Собор созван был для противодействия притязательности папы Николая, позволившего себе на Римском соборе 863 года предать Фотия анафеме и провозгласить его низверженным с патриаршей кафедры. На этом соборе, в свою очередь, Николай был анафематствован частью за его непомерные папские притязания, выразившиеся в непозволительном вмешательстве в дела Константинопольской Церкви, частью за те отступления в учении веры и обрядах, какие допустила себе Римская Церковь (эти отступления известны). К сожалению, мы не имеем точных сведений о деятельности этого собора; акты его сожжены были на соборе Константинопольском 869 года. Нет никаких сведений о нем и у древних писателей, расположенных к Фотию; об этом соборе говорят лишь враги этого патриарха. Столько лжи наговорили эти последние писатели о соборе 867 года, сколько, кажется, не наговорено ни об одном из древних соборов некоторыми их врагами. Начать с того, что враги Фотия, хотя и признают факт присутствия на соборе императора Михаила и кесаря Василия (Митрофан), но утверждают, что они будто бы не подписались под актами этого собора (биограф папы Адриана), именно, что будто бы Фотий лишь обманным образом в полночь заставил пьяного Михаила подписать эти акты, а подпись-де Василия совсем поддельная. Но только необузданная фантазия может создать образ Фотия, ночью, как тать, проникающего водворец царя и заставляющего императора сделать подпись, смысла которой он не мог разуметь вследствие опьянения; а что касается известия о фальшивости подписи Василия, то этому известию не верит и католик Гергенрётер, допуская, что подпись Василия была действительная, а не фальшивая. Далее враги Фотия уверяют, что будто бы уполномоченные от восточных пат-Риархов на соборе 867 года были не подлинные, а подставные (Анастасий, Никита Пафлагонянин), но до нас Хранилось подлинное окружное письмо Фотия, которым он просит патриархов прислать своих уполномоченных на собор 867 года (PhotiiEpistolaeEncyclic!... Col. 740 ): если он просил, то, можно полагать, и получил просимое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

К 70-летию акад. Г. Г. Литаврина. – М., 1999. – С. 46–47). Именно к этому времени кесарь Варда был отстранен от власти, болгарский князь Борис обратился к папе и франкскому королю Людовику, прося у них миссионеров и изъявляя желание перейти под юрисдикцию папы Николая I, а патриарх Фотий обрушился в своем окружном послании на латинян как отщепенцев от правой веры, что накалило обстановку. Однако 23 и 25 сентября 867 г. Михаил III и Фотий были устранены (один физически, другой политически) и вскоре у нового василевса-узурпатора Василия I и папы Игнатия возникла необходимость искать благосклонности и поддержки Рима, на что были рассчитаны письмо Василия I к папе от 11 декабря 867 г. и патриарха Игнатия к папе (Лебедев А. П. История разделения Церквей в IX, X и XI веках. Изд. 2-е. – СПб., 2001. – С. 85). Писавшие не знали, что папа Николай был к тому времени уже мертв и его сменил престарелый папа Адриан. Письмо же папы Николая I с вызовом братьев в Рим могло быть отправлено из Рима ровно за год до смерти папы, 13 ноября 866 г., с тем папским посольством, в состав которого входили посланные к болгарам епископы Петр с Попульёнии и Формоз из Порту, так что вызов дошел до адресатов в конце 866 г. (ср.: Norwich ]. Byzanz. – S. 101). Теперь, после событий конца сентября 867 г., он оказался весьма кстати и послужил основанием для отправки братьев в Рим с мощами св. Климента. По мнению И. Я. Франко, это пребывание в Константинополе после Моравии и перед Венецией объясняет, почему автор Жития Константина продлил миссию в Моравии с трех лет еще на четыре месяца и заставил братьев какое-то время по дороге в Рим пробыть в Блатенском или Паннонском княжестве у Коцела (юго-западная Венгрия) и лишь потом в Венеции (Франко I. Сьвятий Климент... – С. 235–238). Обзор основных версий времени моравской миссии см.: Флоря Б. Н. О моравском посольстве в Константинополе (начало 60-х годов IX в.)//Сказания о начале славянской письменности. – М., 1981. – С. 192–195. 899 Ягич И. В. Вновь найденное свидетельство о деятельности Константина Философа, первоучителя славян, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Официально Церковь едина, до конца связи не обрываются, но единство ее по существу питается ведь не “официальными” связями, а действительным и жизненным общением, постоянной заботой друг о друге, главное же —- непрестанным усилием “естественное” разделение пересилить благодатным единством. И вот ослабевает это вселенское сознание. Восток и Запад не только политически, но и церковно замыкаются каждый в своем горизонте. Во время иконоборческого кризиса — по вине византийского императора — рвутся последние связи, соединяющие папство с империей. И надо признать, что консервативное и тоже такое “имперское” сознание пап прошло через много сомнений и мучений, прежде чем они решились на разрыв. Только отчаянное положение Италии и Рима и невозможность добиться помощи от Византии бросили пап в объятия франкских королей». Конфликт пап с Константинопольской Церковью Папа Николай I (858—867) в духе лжеисидоровских декреталий выступил против определений Константинопольских Соборов 858 и 861 гг. по делу патриарха Фотия. Прежде чем коснуться некоторых узловых вопросов, связанных с делом Фотия, необходимо заметить, что важнейшие документы, относящиеся к этому делу (акты Соборов 858, 861, 867 гг.), были уничтожены его врагами в период их временного торжества после 867 г., и историкам долго приходилось черпать материалы о Фотии преимущественно в сочинениях его ярого противника Никиты Пафлагонянина, очень недобросовестного писателя. В каком положении был патриарх Игнатий в момент вступления Фотия на престол? Игнатий был арестован в ноябре 858 г. и интернирован на о. Тервинфе в связи с антиправительственным заговором и восстанием Гебеона, выдававшего себя за сына Феодоры. Иезуитский журнал «Oriens» (1938, I—II) так характеризует отношение Игнатия к этому долу: «По простодушию своему св. Игнатий позволил использовать себя как орудие политической интриги, от которой сам стоял очень далеко». В момент избрания Фотия Игнатий не подвергался церковному осуждению, наоборот, Фотий дал обещание почитать его как отца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Но напрасны были усилия этих двух малоизвестных поборников папы исправить искривленное и расположить других право – мыслящих к принятию искаженного, когда такие, знаменитые по учености мужи, каковы – Алкуин ( 804 года), наставник Карла Великого и его семейства, которому, по необыкновенной его учености, вверено было заведывание всеми школами во Франции, называвший измененный догмат «Испанским заблуждением», ученики его Рабам, архиепископ майнский (856 г.) и Гайман, епископ галь-берштатский ( 853) исповедовали символ в древней православной его целости, когда такое знаменитое светило науки, гений первой величины на Западе, Иоанн Скотт Эригена (883 г.) объяснял таинство происхождения Св. Духа по разуму Восточной церкви. Но покуда на Западе готовилась такая отповедь обличениям со стороны Востока, папа Николай, 13 ноября 867 г. спустя с небольшим две недели после отправленного послания к Гинкмару, вследствие болезни, если не причиненной, то ожесточенной тяжелой борьбой, умер, не успевши довести до конца своего дела, а через месяц 14 декабря, того же 867 г. на папский престол был избран и утвержден новый папа Адриан II. III. Фотий низложен и на суде перед Собором А. Поводы к низложению и суду Когда волею судеб враг был взят безвозвратно с поля брани, Фотию, казалось, оставалось только радоваться за свое – дело – защиты и охранения целости веры и торжествовать победу православия. Но надобно же было произойти такому совпадению, что в тоже самое время, когда Николай I умер, именно 14 декабря 867 года не стало и защитника Фотия, императора Михаила. Замысливши устранить насильственно своего соправителя, цезаря Василия, стеснявшего его своим разумом, своим характером и образом своих действии, сам пал от руки предназначенной им к убиению жертвы, – убит был при помощи придворного заговора, и похититель престола с радостью провозглашен был тотчас императором, и на следующей день, вместе с женой своей, венчан был единодержавной короной. Вследствие этого переворота, бывший в тесной связи с низвергнутым правительством, Фотий терял под собою почву, и действительно, низложен был с патриаршего престола, а на место его возвращен Игнатий.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Однако торжество Фотия было недолгим. Еще в 866 г. в результате заговора был убит его покровитель, кесарь Варда, а в сентябре 867 г. та же участь постигла императора Михаила III. Их убийца, неграмотный крестьянин из Македонии, сделавший головокружительную карьеру от конюха до императора, взошел на престол как Василий I (867–886). Спеша заручиться поддержкой популярного в народе Игнатия и авторитетного римского престола, новый император организовал низложение Фотия и направил в Рим посольство, торжественно разорвавшее перед папой Адрианом II (867–872) акты «Фотиева собора» (Николай к этому времени уже скончался). Окончательное примирение с Римом состоялось в 869–870 гг. на Константинопольском соборе, который в католической традиции признается как VIII Вселенский. Собор осудил Фотия и дезавуировал все его деяния. Торжество Рима было омрачено неблагоприятным для него решением болгарского вопроса. Болгария была признана областью действия греческой традиции, и туда был направлен архиепископ из Константинополя с правами широкой автономии. Опала Фотия была недолгой. Уже через несколько лет он был возвращен из ссылки и сделан воспитателем царских детей. Фотий примирился с патриархом Игнатием и после его кончины вновь взошел на патриарший престол (877). Папа Иоанн VIII (872–882) согласился признать Фотия на условии предоставления Риму политических уступок (прежде всего, в болгарском вопросе). На новом Константинопольском соборе, заседавшем в храме св. Софии в 879–880 гг. в присутствии папских легатов и представителей восточных патриархов (на основании чего некоторые греческие богословы предлагают считать его Вселенским), Фотий, с которого были сняты все обвинения, был признан законным патриархом Константинопольским. Однако никаких изменений в «болгарском вопросе» не произошло, и папе ничего не оставалось делать, как примириться с этим фактом. В конце IX – начале X в., с распадом державы Каролингов и развитием политической дестабилизации в Италии, Римская церковь погрузилась в один из самых мрачный периодов своей истории. Однако ни скандальный «трупный собор» 897 г., ни чехарда на папском престоле (за 30 лет с 882 по 911 г. сменилось 16 пап), ни даже разгул «порнократии» в первой половине X в. (когда делами Рима заправляли знатные дамы сомнительной репутации) не подточили авторитет Рима настолько, чтобы помешать византийскому императору Льву VI Мудрому (886–912) признать папу верховным арбитром в церковных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собор против папы Николая I . В 867 г. патриарх Фотий обнародовал знаменитую энциклику (окружное послание), в которой были указаны следующие латинские уклонения от церковных правил и символа: 1) пост в субботу, 2) употребление в пищу сыра и яиц на первой неделе св. Четыредесятницы, 3) отвращение от священников, живущих в браке, 4) отвержение миропомазания, совершаемого священниками, и 5) наконец, прибавку к Символу веры Filioque, т. е. что Дух Святый исходит и от Сына, противоречившую Св. Писанию, писаниям свв. Отцов и вносящую некоторый дуализм в понятие о Пресвятой Троице. Этим же посланием Фотий созвал собор, который составился в 867 г. и на котором латинские нововведения были торжественно осуждены, и сам папа низложен и предан анафеме. Собор 869 г., мнимый вселенский . Этот собор составился в церкви Св. Софии, сначала из 12 епископов, число которых потом постепенно возросло до 70, а потом до 109 (в последнем заседании). Было два самозванных представителя других патриархов: Антиохийского и Иерусалимского. На этом соборе Фотий был торжественно осужден и предан анафеме. На восьмом заседании сожжены были акты соборов 861 и 867 годов и осуждены иконоборцы. Наконец, в десятом заседании преданы анафеме все прежде бывшие еретики, в том числе и папа Гонорий. Кроме того, в этом же заседании изданы по латинской редакции 27, а по греческой 14 церковных правил. На этом соборе папа признан орудием Святого Духа и не подсудным, даже Вселенскому Собору. Собор в храме Св. Софии . Этот собор состоялся в 879 г. в храме св. Софии, в Константинополе, под председательством Фотия, из 383 епископов, в присутствии папских легатов и представителей всех патриархов. Собор имел две цели: торжественное восстановление Фотия и осуждение собора 869 г. – с одной стороны и осуждение всяких изменений в Символе, – с другой. Фотий на нем был восстановлен. Собор этот утвердил против иконоборцев Седьмой Вселенский Собор, издал 3 правила и составил определение, осуждающее какие бы то ни было прибавки к Символу веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ (798/799, К-поль - 23.10.877, там же), свт. (пам. 23 окт.), патриарх К-польский (3 июля 847 - 23 окт. 858; 23 нояб. 867 - 23 окт. 877). Мирское имя Никита. 3-й сын визант. имп. Михаила I Рангаве (811-813) и Прокопии, дочери имп. Никифора I (802-811). Основные сведения о жизни И. восходят к следующим источникам: 1. Житие И. Никиты Давида Пафлагона (BHG, N 817). Написано на рубеже IX и X вв., содержит ряд важнейших сведений, но мн. проблемы политической борьбы и церковной жизни, актуальные для периода написания Жития, ретроспективно проецируются на историю конфликта между игнатианами (сторонниками И.) и фотианами (сторонниками свт. Фотия, патриарха К-польского); 2. Т. н. «антифотианская коллекция» - сборник документов различных жанров и содержания, составленный после 892 г. и направленный против патриарха Фотия и его сторонников; 3. Ряд исторических сочинений, созданных в Византии в сер. X в. при имп. Константине VII Багрянородном . Среди них особенно важны хроники Генесия и Продолжателя Феофана, авторы к-рых в значительной мере черпали информацию из памфлетов, написанных в период конфликта И. и Фотия и изобиловавших различными сплетнями и домыслами. Подобным же образом памфлеты нашли отражение в хронике Псевдо-Симеона кон. X в.; 4. Хроника Симеона Логофета (2-я пол. X в.), известная в неск. редакциях, беднее материалом, чем остальные исторические сочинения этой эпохи, но иногда содержит более сдержанные и достоверные оценки истории конфликта И. и Фотия; 5. Акты церковных Соборов IX в., созывавшихся в период конфликта И. и Фотия; жития ряда святых - современников И. (прп. Николая Студита, свт. Евфимия К-польского). Среди западноевроп. (латиноязычных) источников важное значение имеют жития Римских пап Николая I (858-867) и Адриана II (867-872), сохранившиеся в составе Liber Pontificalis, а также предисловие Анастасия Библиотекаря к его переводу актов К-польского Собора 869-870 гг.

http://pravenc.ru/text/293393.html

Иначе говоря, Κ. Οκονμο признает два изгнания Иосифа и оба от кесаря Варды при императоре Михаиле, причем второе в Херсон, более долгое, продолжалось до смерти Варды, после чего Иосиф был снова призван царицею Феодорой. Но с этим  едва ли можно согласиться. Во-1-х, источники не дают права делать заключение о двух изгнаниях от Варды при императоре Михаиле, во-2-х, в то время царица Феодора не имела большого значения в делах управления и не могла кого-либо возвращать из ссылки. В-3-х, если прп. Иосиф, как мы видели из разных синаксарных данных, был изгнан при Варде по одному делу с патриархом Игнатием, именно за обличение Варды, а это могло быть, как уже указывалось, только в 857–858 г., то и возвращен он мог быть только опять с ним же, т. е. патриархом Игнатием, по смерти виновников изгнания. Варды был убит, при полном попустительстве самого императора, в 866 г. апреля 21 дня, а в следующем 867 г. убит и Михаил III. По смерти Варды все влияние в управлении приобрел Василий Македонянин, ставший потом867 г.) самостоятельным императором. К возвышению Василия Македонянина царица Феодора относилась подозрительно, на что, конечно, получала подобный же ответ и со стороны Василия; поэтому она едва ли могла иметь при нем такое значение в управлении, какое представляет Константин Οκονμο. Итак, единственное изгнание в Херсон Иосифа продолжалось не до смерти Варды, а далее до смерти императора Михаила (867 г.), возвращение же его в столицу последовало не от царицы Феодоры, а при императоре Василии Македонянине. 187 Migne, gr. ser. T. CX: хрон. Георгия Амартола, col. 1069: το δ βασιλω π το ονου πν θαντου παραπλησ κοιμωμνου… Ср. Шарля Диля. Византийские портреты. Вып. I. С. 194. 188 Такое внимание могло быть по многим причинам – или вследствие особенной близости Иосифа к изгнаннику патриарху, или вследствие святой подвижнической жизни Песнописца, слава о которой несомненно доходила до столицы, или, наконец, вследствие его песнотворческой деятельности, которую он продолжал в ссылке, посылая в Константинополь труды своего песнотворческого таланта.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Передав Церкви акт отречения, он заключился в монастыре, предпочитая предаваться богомыслию и богообщению в полном спокойствии, чтобы не причинять зла ни себе, ни своей пастве, учитывая враждебное отношение правительства. Когда разошлась весть, что архипастырь был удален со своей церковной кафедры против воли, многие отказывались по этой причине от общения с новым патриархом... Был им блаженный Фотий... преданный Христу от младенческих лет... Жизнь его была достойна удивления, а смерть угодна Богу и ознаменована чудесами...». Даже папа Николай в одном из писем спрашивал о причинах оставления Игнатием патриаршего поста. Законность избрания Фотия признавали и папские легаты епископы Захария и Родоальд на соборе 861 года (Двукратном). Фотий был избран собором епископов, а не «поставлен Вардой», как говорится в некоторых учебниках. Правда, правительство очень хотело, чтобы Фотий принял избрание, и оказывало в этом направлении нажим на Фотия. Государственной властью, без собора, как раз был поставлен не Фотий, а Игнатий, чего он сам не отрицал во время суда на соборе 861 года, ссылаясь в свое оправдание на прецедент с Тарасием. Папа Николай I опротестовал решение Двукратного собора. В письме Фотию (862 год) папа Николай утверждал, что «вся совокупность верующих получает наставление и целостность веры от сей Святой Церкви (Римской), которая есть глава всех Церквей». Отменив римским судом определения Константинопольских соборов и анафематствовав Фотия, Николай писал императору Михаилу (в 865 году), что решение апостольского престола «никем не может пересматриваться и никому не позволительно судить об этом решении» 121 . Общеизвестны ответные меры, принятые Фотием в 867 году. Папа Адриан II (867–872) шел по стопам своего предшественника. Позиция Адриана по церковному вопросу выражается формулой, принятой на Римском соборе 869 года: «Папа есть судия епископов и никем судим быть не может». Яркой иллюстрацией этой позиции может служить состоявшийся при нем, под руководством его легатов, в 869 году в Константинополе при новом императоре Василии Македонянине, собор, причисляемый римо-католиками к Вселенским. Отметим наиболее характерные черты этого собора. Для участия в заседаниях собора лица, занимавшие епископские места при Фотии, по требованию легатов должны были предварительно подписать особую «формулу удовлетворения» libellus satisfactionis, которой осуждались Константинопольски соборы 858, 861 и 867 годов и признавалось римское учение преимуществах Римской Церкви. Это было как бы новое издание формулы Гормизды. Легаты категорически возражали против суда над Фотием (!) и, несмотря на протесты восточной стороны, так и не допустили разбора этого дела, действуя по принципу Roma locuta – causa finita [Рим высказался, и дело кончено].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Но Василий мог пойти и далее и, задержав акты, оставить патриарха Михаила в полном неведении —376— относительно к-польских событий лета 867 г. 633 , или же просто сообщить, что предполагавшийся собор не состоялся. Как бы то ни было, но представители трех восточных кафедр не могли не быть посланы на собор. Но быв отправлены, имели ли они достаточно времени чтобы прибыть в К-поль к лету 867 г.? Нужно думать, что имели. Как говорилось выше, болгарские события развивались быстро, и сведения о деятельности латинских миссионеров должны были получиться в Византии не позднее начала 867 г. Вслед за тем немедленно открылся частный собор Фотия, вероятно, еще до прихода легатов папы к византийской границе, почему их и не пропустили через нее. Если легаты стояли у границы 40 дней, это не значит, что Фотий получил возможность разослать энциклику лишь после их обратного ухода. Напротив, ему не было нужды терять время. Предложенная легатам для подписи записка с осуждением латинских заблуждений могла быть предъявлена им вскоре после их прибытия к границе. Как только они отказались ее подписать (а сделать это они должны были сразу, решительно и в окончательной фарме), К-поль получал право разослать свое приглашение на восток 634 . Это могло произойти и не в апреле 635 , а в январе 636 . Судя по тому месту энциклики, где говорится, что один из представителей «архиепископских и апостольских кафедр” уже прибыли, другие же ожида- —377— ются, нужно думать, что приглашение в Александрию было отправлено позднее, чем в Иерусалим и Антиохию. Возможно, что от одного из азиатских патриархов как раз в то время готовилась отбыть в К-поль депутация с теми или иными поручениями патриарха, о милостыне ли или о возвращении подлинных арабов; получив дополнительное поручение принять участие в соборе, депутация могла очень скоро явиться в К-поль и уже быть там, когда Фотий отправлял приглашение в Александрию. Это произошло бы еще ранней весной, а к началу лета должны были явиться представители второго азиатского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010