О.Александр: - Второй принцип: «Делиться, а не спорить». Дело в том, что когда люди в чём-то не согласны друг с другом, - а это нормально, потому что у людей могут быть разные точки зрения на какие-то вопросы, - у них возникает желание не столько установить истину, сколько убедить собеседника в собственной правоте. Поэтому люди начинают использовать некрасивые методы, давить на собеседника авторитетом. И зачастую выигравшим оказывается неправый. А принцип «делиться, а не спорить» помогает раскрыть наши взгляды, нашу позицию, но при этом услышать точку зрения ближнего, признать его право на своё видение. М.Любовь: - Третий принцип: «Понимать, а не оценивать». Не спешите давать услышанному отрицательную или положительную оценку - это мешает построению истинных отношений. Четвёртый принцип: «Прежде всего - прощать». Этот христианский принцип чётко сформулирован в молитве «Отче наш»: «...и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Все мы люди несовершенные, все грешим, совершаем неправедные действия друг против друга. Значит, мы должны и за ближним признавать право на ошибку. Очень важно уметь просить прощения и прощать. Иначе когда ты сам совершишь ошибку - тебя тоже не простят. О.Александр: - Уметь правильно построить диалог - этому мы и учим на наших «супружеских встречах». Для этого на двое суток вывозим супружеские пары за город. Для чего такие сложности? А вот как Святые Отцы уходили раньше в пустыню, чтобы посвятить время духовной жизни, молитве, общению с Богом, - так и супругам необходимо найти время друг для друга, для молитвы о семье. Для этого необходимо оставить суету, житейские дела, выделить два совершенно свободных дня и уехать с нами в загородный дом, где оборудована маленькая церковь, а каждой семье предоставляется отдельная комната. Там семьи проживают с семи часов вечера пятницы до трёх часов дня воскресного. Сразу оговорюсь, что наша программа - это не психологический тренинг (хотя элементы психологии есть и психолог присутствует наряду со священником), - это духовный труд по сохранению семьи и приумножению тех даров, которые Господь даёт в Таинстве Брака.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Роль Православия заключается в том, что Православная Церковь никогда не притесняла иноверцев, при этом строго и бдительно защищая свой собственный народ от любой духовной агрессии. Духовное измерение человеческой жизни Точно так же, как нельзя камням, лежащим на этой земле, придавать большее значение, чем духовному состоянию людей, которые на ней ныне живут, так же нельзя и подчинять духовное измерение человеческой жизни исключительно материальным интересам. Россия предложила человечеству принцип равенства народов В достижении Победы над нацизмом наш народ сыграл решающую роль не только в физическом, но и в духовном смысле. Веками стремясь жить по закону правды и добра, именно Россия предложила человечеству принцип равенства народов, без господствующих метрополий и угнетенных колоний. Со времени нашей Победы в 1945 году этот принцип получил признание во всем мире, стал подлинной общечеловеческой ценностью. Из слова на пленарном заседании I Калининградского форума Всемирного Русского народного Собора «Рубежи Российской государственности: глобальные вызовы, региональные ответы», Калининград, 14 марта 2015 года скрыть способы оплаты Комментарии Евгения 16 марта 2015, 21:10 Мира Вам, дорогой наш Святейший Патриарх Кирилл, многая лета, стойкости, радости, благополучия! Ваши слова помогают жить и верить. Таня к 16 марта 2015, 17:04 Нужный и своевременный материал. хотелось бы, чтобы это слово услышали как можно больше людей. Это не дежурное выступление, а необходимость нашего времени. Где-то год назад попался в интернете такой ролик (подробности уже забыла, но суть такова): Молодой лектор читал лецию для молодежи, наставлял, как надо жить по-новому. Идея была такова, что для того чтобы страна стала восстребованной В мире надо создавать что-то уникальное, как японцы - лучшую в миое технику и т.п. В зале хлопают, одобряют и под конец лектор стал объяснять, что процветанию мешает старшее отсталое поколение не способное видеть пользу такого нового и пора отказаться от него и брать власть в свои сильные молодые руки, тогда и жизнь в сране станет лучше.... и все в таком духе. Молодежь в зале притихла, переваривает сказаное и ни одного хлопка одобрения... Лектор быстро ретировался со сцены, пока народ не опомнился. А я порадовалась за нашу молодежь. Побольше нужно подобных этой статье, материалов - война за умы молодого поколения ведется слишком нагло и цинично. Божьей помощи ВАМ всем, не равнодушным.

http://pravoslavie.ru/77923.html

Поэтому неправы те, кто утверждают о том, что община православных татар якобы не может выступать от лица кряшен. Кряшены официально имеют статус субэтноса в составе татар. В 2000-е годы часть кряшен добивалась статуса отдельного этноса. В основном это было следствием сильнейшего давления на них со стороны радикальной части мусульман региона. Но в этом вопросе руководством Татарстана был наведён порядок, не последнюю роль в этом сыграли члены нашей общины, и в 2016 году на 3 отчётно-выборной конференции Региональной общественной организации кряшен Республики Татарстан сами кряшены приняли решение закрепить за собой статус субэтноса с особым названием в составе семьи большого татарского народа. Община во главе с отцом Даниилом ездила в Татарстан знакомиться с кряшенами и они нас тепло принимали. Тогда отец Даниил прямо говорил кряшенам, что они должны стать «мостиком», по которому все татары должны приходить в Церковь, как говорил Николай Ильминский крещёные татары должны стать «закваской» всего татарского народа. Мученическая кончина отца Даниила дала эффект укоренения татар в православии, ведь «кровь мучеников — семя Церкви». Православные татары не бросили святое дело, которое начал наш основатель и добились официального признания того, что часть татар исторически исповедовала и исповедует православие. 29 августа 2020 года в Казани на расширенном «Национальном собрании» Всемирного конгресса татар, Православие признано исторически традиционной религией татар наряду с исламом, а татарский народ, по факту, — двухконфессиональным. Мы продолжаем нести потери членов нашей общины, в прошлом году отошёл ко Господу наш друг и соратник протоиерей Максим Обухов. Ещё на прошлой конференции он сидел здесь, вместе с нами и отстаивал главный принцип просвещения народов, принцип уважения и любви — принцип церковной рецепции культур. Отец Максим, как и друг нашей общины отец Дмитрий Смирнов считал, что в Таинстве Святого Крещения крещаемый при его желании может сохранить имя, данное ему родителями при рождении, не противопоставляя эту благочестивую традицию с другой благочестивой традицией Крещения по святцам.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/30/doklad...

Думаю, все отдают себе отчет, что сегодня реально воцерковленных людей (т.е. членов Церкви) в самой Церкви наберется не более 3-5%, по самым оптимистическим оценкам 10% от всех называющих себя православными. Остальные – это «номинальные православные». Люди, которые крещены, но не воцерковлены, которые могут просто идентифицировать себя с православной культурой, будучи русскими и крещенными в детстве. Не более того. Отношения этих людей с Церковью строятся часто по принципу: «поставил свечку – спи спокойно». То есть за последние семь десятков лет Церковь превратилась во многом в некий «религиозный магазин», в «бюро ритуальных» услуг, в котором все отношения между служителями и прихожанами напоминают отношения «клиент — продавец религиозных товаров и услуг». Постоянные усилия Святейшего изменить ситуацию «паллиативным путем», введением должностей приходских и епархиальных миссионеров, катехизаторов, специалистов по работе с молодежью, по социальной работе и т.д. пока, как мне кажется, вязнут в «болоте» инерционной массы священнослужителей продолжающих жить по принципу «на наш век треб хватит». Чего греха таить, так проще. Послужить с утра, исполнить ряд «перспективных треб» и до вечерней службы (если она есть) весь день свободен. Весь ужас положения заключается в том, что парадигма отношений Церкви и паствы по принципу «жертва (деньги) – услуга (треба)» вполне устраивает подавляющее число «номинально-православных» захожан. Зачем знать основы своей веры, приходить с утра на совместное богослужение, выполнять на приходе социальное служение, воспитывать детей в православных традициях? Как просто: пришел, заплатил (пожертвовал) и жди исполнения «оплаченной ритуальной услуги»! Можно создать достаточный набор условий для воцерковления всех желающих: от городских православных лекториев и киноклубов до огласительных бесед и создания многочисленных клубов по интересам на приходах. Придут ли люди? Захотят ли? Большой вопрос. Рано или поздно не может не встать проблема пусть поэтапного, пусть мягкого, понуждения людей к воцерковлению. Конечно, здесь есть опасности. Оттолкнуть энное количество «покупателей религиозных услуг (что скажется на финансовом положении Церкви), показать реальное, а не номинальное число членов Церкви власти (что может привести к снижению авторитета Церкви в глазах власть придержащих). Но, с другой стороны, если этого не делать, не менять парадигмы, оставить все, как есть, то же самое произойдет, но несколько позже. Церковь должна превратиться из «бюро ритуальных услуг» в общину, в «Церковь-семью». Это главный вызов, стоящий перед всей церковной Полнотой и перед Патриархом Кириллом.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/11/23/pa...

- Да, мы так его и почитаем: он у нас изображен предстоящим на иконе Божией Матери , Которую, кстати, часто называют «Лествицею», Которой «сниде Бог». А святой Иоанн написал свою «Лествицу», чтобы мы могли подняться к Богу, смогли «душу свою представить лицу Господа, всегда простираясь к Нему, даже и выше сил своих». - В прошлую нашу встречу вы говорили о том, что человечество не может совершать межпланетные пилотируемые полеты даже в пределах Солнечной системы, не говоря уже про межзвездные, потому что Господь не попускает этого по грехам нашим. Но вот сейчас на орбите в составе экипажа находится космонавт Олег Артемьев, который принимал участие в международном наземном марсианском эксперименте. Как вы считаете, может быть, это все же означает начало нового этапа в развитии космонавтики? - Не думаю. Подобные эксперименты проводились и ранее, еще по инициативе Королева. Да, и на орбите наш космонавт Валерий Поляков проводил исследования, насколько длительный полет к Марсу и дальнейшая активная исследовательская деятельность возможны физически. Но, как видите, на Марсе еще не побывал ни один человек. - Но эти эксперименты проводились много лет назад. - Даже если оставить в стороне духовную неготовность человечества, мне все равно кажется, что наши научные открытия пока не свидетельствуют о том, что мы перешли на новый этап. У нас нет принципиально новых открытий в области космонавтики - ни в отечественной науке, ни в мировой. Все эти ракеты и космические корабли, которые сейчас летают, - принципиально стары: как разработали их 50 лет назад, вот они такого уровня технологического развития и летают в космос . Да, были какие-то обновления - компьютерные и прочие, но ничего принципиально нового, того, что позволило бы преодолевать огромные расстояния существенно быстрее, за минимальное время, - нет. Какого-то прыжка в науке для изучения Вселенной - того мира, который сотворил Бог, еще не произошло. И я не вижу к этому предпосылок. Наземный эксперимент «Марс-500», в котором принимал участие Олег Артемьев - это, конечно, результат огромного труда ученых и испытателей, но все же это лишь робкие попытки понять, как может человек вести себя в замкнутом пространстве длительное время. Ведь полет на Марс, при нынешнем технологическом развитии, займет как минимум 8 месяцев в один конец. Да и наземный эксперимент - все же не полет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

На важность Истины воскресения мертвых, по которой она есть «завершительный пункт всего божественного дела нашего спасения, его необходимейшее и важнейшее развитие». 731 Сам Господь наш указывал неоднократно. Так Он говорит о ней три раза в своей чудной речи, заключающей характеристику Его спасительного дела: «Се есть воля пославшаго мя Отца, да все, еже даде ми, не погублю от него, но воскрешу е в последний день. Се же есть воля пославшаго мя, да всяк видяй Сына и веруяй в него, имать живот вечный, и воскрешу его аз в последний день. Никтоже может приити ко мне, аще не Отец пославый мя привлечет его, и воскрешу его аз в последний день», 732 называет себя прямо воскресением и жизнью, 733 т.е., имеющим в Себе самом власть и силу воскрешать и затем даровать жизнь вечную; свидетельство о своих чудесных знамениях, в ответе вопрошавшему Его через двух учеников Крестителю, заключает так: «мертвии востают и нищим благовествуется 734 Евангелие». Св. Апостол Павел об отношении учения о воскресении мертвых ко всей Евангельской проповеди о нашем спасении свидетельствует 735 : «если проповедуется, что Христос воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, если оно невозможно, то и Христос не воскрес, так как Он также человек; а если Он не воскрес, то проповедь наша есть проповедь о несуществующем, проповедь лжецов, и вы еще во грехах, как остающиеся без живого Искупителя». Св. Павел заключает здесь от факта будущего к факту прошедшему, от факта воскресения мертвых к факту воскресения Христа, в полную уверенность нашей веры в деле нашего спасения призывает в свидетели этих разновременных фактов. Если в нас нет живой уверенности в будущем нашем воскресении, то не может быть и веры в истину воскресения Христа, а если нет и этой веры, то и вся проповедь о нашем спасении тщетна: мы еще в грехах. Довольно ощутимая нелепость этого последнего вывода должна несомненно убеждать нас в истинности понятия и действия воскресения. Мысль о воскресении Христа и нашем, доказанную таким образом отрицательно от противного, Апостол в конце вывода выражает и положительно. «Ныне же Христос воста от мертвых, начаток (παρχ) умершим бысть». 736 Христос, первенец и глава откровения жизни и воскресения, восстал из мертвых и тем дал нам полную уверенность и несомненное ручательство в нашем воскресении. Воскресшим Христом впервые введет новый принцип в человечество – принцип воскресения, который, как принцип, должен действовать далее и иметь сильное и полное значение в объеме всего человечества. 737 На тесное внутреннее отношение учения о воскресении мертвых к главному пункту христианского вероучения–воскресению Христа, находится указание и в других местах Ап. Павла, напр., Фил. 3, 20–21 ; 2Кор. 4, 14; 1 Фесс. 4, 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Нетрудно догадаться, кто вдохновляет эту борьбу против Русской Зарубежной Церкви и кто ею руководит. Ведь главное оружие в этой борьбе – ложь.  Отсюда само собою понятно, что руководить врагами Русской Зарубежной Церкви в их борьбе против нее не кто иной, как сам враг человеческого спасения, который, по словам Христа-Спасителя,  «ложь есть и отец лжи»   ( Иоан. 8, 44 ). Вот почему они и пользуются в своей пропаганде против Русской Зарубежной Церкви преимущественно  ложью  – иногда открытой (в разсчете на неосведомленность большинства русских людей в церковных делах), а чаще всего – прикрытой, как и сами они являют собою образ тех «волков во одеждах овчих», от которых так предостерегал Своих последователей Господь наш Иисус Христос ( Матф. 7, 15 ), и подражают своему учителю, который, по слову св. Ап. Павла, «преобразуется во ангела светла» (2 Коринф. 11, 14). Самым ходким аргументом, содержащим в себе не для всех очевидную ложь, является тот наиболее распространенный довод против законности существования Русской Зарубежной Церкви, что она будто бы неканонична и что она упразднена Святейшим Патриархом Тихоном. Говорят, что, по канонам, не может быть единой Русской Церкви, охватывающей все страны мира, где живут русские, что в канонах принят строго-территориальный принцип и что все православные русские люди, живущие на территории, где есть какой-либо православный епископ, непременно должны в духовном отношении подчиняться только ему. Нет сомнения, что многие из канонов в известном отношении действительно устанавливают территориальный принцип, но почему? Разве потому, что Церковь состоит из территории, связана какой-то территорией? Думать так было бы нелепостью. Какая территория была у Св. Апостолов, проповедывавших Евангелие по всему миру? – Впоследствии же, для большего порядка и удобства управления верующими, был установлен территориальный принцип, поскольку верующие, принадлежащее к известной народности, как это  нормально  бывает, живут на одной определенной территории.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Как всякое слово Божие, слова молитвы «острее меча обоюдоострого», и «проникают до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Этим намерениям, живущим в нашем сердце, нет числа, и мы так мало их знаем. Но наш взор должен быть устремлен к небу — туда, где Отец наш, мы должны искать прежде всего Царства Его, в несомненной надежде, что все остальное будет дано нам. «Отче наш, сущий на небесах» — и это значит, мы должны приходить с нашими молитвами к Богу, как дети к Отцу, Отцу нашему и Отцу всех людей. «Да святится имя Твое». «Господи, Боже наш! — говорит Псалом. — Как величественно имя Твое по всей земле!» (пс. 8, 2). В Священном Писании имя — не просто имя, в нем — вся личность того, к кому мы обращаемся. Но как будет святиться имя Отчее, то есть признаваться людьми святым, если мы не будем устремляться к нему, чтобы быть святыми? «Да приидет Царствие Твое!» — это молитва о конце света, а не просто о том, чтобы это Царство возрастало в мире, ибо ученики Христовы видели, что оно уже вошло в мир. Слова «Да приидет Царствие Твое» созвучны с последними словами Священного Писания: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Это значит: пусть утвердится Царство Христово решительно и всецело. Каждый день повторяя: «Да приидет Царствие Твое», мы должны бы, естественно, сознавать меру нашей ответственности за его приход. Увы, большей частью мы произносим это прошение слишком отвлеченно, не вдохновляясь им. Хуже того, наша теплохладность и духовная инертность препятствуют росту Царства Божия. «Да приидет Царствие Твое!» — молимся мы. «Что ты делаешь для этого?» — отвечает нам Господь. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Да утверждаются принципы мира невидимого нашей верой и верностью Христу в мире видимом. Только тогда, когда мы дадим Богу в нашей жизни принадлежащее Ему место, все остальное у нас займет свое место. И Дух Святой, соединенный с нашим духом, даст нам наследовать волю Самого Бога о нас и о мире. «Отче! Не Моя воля, но Твоя да будет», — молится об этой тайне, совершая наше спасение Христос (Лк. 22, 42).

http://pravoslavie.ru/3749.html

Сегодня мы должны вспомнить о заветах преподобного Сергия и устроять единство, без которого действительно не может быть благополучного будущего нашего Отечества. Его молитвами да хранит Господь веру православную в народе нашем, да хранит он в единстве народ наш, а Отечество наше — единым и неразделенным. Его молитвами и мы все да пребываем в верности Господу и Спасителю, Чьим учеником был святой преподобный Сергий, передавший великое наследие, которое он получил от Самого Господа и Пресвятой Богородицы через подвиг своей жизни, и всем нам, верным его чадам! Аминь». В завершение Святейший Патриарх сказал: «Сегодня, дорогие мои братья и сестры, мы имели возможность молиться перед образом Святой Троицы, написанным преподобным Андреем Рублевым, — великой святыней земли нашей. По указанию Президента страны нашей Владимира Владимировича Путина этот образ передан в наш храм для того, чтобы он находился здесь определенное время, в течение которого большинство желающих смогут подойти к этой великой святыне и помолиться. Помолиться о единстве народа нашего, о единстве Церкви и о укреплении веры православной среди нас. Господь, явившийся миру как Троица, да укрепляет единство народа нашего и Церкви нашей, чтобы все мы могли быть способными достойно служить Ему и делом, и словом, и мыслями своими. Аминь». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Две мировые войны двадцатого века. Почему две и в чем принципиальная разница? Принципиальная разница в том, что в ПМВ все оказались в обмане, не понимая этого, то есть думая, что поступают истинно. Все. Во ВМВ уже шла война за понятое, осознанное первородство духа правды. ВМВ показала эту принципиальную разницу. СССР вел Священную войну против мирового зла фашизма, а не против только лишь Германии Гитлера. Потому, что Дух творит Себе форму. Дух творит Себе материю. Есть два вида одной и той же материи. Тот вид материи, который сотворил Себе Дух есть Предначертанный мир, История и все события истины в ней. Второй вид материи сотворен себе ложным духом, или - грехом. Грех помрачил мир, поэтому мы, ошибочно говорим, что материя не есть дух. Точнее, тот дух, который есть грех, тот лжет и на материю, что она не может быть сотворена духом. Да. Потому, что грех не может сотворить, но может исказить, помрачить, до праха.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/05/go...

- Очень интересно! А почему секты в Вашей книге вы делите по принципу структуры и их содержания, но не используете вариант их классификации по степени влияния на личность человека? Например, на уровне обывательских разговоров можно услышать как раз словосочетание «деструктивные секты» и т.п. - Сектантство можно классифицировать по самым разным основаниям. Все зависит от целей и задач исследования. Вполне можно представить себе такие постановки вопросов, при которых деление нетрадиционной религиозности по принципу структуры и содержания будет второстепенно для решения стоящих перед исследователем задач. Однако приведенная классификация представляется оптимальной для решения сформулированных в книге задач: а) для представления всего многообразия форм и разновидностей сектантства; б) для анализа нетрадиционной религиозности как целостной системы. Вполне допускаю, что в работе посвященной психологии нетрадиционной религиозности " классификация сект по степени влияния на личность человека " могла бы занять какое-то место. Такие термины как " деструктивные секты и культы " , " тоталитарные секты и культы " я не использую и не считаю их корректными. Тем не менее, в сектоведении нет табуированных тем. Обсуждать тему негативного влияния нетрадиционной религиозности на население и общество не только возможно, но и нужно. Однако это не означает, что любой разговор о сектантстве неизбежно должен скатываться к анализу характера и степени его вредоносности. Такой редукционизм характерен для обывателей и СМИ, но чужд научному описанию сектантства. Огромное количество сектоведческих тем не предполагает анализа разрушительных составляющих сект и культов просто потому, что такой анализ не сможет помочь разрешить конкретную научно-исследовательскую задачу. - Есть мнение, что в секты уходят люди, которые разочаровались в Церкви, не нашли там того, чего искали. Вы согласны с такой причинной-следственной связью: в Церкви не нашли - ушли в секту? - За 21 год работы с сектами мне стало известно не более пяти историй, когда действительно глубоко воцерковленные православные верующие ушли в секту. Во всех остальных случаях членами сект становились люди неверующие, либо формально считающие себя православными по факту крещения, но не посещавшие Церковь. При этом в наш Центр ежегодно обращается от 200 до 300 человек за помощью. Им задается вопрос о конфессиональной принадлежности и практически всегда речь идет о неверующих людях. Может быть это белорусская специфика, но по нашим данным менее 0,1 % от всех людей уходящих в секты когда-то были воцерковленными верующими. При этом весьма отчетливо наблюдается иная тенденция: большое количество бывших членов сект приходит в Православную Церковь.

http://bogoslov.ru/event/5954836

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010