Федора Алексеевича, бывший потом митроп. Суздальским и собеседником царя. Царь Феодор Алексеевич чуть ли не каждый год, в период 1678–1682 г., посещал Фролищеву пустынь. “Иларион, преосв. митроп. Суздальский, бывший первый строитель Флорищ. пуст.», Казань, 1868 г.; (первоначально напечатано в приложении журнала «Православ. Собеседник», 1868 г.); “Ист. Росс. Иер.», VI, 597; Ратшин, 35; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 147; “Опис. монаст.», 1817 г., 125; Шелехов, “Просел. Дороги», 30; “Воен. стат. обозр. Владим. губ.», 253; “Журн. Мин. Вн. Д.», 1839 г., XXXIII, 495; “Влад. губ. вед.», 1852 г., 9; 1855 г., 34; “Владим. Сборник», 1857 г., 174 (Письмо ц. Фед. Алекс. к иеромон. Илариону); “Ежегодн. Владим. губ. стат. Комит.», I, вып. 1, 193; “Симбир. сборн.», II, Отд. I, 141; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 127; “Владимир. губ. вед.», 1841 г., 32–34 (Краткие свед. о жизни Илариона, митроп. Суздаль., бывшего первым строителем Флорищевой пуст.); “Нижегород. губ. вед.», 1847 г., 65 (тоже биография Илариона); “Арханг. губ. вед.», 1848 г., 4 (тоже об Иларионе); “Владим. губ. вед.», 1856 г., 22 (письмо ц. Феод. Алекс. к иером. Илариону, 1678 г.); 1860 г., 49 (ист. заметки); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1880 г., 158 (сумма от продажи леса); “Москов. губ. в.», 1841 г., 43 (Кратк. свед. о жизни Илариона); “Ярослав. губ. в.», 1855 г., 22 (расходы на погреб. митроп. Ионы); Иером. Иоасафа, “Церков. ист. опис. Сузд. достоп.», 41 (Иларион); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 710, 42; “Акты Археогр. Эксп.», IV, 227 (Богом. гр. 1678 г. строит. старцу Илариону о молебствии по случаю нашествия турок), 311 (Наказ. гр. 1694 г. строит. иером. Иринарху о монаст. управлении); “Дополн. к Акт. истор.», IX, 26 (Благослов. гр. 1678 г. на построение Успен. церкви; черный поп Иларион), 48 (Ц. гр. 1678 г. о дозвол. строителю Илариону возить камень из вотчины Троиц.-Серг. м-ря); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 501 (дело 1722 г. о высылки из пустыни иеродиак. Александра для сыска), ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

и Луки, у р. Цны, (въ 2 вер.) съ 10 дв., въ коихъ числится м.п. 968, ж.п. 1078, въ томъ числе грамотныхъ м.п. 500, ж.п. 65. Земская школа съ квартирою для учителя находится въ с. Лелечахъ, въ которой местн. священникъ и состоитъ законоучителемъ. До 1872 г. сельская школа помещалась въ церковной сторожке и находилась въ заведывании духовенства, но съ означеннаго года она перешла въ распоряжение земства и помещается въ одномъ доме съ волостнымъ правлениемъ. Все прихожане, кроме земледелия, занимаются главнымъ образомъ тканьемъ нанки, на отхожие промыслы уходятъ не многие. Въ причте при Троицкой церкви по штату 1885 г. состоятъ: 1 свящ., 1 диаконъ и 1 псаломщ. (Писц. Коломенск. кн. 1578 г. л. 817. - Писц. Коломенск. кн. Усова 135 и 136 г.л. 776.-Коломенск. переписн. кн. 7154 и 7155 г. Кн. 206, л. 708.-Прош. с. Лелечъ иер. Дм. Трофимова объ освящении церкви. 1782 г.- Рап. Коломенск. прот. Гр. Иванова объ освящении церкви въ с. Лелечахъ. 7 ноября 1782 г. 974. - Прош. прих. Троицк. въ с. Лелечахъ церкви объ отрешении иер. Iak. Андреева. 1782 г.- Дело о производстве дьячка Дм. Трофимова во иерея въ с. Лелечи. 1782 г. 28.- Клир. вед. съ 1805 - 90 г. Сборн. статист. свед. по Рязанск. губерн. Т. 12(рим.циф), стр. 361.-Сборн. статист. свед. по Ряз. губ. Т. 5(рим.циф.), вып. 2(рим.циф.), стр 507-513.-Сп. н. м. Ряз. губерн. 995 -1005.) Изъ священнослужителей означенной церкви известны: Ioahhъ Игнатиевъ уп. въ 1627 г. Iakobъ Андреевъ увол. въ 1782 г. Дмитрий Трофимовъ р. 12 июля 1782 г. Матфей Дмитриевъ Волковъ уп. съ 9 марта 1796 - 1840 г. Даниилъ Маркелловъ Богдановъ уп. съ 13 дек. 1840 - 68 г. Iocuфъ Евсевиевъ Вишневский сост. съ 16 февр. 1868 г. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии ныне существующих и упраздненных. Иоанн Добролюбов. Том 4, 1891. Лелечи, расположенное на правом берегу реки Цны, в качестве села упоминается в писцовой Коломенской книге в 1578 года. Вместо старых, обветшавших к тому времени, церквей Преображенской и Воскресенской, на построение в том селе деревянной Троицкой церкви с приделом святых благоверных князей ярославских Феодора и чад его, Давида и Константина, 23 февраля 1779 года была дана благословенная грамота епископом Коломенским Феодосием (Михайловским).

http://sobory.ru/article/?object=15709

властями Иверского м-ря принесено в дар игумену Пафнутьева м-ря: камка, куфтерь лазорева, дороги двоелишные, 10 золотых), 263, 90 (отписка 1657 г. о крестьянах Пафн. м-ря, окружавших село Щучье Иверск. м-ря); “Древности, Труды Москов. Археолог. Общ.», 1878 г., т. VII, вып. 2, исследов., 103, 107, 109, 115 (перечень вотчин м-ря в Звенигор. уезде по писцов. книг. 1593 г., 1624 и 1715 г.). 1039. Пахомиева – Спасо – Преображенская – Кенская, мужская пустынь, ныне погост Кенский Монастырь, Олонецкой губ., Пудожского у., в 138 вер. к вост.-сев.-вост. от Пудожа, на самой границе с Каргопольским у., по левому берегу р. Кены. Основан игуменом Пахомием, вероятно, во второй полов. XV ст., так как в 1508 г. принял здесь иночество преп. Антоний Сийский. Упразднен же в 1764 г. Мощи преп. Пахомия почивают под спудом в основанной им церкви. “Ист. Росс. Иер.», IV, 361; Ратшин, 16; Пушкарев, “Арханг. губ.», 36; “Памят. кн. Олон. губ.», 1867 г., Отд. III, 15; “Арханг. губ. вед.», 1848 г., 50 (Турчасово; об уходе преп. Антония Сийского); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 48, 144 (преп. Пахомий), 156, 310 (преп. Антоний Сийский); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 1003, 13 (сказано, что основатель Пахомий был учеником Антония Сийского и управлял пустынью в 1515 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 346 (в 1700 г. имел крест. 6 двор.); “Акты юридич.», 92 (Купчая 1583 г. Прок. Ларионова на право выварки соли; старец Иона); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 38, 44; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 148 (в 1744 г. имела 95 душ крест.); 1878 г., III, 10, 16 (христиан. в предел. Арх. губ.), 1, 98 (ист. свед. об Антон. Сийск. м-ре). 1040. Передольский – Покровский, мужской, ныне погост Передольский, С.-Петербургской губ., Лужского у., в 34 вер. к юго-вост. от Луги, при р. Луге. В описи Передольского погоста 1581 г. говорится: «в погосте мон. Покровской пустъ на реке на Луге, воеван. А в нем церковь древена Покров Св. Богородицы, стоит без пенья, престол разорен, а свечи и книги поимали литовские люди. А звон в монастыре было клепало. Да в монастыре же 4 места келейных игуменьи сестрами, а кельи пожгли литовские люди». Отсюда видно, что первоначально он был женским. В 1628 г. в нем уже была церковь Покрова, обращенная в 1764 г. в приход. “Ист. Росс. Иер.», V, 466; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. III, 78; “Ист. статист. свед. о СПбург. епархии», вып. I, Отд. II, 16; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 31; “Известия Археол. Общ.», 1880 г., IX, 381 (остатки старины близ Передоль. пог.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Троицы в 1791 г.; строителями были архитекторы Трезин, Еропкин, Росси, Старов. С 1742 г. м-рь был назначен для местопребывания архиереев и митрополитов, а в 1797 г. возведен на степень лавры. В Троицком соборе открыто почивают мощи св. Вел. кн. Александра Невского, торжественно перенесенные в 1724 г. из Рождественского мон. во Владимире. Они почивают в богатой раке, сделанной из серебра, полученного в первый раз из Колыванских рудников; вес серебра в раке и орнаментах 86 пуд. 30 фун. Близ раки святого поставлен литый из серебра аналогий с кивотом, в котором хранятся св. иконы и малые ковчеги со многими частицами мощей разных св. Угодников Божиих. В Благовещенской церкви погребены некоторые из членов Императорской фамилии и деятели XVIII в., между которыми находится и генералиссимус А. В. Суворов (1 мая 1800 г.). С самого основания к нему был приписан Иверский м-рь, а с 1714 г. Духов Новгород. “Краткое опис. Св. Троиц. Александро-Невской лавры”, Москва, 1809 г.; Андрей Павлов, “Опис. Свято-Троицкой-Александро-Невской лавры, с хронологическими списками особ, погребенных в церквах и на кладбищах Лаврских”, Спб., изд. 1842 г.; “Ист. Росс. Иерар.”, II, 184–266; Ратшин, “Полн. собр. ист. свед. о монаст.”, 468; “Словарь истор. о свят. в России”, 10; Проценко, “М-ри в России”, 6; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 55; “Опис. монаст.”, 1817 г., 2; “Книга степенная”, I, 355 (Житие и подвиги вкупе и от части и чудес Александра Ярославича Невского); II, 155 (чудо от мощей Александра Невского); “Ист. статист. свед. о С.-Пбург. епархии”, вып. I, Отд. I, 116; вып. II, Отд. I, 191; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1847 г., 79 (Якимварская усадьба); 1851 г., 30 (учр. крест. хода 20 июля вокруг Имп. Стеклян. зав.); 1858 г., 8 (переимен. канцелярии Лавры в Духов. Собор); 1878 г., 143 (врем. лазар. на 20 ранен.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 219, 402; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 269, 1; Свиньин, “Достопам. С.-Пбурга и его окрестн.”, II, 2; Ключевский, “Жит. свят.”, 65, 238, 251, 258, 312, 462; Макарий, “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

923 Ист. церк. Макария, II, 213, 214. Его наставления перешли в покаян. номоканон и в практич. жизнь (Павлов, 232). Подобные советы и в одном древн. слове. См. Прав. Соб. 1861, март, 340 924 В полемике занимает видное место вопрос об удавленине, об употреблении ее в пищу, но патр. Петр возражал по этому поводу Михаилу Керуларию, называя это местным злоупотреблением, а Феофилакт Болгарский и совсем отвергал (Попов, 97–98; Павлов, 244–254) 930 Чтен. Моск. Общ. ист. 1859, кн. 3, Рассужд. Вассиана, с. 8. А. А. Э. I Дело Башкина, с. 2; Собр. госуд. грам., III, 24 934 Elucidar. error. ritus Ruthenici, p. I. Sacrani, a. 1500. Ж. М. Н. Пр. 1842, сент., с. 131, в ст. Письмо Кобенцеля о Московии 939 Михалона Литвина, О нравах, татар, литовц. и москвит. в Арх. ист. юрид. свед., кн. III, ч. 2, с. 83 949 Crull, 143. Карлейль, 205. Отвращение к иноземным обычаям выражалось напр. в запрещении зеркал, инструментальной музыки, «как употребляемой папистами» (Коллинс, 2), брадобрития («Древнерусская борода», Ф.Буслаева ; в Очерк. рус. слов. и искус., на которое смотрели как на латинскую ересь, Иоанн Грозный упрекал Иоссевина за подсекание и подбривание бороды), во вражде к латинскому языку (Маржерет, 260). В одной космографии XVII в. замечено было «по чужим государствам никуда не ездят, разве в посольства, боящеся, да нечто от них навыкнут и в ересь впадут» (Арх. ист. юрид. свед. III, 4). Олеарий пишет: «Когда в числе вызванных из-за границы офицеров нашлось несколько папистов, то всем им, тотчас же по прибыли в Москву, выдали деньги в вознаграждение издержек по проезду, и за тем выслали их из России. А в контракте относительно торговли нашей с персами, русские строго наказывали, чтобы между голштинцами не было людей, исповедывающих латинскую веру». Кн. III, гл. 31 952 Карамзин, VII, пр. 189. По отзыву же вел. магистра Немец. орд. Альбрехта (маркграф брандербургский) «тот посол Г.Николай Шхемборх мних, а в папине дворе в Риме, у его Святыни ближний служебник имеетца» (ibid., прим. 192). Предлагая общий союз против Польши, магистр Ордена обещал все завоевания разделить с вел. князем (Сборн. И. Р. И. общ, LIII, 1–24, 79)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

582. Всех Скорбящих радости , женский, общежительный, в гор. Москве. Существующий в городе приют для иногородных монахинь – сборщиц, учрежденный на средства княжны Голицыной, определено в 1890 г. обратить в общежительный монастырь с тем, чтобы он, согласно желанию учредительницы, по-прежнему служил приютом для иногородных монахинь – сборщиц. “Церковн. ведом.”, 1890 г., 10 (часть офиц.), 18, прибавл., 577. 583. Успенский , женский, ныне церковь Успения в гор. Моздоке, Ставропольской губ. При учреждении Моздокской епархии Имп. Екатерина II повелела открыть еписк. Гаию женский м-рь, который открыт при церкви Успения, построенной в 1797 г. Монастырь существовал недолго; он упразднен в 1799 г., и в 1800 г. настоятельница его Евфимия с тремя послушницами переведена в Благовещенский Астраханский м-рь. “Ставроп. епарх. вед.”, 1889 г., 2 (сказание о чудотв. Иверской иконе Бож. Матери, находящейся в Успенской церкви гор. Моздока). 584. Александро – Невский , мужской общежительный, близ села Филейского, Вятской губ. и уезда, в 7 вер. к сев.-зап. от гор. Вятки, на прав. берегу Вятки. Учрежден в 1890 г. (апрель) с богадельнею на 5 челов. особенно увечных, в память чудесного спасения жизни Государя Императора и всего Август. Семейства при крушении Имп. поезда 17-го окт. 1888 г. “Церковн. ведом.”, 1890 г., 18, 197. 585. Богородицкий – Рождественский – Успенский – Николаевский , женский, ныне приходская церковь Ильинская, в гор. Тобольске. Первоначально был мужским, построен в 1610 г. и в него перемещены иноки Зосимо-Савватиевского мон. в Тобольске. В 1623 г., распоряжением первого архиеп. Тобольского Киприана иноки выведены во вновь построенный Знаменский мон., а на место их учрежден женский монастырь, который упразднен в 1764 г., и инокини должны быть переведены в Христорождественский мон. в Енисейске, но по докладу губернатора Чичерина разрешено, во внимание дряхлости инокинь, не могших переехать в Енисейск за 2000 верст, оставить его на прежнем положении с тем, чтобы сюда инокинь не принимать. “Ист. Росс. Иерар.”, IV, 208; V, 710; Ратшин, “Полн. Собр. ист. свед. о мон.”, 523; Зверинский, “Список насел. мест Тобольской губ.”, CLXXXIII; “Полн. собр. Закон.”, 1765 г., XVII, 12479; Строев, “Спис. иер. и настоятел.”, 324 (между 5 и 6) и 328 (строитель Тимофей 1619 г.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1864 г., III, смесь, 82 (Ист. свед. об иконоп. в Сибири); “Спис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 1, 583 (указ о выдаче жалованья за 1718 и 1722 и игум. Неониле с сестрами); ч. 2, 360 (дело 1722 г. о заключении, т. е. об обнесении оградою женских м-рей); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 194, 217 (основание м-ря и перевод иноков под гору; первым архимандритом был Мефодий), 274 (в 1652 г. в м-рь определен протопоп); “Матер. для ист. г. Тобольска XVII и XVIII ст.”, 8 (опись 1624 г.; было 2 церкви: Успения с придел. преп. Варлаама Хутын. и св. Николая чуд.), 44 (руга, даваемая м-рю в 1696).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

. М. был 7-м ребенком в семье имп. Феофила (829-842) и св. Феодоры К тому времени старший брат М. Константин трагически погиб, и М. стал единственным наследником престола муж. пола. Он был коронован как соправитель Феофила вскоре после рождения, возможно 15 мая 840 г., и после смерти отца (20 янв. 842) остался единственным императором. В ранних источниках, рассказывающих о восстановлении иконопочитания в марте 843 г., нередко упоминают М., но в силу малолетства его роль была только церемониальной. Реальная власть находилась у Феодоры, логофета Феоктиста и отчасти брата Феодоры Варды. М., по словам историков, «занимался охотой, скачками и прочей нечистотой». В 855 г. Феодора и Феоктист заставили М. оставить свою фаворитку Евдокию Ингерину и жениться на Евдокии Декаполитиссе. Евдокия Ингерина позднее стала женой буд. имп. Василия I, но в связи с тем, что отношения между М. и Евдокией сохранялись, в науке обсуждается вопрос, не был ли сын Евдокии имп. Лев VI Мудрый (886-912) сыном М. В источниках содержится история о том, что Феодора устроила для М. царские смотрины невест, но эти сведения скорее всего легендарны. В связи с личной неприязнью М. к Феоктисту (он видел в Феоктисте конкурента в борьбе за власть) Варде без труда удалось добиться от императора согласия на убийство Феоктиста, к-рое произошло также в 855 г., возможно, в присутствии М., но в любом случае по его приказу. Феодора была лишена власти, и с 15 марта 856 г. М. правил единолично, хотя реальная власть перешла в руки Варды, к-рый позднее получил от М. титул кесаря. В 858 г. императрицу с дочерьми удалили из дворца. Варда потребовал от К-польского патриарха свт. Игнатия (847-858; 867-877) насильно постричь их в монахини. Патриарх не только отказался, но и обвинил Варду в сожительстве с собственной невесткой. Последовало смещение Игнатия с кафедры, к-рую занял свт. Фотий I (858-867, 877-886), в результате чего в К-польской Церкви началась т. н. Фотиева схизма. Новопоставленный патриарх свт. Фотий был более благожелателен к М., нежели его предшественник. Так, 18-я гомилия Фотия по сути представляет собой Похвальное слово М., в котором ему приписываются особые заслуги в борьбе с ересями, гл. обр. с иконоборчеством. К 865 г. при дворе М. усилились позиции (бывш. протостратора) паракимомена Василия (впосл. император Василий I Македонянин). 21 апр. 866 г., во время похода на Крит, он получил от М. согласие на убийство кесаря Варды. 26 мая М. короновал Василия соправителем и усыновил его. В ночь на 24 сент. 867 г. сторонники Василия, видимо при его участии, убили М. во дворце св. Маманта под тем предлогом, что он готовил покушение на своего соправителя, желая поставить на его место др. фаворита. М. был погребен в мон-ре Филиппика в Хрисополе, но в начале своего правления в 886 г. имп. Лев VI торжественно перенес его останки в собор св. Апостолов в К-поле и захоронил в герооне Константина. Внешняя политика

http://pravenc.ru/text/2563704.html

132 Эта версия была выдвинута в 16 в. августинцем Онофрио Панвинио (1529–1568), библиотекарем Александра кардинала Фарнезе: Панвинио считал, что Анастасию принадлежат биографии пап от Дамаса до Николая I (858–867) – см. его: Epitome Romanorum pontificum. Venetiis, 1557 (имеется также испр. изд. Бартоломео Платина под названием De vitis pontificum); 27 Pontifi Max. elogia et imagines. Romae, 1568; Chronicon ecclesiasticum a C. Julii Caesaris tempore usque ad imp. Maximilia- num 2. Coloniae, 1568; De episcopatibus, titulis, et diaconiis cardinalium. Venetiis, 1567; Deprimatu Petri et apostolicae selis potestate. Verona, 1589; Libri Xde varia Romanorum pontificum creatione. Venetiis, 1591; De bibliothecapontificia vaticana. Tarragona, 1587; Augustiniani ordinis chronicon. Romae, 1550; и др. Версия Панвинио оспаривалась Цезарем кардиналом Баронием, церковным археологом Джованни Джустино Чьямпини (1633–1698), библиотекарем–ассистентом Ватиканской библиотеки Эмануэлем из Шельстрате (1649–1692) и рядом других исследователей ( Ciampini J. Examen libri pontificalis, seu Vitarum Romanorum pontificum, quae sub nomine Anastasii bibliothecarii circumferuntur. Cuius occasione idem Anastasius a calumniis heterodoxorum vindicatur, ac in fine bibliotecariorum apostolicae sedis foecundus catalogus apponitur, ex quo nonnulla pro illustranda historia eliciuntur/Auctore Ioanne Ciampino Romano. Romae, 1688; Schelstrate E. Dissertatio de antiquis Romanorum Pontificum catalogis. Romae, 1692). Ныне считается, что Анастасию принадлежат только биографии Николая I (858–867) и Адриана II (867–872). Авторами самой древней версии считались даже Егезипп и Ириней, чью работу якобы продолжил Евсевий Памфил (см.: Tuker M.A.R., Malleson Н. Handbook to Christian and Ecclesiastical Rome. 3 vols. London, 1897). 133 Cm.: Duchesne L. Etude sur le Liber Pontificalis H Bibl. des Ecoles francaises d’Athenes et de Rome. l re ser. Paris, 1877; idem. La date et les recensions du Liber Pontificalis H Revue de quest, hist. 1879. Vol. 26; idem. Le premier Liber Pontificalis/Ibid. 1881. Vol. 29; idem. La nouvelle edition du Liber Pontificalis/Melanges d’archeol. et d’hist. 1898. Vol. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По-видимому, приехавшими из Византии художниками была создана М. каролингского оратория Жерминьи-де-Пре, изображающая 2 ангелов над ковчегом Завета. Она выполнена в нач. IX в. по заказу Теодульфа, еп. Орлеанского, к-рый разделял иконоборческие взгляды своих визант. современников. Богоматерь с Младенцем на престоле. Мозаика в конхе апсиды собора Св. Софии К-польской. 867 г. Богоматерь с Младенцем на престоле. Мозаика в конхе апсиды собора Св. Софии К-польской. 867 г. После восстановления иконопочитания (843) в визант. искусстве, в т. ч. и в мозаичном убранстве храмов, происходят значительные изменения. К этому времени в творениях преподобных Иоанна Дамаскина, Феодора Студита и др. авторов окончательно сформировалась теория образа (иконы) как средства, возводящего к Первообразу. Составляющие ее идеи прозвучали в проповеди К-польского патриарха Фотия (17-я гомилия), произнесенной им в соборе Св. Софии в К-поле по случаю восстановления там в 867 г. мозаичного образа Божией Матери. Существующее в конхе апсиды Св. Софии изображение Богоматери с Младенцем на престоле и образ арх. Гавриила на юж. стороне вимы были, вероятно, одними из первых, возникших после восстановления иконопочитания. Образы восходят к эллинистической традиции и напоминают изображения Небесных сил из ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в Никее (VII в.). Вскоре после этих М. в Св. Софии появились образы отцов Церкви в тимпанах северной и южной стен (кон. IX в.), изображение коленопреклоненного имп. Льва VI Мудрого перед Христом над царскими вратами (кон. IX - нач. X в.), имп. Александра (912). Стиль этих М. иной: классическое начало отчасти уходит на 2-й план, образы становятся менее динамичными, более уплощенными, торжественными, отстраненными. Эти же черты стиля присущи М. купола ц. Св. Софии в Фессалонике (кон. IX в.). Мозаики центрального нефа кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 2-я четв. XI в. Мозаики центрального нефа кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 2-я четв. XI в. Важнейшим новшеством в декорации визант.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Русы приняли крещение между 860 и 867 г. Это можно заключить из того, что обращаясь к предстоятелям Церквей, клиру и народу, св. патриарх Фотий в своем послании в 867 г. писал: «Росы, славные своей жестокостью, победители соседних народов, в гордости дерзнувшие воевать с империей, теперь оставили языческое суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши, быв еще недавно злейшими врагами. Они уже приняли от нас священника и епископа, имея живое усердие к христианскому богослужению». После того, как св.Фотий был лишен патриаршего престола, к русам был послан новый архиерей в сане архиепископа, получивший рукоположение от патриарха Игнатия. Все произошло в царствование императора Василия I (867–890). В перечне епархий Константинопольского патриархата, составленном не позже первых годов Х в., числится митрополия России (Русии), которой определено 61–е место по списку. Начальная Киевская летопись (Повесть временных лет, XI в.) воспроизводит дословно описание нападения русов на Константинополь, из греческой летописи Георгия-Монаха, с единственным добавлением – руководителями этого похода были Аскольд и Дир. В других древнерусских источниках есть указания, что Аскольд был Христианином и в крещении носил имя Николай. Дать определенный ответ о том, где находилась кафедра епископов (митрополитов) этой первой Русской Церкви и как долго она просуществовала, на основании имеющихся исторических данных невозможно. Одни ученые (В.Ламанский, Б.Рыбаков, Ю.Брайчевский) предполагают, что ее кафедра находилась в Киеве, основанное на том, что этим городом до 885 г. правил крестившийся в 60-х годах IX в. Аскольд. Другие (Д.Иловойский, В.Пархоменко и др.) считают, что кафедрой Русской митрополии был г.Росия на Таманском полуострове. Так или иначе, но с 60-х годов IX в. у русов существовала христианская община, предстоятельствуемая епископом законного апостольского преемства, существовала малая поместная церковь – живая часть Вселенской Церкви Христовой. С этого же времени дружины русов, овладевшие великим водным путем из Черного моря на Балтику, и славянские племена, расселившиеся по бассейнам рек, представляющих ответвления этого пути, создают первые государственные образования – Новгородское и Киевское княжества, из которых в Х в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010