То есть, братия и сестры, жизнь по совести, начнись она даже в жизни грешника, остановит любое злословие в его адрес. И, напротив, жизнь не по совести приводит человека к нравственному и религиозному кризису. Сказано: «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ). Жизнь без совести, бессовестная жизнь – это такое состояние души, когда притупляется ощущение греха. Когда человек не видит, точнее, не осознает греховных проблем. Когда человеку кажется, что его грехи – это его личное дело и никто не имеет права вмешиваться в его личную жизнь. Так, наверное, думал и царь Ирод Антипа. Ему могло казаться, что его взаимоотношения с любовницей – его личное дело, и никто не может вмешиваться в его личную жизнь и копаться в его белье. Для него поведение Иоанна Крестителя могло выглядеть именно как вмешательство в его (Ирода) личную жизнь. Это раздражало, оскорбляло его самолюбие и заставляло его плести интриги против Божьего пророка Иоанна Крестителя. Ирод не понимал, что грех царя имеет ужасные последствия для всего народа. Впрочем, братия и сестры, грех любого человека имеет социальное значение, касается всех людей, которые с ним общаются, в той или иной степени. Суицидальность греха несет в себе семена осквернения и всем людям, которые склоняются к поведению грешника, заражаются его греховностью и его, нераскаянного грешника, нечувствием греха. Через грех одного проклятие Божие может касаться многих. Грех родителей прямо оборачивается проклятием для их детей, как и сказано: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» ( Исх.20:5 ). То есть, грех никогда и нигде не является частным делом человека. В Пятикнижии Моисея рассказывается о том, что, когда евреи находились в Ситтиме, то там народ начал блудодействовать с дочерями Моава, и Бог навел мор на народ – на всех! На тех, которые блудодействовали, и на тех, которые не блудодействовали. Мор продолжался до тех пор, пока праведный Финеес ударом копья не остановил блуд. Сказано: «Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых» ( Чис.25:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, все праведники пойдут в блаженное Царство Иисуса Христа, но не все они будут наслаждаться в нем равным блаженством, а у каждого будет своя мера, сообразная с мерой его трудов и подвигов на земле. Апостол говорит: каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор.3:8 ). Основание блаженства заключается в самом человеке, в его внутреннем совершенстве. Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). Таким образом, по слову апостола, кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет ( 2Кор.9:6 ). Но с другой стороны, область добродетели необъятна, и захватить ее всю одному невозможно, каждый выбирает себе свойственный образ деятельности. Это также служит основанием для различий в получении райского блаженства. Спаситель учил: кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей ( Мф.10:41–42 ). «Каждая из добродетелей, – говорит святитель Григорий Богослов , – есть особенный путь к спасению, и несомненно приводит к одной из вечных и блаженных обителей. Ибо как различны роды жизни, так и обителей у Бога много, и они разделяются и назначаются каждому по его достоинству. Поэтому пусть один исполняет одну добродетель, другой – другую, иной – многие, а кто-нибудь, если возможно, и все. Только да шествует каждый безостановочно, да стремится вперед и следует неуклонно по стопам того доброго путеводителя, который прямо направляет стезю его, и тесным путем, сквозь узкие врата, выводит на широту блаженства небесного». Святитель Иоанн Златоуст сказал: «Есть там обитель веры и упования, в нее зовет отец верующих, Авраам. Есть обитель произвольной нищеты и самоотвержения, в нее зовет Моисей. Есть обитель терпения и преданности воле Божией, в ней обитает Иов. Есть обитель чистоты и целомудрия, в нее приглашают Иосиф и Сусанна. Есть обитель ревности по Богу и добродетели, ее предлагают Финеес и Илия. Есть обитель милосердия, в нее зовет Сам Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Злой дух сильно влечет человека ко греху, но человек должен противиться влечению, молясь Христу, зол Губителю. Иногда враг тем сильнее нападает на нас, борет, мучит нас, чем сильнее наша молитва и чем более приносит пользы нам и людям, о которых мы молимся, особенно в качестве иерея и предстоятеля о людях пред престолом Божиим. На вождя сильнейшая вражда и брань врага. Любовь земная погашает любовь горнюю, небесную. Это должен знать всякий сластолюбец, сребролюбец, честолюбец. Где любовь земная, там нет истинного дружества, сочувствия, сострадания, сорадования, чистоты и целомудрия, терпения и долготерпения, потому что всякая добродетель держится и коренится на вере и любви к Богу, а всё земное непрочно, скоропреходяще. 93 Начала тьмы рассекаешь, изображаемый нами Крест. Живоносный Крест, твоя высота (твой верхний конец) поражает воздушного князя, глубина (твой нижний конец) пронзает змия всей бездны (т. е. диавола), широта (правый и левый концы) вновь спасает нас, низлагая своей крепостью мирского князя (сатану). Слава, Господи, Кресту Твоему честному! (Канон Честному и Животворящему Кресту, песнь 4-я.) 94 И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания. Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых ( Чис. 25, 6–8 ). 98 Образовати (церк.-слав.) – изображать, являть, представлять. Ср. Херувимскую песнь: Иже Херувимы тайно образующе... – то есть: Таинственно являя собой Херувимов... 99 Довлети (церк.-слав.) – быть достаточным, избыточествовать; иметь способность, силу к совершению чего-либо. Читать далее Источник: Дневник/св. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 15: 1870-1871. - 2006. - 572 с. ISBN 5-902112-52-4 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И “ восстал Финеес , - сказано, - и произвел суд ” (Пс.105:30). Итак, если убийство и чадозаклание было одобрено в них, потому что совершалось по воле Божией, и мы обращаем внимание не на сами события, а на цель их, и на намерение тех, кто совершал такие дела, - то тем более здесь (в истории Иакова) надобно так рассуждать.   3. Итак, не на то смотри, что сказанное Иаковом было ложь, но помысли о том, что сам Бог все так устроил, желая привести в исполнение свое предречение. А дабы увериться, что Бог всему этому содействовал и трудное делал легким, посмотри, как праведник не смог заметить обмана, но, поверив словам Иакова и вкусив с удовольствием принесенные яства, награждает его благословениями. Да и Исав не прежде возвращается с ловли, как уже когда все кончилось, и таким образом все показывает нам, что дело это происходило по намерению Божию. “ И сказал , - говорит Писание, - Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу ” (ст. 20). Еще с боязнью стоял Иаков, и страх его увеличивался; а все так было для того, чтобы познали мы через это, как человеколюбивый Господь не безусловно являет Свое промышление, а когда и с нашей стороны видит много ревности. Не оставь, возлюбленный, без внимания этого смущения (в Иакове), а заметь, что со всех сторон была для него опасность: он боялся и трепетал, чтобы из-за благословения не подпасть проклятию. “ И сказал , - сказано далее, - Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? ” (ст. 21). Судя по голосу (Иакова) праведник несколько сомневался; но как устроению (Божию) надлежало придти в исполнение, то Он и не допустил его дознать обман. “ Иаков подошел , - сказано, - к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его ” (ст. 22,23). Видишь ли, как (Писание) показывает, что все это было делом благодати Божией, устроившей так, что и Исаак не узнал ничего сделанного, и Иаков получил отеческое благословение? “ И не узнал его, - говорит Писание, - потому что руки его были, как руки Исава … и сказал: ты ли сын мой Исав? ” (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

10. Видимо, этот народ [франки] всегда был привержен язычеству; они совершенно не признавали Бога, но делали изображения лесов и вод, птиц и животных, и других стихий природы и поклонялись им, как богу, и приносили жертву 224 . О, если бы до глубины их сердец дошел наводящий трепет голос, возвещавший народу устами Моисея: «Да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня. Не сотвори себе кумира и не поклоняйся всякому подобию того, что на небе, и что на земле, и что в воде; не сотвори и не служи им» 225 . И еще: «Господу, Богу твоему, поклоняйся, и Ему одному служи, и именем Его клянись» 226 . Если бы они могли знать, какое наказание понесли израильтяне за поклонение литому тельцу, когда они после пира и песен, после игр и танцев нечестивыми устами говорили об этом изображении: «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской» 227 . Пало из них двадцать четыре тысячи 228 . А как были повергнуты и убиты родственниками те, которые, посвятив себя Ваал-Фегору, блудили с дочерьми Моава? 229 Этим избиением первосвященник Финеес, убив соблазнителей, укротил гнев Бога, «и это вменено ему в праведность» 230 . Далее, если бы дошли до их слуха и слова Господа, вложенные в уста Давида: «Ибо все боги народов – бесы, Господь же небеса сотворил» 231 . И в другом месте: «Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих. Подобны им будут делающие их и все надеющиеся на них» 232 . Или же такие слова: «Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами своими» 233 . И еще слова пророка Аввакума: «Что за польза от истукана, что изваяли его? Создали это литье, мечтание ложное. Есть же это изделие из золота и серебра, никакого дыхания в нем нет. Господь же – во храме Своем святом: да убоится пред лицом Его вся земля» 234 . И другой пророк так же говорит: «Боги, которые не сотворили неба и земли, да исчезнут с земли и из-под небес» 235 . То же самое в другом месте: «Так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог , образовавший землю и то, что на ней; Он, Создатель ее, не напрасно основал ее, для обитания сотворил ее» 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

1Мак.2:51 . Помните дела отцов ваших, которыя они совершили в поколениях своих: и вы получите славу великую и имя вечное. 1Мак.2:52 . Авраам не в искушении ли оказался верным, так что это вменилось ему в праведность? 1Мак.2:53 . Иосиф в тесном обстоятельстве сохранил заповедь, и сделался владыкою Египта. 1Мак.2:54 . Финеес отец наш за то, что поревновал ревностию, получил завет священства вечнаго. 1Мак.2:55 . Иисус за исполнение поручения сделался судиею в Израиле. 1Мак.2:56 . Халев за верное свидетельство пред сонмом получил землю в наследие. 1Мак.2:57 . Давид за благость свою наследовал престол царства вечнаго. 1Мак.2:58 . Илия за то, что ревниво ревновал по законе, вознесен даже на небо. 1Мак.2:59 . Анания, Азария, Мисаил, по вере, спаслись от пламени. 1Мак.2:60 . Даниил за невинность свою избавлен от пасти львов. 1Мак.2:61 . Итак памятуйте из рода в род, что все надеющиеся на Него не изнемогут. 1Мак.2:62 . И слов мужа грешника не бойтесь, ибо слава его обращается в мотыль [Навоз] и в червя. 1Мак.2:63 . Сегодня он превознесен будет, а завтра не найдут его, ибо он обратился в прах свой, и помышление его погибло. 1Мак.2:64 . И вы, чада, укрепляйтесь и мужественно стойте в законе вашем, ибо им прославитесь. 1Мак.2:65 . А вот Симеон брат ваш. Я знаю, что он есть муж совета; итак слушайте его во все дни. Он вам будет вместо отца. 1Мак.2:66 . Иуда же Маккавей, этот крепкий силою от юности своей, будет у вас начальником воинства; и вы будете воевать, воевать – с народами. 1Мак.2:67 . Посему соберите к себе всех исполнителей закона, и отмстите за обиду народа вашего. 1Мак.2:68 . Воздайте воздаяние язычникам и соблюдайте повеления закона. 1Мак.2:69 . И благословил их, и присоединился к отцам своим. 1Мак.2:70 . Умер же он на сто сорок шестом году: и похоронили его сыны его в усыпальнице отцов его в Модеине; и оплакал его весь Израиль плачем великим. Глава 3 1Мак.3:1 . И стал Иуда, называемый Маккавей, сын его, на место его. 1Мак.3:2 . И помогали ему все братья его и все, которые пристали к отцу его, и воюя сражались за Израиля с радостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

27 621 Унизить племя их среди народов, рассеять их по всем странам. 28 622 И поклонялись они Ваалфегору, и приносили жертвы идолам бездушным; 29 623 И оскорбили Бога поступками своими, и на многих пришла погибель. 30 Но предстал пред Богом Финеес и умилостивил Его, и прекратился мор; 31 И вменилось это ему в праведность, из рода в род и вовеки. 32 624 Но прогневали они Бога у воды, где возроптали, и потерпел зло Моисей из-за них; 33 Ибо смутили они дух его, и, усомнившись, согрешил он устами своими. 34 625 Не истребили они племена, которые назвал им Господь. 35 И смешались с язычниками, и злым делам научились от них; 36 И служили идолам их, и впали они в соблазн. 37 626 И приносили в жертву сынов своих и дочерей своих бесам. 38 И проливали кровь невинную, кровь сынов своих и дочерей, которых приносили в жертву идолам ханаанским; и этим поругана была земля, 39 И осквернилась она делами их; они же предавались блуду. 40 627 И воспылал гневом Господь на народ Свой, и возгнушался достоянием Своим; 41 И предал их в руки врагов, и взяли власть над ними ненавистники их. 42 И угнетали их враги, и смирили их рукой своею. 43 628 Много раз избавлял Он их; они же оскорбляли Его упорством своим и унижены были за грехи свои. 44 Но видел Господь скорби их, и внимал Он молениям их. 45 629 Помнил Он завет Свой и сжалился по великой милости Своей; 46 И склонил к милосердию сердца покорителей их. 47 Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас, избавь от ига язычников, да прославим имя Твое Святое, да похвалимся славой Твоей. 48 630 Благословен Господь Бог Израилев во все века! И скажет весь народ: «Да будет так, да будет!» Слава: Аллилуия, 106. 631 1 Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вечна милость Его! 2 Да скажут так избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага, 3 И со всех сторон собрал Он их, от востока, и запада, и севера, и южного моря. 4 632 Блуждали они в пустыне безводной, пути в город людный не находили; 5 Терпели они голод и жажду, душа их изнемогала. 6 Но воззвали они ко Господу в скорби своей, и от бед избавил Он их;

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

30, 31). «Сечь» Симмах перевел: «погром». История свидетельствует, что Финеес, взяв копье, пронзил Замврия, блудодействовавшего с моавитянкой, и вместе с ним убил и женщину (Числ. 25:7 и след.). Одобрив его ревность, Бог похвалил его и остановил наказание, поражавшее народ. Так, след., сильна праведность одного мужа, что прекращает общий погром. « И прогневали Его при воде пререкания, и потерпел Моисей из–за них:ибо огорчили они дух его, и он погрешил устами своими » (ст. 32, 33). Это седьмой грех народа еврейского, в который вовлечен был и Моисей. Приступив к нему, когда он сетовал о сестре своей, они с большим шумом требовали от него удовлетворения своей нужды. А он, подавленный скорбью и видя их необузданность, объятый гневом и негодованием, исполнял божественное повеление без обычного спокойствия: с некоторым сомнением ударил по скале и извел воду. На это и указывает выражение: « и он погрешил устами своими », т. е. не без колебания говорил с народом. « И сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» (Числ. 20:10) За это, без сомнения, вознегодовав на него, Бог всяческих не допустил его ввести народ в обетованную отцам землю, но повелел ему окончить жизнь в пустыне, а обещание свое исполнил чрез Иисуса Навина. Моисей, конечно, считал это для себя наказанием, но Господь всяческих устроил это с иной целью. Прежде всего, не дал Он Моисею довести до конца исполнение обетования, чтобы иудеи, безумие которых Он знал, не сочли своего вождя Богом. В самом деле, если изображение тельца они обоготворили, то какого почитания не воздали бы они совершителю стольких чудес? С этою же, конечно, целью Бог устроил и то, что могила его осталась неизвестной. А сверх того, тем, что случилось с самим законодателем, Господь хотел показать временное значение того законодательства, потому что если сам законодатель не достиг обетованной земли, то отсюда легко было понять, что и сами они не будут долго наслаждаться ее обладанием. Изобразив, таким образом, события, совершившиеся в пустыне, псалом обличает затем и те беззакония, какие они совершили в земле обетования.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

81 . И еще Корей, Дафан и Авирон и с ними двести пятьдесят мужей восстали на Моисея и закон Божий, и земля поглотила их, и огнь попалил их ( Чис.16:135 ). 82 . Из двенадцати жезлов один только жезл Ааронов расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали, и видели все, что священнодействовать может только тот, кого избрал Господь ( Чис.17:18 ). 83 . Еще был ропот народа у Меривы, когда не было воды. Моисей жезлом ударил в скалу, и потекла вода ( Чис.20:113 ). 84 . Народ возроптал на Бога, и ядовитые змеи жалили народ, и многие умирали. Тогда Моисей сделал медного змея (прообраз Креста Животворящего), и, глядя на него, народ оставался жив ( Чис.21:49 ). 85 . Валаам по велению Божию пророчествовал о Христе Мессии: Возсияет звезда от Иакова, и восстанет Человек от Израиля, и Царство Свое Церковь утвердит по земле ( Чис.24:17 ). 86 . Когда народ стал блудодействовать с дочерями Моава и оставил веру в Истинного Бога, то Господь поразил за это 24000 человек, и только священник Финеес отвратил ярость гнева ( Чис.25:19 ). 87 . За сорок лет странствования в пустыни сложили свои кости все, роптавшие на Бога, и выросли их сыны, и им дано войти в землю обетованную ( Чис.26 ). 88 . Возлюби Господа, Бога Твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими ( Втор.6:5 ). Храни заповеди Господа и делай справедливое и доброе. 89 . Благословение Господне будет, если послушаешь заповеди Бога; и проклятие, если уклонишься с пути праведного ( Втор.11:27, 28 ). 90 . Если любишь Бога от всего сердца своего, не слушай иное учение, и не ходи вслед идолов ложных, и не твори мерзости на земле ( Втор.6:14; 8:19; 18:9 ). 91 . Будьте святы и любите Бога Всемогущего, ибо сорок лет Бог водил народ по пустыни, и одежда и обувь не обветшали, и хлеба не ели, и вина и сикера не пили, и хранил их Господь ( Втор.29:56 ). 92 . Собирайте народ, мужей, и жен, и детей, и пришельцев, чтобы они слушали и учились правде и боялись Господа Бога и исполняли закон Его. 93 . Имя Господа прославляйте и воздавайте славу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

„Говорит Валаам, сын Веоров, Говорит муж с открытым оком, Говорит слышащий слова Божьи, Имеющий ведение от Всевышнего, Который видит видение Всемогущего. Падает, но открыты очи его. Вижу его, но ныне еще нет Зрю его, но не близко, Восходит звезда от Иакова, И восстает жезл от Израиля, И разит князей Моава, И сокрушит всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, А Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет, И погубит оставшееся от города» 549 . После таких благословений Израилю, Валаам предсказал еще будущую судьбу тогдашних исторических народов, и затем «пошел обратно в свое место», а Валак, потерпев полную неудачу в своем коварном замысле, должен был изыскивать новые средства для борьбы с Израилем. Но ему помог в этом опять Валаам, который, лишившись своей «неправедной мзды» на одном деле, очевидно хотел получить ее на другом. По его совету, моавитяне попытались отвратить Израиля от его главной крепости, Иеговы, искушением сладострастия, и искушение было слишком велико для столь непостоянного народа. Он вполне предался преступной страсти и начал блудодействовать с дочерьми Моава (а также особенно с мадианитянками), и это преступное увлечение привело его к идолопоклонству, так что Израиль «кланялся богам их и прилепился к Ваал-Фегору», то есть, к худшей форме языческого распутного идолослужения. Тогда «воспламенился гнев Господень на Израиля». Нужно было очистить стан израильский от такой скверны. Ревнителем истины выступил Финеес, сын Елеазара первосвященника, внук Аарона, и он, захватив одного наглого блудника на месте преступления, копьем пронзил его вместе с мадианитянкой, после чего последовало общее избиение всех блудников, которых и погибло 24,000 человек. Финеесу за благочестивую ревность дано было обетование вечного священства в его потомстве. Но скоро постиг праведный суд Божий и самого советника на злое дело. По повелению Божию, израильтяне должны были истребить мадианитян, и в последовавшем избиении убит был и Валаам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010