Здесь он содержался в крепком заключении два года (865–867), предсказав кончину обоим кесарям (κατ’ μφω τον δυον καισροιν). И действительно: царь Михаил с кесарем отправился в поход против Измаильтян, дорогою между ними возгорелась злоба и кесарь жалким образом был изрублен мечем (21 апреля 866 г.); царь вернулся в столицу и вскоре (ο μετ πολ) сам испил ту же чашу (23 сентября 867 г., § 68). Престол занял кесарь Василий, – правильнее было бы сказать: соимператор. – Он созвал священный собор и после передачи патриаршего престола богоносному Игнатию (867 г.) сам разыскал «общего нашего отца» Николая и вместе с архиереем (очевидно патр. Игнатием) просил его занять свой монастырь (Студийский). Аскет сначала отверг такое предложение, ссылаясь на старческую немощь и бремя тамошнего игумена; я в твоей воле, царь, заметил святой, но требую для себя свободы и считаю великою выгодою находиться под зашитою твоего преподобства (τς σς σιτητος). Царь однако убедил его принять власть (867 г.), с благоволением отпустил его из дворца (τν βασιλεων) и очень часто приглашал его к себе, находя удовольствие в его простоте (πλτης, § 69). Затем автор собирается вкратце говорить о чудесах Николая, которые, по апостолу ( 1Кор. 14:22 ), суть знамения неверующим (§ 70). – Такая мотивировка звучит как-то странно, точно были люди, которые не верили в правоту дела Николая и которых необходимо было убедить в том, что все действия его были святы. – В то время Евдокия, супруга имп. Василия, страдала какою-то болезнью (πθει δειν); помощь врачей оказалась бессильною, и больной угрожала смерть. Василий горевал и стонал; но когда Евдокия увидела сон, он ободрился. Именно она увидела одного старца-монаха, который сказал ей: дерзай, ибо ты не умрешь ныне, но получишь отселе радость желанного выздоровления. Евдокия рассказала этот сон мужу, и император приказал явиться к ней всем столичным настоятелям церквей и монастырей. Явился и Николай, знакомый царице. Его она и видела во сне, от него и исцелилась; все и прежде всего император почтили его особенною честью. |
– Леонид, Сведение… II, стр. 8–9. Г4 Четвероевангелие, библ. Москов. Дух. академии 2 (фундам.), пис. на лощеной бумаге, в л., на 341 л., XV–XVI в., с изображениями евангелистов (впрочем, изображение евангелиста Иоанна вырвано еще до нумерации листов). И по заставкам, и по правописанию, и по месяцеслову сходно с предшествующим Евангелием (Г3). Леонид, архим. Свед., II, стр. 10. Г5 Четвероевангелие, библ. Моск. дух. академии 3 (фундам.), пис. на лощеной бумаге, в л., в один ряд, по 12 строк, на 738 л., крупным уставом XV–XVI в. Изящно нарисованные по золотому полю и превосходно сохранившиеся изображения евангелистов, изящные заставки и заглавные буквы. Обложено парчей с золотыми разводам, жуки серебряные, застежки также серебряные, искусной филегранной работы. На внутренней стороне передней доски надпись: герасима солоунскаго. В месяцеслове русских и славянских святых нет. Правописание русско-болгарское, с юсам. – Леонид, Свед., II, стр. 10–11. Г6 Четвероевангелие, библ. Моск. дух. академии 17 (Волокол.), пис. на бум., в л., на 386 л., полууставом XV в. На 1-м белом листе надпись древняя: писмо варлаама доброписца. а да его в до прчтые бци. Бывшен архиманритъ симоноскон гераси амыцкон. Пред каждым евангелистом написаны красками символические изображения, с пробликовкой по местам золотом: пред евангелистом Матфеем написан ангел, пред Марком – орел, пред Лукой – телец, пред Иоанном – лев. Пред месяцесловом изображен преподобный. Русских и славянских святых нет. Правописание русско-болгарское, с юсами. Иосиф иером. Опись., М. 1882, стр. 4–5. Г7 Евангелие-апракос, хранящ. в ризнице Троице-Серг. Лавры, 5, пис. на пергам., в большой лист, в два столбца, по 20 строк, на 300 л. крупным уставом XIV–XV в. Вклад боярина Богдана Матвеевича Хитрово, как видно из надписи по листам. Обложено бархатом рытым по малиновому полю, цветы и узоры голубые. На верхней доске средник и наугольник серебряные с чернью, петли и концы застежек серебряные же. Перед евангелистами изящные в кругу по золотому полю символические изображения, перед евангелистом Иоанном – орла, дежащего книгу, пред Матфеем – ангела, пред Марком – льва, пред Лукой – тельца; сами изображения евангелистов красками по золотому полю, весьма изящной работы, также как заставки и заглавные буквы. |
Макария Калязин., нового чудотв.), 853 (там же; 26 мая обрет. мощей преп. Макария); V, 223, 86 (в 1656 г. властями Иверского м-ря принесено в дар архимандриту Калязина м-ря: отлас лазорев, дороги двоелишные, 10 золотых), 329, 120 (в 1658 г. послано 14 челов. монастыр. каменщиков для строения Ивер. м-ря); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1874 г., т. IV, вып. 2, известия, 82 (образ Спасителя в Борисоглеб. Новоторж. м-ре с изображ. преп. Макария, времен Иоанна Грозн.). 1272. Троицкий Мангазейский – Туруханский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Енисейской губ., в Туруханском крае, на прав. берегу р. Енисея, близ устья Нижней Тунгузки, 30 вер. выше гор. Туруханска, при селе Монастырском, лежащем в 1054 вер. от гор. Енисейска. Основан в 1660 г. иноком Тихоном. Здесь под спудом почивают мощи мученика Василия Мангазейского, принесенного сюда из Мангазеи в марте 1670 г. Князь Костров, “Туруханский м-рь», в “Москвитянине» на 1852 г., 8; “Ист. Росс. Иер.», V, 48; VI, 460; Ратшин, 98; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 173; “Опис. монаст.», 1817 г., 121; “Сибир. Вестн.», 1829 г., X, 336; “Зап. Сибир. Отд. Имп. Русс. Геогр. Общ.», IV, 124; “Акты историч.», V, 222 (Память 1693 г. Нерчин. воеводы кн. Матвея Гагарина в Троиц. мон. о праве владеть монгольским мальчиком по духовному завещанию прежнего его владельца козака Игнатьева); “Зап. И. Р. Геогр. Общ.», 1862 г., IV, 147 (Кривошапкин, “Енисей. окр.»); “Илиодор, игумен Турухан. Троицкого м-ря (1860 – 1865 г.)», брошюра в 15 стр., извлечено из Журн. “Странник», 1867 г., март; Толстой, “Книга глагол. оиис. о Росс. свят.», 174, 336; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 326, 10; “Дополн. к Акт. истор.», VIII, 48 (Акты 1679 г. о монастыр. землях; стр. 200 и 205, строитель черн. поп Тихон); “Временник Общ. ист. и древн.», 1849 г., Спасский, “Список с чертежа Сибир. земли», 29, примеч. 33 (кратк. история); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 431 душ. крест.); 1863 г., IV, смесь, 41 в примеч. (Челобит. митр. Филофея Лещинского 1702 г.); 1864 г., III, смесь, 39 (Ист. свед. об иконопис. в Сибири); 1867 г., II, Отд. 2, 304 (Матер. для ист. Сибири); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., 437 (инквизитор иеродиак. Арсений Иевлев взял взятку с архим. м-ря Лаврентия 150 руб. да разных товаров на 300 руб.); VI, 1726 г., 578 (донос монаха Дамаскина на архим. Лаврентия в краже монаст. денег); VII, 1727 г., 109 (архим. Лаврентий отрешен от должности); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1831 г., кн. 4, 95 (до 1764 г. владел Троицким солевар. заводом, построен. в 1641 г. и отданным м-рю по завещанию основателя), 106 (краткое свед. о м-ре). |
архива Мин. Юстиции”, II, книги дозорн., переписн. и проч., к 147, стр. 138. 2084 . Спасский в Чигасах, мужской, ныне приходская церковь в гор. Москве, за p. Яузою, на левом берегу р. Москвы. В летописях под 1483 г. записано: «Заложи церковь кирпичну Спас святы за Яузою игумен Чигас». В 1547 г. выгорел, но возобновлен, чтó видно из надписи 1555 г. на образе Спаса, в которой упоминается имя игумена Игнатия. Оставшаяся церковь уже с 1625 г. считалась приходскою. Невоструев, “Опис. Спасо-Чигасской церкви в Москве”, М., 1858 г.; “Ист. Росс. Иер.”, VI, 259; Ратшин, 278; “Книга степенная”, II, 245; “Чтения в И. Общ. ист. и древн. России”, 1848 г., 9, Отд. II, 264 (пожар в 1547 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 243, 53; “Дополн. к Акт. истор.”, III, 119 (Акты 1654 г. о моров. поветрии; ст. IX, 107 (Роспись жалов. 1677 г., стр. 332); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 3; “Полн. собр. лет.”, VI, 334; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1874 г., IV, смесь, 90 (опис. Москов. церквей 1817 г.); 1877, I, смесь, 98 (истор. заметки о Москов. м-ре Спаса Старого в связи с летописью Москов. пожаров); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 1, прилож., DXLIII, XLVII (по свед. 1722 г. здесь было 2 церкви: Спаса, постр. в 1641 г., и теплая св. Екатерины с предел. Кирика и Иулиты); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1874 г., т. IV, вып. 3, исследов., 158 (сохранился напрестольный серебр. позлащ. крест с надписью 1689 г.). 2085 . Спасский с Ямы, мужской, давно несуществующий, в гор. Ямбурге, С.-Петербургской губ. По описи Водской пятины 1499 г. значится: «В Ополском же погосте селцо и деревня монастырьские Спасского монастыря с Ямы городка с посада». Дальнейшая история его неизвестна. Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож., 44; “Ист.-стат. свед. о Спб. епар.”, вып. I, Отд. I, 11, 16; “Новгор. писц. кн.”, III, 956; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 34. 2086 . Спас на Берестове или Спасский и Спасо – Преображенский, мужской, ныне церковь Преображения в гор. Киеве, в Киево-Печерской крепости, против экономич. |
2016 . Симеоновский или Семеновский, мужской, совсем уничтоженный, в селе Старой Ладоге, С.-Петербургской губ., Ново-Ладожского у., в 12 вер. к югу от Новой Ладоги, на левом берегу р. Волхова. Существовал в XV ст. и в 1500 г. за ним значились населенные деревни. “Ист.-стат. свед. о С.-Пбург. епархии”, вып. II, Отд. 83, 146; “Переписн. оклад. кн. Вотской пят. 1500 г.” во “Временнике И. Общ. ист. и древн.”, 1851 г., XI, материалы, 463; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 33. 2017 . Симеоновский – Богородице – Феодоровский, мужской, упраздненный, в гор. Костроме. В доношении 1721 г. Ипатского архим. Гавриила он называется «Новозаведенный Пресв. Богородицы Феодоровской да преп. Симеона Столпника, на Мшанской улице». В это время в нем был иеромон. Феодосий да монахов 4 челов., а пашни и сенныхъ покосов и рыбных ловель, и иных никаких угодий нет. В 1754 г. в здания м-ря переведена из Ипатиева м-ря семинария, а отсюда в 1760 г. в Спасский Запруденский. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 97; Козловский, “Взгляд на сост. Костр.”, 191; “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, I, 201, прилож., XVII. 2018 . Симеоновский на Дорогощи, мужской, ныне погост Семеновский, Тверской губ., Новоторжского у., в 4 вер. к югу от Торжка, при р. Тверце, на том месте, где преп. Ефрем основал первоначально странноприимный дом. О нем упоминается в 1537 г., когда здесь был игуменом Киприан, и затем приписан к Борисоглебскому мон. в Торжке. Токмаков, “Справ. указ. ист. матер.”, I, 12 (дело 1623 г. в Архиве Мин. Иностр. Д.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 480, 47; “Архив ист. и практ. свед. относящ. до Росс., 1860–61 г.”, IV, 6 (Заметки о г. Торжке). 2019 . Симеоновский – Странноприимный, мужской, ныне церковь Симеона в гор. Рязани, на площади старого базара. Прежде здесь стоял больничный дом для призрения странных, который содержался большею частью подаянием или какими-нибудь остаточными суммами духовного ведом. В 1684 г. он обращен в м-рь и в нем тогда же была устроена церковь во имя Пресв. Богородицы Одигитрии. В 1724 г. в м-ре заведена была школа для детей духовного звания, закрытая в 1729 г. “Рязан. губ. в.”, 1855 г., 41–42; Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епархии”, 182; “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, VII, 1727 г., прилож., VIII (состояние епархиальн. школы); “Матер. для ист. г. Рязани XVII и XVIII ст.”, 91 (опись 1696 г.: «под горою дорога, что ездят от Семионов. м-ря прямо через Пронскую дорогу мимо кузницы к рч. Лыбеди и к Ямской слоб.»). |
показан в числе благочестивых княж. Литовского и приписанных к Духову Вилен. м-рю); VI, 1726 г., 10 (значился приписным к Духову Вилен. м-рю, но его хотел взять к себе еписк. Витебский); “Архив юго-зап. России”, ч. I, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 42. Благовещенский – Митрофанов , мужской, 1-го класса, в губерн. гор. Воронеже, в юго-зап. части, на конце Ново-Московской улицы. Основан в 1836 г. при кафедральном Благовещенском соборе, в котором открыто почивают в серебряной раке мощи святителя архиеп. Воронежского Митрофана, в схиме Макария, скончавшегося в 1703 году 23 ноября и погребенного в присутствии Импер. Петра 4 декабря. Открытие нетленных мощей последовало 6 августа 1832 г.; 25 июня 1833 г. они торжественно перенесены из Архангельского собора в Благовещенский, а 23 ноября того же года совершено переложение мощей в новую серебряную раку, сооруженную городским обществом. Память святителя чтится церковью 23 ноября. В 1867 г. в м-ре жил на покое архиеп. Воронеж. Иосиф. “Истор. свед. о жизни св. Митрофана, первого Воронеж. еписк.”, Спб., 1842 г.; Л. Ефремов, “Уроки из жизни св. и чудотв. Митрофана, еп. Воронеж. или поучительная для нас жизнь его”, Ворон., 1873 г.; Преосв. Игнатия, “Поучения при св. мощах св. чудотв. Митрофана Воронеж.”, Спб., 1848 г.; “Полн. собр. Закон.”, 1836 г., XI, 9182; Ратшин, 87; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Воронеж. губ.”, 63 (описание собора), 191 (житие св. Митрофана); “Воен. стат. обозр. Ворон. губ.”, 61; Михалевич, “Воронеж. губ.”, 281; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и мон.”, 147; “Памят. кн. Воронеж. губ. на 1856 г.”, Отд. III, 41, 81; на 1887 г., 310; “Словарь ист. о свят.”, 182; “Истор. свед. о жизни Митрофана, первого Воронеж. епископа”, Москва, 1832 г.; “Сказанве о обретении и открытии честных мощей Митрофана, напечат. по определ. св. Синода”, Спб., 1832 г.; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1843 г., 98 (пожертв. земли с домом); 1845 г., 93 (покупка 3 домов); 1857 г., 106 (пожертв. 2 дерев. дома); 1860 г., 12 (покупка дома); “Воронеж. губ. вед.”, 1848 г., 21 (св. Митрофан, еп. Воронеж.); 1850 г., 46 (Челобитная его, в которой он жалуется на распоряж. Коротояк. и Олшан. воевод в неправильной нарезке межев. границ в домовой его Баршевской Богатской вотчине); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 275, 476; Второв, “Воронеж. акты”, II, прилож. объясн. плана гор. Воронежа, стр. V; Москвитянин, 1842 г., IX. 154 (письмо около 1700 г. святит. Митрофана Воронеж. к архим. Александру Никол. – Шартомин. м-ря); 1843 г., I, 240 (грам. и благослов. 1693 г. Митрофана игумену Ионе Макарьев. – Желтовод. м-ря, о сыне святителя Иване); 1844 г., I, 250 (письмо 1692 г. свят. Митрофана к стольнику Петру Алексеевичу о своей домовой вотчине, что на р. Лиме); Григорович, ‘Обзор учрежд. православ. м-рей, 1764–1869 г.”, 41. |
1185. Спасский или Спасо – Преображенский, мужской, ныне церковь в Порхове, Псковской губ., находился на посаде. Он уже существовал в 1399 г., когда «убьен бысть князь Роман Юрьевич на Шолоне, и положено бысть тело его у св. Спаса в Порхове». Затем о нем упоминается в 1584 г., когда имел камен. церковь во имя Преображения с приделом Одигитрии. В 1764 г. упразднен. “Полн. собр. лет.», IV, 103; V, 251; VIII, 72 (об убиении кн. Романа); “Ист. Росс. Иер.», V, 600; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. IV, 102; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 404, 30; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 32; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г, III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 159 душ. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VIII, 1728 г., прилож., (списки вещей, взятых в Новгор. архиер. дом). 1186. Спасский, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в губерн. гор. Симбирске, одним фасадом выходит на Дворцовую улицу, а другим на Карамзинскую площадь. Основание его современно построению самого города, т. е. 1648 г., и соборная церковь во имя Спаса Нерукотворенного существует с 1692 г. В 1847 г. при м-ре открыт приют для девиц духовного звания. Невоструев, “Опис. Сибир.-Спасского девичьего мон.», Москва, 1852 г.; “Ист. Росс. Иер.», VI, 97; Ратшин, 491; “Опис. монаст.», 1817 г., 101; “Волга от Твери до Астр.», изд. Общ. Самолет, 268; “Памят. кн. Симбир. губ. на 1862–63 год., разн. свед.», 55; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1841 г., 84 (наделен лесом); 1847 г., 9 (откр. приюта); 1857 г., 102 (промен лесн. участка на земли); 1868 г., 196 (возобн. училища); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 988, 10. 1187. Спасский, мужской, совсем уничтоженный, в гор. Таре, Тобольской губ. Основан первым архиеп. Тобольским Киприаном (с 1620 г.) и уже существовал в 1624 г., когда ему пожалована была земля на содержание монахов. Упразднен должно быть по штатам 1764 г., так как в этом году упоминается строитель Макарий, между тем как Амвросий говорит, что упразднен до штатов. “Ист. Росс. Иер.», VI, 258; Фишер, “Сибир. ист.», 304; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 328; “Чтения в И. Общ. ист.», 1864 г., III, смесь, 32 (Ист. свед. об иконопис. в Сибири). |
Г3 Четвероевангелие, библ. моск. дух. академии 1 (фундам.), пис. на лощеной бумаге, в л., на 317 л., полууставом XV в. Обложено красною камкою. Имеются четыре изображения евангелистов, раскрашенные красками, по золотому полю. Красивые заставки и заглавные буквы также раскрашены красками и золотом. В месяцеслове русских и славянских святых нет. Правописание болгаро-русское, с юсами. Фабричный бумажный знак – у Тромонина 126. 1485 г. – Леонид, Сведение... II, стр. 8–9. Г4 Четвероевангелие, библ. москов. дух. академии 2 (фундам.), нис. на лощеной бумаге, в л., на 341 л., XV–XVI в., с изображениями евангелистов (впрочем, изображение евангелиста Иоанна вырвано еще до нумерации листов). И по заставкам, и по правописанию, и по месяцеслову сходно с предшествующим Евангелием (Г3). Леонид, архим. Свед., II, стр. 10. Г5 Четвероевангелие, библ. моск. дух. академии 3 (фундам.), пис. па лощеной бумаге, в л., в один ряд, по 12 строк, на 738 л., крупным уставом XV–XVI в. Изящно нарисованные по золотому полю и превосходно сохранившиеся изображения евангелистов, изящные заставки и заглавные буквы. Обложено парчею с золотными разводами, жуки серебряные, застежки также серебряные, искусной филигранной работы. На внутренней стороне передней доски надпись: герасима солочиского. В месяцеслове русских и славянских святых нет. Правописание русско-болгарское, с юсами. – Леонид, Свед., II, стр. 10–11. Г6 Четвероевангелие, библ. москов. дух. академии 17 (Волокол.), пис. на бум., в л., на 386 л., полууставом XV в. На 1-м белом листе надпись древняя: писмо варлаама доброписца. а да его в до прчтые бци. бывшеи архиманритъ симоноскои гераси замыцкои. Пред каждым евангелистом написаны красками символические изображения, с пробликовкою по местам золотом: пред евангелистом Матфеем написан ангел, пред Марком – орел, пред Лукою – телец, пред Иоанном – лев. Пред месяцесловом изображен преподобный. Русских и славянских святых нет. Правописание русско-болгарское, с юсами. Иосиф иером. Опись.. М. 1882, стр. 4–5. |
в нем уже жили инокини униаты базилианского ордена. С присоединением края в 1795 г. обращен в православие, оставлен за штатом, и в 1796 г. монахини переведены в Воскресенский-Корецкий мон., здесь же остались тогда только две монахини за присмотром монастыря. “Ист. Росс. Иер.», VI, 839; Руссов, “Волын. Зап.», 83; Теодорович, “Ист.-стат. опис. церквей и приход. Волын. епар.», I, 136; “Волын. епарх. в.», 1867 г., 6 (Кратк. свед. о несуществ. м-рях в Волын. епар.); Батюшков, “Волынь», 63. 1290. Тумовская – Спасо – Преображенская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, Пензенской губ., Саранского у. О ней известно только, что уже существовала в 1692 г., когда ею управлял строит. Иоасаф, и упразднена в 1764 г., а до упразднения принадлежала к Синодальной области. “Ист. Росс. Иер.», VI, 459; Строев, “Спис. и настоят.», 959 (Спасо-Преобр. Тумов. пуст.), 961 (Тумовская). 1291. Удомельский – Троицкий – Богословский, мужской, ныне погост Троицкий, Тверской губ., Вышневолоцкого у., в 50 вер. к сев.-сев.-вост. от Вышнего Волочка, при оз. Песво, спускающим свои воды коротким руслом в оз. Удомлю. В описи 1581 г. о нем сказано: «Монастырь на озере на Удомелскомъ на Песве. А в монастыре церковь Троицы Живон., да теплая церковь Рождество Преч. Богородицы, древяные клетцки. А в церквах образы и свечи, и книги и все церковное строенье монастырское. Да церковь была Иван Богослов. И та церковь сгорела. Да в монастыре же в келье игумен Дионисий, в келье 2 брата, да 6 келей пустых.» Потом он был приписан к Борисоглебскому Новоторж. мон. и в 1764 г. упразднен. “Ист. Рос. Иер.», VI, 465; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож., XII, 334; “Памят. кн. Твер. губ. на 1861 г.», Отд. III, 99; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 478, 40; “Архив ист. и практич. свед. относ. до Росс.», 1860–61 г., IV, 6 (Заметки о г. Торжке); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 29. 1292. Успенская – Вышенская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Тамбовской губ., Шацкого у., в 24 вер. к вост. от Шацка, на правом берегу рч. |
1616 . Ивановский, женский, совсем уничтоженный, при гор. Гдове, С.-Петербургской губ. Основан в XV ст. Псковским посадником Иваном Сидоровичем; в нем была церковь св. Афанасия Великого. “Ист.-статист. свед. о СПбург. епархии”, вып. I, Отд. II, 16. 1617 . Ивановский – Емецкий, женский, ныне село Емецкое, Архангельской губ., Холмогорского у., в 102 вер. к югу от Холмогор, на Архангельском почтов. тракте, при р. Емце. Уже существовал в 1587 г., когда имел церкви Иоанна Предтечи и Георгия Страстотерпца и, зависел от Антониева Сийского м-ря; в грам., данной игум. Никандру в 1589 г., между прочим сказано: «А что у вас на Емце девичь м-рь, и вы б однолично велели тот м-рь отынить тыном крестьянам своим и учинити у него одни ворота». В 1613 г. при нашествии литовцев монастырь уничтожен и на месте его построен для защиты острог, инокини же переведены в Покровский мон., тоже здесь существовавший. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 85; Ратшин, 15; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Архан. губ.”, I, 32; Молчанов, “Опис. Архан. губ.”, 138, 140; “Архан. сборн.”, I, 389, 461; Фон-Пошман, “Опис. Архан. губ.”, I, 84; “Архан. губ. вед.”, 1839 г., 19 (Эмецкий Острог); 1851 г., 21 (село Емецкое); “Акты истор.”, I, 225 (Ц. гр. 1589 г. в Сийский м-рь); III, 95 (Несудим. гр. Антон. Сийск. м-рю 1621 г.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., III, Ист. свед. об Антов. Сийск. м-ре, 15 (кратк. история). 1618 . Ивановский – Предтечевский из Корельского городка, с устья р. Узервы, давно несуществующий, около нынешнего гор. Кексгольма, Выборгской губ., в Финляндии, на сев.-зап. берегу Ладожского оз. Существовал в XV ст. и по переписн. окладн. книгам Водской пятины владел населенными деревнями. “Временник Общ. ист. и древн.”, 1852 г., XII, 142, 179 (Переписн. кн. 1500 г.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 34. 1619 . Игуменский, женский, совсем уничтоженный, в окрестностях гор. Игумена, Минской губ., – там, где ныне остатки древнего городища. По преданию, существовал до XVII ст. и был основан какою-то игумениею на том самом месте, где существовало «поганское болванище», т. е. языческое святилище, куда на поклонение стекалось много народа. Около монастыря образовалось поселение, получившее название Игумена. “Город. посел. Росс. Имп.”. III, 91; “Памят. кн. Минск. губ. на 1888 г.”, 91; Архим. Николай, “Ист.-стат. опис. Минск. епар.”, 157. |
| |