У других детей Ноя, однако, данная информация не убавила почтительности к отцу: «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» (Быт. 9: 23). Вот в этом-то случае – в случае ошибок и грехов родителей – и становится максимально очевидна природа хамства (в его библейском понимании). Сим и Иафет дали пример не-хамского поведения. Хотя Хам, по современным понятиям, ничего дурного и не сделал: сказал все «как было». Некоторые, пожалуй, добавят, что еще «проявил принципиальность и честность, не стал замалчивать». К описанному сюжету – отношению «детей» к «грехам отцов» – мы еще вернемся не раз на современном материале. А пока стоит задуматься о более общем: о том, почему же так по-разному понимается «хамство» (а заодно и «честность», «принципиальность» и т.д.) в разных культурах: например в культурах с традиционными ценностями и – современной либеральной культуре. Ослы и дети В новогодние каникулы–2017 случилось увидеть по телевизору удивительные кадры. Один из ведущих телеканалов страны, позиционирующий себя как «первый развлекательный» и, что куда более важно, «семейный», в течение всего дня показывал анонс широко известного голливудского мультфильма: продукция, рассчитанная и на детей, и на взрослых, то есть тот самый случай, когда у экранов собирается вся семья. И сам анонс был построен на сценке, где за столом собралась как раз вся семья – семья персонажей из самого популярного ситкома этого канала. А ситком этот настолько семейный, что в название просто вынесена фамилия главных героев. То есть чтобы вы понимали: семейные ценности вдоль и поперек. И вот сюжет ролика: за столом два поколения – отец и его сыновья с женами, и один из сыновей отпускает шутку про то, что их семья похожа на героев знаменитого мультфильма (того самого, анонсируемого), и – внимание: изюминка! – финальная фраза шутки: «…а наш папа – Осел!» Папа в долгу не остается, и в ответной шутке титул осла достается уже сыну. Напомню, это – выходные дни, вся страна у экранов, дети в первую очередь. Ролик под рабочим названием «Неудачная шутка» шел целый день, в каждой рекламной паузе.

http://pravoslavie.ru/107602.html

Закон греха, которому мы подпали, есть чуждый закон, который не соответствует нашему собственному внутреннему существу и поэтому должен разрушать строй этого нашего существа. От него мы теперь свободны, наше до смерти разрушенное существо опять исцелено и опять даровано для жизни чрез закон Духа Рим.8:2 : «закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Ср. ст. 5, 6: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир». Уже не греховно живущая плоть, но дух есть теперь сфера жизни человека или основание, из которого проистекают его жизнь и деятельность Рим.8:9 : «вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас». Однако действительность свидетельствует нам о совсем другом образе жизни и духовно-облагодатствованного христианина. Это совершенное следование новому жизненному принципу, увы! есть только отчасти достижимый идеал. Принципиально сообщенная новая жизнь осуществляется постепенно. Шаг за шагом должно отниматься у греха его владение. Пока человек в плоти, борьба продолжается. Эта борьба находит место теперь не вне человека, но в нем, – его собственные мысли и импульсы воли разделяются на две сражающиеся партии и воюют друг с другом. Здесь близок образ, что это суть два человека, которые в нас воюют друг с другом. Один еще исполнен принципа более ранней жизни без Христа, он находится еще на службе греху и плоти – это ветхий человек. Другой исполнен нового принципа жизни и служит св. Духу – это новый человек. Такое представление необходимо следует из Еф.4:22, 24 : «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... и облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины». Ср. парал. место Кол.3:9, 10 . Но это не есть только требование, которое мы в заключении так же мало можем исполнить, как ранее – требования закона. Скорее то, что требуется, в существенном уже совершилось чрез благодатный дар Христов, который нами усвоен в крещении Рим.6:6 : «ветхий наш человек распять с Ним».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

И тогда мы вдруг увидим, что перед нами наша милая мама, или наш друг. И мы вспомним, что мы люди разных национальностей – великий народ, что мы все вместе, а не поодиночке. И вот тогда возвратится самая главная радость на свете, что я знаю и люблю Бога. Что Сам Бог есть любовь. Аминь. Принцип единства мистического и рационального Принцип здравого, трезвенного вхождения в духовную жизнь является основой православной аскезы. Глубина веры всегда должна сочетаться с безвидной молитвой, т.е. это значит, что во время молитвы не нужно ничего себе представлять. Отцы Церкви говорят, что если молодой подвижник полез на Небо, тащи его оттуда за ноги. Поэтому, скажем, в монашеской жизни очень много вполне конкретного, физического труда. Высшие же ступени духовной жизни доверяются только тем, которые прошли так называемый монашеский искус. В этом великая мудрость, это и есть охранительная функция Церкви. Эта древняя практика постепенного вхождения в духовную сферу предохраняет от психических расстройств и заболеваний. Используя различение мистического и рационального, можно видеть что сектантские группировки уклонились от трезвения и мистифицировали свой духовный строй. В этих сектах преобладает дух жажды постоянных видений, откровений. Это, скажем, тают религиозные объединения, как секта пятидесятников и богородичный центр. Другие религиозные направления, напротив, отрицают таинства Церкви, рационализируют и крайне упрощают и сокращают богослужения, делают упор на помощь больным, социальной работе и пр. 28 . Это прежде всего объединения баптистского и протестантского толка. Крайней же формой рационализма является атеизм, но, впрочем, он лишь на короткий срок (несколько десятилетий) оставался посюсторонним. Всегда на почве неверия как сорная трава произрастают суеверия и оккультизм. Что мы и наблюдаем ныне в нашем общественном сознании. Скажем, астрологические прогнозы подаются у нас как нечто само собой разумеющееся. Обыватель или забыл, или не знает, что астрология – это древняя оккультная, демонологическая дисциплина, которая проклята Богом. В Библии пророк Исайя, говоря о Страшном Суде, предрекает страшную кончину блудницам, пишет о них: Ты (блудница – Б. Н.) утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и скажут тебе от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламени... никто не спасет тебя ( Ис.47:13–15 ). «Никто не спасет тебя» – эти слова очень и очень важны сегодня.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Но время гонений за веру закончились. На постсоветском пространстве восточные народы с радостью и надеждой и по сей день выбирают православную веру. Хочу этот момент подчеркнуть! Так, был советский гражданин татарин, казах или кыргыз, а стал православным татарином, православным казахом, православным кыргызом. Приняв веру православную кыргыз кыргызом быть не перестал! За годы работы нашей общины мы увидели, что приобретая Христа мы часто теряем наших близких по крови. С одной стороны, как сказал наш Господь Иисус Христос, это происходит потому что христиане «не от мира сего», как и Он Сам не от мира сего. Но с другой стороны потеря близких случается и из-за непонимания, в котором не редко виноваты мы сами, и которое мы можем минимизировать. Родные считают, что приняв веру Православную, мы теряем Богом нам данную национальность, что татарин, славящий Христа, автоматически, становится якобы не татарином, потому что принял «веру русскую». Итак, я вижу одной из главных наших задач — максимально реализовать единый принцип просвещения всех народов — принцип церковной рецепции культур, который отражен в словах апостола Павла «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев, …. для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». На практике оказалось, что мы ушли от этого принципа, но сам Господь нас к нему возвращает. В 2009 году мы потеряли основателя, руководителя и вдохновителя Московской татарской православно-христианской общины отца Даниила Сысоева, который был убит в построенном им храме апостола Фомы на Кантемировской за православную веру во Ису Аль-Масиха. В ходе своей деятельности отец Даниил, татарин по происхождению, увидел значительное количество прихожан из числа татар. Так было положено начало регулярного совершения молебнов на татарском и славянском языках о сродниках этих прихожан, община начала расти и развиваться, члены общины занялись поиском уже переведённых ранее молитв, стали делать новые переводы, собирать их в первый молитвослов на татарском языке.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/30/doklad...

Проповеди Рождество Христово Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Я хочу еще раз прочитать вам отрывок из апостольского послания, которое мы только что слышали на церковнославянском языке: но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал.4:4–7 ). Христос, родившись в этом мире, даровал человеку такое удивительное родство, сделал Бога настолько близким, что сердце человека оказывается способным, взывая к Богу, называть Его своим Отцом. И называть не формально, не просто следуя заданной молитвенной форме. Когда мы произносим «Отче наш», читая эту молитву по несколько раз в день, это совсем не значит, что наше отношение к Богу определяется тем, что Он – наш Отец. Мы часто этого не ощущаем, более того, очень часто мы этого от Бога и не хотим. Очень многих верующих людей устраивает не отечество, а господство, не любовь, а сила и власть. Они ищут не родства, а защиты. И тогда отношения между Богом и человеком не просто выстраиваются по-другому, а никак не выстраиваются, потому что других отношений между человеком и Богом в принципе быть не может. Ведь Бог в этот мир пришел не для того, чтобы даровать нам силу, власть, успех и здоровье, не для того, чтобы решать наши семейные проблемы, не для того, чтобы сделать нас счастливыми, а чтобы по-настоящему сродниться с нами, чтобы сердце наше стучало вот этими словами: «Авва, Отче! Авва, Отче! Авва, Отче!» – чтобы этот сердечный звук отражал нашу жажду Бога и такую близость, когда человек без Бога не дышит, без Бога не видит, ничего без Бога делать не может. Вот что пришел Христос даровать нам сегодня! Вот что мы сегодня празднуем! Бог нам дарует родство! Бог дарует нам возможность быть Ему такими родными, такими близкими, что в этом мире нам может быть ничего не страшно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

1.6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Можно сказать, что весь путь христианина, который мы рассматриваем — это процесс очищения сердца от греха: безверия, гордости, гнева, нетерпимости, себялюбия и т.д. Чистота сердца, пожалуй, важнейший критерий оценки нравственности человека. Ведь сердце — начало мыслей, слов и дел. Чуть позже Христос скажет об этом предельно ясно: «…исходящее из уст — из сердца исходит; сие оскверняет человека; ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15.19 ). 1.7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены Сынами Божьими . Эта заповедь представляет собой практическое воплощение третьей (о кротости). Только кроткий способен быть миротворцем: в семье, с друзьями, товарищами, на работе, на улице, в политике и т. д. Весь наш мир постоянно полыхает огнем больших и малых войн, порою братоубийственных. В чем причина? Почему не имеют успеха миротворцы от политики? Потому что мир живет по иной системе ценностей, нежели предлагает Христос. Здесь блаженны не миротворцы, а «войнотворцы», особенно победители. Причины войн — в нежелании жить по заповедям Христовым. Верующий никогда первым не поднимет оружие на человека… Библейские заповеди тем и ценны для нас, что даже спустя две тысячи лет они актуальны и могут служить руководством к действию. Умение творить мир — важное условие счастливой жизни. Человек, находящийся в мире с Богом и со своими ближними, не может быть несчастным. 1.8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 1.9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить на Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас . В последней заповеди блаженства Иисус Христос дает то же обетование, что и в первой, говоря о Царстве Божьем в настоящем времени. Этим, вероятно, Он подчеркивает то, что в своих заповедях Он дал принципы жизни в Царстве Божьем, новые принципы, отличные от принципов нашего мира.

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

Прот. Алексий Уминский: Бог пришел в этот мир, чтобы по-настоящему сродниться с нами 9 января, 2014. Протоиерей Алексий Уминский Христос родился в этом мире для того, чтобы даровать человеку такое удивительное родство, чтобы сделать Бога настолько близким, что сердце человека оказывается способным, взывая к Богу, называть Его своим Отцом. Рождество Христово 2014 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Я хочу еще раз прочитать вам отрывок из апостольского послания, которое мы только что слышали на церковно-славянском языке. «… но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.  А как  вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через  Иисуса Христа .» (Гал. 4:4-7) Христос родился в этом мире для того, чтобы даровать человеку такое удивительное родство, чтобы сделать Бога настолько близким,  что сердце человека оказывается способным, взывая к Богу, называть Его своим Отцом.  И  называть не формально, не просто с заданной молитвенной формой.  Когда мы говорим «Отче наш»,   читая  эту молитву по несколько раз в день, это совсем не значит, что наше отношение к Богу определяется тем, что Он – наш Отец. Мы часто  этого не ощущаем, более того, очень часто  мы этого от Бога и не хотим. Очень многих верующих людей устраивает не отечество, а господство,  не любовь, а сила и власть. Они ищут не родства, а защиты. И тогда отношения Бога и человека не просто выстраиваются по-другому, а никак не  выстраиваются,  потому что других отношений между человеком и Богом в принципе быть не может. Ведь Бог в этот мир пришел не для того, чтобы даровать нам силу, власть,  успех и здоровье, не для того, чтобы решать наши семейные проблемы, не для того, чтобы сделать нас счастливыми,  а чтобы  по-настоящему сродниться с нами,   чтобы сердце наше стучало вот этими словами: «Авва, Отче! Авва, Отче! Авва, Отче!», чтобы  этот сердечный звук отражал нашу жажду Бога и такую близость, когда человек без Бога не дышит,  без Бога не видит,  ничего  без Бога делать не может.

http://pravmir.ru/prot-aleksij-uminskij-...

Никогда еще христиане не принимали с такой готовностью басни и мифы, даже не пытаясь сообразовать их с основами веры. Это уже не гностические системы, воевавшие с Церковью в III столетии в Риме, не соблазны " глубин сатанинских " - тайных учений для посвященных, разрушавших ее изнутри в начале XV в России. Нет. Это откровенная чепуха, не принимаемая всерьез. Но от этого не менее страшная: чепуху принимают не всерьез не потому, что не хотят принять глубже, а потому, что вообще ничего принять всерьез не в состоянии. Люди стали несерьезны. Они ни за какие принципы не держатся, ни на каких убеждениях не стоят. Не желают мыслить, хотя отлично соображают. Равнодушные ко всему, кроме животных страхов и опасений, предавшие забвению догматы, утратившие самообладание, верующие обращаются к басням не из-за их убедительности, а потому что вера в басню избавляет от веры в Крест. Довольные этой " легкой верой " , они в конце времен станут силой, определяющей лицо церковной эпохи. " Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням " (2 Тим. 4:3-4) Вы не правы, - возразят нам. Сколько верующих готовы на все, только бы не принимать ИНН или " социальную карту москвича " ! Где же тут теплохладность и равнодушие? Равнодушие к Богу, но не к своей персоне. Ни на чем не стоят, кроме детского страха " быть сосчитанными " и детской жажды фантастики. И не утруждают себя ни рассуждением, ни поучением в законе Господнем. Иначе, как могли бы наполнить Церковь предупреждения " старцев " : " это не техническая необходимость, а мистическое кодирование нас - овец Христовых " (Обращение к Архипастырям и Пастырям... убогого иеросхимонаха Рафаила//Русский вестник. N 7, 2001)? Это сущая ересь. Закодировать овец Христовых невозможно. Закодировать - значит незаметно подчинить человека противной ему власти, сглазить, тайно похитить душу. " Никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, который дал мне их больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего " , - обещал нам Господь наш.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Как всякое слово Божие, слова молитвы «острее меча обоюдоострого», и «проникают до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Этим намерениям, живущим в нашем сердце, нет числа, и мы так мало их знаем. Но наш взор должен быть устремлен к небу — туда, где Отец наш, мы должны искать прежде всего Царства Его, в несомненной надежде, что все остальное будет дано нам. «Отче наш, сущий на небесах» — и это значит, мы должны приходить с нашими молитвами к Богу, как дети к Отцу, Отцу нашему и Отцу всех людей. «Да святится имя Твое». «Господи, Боже наш! — говорит Псалом. — Как величественно имя Твое по всей земле!» (пс. 8, 2). В Священном Писании имя — не просто имя, в нем — вся личность того, к кому мы обращаемся. Но как будет святиться имя Отчее, то есть признаваться людьми святым, если мы не будем устремляться к нему, чтобы быть святыми? «Да приидет Царствие Твое!» — это молитва о конце света, а не просто о том, чтобы это Царство возрастало в мире, ибо ученики Христовы видели, что оно уже вошло в мир. Слова «Да приидет Царствие Твое» созвучны с последними словами Священного Писания: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Это значит: пусть утвердится Царство Христово решительно и всецело. Каждый день повторяя: «Да приидет Царствие Твое», мы должны бы, естественно, сознавать меру нашей ответственности за его приход. Увы, большей частью мы произносим это прошение слишком отвлеченно, не вдохновляясь им. Хуже того, наша теплохладность и духовная инертность препятствуют росту Царства Божия. «Да приидет Царствие Твое!» — молимся мы. «Что ты делаешь для этого?» — отвечает нам Господь. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Да утверждаются принципы мира невидимого нашей верой и верностью Христу в мире видимом. Только тогда, когда мы дадим Богу в нашей жизни принадлежащее Ему место, все остальное у нас займет свое место. И Дух Святой, соединенный с нашим духом, даст нам наследовать волю Самого Бога о нас и о мире. «Отче! Не Моя воля, но Твоя да будет», — молится об этой тайне, совершая наше спасение Христос (Лк. 22, 42).

http://pravoslavie.ru/3749.html

То же и с Божественной истиной. Очень важно правильно донести ее до другого человека. Помнишь, как это делал Господь в Евангелии? Все вокруг постоянно смущались, обвиняли Его в чрезмерной снисходительности, говорили, что Он недостаточно строг… Господь наш Иисус Христос – не строг? А помните, когда Он открыто задал вопрос иудеям: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин.8:46) — Ему никто не осмелился ответить? И после этого мы думаем, что Он – не строгий? Но при этом разве не был Он святым, совершенным и безгрешным? Разве не дружил с грешниками, потому что видел в них людей, видел ту жажду, которая была скрыта за их грехами, — желание испить воды из Источника, Который они просто пока не успели найти. И говорил: «Я – Источник. И если хотите, Я дам вам воды, но никого не буду поить насильно. Тот, кто желает последовать за Мной, пусть отречется от себя. Но – добровольно. Если захочет. Я хочу, чтобы вы добровольно последовали за Мной, добровольно полюбили Меня, добровольно остались со Мною. Церковь – не тюрьма , ты всегда волен уйти, Я не держу тебя». И человек говорит в ответ: «Господи, как я могу теперь оставить Тебя! Ведь я люблю Тебя, Господи». И остается со Христом. Фото: slvf.ru Пусть ребенок будет таким, но не прикрывайся именем Господа Один мой друг с Афона как-то сказал мне: — В какой-то момент я расплакался и сказал Господу: «Благодарю Тебя, Боже мой, за то, что Ты – это Ты. Благодарю Тебя за то, что Ты – мой Господь. За то, что Твой ум – не как у нас, людей. Ты думаешь совсем иначе — не так, как мы, криво, пристрастно, злобно. Спасибо Тебе за то, что Ты – наш Бог. Да, Господь – вовсе не Такой, Каким мы Его себе представляем. И в этом – наша трагедия. Мы думаем, что поклоняемся Истинному Богу, а в действительности служим не Тому, Кто есть Бог свободы, любви и истины, а совсем другому — богу, которого мы «сотворили» сами по своему вкусу, сообразно своим страстям, менталитету, позиции, идеологии… Как иногда можно услышать от кого-нибудь: «Я такой, какой есть, и всё! И мой ребенок будет таким же!» Хорошо, пусть он будет таким, каким ты хочешь его видеть, но только не прикрывайся здесь именем Господа. Да, у тебя есть определенные требования, планы, правила и принципы, но всё это – лишь твоё. У Христа таких принципов нет, извини.

http://pravmir.ru/s-chego-tyi-vzyal-chto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010