Сепаратный мир, заключенный папой, не встретил одобрения со стороны правительства. Экзарх Роман прошел с войском в Рим, был встречен с подобающей честью и занял помещение в старом дворце императоров на Палатине. Оставшись в Риме очень недолгое время, он двинулся назад в Равенну и с целью обеспечить сообщение занял целый ряд городов: Сутрий, Полимарций (Бомарцо), Горта (Орте), Тудер (Тоди), Америя, Луцеолы (Кантиано) и Перузия. Этот последний город был ему сдан Мавризионом, который предпочел перейти на службу к императору. Узнав о походе Романа, Агилюльф выступил из Тицина, отвоевал Перузию, казнил Мавризиона и пошел на Рим. Папа принимал меры по организации обороны в сотрудничестве с префектом города Григорием и магистром армии Кастом. 1133 Агилюльф совершал под Римом зверства всякого рода, и папа сам видел, как уводили связанных за шею пленных. Папа знал, что их ведут на продажу во Францию. 1134 По всему вероятию, между папой и царем состоялось частное соглашение, так как Агилюльф покинул римскую область и вернулся в Тицин. Политика папы в отношении лангобардов совершенно не сходилась с действиями экзарха. В 595 году папа вел переписку с экзархом через его схоластика и сам писал императору, что Агилюльф готов заключить прочный мир с империей. 1135 Отношения с лангобардами за эти годы оставались в прежнем виде. Лангобарды продолжали грабить и захватывать города. Папа считал своей обязанностью выкупать пленных, и это поглощало большие суммы. 1136 На это благочестивое дело папа получал приношения от церкви и частных лиц. В одном письме от 597 года к сестре Маврикия Феоктисте папа дает отчет об израсходовании полученных от нее 30 фунтов золота. Половина пошла на улучшение жилища монахинь, а другая на выкуп пленных, захваченных год тому назад во взятом лангобардами Кротоне. 1137 Мысль папы о необходимости заключить прочный мир с лангобардами не встречала сочувствия при дворе, так как там жила, по-видимому, надежда вытеснить их из Италии. Экзарх Роман был против мира, и папа считал его главным противником своей идеи и частичного ее исполнения. Смерть Романа в конце 596 года облегчила положение. Его преемником был Каллиник. 1138 При нем начались переговоры с Агилюльфом, но дело затянулось надолго. Григорий был искренне рад приближению исполнения своего заветного желания, но отказался от подписи, которой требовал на тексте договора Агилюльф. 1139 Мир был заключен на два года в 599 году. По этому поводу Григорий писал радостные и благодарственные письма Агилюльфу и Теоделинде, которой вменял в большую заслугу ее искреннее участие в ускорении дела и прекращении непрерывного кровопролития. 1140

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

1039 В связи с этим Мах в «Анализе ощущений», 5 изд., стр. 74, одобрительно отзывается о Коссманне. 1056 Prochnow, Osk. Die Theorie der aciiv. Anpassung. Beiheft der «Annal. der Xaturphilos.», W. Ostwald, 1910 r. 1067 Термин «urteilende Prinzip» я перевожу для краткости «принцип суждения, хотя правильнее было бы сказать – «принцип, производящий суждение»: перевод Котляра (Вагнер, Нов. к.) – «рассуждающий принцип» – звучит по-русски слишком неуклюже и носит несколько иной оттенок. 1075 Kohnstamm. Pnychobiologische Grundbegriffe. «Zeitschrift für den Ausbau der Entwicklungslehre», 1908, I, 161–3 стр. 1078 Pauly. Das Urteilende Prinzip und die mechanische Causalität bei Kant und im Lamarckismus. «Kosmos», Stuttg., 1906 г., стр. 271. 1096 Büttner. Das Psycho-physische Verhältniss als Grundproblem der Enwicklungslehre, der Psychologie und der Philosophie. Zeitschrift für der Ausbau... 1909 г., стр. 268. Его же. «Die Betruchtung der Psychologie durch den Entwicklungsgedanken». Ibid, стр. 352. 1104 Selben. Der metaphysische Gehalt des Lamarckismus Zeischrift fur den Ausbau... 1908 г., стр. 231. 1115 На это указывают, между прочим, Вундт (Система филос., стр. 197) и Кениг («Kant, und Naturwissenschaft». 1907. Стр. 1991. 1121 Bibelglaube und hisrorich-kritische Schriflforschung 79. S. Gütersloh, Bertelsmann, 1, 50 Mk. 1124 Der sogenannte historiche Jesus und der gechichtliebe biblishe Christus. 206 S. Leipzig. Deichert. 4, 80 Mk. 1125 По конфессиональным мотивам Кэлер считал таким же уродством и образ уничиженного Христа – византийской догматики. Высказывая это мнение, почтенный † профессор, очевидно, не вспомнил Послание к Филиппийцам: гл. 2, стихи 5–18. 1126 Die Theorie von Christus als dem zweiten Adam bei Schleiermacher. 80 S. Leipzig. Deicliert. 2 Mk. 1136 Слова св. Афанасия, изгнанного из Александрии по повелению императора Юлиана. Творен, св. Афанасия ч. I. Св.-Тр. Сергиева Лавра. 1902. Жизнь св. Афанасия Вел. Стр. 107. 1137 1. Русская гражданская история. – 2. Библейская история, в связи с историей древнего мира. – 3. Церковно-славянский и русский языки с палеографией. – 4. История и обличение западных исповеданий, в связи с историей западной церкви от 1054 года до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 Князь Карфагинскии, Ганнон нареченный, славолюбием бяше побежденный, И хотя в мире бог 1134 наречен быти. птиц глаголивых веле накупити, И учащым 1135 я тому наставляти: Князь Ганнон бог есть, светло глаголати. Егда же тыя изучены быша то глаголати, волно я пустиша, Да, летающе, то слово вещают, Ганнона бога миру проглашают. Но прелщен Ганнон, ибо спира она птиц изученных забыла Ганнона. На воли суще, на глас естественны вся птицы 1136 скоро бяху возвращении. Ганнон же цены и труд отщетися, сам в посмех людем умным обратися. Точне и ныне 1137 славы ловители, чести, достоинств, хвалы любители Глаголивыя люди собирают. хлебом и дары тому изучают. Да глаголют я боги земны быти, мудры, богаты, всяко нарочиты. И поют убо, добре глаголюще. сребром и хлебом прикормлени суще, Но внегда хлебом оным оскудети. тщатся и птицы тыя отлетети На волю свою, в ней же забывают оныя 1138 песни, ину же глашают. В похвалы место поют хуления, ругателства, смех и поношения. Несть убо требе славы нам любити и птиц сицевых ловити 1139 , учити. Божия славы нужда нам искати. Он же изволит в небе нам воздати Велию 1140 славу и честь безконечну в светлостех святых, и радость превечну. Славу таити Пришедый свыше образ нам подати. како во мире лепо пребывати, Утаил в плоти славу божественну, избра во матерь Девицу смиренну, И не во светлей полате родися. но до пещеры скотския смирися. Чюдодействия многа сокрываше 1141 , ли учеником немногим являше. Точию трие апостоли 1142 бяху, иже Преславна на Фаворе зряху. А егда срамно изволи страдати. всем людем бяше свободно смотряти Образ се дал нам. да честь утаяем, безчестия 1143 же 1144 мирска не гонзаем, Найпаче того, еже ради Бога, за что мзда в небе готова есть многа. Славы Моея иному не дам 1145 Пентефрий 1146 Иосифу весь дом вручил бяше, токмо едины жены знати не веляше. Бог же всяческая нам благая общает, токмо славы Своея 1147 никому же дает. 2 Егда кто благо нечто совершает. руководитель Бог ему бывает. Тем 1148 слава дела не нам имать быти, но Благоволшу помощь сотворити

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

В других случаях она является добродетелью, отличной от мудрости, низшей мудрости и только ведущею к ней. Гностик пользуется ею наравне со справедливостью, для достижения мудрости 1135 . Φρνησις ведёт к мудрости тогда, когда она прилагается к философии 1136 . Есть одна часть философии, называемая диалектикой, которая именно представляет собой не что иное, как обнаружение рассудительности в области философской 1137 . Градация добродетелей – целомудрия, рассудительности и мудрости, очевидно, основана на мысли, что добродетели теоретические выше практических, – мысли, которую Климент разделяет со всей греческой философией. Рассудительность есть обнаружение рассудка (λογισμς), а рассудок в душевных страстях, над которыми мы властвуем при помощи добродетели, есть упорядочивающая сила: он напечатлевает в душе воздержание и целомудрие вместе со святостью и благой гносис вместе с истиной, возводя в конце концов к благочестию пред Богом 1138 . Здесь, таким образом, рассудительность ставится уже в основе целомудрия; хотя, конечно, в этом противоречия может и не быть, поскольку та и другое суть различные по совершенству обнаружения того же рассудка и поскольку целомудрие вообще тогда бывает более совершенным, когда в основе его лежит рассудительность. 3) Мужество (νδρεα) В понимании мужества Климент опять сходится с философами, применяя их воззрения к христианскому учению. Главное отличие от философской этики у Климента здесь, как и всюду, заключается в том, что добродетель поставлена на почву богоугождения и богоподобия. Истинно мужественный с готовностью повинуется призванию от Бога к мученичеству и твёрдо переносит все мучения, побуждаемый только одной любовью к Богу и не имея в виду другой цели, кроме угождения Ему 1139 . Мужественная твёрдость ведёт к богоподобию, так как через терпение она даёт бесстрастие 1140 . Стоики определяли мужество как знание того, чего должно страшиться и чего не должно и что следует считать в этом отношении безразличным 1141 . Обладающий таким знанием может терпеливо переносить всё, что, по мнению людей, считается бедствием; поэтому, мужество некоторыми из стоиков определяется как знание того, что можно и чего нельзя переносить 1142 как состояние души, повинующееся высшему закону в мужественном перенесении и претерпении всего случающегося 1143 . Очевидно, эта добродетель носит более пассивный, чем активный характер, обнаруживаясь, главным образом, в постоянстве, твёрдости, терпении. Это же указывается и подвидами её, к которым принадлежат: постоянство, смелость, величие и твёрдость духа 1144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

1132 Халдейское сказание о потопе, которое было открыто в 1872 году, можно читать в La Bible et les découvertes modernes, 5 ed., t. I, p. 309–325. См. на рис. 70, факсимиле таблицы клинообразной надписи этого сказания. 1133 См. рис. 71. На ковчеге написано: ΝΩΕ (Ной). Вокруг печати читаем: ΕΠΙ ΑΓΩΝΟΘΕΤΟΥ АРТЕМА Г (когда Артема в третий раз председательствовал на играх). Внизу надпись: ΑΠΑΜΕΩΝ (Апамеев). Эта медаль носит изображение Септимия Севера (193–211), императора, при котором она была выбита в Апамеи, во Фригии. Существуют подобные же медали с изображением императоров Макрина (217–218) и Филиппа (244–249). У нас нет доказательств того, что традиция Апамеи ранее христианской эры. 1135 Пиндара, Olymp., IX, 37 sq.; Аполлодора, Biblioth. 1, 7; Овидия, Metam. I, 260; Лукиана, De Dea Syra, c. 12–13; Плутарха, De Sotert. anim., n° 13. 1136 Ворр, Die Sündflath, э , Берлин, 1829, F. Neve, La tradition du deluge dans sa forme la plus ancienne, Paris, 1851, или в журнале Annales de philosophie cremienne, IV série, t. III, avril et mal 1849, p. 245 и 325. 1137 Cm. T. Lacouperie, The Deluge-tradition and its Remains in ändert China, в The Babylonian and Oriental Record, t. IV, стр. 18–24, 49–56, 79–88, 102–111. 1138 Schoolcraft, Notes on the Iroquois, стр. 358–359. – Об американских традициях о потопе, см. Nadaillac, L " Amérique préhistorique, p. 527–533, и Les premiers hommes, t. II, p. 96–101. 1139 Рисунок 72 представляет нам Кокс-Кокса в его кипарисовой лодке, плавающим по водам потопа. Среди вод возвышается гора Colhuacan, увенчанная деревом, на котором сидит голубь, который раздает языки людям, происшедшим от Кокс-Кокса, еще немым. Ниже видны предки колен ацтеков, направляющиеся к месту их переселения. На их головах находятся иероглифические символы, изъясняющие имена их племени. Их первая остановка обозначена в иероглифических надписях в Холуле (Cholula). – Эта гравюра сделана по копии с одного туземного манускрипта из Холулы, сделанной в 1566 году доминиканским монахом Педро де-лос Риос, который, спустя менее 50 лет после Кортеца, тщательно собрал туземные традиции. Грубый стиль мексиканского искусства изменен в воспроизведении этой живописи; оригинал ее утрачен, но подлинность документа неоспорима. См. Al. de Humboldt, Vue des Coldillres et monuments de l’Amérique, in-f°, Paris, 1812, p. 226–227, pl. XXXII.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

В Новгородской Первой летописи младшего извода эпизод с греческими дарами золотом и паволоками представлен несколько иначе, чем в Повести временных лет. Там читаем: «И поведоша Святославу: яко приидоша Греци с поклоном. И рче Святослав: «введите их семо» ; и абие приведоша и. Онем же слом пришедшим и пакы поклонившимся ему, и положижа пред ним злато и паволокы. И рече Святослав, кроме зря, отроком своим: «возмете, кому что будет». Они же поимаша, а слы цареве, видевши тое, приидоша к цесарю». 1133 В отличие от Повести временных лет, которая сообщает о распоряжении Святослава «схоронить» (спрятать) принесенные греческими послами золото и паволоки, Новгородская Первая летопись говорит о раздаче этих богатств княжеским отрокам. То же имеем и в Никоновской летописи: «И рече Святослав отроком своим, кроме зря: «возмите кому что будеть»; они же поимаша». 1134 Архангелогородский летописец, сохранивший в своем составе более исправную и полную редакцию Начального свода, нежели та, что дошла до нас в Новгородской Первой летописи младшего извода, 1135 содержит любопытные нюансы, отличающие его от Повести временных лет, Новгородской Первой летописи и Никоновского свода: «и приведоша послы, и поклонившася ему (Святославу.– И. Ф.), и положиша пред ним злато и паволоки. И разда Святослав отроком своим и разделити им повеле, а сам, не зря и не отвеща послом ничтоже, и отпусти их». 1136 Князь, стало быть, раздает отрокам своим «злато и паволоки», принесенные греческими послами, повелев им также «разделити» (поделить, оделить) 1137 эти сокровища. Вероятно, тут подразумеваются не только отроки, но и другие лица из числа иных воинов. Святослав не дал послам никакого ответа и отпустил их ни с чем. Безрезультатность встречи византийского посольства с русским князем отмечена и в первой редакции Истории Российской В. Н. Татищева: «А ничто же послом отвеща». 1138 Во второй редакции говорится о раздаче греческих подношений широкому кругу: «Святослав, не возрев на дары, рек служасчим своим: «Возьмите и раздайте требуюсчим " ». 1139 Историк, по-видимому, комбинировал свой рассказ из имеющихся у него различных летописных источников. Отталкиваясь от приведенных сведений, почерпнутых из летописей, а также от татищевских известий, выскажем и мы свое суждение о произошедшем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преосвященный Арсений, расследовал дело и нашедши за Архиповым много недостойных служителя алтаря деяний, доносил о том Святейшему Синоду, спрашивая, возможно ли при таких условиях удовлетворение желания прихожан означенного села Верхней Оржевки. Дело, начатое еще в 1831 году, таким образом, доведено было до начала 1833 года. Филарет Московский был в это время в Петербурге, и по вопросу преосвященного Арсения, в защиту рукоположенного им и наставленного по рукоположению Евгения, дал следующее мление по этому делу: «Духовного Регламента о пресвитерах, в правиле 27, соединение родственников в одном причте признается злом, которое епископы весьма пресекать должны, и дозволяется быть в одном причте не более, как двум родственникам. А как в селе Верхней Оржевке два священника и все причетники при одной церкви допущены родственники, в явную противность сего узаконения, предшественниками епископа Евгения. Напротив же того епископом Евгением священник Архипов, по причине родства, выведен из того села, согласно с означенным узаконением, то оставить сего священника на прежнем месте, значило бы уничтожить распоряжение законное, а восстановить прежнее, противозаконное. Снисходительным определением святейшего Синода 22 июня прошедшего года 1135 велено оставить Архипова на прежнем месте в том только случае, буде он отведен от церкви единственно по родству, без других побудительных причин. Но как из донесения епархиального начальства открылось, что отведен он не единственно по родству, но, сверх того, и по другой важной причине, что судился по делу о ночном буйстве и стрелянии из ружей, по которому не оправдан, а прощен по всемилостивейшему манифесту, и которого исследование затруднено было родством причта, то, и по вышеозначенному снисходительному определению святейшего Синода, Архипов не имеет права остаться на прежнем месте. Епископ Евгений в 1831 году исправил оплошные и противозаконные действия своих предшественников, 1136 которые допустили обоим Оржевским причтам переродниться, и не отвели Архипова в 1826 году, 1137 при решении о нем дела. Если столь благонамеренные и согласные с законом решения епархиальных начальников высшее начальство будет переменять, то весьма надлежит опасаться, чтобы чрез то не уменьшилось послушание подчиненных местным начальствам, и чтобы не умножить без пользы обременительные для святейшего Синода просьбы об отмене епархиальных решений, под маловажными предлогами. Посему полагаю мнением: 1) решение епископа Евгения об отведении священника Архипова в другое село, по причине родства и сомнения о нем по бывшему делу, признать правильным. 2) В удовлетворение прихожан определить на его место другого достойного, который бы не был в родстве с прочими священно и церковно-служителями села Верхней Оржевки. 3) Поставить во внимание епархиального начальства остающееся многочисленное их родство, для уменьшения оного, при благоприятных случаях, в согласность с Духовным Регламентом».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

9 октября 1870 г. С.Урусов представил Александру II доклад с обоснованием отрицательных выводов своего ведомства по всем указанным вопросам и получил полное одобрение 1136 . Учитывая вышесказанное, нетрудно понять причины спокойного принятия решения Главного Присутствия 1/20 марта 1871 г. В последующие 5 лет на основе этих предложений вышло несколько законов о духовенстве и его родственниках. Согласования тоже имели место, но носили частный характер. В 1871–1876 гг. Присутствие рассмотрело вопросы выдачи свидетельств детям духовенства о принадлежности к почетному гражданству 1137 ; о правах не принадлежащих к дворянству или почетному гражданству церковных причетников, исключенных из духовного звания за пороки, лишающие их права на избрание рода жизни 1138 ; о правах на ордена за выслугу лет в духовных должностях 1139 , о правах мастеровых синодальных типографий, принадлежащих по происхождению к духовному званию, и их детей 1140 ; о правах, приобретенных браком с лицами духовного сословия 1141 ; о разъяснении закона от 26 мая 1869 г. относительно прав детей лиц духовного сословия 1142 . На этом все вопросы были исчерпаны. Помимо тех возражений, о которых сказано выше, за 5 лет II Отделение выступило с корректировкой предлагаемых мер только раз – 12 марта 1874 г., – возразив против предоставления права торговли и промыслов духовенству, как противоречившего каноническому праву 1143 . Результатом работы стало издание целого ряда законов, внесших изменения в положение как служащего духовенства, так и его семей. Например, права, пожалованные детям духовных лиц указом от 30 апреля 1871 г., распространены и на тех, которые родились до принятия отцами духовного сана или звания 1144 . 17 июня того же года Присутствие разъяснило, что теперь не обучающиеся в учреждениях Церкви и не являющиеся членами причтов сыновья духовных лиц могут вступать в брак, не испрашивая разрешения епархиального начальства, а жены и дети их не имеют права на пособия от Церкви; но тем, кто состоит на службе, либо учится, либо является членом причта, разрешение на брак спрашивать нужно, хотя сословное происхождение невесты не играет роли, лишь бы соблюдалось соответствие «церковным правилам о женах лиц, допускаемых к восприятию священства» 1145 . С 11 января 1873 г. окончившие полный курс духовной семинарии на свой счет и не пожелавшие продолжить учебу в духовной академии или идти служить в причты и управленческие структуры Церкви, получили право заниматься другой деятельностью по своему желанию, без обращения за разрешением к духовному начальству 1146 . 31 октября 1872 г. протоиереи и священники, служившие на выборных и иных должностях в епархиальных структурах, в том числе – в правлениях духовных училищ и семинарий, получили право на орден Св. Анны III степени 1147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вильгельме II (1111-1127), к-рый сначала заложил, а в 1122 г. передал в управление Рожеру II Калабрию и ряд др. территорий. В 1125 г. в обмен на финансовую помощь он признал Рожера II Сицилийского своим наследником, однако в завещании не упомянул об этом. Это осложнило вступление Рожера II во владение герц-ством Калабрия. Жители Салерно отказались открыть ему ворота, когда он с войском прибыл к стенам города. Но уже в 1128 г., когда Рожеру II удалось закрепиться в Юж. Италии, а его владения граничили с Капуанским княжеством и Папской областью, папа Гонорий II был вынужден признать объединение Сицилии, Апулии и Калабрии. Тогда же, не оставив наследников, скончался тарентский кн. Боэмунд II. В следующем году знать Апулии и Калабрии в г. Мельфи присягнула на верность новому герцогу, а антипапа Анаклет II признал законность владений Рожера II. На Рождество 1130 г. Рожер II был коронован в Салерно как король Сицилии. В 1136 г. во владения Рожера II в Юж. Италии вторгся имп. Лотарь III и захватил мн. крупные города (Салерно, Бари и др.). Лишь после возвращения императора в Германию Рожер II, укрывавшийся на Сицилии, вновь прибыл в Юж. Италию и в 1137-1138 гг. восстановил там свою власть. Папа Иннокентий II отказывался признавать королевский титул Рожера II и в 1139 г. предпринял попытку вторгнуться в Юж. Италию, но папские войска потерпели поражение в битве при Галлуччио, а сам папа попал в плен. По итогам переговоров Иннокентий II признал права Рожера II на Калабрию, Апулию, Сицилию и Капую, а тот объявил себя папским вассалом. В 1140 г. были приняты т. н. Арианские ассизы, к-рые определяли принципы отношений между государем и подданными в Сицилийском королевстве: устанавливалось верховенство монарха и назначенных им чиновников; гос. измена приравнивалась к святотатству и каралась смертной казнью; определялись права Церкви в стране; подробно рассматривались наказания за уголовные преступления. Чтобы доказать прочность своей власти в Юж. Италии, Рожер II распорядился отчеканить новую монету, единую для всей державы,- серебряный дукат.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

выдубицким настоятелем Моисеем для князя Рюрика Ростиславича 968 . Новгородская первая летопись старшего извода, сохранившаяся в единственном списке (только она [из новгородских летописей. – Прим, перевод) и будет занимать нас в дальнейшем) написана семью различными почерками, из которых два первых охватывают 1016–1200 и 1200–1234 гг. Статьи 1136–1137 гг., согласно Шахматову, были написаны секретарем архиепископа Новгородского Нифонта Кириком 969 , которому владыка поручил работу над летописью. К такому заключению исследователь пришел на основе полных датировок в статьях за эти два года, совпадающих по манере с датировками в трактате Кирика о хронологии 970 . Д.С. Лихачев принимает и развивает этот тезис о переработке местной летописи (Софийского временника). Если эти идеи нашли общее признание, то спорным остается вопрос о том, какие именно церкви и монастыри в дальнейшем были причастны к летописанию 971 . Издания: а. Повесть временных лет (приводятся только последние критич. издания): [ПСРЛ. Л., 1926. Т.1. Вып. 1. Стб. 1–286; СПб., 1908. Т. 2. Стб. 1–285; факсимильные воспроизведения важнейших списков: Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку. СПб., 1872; Повесть временных лет по Ипатскому списку. СПб., 1871; см. также изд. по Радзивилловскому списку: ПСРЛ. Л., 1989. Т.38. С. 11–103. – Прим. изд. (К.А.)]; Шахматов А.А. Повесть (прим. 941). С. 1–374; Повесть временных лет/Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. 4.1: Текст и перевод. Μ., Л., 1950. С.9–188 (С. 188–202: дополнения за 1111–1117 гг. по Ипатьевскому списку) (без текстологии, аппарата); Tschiewskij D. Die Nestorchronik. (SISB. Bd.6). Wiesbaden, 1969. S. 1–274 (перепей, с изд.: ПСРЛ. Т. 1); Müller L. (прим. 49). Bd. 1. S. 1–286 (перепей, с изд.: ПСРЛ. Т.1; см. также дополнения к этому изданию: Bd.2: Textkritischer Apparat zur Nestorchronik. München, 1977; Bd.3/1: Vollständiges Wörterverzeichnis zur Nestorchronik. München, 1979 (For. Sl. Bd.49/50) [см. также: Творогов О.В. Лексический состав “Повести временных лет”: Словоуказатели и частотный словник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010