Напротив того, в христианском учении Сын, хотя есть и истечение Отца, но отличное от валентиновой эманации: «Сын один только знает Отца, все видит, все слышит от Отца, говорит только то, что заповедано Ему Отцом, исполняет не свою волю, но волю Отца своего; Слово всегда пребывало в Отце, никогда не отделялось от Него» ( Ин. 14:11; 1:1; 10:30 ). Вот истинный смысл, какой нужно соединять с понятием об истечении Сына от Отца 1134 . Вышеприведенные аналогии позволяют и даже необходимо требуют сделать из них два заключения. Бог и Слово Его, Отец в Его Сын – два отличных лица, но вместе с тем они неразрывно соединены между собой, как неразрывно соединены корень и дерево, источник и ручей, солнце и луч 1135 . Проводя далее указанную аналогию, мы получим: плод, происходящий от дерева, составляет как бы третью часть в отношении к корню; ручей, вытекающий из реки, есть третье по отношению к источнику; свет, происходящий от луча, также бывает нечто третье по отношению к солнцу. Подобно тому и Дух Святый, исходящий от Отца чрез Сына (a Patre per Filium), составляет третье лицо, третье по отношению к Отцу и Сыну. И так в указанных аналогичных явлениях ни дерево, ни река, ни луч – с одной стороны, ни плод, ни ручей, ни свет – с другой не чужды своего источного начала, но всегда нераздельны с ним; так и Сын и Св. Дух, происходя от своего источника – Отца, соединены с Ним тесным образом, в то же время неразрывно соединены и между собой, – «Отец, Сын и Св. Дух неотделимы один от другого» (inseparatos ab alterutro) 1136 . Но говоря о нераздельности трех лиц Божества, не должно сливать их в одно лицо, как это делают Праксей и его последователи. При единстве существа, Отец, Сын и Св. Дух составляют три отличные одно от другого лица, «иной Отец, иной Сын, и иной Дух Святый». Самые имена их уже ясно говорят, что Отец – не то, что Сын и Св. Дух: «рождающий есть иной, нежели рождаемый, посылающий не таков, как посылаемый». По отношению к Сыну и Св. Духу Отец есть всецелая сущность (tota substantia), Сын есть истечение и часть сего всецелого (derivatio et portio totius substantiae), точно так же и Дух Святый (Paracletus) – иное лицо (alius), нежели Отец и Сын. Тесное взаимное отношение лиц св. Троицы можно кратко выразить таким образом, что Сын составляет, вторую степень, а Дух Святый – третью степень (secundus et tertius gradus) одного и того же Божества 1137 . На этом заканчивается изложение положительного учения Тертуллиана о Св. Троице, как раскрытие положенного в начале трактата символа. Далее (X–XXXI гл.) у Тертуллиана идет собственно полемический отдел сочинения «adversus Praxeam». В нем Тертуллиан преследует ту же цель, что и в первом отделе, – доказать троичность лиц при единстве божеского существа, но только другим уже путем, путем опровержения главных монархианских положений Праксея и его последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

При этом они злоупотребляли примерами тех достоуважаемых рыбарей и мытарей, которые хотя не имели богословского образования и были просты речью, однако силою своего слова победили весь мир 1136 . Другие, перешедшие к пастырскому служению непосредственно от разных житейских профессий, часто низкого сорта, уже в силу этой своей неподготовленности, не только не обладали никаким богословским образованием, но были прямо невежественными. Пастыри, по словам св. отца, часто не знали даже первых элементов веры 1137 . А так как они были большею частью люди порочные, то их невежество не покрывалось нисколько их благочестием. Третьи, наконец, из ложного благочестивого опасения заразиться язычеством, сосредоточившим в себе тогдашнюю ученость, унижали значение внешней учёности сравнительно с откровением 1138 . Ни одного из этих возражений против научного образования св. отец не оставил без основательного опровержения, заявив себя, вместе с тем, горячим защитником этой великой мировой силы и оставив нам наставления о том, как пользоваться языческой ученостью. Нам уже известно, что св. отец выше всего и дороже всего ценил науку, и в особенности царицу наук красноречие, считая обладание ею своим неотъемлемым сокровищем, некрадомым стяжанием; он гордился им, как высоким даром Божиим, как предметом своей славы. Воспоминание о школьных годах и о долголетних трудах, потраченных на собирание знаний в центрах тогдашней учёности были любимыми воспоминаниями пережитого, наполнявшими его душу радостью в тяжёлые моменты его подвижнической жизни. «Наука! Дорогие Афины! Ранние условия вести божественную жизнь!» 1142 . Слышать недоброжелательные отзывы об учёности для св. Григория, грека по рождению, старого эллина по уму, воспитавшегося на высокой умственной культуре; слышать от людей, лицемерно оправдывавших своё невежество, порицавших и унижавших, в сущности, Великий Ум, источник человеческого знания, – как прискорбно было слышать всё это и считаться с таким мнением невежд лицу, «исчерпавшему едва не до дна жадным умом сладкую чашу наук» и печаловавшемуся о том, что не «всё ещё он изведал, как бы хотелось, и не обтек еще на полных ветрилах целого моря наук!» 1143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

26:59 Принимая во внимание, что библейское повествование лишь вскользь затрагивает вопросы генеалогии и хронологии, вероятней всего, что Кехат был лишь прародителем Амрама, а его жена Йохевед была дочерью Левия не в прямом, а в общем смысле. 1123 а 27:12 Это добавление сделано в LXX, ср. Втор 32:49. 1124 б 27:12 Букв.: дал. 1125 27:13 Букв.: будешь приобщен к народу своему – эвфемизм, означающий «умереть». 1126 27:16 Букв.: Боже духов всякой плоти. Ср. 16:22. 1127 27:17 Букв.: который выходил бы перед ними и входил бы перед ними, который выводил бы их и приводил бы их – здесь используется военная терминология, связанная с выступлением военачальника и войска в поход и их возвращением, подобное выражение в ст. 21. 1128 27:20 Букв. возложи на него ( часть) от достоинства/ величия твоего; некоторые толкователи видят в этом указание на то, что ни один человек не мог принять всего, чем обладал Моисей . 1129 а 27:21 С м. примеч. к Исх 28:30. 1130 б 27:21 Букв.: по (слову) уст его они должны уходить и по (слову) уст его приходить. 1131 28:5 См. примеч. к 15:4. 1132 28:7 Обычно для возлияний использовалось вино, но в данном случае евр. шехар (в Син. пер.: сикера), возможно, обозначает брагу или пиво  – напиток, изготовляемый в те дни из ячменя в состоянии брожения и фиников или меда. Как вино, так и этот напиток употреблялись в определенных количествах при богослужениях, конечно, не для того, чтобы их пить (это было запрещено при служении во Святилище, см. Лев 10:9), а чтобы выливать на жертвенник как возлияние. 1133 28:11 И ли: в каждое новолуние; то же в ст. 14. 1134 28:26 Праздник Недель, слав. седмиц (Лев 23:15,16; Втор 16:9), или Пятидесятница, был праздником, отмечаемым в начале жатвы пшеницы (Исх 34:22). 1135 29:3 Т .е. около 6,5 и 4,5 л соответственно. 1136 29:4 Т .е. около 2 л; то же в подобных случаях в этой главе. 1137 29:7 Или: поститься. 1138 30:3 Букв.: не должен осквернить свое слово – нарушение данного обещания было преступлением перед Богом и профанацией человеческой личности. 1139

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Бердяев, Миросозерцание Достоевского, стр. 178. 1135 Подробнее см. в моей книге «Русские мыслители и Европа» (гл. IX). 1136 См. об этом замечательную книгу П. И. Новгородцева; Об общественном идеале (3–е изд. Берлин 1921). 1137 Я имею в виду построения С. Булгакова. 1138 Наиболее полную биографию Леонтьева, читатель найдет в книге Бердяева Л. Н. Леонтьев, Paris, 1926. Со времени появления книги Бердяева новых биографических материалов, насколько мне известно, опубликовано не было, — кроме очень ценной автобиографии Леонтьева («Моя литературная судьба». Литературное Наследство. Москва 1935, т, 22–24, стр. 427–496). Кроме книги Бердяева, см. Леонтьев Страницы воспоминаний (изд. 1922), сборник под заглавием «К. Н. Леонтьев», где есть статья Коноплянцева, посвященная биографии Леонтьева. Там же напечатана замечательная статья о нем В. В. Розанова («Неузнанный феномен»). Существует (судя по указанию в «Литературном Наследстве», стр. 472, примеч. 3), неизданная, составленная самим Леонтьевым биография («Хронология моей жизни»). Сочинения Леонтьева вышли в 9 томах (1913–1914), 10–й том был уже готов к печати, но начавшаяся, война, приостановила все издание. Письма Леонтьева еще не изданы полностью, насколько мне известно (см. библиографию в книге Бердяева и в книге Аггеева «Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни». Опыт критического изучения и богословской оценки учения К. Н. Леонтьева). Для оценки Леонтьева, см. статью С. Булгакова «Победитель — побежденный». (Сборник «Тихие думы» 1918). См. еще о. Фудель, Леонтьев и Вл. Соловьев (Русская Мысль, 1817 Х1–Х11), статью Л. А. Зандера «Учение Леонтьева о прогрессе» (оттиск из журнала «Восточное Обозрение» за 1921 г.), Massaryk. Ор. cit., В. П, стр. 209–221, Флоровский, Ор. cit., стр. 300–308, см. мою книгу «Русские мыслители и Европа» гл. VI. Статьи С. Трубецкого «Разочарованный славянофил». (Собр. соч., т. 1, стр. 173–312) и П. Милюкова «Разложение славянофильства». (Сборник «Из истории русской интеллигенции», а также в «Вопросах Филос. и Психол.» 1896, т. XVIII, стр. 46–97), дают очень мало для правильной оценки Леонтьева. 1139

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Это разрешение требует (кан. 1131): – секретности предбрачных опросов; – соблюдения секрета вплоть до момента бракосочетания со стороны местного Ординария, священника или диакона, ассистирующих при бракосочетании, а также со стороны свидетелей и самих венчающихся. Епископ (или его преемники) не обязаны хранить тайну, если она может стать причиной громкого скандала или нанести серьёзный урон святости брака (напр., неисполнение обещания окрестить детей – см. кан. 1132); об этом обе брачующиеся стороны должны быть уведомлены до бракосочетания. 8. Регистрация состоявшегося венчания и последствия бракосочетания 8.1. Регистрация состоявшегося венчания Приходский настоятель того места, где происходило венчание, заносит сведения о заключении брака в особую брачную книгу, а также в книгу крещений рядом с именем каждого из супругов (кан. 1121 и 1122). Об этом должны быть извещены соответствующие приходы. Для этого предусмотрено (кан. 1121, § 2), что в том случае, если бракосочетание происходило без присутствия ассистирующего священника или другого лица, уполномоченного законом совершать обряд венчания, то священник или диакон, которые, возможно, на нём присутствовали, или, в ином случае, свидетели вместе с венчающимися обязаны как можно раньше известить приходского священника или местного Ординария о состоявшемся бракосочетании. Напротив, сведения о тайном браке заносятся только в специальный реестр , хранящийся в тайном архиве курии (кан. 1133). 8.2. Последствия бракосочетания Из действительного брака между супругами возникают постоянные и исключительные по своей природе узы; в свою очередь, супруги-христиане, благодаря возложенным на них задачам и достоинству своего статуса, укрепляются и словно получают посвящение силой брачного таинства (кан. 1134). В том, что касается супружеской жизни, они обладают равными правами и обязанностями (кан. 1135), и в особенности важнейшей обязанностью и первейшим правом (officium gravissium et ius primarium) заботиться о воспитании своих детей во всех его аспектах (кан. 1136). Дети, зачатые или рождённые в действительном или предположительном браке, считаются законными: под этим понимаются дети, рождённые по прошествии как минимум ста восьмидесяти дней после бракосочетания или в течение трёхсот дней после прекращения супружеской жизни; их отцом считается (пока не будет получено документированного доказательства обратного) тот, кто является таковым в силу брака (кан. 1137 и 1138). Незаконные дети могут стать узаконенными или в следующем браке родителей, или по рескрипту Святого Престола, и в этом случае они полностью приравниваются к законным (кан. 1139 и 1140). 9. Конвалидация брака

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Леопольд III, мгр. австрийский (1096–1136) II, IV–VI, 237, 240, 240–241, 251, 251, 266 Леопольд V, герц, австрийский (1177–1194) и штирийский (с 1192 г.) 292, 292, 294, 331 Лепольд VI, герц, австрийский (с 1198 г.) и штирийский (1192–1230) 291, 295, 331, 331 Леопольд (Лютпольд), мгр. Венгерской марки (уб. в 1043 г.) II, III, 338, 338 Лейбниц Г. В. 225 Лешко, с. польского кн. Болеслава IV Кудрявого, кн. мазовецкий (ум. в 1186 г.) IV, 311, 318 Лешко Белый, кн. польский (1194–1227, с перерывом) IV, V, 312, 318, 318, 321–323, 321–322, 324, 346, 346–347 Либентий I, архиеп. гамбургско-бременский (988–1013) 341, 341 Либуций, несостоявшийся миссийный еп. Руси (ум. в 961 г.) 47, 47–48, 226 Ливий Тит, римский историограф (59 до н. э. – 17 н. э.) 115 Линниченко И. А. 197, 199, 254, 309 Литаврин Г. Г. 19 Литольд, кн. зноемский (ум. в 1112 г.) VI, 201 Лиудпранд, еп. кремонский (961–970/2), историограф 24, 36–40, 47, 156, 226 Лихачев Д. С. 39 «Лицевая (иллюстрированная) хроника» («Венская иллюстрированная хроника») (втор, пол. XIV в.) 353–354, 360–361, 363, 365–367, 369 Ловмяньский X., см. owmiaski Н. Лопарев X. М. 198 Лотарь I, имп. франкский (840–855) I, 21, 21, 49, 54, 348, 348, 354 Лотарь II, кор. лотарингский (855–869) I, 38, 47, 49 Лотарь, кор. итальянский (945–950) I Лотарь III, кор. германский (1125–1137, имп. с 1133 г.) III, 201, 201, 219, 228, 232, 234–235, 234–236, 239, 253, 262, 262–263, 273, 280, 328, 328–329, 330, 339, 342, 342 Луция, ж. польского кн. Владислава III Тонконогого, д. кн. руян Яромара I IV, 309 Людвиг, гр. вартбургский, о. нижеследующего (ум. в 1123 г.) 231, 231, 342 Людвиг I, лгр. тюрингенский (1131–1140) VI, 231, 342, 342 Людвиг II Железный, лгр. тюрингенский (1140–1170) II, 342 Людвиг III Благочестивый, лгр. тюрингенский (1170–1190) VII, IXa, 342 Людвиг IV, лгр. тюрингенский (1217–1227) V, 372, 372 Людер, см. Лютар Людмила, св., ж. чешского кн. Борживоя I (ум. в 921 г.) VI Людмила, ж. бичского (лотарингского) герц. Фридриха, д. польского кн. Мешка III II, IV, 309

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(см. Каждан, Еще раз о Киннаме..., стр. 14, прим. 3). Следовательно, и начало Киликийского похода надо относить ко времени до 1136 г. В свете этих данных представляется весьма сомнительным предположение Б. Лейба (Leib, Alexiade, Ι, р. 169), что Вриенний принимал участие во взятии Иоанном II Антиохии (лето 1137 г.). По-видимому, он вернулся в Константинополь еще до конца экспедиции.     20 Я говорю как о христианских, так и о светских науках - της θυραας και της ημετρας αυλης. Слово η αυλ Анна употребляет в значении «вера», «религия» (см.: XIII, 12, стр. 364; XIV, 8, стр. 396—397). Ε. Доуэс (Dawes, Anna Comnena) неверно переводит αυλ буквально: yard «двор».     21 О божественной, о высшей доле (αλλα και θειοτρας και κρεττονος). Переводим с учетом конъектуры Бьюри (Bury, Some notes..., 2). Параллельные места из произведений Пселла и Зонары в подкрепление чтения Бьюри приводит Дж. Баклер (Buckler, Anna Comnena..., р. 32, n. 5). Ειδους ουκ ’αξου τυραννδος («внешность... достойна неземного владыки») — цитата из Еврипида (Эол, фр. 15; ср. Nic. Br., IV, 15).     22 Этот образ дважды встречается у Анны (IX, 5, стр. 253; ср. Nic. Br., III, 17). Трудно сказать, откуда писательница заимствовала этот эпизод. Античные памятники ничего не сообщают о флейтисте Александра Македонского Тимофее. Возможно, этот эпизод заимствован из какой-нибудь средневековой версии «Александрии».     23 Анна пользуется распространенным библейским образом, «см. «Greek-english lexicon of the New Testament», s. v. καμινος.     24 Еврипид, Гекуба, 518.     25 Здесь начинается флорентийская рукопись (F).     26 Роман IV Диоген (1068—1071).     27 Имеется в виду поход Романа Диогена против сельджуков в 1071 г., закончившийся поражением византийцев при Манцикерте (см. Cahen, La campagne de Mantzikert...). Архаизированным этниконом πρσαι не только Анна, но и другие авторы XI-XII вв. называли сельджуков (Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 252 sq.).     28 Анна Далассина, мать Алексея I, была одной из активнейших сторонниц Романа Диогена.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

1136. Старец, узнав от Ангела, что за каждый шаг, который он делает, идя за водой, он получит награду, укрепился в терпении См. также: Награда . Некий старец безмолвствовал в пустыне. Келия его находилась далеко от воды, за двадцать миль. Однажды, идя за водой, он устал и сказал сам себе: “Что за необходимость затрачивать такие труды? Переберусь и буду жить близ этой воды.” Когда он так размышлял, оглянулся назад и увидел кого-то следующего за ним и замечающего его следы. Старец спросил его: “Кто ты?” – “Я – Ангел Господень, – отвечал тот, – послан исчислять твои шаги, чтоб за каждый из них ты получил мздовоздаяние.” Старец, услышав это, укрепился духом и уже терпеливо переносил отдаленность своей келии от воды. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 493. 95). 1137. Мир водворился между братиями, когда они договорились взаимно терпеть оскорбления См. также: Обида ; Оскорбление ; Ссора . Авва Павел Комит и Тимофей, его брат, жили в скиту и случались между ними разногласия. Авва Павел говорит однажды: “Долго ли нам так жить?” Авва Тимофей отвечает: “Прояви любовь, когда я буду оскорблять тебя, потерпи меня, а когда ты станешь оскорблять меня, то я буду терпеть.” Поступая так, они были покойны в остальные дни. (Древний патерик. 1914. С. 50. 3; Достопамятные сказания. С. 238. 1). 1138. Пимен и Анув ушли от меньшего брата, возмущавшего их безмолвие; когда же он догнал их и сказал, что пойдет с ними, они вернулись в свою келию См. также: Любовь к ближнему . Рассказывали об авве Пимене, что он безмолвствовал в ските с двумя своими братьями по плоти. Меньший оскорблял его. И сказал Пимен другому брату: “Меньший брат возмущает наше безмолвие, встанем и уйдем отсюда.” Не сказав ничего младшему брату, они ушли. Брат, заметив, что они долго не возвращаются, вышел из келии посмотреть, где они, и увидел, что они уже далеко. Тогда с криком он побежал вслед за ними. Авва Пимен сказал брату, шедшему с ним: “Подождем брата, потому что он бежит.” Они остановились. Меньший брат, настигнув их, спросил: “Куда вы идете, оставив меня?” – “Мы уходим от тебя, потому что ты разрушаешь наше жительство.” Меньший брат сказал на это: “Истинно, истинно говорю вам, куда вы ни пойдете, пойду и я с вами.” Старец, видя его незлобие, сказал другому брату: “Он поступает так ненамеренно, но враг употребляет его, как свое орудие.” И возвратились они в келию. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 318. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Человек по своей плотской организации, неизбежно в мире, обязательно бывает грешным, и ни одна индивидуальность не избавляет от этого иначе, как самоличным очищением. Отмеченные теософические принципы далеко не благоприятствуют персональному божественному вмешательству, наклоняясь всецело в пользу самостоятельности человеческой в устранении плотяных уз и в культивировании духовной независимости. В этом кроется основание, что мессианские ожидания были чужды филоновской доктрине, 1127 где для них не было простора, 1128 почему они принижаются 1129 и стушевываются. 1130 Александрийский мистик был холоден к этим светлым чаяниям своего народа 1131 и – по непригодности для своей системы – понимал их мало и говорил об них неохотно. 1132 По его суждению, реставрация Израиля произойдет не чрез Мессию, а чрез грех параклитов – ходатаев – в милости Господа, благочестия патриархов и накоплении собственных добродетелей. 1133 Внешний переворот в судьбе потомков Авраамовых причинно мотивируется внутренним, последний же нимало не условливается небесным Избавителем и сам по себе вызывает достойное увенчание в явлении славы Господней. 1134 Естественно, что мессианские идеи развиты у Филона слабо и не отчетливо. 1135 Они являются тут по отображению религиозной веры 1136 и проникнуты обычным духом. 1137 Все это наглядно иллюстрируется подлинными словами. Велики бедствия рассеянных иудеев, но «если они будут принимать их не на погубление, а для вразумления, устыдившись всей душой, обратятся – с укорами себе в заблуждениях – и открыто исповедают очищенной мыслью содеянные против себя прегрешения сначала в неотложной и нескверной совести, потом и языком для улучшения слушающих; то в таком случае они, достигнут милости от благостного спасителя – Бога, Который сообщил роду человеческому превосходный и величайший дар сродства с Его словом, от коего, как бы от образца, произошел ум человеческий. Тогда, – хотя бы они были последние на земле, порабощенные плененные врагами, – все будут освобождены в один день, словно по мановению, ибо внезапная перемена их в сторону добродетели поразит господ настолько, что они, стыдясь властвовать над лучшими (себя), опустят их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Общая мысль восточных отцов о расстроенном внутреннем состоянии человека, делающем необходимым подвижничество для осуществления нравственной цели жизни человека, получила очень ясное выражение в учении Григория Богослова о двух умах в человеке, влекущим человека по двум совершенно различным направлениям, параллельно чему у преп. Кассиана развивается учение о двух волях 1134 . «Два, точно два во мне ума, говорит Григорий Богослов ; один добрый и он следует всему прекрасному; а другой худший и он следует худому. Одни ум идет к свету и готов покоряться Христу; а другой-ум плоти и крови и влечет во мрак и согласен отдаться в плены велиару. Один увеселяется земным, ищет себе полезного не в постоянном, а в преходящем, любит пиршества, ссоры, обременительное пресыщение…, а другой восхищается небесным и уповаемым как настоящим, в одном Бог полагает надежду жизни, любит нищету, труды и благие заботы и идет тесным путем жизни 1135 . Эта характеристика двух умов со стороны направления их деятельности почти в тех же словах прилагается преп. Кассианом к его «двум волям 1136 ». И как эти две воли преп. Кассиана взаимным самоотрицанием, так и два «ума» восточных отцов этим же самым взаимоотрицанием и делают невозможным для человека такой срединный путь, где без трудов и усилий достигалось и нравственное совершенство и в то же время отдавалось бы должное и низшим влечениям. Человек служит или низшим влечениям или же, если желает следовать закону добра, должен идти путем усиленных трудов и испытаний 1137 . Учение о благодати, как силе помогающей человеку в деле нравственного совершенствования, и является у преп. Кассиана, как мы видели, в качестве основания для возможности осуществления подвижничества. Убеждение в том, что пройти путь подвижничества и достичь нравственного совершенства можно только при помощи Божией должно по мысли преп. Кассиана входить живым звеном в сознание подвижника. Что принадлежит в деле спасения благодати и что силам самого человека, это, по силе возможности, было выяснено в главе: «Осуществление подвижничества». В данном случае важнее взять несколько параллелей из восточных аскетов, которые тоже основанием возможности осуществления подвижничества ставят, с одной стороны, в известной степени правоспособность природных сил человека к добру, с другой, -благодать Божию, как необходимое вспомоществующее средство. Сам человек, хотя и не мертв совершенно для добра и в самой своей природе носит семена добродетелей, как говорит И. Златоуст: «ς πος την ετην χομεν π της φεως πματα 1138 ., но он может давать своей волей только повод к вспомоществованию ему со стороны благодати, может предначинать сопротивляться злу, а всякое добро и успех в добродетели зависят от благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010