Потому что не сделал греха . Следует ли думать, что это ска­зано относительно народа, как и те слова: дам злейших вместо погребения Его? Здесь им также должно уступить. Не было лжи в устах Его . Но вот говорится: нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Екклез.7:20); а потом: и кто не погрешал языком своим? (Иис. сын. Сир.19:17). Что должно сказать об этих словах: все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу ? Чтобы ты не думал, что пророк, говоря " все " , сказал это слово о большинстве, а не о всех, он говорит: мы блуждали – все вместе и каждый в отдельности, чтобы понимали, что все это совершилось относительно Его. Он Сам предска­зал, что это будет относительно Его: так это было и испол­нилось. Если же не так, то скажи, иудей, ты, который с таким прилежанием убил беззаконного человека: почему же ты под­вергся таким наказаниям? Во время Моисея виновные в идо­лослужении подвергались смерти по причине ревности Божией, и таким образом был умилостивляем гнев Божий. Теперь же, если ты не был виновен, если ты, почитая добродетель, по закону справедливости, убил человека, противного Богу, пренебрегающего законы, то почему ты подвергся наказанию? Финеес убил и был оправдан. Надлежало и тебе быть оправданным. Ты также заботился о славе Божией. Разве не сле­довало получить тебе награду за твое старание и за твою заботу? Но, говорит он, мы наказаны теперь за грехи. За какие же грехи? Разве за грех золотого тельца? За золотых телиц? Разве за убитых мальчиков и за принесенных в жертву дочерей? Не преследовали ли вы обольстителей и обманщиков Иуду и Февду? Почему же вы не получили великих наград, как заботившиеся о законах? Никто не может сказать, что вы обнаружили попечение только относительно Его; но (вы обнаружили его) также и относительно учеников, которые последовали за Ним: вы побили камнями Стефана, убили Иакова, подвергли многим мучениям Павла. Между тем, в то время, когда вы это делали, среди вас не было ни одного идолослужи­теля.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут». Одних предал огню, а над другими не было обычнаго плача, потому что каждый занят был собственными своими бедствиями. А священники Офни и Финеес, несшие самый кивот, убиты, научаемые самым делом, что живущие в беззаконии не должны надеяться на Божие о них попечение. Пс.77:65 .  Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином. Пс.77:66 .  И поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их. «И воста яко спя Господь». Впрочем, подвергая их сим наказаниям, и врагам их показал причины совершившагося. «Яко силен и шумен от вина:» «И порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им». Как бы некий сон отложив долготерпение, нанес иноплеменникам такой удар, по которому у всех стали они достойными осмеяния. Разумеет же Пророк болезнь на седалищах, о которой повествует и история ( 1Цар. 5, 9 ). Сие же выразило и пророчество; ибо сказано: «порази враги Своя вспять», означив приличным выражением часть тела, которой нанесена язва. Сном же назвал Пророк долготерпение, а шумом от вина – негодование; так как Богу и праведно налагать наказание на прегрешающих есть нечто привходящее для Него. Пс.77:67 .  И отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал. «И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра». Опять Пророк, оставив прочия колена, упоминает одно Ефремово, провидя будущее похищение власти, потому что из него происшедший Иеровоам отторг десять колен от царства Давидова. Иосифом же и Ефремом называет одно и то же колено, потому что Ефрем – сын Иосифов. Сказует же, что колено сие отринуто, потому что не осталась скиния в Силоме, но прешла благодать божественнаго кивота в Иерусалим, где после того Соломон воздвиг божественный храм. Пс.77:68 .  А избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил. «И избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби». Колено Иудино избрал ради жезла, который, как ожидали, должен был процвесть от Иессея. О сей леторасли предвозвестил и Патриарх Иаков, благословляя Иуду. Упоминает же о ней и божественный Павел, говоря так: " яве же, яко от колена Иудова возсия Господь наш Иисус Христос » ( Евр. 7, 14 ). Поэтому ради сея леторасли Бог предпочел прочим коленам колено Иудино. Но, поскольку тайна сия для многих была некоторым образом неведома, то Пророк для большей ясности присовокупил: «гору Сионю, юже возлюби», чтобы утушить зависть в других коленах, как бы так говоря: никакого предлога к зависти не имейте для себя в этом; потому что ради горы Сиона избрал Бог колено Иудино. Сверх того Пророк хочет показывать досточтимость горы, по причине храма, какой будет создан на ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ты и закон дал, и нарушителям его открыл, какие наказания они навлекут на себя, и соблюдающим его обещает благое воздаяние, и обещания Свои подтверждаешь делами; последнее именно выражается в словах: « совершенную истину ». Назначен у Господа день, когда Он будет судить вселенную и воздавать « каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое » (Рим. 2:6–9). Выражением же: « совершенную истину » — он обозначил непреложность исполнения дела. « Истаяла меня ревность по Тебе, ибо забыли слова Твои враги мои » (ст. 139). Преданных беззаконию пророк оплакивает, а законодателя видя оскорбляемым, справедливо негодует. Такая ревность прославила Финееса; она сделала славным великого Илию; ею пламенея, добропобедный Стефан обличил неверие иудеев. Этот стих выражает ту же мысль, что и один из предшествующих: что там говорил он: « источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего » (ст. 136), то и здесь разумеет: « истаяла меня ревность по Тебе, ибо забыли слова Твои враги мои ». Таков был, как я сказал, Финеес, поразивший блудника: « и (это) вменилось ему в праведность » (Пс. 105:31). Таков был божественный Павел, в самом себе носивший всего Христа, почему и говорил он: « кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11:29)? И блаженный Лука говорит о нем, что в Афинах возмущался « при виде этого города, полного идолов » (Деян. 17:16) « Слово Твое весьма пламенно, и раб Твой возлюбил его » (ст. 140). 2. Испытано, говорит, и чисто слово Твое и чуждо всякого порока, и я питаю к нему горячую любовь. А в другом псалме он говорит: « слова Господни — слова чистые, серебро расплавленное, испытанное в земле, семикратно очищенное » (Пс. 11:7). Итак, среди судов Божиих нет ничего недостойного, сомнительного или нечистого, но все чуждо всякого порока.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

19–23 Ложная религия: Моисей как посредник. 19–20 ( Рим. 1:21–25 ). В основе всех религий, созданных людьми, лежит спасение по делам, собственными силами, т. е. замена вечного Бога тем, что само требует поддержки. Таким образом, когда мы отступаем от Господа, то главная причина всегда в том, что мы забываем о спасающей силе единого истинного Бога. Но даже в таких обстоятельствах Господь принимает ходатайственное служение посредника ( Евр. 7:25 ). 24–27 Слово и Голос Божий. Здесь самая сердцевина псалма. Общая структура псалма такова: А 1 (1–5) Хвала и молитва Б 1 (6–12) Человеческая забывчивость и спасение Божье В 1 (13–18) Недовольство пропитанием Божьим Г 1 (19–23) Ложная религия: Моисей Д (24–27) Слово и голос Бога Г 2 (28–33) Ложная религия: Финеес В 2 (34–38) Недовольство Господом Б 2 (39–46) Мятежный человеческий дух и милосердие Бога А 2 (47–84) Молитва и хвала Лаконично сформулированная центральная истина полна драматизма, она не нуждается в особой трактовке: самый главный грех народа Божьего состоит в том, что он отверг слово Божье. В ст. 24 и 25 говорится о том, что они не поверили Его слову и не желали слышать Его голос. Наша привилегия велика: нам даровано слово Божье, и великий грех наш, что мы его игнорируем, а слово Божье есть голос живого Бога. 28–33 Ложная религия: Финеес как посредник. Как и Моисей, Финеес выступил в роли посредника и отвел гнев Божий от народа. Моисей в своей молитве самопожертвования ( Исх. 32:31–32 ) вплотную приблизился к совершенному Посреднику, Который милостью Своей отвел от нас гнев Божий, взяв при этом на себя проклятия греха ( Гал. 3:13 ; 2Кор. 5:21 ), и образ Которого он, сам того не осознавая, предвосхитил. Но если Моисей предвосхищал появление Посредника в лице Господа Иисуса своей молитвой, то Финеес по делам праведности был тем посредником, на смену которому придет настоящий Праведник, Тот, Кого пророк Исайя называет «Праведник, Раб Мой» ( Ис. 53:11 ; Евр. 7:26 ). Второй исторический эпизод (32–33) дополняет первый в этом фрагменте: они прилепились к Ваалфегору (28)… и прогневали Бога (32). Несмотря на то что они уже были в подобной ситуации ранее ( Исх. 17 ), отсутствие воды ( Чис. 20:3 и дал.) вызвало у них гнев на Моисея и горькое сожаление по поводу исхода из Египта, желание скорее умереть, чем подчиниться воле Божьей. Неудивительно, что Моисей не мог такое стерпеть! Тот прежний Моисей из Исх. 2:11 – 12 все еще таился в новом преображенном и кротком характере Моисея ( Чис. 12:3 )! Он дорого заплатил за свою необузданную горячность ( Чис. 20:12 ). Неповиновение слову Божьему – самый страшный грех (см.: ст. 24–27). Ст. 27 – ср.: Лев. 26:33 ; Втор. 28:64 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

— Геронда, что значит: «Лукавии человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми» — Гляди: есть люди с неким эгоизмом, и Бог дает им по затылку, чтобы они спустились пониже. У других людей эгоизма чуть побольше, и Бог дает им по затылку, чтобы они спустились еще пониже. Однако тех, у кого есть сатанинская гордость, Бог не трогает. Может казаться, что эти люди процветают, но какое это процветание? Это черное процветание. И потом они падают не просто вниз, но прямо в бездну. Боже сохрани!.. Сейчас Бог терпит то, что происходит. Терпит для того, чтобы злой человек не смог оправдаться. В некоторых случаях Бог вмешивается Сам и немедленно, в других же случаях Он ждет и не указывает выхода сразу. Он ждет от людей терпения, молитвы, борьбы. Какое же у Бога благородство! Иного человека взять: сколько народу перерезал на [гражданской] войне, а до сих пор жив! В иной жизни Бог скажет ему: «Я дал тебе жить больше, чем добрым». Смягчающих вину обстоятельств у такого человека не будет. — Геронда, а почему иногда такие люди, будучи тяжело больны, не умирают? — Видимо, у них есть тяжкие грехи, потому и не умирают. Бог ждет, может быть, они покаются. — А как же люди, которых они мучают? Геронда, в одной стихире поется: «Яростию подвигшеся праведнейшею». Какая ярость или гнев являются праведнейшими? — Вопиять и гневаться от действительной боли, когда обижают других, — это «праведнейший гнев». Гневаться, когда обижают тебя самого, — это гнев нечистый. Если видишь, что кто-то страдает за святыню, то это значит, что у него есть ревность по Богу. И Христа ради юродивого можно так распознать. Если взять, например, икону и поставить ее перед ним вверх ногами, то Христа ради юродивый сразу подскочит! Такой «тест» на юродивых. Итак, есть и праведное, по Богу, негодование, и только такое негодование оправдано в человеке. Когда Моисей увидел, как народ приносит жертву златому тельцу, он, вознегодовав, поверг на землю скрижали с заповедями, которые дал ему Бог, и они разбились. Финеес, внук первосвященника Аарона, совершил два убийства, а Бог заповедал, чтобы из рода его происходили священники Израилевы! Когда Финеес увидел, как израильтянин Замврий грешит с мадианитянкой Хазви перед Моисеем и всеми израильтянами, то он не удержал себя. Поднявшись от сонмища, он убил их, и гнев Божий остановился. А если бы он не убил их обоих, то гнев Божий пал бы на весь народ израильский. Как это страшно! Я, когда читаю в Псалтири стих «И ста Финеес и умилостиви и преста сечь», много раз лобызаю его имя. И Христос, когда увидел, как в ограде Храма продают волов, овец, голубей, увидел менял, меняющих деньги, взял бич и изгнал их.

http://pravmir.ru/o-tom-chto-samo-prisut...

Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси всеблаженне: Егоже моли, да спасет душы наша.   Кондак, глас 3: Подобоначальник показался еси начальника пастырем Христа, иноков чреды, отче Григорие, ко ограде небесней наставляя, и оттуду научил еси стадо Христово заповедем его: ныне же с ними радуешися, и ликуеши в небесных кровех. Память праведного Финееса Святой праведный Финеес, сын Иудейского первосвященника Елеазара и внук первосвященника Аарона, первоначально был священником народа иудейского. Святой Финеес был достойным служителем Бога Израилева. В продолжение всей своей жизни он был ревностным защитником и охранителем истинного богопочитания. Его деятельность, как служителя Божия, была направлена, с одной стороны, на прославление славного имени Иеговы, Бога Израилева, а с другой — на искоренение всех пороков и отступлений от закона Божия, которые замечались иногда среди народа еврейского. Однажды случилось, что моавитяне [ 1 ], жившие по соседству с израильтянами и отличавшиеся своим нечестием, вовлекли израильтян в нечестивое и мерзкое служение своему богу Ваал-Фегору [ 2 ]. Разгневавшись на столь великое беззаконие, Господь строго наказал нечестивых отступников: тотчас же их стала поражать моровая язва, от которой умерли многие тысячи израильтян. Кроме того, Бог повелел Моисею умертвить (чрез повешение) тех из начальников народа, которые предавались нечестию. Многие израильтяне, видя гнев Божий, оставили беззаконие, раскаялись и собрались у дверей скинии для принесения Господу всенародного покаяния. В это время некто Замврий, начальник колена Симеонова, на глазах Моисея и всего общества привел мадианитянку в стан еврейский и повел ее в свой шатер. Тогда Финеес, исполнившись гнева и негодования на начальника — соблазнителя народа, вошел в шатер Замврия и поразил его и мадианитянку копьем. Этот поступок мужественного Финееса, в котором так очевидно обнаружилась его горячая ревность по Боге, отвратил гнев Божий от народа израильского. Тотчас же моровая язва, поражавшая народ [ 3 ], остановилась.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

— иг. Ф.). Сам Господь указал нам эту характеристику: всё, что Он создал, хорошо весьма. Всё, что хорошо, имеет в себе бытие, данное от Бога (ведь создание, творение — это и есть приведение из небытия в бытие, так сказать, актуализация бытия).    Значит, всё, что противостоит понятию «хорошо», — не Божие, Он не творил этого, не давал этому бытия. Зло, грех, неправда — всё это не имеет бытия в самом себе, поскольку такое бытие имеют только творения Божии. Всё это — не-сущее. И ничего из того, что связано с не-сущим, не может быть усвоено Богу, всё это Ему принципиально чуждо.    Именно от этого чуждого Богу и пытались принести Ему безумные Офни и Финеес. Они «в одинаковой мере гнусно относились к людям и к Господу Богу и не останавливались ни перед каким преступлением. Так, они не довольствовались теми приношениями, которые доставлялись им ввиду их общественного положения, но присваивали себе многое путем открытого грабежа; равным образом они насиловали женщин, являвшихся в храм ради богослужебных целей, отчасти пуская в ход силу, отчасти же прельщая их подарками. Их жизнь ничем не отличалась от времяпрепровождения тиранов».    Но «какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2Кор.6:14—15). Безумие — полагать, что такое может случиться. За это-то безумие и были наказаны Офни и Финеес, и еще до наступления Божией кары их «стал открыто оплакивать» отец их, первосвященник Илий, извещенный Господом о грядущих событиях.    Более того — за безумие немногих был наказан и весь народ: «ковчег Божий был взят» у них иноплеменниками, потому что всякая нечистота требует очищения и не может чистая сущность находиться там, где воля человеческая сама допустила безраздельное господство не-сущего.    А теперь посмотри, душа моя, что говорит тебе песнописец: как Офни и Финеес приносили чуждое Богу, так и ты приносишь Ему оскверненное житие.    Вся наша жизнь должна быть жертвой благоприятной, яже к Богу.    Нельзя быть живым, только когда ты бодрствуешь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Мы же бо на възвратимъс. Мы же вернёмся к повествованию. ко же рече осквернишас, рече, внидоша бо къ нимъ дъщери моавл и требы внесоша кумиръ своихъ, ша же и пиша требы ихъ и поклонхус кумиромъ ихъ. И послужи Израиль иже бысть тогда нарочитый кумиръ ихъ. И разгнвас Господь ростию на Израил и рече къ Моисю: «и поими вс кнз людьскы и обличи прмо Солнцю, и да вратитьс гнвъ и рость мо». И рече Моиси къ всему соньму Израилеву: «бий кождо подруга служившихъ Велфогору». И се человкъ сыновъ Израилевъ именемь Стафи(л.146б)неосъ обрте брата съ мадиантынею и проньзе сулицею, и подъ предъ соньмомъ выспрь, да видщии ботьс. О немь и великый Давыдъ рече въ 1027 псалм: «Стафинеосъ сий годи, и преста сча, и вмнис въ правду въ родъ и родъ до вка». Се же Стафинеосъ бысть сынъ Елеазаровъ, внукъ Арона жерца. И ту бо ста вредъ сыновъ Израилевъ, быша же мершии вредомь тмь к тысщь и д тысщи. Им же бысть прободеному человку Замбрий, сынъ Саломь и племени Семеона; им же жен прободеной съ нимь Засови, дъщи Сурова, кнз страны Самфова, дому отечьства мадиамл. Как сказано в Писании, [еврейский] «народ осквернился блудодеянием: к нему пришли дочери Моава, пригласили народ к жертвам своих богов, и народ ел их жертвы и кланялся их идолам. И стал Израиль служить Ваал-Фегору 1028 , который был самым известным их идолом. И разгневался Господь яростью на Израиля и сказал Моисею: „Собери всех начальников народа и обличи их перед солнцем, чтобы отвратить мой гнев и ярость”. И сказал Моисей всему собранию Израилеву: „Убейте каждый своего друга, служившего Ваал-Фегору”. И вот, некто из сынов Израилевых по имени Финеес увидел своего ближнего с мадианитянкой, пронзил их копьём и поднял вверх перед собранием, чтобы все увидели и убоялись» ( Чис. 25:1–6, 8 ). О нём сказал и великий Давид в 105 псалме: «Сей Финеес угодил, и остановилась бойня, и это вменено ему в праведность в род и род во веки» ( Пс. 105:30–31 ). Этот Финеес был сыном Елеазара, внуком священника Аарона. «И прекратилось поражение сынов Израилевых, умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи. Имя пронзённого израильтянина было Зимри, сын Салу, из колена Симеонова, а имя пронзенной с ним мадианитянки Хазва, дочь Цура, начальника земли Оммофа, из племени Мадиамского» ( Чис. 25:8–9, 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси всеблаженне: Егоже моли, да спасет душы наша. Кондак, глас 3: Подобоначальник показался еси начальника пастырем Христа, иноков чреды, отче Григорие, ко ограде небесней наставляя, и оттуду научил еси стадо Христово заповедем его: ныне же с ними радуешися, и ликуеши в небесных кровех. Память праведного Финееса Святой праведный Финеес, сын Иудейского первосвященника Елеазара и внук первосвященника Аарона, первоначально был священником народа иудейского. Святой Финеес был достойным служителем Бога Израилева. В продолжение всей своей жизни он был ревностным защитником и охранителем истинного богопочитания. Его деятельность, как служителя Божия, была направлена, с одной стороны, на прославление славного имени Иеговы, Бога Израилева, а с другой — на искоренение всех пороков и отступлений от закона Божия, которые замечались иногда среди народа еврейского. Однажды случилось, что моавитяне жившие по соседству с израильтянами и отличавшиеся своим нечестием, вовлекли израильтян в нечестивое и мерзкое служение своему богу Ваал-Фегору Разгневавшись на столь великое беззаконие, Господь строго наказал нечестивых отступников: тотчас же их стала поражать моровая язва, от которой умерли многие тысячи израильтян. Кроме того, Бог повелел Моисею умертвить (чрез повешение) тех из начальников народа, которые предавались нечестию. Многие израильтяне, видя гнев Божий, оставили беззаконие, раскаялись и собрались у дверей скинии для принесения Господу всенародного покаяния. В это время некто Замврий, начальник колена Симеонова, на глазах Моисея и всего общества привел мадианитянку в стан еврейский и повел ее в свой шатер. Тогда Финеес, исполнившись гнева и негодования на начальника — соблазнителя народа, вошел в шатер Замврия и поразил его и мадианитянку копьем. Этот поступок мужественного Финееса, в котором так очевидно обнаружилась его горячая ревность по Боге, отвратил гнев Божий от народа израильского. Тотчас же моровая язва, поражавшая народ остановилась.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Объяснение того, почему святые и праведные мужи в сем веке отмщают грешникам Суды Божий, возлюбленные братья, почти всегда сокровенны, но никогда не несправедливы. И поскольку мы читаем, что святые мужи отмщают в этом мире некоторым грешникам, мы должны рассмотреть, по какой причине так происходит, но сделать это с чистой и проникновенной верой. Ведь поскольку в Ветхом Завете наказание за грехи было телесным, всем были известны примеры, сколь часто кто?либо подвергался достойному наказанию. Однако не каждый, как хотел, во гневе своем истязал народ, но начальники или судьи, чтобы прочие имели страх, осуществляли справедливое наказание. Ведь сам блаженный Моисей, о котором читаем, что он был кротчайший из всех людей на земле ( Чис 12:3 ), сходя с горы, когда узнал, что народ принес жертвы идолам, приказал умертвить три тысячи человек (ср. Исх 32:28 ) – не для того, чтобы утолить свой гнев, но чтобы отомстить за оскорбление, нанесенное Богу, и чтобы прочие, увидев это, никогда не пытались впредь совершать подобные грехи. И чтобы мы понимали, в каком состоянии духа он приказал так сделать, он, возвратившись к Господу, молил [Его], говоря: Если не отпустишь народу Твоему грех его, изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (ср. Исх 32:31–32 ). Вот истинная и непорочная любовь: он приказал убить немногих, чтобы шестьсот тысяч, не считая женщин и детей, освободить; посему, если бы и он, движимый ревностью о Боге, не покарал немногих, то Божественная справедливость уничтожила бы всех. Также и праведный священник Финеес убил собственной рукой, [пронзив] мечом, одного из начальников, который возлег с иноплеменницей. И о том, в каком духе он сотворил это, свидетельствует Сам Господь, говоря: Финеес, возревновав о Мне, утолил гнев Мои так, что я не погубил весь народ Мой (ср. Чис 25:7, 10–11 ). Ибо Финеес сотворил так, [движимый] не животной ненавистью, но ревностью и любовью к Богу, не с тем, чтобы за себя отмстить, но чтобы спасти народ от Божиего гнева. 2 . Мы знаем, что сотворил также и Илия: когда весьма гордый и беззаконный царь отправил к нему пятидесятоначальника с его воинами, поручив ему привести [Илию] к себе, блаженный Илия, скорбя о погибели своего народа, который был понуждаем нечестивым [царем] к идолопоклонству, в Духе Святом изрек, чтобы сошел огонь с небес и попалил их; чтобы после того, как одни погибли телесно, другие стали бы здравы сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010