Так как эта тенденция усвоена в одинаковой мере как правительством Василия Македонянина, так и большинством иерархии, примкнувшей к Игнатию после его восстановления на кафедре в октябре 867 г., то на ней следует остановиться с вниманием. У правительства и иерархии Игнатия всюду сквозит неудержимая готовность выдать собор Фотия за не существовавший или, если этого сделать нельзя, то, по крайней мере, отнять у него значение законного собора (см. любопытные комбинации у биографа Адриана II), а главное объявить акты и подписи под ними за подлог. Не трудно понять, чем вызвалось такое желание. На соборе, созванном Михаилом и Фотием и веденном, конечно, в самых законных формах, присутствовали и Василий Македонянин, и византийский синклит, и вся высшая иерархия, за исключением небольшой кучки игнатиан. Все эти лица не могли не дать и, конечно, дали свои подписи под актами. Переворот 24 сентября, стоивший жизни Михаилу и давший единодержавие Василию, резко, хотя и временно, изменил направление церковных дел. Василий хочет вернуть к власти игнатиан и заключить союз с Римом. Понятно, что теперь собор 867 г. и подписи под ним оказывались досадной помехой к союзу с папой. Неудивительно, если Василий немедленно по вступлении на трон, вернул с дороги послов, везших акты собора в Италию. Но вернуть акты было мало; оставался на лицо тот неприятный для данного момента факт, что собор все-же состоялся и Василий его подписал. Вместе с императором в неловком положении оказывался и сенат, и еще более те духовные лица, которые принимали участие в соборе, а теперь, при изменившихся обстоятельствах, по тем или иным мотивам, перешли на сторону Игнатия, ревностного союзника Рима. Обстоятельства настойчиво требовали, чтобы собор 867 г. перестал существовать. И ничего лучшего не придумали, как объявить, что настоящего, законного собора никогда не было; собирал Фотий какие-то сборища, но к ним никто (из перечисленных выше лиц) никакого касательства не имел; мнимые акты сфабрикованы Фотием и подписи подделаны им же.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но вот наступает второй период в жизни Никиты-Давида. После шестилетнего правления кафедрою патр. Игнатии, за свою строгость к вопросам нравственности и за свою настойчивость в соблюдении канонов, в 856 г. был незаконно смещен с престола, заточен и заменен государственным секретарем Фотием. Никита-Давид был уязвлен в самое больное место, в веру и преклонение перед его духовным идеалом; он затаил в себе злобу на правительство и особенно на кесаря Варду, который руководил слабою волею своего племянника имп. Михаила III. Однако ненависть монаха к начальникам мира, по самому существу отношений, не могла пустить глубоких корней; Никита-Давид хотел борьбы, но не со светскою властью (ибо это означало бы бунт монаха), а на канонической почве, с духовною, в лице Игнатиева преемника, который де «незаконно похитил» престол Игнатия. Правление Фотия продолжалось с 857 до 867 года, и за этот второй период озлобленный ум нашего писателя, направленный в защиту попранных прав Игнатия, кипел местью против Фотия. 715 Когда в 867 г. имп. Василий I, уступая сильной партии игнатиян, с целью обеспечения и утверждения себе престола, пошел навстречу римской курии, низвел Фотия и восстановил на престоле Игнатия, для Никиты-Давида наступило успокоение, настала пора мирной литературной деятельности, продолжавшейся до самой кончины Игнатия. Этот третий, опять положительный, период продолжался с 867 до 877 г. и в существе дела мало чем отличался от первого периода. В благодарность за оказанные услуги патр. Игнатий рукоположил Никиту-Давида в сан епископа Дадиврского (в Пафлагонии). По смерти Игнатия имп. Василий снова восстановил Фотия на престоле, и собор 879 г. торжественно оправдал все дела этого патриарха. Никита-Давид снова очутился в тревожном положении, снова озлобился на этого патриарха и осуществил свою месть в виде жития св. патр. Игнатия, в котором забросал грязью Фотия. Судя по заглавию и началу, житие это без всякой задней мысли. Правда, преследование в одном сочинении двух противоположных задач было большим новшеством в агиографии, но риторические руководства, на которых воспитался Никита-Давид, давали некоторое основание к такому литературному приему – восхвалять одного или умалить другого: результат, по этим руководствам, должен был быть один – благо.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Папа Николай I опротестовал решение Двукратного Собора. В письме Фотию (862) папа Николай утверждал, что «вся совокупность верующих получает наставление и целостность веры от сей святой Церкви (Римской), которая есть глава всех Церквей». Отменив римским судом определения Константинопольских Соборов и анафематствовав Фотия, Николай писал императору Михаилу (865), что решение апостольского престола «никем не может пересматриваться и никому не позволительно судить об этом решении» (PL. 69. Col. 954). Общеизвестны ответные меры, принятые Фотием в 867 г. Папа Адриан II (867—872) шел по стопам своего предшественника. Позиция Адриана по церковному вопросу выражается формулой, принятой на Римском Соборе 869 г.: «Папа есть судия епископов и никем судим быть не может». Яркой иллюстрацией этой позиции может служить состоявшийся при нем под руководством его легатов в 869 г. в Константинополе при новом императоре Василии Македонянине Собор, причисляемый римо-католиками к Вселенским. Отметим наиболее характерные черты этого Собора. Для участия в заседаниях Собора лица, занимавшие епископские места при Фотии, по требованию легатов, должны были предварительно подписать особую «формулу удовлетворения» (libellus satisfactions), которой осуждались Константинопольские Соборы 858, 861 и 867 гг. и признавалось римское учение о преимуществах Римской Церкви. Легаты категорически возражали против суда над Фотием (!) и, несмотря на протесты восточной стороны, так и не допустили разбора этого дела, действуя по принципу Roma locuta — causa finita. Обращает внимание царившая в Константинополе атмосфера недоверия к такому «Собору» и небольшое количество его участников (на первых восьми заседаниях число их не превышало сорока; когда после трехмесячного перерыва, прошедшего между восьмым и девятым заседаниями, работы Собора возобновились, участников стало больше, но все же максимальное число их было в три раза меньше, чем на Соборах 861 и 879 гг.). Об отношении восточной стороны к Собору красноречиво свидетельствует скандальная история похищения у легатов после восьмого заседания полученных ими с таким трудом «формул удовлетворения».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Персидские войны и кампании против авар и славян Значение персидских кампаний Ираклия Арабы Мухаммед и ислам Причины арабских завоеваний VII века Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя Славянское продвижение на Балканском полуострове и в Малой Азии. Основание Болгарского царства План переноса столицы империи Религиозная политика династии. Монофелитство и «Изложение веры» (экфесис) «Образец веры» Константа II Шестой Вселенский собор и церковный мир Возникновение и развитие фемного строя Смута 711–717 годов Литература, просвещение и искусство Глава 5. Эпоха иконоборчества (717–867) Исаврийская, или Сирийская, династия (717–802) Отношения к арабам, болгарам и славянам Внутренняя деятельность императоров Исаврийской, или Сирийской, династии Религиозные противоречия первого периода иконоборчества Коронование Карла Великого и значение этого события для Византийской империи Итоги деятельности Исаврийской династии Преемники Исаврийского дома и время Аморийской, или Фригийской, династии (820–867) Внешние связи Византийской империи Первое русское нападение на Константинополь Борьба с западными арабами Византия и болгары в эпоху Аморийской династии Второй период иконоборчества и Восстановление Православия. Разделение церквей в IX веке Литература, просвещение и искусство Глава 6. Эпоха Македонской династии (867–1081) Вопрос о происхождении Македонской династии Внешняя деятельность государей Македонской династии. Отношения Византии к арабам и к Армении Взаимоотношения Византийской империи с болгарами и мадьярами Византийская империя и Русь Печенежская проблема Отношения Византии к Италии и Западной Европе Социальное и политическое развитие. Церковные дела Законодательная деятельность македонских императоров. Социальные и экономические отношения в империи. Прохирон и Эпанагога Василики и Типукит Книга Эпарха «Властели» и «бедные» Провинциальное управление Смутное время (1056–1081) Турки-сельджуки Печенеги Норманны Просвещение, наука, литература и искусство Указатель имен К переизданию цикла общих работ А.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Вихинг – епископ Нитры, но под властью Мефодия. Церковные отношения далматинских хорватов к Византии и Риму при Седеславе, Бранимире и епископе Феодосие, совпадающие по времени с делом Мефодия в Риме и связь их с последним. Последние сношения папы Uoahha VIII с Болгарией. Возвращение Мефодия в Моравию. Было ли обнародовано принесенное им папское письмо к Святополку? Недостаток внимания его к Мефодию и попустительство латино-немецкой партии. Новые козни ее во главе с Вихингом против Мефодия. Затруднительное положение папы, письмо его к Мефодию, обличение лживости Вихинга и его союзников на церковно-народном собрании. Путешествие Мефодия в Царьград; благосклонный прием здесь. Оставление в Царьграде двух учеников славянских книг. Вероятность посещения Мефодием Болгарии. Возвращение в Моравию. Перевод всей Библии , Номоканона и отеческих творений. Некоторое улучшение отношений Святополка к Мефодию и к славянской церкви. Вероятность посещения Мефодием возвращенной Святополком Паннонии. Отлучение Вихинга и его сторонников. Свидание Мефодия с угорским князем: достоверность и значение события. Последние дни жизни Мефодия; прощание с учениками и народом, назначение Горазда преемником. Кончина и погребение. Оставшись один по смерти брата, Мефодий думал теперь лишь о том, чтобы исполнить предсмертную просьбу брата и продолжать его подвиг христианского просвещения славян. В Риме не спешили его отпустить. Внимание римского двора занято было теперь делами с Царьградом и Болгарией. Первые принимали благоприятный для Рима оборот, вследствие известного уже нам посольства из Царьграда с примирительными предложениями и с деяниями собора 867 года, отдаваемыми на суд Рима в видах приобрести содействие его в деле изгнания Фотия. После перевода этих деяний на латинский язык и обсуждения их, в мае или начале июня 869 года составился в Риме, в церкви св. Петра собор в присутствии тридцати епископов и на нем прежде всего отвергнуть Константинопольский собор 867 года, деяния его, принесенные из Царьграда, сожжены; Фотий осужден и отлучен с тем, что если он покорится соборному приговору, то может быть принят в общение с церковью, как мирянин; а за этим решено, что все, подписавшиеся под определениями собора 867 года, могут быть снова приняты в лоно церкви, только под условием исправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Как раз при Фотии эта теория и обнаруживается с ясностью. Гергенрётер думает, что уже в письме имп. Михаила III в Рим от 865 г. заметны ее следы 2093 . С полной отчетливостью изложена она в письме соимператоров Михаила III и Василия Македонянина к болгарскому князю Борису, посланном в начале 867 г., после изгнания из Болгарии греческого духовенства латинскими миссионерами. Как известно, папа Николай в своем послании от 23 октября 867 г. к Гинкмару и западному епископату, излагая отчасти содержание письма византийских императоров, переданное ему Борисом, жаловался: «не удивительно, что греки притязают обвинять латинскую церковь (т. е. в неправильностях), если они даже похваляются и утверждают, что когда императоры переселились из Рима в Константинополь, тогда и примат римской кафедры перешел к константинопольской церкви и вместе с царским достоинством перенесены были также и привилегии римской церкви, – так что насильник этой (константинопольской) церкви Фотий и сам в своих письмах называет себя архиепископом и вселенским патриархом» 2094 . Гергенрётер думает, что эти слова заключались именно в императорском письме, и, что самое письмо было даже составлено Фотием, – а потому вполне вероятно, что и Фотий разделял теорию перенесения. Во всяком случае, в других местах у него встречается мысль о том, что Новый Рим получил удел (κλρον) старого 2095 , что Византия есть —417— Новый Иерусалим 2096 . Возможно, что он даже писал на животрепещущую тому о перенесении примата целые сочинения, и что именно ему принадлежит небольшая статья, озаглавливаемая «Против тех, кто говорит, что Рим есть первая кафедра» Πρς τος λγοντας ς μη πρτος θρνος 2097 . Гергенрётер не останавливается на этом. По его мнению, Фотий склонен был даже думать, что он призван быть верховным законодателем и судьей церкви 2098 . Поэтому-то он и потребовал от легатов папы (Льва, Доната и Марина, шедших в конце 866 или в начале 867 г. чрез болгарскую границу) подписать вероисповедную формулу, рассчитывая, что если подпись будет дана, этим будет призыв и его примат; если же в подписи откажут, латинян можно объявить еретиками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ефрем, др. евр. «плодовитый» Жан, фр. эквивалент русск. Иван (см.) Жанна, ж. к Жан Жанета. Жанетта, уменьш. от Жанна Женя (м., ж.) уменьш. от Евгений, Евгенья Жора, уменьш. от Георгий (см.) Жорес, от фамилии известного французского социалиста Жорж, фр. эквивалент русск. Георгий (см.) Жоржетта, фр. к Жорж (см.) Захар, Захарий, Захария, др. евр. «бог вспомнил» Земфира, др. евр. «песня» Зина, уменьш. от Зинаида Зинаида, гр. «божественная, рожденная Зевсом» Зиновий, Зеновий, Зиновей, гр. «зевсова сила» или от «божье житье» Зиновия, ж. к Зиновий Зорий, от «заря» Зоря, ж. к Зорий Зот, Зотик, нар. Изот, гр. «полный жизни» Зоя, гр. «жизнь» Иаким, Иоаким, др. евр. «утверждение божье» Иакинф, гр. «яхонт» Ива, от «ива» Иван, Иоанн, др. евр. «божья благодать» Ивлий, нар., по-видимому, от Юлий, гр. «сноп» Игнат, Игнатий, лат. «рожденный огнем» или от «незнаемый, неведомый» Игорь, др. русск. из сканд. «Вар» – «воинство, сила» Ида, этимология неясна Идея, гр. от «идея» Идиллия, гр. от «идиллия» Изабелла, исп. из др. евр. «божья клятва» Изольда, кельт. «прекрасная» Иларион, Илларион; нар. Ларнон, гр. «веселый» Илиодор, гр. «дар солнца» Иллария, гр. «веселая» Илья, др. евр. «божья сила» Ина, Инна, (ж.) гр. «бурный поток» Инга, сканд. уменьш. от Ингеборг, дочь горы Инг Инеса, Инесса, от Агния (см.) Иннокентий, гр. «невинный» Интерна, от «интернационал» Иоасаф, др. евр. «судья» Иов, др. евр. «преследуемый, гонимый» Иоиль, др. евр. «бог» Ион, Иона, др. евр. «голубь» Иосиф, Осиф, нар. Осип, др. евр. «преумножение» Ипат, Ипатий, гр. «высокий» Ипполит, Полит, Палит, гр. «распрягающий коней» Ира, уменьш. от Ирина Ираида, Ироида, гр. «госпожа» Ираклий, гр. «Геркулес» Ирен, Ирэн, фр. эквивалент русск. Ирина Ирена, слав. эквивалент русск. Ирина Ирина, нар. Арина, гр. «мир» Ириней, гр. «мирный» Ирма, герм. уменьш. от Армина, ж. к Герман Иротиада, от Еротиида, гр. «любезная» Исай, Исайя, др. евр. «спасение божье» Исаак, Исаакий, др. евр. «смех» Исидор, нар. Сидор, гр. «дар Изиды» (богиня древнего Египта)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В начале произведений или их разделов В. часто использует одноголосное или узкообъемное звучание (тенора и басы в унисон или терцию), что связано с устной народной укр. традицией церковного «простопиния». Мелодические линии нередко имеют выразительный звуковысотно-ритмический рельеф, близкий в большей степени к рельефу народной песни, чем традиционных церковных напевов. В развертывании хоровой ткани возможны задержание тона в одном голосе, имитационные переклички голосов, охват 4 голосами значительного высотного диапазона. Сложное полифоническое письмо стилю В. не присуще; степень технической сложности соответствует уровню руководимых В. семинарского и любительских хоров. Выразительность (нередко экспрессивность) мелодики, опора на традиц. фактуру способствовали широкой известности сочинений В. на Зап. Украине (не только на Буковине) в его время. Духовное хоровое творчество В. в отличие от светского не исследовано, рукописи рассредоточены в фондах различных архивов, большая часть - в Ин-те лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ (Ф. 123). Арх.: Ин-т лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ (Киев). Ф. 123. 607/XI, 607/XII (дневник Воробкевича). Муз. соч.: Арх.: ОР Ин-та лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ. Ф. 123. 56-62, 74, 75, 79, 89: На церковнослав. тексты: Литургия свт. Иоанна Златоустого: F-dur [и др. тональности]. 1869; G-dur. 1868; C-dur. 1869; F-dur [и др.]. 1869; C-dur [и др.]. 1870 59); D-dur [и др.]. 1889 62); C-dur [поголосники]. 1886 75); A-dur для смеш. хора. 1889; C-dur. 1886 89); Напевы из Божественной литургии св. Иоанна Златоустого, уложенныи для школ народных... 1877 г.: Для 3-голосного хора. G-dur. 1872 74); «Русска[я] литургия». F-dur [и др.]. 1869 59); Литургия свт. Василия Великого B-dur. 1868 59); «Жезл силы» (Пс 109. 2), «Ты иерей вовек» (Пс 109. 4) Es-dur. 1888; «Се, что добро» (Пс 132) G-dur. 1893; «Блажен муж» (Пс 1) B-dur: Для торжества 50-летнаго священства митрополита кир Сильвестра. 1893 57); Пс 67, 20, 85 [отд. стихи]: Для 4-голосного хора. 1868 58); Пс 90, 95, 134, 91 [отд. стихи]. 1869; «Господи, силою Твоею» (Пс 20). 1880; «Сей день, его же сотвори Господь» (Пс 117. 24), «Крепосте моя» (Пс 117. 14) C-dur. 1885 79); «Имже образом» (Пс 41. 2) D-dur. 1887; «Человек, яко трава» (Пс 102. 15), «Помяну, яко персть» (Пс 102. 14, надгробное). 1888; «На реках вавилонских» (Пс 136) E-dur. 1889; «Жезл силы» (Пс 109. 2, 3, 4) и др. Es-dur. 1889 89). На евр. тексты: [Псалмы.] 1884 79). На греч. тексты: Литургия свт. Иоанна Златоуста: A-dur [и др.]. 1868 59); e-moll, G-dur [и др.]. 1883 79). На румын. тексты: Литургия: A-dur. 1886; A-dur. 1889; B-dur [и др.]. 1885; C-dur, G-dur. 1868; Es-dur. 1869; G-dur [и др.]. 1867-1868; F-dur [и др.]. 1869; B-dur. 1869 59); C-dur [партитура, поголосники]. 1865; E-dur [и др.]. 1890 57); D-dur. 1870; D-dur. 1871; C-dur. 1870; F-dur: Для 3-голосного детского хора. 1871 61); B-dur [поголосники]. 1879 75); g-moll [и др.]. 1882 79); A-dur. 1889; A-dur. 1889; C-dur, G-dur [и др.]. 1887; c-moll [и др.]. 1885 89).

http://pravenc.ru/text/155246.html

которых другие философы обычно называют демонами, а Моисей – ангелами (др.-греч.). 122 Истина заключается в том, что язычники, христиане и иудеи первых пяти столетий все дышали одним воздухом и вдохновлялись теми же самыми верованиями в добрых и злых духов. Разница была в именах и более ни в чем (англ.). 123 они не допускают кого-либо на свое собрание прежде, чем он произнесет проклятие на Иисуса (др.-греч.). 124 искушенный в египетской учености (др.-греч.). 125 высота же его (второго неба) – как (расстояние) до неба и до тверди (лат.). 126 который достиг высших степеней в магии... что посредством магии, которой он учил, дается знание, чтобы связывать даже и самих сотворивших мир ангелов (лат.). 127 семь же лампад знаменовали семь планет... Следует заметить, что священный светильник и семь лампад на нем есть подражание лику семи планет (др.-греч.). 128 есть семеро первородных ангельских начальников, имеющих величайшую силу (др.-греч.). 129 стоящего человека, имеющего облик осла (др.-греч.). 130 ангелы, огненные лицом, немилостивые духом и суровые взором (др.-греч.). 131 ангелов, называемых господами (др.-греч.). 132 эон – αν (др.-греч.), «век» – у гностиков обозначение эманации верховного божества, вместе образующих полноту бытия (т. н. плерому). В зонах можно видеть гипостазированные мистические категории (Человек, Жизнь, Церковь и т.п.), и приравнивание их к архангелам не вполне точно. 133 ни земля меня родила, ни небо, но крылья огненные (др.-греч.). 134 имена от обязанностей (лат.)... здесь, возможно, отражено воззрение, что... все ангельские имена суть лишь обозначения функции, которые выполняют посланцы... Их имя также каждый раз меняется сообразно поручению (нем.). 135 мы – так называемые стихии, миродержцы мира сего (др.-греч.). 136 стихии, по природе не являющиеся богами (др.-греч.). 137 всех тех, кто на небе, кто доступен восприятию, не следует считать самодержавными богами (др.-греч.). 138 начало (др.-греч.). 139 адаптация египетского мифа... модификация теории мира как яйца (англ.). 140

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

362 См. Maassen. Geschichte der Quellen und der Literat, des canonischen Rechts in Aberlande, S. 426, 642–721; Беляев, стр. 83–84; Ianus, S. 85 и др. 366 Правила св. апост., вселенск. и поместн. соб. и св. о.о. Издание московск. общ люб. духовн. просвещ. Т. 2, стр. 1191–1192. 403 Maassen. Цитир. соч., В. I, S. 420–797; Kunstmann. Grundzuge eines vergleichenden Kirchenrechts. München. 1867. S. 21–31. 407 Ibid. S. 428–429; Kunstmann, S. 22; Беляев. Догмат папск. непогр., стр. 84; Иоанн. Опыт курса церков. законов, стр. 113. 413 Janus, S. 101; Беляев, стр. 86; Лебедев. Разности в уч. о церкви, стр. 148; Предтеч. Развитие влияния пап на д. Зап., ц., стр. 227. 440 Döllinger. Kirche und Kirchen, S. 7–8. Катанский. История попыток к соединению церквей. Стр. 33 и далее. 441 «Вопроса о соединении церквей собственно не существовало, а был только вопрос о подчинении восточной Западной», – справедливо замечает проф. Курганов (Курганов. Устройство управления в ц. корол. греч., стр. 45). 442 Ограничиваемся возможно кратким указанием попыток соединения церквей. За подробным же ознакомлением с этим вопросом отсылаем читателя к специальному сочинению А. Катанского – «История попыток к соединению церквей греческой и латинской в первые четыре века по их разделении». С.-Петербург. 1868. 444 Бердников. Краткий курс церк. права, стр. 12–18; Еп. Иоанн. Опыт курса церк. законоведения, стр. 86, 92–93; Соколов. Из лекций по церк. пр., 172, 176–177. 450 Таковы, например, соборы: 867 г., собор при патриархе Антонии, 1054 г. 1168 г. 1283, 1443, 1722, 1772 гг. и др.; таковы, например, окружные послания: Фотия от 867 г., Михаила Керуллария, Германа при императоре Дуке Ватакисе, Иосифа при Михаиле Палеологе, Анфима от 1848 г. и др. 451 Катанский. История попыток к соедин. ц., стр. 58. Pichler. Geschichte der kirchlichen Trennung. В. 1, 8. 263. 461 Mansi, t. XVI, p. 318–319; Лебедев. Очерки внутренней истории византийско-восточной ц. в IX, X и XI вв., стр. 151; Барсов. Канонический элемент в церк. упр., стр. 227.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010