С ответом на первый вопрос мы подождем: к его обсуждению нам придется неоднократно возвращаться в нижеследующих главах, а в заключение мы резюмируем наши наблюдения на этот счет 414 . Что же касается второго вопроса, то его придется решить здесь и немедленно. Как поступили в этом отношении авторы двух фундаментальных сочинений по истории русской церкви? Если митрополит Макарий включал рассуждения на литературные темы в контекст своего исторического повествования произвольно, не задаваясь вопросами методики, то Голубинский подразделил как оригинальную, так и переводную литературу согласно принятым в его время схемам классификации богословских дисциплин. Применительно к переводам это привело к выделению четырех разделов: догматического, библейско-толковательного, учительного и исторического. Оригинальная же литература без особого обоснования рассматривалась в соответствии с более дробной шкалой: а) историческая литература, в которую de facto оказались включены аскетические и агиографические сочинения, летописи и сочинения по хронологии; б) учительная литература, куда попало большинство слов и поучений; в) путешествия к святым местам; г) богослужебная литература, т.е. все, что было написано для богослужебного прославления святых (похвалы, службы и т.п.); д) догматическая литература, к которой были отнесены только произведения Илариона и Клима Смолятича; е) авторы греческого происхождения, писавшие отчасти по-гречески, отчасти по-церковнославянски (по-древнерусски) (эта рубрика выделена, следуя митрополиту Макарию) 415 . В такой схеме слишком многое перемешано или опущено, а выделение греческих писателей в отдельный пункт может привести к искажению принципиальных взаимоотношений между древнерусской самобытностью и византийским влиянием. Поэтому напрашивается другой, расширенный вариант классификации по литературным жанрам. Естественно, при этом возникает опасность, что некоторые авторы окажутся поделены между несколькими рубриками (и что о некоторых вещах придется говорить дважды). Избежать этого можно путем включения того или иного автора в целом в ту рубрику, на которую приходятся важнейшие его сочинения. Бесспорно, что многие произведения древнерусской литературы не поддаются однозначной классификации по меркам современных жанров. Однако в литературе киевской поры уже развивались тенденции к самоопределению жанров, которые совсем не могли бы или лишь частично могли бы быть учтены при изложении по чисто хронологическому принципу 416 . 1. Гомилетика (учительная литература)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во второй половине XVI в. в силу ряда исторических причин пользуется особым вниманием вопрос о критериях нравственности того или иного поступка, осознанный как вопрос его подлинной внутренней мотивации. Вследствие этого постепенно формируются две противоположные концепции. Первая из них признает подлинно нравственным поступок, мотивированный разумной заинтересованностью в нем субъекта (Спиноза). Вторая – нерефлектируемый акт чистой (незаинтересованной) любви, свидетельствующий о полном отказе субъекта от самого себя (Фенелон). Обе эти концепции парадоксальным образом сходятся в антропологической модели Канта, где бескорыстное подчинение категорическому императиву разума уже связывается с представлением о личности, противопоставляемой душевно-телесной природе человека, всегда опосредованной собственными потребностями и интересами. В « Религии в пределах только разума» Кант писал: «Задатки животности в человеке можно подвести под общую рубрику физического и чисто механического себялюбия, т.е. такого, для которого не требуется разум. Задатки человечности можно подвести под рубрику физического, правда, но сравнительного себялюбия (для чего требуется разум), а именно как наклонности судить о себе как о счастливом или несчастном только по сравнению с другими. Задатки личности – это способность воспринимать уважение к моральному закону как сам по себе достаточный мотив произвола. Когда мы названные три вида задатков рассматриваем с точки зрения их возможности, то мы находим, что первый не коренится ни в каком разуме; второй коренится хотя и в практическом, но подчиненном другим мотивам разуме, и только третий сам по себе коренится в практическом, т.е. безусловно законодательствующем, разуме» [Кант 1980, 96–98]. Нетрудно заметить, что в схеме Канта проглядывает либо известная со времен Аристотеля структура души, подразумевающая растительную, животную, разумную составляющие [Аристотель 1976, 397], либо библейская трихотомия (тело, душа, дух). Однако немецкий философ различает уровни душевной жизни не по основной функции и не по степени приближения твари к Творцу, а по нравственной мотивации. Уместно спросить: является ли он в данном случае первооткрывателем или наследует более или менее давней традиции. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Вступление. Свое исследование о преп. Макарии Египетском мы разделяем на три отдела. Первый отдел – жизнеописание пр. Макария. Второй – изложение в системе миросозерцания Макария по беседам и словам. Третье – разбор бесед его. При составлении жизнеописания мы обратили особенное внимание на выяснение внутреннего мира, внутреннего настроения преподобного, которое так или иначе отразилось и в его беседах. Анализ бесед далее старались представить полный. Можно не мало встретить русских сочинений, где говорится об учении Макария. Но полного изложения всего миросозерцания его у нас нет. Некоторое исключение в этом отношении представляет исследование Катанского: «Учение о благодати Божьей в творениях древних св. отцов и учителей Церкви до бл. Августина». Здесь мы находим довольно подробное раскрытие вопроса о благодати по учению пр. Макария, но только о благодати. Между тем как у нашего отца есть и другие пункты учения. Правда, благодать – это центр, около которого вращается все миросозерцание его, но помимо действия благодати, он не мало говорит и о самодеятельности человека. Такая неполнота анализа бесед нашего отца объясняется тем, что каждый последователь выделял из бесед его только то, что его интересовало. Один говорит о благодати по учению пр. Макария (Катанский), другой о воскресении тел и будущей жизни (Кратиров), третий о совести (Попов) и т.д. Своей же задачей мы поставили в одном целом, в строгом порядке и определенной схеме представить все миросозерцание пр. Макария. При такой задаче для нас была дорога каждая страница, каждая строка его бесед. Мы боялись что-либо пропустить, ибо нам казалось, что в таком случае мы теряем драгоценные жемчужины... Наконец, что касается 3-го отдела, то здесь мы особое внимание старались обратить на разбор бесед преп. Макария с гомилетической точки зрения; эта сторона вопроса в русской духовной литературе почти не выясняется. Преп. Макарию приписывают следующие творения: 50 бесед и 7 слов. Два послания. Оба послания впервые изданы Флоссом в 1850 году. Первое послание отыскано на латинском языке. Оно надписывается так: incipit epistola sancti Macarii ad Filios Dei 1 . Это то послание, говорит пр. Бронзов, о котором упоминает Геннадий Марсельский и затем Исаак Сирин 2 . Оно признается исследователями за подлинное. В русском переводе его нет. Второе послание надписывается: «Το ατο γου Μακαρου πιστολ μεγλη κα πανυ φλιμος (Того же св. Макария послание великое и весьма полезное) 3 . Это послание переведено на русский язык и помещено в издании творений пр. Макария за 1852 и 1880-й годы после бесед. Подлинность его также признается исследователями 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Достойный почин» Отставной вожак татарских национал-радикалов Заки Зайнуллин проговорился, куда и зачем его «послал» Валиулла Якупов 05.08.2012 1029 Время на чтение 10 минут Бывший председатель «Всетатарского общественного центра» (ВТОЦ) Заки Зайнуллин К хору защитников ваххабитов, подозреваемых в покушении 19 июля на жизнь муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийстве начальника учебной части Духовного управления мусульман республики Валиуллы Якупова, вслед за «бабушкой татарского сепаратизма» Фаузиёй Байрамовой, руководителем Союза татарской молодёжи «Азатлык» Наилем Набиуллиным и другими самозваными «борцами за свободу татарского народа»(1), присоединил свой зычный голос бывший председатель «Всетатарского общественного центра» (ВТОЦ) Заки Зайнуллин. Едва выйдя из больницы и, видимо, ещё не совсем отойдя от послеоперационного наркоза, сей ненавистник русского народа и православия (призывавший в эпоху буйства «суверенитета» сбросить кресты с Благовещенского собора и разрушить православный храм-памятник на Казанке, и твердящий, как мантру, фразу о том, что «Русский народ пьёт, матерщинный и ленив!»)(2), разразился статьёй «Ваххабизм по Сулейманову», которую любезно разместила на своих страницах падкая на разную политическую тухлятину казанская газета «Звезда Поволжья». Для «затравки», как и положено всем татарским национал-сепаратистам, бывший советский полковник Заки Зайнуллин живописал в ней ужасы 460-летних зверств русских «оккупантов» в отношении татар-мусульман, не преминув при этом добавить к набившей оскомину пропагандистской схеме «свежие» подробности. Следует заметить, что совсем недавно его идеологический заединщик Айдар Халим уже неуклюже «блеснул интеллектом», когда, не утруждая себя ссылками хотя бы на один захудалый архивный источник, обнаружил миллионы татар, «заживо зажаренных на сковородах, сожжённых и замороженных на крестах».(3) Не желая, по-видимому, отставать от собрата по перу, Заки Зайнуллин «воздал должное» русским воинам. «Во многие татарские деревни, – пишет он, в частности, – приходили солдаты, уничтожали глав семей мужчин и сами поселялись в мусульманские семьи. Хозяйку мусульманку вместе с детьми крестили и заставляли жить с православным солдатом. Женщин, отказавшихся креститься, уничтожали вместе с детьми».(4)

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/06/...

«Мы можем найти человека нажатием кнопки, но теряем часы и дни». Что не так с законом о поиске пропавших За полтора года 70 человек погибли с работающим телефоном в кармане – и это были не дети 1 августа, 2019 За полтора года 70 человек погибли с работающим телефоном в кармане – и это были не дети В конце июля Госдума приняла поправки к закону «Об оперативно-розыскной деятельности». Предполагается, что теперь в случае пропажи ребенка полиция сможет по упрощенной схеме быстрее получать информацию с телефона пропавшего и определять его местоположение. Однако представители поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» недоумевают, почему поправки касаются только детей. Новый закон никак не поможет в поиске пропавших взрослых. Поисковики уверены – определение местоположения с помощью мобильного телефона гораздо важнее для тех, кто плохо себя чувствует и не может ответить на звонок. Если телефон зарегистрирован на маму До принятия поправок ситуация была очень простая: получить информацию о местоположении телефона человека любого возраста можно было только по решению суда. Этот процесс занимал длительное время и обычно приводил к результату тогда, когда он был уже неважен. Теперь, если речь идет о пропавшем ребенке, эту информацию можно будет получить быстрее (однако есть нюанс: получит ее полиция, а не родственники). Звучит вроде бы хорошо, но есть и вопросы. Во-первых, чаще всего телефон ребенка зарегистрирован на родителей, и в этом случае закон не поможет: если «ваш» телефон не с вами, данные о том, где он, сможет получить только полиция, и только по решению суда. Во-вторых, точность определения местоположения таким способом очень условна: в городе это будет круг диаметром метров 300, за городом – диаметром до 15 километров. То есть получается, что теперь полиция достаточно быстро, если телефон зарегистрирован на ребенка, сможет определить район, где он находится, но для города это, конечно, недостаточная информация (не говоря уже о лесе, где знание о том, что диаметр поиска – 15 км, вообще бессмысленно).

http://pravmir.ru/my-mozhem-najti-chelov...

Прежде всего, нам непонятен и кажется и даже прямо странным план построения многих схолий в книге проф. Попова. «Трудно допустить, пишет издатель «новой редакции» «λγος σκητικς», чтобы столь обширное сочинение, трактующее о предмете (аскетизме), обстоятельно и всесторонне обработанном и теоретически и опытно в IV и в первой половине V-ro века, могло стоять вне всякой литературной зависимости от сочинений предшественников и современников автора его и не отражать в себе идей и опытов подвижничества своего времени, особенно, если взять во внимание заявление самого автора, что он предлагает в своем сочинении догнанное из Св. Писания и из собственного опыта, слышанное от других и вычитанное, может быть, у церковных писателей, сочинения которых должны, по его мнению, читать монахи. С другой стороны, весьма вероятным казалось предположение, что аскетическое сочинение бл. Диадоха, высоко ценившееся церковными писателями VII века, должно было оставить свои следы в аскетических сочинениях писателей, живших во второй половине V века и в VI-м веке» (стр. XXIX). А так как в сей земной юдоли никто из смертных, за исключением праотца Адама, не появился на свет Божий без предшественников, а равно и всякий, чем-либо полезным ознаменовавший себя в своей деятельности, не остается и без последователей или продолжателей его трудов, то со всякого рода «весьма вероятными предположениями» и крайне растяжимым «может быть» следует еще положительно удивляться, что схолии проф. Попова, написанные по этой своеобразной схеме, заняли, как добросовестно высчитал один из официальных рецензентов книги его, «в общей сложности 400 страниц, т. е. 25 печатных листов плотного петита» (Извлеч. из журн. совета Киев. дух. Акад. за 1903–1904 г. стр. 88), а не цельный том в 620 страниц, или в 38 печатных листов. Многие вопросы христианской аскетики, рассматриваемые проф. Поповым в его схолиях, могут послужить и на самом деле предметом цельных диссертаций, каковы напр., смиренномудрие ( ταπεινοφροσνη) и послушание ( πακο), называемые проф. Поповым «главными из десяти основ аскетики» (стр. 502) и «первым благом во всех вводных добродетелях для новоначального инока» (стр. 128–129), или похоть к соитию ( πιθυμα συνουσας), «включавшаяся древними аскетами в число главным восьми пороков» (стр. 517, прим. 1), и др. В книге же проф. Попова эти главные вопросы христианской аскетики, рассмотренные по принятому плану с ссылкою на возможных предшественников – аскетов и последователей, скромно ютятся: первая схолия всего на всего на шести половинных страницах книги (стр. 502–503), вторая на пяти (стр. 128–129), а третья даже на четырех с половиною (стр. 517–521) страницах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

«Детей лишают вакцины, которая защищает от рака». Прививка от ВПЧ не вызывает бесплодие Репродуктологи и онколог-эпидемиолог объясняют, почему 11 июня, 2019 Репродуктологи и онколог-эпидемиолог объясняют, почему Вирус папилломы человека (ВПЧ) в 90% случаев вызывает у женщин рак шейки матки, а у мужчин — некоторые виды опухолей головы и шеи. При этом ВПЧ передается половым путем и протекает почти бессимптомно — вы можете и не знать, что оказались в группе риска по онкопатологии. От вируса может защитить прививка, сделанная в детстве. Но существует миф, что вакцина вызывает бесплодие. «Правмир» выяснил, почему это не так. — Доказано, что вирус папилломы человека (ВПЧ) играет важную роль в развитии рака шейки матки. При этом большинство людей на планете инфицированы одним из типов этого вируса. Поэтому риск заражения им достаточно высок, особенно при незащищенных половых контактах. Барьерная контрацепция значительно снижает риск инфицирования, но не исключает его полностью: вирус настолько мал, что теоретически может проходить через поры контрацептива. «Гардасил» — это четырехкомпонентная вакцина против ВПЧ. Это значит, что она защищает сразу от четырех типов вируса папилломы человека: 6, 11, 16 и 18. Именно эти типы наиболее значимы в формировании такого опасного для женщины состояния, как рак шейки матки. Суть работы вакцины проста: она содержит высокоочищенные вирусоподобные частицы, после введения которых в организме женщины формируется иммунитет, который уничтожает вирус при повторном контакте с ним. На репродуктивную систему женщины вакцина никак не влияет, поэтому ни к каким проблемам с наступлением беременности привести не может. Рекомендуемый курс вакцинации состоит из 3 доз и проводится по схеме (0-2-6 месяцев): Допускается ускоренная схема вакцинации, при которой вторая доза вводится через 1 месяц после первой прививки, а третья — через 3 месяца после второй прививки. «У меня не было пациенток с бесплодием после ВПЧ» Юлия Вознесенская, руководитель клиники репродуктивной медицины в European Medical Center (Москва):

http://pravmir.ru/detej-lishayut-vaktsin...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ковид: что делать? Россия — вымирает, пора это понять, и вымирает прямо сейчас 06.11.2021 5608 Время на чтение 6 минут Фото: Из личного архива автора Совершенно согласен с призывом о. Владимира Василика: государство должно взять на себя полноту ответственности. Что нужно делать, на самом деле известно тысячи лет. Посмотрите фильм 1966 года, снятый по реальным московским событиям, — « В город пришла беда ». Все шаги в нём восстановлены достаточно подробно и съёмки велись с участием как непосредственных участников событий, так и научных консультантов-эпидемиологов. Сейчас именно по этой схеме действуют китайцы: на днях таким образом был полностью заблокирован (вплоть до запрета на выход из дома) 4-миллионный город Ланьчжоу, где выявлено 6 (шесть!) положительных ПЦР-тестов. Вот дураки-то китайцы, им надо было проконсультироваться у бывшего депутата Редько, он бы им объяснил, что эти тесты неправильные! Сейчас там всем делают массово прививки, безо всякого опроса населения, без исследований индивидуальных противопоказаний. Но там еще достаточно дисциплинированный народ, и в том же Пекине мои знакомые выкладывают фотографии, как люди выстраиваются в очереди к автобусам с вакциной. У нас — вчера сходила на ре вакцинац ию моя 84-летняя бабушка, — тишь да гладь, 2 человека стоит, и их ещё уговаривают. Так что у нас не выйдет ни как в Израиле, ни как в Китае. Впрочем, в Израиле тоже с хасидами не вышло, — они попрятались от вакцинации и теперь умирают в больницах с ковидом , портя общую положительную статистику смертности в этой стране. Для победы над ковидом у нас есть всё, что нужно. Есть достаточно развитая система медицинской помощи. Есть сильные правоохранительные органы. Есть хорошая вакцина, проверенная как в России (к сожалению, в нашей стране нормальные данные недоступны для населения, это проблема), так и за рубежом. Кумир антипрививочников профессор Воробьёв, как обычно, солгал о «75.000 госпитализированных» в Аргентине после Спутника V. Вот отчёт правительства Аргентины, там случаев госпитализации — 6,5 на 1 миллион человек, а всего введено около 13 млн. доз.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/06/ko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русско-японская война в военном, информационном и духовном аспектах 1.К 119-й годовщине начала Русско-японской войны 1904-1905 гг. 31.01.2023 2673 Время на чтение 13 минут Доклад на конференции, посвященной истории иконы Божией Матери Порт-Артурская в контексте этой войны I Во многих своих работах по Русской истории, особенно военной истории, я упоминаю, или даже ставлю эпиграфом слова Великого Князя Василия Ивановича – папы Ивана Грозного: «У Русского народа три врага – басурмане, латинцы и сильны люди своей земли». И если первые два врага в этой формуле могли исторически варьироваться, то третий всегда оставался на своем месте, меняя, впрочем, также исторически, обличье и век от века понижаясь в качестве. Особенно моральном. Узко понимаемые интересы элиты, говоря шире, «образованного», или как говорят нынче «креативного» класса, «сильных людей нашей земли», зачастую расходились и расходятся с интересами Русского народа и Русского государства. Крушение Российской Империи в феврале 1917 и Советского Союза в августе-декабре 1991, события изоморфные, говоря математически, по своей схеме проведения, произошли не из-за военных поражений, а исключительно вследствие внутренней измены, измены верхов, «сильных людей своей земли». Ныне именуемых «пятой», а иногда и «шестой колонной». Применительно к Русско-японской войне 1904-1905 гг. исчерпывающие подробности деятельности указанных колонн собраны и приведены в моей монографии «Цусима – знамение конца русской истории». Ниже приведем краткие тезисы, примеры и выводы. Русско-японская война. Истоки Русско-японская война 1904-1905 годов стала результатом хорошо спланированных и скоординированных действий «мирового сообщества» и антихристианского интернационала, целью которых являлось − и является − уничтожение последней Православной державы − Российской Империи в любых ее ипостасях − и русского народа − как носителя Православия. Планируемое поражение России в этой войне должно было способствовать победе уже в 1905 году так называемой « русской» революции. Первой и главной задачей ее, как и прочих « русских» революций, было свержение русской верховной власти – «самодержавия» [оно же – «единодержавие»], без чего уничтожение русского государства и народа не представлялось возможным.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/31/...

Практическая часть мухаммеданского вероучения, – дин Различные степени важности нравственных обязанностей мухаммедан Практика религиозной жизни мухаммедан имеет свою особенную, чрезвычайно оригинальную схему деления. По этой схеме все заповеди божественные и пророческие (Мухаммедовы) сначала подводятся под два класса: один класс заповедей называется фарз. другой называется сюннят. Фарз составляют те заповеди, которые даны самим Богом, написаны в Коране и имеют силу непререкаемой обязательности для каждого мухаммеданина. Сюннят составляют заповеди, установленные словом или примером Мухаммеда, находящиеся в предании и большею частию предоставленные Свободе, произволу каждого исполнять или не исполнять их. Взятые вместе, заповеди Фарз и Сюннят разделяются еще на три главные вида: на шарт, условия 237 , на ваджиб, необходимые, и на сяваб, имеющие заслугу. Сверх того в религии мухаммеданской есть действия и предметы позволенные, называемые халяль, есть действия и предметы запрещенные, называемые харам, наконец между теми и другими существуют еще средние, которые ни позволены, ни запрещены: они называются мягруг, т. е. гнусные, потому что сама природа указывает, что известный предмет, вещь или известное действие гнусны и что их не нужно употреблять или делать. К фарзу принадлежат следующие заповеди: 1) веровать в единого Бога и в посланничество Мухаммеда; 2) веровать, что Коран есть слово Божие, а не слово человеческое; 3) веровать, что всякое зло и всякое добро происходят от Бога, впрочем без насилия воле человеческой; 4) веровать, что Бог за дела добрые воздаст каждому по делам, хотя для спасения человека достаточно и одной веры в единого Бога и посланничество Мухаммеда; 5) веровать в воскресение ангелов, людей, демонов и всех во обще животных и в имеющий быть после этого суд Божий; 6) строго наблюдать часы намазов, подавать милостыню, содержать пост, совершать путешествие в Мекку и предпочитать все это другим Занятиям; 7) делать теджид иман и теджид някях, т. е. возобновление веры 238 и возобновление брака 239 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010