Как там он не запретил брака, чтобы не обременить немощнейших, и не поставил его в непременную обязанность, чтобы желающих оставаться в девстве не лишить назначен­ных венцов, но показал, что брак — хорошее дело, вместе с тем и объяснил, что девство лучше; так точно и здесь опять он предлагает нам другие степени, объясняя, что вдовство лучше и выше, а второй брак — хуже и ниже, и таким образом ободряя сильнейших и не желающих унижаться, и вместе не попуская пасть слабейшим. Сказав: «но она блаженнее», и предупреждая, чтобы ты не подумал, будто это закон человеческий, услышав слова его: «по моему совету», он присовокупил: «а думаю, и я имею Духа Божия» (1Кор. 7:40). Поэтому ты не можешь сказать, что это — мнение челове­ческое, но это — определение благодати Духа и закон божествен­ный. Итак, не будем думать, что это — слова Павла, но — Уте­шителя, который преподает нам такой закон. Если же он го­ворит: «думаю», то говорит не как не знающий, но как умеренный и скромный. Таким образом, о том, что она «блаженнее», он сказал; а как «блаженнее», об этом не прибавил, сде­лав достаточное указание в том, что он преподает опреде­ление Духа. Если же ты хочешь исследовать это и суждением, то найдешь здесь великое обилие доказательств, и увидишь, что вдова блаженнее не только по отношению к будущему веку, но и в настоящей жизни. Это самое разумел Павел, как он и вы­разил, говоря о девах. Увещевая и советуя избрать девство, он сказал так: «по настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так»; и далее: «если девица выйдет замуж, не согрешит», разумея здесь не такую деву, которая отказалась вступать в брак, но только не испытавшую брака, а не ту, которая обязалась обетом постоянного девства. «Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор.7:26, 28). Этим одним прос­тым словом он предоставил благоразумному слушателю при­помнить все, и болезни рождения, и воспитание детей, и заботы, и болезни, и безвременные смерти, и несогласия, и ссоры, и угождение бесчисленному множеству мнений, и ответ за чужие грехи, и принятие бесчисленных скорбей в одну душу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3329...

Каковы будут качества воскресших тел? Изображая их состояние, апостол Павел говорит: Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе, сеется тело душевное, восстает тело духовное ( 1Кор.15:42-44 ). При этом воскресшее тело будет легкое и удобоподвижное, подобно телу воскресшего Господа, которое проникало и сквозь затворенные двери. Однако мера прославления будущих тел будет не одинакова. Иная слава солнца , – говорит апостол Павел, – иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых ( 1Кор.15:41-42 ). Степень прославления будущего тела будет зависеть от состояния души. Тело нечестивого не будет телом славным, радующим душу. Оно будет и нетленным, и сильным, и духовным, как тело воскресшее, не земное; но по действию страстей, при расстроенной душе, все это будет служить только к увеличению душевных мук. “Все приемлют тело, – говорит святой Ефрем Сирин , – сообразное собственным делам. Тело праведных сияет светлее света солнечного, а тела грешников оказываются темными и полными зловония. Тело каждого показывает дела его, потому что каждый из нас носит дела свои в своем теле”. По воскресении мертвых наступит конец настоящего вещественного мира, то есть видимых неба и земли. Иисус Христос, беседуя о втором пришествии, сказал: Небо и земля прейдут ( Мф.24:35 ). Апостол Петр о разрушении мира учит: Нынешние небеса и земля, содержимые… Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков… Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят… воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают. Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда ( 2Пет.3:7,10, 12-13 ). Таким образом наступит конец настоящего грешного мира. После того начнется Страшный Суд. Спаситель многократно и в притчах, и в ясных, определенных словах говорил об этом событии: Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его ( Мф.16:27 ). Так учил Господь о последнем суде во многих других местах (см. Мф.15:31-42 ; Ин.22:27 и др.)

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

Когда смертный грех, сокрушив человека, отступит от него, он оставляет след и печать поражения, нанесенного человеку. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112,400 ). БЕЗЗАКОНИЕ «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» ( Пс. 65, 18 ). «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва мерзость» ( Притч. 28, 9 ). «Грех есть беззаконие» ( 1Ин. 3, 4 ). Грех есть не что иное, как отсутствие сходства с законом Божиим. Неправда есть отсутствие правды, нечистота есть неимение чистоты, блуд есть отсутствие целомудрия. Лицо греха – гнусное и страшное, ибо он разрушает порядок естества, противен воле Вышнего, расстраивает человеческое тело, извращает его душу... Ибо действие греха не только несходно с естественным порядком, но совсем его разрушает. Почему же иногда грех кажется нам приятным? Потому что мы представляем его как добро, а не в настоящем его виде и тем себя охотно обманываем. А если бы мы видели грех в его настоящем виде, ничем не прикрывая его, то ужаснулись бы его страшному лицу и никогда не дерзнули бы простереть к беззаконию своих рук ( 105,147 ). Род человеческий преисполнен всякими беззакониями. О, не возвестят уста мои дел человеческих! Откуда произошли всякая неправда, блуд, лукавство и злоба? От человека. Где зависть, клевета, убийства? Между людьми. В ком гордость, пьянство, ненасытное сребролюбие и немилосердие? В человеке. Кто поднимает оружие друг на друга и пытается отнять жизнь у ближнего своего? Никакое животное, только человек. Кто бы мог подумать, что прекрасное творение, созданное по образу и подобию Божиему, так страшно обезобразит себя? Но все это и печальный опыт показал, и Святое Писание говорит, что «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим. 3, 23 ). Подлинно, человек создан по образу и подобию Божиему, но потом в этой по образу Божию созданной твари невозможно стало усмотреть и следов образа Божиего, но страшный мрак, покрывшись которым, она блуждала по непроходимым тропам. Истинное богопочитание было опровергаемо безбожием или многобожием, суеверием или лицемерием. Порок преодолел добродетель... В приобретении собственной чести и славы люди доходили до бесчеловечной свирепости, а общее блаженство всякий считал для себя ненужным. Короче говоря, всем управляли чувства, а разум был сметен, и совесть попрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

- Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. - Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. - Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал взрослым, то оставил младенческое. - Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. - А теперь пребывают эти три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Апостол Павел, из первого послания к Коринфянам (глава 13) Наверное, каждый из нас, рано или поздно, задается вопросом - что же в его жизни было, есть или будет настоящего, существенного, наиболее важного. Многое, что раньше казалось очень важным и чуть ли не самым главным, со временем становится мелким и суетным. Снова и снова перед нами встает вопрос, где же это настоящее, то что навсегда, что никогда не станет мелким и незначительным. Иногда, в наш век плюрализма, кажется что такого настоящего вообще нет, у каждого своя правда. Но душа не принимает такой мир, похожий на кисель. И эти слова апостола Павла, сказанные две тысячи лет назад, лишний раз напоминают нам о том, что любовь и есть то самое настоящее, что достойно быть в центре нашей жизни. Приветствуем читателя искреннего, ищущего, верящего в добро и любовь, мужественного, ответственного, способного ждать и не отчаиваться. Нам крайне неприятен модный сейчас цинизм и лицемерие, но мы рады всем, ни от кого не отмахиваемся, заходите. Помните, что Церковь и Православие - это не просто «свечку поставить», это не политическая организация и не культурная традиция, Церковь - это для того, чтобы мы " стяжали дух любви " и таковыми предстали пред Богом, Который есть Любовь. Бог послал нам Сына Своего - Христа, который есть «путь, истина и жизнь». Христос создал Церковь для того, чтобы мы научились любви и обрели путь, истину и жизнь. Публикуемые на сайте книги и статьи призваны помочь нам всем вместе прийти к пониманию этого, казалось бы, простого слова ЛЮБОВЬ и идти правильным путем по жизни во всеоружии, с верой и оптимизмом.

http://zavet.ru/a/about.html

Меромским или водою Мером, ме-мером, описываемое озеро названо в Библии 311 . Ме-мером значит высокая, верхняя вода. В этом названии можно видеть указание на возвышенное положение нашего озера по отношению к озеру Геннисаретскому, лежащему уже значительно ниже уровня Средиземного моря, или вообще по отношению к двум другим озерам Иорданской долины. Иосиф Флавий 312 называет Меромское озеро Семехонитским, или Самахонитским. Значение этого названия объясняют различно. Одни производят его от арабского корня: самака – быть высоким и усвояют ему то же значение, какое обыкновенно усвояют название Мером; другие от арабского же слова – самак рыба и видят в нем указание на обилие в озере рыбы. В настоящее время описываемое озеро арабы называют бахрат-ел-Хуле. Впрочем, арабы дают озеру и другие названия, принимая во внимание местности, к нему прилегающие; так, напр., они называют его бахр-ел-Хет по имени равнины, находящейся на западном его берегу. Об озере Меромском упоминается в кн. Иисуса Навина 313 : при этом озере Иисус Навин поразил Иавина, царя Асорского, вместе со многими другими царями, в числе которых находились цари, владевшие Иорданскою равниной на юг от Геннисаретского озера. Священный повествователь описывает это поражение следующим образом: и собрались все цари сии, и пришли и расположились станом вместе при водах Меромских, чтобы сразиться с Израилем. Но Господь сказал Иисусу: не бойся их, ибо завтра Я предам всех их на избиение сынам Израиля. Иисус и с ним весь народ, способный к войне, внезапно вышли на них к водам Меромским, и напали на них. И предал их Господь в руки Израильтян, и поразили они их, и преследовали их. Геннисаретское озеро упоминается в Библейских книгах под различными наименованиями. В ветхозаветных книгах оно называется морем Киннереф, Киннероф 314 , водою Геннисар 315 , в новозаветных писаниях – морем Галилейским 316 , морем Тивериадским 317 , озером Геннисаретским 318 . Последнее наименование встречается и у светских писателей древности, каковы Иосиф Флавий, Страбон и др. Название Киннереф сродно с еврейским словом Киннор, что значить лютня (музыкальный инструмент), и содержит в себе указание на ту, подобную лютне, овальную форму, какую имеет ложе озера. Геннисаретским названо озеро по имени равнины Геннисар, находящейся на западном его берегу. В настоящее время Геннисаретское озеро на туземном языке называется бахр-Табария. С севера в озеро вливается Иордан, из южного его угла снова выходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Нав.15:18 .  Когда надлежало ей идти, ее научили просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе? Когда Ахса, выданная за Гофониила, отправлялась к нему, она, буквально с еврейского, «склоняла его» («геситегу») «просить у отца ее поле». В таком смысле переданы эти слова и у Семидесяти: συνεβουλεσατο – «совеща с ним». По еврейскому тексту и греческому переводу, мысль о получении от отца «поля», т.е. участка возделанного, принадлежала самой Ахсе. Что ответил Гофониил своей жене, библейский писатель умалчивает, ограничиваясь сведенном о том, что сделала сама Ахса. Она, ехавшая, нужно думать, в сопровождении своего отца, «сошла с осла». Из этого особого знака почтения, какой младшие оказывали старшим ( Быт.24:64 ; 1Цар.25:23 ), Халев понял, что дочь имеет к нему особое дело, поэтому спросил ее: «что тебе?» Нав.15:19 .  Она сказала: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние. «Дай мне благословение», т.е. подарок, как знак своего особого расположения. В этом смысле слово «благословение» употреблено в Быт.33:11 . Дочь у израильтян не получала по смерти отца, имевшего сына, какой-либо части недвижимого имущества, как это видно из книги Чисел ( Числ.27:4 и далее). Наделение дочери, выходящей замуж, земельным участком зависело от доброй воли отца, при его жизни, как это, по сообщению путешественников, делают богатые родители в Палестине и в настоящее время, вручающие выходящей замуж дочери свадебный подарок, состоящий не из денег, а из участка земли 145 . В виду этого, Ахса просит у своего отца, имевшего сыновей ( 1Пар.2:18–19 ), как благословение, «источников воды», и подтверждает свою просьбу тем, что отец отдал ее в землю полуденную ( τι ες γν Ναγεβ δδωκς με – «яко в землю полуденную отдал еси мя», что составляет наиболее сообразную передачу соответствующих слов еврейского текста). Слово «полуденный» (по-евр. «ганнегев») употреблено здесь, нужно думать, для указания на эту южную местность, как на сухую, страдающую недостатком влаги, почему у блаженного Иеронима при переводе этого выражения соединены вместе оба его значения: «южный и сухой» 146 . Местность где находились «верхние и... нижние... источники», указывается путешественниками на юго-запад от Хеврона, верстах в 10 от Догерьэ, предположительного места Давира ( Нав.10:38 ), в долине Сейль-ель-Дильбэ, в которой и в настоящее время есть верхние и нижние источники, числом 14, вытекающая из которых вода образует поток, орошающий сады на протяжении нескольких верст, что составляет редкое явление в южной Палестине 147 . Передавая эту подробность из жизни израильтян во время их поселения в ханаанской земле, библейский писатель показывает, как не только лучшие из мужей, но и из жен дорожили данной им Богом землей и заботились о том, чтобы получить хороший участок в свое владение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не приемше избавления, да лучшее воскресение улучат. Святые дерзновенно шли на смертные страдания за веру, дабы получить лучшее воскресение, именно воскресение славное и блаженство, ведущее в Царствие Небесное. Так, один из отроков Маккавеев сказал мучителю: ты лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас для жизни вечной ( 2Мак. 7:9 ). Другой отрок, будучи близок к смерти, сказал: умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит (7:14). Младшему же мать сказала: не страшись убийцы, приими смерть, чтобы я, по милости Божией, опять приобрела тебя с братьями твоими (7:29). Да, святые мученики не предпочли бы смерти благам земным, если бы не имели твердой веры в будущие блага. По вере в Бога и в будущую жизнь молились за умерших оставшиеся» (см. у Н. Братолюбова стран. 204–9). 305 Неисполнение существенного обетования (о Спасителе) при жизни тех святых, которых, по выражению Апостола, недостоин весь мир, он изъясняет тем, что Бог предопределил проявить эти величайшие обетования на нас недостойных, т. е. на тех, кому писал Апостол и кто верует во Христа, как Спасителя. Из чего явствует, что все должны поспешить воспользоваться теми благами, которые свободно даруются теперь верующим и которых не могли получить ветхозаветные праведники при всем личном величии своем и необычайности даров, которые подавались им Богом для многоразличного служения их людям. Отметив разные подвиги святых, Апостол здесь говорит о их внешнем подвижничестве, выразившемся в скитальчестве по горам, ущельям и пустыням, в чем они предобразили, как и во многом другом, Того, на Которого была их общая надежда, как на начальника мира совершителя всякого совершенства, свет для просвещения всех и славу Израиля, как на носителя высших стремлений к Богу и спасению о Нем, ибо и Он нередко не имел места, где главу подклонити. «И что могли бы получить здесь в награду те, которых достойного нет ничего в мире? Здесь Апостол возвышает ум слушателей, научая не прилепляться к настоящему, но помышлять о том, что выше всех предметов настоящей жизни, если весь мир недостоин их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но было бы большим заблуждением выводить отсюда, что христианство любит бедность именно потому, что она бедность, что она сама по себе есть добродетель 849 , и с ней как таковой неразлучно последование Христу. Даже полная раздача имущества сама по себе еще не служит доказательством святости: «И если я раздам все имение мое, – говорит ап. Павел, – а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор. 13:3 ). Развитие нашей нравственной свободы не связано ни с какими внешними условиями временной жизни, даже для последней не имеющими существенного значения ( Мф. 10:28 ; Лк. 12:4 ; 1Ин. 2:16–17 ; Рим. 8:18 ), так как в том именно и состоит понятие и сущность этой свободы, чтобы быть внутренне независимым от внешних условий и иметь возможность при всяком из них стремиться к своему высочайшему идеалу. «Да хвалится брат униженный, – говорит ап. Иаков, – высотою своею, а богатый – унижением своим» ( Иак. 1:9–10 ). И богатство и бедность сами по себе являются для христианского сознания чем-то несущественным, даже ничтожным по сравнению с безусловным благом – верой в Бога и страхом Божиим ( Притч. 15:16 ; Пс. 118:72 ). «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения», – учит Иисус Христос ( Лк. 12:15 ). И то и другое в настоящей жизни, говоря словами св. Иоанна Златоуста , не истина, а лишь как обманчивый театр, или сновидение. «Как ты, сидя в театре, – говорит св. отец, – и видя кого-либо из играющих внизу, представляющим лицо царя, не называешь его счастливым и не считаешь за царя... так и здесь, в мире, как бы сидя в театре и смотря на играющих на сцене, когда увидишь многих богатеющими, не почитай их истинно богатыми, но только представляющими мнимые лица богатых... Если снимешь с него маску, раскроешь совесть и вникнешь в душу, то найдешь там великую бедность в добродетели» 850 . «Как те, – говорит он в другом месте, – которые грезят во сне, будто они обладают богатством, хотя бы казались обладателями царских сокровищ, с наступлением дня бывает беднее всех, так и тот, кто из настоящей жизни ничего не может принести туда, будет беднее всех, хотя бы здесь обладал всем» 851 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Она, как кажется, названа у пророка Иезекииля 298 , но Библия не говорит ни об одном событии, которое было бы связано с этою равниною, как и вообще в ней очень редко упоминается о местностях, составлявших восточную часть владений Ога Васанского. Во времена римского владычества Хоранская равнина составляла особую область и эти времена, особенно с половины первого и до начала четвертого столетия христианской эры, были периодом ее наибольшего процветания. Но с IV в., вследствие постоянных набегов обитателей восточных пустынь, благосостояние ее стало приходить в упадок и она мало-помалу достигла, особенно под владычеством турок, крайне плачевного состояния, в каком находится и в настоящее время. Озера Святой Земли Моисей, изображая достоинства земли Обетованной перед народом Израильским, который намеревался вступить в эту землю, говорил между прочим: Господь, Бог твой ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор 299 . Земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал при помощи ног твоих, как масличный сад. Но земля, в которую вы переходите, чтобы овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою 300 . Таким образом, по словам великого вождя Израильская, Обетованная земля, как обильная водою, должна была далеко оставить за собою Египет. Египет – страна, не знающая дождей и орошаемая лишь Нилом, вода которого, во время разлива, разносится по стране при посредстве каналов. Чтобы воспользоваться нильскою водою для орошения возделываемых участков земли, необходимо прибегать, между прочим, к помощи водокачальных снарядов, приводимых в действие ногами. Не такова земля, составляющая наследие Израиля; она, по словам Моисея, напояется дождями, и Израилю предстояло встретить в ней обилие воды, то собранной в естественных водовместилищах, то протекающей по естественным руслам. Какою была Святая Земля относительно воды во времена Моисея и в последующие периоды истории еврейского народа, такою же, в сущности, остается она и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Паломничество Ланселота «Паломничество Ланселота» — продолжение фантастического романа «Путь Кассандры», действие которого происходит в недалеком будущем. Европейские государства после экологической катастрофы объединились под властью президента, называющего себя «Спасителем и Мессией». Планетянин Ланс отправляется в паломничество на далекий остров Иерусалим, чтобы получить исцеление от «Мессии». Исцеление страждущих происходит в главной резиденции — новой Вавилонской башне. Следуя за героями книги, мы по-иному начинаем понимать известные, но так и не узнанные по-настоящему любовь, веру, добро… Паломничество Ланселота  Юлия Вознесенская  «Паломничество Ланселота» — продолжение фантастического романа «Путь Кассандры», действие которого происходит в недалеком будущем. Европейские государства после экологической катастрофы объединились под властью президента, называющего себя «Спасителем и Мессией». Планетянин Ланс отправляется в паломничество на далекий остров Иерусалим, чтобы получить исцеление от «Мессии». Исцеление страждущих происходит в главной резиденции — новой Вавилонской башне. Следуя за героями книги, мы по-иному начинаем понимать известные, но так и не узнанные по-настоящему любовь, веру, добро… Посвящается моим сыновьям Андрею и Адриану-Артуру Окуловым «… Ты был кротчайшим и учтивейшим мужем, когда-либо садившимся за стол вместе с дамами, а для смертельного врага — суровейшим противником, когда-либо сжимавшим в руке копье». Мэлори, «Смерть Артура», слово сэра Эктора о сэре Ланселоте «Если мы не сможем рождать Ланселотов, общество распадется на жестоких и ничтожных (о тех, кто сочетает жестокость с ничтожеством, говорить не буду)». К. С. Льюис «Куда пойду от духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там, сойду ли в преисподнюю — там Ты. Возьму ли крылья зари и преселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя». Пс.138, 7-10

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010