство, прообразуя Господа, ты же вся, душе, сама продала себя делами злыми твоими. Иосифа праведному и целомудренному разуму подражай, несчастная и непотребная душе, не оскверняйся безрассудными стремлениями, всегда творя беззакония. Аще Иосиф был некогда во рве, Владыко Господи, но во образ погребения и воскресения Твоего. Я же когда что подобное Тебе принесу? О Моисее слышала ты, душе, водами носимого, волнами речными в корзине, яко в чертоге, избегшего горькой участи замысла фараонова. (Исх. 2:3) Аще бы слышала ты, окаянная душе, о повивальных бабах, убивавших некогда плод целомудрия, новорожденных мужеского пола, ныне, яко великий Моисей, напитайся молоком премудрости. (Исх. 1:16) Яко великий Моисей, поразивший египтянина, не умертвила, окаянная душе, нрава/греховнаго/, како же покаянием вселишься в пустыню страстей? В пустыню вселился великий Моисей, иди и ты, душе, подражай его житию, дабы и тебе узреть в купине Бога явление. (Исх. 3:2) Моисеев жезл представляй, душе, ударяющий море и открывающий глубину, во образ Креста Божественного, им же и ты можешь великое совершить. (Исх. 14:21) Аарон приносил Богу огонь непорочный, чистый, но Офни и Финеес приносили Богу чуждое, яко и ты, душе, оскверненную жизнь. (1 Цар. 2:12-17)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Святой Афанасий Великий: Еретики «готовы утверждать, что не должно судить и того, кто сделал смертный грех, потому что Господь сказал: не судите, да не судими будете. Но если это действительно так, как утверждают они; то, без сомнения, подвергся бы осуждению праведный Ной, который осмеятеля Хама осудил быть рабом братий (Быт.9:25). И Моисей, осудив собиравшого дрова в субботу, повелел побить его камнями вне стана (Чис.15:33–36). И преемник его Иисус, осудив Ахана за татьбу, истребил со всем домом (Нав.7:18–25). И Финеес, осудив Замврия за блудодеяние, пронзил сулицею (Чис.25:7–8). И Самуил царя амаликитян Агага предал смерти пред Господем (1Цар.15:33). И Илия, осудив лжепророков, как свиней заклал при потоке (3Цар.18:40). И Елиссей, осудив Гиезия за принятие денег, наказал проказою (4Цар.5:27). И Даниил, осудив похотливых старцев за клевету, наказал по закону Моисееву (Дан.13:62). И Петр, прияв ключи небесного царствия, когда Анания с женою утаили часть собственного своего достояния, осудив за это, сделал, что пали они мертвыми (Деян.5:1–10). И Павел осудил ковача Александра, сказав: «да воздаст ему Господь по делом его» (2Тим.4:14), а Именея и Филета предал сатане, «да накажутся не хулити» (1Тим.1:20), коринфские же Церкви обвинял в том, что не судят, сказав: «тако ли несть в вас мудр ни един, иже может рассудити между братий своих? Не весте ли, яко аггелов судити имамы» (1Кор.6:5, 3)? Итак, если все праведные судили, и не были сами судимы, паче же – избраны на духовное служение; то почему же не должно судить, как говорят еретики? Господь сказал: «не судите, да не судими будете», не для того, чтобы мы поступали в чем или делали что без суда, но имея в виду фарисеев и книжников, которые судили друг друга, но не исправляли сами себя. Так например: убийцу по Закону осуждали на смерть, а сами беззаконно убивали пророков; прелюбодею определяли казнь, как прелюбодею, сами же как кони женонеистовые ржали на чужих жен; татя осуждали, когда сами были похитителями чужих достояний, и оцеждали комаров, велбудов же пожирали...»

http://radonezh.ru/2020/08/27/ne-sudite-...

сочинение называется «Беседы или диалоги о жизни и чудесах Итальянских отцов». Из других творений святого Григория Двоеслова известны: а) «правило пастырское», содержащее наставление для пастыря, и б) письма святого Григория, всего до 848, заключающие в себе много нравственных наставлений. Григорий Двоеслов (известный в истории также под именем Великого) скончался в 604 году, 12 марта. Тело его почивает в ватиканском соборе св. апостола Петра в придельном храме, посвященном сему святому Григорию. Иоанн, живший в половине IX века, оставил обширное жизнеописание святого Григория, составленное им на основании древних достоверных свидетельств, а описание позднейших чудес — на основании очевидцев. Память праведного Финееса родственное израильтянам языческое племя, жившее по восточному побережью Мертвого моря. Родоначальником их был Моав, сын старшей дочери Лота (Быт.19:37). Моавитяне, как и многие другие народы, жившие поблизости от Мертвого моря, с самого начала своей истории отличались нравственною распущенностью. весьма чтимый моавитянами и другими языческими народами бог, служение которому отличалось особенным нечестием и распутством. Собственно именем этого бога было Ваал (с еврейского — «господин»), слово же «Фегор» есть наименование одной горы, находившейся на северо-восточном побережье Мертвого моря. Вероятно, на этой горе стоял идол Ваала. язва уничтожила 24000 израильтян (Числ.25:9). святой Финеес около 1500 г. до Р. X. Перенесение честных мощей Никифора, патриарха Цареградского Проконнис  — один из островов Мраморного моря; в настоящее время этот остров называется «Мармара». Этот остров служил местом ссылки для многих исповедников во время иконоборческих смут. Святой Никифор сначала был сановник при дворе императрицы Ирины и в мирском чине со славою защищал почитание икон на VII вселенском соборе; в царствование императора Никифора, в 806 году, был возведен на патриаршеский престол и правил Церковью 9 лет, по истечении которых и был сослан на остров Проконнис. Скончался в 828 году 2 июня, до самой смерти не преставая свидетельствовать своими писаниями истину против иконоборцев. Память его празднуется 2-го июня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

11, 29); но против прекословящих и сопротивляющихся правой вере и усиливающихся словом и делом повредить ее, и воспитанных в ней привлекающих в свою прелесть,—против таких весьма справедливо нам всею душею воспринять похвальную божественную ревность по благоверию, по слову пророка: не ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях; совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми (Пс. 138, 21). Кто столь кроток, как боговидец Моисей? Однако, и он, когда увидел людей беззаконнующими и своим безумием прогневляющими Вышнего, то, отложив смотрительно свою кротость, не пощадил ни старцев, ни юношей, ни стариц, ни молодых дев, но без милости повелел ревнителям закона—Левитам убивать оружием всех подряд, будут ли то сродники, или старцы, или молодые, так как они, забыв множество великих Божиих благодеяний и чудес, уклонились к идолослужению. Также возлюбим похвальную по Богу ревность Финееса, который пронзил копием своим Замврия, князя израильтянина, и мадианитянку на самом их гнусном преступлении (Числ. 25, 7). И ста Финеес и умилостиви, и преста сечь, говорит Писание (Пс. 105, 30), то есть, прекратилось истребление гневом Божиим народа иудейского после того, как в один день пало их двадцать три тысячи, единственно из-за блудного греха. О, как удивительна ревность этого чудного мужа, которою он не только отвратил великий и праведный гнев Божий от народа израильского, но еще и вменися ему это в правду, в род и род до века (там же). Не стану говорить о чудном Илие и о Елисее, сколько они по ревности Божией сделали для славы Божией и ко спасению рода иудейского. Но кто не знает поступок Блаженного архиепископа Льва Катанского относительно скверного волхва Илиодора, или кто, слыша об этом, не ужаснется? Не малое время он терпел всякие его поступки, которыми тот смущал священную паству Христа Спасителя и надругался над нею. Наконец, когда увидел его неисцельно недугующим, не стал более его терпеть. И когда Илиодор, во время вечернего богослужения, сатанинскими волхвованиями произвел замешательство в самом богослужении, то святитель Божий, чудный Лев, разжегшись божественною ревностию, поспешно вышел из алтаря и омофором своим смело обвил шею Илиодора, дотащил его до самой торговой площади, и здесь, когда по его приказанию было разведено большое огнище, притащил его к нему, влез с ним в огонь, и пробыл в нем архиерей Божий, держа волхва омофором, пока этот скверный ученик и служитель бесов не сгорел весь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Пс.105:29 . и раздражиша его в начинаниих своих, и умножися в них падение. Пс.105:30 . И ста Финеес и умилостиви, и преста сечь: Пс.105:31 . и вменися ему в правду, в род и род до века. Здесь паки повествует, что Израильтяне поражены были новою казнию, дабы показать, колико Бог тщился исправить Свой народ, однако всегда без успеха. Но как выше сказал, что Бог умилостивлен был молитвами Моисея, так и здесь глаголет, что казнь отвращена была тщанием Финееса, сына Елеазарова и внука Аарона первосвященника, который, возбужден быв ревностию по Бозе, пронзил мечем одного из сынов Израилевых в самом действии сквернаго смешения его с женою Мадианитскою, и тем отвратил праведный гнев Божий, возгоревшийся на весь Израильский народ, как повествуется в книге Числ, в главе 25. Бог, испытуяй сердца и добре ведый благое намерение Финеесово, вменил ему дело сие не в беззаконное убийство, но в праведное наказание и в похвалу, которая пронеслася в род и род, и даже до века, то есть, по то самое время, доколе существовала Иудейская церковь . Израильтяне чувствовали сие, однако не преставали грешить, и потому более были неизвинительны. Пс.105:32 . И прогневаша его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради: Здесь паки новое преступление описывает Пророк, повествуя, каким образом Израильтяне поступили с Богом при водах пререкания: ибо хотя распря произошла у них с Моисеем, но грех учинен против Бога, и притом немаловажный, поскольку Пророк, увеличивая его, говорит, что и сам Моисей наказан был за них. Отсюду заключить следует, коль тяжек был грех, когда Бог не пощадил даже и самаго избраннейшаго раба Своего; и хотя преступление его было невольное, ежели прямо разсудим о причине онаго, однако и за то не удостоился он войти в обетованную землю. А когда так, то кольми паче нестерпимо было нечестие народа, который завел прю с Богом и своею нетерпеливостию вовлек и Моисея в участие греха своего. Пс.105:33 . яко преогорчиша дух его и разнствова устнама своима. Сими словами ясно изображает Пророк, что Моисей не безвинен был; и хотя вина его начало возимела от мятежа народнаго, но он долженствовал стоять тверже. Следующия слова: и разнствова устнама своима – ясно доказывают нетвердость духа его, и даже роптание на Бога, хотя впрочем был он нрава кроткаго и послушливаго. Они относятся к тому времени, когда в смущении духа сказал он народу: еда из камене сего изведем вам воду ( Чис. 20:10 )? Ибо так огорчен был, что не мог спокойно слушать Божия повеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Исповедаюсь тебе, Христос Царь: согрешил я, согрешил, как некогда братья, продавшие Иосифа — этот плод чистоты и целомудрия ( Быт.37:28 ). Сродниками предана праведная душа, продан в рабство возлюбленный (Иосиф), как прообраз Господа; а ты, душа, сама себя всю продала своим порокам. Несчастная и непотребная душа, подражай праведному Иосифу и его целомудренному образу мыслей, не оскверняйся и не беззаконствуй безрассудными стремлениями. Владыко Господи, Иосиф был некогда во рве, во образ Твоего погребения и воскресения; я же что когда-либо Тебе подобное представлю? II. Ты, душа, слышала в древности о корзине с Моисеем, носимой в волнах реки, где, как в чертоге, он избежал погибели от злого умысла Фараона ( Исх.2:3 ). Ты, несчастная душа, слыша о бабках, некогда умерщвлявших новорожденных младенцев мужеского пола — этот образ целомудренной деятельности — стань младенцем, сосущим премудрость, подобно великому Моисею ( Исх.1:10 ). Ты, несчастная душа, не умертвила египетского образа мыслей, как великий Моисей поразил египтянина; скажи, как же ты покаянием от страстей переселишься в пустыню? ( Исх.2:12 ). Великий Моисей поселился в пустыне; иди и ты, душа, подражай его образу жизни, дабы и тебе в купине узреть явление Бога ( Исх.3:2 ). Представь себе, душа, Моисеев жезл, поражающий море и сгущающий пучину, в знамение божественного Креста, которым и ты можешь совершить великое ( Исх.14:21 ). Аарон приносил чистый, без примеси, огонь Богу; но Офни и Финеес принесли Богу, как и ты, душа, чуждую и нечистую жизнь (1 Цар.2:12). III. Я стал жестокий нравом, как Фараон; по душе и по телу я, как Иоанний и Иамврий, и умом стал потерянный; но помоги мне, Владыка ( Исх.7:11 ). Загрязнил я, несчастный, свой ум; но молю Тебя, Владыка, омой меня в купели моих слёз и убели, как снег, одежду моей плоти. Когда я оглядываюсь на свои дела, Спаситель, то вижу, что я грехами превзошел всех людей; ибо я грешил сознательно, а не по неведению. Пощади, Господи, пощади создание Свое; я согрешил, прости меня; ибо Ты один чист естеством, и никто другой, кроме Тебя, не свободен от нечистоты.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

Если любовь к отечеству, верность и преданность царю составляют не только доблесть гражданскую, но и христианскую добродетель, то почивший не имел недостатка и в этом: он был преданнейшим сыном отечества, образцом неизменной преданности и любви к царю. А эти качества, всегда ценные, дороги особенно в настоящее время. Да не смущает кого-либо особенность характера усопшего. У всякого свой характер: нет двух характеров, которые во всем были бы сходны между собой. Во всяком характере бывают свои достоинства и свои недостатки. И у святых Божиих были характеры различные, иногда до противоположности. Илия пророк был ревнив чрезмерно – Давид пророк был чрезвычайно кроток. Первый из ревности к славе Божией заклал нечестивых жрецов Вааловых, развращавших Израиля ( 3Цар.18:40 ), а второй – Давид – плакал о гибели сына своего Авессалома, взбунтовавшегося против отца и осквернившего брачное ложе его ( 2Цар.19:4 ). Финеес пронзил копьем прелюбодея и за это заслужил благословение Божие на все свое потомство ( Числ.25:6–7 ), а Илий первосвященник за чрезмерную слабость и снисходительность к проступкам сыновей своих был наказан лишением и детей, и ковчега Божия, и жизни своей ( 1Цар.4:17–18 ). Мы, люди, не умеем верно судить о делах человеческих, потому нам и дана заповедь: Не судите, да не судимы будете ( Мф.7:1 ). Мы бываем или слишком строги, или слишком снисходительны. Не таков суд Божий. Любя праведных, Господь милует и грешников. Награждая щедро первых, Он не оставляет без наказания и последних, когда не видит в них покаяния. Но на посмертном Суде при взвешивании злых и добрых дел, если на весах правосудия окажется некоторый перевес даже на стороне злых дел, милосердие Божие и тогда милует грешника по молитвам Церкви, ради его веры, его покаяния, ради того добра, какое он успел сделать. Существует нравственное правило: говорить об умерших только доброе. Так думали и говорили некогда и язычники в отношении к своим умершим. Тем более прилично так поступать нам, христианам, в отношении к своим почившим братьям. А еще приличнее поступать так всем членам православной местной общины и обитателям этого города в отношении к почившему, при жизни своей сделавшему для этого города вообще и для многих обитателей его в частности много добра, как мы уже сказали об этом. Поэтому согрешил бы тот, кто помянул бы усопшего не добром.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Она ему нажаловалась на мальчишку в детсаде, он ей показал, как надо сжать кула и ударить в переносицу - но только, если ее трогают. Больше ее не трогали. ПРАВИЛЬНО!!! А то, извините, если бьют мальчика и он дает сдачи - все правильно, а девочке, видите ли, это не полагается? Сергий 28 октября 2013, 23:21 «Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы сам победитель не позволял заржаветь своему оружию» Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. М., 1882. Т. 4. С. 272. Писание нигде и никогда не осуждает обуздание распоясовшихся агрессоров, скорее наоборот. Святые отцы единогласны по вопросу убийства врага на поле боя, считая это доблестью и подвигом, достойным похвалы. Давид, когда отрубил голову Голиафу его же собственным мечом, святой праведный Финеес, заколовший копьём блудящих мадианитянку и своего соплеменника, пророк Илия лично заколовший 450 жрецов вааловых -воспеваемые в Псалтыри и церковной гимнографии примеры святости и любви к Богу, отмеченные лично Им самим, не говоря уже о множестве прославленных Церковью святых воинах, разумеется лично уничтожавших врагов(свт. Александр Невский, без всякого толстовства, приказал казнить бунтовщиков, наводивших смуту) . Господь осуждает не само механическое действо, но сердечный помысел на это действо сподвигший. Детей нужно воспитывать, чтобы они сами не становились источниками зла и не мстили обидчикам, но в случае явного беспредела в отношении себя и ближнего должны оказывать жёсткое противодействие в зависимости от ситуации, стараясь не нарушать пределов необходимой самообороны. Антоний 28 октября 2013, 23:12 Очень хорошая статья! Все верно написано. Мария 28 октября 2013, 23:06 Нужно учить детей Слову, а не силе, сам погибай, а товарища выручай.:) помоги Господи! Николай 28 октября 2013, 22:13 Защита Отечества и притеснение детей в обществе в комментариях переплелись в гордиевый узел.

http://pravoslavie.ru/65201.html

128 Деплоранский Михаил Иванович (1828 – 1864) – священник, служил в церкви Технического морского училища в Кронштадте. 131 Финеес – третий первосвященник Иудейский, внук Аарона; пользовался среди израильтян заслуженным уважением за свою ревность к вере и мужество; мужественной борьбой против беззаконий он отвратил гнев Божий на израильтян за то, что они впали в идолослужение, и приобрел за то особое благоволение Божие. 136 Живоносный Кресте, Твоя высота (Твой верхний конец) поражает воздушного князя, глубина (Твой нижний конец) пронзает змия всей бездны (т.е. диавола), широта (правый и левый концы) вновь спасает нас, низлагая своей крепостью мирского князя (сатану) (канон Честному и Животворящему Кресту, песнь 4-я). 146 Возможно, речь идет о книге: «Катехизические беседы, говоренные в кронштадтском Андреевском соборе». Кронштадт, 1859. 150 Ты потерял надежду на Бога, если отсылаешь братьев от себя. Неужели ты сделаешь это? Неужели у тебя до сих пор было что-то , что остается; или теперь что-то будет отсутствовать? Каждый имеет свое достоинство. Никем не следует пренебрегать. Всех надо любить (лат.). 153 ...Еже смирити человеку душу свою: ниже аще слячеши яко серп выю твою, и вретище и пепел постелеши [рус.: Томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел] ( Ис. 58, 5 ). 155 Воззвание в пленениих помышлений моих – слова из 5-й молитвы благодарственной по Святом Причащении, ко Пресвятой Богородице. Одно из значений слова «воззвание» – избавление, восстановление, освобождение; поэтому это выражение можно перевести так: «Дай мне... возвращение к благим помыслам моего рассудка в случаях его увлечения». 157 Шуринов – слово, написанное латиницей, в абзаце встречается два раза с различным написанием последней буквы. 161 Мое сердце, являющееся храмом Христовым, я сделал жилищем умных свиней (бесов) (канон молебный ко хранителю человеческой жизни Ангелу, песнь 8-я). Читать далее Источник: Дневник/св. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви)./Т. 3: 1859-1860. - 2005. - 547 с. ISBN 5-902112-45-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но как, скажешь, возможно человеку быть без отца, без матери и не иметь ни начала дней, ни конца жизни? Ты слышал, что он был образом (τπος) итак, не изумляйся, и не ищи в образе всего: он не был бы и образом, если бы имел все, что только свойственно самой истине» 205 . «Но Владыка – Христос», обращается теперь к этой Истине блаж. Феодорит, продолжая свое (сейчас приведенное) толкование слов апостола, «по естеству, в самой действительности, имеет каждое из сих свойств. Он без матери, как Бог , потому что рожден от единого Отца; а без отца, как человек, потому что родился от единой Матери, то есть – Девы; он без причта рода, как Бог, ибо не имеет нужды и в родословии, потому что рожден от нерожденного Отца. Он не имеет начала днем, потому что рождение Его вечно; не имеет животу конца, потому что естество Его бессмертно. Посему-то не Владыку – Христа уподобил апостол Мелхиседеку, но Мелхиседека – Христу, потому что Мелхиседек – образ Христа, а Христос истина образа» 206 . 2) со стороны вечного священства. «О Мелхиседеке сказал апостол, что пребывает священник выну (ст. 3), потому что не предал священства детям, как Аарон, Елеазар, Финеес. Ибо, кто передает жребий сей другому, тот, по-видимому, как бы лишается сана, когда действенность оного начинает иметь другой» 207 . «Но таково есть действительно священство Иисуса Христа» 208 сн. Евр. 5:6; 6:20; 7:17  и др. Сей поскольку пребывает вечно, имеет священство не преходящее» Ев. 7:24 209 . «Христос, как бессмертный, сана священства другому не передает» 210 . 3) со стороны значения своего имени. «Мелхиседек» (malkhi szedeg, у 70-ти, как и у апостола Μελχισεδκ, Быт. 14:18 ), как царь правды, есть также «прообраз Владыки – Христа» 211 . «Видишь ли точность в самих выражениях? Кто же это царь правды, как не Господь наш Иисус Христос? 212 «Он назван у пророка правдой нашей ( Иер. 33:16 ) 213 сн. Иер. 33:15; 23:5 , – «Солнцем Правды, Мал. 4:2 , и царем праведным Зах. 9:9 » 214 . Но так как апостол «представляет Мелхиседека, во всех обстоятельствах Моисеева о нем сказания, преднамеренным и предуготовленным образом Сына Божия» 215 , то должно прибавить, что дело не в одном названии, а и в самом существе вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010