Это утверждение фактически неверно. Арабы (евр. arabim – «жители пустыни») существовали в библейские времена и упоминаются в ветхозаветных книгах: «Тогда Ионафан обратился на Арабов, называемых Заведеями, поразил их и взял добычу их» ( 1Мак. 12:31 ; «Когда же они отошли оттуда на девять стадий, направляясь против Тимофея, то напали на них Арабы, не менее пяти тысяч и пятисот всадников. Сражение было жестокое, и когда бывшие с Иудою при помощи Божией одержали победу, то потерпевшие поражение номады Арабы просили Иуду о мире, обещая доставлять им скот и в другом быть полезными им» (2 Макк.12:10–11). Они упоминаются и в ранних библейских книгах. В еврейском языке «арав» (отсюда – аравитяне) и «араб» (мн. число – арабы) – одно и то же слово (еврейскими литерами: айин, реш и бет). Произношение зависит от того, стоит или нет внутри согласной буквы «вейт» точка (дагеш). Система огласовок (некудот) была введена мазоретами только около VI века по Р.Х. В древних библейских текстах огласовок не было, но название народности, о которой мы говорим, произносили «араб». Это продтверждается тем, что еврейские переводчики в Александрии в III веке до Р.Х. в греческом тексте поставили arabes. Не только в Септуагинте, но и в Вульгате (перевод блаж. Иеронима; нач. V в.) стоит arabes. Все это – не частное мнение, а общепринятая точка зрения современной библейской и исторической науки. Возьмем самое новейшее справочное издание – Православную энциклопедию (М., « Аравия … К началу I тыс. до Р.Х. одно из племен южно-цетральной ветви носило наименование «арабы» (aribi в ассир. источниках). В I-й пол. I тыс. до Р.Х. название было уже распространено на всю родственную этому племени южно-центральносемит. этноязыковую общность, а также на ассимилированные ей группы иного происхождения. В этом обобщающем смысле термин «арабы» употребляется вплоть до настоящего времени, обозначая не отдельное племя, а целый народ» (т. III, с. 155–56). И еще из этой же энциклопедии: «В ВЗ арабами называются все представители арабоязычной общности в том виде, как она существовала к сер. I тыс. до Р.Х.» (с.157). В Библейской энциклопедии Брокгауза (М., 1999): «Библия знает арабов как кочующее племя семитского происхождения, а также как потомков Измаила» (с. 47).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Г. Министр Народного Просвещения, предложением от 9 декабря 1905 г., за уведомил г.г. попечителей учебных округов, что в виду п. 6 разр. II ст. 9 Высочайше утверждённого 17 апреля 1905 года положения Комитета Министров, дети старообрядцев и сектантов должны быть принимаемы в учебные заведения ведомства министерства народного просвещения без предъявления к ним требования изучать Закон Божий православного исповедания и исполнять религиозные обязанности и обряды по правилам православной церкви. 3. Об отмене всех стеснений для детей сектантов в отношении пользования народною школою 39 . Херсонский губернатор представил на усмотрение Министерства Народного Просвещения ходатайство губернского земства об отмене всех стеснений для детей сектантов в отношении пользования народною школою. Независимо от сего, председатель всероссийского съезда молокан обратился в Министерство с ходатайством о скорейшей отмене преподавания детям молокан Закона Божия по обрядам православной церкви. За Министра Народного Просвещения г. Товарищ Министра, предложением от 3 ноября 1905 года, за уведомил, что означенные выше ходатайства подлежат удовлетворению. 4. По вопросу об открытии особых школ для детей старообрядцев и сектантов 40 . В виду поступающих в Министерство Народного Просвещения ходатайств об открытии особых школ для детей старообрядцев и сектантов и принимая во внимание, что Высочайше утверждённым 17 апреля 1905 года положением Комитета Министров разрешено устройство этих школ на средства самих старообрядцев и сектантов, при чём Министру Народного Просвещения поручено разработать и внести на уважение Государственного Совета проект закона об означенных школах. Министерство Народного Просвещения в циркуляре от 12 февраля 1906 года, за предложило впредь до издания особого законоположения о старообрядческих и сектантских школах, в случае возбуждения ходатайств об открытии таковых школ, руководствоваться указанным выше положением и разрешать открытие названных школ применительно к существующим типам училищ и по программам этих училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

«К вопросу о позитивизме» («Прав. обозр.», 1875) «Классификация выводов. Исследование М. Каринского » (СПб.: 1880) «Критический обзор последнего периода германской философии» («Христианское чтение», 1873) «Об истинах самоочевидных» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1893). «Отрывок из литографированного издания Каринского «Логика» («Вопросы философии», 1947). «По поводу полемики г. проф. Введенского против моей книги»(«Журнал Министерства Народного Просвещения», 1896), «По поводу статьи г. проф. А. И. Введенского » («Вопросы философии и психологии», 1895), «Подложные стихи в сочинении иудейского философа Аристовула»(«Журнал Министерства Народного Просвещения», 1876), «Разбор мнения Милля о постулатах геометрического знания, подразумевающихся при геометрических дефинициях»(«Журнал Министерства Народного Просвещения», 1897), «Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных» (Пг., 1914), «Связь философских взглядов с физико-астрономическими в древнейший период греческой философии» (Христианское чтение, 1883) «Связь философских взглядов с физико-астрономическими в древнейший период греческой философии» (Христианское чтение, 1883) «Темное свидетельство Ипполита о философе Анаксимене» (Христианское чтение, 1881) «Учебники логики М. М. Троицкого» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1889) «Ф. Козловский. Учебник логики»(«Журнал Министерства Народного Просвещения», 1897), «Явление и действительность» («Прав. обозр.», 1878) Идеализм и реализм: Историко-критическое обозрение» Петра Линицкого » («Христианское чтение», 1892) Список литературы: Миртов Д. В. М. И. Каринский и его философские воззрения. – «Мысль и слово», Т. 2. М., 1917. Новая философская энциклопедия. В четырех томах./Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет:В.С. Степин,А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, Т. II, Е – М. Родлов Э. Л. Ученая деятельность проф. М. И. Каринского . СПб., 1895. Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост.П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Karinsk...

Обилие апокрифических (греческих) влияний именно в космогонических темах стихов указывает, что и греческий фольклор служит для оформления русской народной религии Матери-Земли. Но что основа в этой интуиции принадлежит именно русскому (или славянскому), а не греческому гению, это кажется нам несомненным, хотя еще нуждается в доказательстве. Здесь не место давать оценку православности этой русской софиологии. Преувеличения народной поэзии бросаются в глаза. Сама же тема русской софийной космологии и ее по ложение в системе православия представляют в настоящее время самый важный и спорный вопрос русского богословия. В современной богословской софиологии ищут своего выражения вещие предчувствия и тысячелетние сны дремлющей на родной души. В заключение еще раз возвращаемся к тому вопросу, с которого мы начали свое исследование. Имеем ли мы право, изучая русские духовные стихи, говорить о религии русского народа? Стихи – это лишь один из многочисленных источников для изучения народной веры. Не заключает ли он некоторые специфически окрашивающие моменты, которые отсутствуют в других памятниках? Не подвергаемся ли мы слишком большому риску, расширительно толкуя выводы из столь ограниченного материала? Признаем всю справедливость этого замечания. Значение наших выводов, место поэтической религии народа в целом его религиозной жизни уяснится вполне лишь тогда, когда будут обследованы все отрасли русского религиозного фольклора, – и не одного фольклора: когда будут собраны и изучены все живые свидетельства о выражениях народной веры в истории и современности. Уже сейчас можно сказать, что в народной религии есть несколько слоев, в зависимости от большей или меньшей степени церковной культуры, от влияний сектантства, школы и других – еще неизвестных. Кроме того, сама художественная форма духовного стиха, имеющая свои внутренние законы, особым образом должна преображать жизненный религиозный опыт народа. Можно ли сейчас – хотя бы гадательно – определить характер того своеобразия, которое присуще этому источнику для изучения народной религиозности? Повторяем сказанное во введении.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Сюда относятся: многочисленные распоряжения преосвященных о том, чтобы духовенство не переставало заводить приходских школ и не бросало законоучительства в светских школах, введение в курс семинарий педагогики и учреждение при них образцовых школ, учреждение при церквах псаломщиков из кончивших курс семинаристов, с поручением им преподавания в приходских школах. Живая связь между церковью и народной школой видимо слабела " (Знаменский). Некоторое улучшение имело место, когда должности министра народного просвещения и обер-прокурора Синода были совмещены в лице правого графа Д.А. Толстого, проводившего единую политику в отношении народных школ. Крупная перемена к лучшему наступила в царствование имп. Александра III, подлинно церковного государя. Понято было им значение религиозных основ в деле народного образования. С 1882 г. начинается возрождение церковно-приходских школ. В этом году последовало Высочайшее повеление о перечислении в смету Синода из сметы министерства народного просвещения 55500 руб. на устройство и содержание духовенством школ для народного образования. В 1884 г. были изданы правила о церковно-приходских школах, которые по новому наладили дело народного образования в религиозном духе. Приходские школы и школы грамотности были отданы в полное ведение духовенства. Для управления ими учреждены епархиальные и училищные советы, а при Синоде — с 1885 г. — училищный совет. Председатель последнего назначался синодом. В состав совета входили 9 постоянных членов, наблюдатель школ и его помощник. Епархиальные советы составлялись таким же порядком, имея только в составе членов также члена от министерства народного просвещения. В уездных отделениях училищных советов состав членов пополнялся местными благочинными, инспектором народных училищ и земскими начальниками или чиновниками по крестьянским делам. Епархиальным архиереям предоставлялось право приглашать по одному члену от земского уездного собрания и городского общества. Школы ведомства Синода разделялись на два разряда: церковно-приходские и грамоты.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

При разборе уголовных преступлений, к суду привлекается и само общество в лице особых «присяжных заседателей». «Присяжные заседатели» избираются по жребию из среды правоспособных членов общества и судят преступников не только по закону, но и по совести, принимая во внимание все обстоятельства, при которых было совершено то или другое преступление. Новый суд дозволяет судящимся поручать ведение своих дел людям опытным и знающим законы, так называемым, присяжным поверенным. Этим достигается скорость и справедливость нового суда. Заботы о просвещении. С первых же дней своего царствования, император Александр II обратил самое серьезное внимание на образование русского народа. Заботами его было сделано весьма много доброго и полезного для народного просвещения. До того времени у нас были чрезвычайно редки народные училища, содержавшиеся на средства правительства и общества. Теперь, особенно со времени введения земских упреждений, число народных училищ у нас необыкновенно возросло. Скоро сеть народных школ покрыла все широкое пространство великой России. Для подготовления правоспособных учителей в народные школы и городские низшие училища, были открыты в разных городах России учительские семинарии и учительские институты. Наряду с земством в деле народного образования стало с особенным усердием и успехом трудиться приходское духовенство. Заслуга духовенства для народного образования в России и до того времени была велика. Духовныя лица в селах и отчасти даже в городах до самого царствования Александра II были единственными учителями народа. Церковные школы, содержавшиеся ими, были тогда почти единственными рассадниками грамотности в русском народе. Но, при существовании крепостного права, просветительная деятельность духовенства была значительно стеснена. Теперь, с освобождением крестьян, когда и само правительство и русское общество сознало необходимость народного образования, деятельность духовенства по части народного просвещения оживилась. Рядом со школами министерскими и земскими начали появляться церковно-приходские школы, которые были делом совершенно свободного усердия духовенства. К сожалению, не везде и не всегда земство и духовенство в деле народного образования работали согласно. В иных земствах обнаружилось прискорбное стремление устранить духовенство от участия в народном образовании. Особенно полезна и незаменима была просветительная деятельность духовенства там, где не были введены земские учреждения, напр. в Западной России. Здесь духовные лица, по прежнему, оставались единственными учителями народа, а церковно-приходские школы были часто единственными рассадниками грамотности в народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

В настоящее время условия эти изменились. За последнее время само правительство сознало необходимость разомкнуть духовное сословие, открыть его членам свободный выход из своего звания (опред. св. Син. 19 дек. 1850 г.). В виду этого было бы несвоевременно и непоследовательно оставлять в силе узаконения, поддерживающие замкнутость духовного сословия, заключающиеся в том, что все дети лиц белого духовенства причисляются, по родителям своим, к духовному ведомству, из которого не иначе могут переходить в другие состояния, как по предварительному увольнению духовным начальством из духовного звания 111 . Из других пунктов обратило на себя особенное внимание присутствия предположение некоторых преосвященных и комитетов относительно предоставления детям духовенства права бесплатного обучения в заведениях министерства народного просвещения. В виду возможности этого проекта, присутствие входило в особое сношение с министерством народного просвещения. Мысль о бесплатном обучении детей духовенства в светских учебных заведениях не встретила себе сочувствия. Министерство народного просвещения находило только возможным для облегчения детям духовенства доступа в гимназии и прогимназии ходатайствовать об освобождении от платы за учение в гимназиях и прогимназиях всей империи, где введены новые штаты, сверх 10% учеников, освобождаемых по § 60 уст., утвержд. 19 ноября 1860 года, еще 10% из общего числа учащихся с тем, чтобы в счет этих последних входили исключительно дети тех священно- и церковнослужителей, кои по бедности будут затрудняться платить за обучение своих детей. Принимая во внимание, с одной стороны, что означенные меры могут значительно облегчить священно-церковнослужителям воспитание детей своих в учебных заведениях ведомства народного просвещения, с другой, что подлежащие распоряжения к их исполнению относятся к ведению министерства народного просвещения, присутствие воздержалось от дальнейших суждений по этому предмету и предоставило окончательное рассмотрение и исполнение предположений самому же министерству народного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наиболее ярко идеи мифологической школы отразились в трудах Б., посвященных рус. фольклору и вошедших в сборники «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (статьи 50-х гг. и 1860 г.: 1-й том - работы по древнерус. лит-ре и народной словесности, 2-й - по истории древнерус. искусства) и «Народная поэзия: Ист. очерки» (М., 1887 - статьи, вышедшие после 1860). В работах по литературоведению и фольклористике Б. исходил из теории, что слово первоначально являлось конкретным образом, вызванным непосредственным впечатлением, и лишь потом стало понятием - орудием для передачи мысли. Ученый утверждал, что народная словесность с ее системой образов-символов, особыми художественными средствами, отсутствием личного начала является наилучшим источником для изучения народной жизни. Б. принадлежит периодизация народной эпической поэзии (считал, что история каждого христ. народа имеет 3 периода: мифологический, двоеверный и христ.). В 70-х гг. Б., вопреки представлениям мифологической школы, признал наличие заимствований в мифах (миграционная теория). В работе «Странствующие повести и рассказы» (РВ. 1874. 4, 5) он, развивая идеи нем. филолога Т. Бенфея, обнаружил параллели в лит-ре европ. и азиат. народов и пришел к выводу, что родиной европ. фольклора является Восток. В кн. «Мои досуги» (М., 1886. 2 ч.) Б. опубликовал свои работы о лит-ре XIX в.: о М. П. Погодине, баснях И. А. Крылова, «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина , критические очерки, письма из-за границы, заметки. Ученый издал значительное число древнерус. памятников письменности. В 1855 г. он опубликовал «Палеографические и филологические материалы для истории письмен славянских, собранные из XV-mu рукописей Московской Синодальной библиотеки» с палеографическим и лингвистическим описанием рукописей. Б. составил «Историческую хрестоматию церковнославянского и древнерусского языка» (М., 1861), в к-рой (полностью или частично) представлены 135 наиболее известных памятников древнерус. книжности XI-XVII вв., 69 опубликованы впервые. Материалы в хрестоматии расположены в хронологическом порядке рукописей, в приложении помещены фольклорные тексты XVIII в. и образцы совр. народной словесности, тексты сопровождаются историко-филологическими комментариями. Б. первым исследовал Буслаевскую Псалтирь ; во введении к кн. «Образцы письма и украшений из Псалтыри с восследованием из ркп. XV в., хранящейся в б-ке ТСЛ под 308/481» (СПб., 1881. (Изд. ОЛДП; Вып. 52-74)) он охарактеризовал рус. орнамент XIII-XV вв.

http://pravenc.ru/text/153689.html

Поэтому жертвообразные ритуалы, описанные в ветхозаветной Библии, могут сближаться с видами закланий животных на современном востоке, когда преследуется таинственная магическая цель. Теургия, предполагаемая подобными закланиями животных и особыми способами употребления крови животного, не должна считаться суеверным продуктом незрелой мысли народных невежественных масс, потому что и ветхозаветная жертвенная обрядность знала теургические акты, напр., действие горьких вод в обряде жертвы ревнования. Подобно тому, как жертвы умножались при ветхозаветных праздниках, так и теперь жертвовидные заклания мелкого рогатого скота знаменуют на востоке дни, особо-памятные в народе. 2-я часть в исследовании г. Введенского посвящена изложению идей о Боге и Промысле у современных семитов. Рецензент признает здесь такую спайку элементов, что выделение ветхозаветных стихий прямо невозможно. В —254— области религиозного фольклора имеют громадное значение бродячие сюжеты, а потому генетическое выяснение сложной ткани народно-богословских идей востока было вне сил, да и вне прямой задачи нашего автора. При отсутствие Библейских древностей в вещественном виде громадное значение приобретают этнологические сведения, касающиеся вообще семитической расы, и этнографические данные, добытые путешественниками арабистами. Частичному изложению и посильному освещению таковых данных и посвящена рецензируемая работа: внекультурные и некультурные в европейском смысле формации жизни семитического востока здесь получили классификацию и предметное определение, а потому сочинение достаточно для присуждения его автору кандидатской степени». б) Доцента иеромонаха Варфоломея (Ремова) : «Небольшое сочинение г. Введенского рецензент читал с чувством разочарования. Автор взял очень интересную тему, и можно было, конечно, надеяться, что в его исследовании читатель найдет серьезные данные для суждений о древнесемитической религии, яркие характеристики, много говорящие параллели. Ничего этого нет в сочинении г. Введенского. Он очень мало познакомился с литературой предмета; он недостаточно исчерпал даже книгу Curmiss’a, изучение которой могло бы представляться minimum’oм требований, которые можно предъявить г. Введенскому. Из сочинения видно, что недостаточное знание немецкого языка и весьма незначительная осведомленность в области изучаемого предмета закрыли для нашего автора интереснейшие детали прочитанной книги. И вот автор в своем исследовании ни ориентирует в предмете, ни, тем более, не дает достаточного его исследования. – А ведь материал, имевшейся в руках г. Введенского, давал ему возможность сделать много наблюдений (хотя бы по сведениям из вторых рук), установить много интересных и ценных параллелей. Богатство и солидность материала определяются характерно у г. Введенского: «Скорее небо упадет на землю, нежели араб или сириец пренебрежет обычаем. Так что, если мы узнаем обычаи, мы узнаем его религию» (стр. 141).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Много сделал в области народного образования, восстановления и сохранения религиозного просвещения на Дону В. Светозаров, управляющий отделом народного просвещения Всевеликого войска Донского в 1918-1919 гг. Период первоначального господства на Дону советской власти ярко охарактеризован им в воспоминаниях, опубликованных в эмиграции в парижском казачьем журнале «Родимый край». В. Светозаров писал о занятии большевиками столицы Дона Новочеркасска, Ростова-на-Дону, о новых советских порядках во всех отраслях государственной жизни и, в частности, о предвзятом и нетерпимом отношении советской власти ко всем старым учреждениям. Мемуарист отмечал, что «серьёзно говорить о реформах школы на Дону в духе декретов Центральной Советской власти за период их двухмесячного господства в Донской области не приходится, как за краткостью срока пребывания большевиков в Донской области, так, и это самое главное, за отсутствием какой-либо определённой программы и системы в распоряжениях новой власти». По словам В. Светозарова, первые декреты произвели самое разрушительное действие на донскую школу; за ними последовало следующее: «Отмена преподавания Закона Божия, как обязательного предмета, введение во все школы новой орфографии, приказ о вхождении в состав Педагогического Совета среднего учебного заведения особого комиссара от Отдела Народного Образования, распоряжение о введении в состав Совета с правом решающего голоса школьной прислуги» .  Созванное по поводу нововведений общее собрание Педагогического Союза поставило вопрос о том, как отнестись к мероприятиям советского отдела народного образования. Рискуя вызвать репрессии, общее собрание единодушно высказалось против всех мероприятий советской власти. Особая депутация, направленная к комиссару отдела народного образования с требованием отмены всех нововведений в школьной жизни, в ответ услышала лишь обвинения в буржуазности и саботаже и угрозы разогнать Союз, педагогов лишить жалованья, а вождей Союза расстрелять. В итоге декреты не были отменены, но в то же время строго не исполнялись, хотя в отдельных учебных заведениях Дона проявили солидарность с большевистской властью. Так 2-я Дувакинская женская гимназия отступила от постановления общего собрания Союза и провела все декреты Советской власти в отношении школы, вычеркнув из табели обязательных предметов Закон Божий . 

http://bogoslov.ru/article/716419

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010