Издание P. Gallandii положено в основу издания Migne, Patrologiae cursas completus, series graeca, t. X, col. 963–1232. Вначале здесь перепечатаны из P. Gallandii-Notitia historico-critica (col. 963–972), затем приведены veterum testimonia (col. 973–982), далее следуют: изложение веры (из изд. Gallandii) – col. 983–988, переложение Екклесиаста (из изд. Gallandii) – col. 987–1018, каноническое послание (из изд. Gallandii) – col. 1019–1048, благодарственная речь Оригену (из изд. Gallandii) – col. 1049–1104, κατ μροςπστις (греческий текст из Mai, Script, vet. t. VII; латинский перевод из издания Gerh. Vossii) – col. 1103–1124, фрагмент из того же произведения (взятый из того же издания Mai) – col. 1123–1124, фрагмент из беседы св. Григория о Троице (взят из изд. Mai, Spicilegium Romanum, t. III) – col. 1124–1126, двенадцать глав о вере (из Opera Gretseri, t. XV) – col. 1127–1136, трактат о душе (из изд. Gerh. Vossii) – col. 1137–1146, четыре беседы – три на Благовещение и одна на Богоявление (из изд. Gerh. Vossii) – col. 1145–1189. фрагмент из комментария на Евангелие Матфея (из издан. Gallandii) – col. 1189–1190, беседа на всех святых (из издан. Al. Mingarelli) – col. 1191–1206; наконец, сюда же внесена относящаяся к св. Григорию Чудотворцу часть из Leonis A11amii Diatriba de Theodoris et eorum scriptis (взято у A. Mai, Bibliotheca nova, t. VI) – col. 1205–1232. Открытые во второй половине XIX века произведения и фрагменты св. Григория в сирийском и армянском переводах и отчасти в греческом оригинале напечатаны у Joh. Варт. Pimra, Analecta sacra spicilegio solesmensi parata, t. 3, p. 589–595, – здесь помещены фрагменты – на Uob. III (р. 589–591) и на Иерем. IX, 8–26 (р. 591–595), и t. 4, р. 81–169 (сирийский и армянский тексты) и 345–412 (латинский перевод); здесь помещены: символ (р. 345–346), κa τ μρος πστις (p. 346–356), двенадцать глав О вере (р. 357– 360), к Филагрию о единосущий (р. 360–863), к Феопомпу (р. 363–376), фрагменты из трактата о воскресении (р. 376–377) и десять бесед, отчасти известных в греческом оригинале, отчасти напечатанных здесь в первый раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Последняя фраза в греческом тексте звучит просто как констатация, объясняющая причину, по которой Екклесиаст начал свои поиски; не само искание знания представляется здесь как «злое задание» ( ), а бессмысленность «шатания» человека в круговом движении мира вызывает потребность в поиске истины, результаты которого, впрочем, оказываются тоже безотрадными: прирост мудрости производит прирост знания (πλθος γνσεως)» a прибавляющий знание прибавляет боль (ст. 1:18). В последних словах предчувствуется одно из многочисленных раздвоений этой книги – раздвоение в оценке мудрости. Как уже отмечалось выше, мудрость оживляет; в свою очередь, «от печали бывает смерть» ( Сир 28:18 ); но знание, с которым неразрывно связана мудрость, приносит безвременную печаль. Екклесиаст ничего не доказывает и не опровергает – он просто переходит «по кругу» от одного высказывания к другому, не расходясь в целом с общебиблейской поэзией жатвы созревших душ: трудись, бойся Бога и умри с миром. Последнее слово остается за утверждением: если даже исключить дидактическое послесловие 1134 , хотя, на наш взгляд, нет никаких оснований сомневаться в его аутентичности, учитывая дидактизм всего произведения, – они соотносятся как толкование притчи исама притча, – все равно последняя, самая поэтическая часть книги обрамлена словами «помни Создателя твоего» и «дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Екк 12:1–7 ). Это итог книги, в которой вопрос о бессмертии как вопрос не ставится и не решается. В чем будет заключаться суд Божий, на который приведется всякое дело, не объясняется. Что значит возвращение духа к Богу – личное бессмертие или отрицание самой возможности такового – не раскрывается 1135 . Однако невозможно не заметить одной особенности, которая проходит через всю книгу и существенным образом оживляет ее: это сходство самого Екклесиаста с Богом. Кроме и помимо смерти только Бог обладает прерогативой собирать всех. Поэтому образ автора книги тоже двоится: он «созывает» к себе все вещи, подобно смерти, но и подобно Богу, о Котором сказано в другом месте: «Как сохранилось бы то, что не было призвано (κληθν) Тобою?» ( Прем 11:26 ) Примечательно, что термин экклесия никогда не употреблялся применительно к локальной еврейской общине 1136 . Но это значит, что Когелет, как Екклесиаст, в глазах своих переводчиков не локальный проповедник – его аудитория всемирна. «Воззывая прошедшее», Бог тоже является Екклесиастом и, возвращая все то, что было, по логике вещей, возвращает и жизнь 1137 . В греческом переводе книги отождествление автора с Премудростью Божией выглядит стилистически несомненным: сообщается, что он δδαξε γνσιν ον τν νθρωπον, κα ος ξιχνισεται κςμιον παραβολν знанию человека, и ухо исследует красоту ( Екк 12:9 LXX) 1138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

По Евергетидскому типикону XI в. (в рукоп. XII в. Афинск. универс., 788) предпразднство Р. X. начинается с 20 дек. (хотя в надписании памяти упоминания о предпр-е нет, но с этого дня полагаются предпразднственные песнопения). В этот день на Г. В. – 3 стихиры предпр-а, подобен: Яко добля.., Слава и ныне – «Христос грядый»... На стиховне гл. 2: «Доме Евфрафов» 2-жды и другой подобен: «Приидите земнороднии». На и ныне предпр-а самогласен 1-гл.: Предпразднуем людие 1133 . На повечерии – тропарь: «Готовися Вифлееме» и трипеснец нынешний. На утрени по 1 стихословии седален: гл. 1: «Приклонивый небеса» 1134 он же на слава и ныне (в этом типиконе и на следующие дни положено по одному седальну); по 2 стихословии – «Рождественных Христовых». Канон предпр-а твор. Иосифа, гл. 1 (нынешний). На стиховнах хвалитных, подобен гл. 1: «Прехвальнии мученицы», и ныне – самогласен: «Слыши небо»... 1135 Октоих по Евергет. типикону во дни предпр-а оставляется, но поется вместо прокимна и Бог Господь аллилуиа, а Бог Господь – только 20 (ради Игнатия Богоносца ) и 24-го числа. Часы – с стихословием. На 21 число переносится память св. мученицы Евгении, с 24-го числа. На Г. в. стихиры предпр-а гл. 4, подобен – Дал еси знамение – «Сей Бог наш (что и ныне, первая 2-жды и 2-я однажды). Вместо прокимна – аллилуиа. На стиховне – подобен: Доме Евфрафов – «Приидите земнороднии» 1136 , «Всех пророк»..., «Слово Отчее»... Слава и ныне – «Вифлееме земле Иудова» 1137 . На панихиде (вместо повечерия?) трипеснец нынешний, ирмосы по единожды, тропари по 2. На утрени аллилуиа и тропарь предпразднства. По 1 стихословии седален гл. 1: «Просветися тварь» 1138 , по 2 каф. – гл. 2: «Неприступный Бог» (нынешний первый). Канонов 3, из них первый предпразднства: «Тристаты крепкия» (нынешний). Экзапостиларий: «Свят Господь»... На «Стиховне-хвалитех» гл. 6: Подобен: «Ангельския», сл. и ныне – «Вертепе благоукрасися». 22 дек., на Г. в. – предпразднства, гл. 4: подобен «Званный свыше», Сл. и Н. «Христос грядый». Аллилуиа. На стиховне-предпразднства подобен «Доме Евфрафов»: «Радуйся Вифлееме», «Приидите вси Христово Рождество». На повечерии канон подобный великого четверга (нынешний) на 4, с ирмосами. По 6 п. есть указание о кондаке Богородице из обычных. На утрени – 1 седален: гл. 4 «Девы прославите», 2 «От Персиды цари» (нынешний). Канонов 3, предпразднства, гл. 1: «Христа плотию младенствующа». На стиховне – хвалитех, подобен: Ангельския – «Горо мысленная», «Трубы глас», «Свирелей пастырских», Сл. и Н. «Сионе торжествуй» 1139 (нынешния из других дней предпр-а).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   Шлю письмо к вам в Судиславль, чтоб поскорей и ответ получить. Не отлагайте до Питера.    Спасайтесь! Благослови вас Господи всячески!     Ваш богомолец Еп. Феофан. 20 марта 1880 г. Письмо 1136. По получении источников, выясняющих лжеучение Пашкова. О распространении против Пашкова брошюр святителя. О перемене Обер-Прокурора    Христос воскресе!    Добрейший мой Н-лай В-вич!    Все получили — и катихизис, и газетные статьи. Благодарствую. Дело выясняется. На катихизис буду отвечать пункт за пунктом, — что Бог пошлет. Кое-что можно забрать и из газет.    Посылаю вам брошюр кажется 40. Если печатать вздумает кто, пусть; только бы не из-за барышей, а для раздачи.    Если можно, соберите изданные пашковцами книжки, — и Св. Писание с подчерками и заметками. Из них вернее можно царапнуть этого душерастлителя.    Спасайтесь!    Еще что сказать, не имеется.    Благослови вас Господи!     Ваш богомолец Еп. Феофан.    Помечено в газетах, будто обер-прокурор сменяется. На место Толстого П. Что знаете про сего, — скажите. И что за причина смены?    1 мая 1880 г. Письмо 1137. О тех же предметах    Христос воскресе!    Н-лай В-вич!    Пусть иереи печатают сколько душе угодно, только не из-за барышей. Еще что-нибудь печатать — добре. Готов бы, но теперь леность обуяла, и кажется немного простудился.    Присланный катихизис — порадовал сначала, но когда стал всматриваться, оказалось, что он страдает большою неопределенностью. Стань опровергать, и будешь бороться с ветряными мельницами. Иереи Божии поручили бы кому половчеепоприслушаться и поточнее определить пункты. Впрочем, может быть, это я так брюзгливничаю, по причине расслабления временного и случайного. Кажется время терпит.    О перемене прокурора нельзя не порадоваться. Даруй Господи новому побольше энергии и православного духа.    Благослови вас Господи всяким благословением!     Ваш богомолец Еп. Феофан. 6 мая 1880 г. Письмо 1138. О новом Обер-Прокуроре. К истории деятельности святителя на поприще борьбы против Пашкова. Меткие прозвища для этой секты

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Идущий вместе с Филоном этим путем погибели последователь Нестория нечестивый Марон Эдесский, пишущий против тех, кто исповедует Христа Богом, так говорит в своем нечестивом сочинении: «Убежденные египтянином Кириллом мудрствуют так: «Божество было неотделимым от тела Иисуса во гробе, изменяя его от разрушения в бессмертие». У них, словно у детей, участвующих в театральном представлении, кто-нибудь спросит: «Разве есть место, неразумные, где не присутствует неограниченное Божество?» Ведь, наполняя небо и землю и везде присутствуя, непременно Оно было и во гробе Иисуса, как и во всем творении. А то, что тело Христа перешло от разрушения в бессмертие, нет ничего удивительного; ведь неверующие и язычники воскресают от смерти, имея нетленные тела». 1136 Схолия. Анафема тебе 1137 во веки. Глава 14 1. Из Слова 15 Аммония пресвитера Александрийского на ереси Евтихия и Диоскора. «В самом деле, возможно, среди тех, кто порицает Халкидонский Собор и отрицает природу плоти Христа, действительно появляются смятения: ведь именно это видимое тело, нуждающееся в заботе, растущее, пеленаемое, обрезываемое, осязаемое, заключаемое в оковы, ударяемое, прободаемое, умерщвляемое, переносимое, погребаемое, умащиваемое благовониями, оплакиваемое, раздробляемое, вкушаемое, крошащееся, передаваемое [верующим для причастия] они отказываются называть природой, то есть истинной реальностью, а невидимое Слово, Которое они не видели и не увидят, не осязали и не будут осязать, не постигли умом и не постигнут, не описали, не подвергли смерти, не раздробляли, не ели (совершенно ничего от Него невозможно постичь умом: ни природу, ни форму, ни вид, ни цвет, ни внешность, ни размер, ни движение, ни изменение, ни сошествие, ни пришествие [на землю] или отшествие [на небеса], ни что иное из сущего в Боге Слове), – Его они исповедуют сущностью. И вот (сказал я к ним как бы безрассудно) видимым и осязаемым вещам более доверяют и скорее исповедуют, что они имеют сущность, чем невидимым и неосязаемым, но слову верят от слышания. 1138 Ибо мы восприняли веру в Божество Христа от слышания, а веру в плоть Его через опыт видения и осязания вещей. Более бесполезно убеждать лишь неверующих, спрашивающих наши доказательства о природе Божестве Христа, и о том, какая Его природа, и откуда ясно, что Бог Создатель всего был в Своей плоти; этому попусту усердствующему мы можем только сказать: “Все [знание] о Божестве верующие получили только через веру, веру простую, безыскусную, не лукавую, пусть даже они и удостоверены через божественные знамения Христа в истинности Его Божества”». 1139

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Ибо быть погружену в образы или жить в них и под влиянием их есть свойство неразумных животных, а не существ разумных». 1136 После того, как ниспал ум человеческий в такое нижеестественное для его естества состояние, то предался беспорядочным, самовольным движениям и мечтам, сочиняя различные образы под действием страстей и самих бесов, ибо, как известно, «способность воображения находится в особенном развитии у людей страстных», 1137 вырождаясь в такой вид фантазии как мечтательность. «Главная, можно сказать, немощь фантазии у грешников, – говорит св. Феофан Затворник , – есть склонность мечтать. Это не случайное нечто, а неизбежное, как бы сроднившееся с душой их, такое, что беспрерывно и почти у всех. Свойства сей мечтательности, именно: удаление от действительного, развлечение, смятение, непостоянство мыслей дают ясно разуметь ее причину. Когда человек сдвинулся с своего места истинного и попал в ложное, неистинное, то вслед за тем и мысли его устремились не к тому, что истинно, а к тому, что мнится быть таковым, ? к обманчивым призракам». 1138 Предметом этих мечтаний большей частью бывает сам человек, наделяющий себя редкими достоинствами, невиданными способностями и сочиняющий о себе небывалые истории, пребывая в результате этого в постоянном праздномыслии и ветрености. «Сия ветреность и обличает, и в свою очередь сама производит состояние души очень опасное», – утверждает св. Феофан. 1139 Согласно с ним говорят все святые Восточной Православной Церкви. Отдаваясь во власть самовольной фантазии, человеческая душа попадает в мир иллюзий, общий с миром падших духов, подвергаясь лукавому действию бесовскому. Действуя на воображение, дьявол способен вложить или возбудить греховные образы, которые человек может принять за свои, не подозревая их настоящей причины возникновения. «Ибо, как дитя малое и нелукавое, видя как иной выделывает какие-либо фантазии (фокусы), утешается тем и, по незлобию своему, последует за этим дивотворцем, так и душа наша, будучи проста и блага, ибо такой создана от благого Владыки своего, услаждается мечтательными прилогами диавола и, обольщаясь ими, подбегает к нему злокозненному, будто к доброму, как голубица к расставляющему сети для ее птенцов, и смешивает таким образом свои помыслы с мечтанием бесовского прилога».

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Троице. Книги на бдениях читаются как Ветхого, так и Нового Завета, читаются также и толкования их, сделанные знаменитейшими отцами православными и вселенскими учителями. После этих трех чтений с их респонсариями следуют прочие шесть псалмов, с аллилуиа поемые. Затем бывает чтение наизусть (ex corde recitanda) из Апостола, – стих и литийное моление, т. е. Господи помилуй; и этим оканчиваются нощные бдения» 1135 . Летом количество междупсалмных чтений сокращается до одного. «От Пасхи до ноябрьских календ, такое же, как сказано, держится количество псалмов, исключая того, что чтения в кодексе, по причине краткости ночей, сокращаются (minime legantur) и, вместо трех чтений, провозглашается, на память (memoriter dicatur) одно чтение из Ветхого Завета, с кратким после него респонсарием; прочее же все, как сказано, исполняется: так что на нощных бдениях никогда менее 12 псалмов не поется 1136 ... Утреня состоит из одного начального 66 псалма, затем 50 псалма, двух чередных псалмов, библейских песен, славословия, чтения из Нового Завета (из апостола) и литии 1137 . В этом составе несомненно соборно-приходского строя утрени находятся уже почти все элементы нашей утрени, но место кафизм занимают лишь два чередных псалма… Еще характернее выступает строй нощной и утренней службы при описании службы воскресной. Здесь после вторых шести псалмов полагается уже не одно, а четыре чтения. Кроме того, библейские песни, соответствующие нашему канону, переносятся на нощную службу и сопровождаются также четырьмя чтениями из Нового Завета; конец же нощной службы совершается по образцу конца утрени: поется великое славословие и читается евангелие. «В воскресные дни, предписывается в правилах св. Венедикта, надо пораньше вставать. На этих бдениях пение совершается протяжное, и по окончании, как прежде положено, шести псалмов и стиха, когда все сядут по порядку и чинно на своих седалищах, бывает четыре чтения в кодексе с их респонсариями; причем только на четвертом респонсарии поющим проговаривается «слава», в начале которой все с благоговением встают.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Графу Протасову, 29 апреля 1849 года 1136. Отношением от 17 истекшего марта за 1664, Ваше Сиятельство предварили меня о воспоследовавшем Высочайшем Его Императорского Величества повелении: отправиться мне наступающим летом для обозрения Могилёвской, Минской и Полоцкой епархий, обратив внимание на состояние в оных духовенства, на отношения его к пастве, на положение духовно-учебных заведений и вообще на всё то, что окажется достойным внимания относительно благоустройства епархий и духовного блага паств. В 19-й день сего апреля, получил я о сем же указное предписание из Святейшего Синода. Но указ сей есть секретный, и в нём сказано, что по сему предмету посланы указы тоже секретные преосвященным Могилёвскому, Минскому и Полоцкому. Мне неизвестно, каким образом производится секретный осмотр епархий и учебных духовных заведений; а посему, для избежания ответственности и вредных недоумений, покорнейше прошу Ваше Сиятельство почтить меня уведомлением, какой предписан порядок для подобных секретных осмотров. Сверх сего, по случаю осмотра сказанных трёх епархий в 1843 и 1845 годах, мне назначаемы были особые средства, и я покорнейше прошу разрешения Вашего Сиятельства: имею ли право и теперь вытребовать из казначейства прогоны по предстоящему мне путешествию. Графу Протасову, 29 апреля 1849 года 1137. Со времени посвящения во епископа архимандрита Евсевия, Литовская семинария остаётся без ректора. Между тем, по местным обстоятельствам вообще, а тем более в настоящее время, весьма затруднительно сказанному заведению быть без начальника, особенно при нынешнем стеснении моём недостатком в Вильне высшего духовенства – в течение трёх лет, я потерял здесь: протопресвитера Антония Тупальского, и кафедральных протоиереев Ипполита Гомолицкого и Василия Попова. Я просил Ваше Сиятельство о назначении в семинарию Литовскую ректора Полоцкой или Минской семинарии, потому единственно, что они знакомы со здешним краем и что другие ректоры мне неизвестны. Между тем, здесь разнёсся слух, из письма преосвященного Платона, будто ректором Литовской семинарии определён будет профессор оной иеромонах Павел (Доброхотов). Долгом считаю предварить Ваше Сиятельство, что назначение это не было бы полезно. Одно уже обстоятельство, что наставники здешней семинарии были Доброхотову товарищами в течение двенадцати лет, делало бы положение его затруднительным. Но главное затруднение: что духовный сей один только год во священстве и ещё не приобрёл церковно-духовного настроения, необходимого в ректоре новообразованной Литовской семинарии, более нежели в какой-либо другой. Смею уверить, что иеромонаху Павлу Доброхотову необходимо прослужить по крайней мере три года в хорошо образованной древлеправославной епархии, чтобы он впоследствии мог быть вполне полезен Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

1134 О самом Гербесте см.: Mazurkiewicz К. Benedykt Herbest, pedagog, organizator szkoly polskiej XVI w. kaznodzieja, misjonarz doby Reformacji. Poznan, 1925. Об отношении Б. Гербеста к унии см.: Grabowski Т. Piotr Skarga na tle katolickiej literatury religijnej w Polsce XVI w. (1536–1612). Krakow, 1913. S. 106–119; Tretiak J. Piotr Skarga w dziejach i literaturze Unji Brzeskiej. Krakow, 1912. S. 54–57. 1135 Ср.: Плохий 1989. С. 8–9. С.Н. Плохий даже усматривает «генетическую связь основных положений Гербеста с мыслями» Ожеховского (С. 9); Ходыницкий также утверждает, что Гербест в отличие от Скарги, который стоял на тех же позициях, что и Гозий, разделял взгляды Ожеховского на унию (Chodynicki 1934. S. 202). 1136 Mycko I. Przyczynki do historii religijnej w Przemyskiem w XVI wieku. Benedykt Herbest, Andrij Kolodynski, Iwan Wiszenski//Polska-Ukraina. 1000 lat sasiedztwa. T. 2. Przemysl, 1994. S. 61–63; нужно обратить внимание также на то, что сочинение Гербеста было лишь составной частью его более обширной книжки, направленной против реформационных учений (Herbest В. Chrzescijanska porzadna odpowiedz na te Confessie, ktora pod tutylem Braciey Zakonu Christusowego niedawno jest wydana. Krakow, 1567. 1137 Обстоятельный разбор донесения Дж. Руджиери см.: Яковенко С.Г. Донесения папских нунциев как источник по истории Восточной Европы (50–60-е годы XVI в.). Структура и типология//Методы изучения источников по истории русской общественной мысли периода феодализма. Сб. научных трудов. Под ред. Б.М. Клосса. М., 1989. С. 141–144. 1138 Relacye nuncyuszow apostolskich i innych osob о Polsce od roku 1548 do roku 1690. Zebral J. Albertrandi/Wyd. E. Rykaczewski. Т. 1. Berlin-Poznan, 1864, S. 165–216. 1140 Suttner Е. Ch. Das wechselvolle Verhältnis zwischen den Kirchen des Ostens und des Westens im Lauf der Kirchengeschichte. Würzburg, 1996; Idem. Gründe für den Miserfolg der Brester Union//Der Christliche Osten. 45 (1990). S. 230–241; Idem. Unionsabschlüsse ostlicher Kirchen mit der Kirche von Rom im 16. und 17. Jahrhundert//Ostkirchliche Studien. 45 (1996).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

1135 (Ст. 29–30). Не только Израиль должен был блюсти себя, как народ, в чистоте, но он должен был сохранить в чистоте ту землю, которую Господь дает ему, не допуская в ней никаких мерзостей между другими национальностями, которые могли остаться жить посреди Израиля .... «чтобы вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас» (Ст. 28). «Соблюдайте повеления Мои .... Я Господь Бог ваш». Служа Великому, Израиль не смел не только оскверняться мерзостями языческими, но не должен был вступать в дружеские отношения с народами оскверненными. (См. главу X40;III Второзакония, 3–8). 1136 (Ст. 1–2). Не без основания, кажется, можно думать, что глава XIX, находящаяся между повелениями Божиими, обращенными к совести человеческой и между уголовным кодексом книги Левита (в главе XX), есть краткая выписка важнейших законов, составленная для распространения ее в народе посредством многочисленных копий на отдельных папирусах, и которая могла служить ежедневным напоминанием главам семейств, или даже заучивалась наизусть, дабы служить постоянным руководством в жизни. Напоминание важнейших законов начинается воззванием к сынам Израилевым. «Святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш»... и затем дается вкратце наставление чего нужно избегать, чтобы не нарушить этой святости. 1137 (Ст. 3). Кларк замечает, что в этом стихе приведены те два закона десяти заповедей, которые выражены в утвердительной форме: ... «Храни Субботы»... «Почитай родителей». Все остальные заповеди даны в форме отрицательной: «Не делай». Приведенные вкратце в этом стихе две заповеди, суть основания жизни религиозной, общественной и семейной. 1140 (Ст. 6–8). Ср. Лев. 40;II, 15–18. Краткие напоминания народу о том, что нужно наблюдать, по-видимому подтверждают мысль нашу, высказанную в 1-м прим. этой главы. 1141 (Ст. 9–10). Сравни развитие этого закона во Второзаконии XXIV, 19–22; а также в Левите XXIII, 22. Некоторые комментаторы думают, что под именем виноградника надо разуметь не только самый виноградник, во и вообще фруктовый сад. Бедный есть выражение, означающее неимущего Израильтянина; пришлец, это лицо, принадлежащее в другому племени, но живущее посреди Израиля, как напр., Кениты, упомянутые в кв. Cyдeй IV, 11 , и вероятно те, которые вышли из Египта вместе с Израилем в числе «разноплеменных людей» (Исх. XII, 38). Закон этот, изложенный в других местах Пятокнижия, введен для полноты этого краткого народного кодекса.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010