«Господь говорит, что одно и то же и в равной мере терпят, и кто судит, и кто мерит ( Мф. 7:1–2 )», учит св. Афанасий Александрийский , «впрочем, говорит сие не в том смысле, в каком понимают еретики, обманывая сами себя, и не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. ( 1Тим. 1:7 ). Ибо, разрешая за деньги приносящих неразумное и гибельное покаяние, готовы они утверждать, что не должно судить и того, кто сделал смертный грех, потому что Господь сказал: не судите, да не судимы будете. Но если это действительно так, как утверждают они, то без сомнения,подвергся осуждению праведный Ной, который осмеятеля Хама осудил быть рабом братий; и Моисей, который, осудив собиравшего дрова в субботу, повелел побить его камнями вне стана; и преемник его Иисус, осудив Ахара за татьбу, истребил его со всем домом; и Финеес, осудив Замврия за блудодеяние, пронзил сулицею (сулица – острие у копья, копье); и Самуил царя амаликитян Агага предал смерти пред Господом; и Илия, осудив лжепророков, как свиней заклал при потоке; и Елисей, осудив Гиезия за принятие денег, наказал проказою; и Даниил, осудив похотливых старцев за клевету, наказал по закону Моисееву; и Петр, прияв ключи небесного царствия, когда Анания с женою утаили часть собственного своего достояния, осудив за это, сделал, что пали они мертвыми; и Павел осудил медника Александра, сказав: да воздаст ему Господь по делам его ( 2Тим. 4:14 ), а Именея и Александра предал сатане, да научатся не богохульствовать ( 1Тим. 1:20 ). Итак, если все праведные судили, и не были сами судимы, паче же, избраны на духовное служение: то почему же не должно судить, как говорят еретики? Господь сказал: не судите, да не судимы будете, не для того, чтобы мы поступали в чем, или делали что без суда, но имея в виду фарисеев и книжников, которые судили друг друга, но не исправляли сами себя. Так, например, убийцу по закону осуждали на смерть, а сами беззаконно убивали пророков; прелюбодею определяли казнь, как прелюбодею, сами же прелюбодейничали, татя осуждали, когда сами были похитителями чужих достояний, и оцеждали комаров, велбудов же пожирали 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Избранные места из свято-отеческих толкований на 7-ю главу Евангелия от Матфея Мысли св. Афанасия Александрийского о грехе осуждения ближних. (Мф. 7:1–5) Творения свв. отцов. Тв. св. Афанасия Александрийского Не судите, да не судими будете. Имже судом судите, судят вам; и в тоже меру мерите, возмерится вам ( Мф.7:1–2 ). Господь говорит, что одно и то же и в разной мере терпят, и кто судит, и кто меряет; впрочем, говорит сие не в том смысле, в каком понимают еретики, обманывая сами себя, и неразумеюще, ни яже глаголют, ни о них же утверждают ( 1Тим. 1:7 ). Ибо, разрешая за деньги приносящих неразумное и гибельное покаяние, готовы они утверждать, что не должно судить и того, кто сделал смертный грех, потому что Господь сказал: не судите, да не судими будете . Но если это действительно так, как утверждают они, то, без сомнения, подверглись осуждению праведный Ной, который осмеятеля Хама осудил быть рабом братии, и Моисей, осудив собиравшего дрова в субботу, повелел побить его камнями вне стана; и преемник его Иисус, осудив Ахара за татьбу, истребил со всем домом; и Финеес, осудив Замврия за блудодеяние, пронзил сулицею; и Самуил царя Амаликитян Агага предал смерти пред Господом; и Илия, осудив лжепророков, как свиней заклал при потоке; и Елисей, осудив Гиезия за принятие денег, наказал проказою; и Даниил, осудив похотливых старцев за клевету, наказал по закону Моисееву; и Петр, прияв ключи Небесного Царствия, когда Анания с женою утаили часть собственного своего достояния, осудив за это, сделал, что пали они мертвыми; и Павел осудил ковача Александра, сказав: да воздаст ему Господь по делам его ( 2Тим. 4:14 ), а Именея и Филата предал сатане, да накажутся не хулити ( 1Тим. 1:20 ), Коринфские же Церкви обвинял в том, что не судят, сказав: тако им несть в вас мудр ни един иже может разсудити между братии своих? Не вьете ли, яко аггелов судити имамы? (Кор. 6:5). Итак, если все праведные судили и не были сами судимы, паче же избраны на духовное служение, то почему же не должно судить, как говорят еретики? Господь сказал: не судите, да не судими будете, не для того, чтобы мы поступали в чем или делали что без суда, но имея в виду фарисеев и книжников, которые судили друг друга, но не исправляли сами себя. Так, например, убийцу по закону осуждали на смерть, а сами беззаконно убивали пророков; прелюбодею определяли казнь как прелюбодею, сами же, как кони женонеистовые, ржали на чужих жен; татя осуждали, когда сами были похитителями чужих достояний, и оцеживали комаров, верблюдов же пожирали. А что таковы были фарисеи и книжники, явствует из следующих за сим слов, сказанных Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Скачать epub pdf Память праведного Финееса Память 12 марта Святой праведный Финеес, сын Иудейского первосвященника Елеазара и внук первосвященника Аарона, первоначально был священником народа иудейского. Святой Финеес был достойным служителем Бога Израилева. В продолжение всей своей жизни он был ревностным защитником и охранителем истинного богопочитания. Его деятельность, как служителя Божия, была направлена, с одной стороны, на прославление славного имени Иеговы, Бога Израилева, а с другой – на искоренение всех пороков и отступлений от закона Божия, которые замечались иногда среди народа еврейского. Однажды случилось, что моавитяне 1916 , жившие по соседству с израильтянами и отличавшиеся своим нечестием, вовлекли израильтян в нечестивое и мерзкое служение своему богу Ваал – Фегору 1917 . Разгневавшись на столь великое беззаконие, Господь строго наказал нечестивых отступников: тотчас же их стала поражать моровая язва, от которой умерли многие тысячи израильтян. Кроме того, Бог повелел Моисею умертвить (чрез повешение) тех из начальников народа, которые предавались нечестию. Многие израильтяне, видя гнев Божий, оставили беззаконие, раскаялись и собрались у дверей скинии для принесения Господу всенародного покаяния. В это время некто Замврий, начальник колена Симеонова, на глазах Моисея и всего общества привел мадианитянку в стан еврейский и повел ее в свой шатер. Тогда Финеес, исполнившись гнева и негодования на начальника – соблазнителя народа, вошел в шатер Замврия и поразил его и мадианитянку копьем. Этот поступок мужественного Финееса, в котором так очевидно обнаружилась его горячая ревность по Боге, отвратил гнев Божий от народа израильского. Тотчас же моровая язва, поражавшая народ 1918 , остановилась. После этого Бог сказал Моисею: – Финеес, сын первосвященника Елеазара, отвратил гнев Мой от сынов Израилевых, возревновав об имени Моем. Посему скажи ему: вот, Я даю ему Мой завет мира. Я даю ему и потомству его завет священства вечного. Спустя некоторое время по повелению Божию израильтяне стали собирать войско для наказания моавитян за нечестие их. Всего собрано было двенадцать тысяч израильтян (по одной тысяче от каждого колена). Предводителем войска был избран Финеес, который и на этот раз показал себя точным исполнителем повеления Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Великодушие Славный Александр побежденному Пору 35 , который мужественно стоял за свою державу, даровал не только жизнь, но вскоре и царство Индов. Этим, а не другим чем-либо, хотел он доказать свое великодушие. А не превзойти кого-либо в великодушии для него – Александра – было постыднее, нежели уступить в силе оружия (1). При нужде – время великодушию (1). Лучше быть великодушным и тем, что терпим, показать народу пример великодушия, ибо простой народ не столько убеждается словом, сколько делом – этим безмолвным увещанием. Важным почитаю наказать тех, которые нас обидели; говорю: важным, потому что и это полезно к исправлению других, но гораздо выше и божественнее этого – терпеливо перенести обиду. Первое заграждает уста пороку, а второе убеждает стать добрыми, что гораздо лучше и совершеннее, чем не быть только злыми. Представим себе, что нам предлежит великое упражнение в человеколюбии, и простим сделанное против нас, чтобы самим сподобиться прощения, и к благости присовокупим благость. Ревнителем назван Финеес за то, что пронзил мечем мадиамитянку вместе с любодеем, и отнял поношение от сынов Израилевых. Но еще более похвален за то, что молился за падший народ. Поэтому и мы станем молиться и умилостивим, да прекратится язва, по написанному, и вменится нам это в праведность (см. Пс. 105, 30–31 ). Похвален и Моисей за то, что, оскорбившись за израильтянина, умертвил египтянина, но более достоин удивления за то, что сестру Мариам, пораженную проказой за ропот, исцелил молитвами. Заметь и следующее: ниневитянам угрожает истребление, но слезами покупают они спасение. Манассия был самый беззаконный из царей, но за слезы прославился между спасенными. Как поступлю с тобою, Еф рем ( Ос. 11, 8 )? – говорит Бог . Какое гневное слово! Но в то же время обещана и защита. Что поспешнее человеколюбия? Содомского огня просят ученики на ведущих Иисуса, но Он отвергает мщение. Петр отсекает ухо Малху, одному из оскорбителей, но Иисус исцеляет. А вопросивший: должно ли прощать брату, согрешившему до семи раз, не осуждается ли в скупости? Вместо семи раз сказано: до седмижды семидесяти раз ( Мф. 18, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Кроткое и тихое и терпеливое отношение ко всем человеческим преступлениям весьма потребно для всех, вообще, верующих, а в особенности для священников Вышнего, как говорит Божественный глас: «возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11:29); но против прекословящих и сопротивляющихся правой вере и усиливающихся словом и делом повредить ее, и воспитанных в ней привлекающих в свою прелесть,-против таких весьма справедливо нам всею душею воспринять похвальную божественную ревность по благоверию, по слову пророка: «не ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях; совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми» (Пс. 138:21—22). Кто столь кроток, как боговидец Моисей? Однако, и он, когда увидел людей беззаконнующими и своим безумием прогневляющими Вышнего, то, отложив смотрительно свою кротость, не пощадил ни старцев, ни юношей, ни стариц, ни молодых дев, но без милости повелел ревнителям за­кона-Левитам убивать оружием всех подряд, будут ли то сродники, или старцы, или молодые, так как они, забыв множество великих Божиих благодеяний и чудес, уклонились к идолослужению. Также возлюбим похвальную по Богу ревность Финееса, который пронзил копием своим Замврия, князя израильтянина, и мадианитянку на самом их гнусном преступлении (Числ. 25:7—8). «И ста Финеес и умилостиви, и преста сечь» , — гово­рит Писание (Пс. 105:30), то есть, прекратилось истребление гневом Божиим народа иудейского после того, как в один день пало их двадцать три тысячи, един­ственно из-за блудного греха. О, как удивительна рев­ность этого чудного мужа, которою он не только отвра­тил великий и праведный гнев Божий от народа израильского, но еще «и вменися ему это в правду, в род и род до века» (Пс. 105:31). Не стану говорить о чудном Илие и о Елисее, сколько они по ревности Божией сделали для славы Божией и ко спасению рода иудейского. Но кто не знает поступок Блаженного архиепископа Льва Катанского относительно скверного волхва Илиодора, или кто, слыша об этом, не ужаснется? Не малое время он терпел всякие его поступки, которыми тот смущал свя­щенную паству Христа Спасителя и надругался над нею. Наконец, когда увидел его неисцельно недугующим, не стал более его терпеть. И когда Илиодор, во время вечернего богослужения, сатанинскими волхвованиями произвел замешательство в самом богослужении, то свя­титель Божий, чудный Лев, разжегшись божественною ревностию, поспешно вышел из алтаря и омофором своим смело обвил шею Илиодора, дотащил его до самой торговой площади, и здесь, когда по его приказашю было разведено большое огнище, притащил его к нему, влез с ним в огонь, и пробыл в нем архиерей Божий, держа волхва омофором, пока этот сквер­ный ученик и служитель бесов не сгорел весь. Свя­титель же Божий и премудрейший поборник по благоверию, Лев, вышел из огня невредимым, так что ни один волос его не был опален огнем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3621...

Всякий верующий в Бога должен благоговеть перед рукотворной святыней Его – святыми образами, как перед лицем Самого Бога Невидимого. Вопрос 6. Каковы были казни за почитание кумиров и за непочитание святых образов? Из Священного Писания известно, что Господь казнил различным образом и почитателей кумиров, и тех, кто отвергал почитание священных образов, и тех, кто хотя бы малейшим образом оказывал непочтение к рукотворной святыне Божией или являл небрежное обращение с ней. Когда сыны Израилевы в пустыне слили себе кумира наподобие тельца и поклонялись ему, то этим они сильно оскорбили Бога, Который хотел всех их за это противное Ему дело погубить. Только по молитве Моисея укротил Он гнев свой. Моисей, сойдя с горы Синайской к людям, при виде кумира настолько оскорбился, что и скрижали разбил, тем самым он как бы признал народ недостойным слышать заповеди Божии. Взял Моисей кумир тельца, сжег его на огне и от пепла его напоил всех отступников и повелел избить мечом всех поклонников тельцу, не пощадить даже брата своего и ближнего. И за это было избито до трех тысяч человек ( Исх.32:1-35 ). По совету лжепророка Валаама царь Моавитский Валак прельстил сынов Израилевых в идолослужение и разврат; и этим иудеи настолько оскорбили Бога, что Он хотел всех их истребить смертною казнью. Тогда праведник Финеес поразил мечем беззаконников и этим укротил гнев Божий. И было избито всего 24 тысячи человек за грех идолослужения ( Чис.25:1-18 ). Когда сыны Аароновы Надав и Авиуд внесли чуждый огонь для каждения пред ковчегом и херувимами, то Бог от ковчега казнил их смертью: “и вышел огонь от Господа и сжег их” ( Лев.10:1-2 ). Сыны Иехониины одним только своим небрежным обращением со священным ковчегом настолько оскорбили Бога, что Он поразил смертной казнью более пятидесяти тысяч мужей (Цар.6:19). Мелхола, жена Давида, посмеялась над мужем своим за то, что он ликовал и веселился пред ковчегом Господним во время торжественного перенесения его, и за эту насмешку наказана была бесчадием навсегда ( 2Цар.6:20-23 ).

http://azbyka.ru/o-svyatyh-ikonah-i-kres...

Для верующих родителей одной из таких лазеек для самооправдания может стать еще и заповедь о почитании отца и матери. Зачастую она странным образом воспринимается как некая универсальная индульгенция, позволяющая «списать» себе любой грех в том случае, если он совершен по отношению к собственному ребенку. Написано в Библии «почитай отца своего», значит – почитай, чего бы я ни делал, каким бы ни был. И попробуй только вякнуть что-нибудь против. Действительно, нарушителей этой заповеди Закон Моисеев предписывает побивать камнями: Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти ( Исх 21:17 ). Но сама заповедь о почитании родителей носит не просто родовой или бытовой характер. Дело в том, что народ Израиля представлял собой прежде всего религиозное сообщество. А отец и мать в этом сообществе были для человека самыми первыми учителями Закона. Они первыми рассказывали ему о Боге, о том, как праведно жить перед Ним на земле, учили различать добро и зло. Тот, кто не почитал родителей-учителей, не почитал и сам Закон. Отвергающие же Закон – отвергали и Бога. Такова внутренняя логика этой заповеди, в которой безусловно предполагалось, что отец и мать будут словом, делом и собственным примером наставлять своих детей в праведной жизни. Если же родители не выполняли этого условия, они подвергались такому же осуждению, как и их нерадивые дети. Самый наглядный пример этому – история судьи и первосвященника Илия. Его сыновья, священники Офни и Финеес, бесчинствовали на глазах у всего народа. Они требовали с верующих слишком больших приношений и развратничали с женщинами, собиравшимися у скинии. Когда люди, приносившие жертву, варили мясо, они приходили и отнимали у них лучшие куски. И тогда Бог через пророка Самуила сказал об Илие так: …Вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах; в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их ( 1 Цар 3:11–13 ).

http://azbyka.ru/semya/a-tkachenko-snezh...

Пс.105:26 .   И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне. Пс.105:27 .   Низложить племя их в народах и рассеять их по землям. «И воздвиже руку Свою на ня, низложити я в пустыни», «И низложити семя их во языцех, и расточити я в страны». Господь хотел подвергнуть их казни, которая соответствовала бы их неверию, и навести на всех вместе пагубу; но, водясь обычным Ему человеколюбием, отчасти только наказал их. Пс.105:28 .   Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным. Пс.105:29 .   И раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва. «И причастишася Веелфегору, и снедоша жертвы мертвых»: «И раздражиша Его в начинаниих своих». Предавшись снова невоздержанию, и смесившись с женами Моавитян, обучились их нечестию. Веелфегор же есть идол, чтимый Моавитянами; и Фегором называлось место, где стоял идол, а самый идол именовался Ваалом. Говорят же, что на языке эллинском называется он Кроном. «Жертвами мертвых» Пророк именует так называемыя у Эллинов возлияния, которыя имели они обычай приносить мертвым. Но не погрешит, кто и самых, так называемых ими богов, наименует мертвыми. «И умножися в них падение». Ибо наслал еще на них другаго рода смерть. Пс.105:30 .   И восстал Финеес и произвел суд, – и остановилась язва. «И ста Финеес и умилостиви, и преста сечь». Пс.105:31 .   И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки. «И вменися ему в правду, в род и род до века». Слово: " сечь» Симмах перевел: язва. Это показывает и история. Ибо Замврия, который имел безстыдство явно блудодействовать с некоею Мадианитянкою, Финеес пронзил копьем вместе с сею женщиною. Бог, прияв ревность, похвалил его самаго, но воспретил подвергать казни других. Пс.105:32 .   И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них. Пс.105:33 .   Ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими. «И прогневаша Его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради»: «Яко преогорчиша дух его, и разнствова устнама своима». Ибо, приступив к Моисею, который оплакивал сестру, с великим безчинием просили удовлетворить их нужде; а он, изнемогая духом и видя их невоздержание, объятый и гневом и скорбию, не с обычным ему послушанием исполнил Божие повеление, но, выразив в словах некое сомнение, ударил в камень, и извел воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Разлитое – презренно, а разостланное не убывает и в самом сосуде и наполняет близких. Такова по природе эта масть. О, возлюбленные, это – источник благой вести: он постоянно бьет и сам не убывает. Принеси сосуд, о, человек, и приди, приблизься к нему, чтобы ты мог наполнить его этою мастью 23 . Прими эту честную масть, не для того, чтобы продать за триста червонцев, но чтобы ты помазался ею бесплатно! Не будь подобно Иуде, чтобы не огорчиться, но полей себе на голову Христа с верою, чтобы ты разделял с Ним жительство (букв.: был сообитателем). Эта масть развеселила праведников. Так как ее возлюбил Ной, он был оправдан и спасся ковчегом. Она была обесчещена Хамом: он открыл срамоту своего отца. Ею развеселился блаженный Евер: он не последовал за теми, которые задумали дело столпа. Она была обесчещена Нимвродом: он приготовлял пищу богоборцам. К ней вожделел блаженный Авраам: он поспешил из халдейской земли прийти в наследие. К ней вожделел блаженный Исаак: он хотел принести себя в жертву миру. Из-за нее предуведомленный, блаженный Иаков схватил за пяту Исава. Она была обесчещена Исавом: он лишился (букв.: удалился от) первородства, так как продал его за кушанье. Ее захватить усердствовала блаженная Тамара и явилась Иуде, как развратная. Ее увидел и удивился восприемник Младенца, так как на Младенце лежал знак красного цвета 24 , и как бы сила была дана для тебя той ограде 25 . Ее возлюбил блаженный Иосиф: он терпел, когда продали его в Египет: из-за нее не хотел он собирать и не дал согласия царице развратиться развратом. Из-за этой масти Иосиф выучился терпению: он явился князем над египтянами. Из-за нее возревновал блаженный Моисей: сам сделался взыскателем и властителем над Израилем. Вожделея к ней, блаженный Аарон был помазан во священники. О ней ревновал блаженный Финеес и ранил копьем распутницу и Замврия. К ней вожделея и ее ожидая, блаженный Иисус, сын Навия (Навин), стал слугою Моисея. Воззрите, о, люди, на воспевание всех праведников, как они вожделели к ней – к благоуханной этой масти. О, блаженный Иисус Навин, который из камня новое показывал, как бы явить ту масть: вожделея к ней, блаженный Иисус Навин вторично камнем обрезывал сынов Израиля. Ее возлюбил Блаженный Давид 26 : из него, [как] из сердца Отца, вышел рождением [Сын] 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

280 «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» ( 1Пет. 5, 8–9 ). 281 «Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками» ( 3Цар.10,1 ). «Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое. Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих, и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» ( Пс.94, 8–11 ). 284 «Вспоминайте о делах отцов наших, которые они совершили во времена свои, и вы приобретете великую славу и вечное имя. Авраам не в искушении ли найден был верным? И это вменилось ему в праведность. Иосиф в стесненном положении своем сохранил заповедь и сделался господином Египта. Финеес, отец наш, за то, что возревновал ревностью, получил завет вечного священства. Иисус за исполнение слова сделался судьею над Израилем. Халев за свидетельство перед собранием получил в наследие землю. Давид за свое милосердие наследовал престол царства навеки. Илия за великую ревность по законе взят даже на небо. Анания, Азария, Мисаил верою спаслись от пламени. Даниил за свою невинность избавлен от челюстей львов. Итак припоминайте от рода до рода, что все, надеющиеся на Него, не изнемогут» ( 1Мак.2, 51–61 ). «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» ( Иак.1, 2–4 ). 289 «И двинулось все общество сынов Израилевых в путь, по повелению Господню, и расположилось станом в Рефидиме, и не было воды пить народу. И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: «Зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас, и детей наших, и стада наши? Моисей возопил ко Господу и сказал: «Что мне делать с народом сим? Еще немного, и побьют меня камнями».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010