Каплуновка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая). /// Объект утрачен Построенная по образцу собора Вознесения Господня (1782-1788) в Софии, церковь в Каплуновке стала " ретранслятором " столичной архитектурной моды и самодостаточным иконографическим прообразом. В облике ряда храмов бывшей Харьковской губернии и сопредельных уездов прослеживается её непосредственное влияние: Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Рождество-Богородичная церковь построена в 1798 г. старанием прихожан; каменная, трехпрестольная. Главный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с южной стороны – во имя св. Николая, с северной – в честь св. правед. Захария и Елизаветы. Приписная церковь Петро-Павловская построена в 1855 г. Земли усадебной 3 дес., пахотной 33 дес. Прихожан муж. пола 1722 души, жен. пола 1620 душ. Неприкосновенного капитала 315 руб., проценты в пользу церкви. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Помещение для причта церковное. Имеются церковно-приходская и земская школы, приходского попечительства нет. В приходе слобода Каплуновка и хутора: Сахновый-Гаркавцев, Чемодановка, Синегубщина, Ивановка, Кудрявый и Большой. Священник Стефан Ильинский, на настоящем месте с 1895 г., состоит законоучителем Каплунского народного училища, блюстителем за преподаванием закона Божия Богодуховского уезда, заведующий церковно-приходской школы. Священник Павел Жуковский, на настоящем месте с 1901 г., состоит законоучителем местной церковно-приходской школы. Диакон Константин Доценко, на настоящем месте с 1899 г., состоит учителем церковно-приходской школы с 1894 по 1899 гг. Псаломщик Василий Фальченко, на настоящем месте с 1897 г. И. д. псаломщика Илья Журило, на настоящем месте с 1902 г. Церковный староста граф Петр Стенбок с 1902 г. " Справочная книга Харьковской епархии " , составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика, Николаевская ул. дом 1904 г. Рождество-Богородичный храм в с. Каплуновке, Богодуховского уезда был основан в 1788 и освящен в 1798 году. Главными его строителями были тогдашний владелец Каплуновки Иеремия Васильевич Перекрестов-Осипов, а по смерти его супруга Елисавета Степановна – урожденная Коновницына, и её отец граф Петр Петрович Коновницын, употреблявшие громадные средства свои на этот храм. Построение его происходило под особым наблюдением Св. Синода, который выдавал от себя книгу для собора подаяний. Ахтырский протоиерей Максим Яновский определен был в попечителя о построении храма.

http://sobory.ru/article/?object=52333

Типовой Устав Местной религиозной организации православного прихода Скачать epub pdf I. Общие положения 1 .1 Местная религиозная организация православный приход ______________________ Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви, в дальнейшем тексте настоящего Устава именуется «Приход», является добровольным объединением совершеннолетних граждан Российской Федерации, объединившихся в целях совместного исповедания и распространения православной веры. 1 .2 Приход принадлежит централизованной религиозной организации Православная религиозная организация Московская епархия Русской Православной Церкви, в дальнейшем тексте настоящего Устава именуемой Епархия, входит в структуру и юрисдикцию данной Епархии, является ее каноническим подразделением. 1 .3 Приход находится под начальственным наблюдением и высшим руководством Епархиального архиерея Епархии, в дальнейшем тексте настоящего Устава именуемого «Епархиальный архиерей», и под руководством назначенного Епархиальным архиереем Настоятеля данного Прихода, именуемого в дальнейшем тексте настоящего Устава “Настоятель”. 1 .4 Приход осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. (в дальнейшем тексте настоящего Устава именуемого “Канонический Устав Русской Православной Церкви” и другими внутренними установлениями Русской Православной Церкви, в соответствии с постановлениями Поместного Собора, Архиерейского Собора, определениями Священного Синода Русской Православной Церкви, указами и распоряжениями Патриарха Московского и всея Руси, уставом Епархии, указами и распоряжениями Епархиального архиерея, а также настоящим Уставом. Приход соблюдает законодательство Российской Федерации. Приход в своей деятельности подотчетен Епархиальному архиерею. Приход исполняет решения Епархиального собрания и Епархиального совета Епархии. 1 .5 Приход является юридическим лицом, обладает на праве собственности, безвозмездного пользования или на ином имущественном праве обособленным имуществом. Приход несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/tipo...

Вопрос о соединении церквей принадлежат к числу тех вопросов, которые так медленно разъясняются, что проходят целые века прежде, чем они хоть несколько приблизятся к своему решению или, по крайней мере, вступать в тот фазис развития, который незаметным образом приближает их к окончанию. Не смотря на всю медленность своего развития в течение 8 веков, этот вопрос двинулся, однако на столько, что в настоящее время можно уже подметить нисколько фазисов в его развитии. Именно, по нашему мнению, он прошел два периода, и в настоящее время для него наступает третий. Из вопроса, решаемого официальным путем правительствами и духовенством той и другой стороны посредством обоюдных договоров словесных и сделок на бумаге, он превращается – около времени реформации с падением греческой империи, с умножением различных орденов в западной церкви, в особенности с появлением иезуитского ордена и других, близких к нему по духу, – в вопрос, решаемый в среде народных масс средствами нравственными по преимуществу, и только в редких случаях официальными. Начинается ловкая, по большей части замаскированная пропаганда с одной стороны, и глухая борьба народных масс – с другой. Но так как ни официальные сделки во время существования греческой восточной империи, ни нравственное, хотя и весьма ловкое, насилие в среде новых православных народностей, по преимуществу славянского племени, не привели к давно ожидаемому единению церквей, то в настоящее время к решению этого вопроса хотят идти по иному совершенно новому пути. Вопрос переходить в область науки. За его решение берется наука, надеясь, что своим беспристрастием она сумеет умиротворить церковь Христову, что она найдет чистую истину, которая привлечете к себе все христианские общества. На западе образуются даже общества, по преимуществу людей ученых с целью примирения вероисповеданий. Наука о вероисповеданиях из полемического богословия превращается в примирительное (ириническое 1 ). Таково положение вопроса в настоящее время, после восьми веков со времени его «появления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Игумен Петр (Мещеринов). Современная церковная педагогика не приводит человека по-настоящему ко Христу Игумен Петр (Мещеринов). Современная  церковная педагогика не приводит человека по-настоящему ко Христу Публикуем замечательное эссе, которое является скорее «криком души». Мы не согласны с автором в его поглощающей безысходности. Зато важные нюансы духовной жизни он подметил очень точно. Мы также поднимали эту тему несколько лет назад, но не со столь депрессивным настоением. Выход есть, но он не в книжном знании и умственных исканиях: http://youtu.be/hxgKZCM50Js?t=1005   Стоит отметить, что автор - игумен Петр (Мещеринов) более десяти лет является насельником Московского Данилова монастыря. В монастыре проходил самые разные послушания, от регента и уставщика, до помощника благочинного. В 1995 году назначен настоятелем подворья Данилова монастыря в Подмосковье и по сей день исполняет это послушание. Имеет музыкальное и духовное образование. С 1992 года активно занимается преподавательской и просветительской деятельностью.- Афон   А по поводу автокефалии я вот что скажу (уже замучили: " выскажись " да " выскажись " ). На мой взгляд (это исключительно моё личное мнение) проблема автокефалий и всего прочего в этом роде является интересной, по-своему важной, но всё же не сущностной. Подлинная, сущностная проблема заключается в том, что современная православная церковная педагогика не приводит человека по-настоящему ко Христу. Это и мой личный опыт, и вывод из многочисленных исповедей и пастырских бесед.   Я могу со всей ответственностью сказать, что вот уже как тридцать лет я всего себя всецело вверил православной церкви, веря, что под её руководством я обрету полноту богообщения во Христе. По мере сил, и даже изо всех сил я старался исполнять всё, что она предписывает, обещая это богообщение – погружался в богослужение, церковный уклад и монашеские правила, постился, следовал руководству духовника, читал (и не только читал, но и по возможности претворял в свою жизнь) сочинения православных святых отцов. И на этом пути я получил только отрицательный опыт – расстройство здоровья и внутреннее разорение.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=29...

Настоящее житие Егда создаша церковь камену в ростов. на мст погорвшиа церкви. повелниемъ благочестиваго господина и царя нашего князя андря. онъ же прихавъ в ростовъ. к мужем своимъ поклонися блаженному и святому тлоу леонтиеву глаголя… Егда създаша церковь камену в ростов на мст церкве господина благочестиваго царя и князя нашего андря. В лто 6678-е самъ князь приехавъ в ростовъ из володимеря поклонися блаженному и святому тлоу преподобнаго отца нашего глаголя… После молитвы князя, в первом житии списатель прямо переходит к сказанию о устроении раки и чуде с клириком; в настоящем же житии в этом месте вводится несколько исторических эпизодов, в числе которых помещено весьма интересное сказание о кончине св. князя Андрея Боголюбского, и только много ниже говорится: «и по семъ въ лто 6702-е присп праздникъ святого»… и т.д. С другой стороны, настоящее житие является более подробным м потому, что мы включаем в состав его и все сказания о чудесах святителя Леонтия, которые имеются в нашем сборнике. Из сказанного следует, что все настоящее житие по главным предметам его содержания можно разделить на цепи сказания, соединенными связующими вставками: 1) самое житие, то есть, сказание о рождении, жизни, хиротонии и успении святителя; 2) сказание об обретении мощей святителя при постройке новой соборной церкви в Ростове: 3) сказание о внесении мощей в новую церковь ; 4) сказание о чудесном видении пономаря и клирике, пораженном м исцелившем у гроба святителя; 5) молитвенное обращение к святителю, которым заключается слово, и 6) сказания о чудесах св. Леонтия. Так как жития св. Леонтия (особенно последних редакций) представляют собою со стороны своего содержания, ценный и богатый материал для разработки истории ростовской митрополии и весьма важный материал для истории языка со стороны орфографии и слога; то мы и помещаем настоящее житие с сохранением всех подробностей и, по возможности, всех стилистических и орфографических особенностей текста, причем сохранены ошибки, напр. год х. о. (стр. 7), напаче (стр. 31). При печатании мы позволили себе лишь отделять предлоги от управляемого ими слова, оставляя их в таком случае без конечного ъ. Сохраняя вообще всюду титла, мы позволили себе ввести в строку буквы, помещенные над строкой, но не под титлом; большинство случаев такого надстрочного написания касается последней значущей буквы слова, напр. сты, что мы передавали постоянно без ъ, например стых. В случае удвоенного н над вторым согласным в рукописи довольно последовательно стоят два значка, подобных греческому легкому придыханию; вследствие типографских причин мы передавали это через нн.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/z...

С. Миропольский Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени Источник Содержание Введение Очерк истории церковно-приходской школы на Руси I. Исторические условия возникновения школ и образования на Руси II. Учреждение и распространение училищ на Руси III. Устроители древнерусских училищ IV. Кто заведовал и руководил школами V. Школа и приход VI. Общеобразовательный характер, учебный курс и способ учения в древнерусских школах VII. Обучение чтению, письму и пению в древнерусской школе     Выпуск первый. От основания школ при св. Владимире до настоящего времени. Введение «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу». История русской начальной школы доселе ещё не появлялась в нашей литературе в целом виде; исследования отдельных её периодов немногочисленны. Материал для истории наших древних училищ крайне скуден. В летописях известия о них отрывочны и случайны. Приходится собирать сведения по крохам из самых разнообразных источников; приходится обращаться иногда к предположениям и выводам, которые не всегда могут быть точны и могут подлежать возражениям, особенно со стороны скептиков, готовых иногда отрицать и общепризнанные факты в угоду своим излюбленным доктринам. Не имея претензий на самостоятельность научных исследований, пользуясь по возможности всем, что появилось в литературе нашего предмета, мы желали бы дать краткий очерк истории нашей начальной школы на всём протяжении её исторической жизни, от возникновения её на Руси до настоящего времени. Это нужно, прежде всего, для наших народных учителей, для наших педагогов, которые доселе лишены были возможности познакомиться с историей того дела на Руси, которому они посвящают свои силы и знания. Наша педагогика, наше учебное дело, как известно, начиная с Петра Великого, всегда испытывали сильное иноземное влияние, а в ближайшую к нам эпоху реформ Александра II-ro педагогика наша стала почти немецкой. Мы имеем теперь историю немецкой школы, историю немецкой педагогики, даже историю немецких методов обучения по всем предметам начального курса, а истории родной школы мы не имеем, истории русского воспитания и обучения у нас доселе нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей М. Вишневецкий Предисловие Всегда, а в настоящее время особенно, вследствие того, что появилось много тайных и явных врагов православной христианской религии, не только священнослужители, но и каждый член православной христианской Церкви, должны считать своей обязанностью защиту истин этой религии, которые получены от Самого Господа Иисуса Христа. Для этого, конечно, необходимо знание своей религии. О необходимости знания оснований своей религии говорит Святой Апостол Павел: «По сей причине я и страдаю так, но не стыжусь; ибо я знаю в Кого уверовал и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» ( 2Тим.1:12 ). Еще: «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как ответить каждому» ( Кол.4:6 ). Св. Апост. Петр говорит так: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ). При составлении настоящей книги мы имели в виду, прежде всего, законоучителей, которым приходится не только обучать истинам христианской религии, но и разрешать различные вопросы, касающиеся этих истин. Мы также имели в виду и светских образованных читателей, среди которых в настоящее время проявляется немалый интерес к религиозным вопросам. Предлагая только краткое положительное учение о главнейших истинах православной христианской религии, мы обращали особенное внимание на возражения, высказываемые в настоящее время со стороны неверующих, маловерующих и неправомыслящих по поводу этих истин. Мы старались, насколько возможно, показать несостоятельность этих возражений. Мы коснулись также многих вопросов, имеющих отношение к христианской религии, к которым в настоящее время замечается большой интерес в обществе и литературе: говорим о религиях, материализме, пантеизме, о духовности и бессмертии души человеческой, о свободе воли, о чудесах и т. д. О тех истинах нашей религии, на которые особенно сильно нападают неправомыслящие, мы говорим обстоятельнее и пространнее. В таких случаях мы ссылаемся на указания Слова Божия, на свидетельства Св. Предания, на очевидные доказательства здравого разума, на положительные данные естествознания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

«Я – враг народа!», или Ученый – инок. (Воспоминания о Никите Вячеславовиче Зволинском – иноке Никите). Часть 1. 18 декабря, 2007. А.С. Алешин Рассказ о жизненном пути настоящего ученого и настоящего православного в очень не простое время, надеюсь, будет интересен и поучителен. Это рассказ не только о Никите Вячеславовиче, но и людях, близко знавших его, чьи жизненные пути переплетались с его жизнью и деятельностью. А.С. Алешин, доктор физико-математических наук Приход храма св. Николая, что в Кузнецкой слободе в Замоскворечье был одним из наиболее посещаемым в 60 – 70 х гг. прошлого века. Сюда, привлекаемые необыкновенной личностью настоятеля, о. Всеволода Шпиллера, приходило много художников, писателей, артистов и ученых. Об одном из них Никите Вячеславовиче Зволинском, которого мне довелось знать и быть его крестником, я  и хочу рассказать на страницах сайта « Правмир «. Известие о смерти Никиты Вячеславовича Зволинского болью отозвалось в сердцах знавших его. На отпевание в церкви Николая Угодника в Кленниках, прославленной служением в ней двух святых — исповедников новейшего времени отца и сына Алексея и Сергия Мечевых, — собралось много народу. Но даже близко знавшие Никиту Вячеславовича были поражены — отпевали инока Никиту, отпевали по монашескому чину… Конечно, это не было случайностью. Но путь к этому был долгий и непростой… Рассказ о жизненном пути настоящего ученого и настоящего православного в очень не простое время, надеюсь, будет интересен и поучителен. Это рассказ не только о Никите Вячеславовиче, но и людях, близко знавших его, чьи жизненные пути переплетались с его жизнью и деятельностью. Основу рассказа составляет демонстрация фотографий с краткими комментариями. В отдельных случаях дополнительно вкраплены отрывки из воспоминаний, писем, дневников и т.п. Истоки    Об истоках мы знаем очень мало. Предки Н.В. происходили из очень разных этнических и духовных корней. Прадед — немец со стороны матери по фамилии Шмидт был евангелическим пастором на одном из прибрежных эстонских островов, где и был похоронен. Сын его, тоже Александр, был ректором Тартуского университета. Со стороны отца родные Н.В. были поляки-католики, самый известный из них генерал-лейтенант Павел Александрович Зволинский. Бабушка  Екатерина Петровна  была из простого сословия, истинно православной и ее сперва в католической семье жениха  приняли довольно холодно. Но, узнав ее поближе, ее признали и полюбили. Именно бабушка привила Никите Вячеславовичу любовь к Богу, любовь к Православию.

http://pravmir.ru/ya-vrag-naroda-ili-uch...

Христианство — религия сильных духом Церковь призывает людей к настоящей, полноценной жизни. Это предполагает определенные запреты не потому, что Церковь проповедует некие устаревшие нормы, а потому, что если не отказаться он некоторых вещей, то попадешь от них в зависимость; если не отказаться от «допинга», то потеряешь вкус к реальной жизни, к реальным удовольствиям, к настоящей радости. 24 февраля, 2010 Церковь призывает людей к настоящей, полноценной жизни. Это предполагает определенные запреты не потому, что Церковь проповедует некие устаревшие нормы, а потому, что если не отказаться он некоторых вещей, то попадешь от них в зависимость; если не отказаться от «допинга», то потеряешь вкус к реальной жизни, к реальным удовольствиям, к настоящей радости. Многие задаются вопросом: что такое быть христианином? Вот что мы читаем в памятнике III века, известном как «Послание к Диогнету» и приписываемом святому Иустину-мученику: «Христиане… представляют уникальный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна… Одним словом, что в теле душа, то в мире – христианин». Эти слова говорят нам о самоопределении раннехристианской общины. Несмотря на то, что прошло много веков с тех пор, как было написано послание, слова его, по сути дела, относятся к каждому из нас. Мы действительно живем в своей стране, носим такую же одежду, как другие люди, говорим на том же языке, что и окружающие, но призваны быть солью земли и светом мира . Быть христианином – значит нести особую ответственность: мы должны уметь жить жизнью обычного человека и в тоже время наполнять эту жизнь совершенно особым внутренним и духовным содержанием. Мы должны жить так, чтобы помогать другим людям находить ту истину, которая открылась нам через Церковь, через христианскую веру. А для этого мы, прежде всего, должны быть духовно крепкими и сильными.

http://pravmir.ru/xristianstvo-religiya-...

Глава XV. О посланничестве I. Благовестное Евангелие: «Пророки приходили потому, что были посланы, а лжепророки, как мятежники, приступали к развращению оболыцаемых, тогда как никто их не посылал» (Толк. на Иоанна, стр. 258, изд. 1870 г.). II. Правила св. Апостол. б) «Не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную преходити, аще бы и от многих убеждаем был, разве когда будет некоторая вина благословная, сие творити его понуждающая, яко могущего большую пользу обитающим тамо принести словом благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению» (14 пр. св. Ап.). Зонара. «Различные соборные правила запрещают епископам от своих церквей переводить к другим, и предписываю каждому пребывать в той церкви, которая приняла его, дабы не возникло между ними раздоров. Не должно думать, что каноны дают противоречивые предписания. Но те правила законополагают, чтобы епископы не переменяли церквей и запрещают переменять; а настоящее правило рассуждает об отшествии епископа в другую церковь , в случае настоятельной нужды, для научения... Но правило хочет, чтобы и тогда он не сам по себе уходил, а если призывают, или лучше, если он побуждается к сему судом многих епископов. Итак, правила соборов запрещают епископу совсем переходить из своей области в другую область и восхищать церковное управление оною, хотя бы та церковь вдовствовала без епископа, по 16 правилу антиохийского собора. А настоящее правило св. Апостол не запрещает епископу на время отходить в другую область ради научения и собеседования для пользы тамошнего народа, но и тогда не самому по себе, но если будет призываем и удостоен». Вальсамон. «Настоящее 14 правило определяет, что епископ не имея власти в своей области переходить в другую, хотя бы делал это для пользы народа, хотя бы понуждаем был к сему народом другой области, исключая того случая, если делает сие по соборному поручению. – А 16-е правило Антиохийского собора говорит, что подлежит извержению тот, кто восхитил праздную церковь без ведома собора»... (См. Полн. Корм. стр. 23–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010