РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ПРАВОСЛАВНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МИРА Игорь Непомнящих [ < < назад вперед > > к оглавлению ] ВВЕДЕНИЕ Конспект русской истории Россия, изначально Русь возникла на речных путях “из Варяг в Греки”, промыслительно соединив духовную высь греческого христианства и военную отвагу варягов с широтой славянской души. В целом для русской истории - истории культурного освоения огромных пространств Евразии, истории создания великой культуры - характерна смена периодов осмысления и воплощения собственной национальной идеи с периодами впитывания культуры и плоти соседних народов при определенной трансформации своего национального духа. Как отметил крупный историк Г.В. Вернадский, “русский народ обладает удивительной способностью впитывать в себя чуждые этнические элементы и их усваивать. Поэтому с чисто расовой точки зрения русская народность IX и та же народность XX века существенно отличаются друг от друга” (Начертание русской истории. М,: Айрис пресс, 2002, с.29). Однако несмотря на это русский народ выстоял среди всех катаклизмов истории, бушевавших на протяжении всех веков его существования на огромных просторах Евразии, и не просто выстоял, а сформировал свою неповторимую и, по общему, признанию великую мировую культуру. Для нас же сегодня важно верно понять духовное своеобразие русской нации и ее собственное место в общей истории человечества. Периоды внутреннего формирования и периоды трансформации под действием внешнего влияния кратко можно охарактеризовать следующим образом. IX - X века представляют собой период формирования под влиянием скандинавов (варягов) русского государства как части Великой Швеции (по скандинавским источникам), ставшего, однако, в действительности Великой Россией, принявшей восточное христианство, придав ему существенно северное своеобразие. По крайней мере, русское христианство отличается от византийского не менее, чем отличалось от него сирийское. Уже во времена князя Игоря - первого русского князя, как свидетельствует летопись, “многие варяги были уже христианами” (Н.М. Карамзин “История государства Российского”, т.1), которые и построили на Руси первый храм. Этот период русской истории до сих пор обычно недооценивается и предвзято трактуется, однако влияние варягов - первых христиан на Руси - сказалось не только, как уже скзано, в формировании русской государственности, но и существенным образом в самом принятии Русью греческого православия, а также в становлении самого русского православия, в формировании особых национальных традиций. Так, наличие отчеств отличает русских и скандинавов Средневековья от остальных европейских народов (Успенский Ф.Б. “Скандинавы, варяги, русь”, М., 2002), а русское “церковь” созвучно именно со шведским “черка”.

http://zavet.ru/book/08rus/001/001.htm

Флорищи. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Время первоначального основания церкви во Флорищах неизвестно. В 1799 году местный священник показывал, что существующая в его приходе деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца построена прихожанами в 1749 году, но была ли она первой или уже существовали здесь церкви и ранее, сведений не сохранилось. В 1799 году во Флорищах вместо пришедшего в ветхость деревянного храма был заложен ныне существующий каменный, постройка окончилась в 1819 году. Храм сохранилмся без наружных изменений. Он строился на пожертвования семьи Катынских, некоторые из них похоронены возле него.  Престолов в храме три: в холодном Введения во храм Пресвятой Богородицы, в приделах во имя Святителя Николая Чудотворца и Архистратига Михаила. Иконостас главного храма бвыл куплен с иконами в упразднённом Переславском Горицком монастыре, но теперь он уже переделан и иконы в нижнем ярусе написаны вновь. Ограда с воротами и башнями построена в XIX веке.  Во Флорищах с 1881 года существовала земская народная школа. В 1939 году храм был закрыт, но не разорён, несмотря на то, что во время Великой Отечественной войны в нём располагалась воинская часть. В 1946 году открыт. Один из немногих в Кольчугинском районе, сохранил внутреннее убранство. Источник: О. Пэнэжко " Город Киржач, храмы Киржачского и Кольчугинского районов Владимирской области " . 2008 " Село Флорищи или по народному выговору Фролищи находится на границе Покровского уезда с Александровским в 85 верстах от губернского города Вдадимира " - указывалось в исторических источниках. Время первоначального основания церкви во Флорищах - с точностью неизвестно. В 1799 году местный священник, о. Никита Флоринский сказывал, что существующая в его приходе деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца построена прихожанами в 1749 году. Это уже был третий деревянный храм, выстроенный на этом месте. Очевидно, возводились те храмы по причине ветхости предыдущих.

http://sobory.ru/article/?object=04616

Закрыть itemscope itemtype="" > «Жертвенное служение женщин Богу, Отечеству, народу» В Москве в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя открылся II Форум православных женщин 06.12.2012 829 Время на чтение 8 минут 5 декабря в славную неделю празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, под святым омофором Небесной Царицы, в зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялось торжественное открытие II Форума православных женщин «Жертвенное служение женщин Богу, Отечеству, народу». Первый подобный форум был проведен в декабре 2009 года и назывался «Миссия женщины в духовно-нравственном становлении России». Устроителями мероприятия выступили Международная общественная организация «Союз православных женщин», созданная по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2010 году, и международная общественная организация «Всемирный Русский Народный Собор». В этом году на форум приехало более полутора тысяч делегатов из православных женских организаций России, Украины , Белоруссии, Армении, Казахстана, Узбекистана, Приднестровья, Греции, Франции, а также представители региональных отделений Союз православных женщин из 28 епархий Русской Православной Церкви. В состав президиума первого пленарного заседания форума вошли: Святейший Патриарх Кирилл; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин; министр здравоохранения РФ В.И.Скворцова; сопредседатель МОО «Союз православных женщин», член Бюро Всемирного русского народного собора, председатель РОО «Клуб «Реалисты» Н.Б.Жукова; сопредседатель МОО «Союз православных женщин», член Бюро Всемирного русского народного собора, начальник Департамента аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе М.Н.Белогубова; сопредседатель МОО «Союз православных женщин», председатель Женского православно-патриотического общества Г.В.Ананьина; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам семьи, женщин и детей Е.Б.Мизулина; руководитель филиала Международной общественной организации «Союз православных женщин» в Армении А.Е.Григорянц; сопредседатель МОО «Союз православных женщин», председатель Совета депутатов городского поселения Деденево Дмитровского района Московской области С.Н.Тягачева; настоятельница Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря г. Одессы, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви «Церковь и культура», депутат Одесского городского совета игумения Серафима (Шевчик); настоятельница Богородично-Рождественской девичьей пустыни (Калужская епархия) игумения Феофила (Лепешинская); председатель Координационного совета женских благотворительных организаций при Московской Патриархии инокиня Ольга (Гобзева) и другие.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/06/zh...

Пятидесятилетие (1839–1889) воссоединения с православной церковью западно-русских униатов: обзор событий воссоединения в царствование имп. Николая I-ro Источник При вступлении на престол Императора Николая I-ro униатская церковь в России состояла из четырех епархий: Брестской, Виленской, Полоцкой и Луцкой. Брестский епископ Иосафат Булгак был (с 1817 г.) митрополитом греко-униатских церквей в России. По происхождению поляк, по убеждениям католик, но не фанатик, он был ума и учения недальнего, но нрава кроткого; делами мало занимался и был послушным орудием базилиан. Виленской епархией, образованной в 1810 г. из обломков бывшей митрополичьей епархии, управлял Адриан Головня, не имевший, по своему незначительному характеру, никакого влияния на общий ход дел, но доведший своим дурным управлением епархию до крайнего расстройства. Полоцкой или Белорусской епархией, старейшей после митрополии, управлял со званием архиепископа, переведенный из Луцка Иаков Мартусевич, преданный иезуитам и ненавидевший все русское, православное. Он старался возвратиться к прежнему искаженному униатскому обряду, но не был допускаем к тому духовенством, державшимся введенного Лисовским правильного обряда. Луцким епископом (на Волыни) был низведенный из Полоцка (после известного возмутительного процесса) архиепископ Иоанн Красовский, из белого духовенства, человек отличных способностей и правительственной деятельности, преданный России, но сделавшийся жертвою базилианской интриги. Управление униатскими делами сосредоточено было во 2-м (униатском) департаменте Римско-католической коллегии, состоявшей в ведении департамента иностранных исповеданий, под главным управлением министра народного просвещения. Адмирал А. С. Шишков, назначенный в 1824 году министром народного просвещения (после князя А. Н. Голицына), в тоже время принял в свое заведывание и департамент иностранных исповеданий. Директором департамента был с того же 1824 года (после А. Тургенева) Г. И. Карташевский. Римско-католическая коллегия, начальствовавшая над униатским департаментом, давала направление всем делам, касающимся униатской церкви, в духе латинства. Председательствовавший в униатском департаменте митрополит Булгак был на стороне римлян. В общих собраниях обоих департаментов, под председательством католического митрополита, в которых решались важнейшие дела, голоса униатских членов не имели никакого значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

А.В. Щипков: Наступило время прямого высказывания 8 ноября 2022 г. 15:53 «Идет война. Время эзопова языка ушло. Наступило время прямого высказывания», — заявил первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , первый проректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова , заместитель главы Всемирного русского народного собора  политический философ А.В. Щипков в интервью телеканалу «Россия 24». Отвечая на вопросы ведущей Екатерины Грачевой, он рассказал о работе Российского православного университета, проведении XXIV Всемирного русского народного собора и представил свой взгляд на стратегию главы государства. Состоялся разговор о роли Церкви в государственном строительстве, об идеологии, разнице между диссидентами-восьмидесятниками и сегодняшними эмигрантами, среднем классе и месте иноагентов в информационном пространстве. А.В. Щипков принял участие в еженедельной программе телеканала «Россия 24», в которой светские новости обсуждаются через мировоззренческую призму людей Церкви.   Комментируя выступление Президента России В.В. Путина на XIX Ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» на тему «Мир после гегемонии: справедливость и безопасность для всех», А.В. Щипков отметил, что состояние неолиберального западного общества достигло той точки, когда выстраивание диалога с традиционалистской частью Евросоюза, которая выступает против зависимости от США, на сегодняшний момент является почти невозможным.  «Президент точно обозначил свою позицию — личную и как лидер государства, что Россия остается на традиционалистской позиции. У нас в стране четыре традиционные религии: Православие, ислам, иудаизм и буддизм — все они базируются на традиционной нравственности, от которой отступают в Европе по причине доминирующей либеральной идеологии », — уточнил А.В. Щипков. Он напомнил, что попытка введения Конституции в ЕС так ничем не завершилась (договор о введении Конституции для Европы, подписанный в Риме 29 октября 2004 года, не вступил в силу) , и даже обсуждение проекта документа привело в те годы к тому, что Евросоюз отказался от фразы о его строительстве на христианской основе.

http://patriarchia.ru/db/text/5974926.ht...

Высочайший Манифест 26 февраля 1903 года 1 . БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ Мы, Николай Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский, и пр., и пр., и пр. Объявляем всем верным Нашим подданным: Изволением промысла Божия, вступив на Прародительский Престол, Мы приняли священный обет пред Лицом Всевышнего и совестью Нашею свято блюсти вековые устои Державы Российской и посвятить жизнь Нашу служению возлюбленному отечеству. В неустанных заботах о подданных Наших, Мы обрели пути к осуществлению народного блага в разуме приснопамятных дел Державных Наших Предшественников и, прежде всего, незабвенного Родителя Нашего. Богу Всемогущему угодно было, в неисповедимых путях Своих, прервать преждевременною кончиною Державные труды возлюбленного Родителя Нашего и тем возложить на Нас священный долг довершить начатое им дело укрепления порядка и правды в Русской Земле в соответствии с возникающими потребностями народной жизни. К глубокому прискорбию Нашему, смута, посеянная отчасти замыслами, враждебными государственными порядку, отчасти увлечением началами, чуждыми русской жизни, препятствует общей работе по улучшению народного благосостояния. Смута эта, волнуя умы, отвлекает их от производительного труда и приводит нередко к гибели молодые силы, дорогие Нашему сердцу и необходимые их семьям и родине. Требуя от всех исполнителей Нашей воли, как высших, так и низших, твёрдого противодействия всякому нарушению правильного течения народной жизни к уповая на честное исполнение всеми и каждым их общественного и служебного долга, Мы с непреклонною решимостью незамедлительно удовлетворить назревшим нуждам государственным, признали за благо: Укрепить неуклонное соблюдение властями, с делами веры соприкасающимися, заветов веротерпимости, начертанных в основных законах Империи Российской, которые, благоговейно почитая Православную Церковь первенствующей и господствующей, предоставляют всем подданным Нашим инославных и иноверных исповеданий свободное отправление их веры и богослужения по обрядам оной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об Апостольском предании 10/23 января - память свт. Феофана Затворника Вышенского, небесного покровителя Русской народной линии 22.01.2022 1477 Время на чтение 3 минуты Ко дню памяти святителя Феофана Затворника Вышенского (1815-1894) мы помещаем одно из его писем. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем: В 8-ми вып. Вып.  V I . - [Репр. изд.] - М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: Паломник, 1994. - С. 17-19) подготовил проф. А. Д. Каплин.   + + +   Милость Божия буди с вами! С.В.! Благослови Господи доброе начало! В тексте из Апокалипсиса... не прилагать и не убавлять... слова: в книзе сей, вы, кажется, разумеете в Новом Завете... а это не так. В книзе сей, т.е. в Апокалипсисе. Вообще прибавлять и убавлять запрещение уместно только к Божественному Откровению, к Слову Божию. Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. (Это к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют.) Но Слово Божие не все содержится в книгах писанных. Это сами же новозаветные книги подтверждают. Следовательно, этого места нельзя относить ко всем книгам новозаветным и вообще, т.е. если обобщить слово: в книзе. Под словом: предание не разумеется неопределенная молва, не знать как начавшаяся и распространившаяся; а разумеется Апостольское учение, устно преподанное; или правила и законоположения, в Церкви введенные делом. Апостолы вполне организовали Церковь Христову, по всем сторонам духовной и церковной спасительной жизни. Но как организовали, этого вполне не изложено в писаниях их, а самым делом сделано и введено в жизнь христианскую лично Апостолами, введено и укоренено, чрез многократные посещения основанных ими христианских обществ, и неоднократные исправления неисправного - все личным своим действованием и словом. И образ христианского ведения, и правила жизни, и взаимные отношения христиан, и освятительные таинственные священнодействия, и правила для церковных собраний... все лично словом установлено и закреплено личным наблюдением...

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/23/...

Закрыть «Идет война. Время эзопова языка ушло» Александр Щипков о неолиберальном обществе Запада, миграционной политике и о покинувших Россию после начала СВО 08.11.2022 627 Время на чтение 6 минут Фото: из свободных источников Интернета Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, первый проректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, заместитель главы Всемирного русского народного собора политический философ Александр Владимирович Щипков в интервью телеканалу «Россия 24» завил, что «идет война. Время эзопова языка ушло. Наступило время прямого высказывания», передает Патриархия.ru. Отвечая на вопросы ведущей Екатерины Грачевой, он рассказал о работе Российского православного университета, проведении XXIV Всемирного русского народного собора и представил свой взгляд на стратегию главы государства. Состоялся разговор о роли Церкви в государственном строительстве, об идеологии, разнице между диссидентами-восьмидесятниками и сегодняшними эмигрантами, среднем классе и месте иноагентов в информационном пространстве. А.В. Щипков принял участие в еженедельной программе телеканала «Россия 24», в которой светские новости обсуждаются через мировоззренческую призму людей Церкви. Комментируя выступление Президента России В.В. Путина на XIX Ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» на тему «Мир после гегемонии: справедливость и безопасность для всех», А.В. Щипков отметил, что состояние неолиберального западного общества достигло той точки, когда выстраивание диалога с традиционалистской частью Евросоюза, которая выступает против зависимости от США, на сегодняшний момент является почти невозможным. «Президент точно обозначил свою позицию — личную и как лидер государства, что Россия остается на традиционалистской позиции. У нас в стране четыре традиционные религии: Православие, ислам, иудаизм и буддизм — все они базируются на традиционной нравственности, от которой отступают в Европе по причине доминирующей либеральной идеологии », — уточнил А.В. Щипков. Он напомнил, что попытка введения Конституции в ЕС так ничем не завершилась (договор о введении Конституции для Европы, подписанный в Риме 29 октября 2004 года, не вступил в силу) , и даже обсуждение проекта документа привело в те годы к тому, что Евросоюз отказался от фразы о его строительстве на христианской основе.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/08/id...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Д. Оболенский. Фотография. Нач. ХХ в. Алексей Дмитриевич (24.11.1855, С.-Петербург - 21.09.1933, Дрезден, Германия), князь, обер-прокурор Синода (1905-1906), гос. деятель. Княжеский род Оболенских из династии Рюриковичей берет свое начало от Юрия, кн. Тарусского и Оболенского, сына мч. Михаила Всеволодовича , кн. Черниговского. О.- 2-й сын юриста, сенатора (с 1870), члена Гос. совета кн. Дмитрия Александровича Оболенского (26 окт. 1822 - 22 янв. 1881) от брака со статс-дамой кнж. Дарьей Петровной Трубецкой (9 июля 1823 - 8 янв. 1906). Проживал значительную часть времени в калужском имении Березичи на берегу р. Жиздры, в 6 верстах от г. Козельска. Имение соседствовало с Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынью , и семья О. часто посещала эту обитель, а также, вероятно, Тихонову Калужскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь . В Оптиной пуст. 26 июля 1877 г. О. и его отец встречались с Л. Н. Толстым . В годы учения в Имп. уч-ще правоведения в С.-Петербурге О. придерживался материалистических и агностических взглядов и поэтому не соглашался с религиозно-философским учением писателя, хотя ценил его творчество и дружил с его шурином и своим однокашником С. А. Берсом. Вторая встреча с Толстым произошла осенью 1901 г. в Гаспре, когда буд. обер-прокурор заочно пытался примирить Толстого со взглядами Вл. С. Соловьёва , которые к тому времени полностью разделял. По окончании в 1877 г. уч-ща правоведения О. служил в лейб-гвардии Гусарском полку. 24 мая того же года причислен к Мин-ву юстиции в 1-й департамент Сената с чином титулярного советника (до 19 авг. 1880). Оставив столицу, уехал в Калужскую губ. 8 окт. 1881 г. избран почетным мировым судьей по Козельскому окр. (до 1884, затем в 1887-1890, 1893-1896) и председателем съезда мировых судей (в этой должности оставался до 1884). Козельский уездный предводитель дворянства (1884-1889) предполагал избираться губ. предводителем дворянства (до 1893). Также был гласным Калужского губернского земского собрания. С 28 марта 1882 г. камер-юнкер, с 14 дек. 1892 г. статский советник. Занимался вопросами народного образования, 31 марта 1892 г. удостоен признания министра народного просвещения.

http://pravenc.ru/text/2578069.html

Мохча. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 1830 и 1838. Адрес: Республика Коми, Ижемский р-н, с. Мохча Координаты: 65.003579, 53.830218 Проезд:От Ижмы через понтонный мост на левый берег и 2,5 км вверх по течению, справа от дороги Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Мохченская Вознесенская церковь с приделом Иоанна Предтечи построена согласно указу духовной консистории от 16 февраля 1830 года. Строительство закончилось в 1838 году. Мохченская Вознесенская церковь с приделом Иоанна Предтечи построена согласно указу духовной консистории от 16 февраля 1830 года. Строительство закончилось в 1838 году. Здание церкви с внешней стороны имело вид креста. Престолов в нем было три: в главном холодном храме в честь Вознесения Господня, в теплом — с южной стороны в честь Собора Иоанна Предтечи, с северной стороны — в честь Введения во храм Пресвятой девы Марии. Трехъярусная высокая колокольня того же времени стояла отдельно, как в обычае было ставить колокольни на Ижме. Отчасти это объясняется традицией, идущей от народного деревянного зодчества, отчасти неудачами при возведении на Ижме колоколен над папертью — они проседали, давали трещины и их приходилось разбирать. Колокольня не сохранилась.  В интерьере храма была стенная живопись, выполненная в 1889 году художником Александром Шишевым. В 1875 году при церкви в Мохче для обучения детей открыто сельское училище, в котором в 1893-1894 годах обучалось 65 мальчиков и 11 девочек. В октябре 1897 года в Мохче начала свою деятельность женская церковно-приходская школа, где в 1900 году обучалась 41 девочка. Были еще 4-классное высшее начальное училище, начавшее свою деятельность с 1 сентября 1910 года и 2-классное приходское училище Министерства народного просвещения.  www.izhma.ru В Праздник Вознесения Господня, в селе Мохча, Ижемского района, в Вознесенской церкви был Престольный праздник. Иеромонахом Германом (Юрченко) была отслужена Божественная Литургия. Храм, находящийся в разрушенном состоянии и ныне восстанавливаемый из руин силами членов прихода под руководством о.Германа, имеет богатую историю...

http://sobory.ru/article/?object=12538

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010