Одновременно с руководством церковными хорами Рютов и Чмелев занимались композицией и преподавали пение в средних школах. (обратно) Серпуховка — Серпуховская улица. Стрелка — так называли окрестные жители место, где в Серпуховку вливается Павловская ул. Это между Арсеньевским (ныне улица Павла Андреева) и 1м Щиповским переулками. В этом месте строения между сходившимися Павловской и Серпуховской улицами сужались, образуя в плане как бы стрелу. (обратно) Храм Вознесения, что за Серпуховскими воротами, находился на Серпуховке. Теперь в здании храма — какие-то учреждения. (обратно) Павловская — ныне 4я городская — больница находилась на Павловской улице. (обратно) Алексей Иванович Фаворский; после кончины в 1918 году настоятеля храма протоиерея Иоанна Разумовского назначен на его место. Отец Алексей — любимый батюшка прихожан — был поистине образом кротости и трудолюбия. В годы разрухи я неоднократно видел его, смиренного, невозмутимого, с метлой и совком, убирающим мостовую и тротуар возле церковной ограды. (обратно) Мф. 11:29-30 . (обратно) А. Блок. Поэма «Двенадцать». (обратно) Лк. 1:35 . (обратно) Село, находившееся километрах в четырех от монастыря. (обратно) А. С. Пушкин. Сочинения в трех томах. М., 1958, т. 1, стр. 281. (обратно) См. стр. 66. (обратно) В 1988 году родители Преподобного Сергия канонизированы Русской Православной Церковью. (обратно) Автор стихотворения А. Солодовников. — Ред. (обратно) М. Ю. Лермонтов, стихотворение «Выхожу один я на дорогу», АН СССР, М.-Л., 1958, т. 1, с. 543. (обратно) Колокол был равен большому кремлевскому — 4000 пудов. Теперь его нет. (обратно) В 1931 году я был на экскурсии в Савво-Сторожевском монастыре в Звенигороде. Экскурсовод сказал нам, что в 1812 году, когда французы были в монастыре, они целыми днями звонили в знаменитый монастырский колокол (2000 пудов). Вполне понятное наслаждение! (обратно) У Кустодиева есть портрет Ф. И. Шаляпина на фоне троицкой ярмарки. Федор Иванович в богатой шубе, бобровой шапке, модных ботинках. Быть может, одежда на портрете нужна для художественного контраста, но, кажется, была бы созвучней и с натурой Шаляпина, и с ярмаркой другая одежда: поддевка нараспашку, картуз, сапоги. (обратно)

http://azbyka.ru/fiction/iz-zhizni-pravo...

(обратно) 51 Есть сырые оливки невозможно — они очень горькие. Чтобы избавиться от горечи, плоды моют и помещают в соляной раствор — без специй и добавок, или просто засыпают солью. Затем консервируют. Чёрные плоды готовятся дольше зелёных. Пять месяцев они лежат в соляном растворе при +10°, затем их вынимают и проветривают сутки на воздухе, чтобы начался процесс лёгкого окисления, после чего раскладывают по жестяным банкам. Технология засолки и вымачивания не изменилась с давних времен. (обратно) 52 «И взял я книжку из руки Ангела и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» (Откр. 10:10). (обратно) 53 «И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк. 1:17). (обратно) 54 «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32). (обратно) 55 «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). (обратно) 56 Гипогликемия — снижение сахара в крови ниже нормы. (обратно) 57 «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). (обратно) 58 Аксиос — достоин (греч.) (обратно) 59 «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15:17). (обратно) 60 «Дети! Последнее время» (1Ин. 2:18). (обратно) 61 Такая практика установилась в Греции в связи с тем, что не каждый священник имеет благословение исповедовать. Таких духовников на большой город может быть всего три-четыре, и исповедь у них может длиться несколько часов. (обратно) 62 Солея (греч. σολεα — престол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того, сам алтарь находится на возвышении и. таким образом, солея является как бы продолжением алтаря за его пределами. (обратно) 63 Мф. 15. (обратно) 64 «…встань, возьми постель твою и иди в дом твой…» (Мф. 9:6). (обратно) 65 «Лк. 23. (обратно) 66 Сильный пожар в Хиландаре, серьёзно повредивший древний афонский монастырь, вспыхнул 4 марта 2004 г. Французский писатель Жерар де Вилье считает, что его подожгли британские спецслужбы, пытаясь выманить оттуда Караджича. Через две недели после того, как вспыхнул пожар в Хиландаре, в результате организованной акции шиптарских террористов горели сербские православные святыни в Косово и Метохии.

http://isihazm.ru/?id=2079

Говеть — в переводе на современный язык значит быть преданным. Отсюда говение — значит преданность. (обратно) Из апостольского чтения за Литургией Прощеного воскресенья. Послание к Римлянам апостола Павла, зачало 112. (обратно) Гал. 5:22-23 . (обратно) Лк. 6:17 . (обратно) Маршал Г. К. Жуков. «Воспоминания и размышления», М., 1969, с. 20. (обратно) Кстати надо сказать, что в те времена архиереи, и даже Патриарх, входили в алтарь через Царские врата только в мантии или в облачении. Если архиерей был в рясе, он никогда не входил в алтарь через Царские врата. (обратно) В монастыре был неотступный обычай: между чтением кафизм произносить проповеди или читать положенное на данный день житие святого по Минее. (обратно) Пс. 91:13 . (обратно) Митрополит Тихон (Белавин) , будущий Патриарх всея Руси. (обратно) Тимофей — мирское имя Тихона Задонского . (обратно) Отк. 21:8 . (обратно) Позже он был диаконом в одном из тульских храмов, но вскоре скончался. (обратно) В Даниловом монастыре совершалась только частная исповедь. Общей исповеди, как это принято теперь во многих храмах, в монастыре никогда не совершалось. Нередко частная исповедь за всенощной затягивалась далеко заполночь. Надо было исповедать всех желающих, а их были сотни. (обратно) Летом 1919 года на жизнь Патриарха Тихона было совершено покушение. После службы в храме Христа Спасителя на него напала с ножом какая-то женщина. Ее схватили, но она успела ранить Патриарха. Рана оказалась неопасной, Патриарх скоро поправился и благодарил Господа за спасение (обратно) Анатолий — тот самый звонарь-любитель, словами которого закончен предыдущий очерк. Желание Анатолия попасть к горячим пирогам тогда было вполне понятно. Люди в то время в Москве голодали. Очень скудный хлебный паек по карточкам выдавался не каждый день, и поесть горячих пирогов с картошкой из неожиданно полученной муки для голодного мальчика было равносильно большому празднику. (обратно) К описанию внутреннего вида храма надо добавить, что в большой нише стены правого клироса, обращенной к молящимся под углом 45°, было изображено поклонение вифлеемских пастухов лежащему в яслях Христу, и в такой же нише левого клироса — поклонение Христу волхвов. Удачный замысел художника показать в стенной нише вифлеемскую пещеру придавал изображениям стереоскопическую рельефность и выразительную живость.

http://azbyka.ru/fiction/iz-zhizni-pravo...

А мне, после сегодняшнего дня, после этих ощущений, остается отдать вам последний поклон – и, хотя с печалью, но без зависти, безо всяких темных чувств, сказать, в виду конца, в виду ожидающего Бога: „Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!“ Лаврецкий тихо встал и тихо удалился; его никто не заметил, никто не удерживал; веселые клики сильнее прежнего раздавались в саду за зеленой сплошной стеной высоких лип. Он сел в тарантас и велел кучеру ехать домой и не гнать лошадей. «И конец? – спросит, может быть, неудовлетворенный читатель. – А что же сталось потом с Лаврецким? с Лизой?» Но что сказать о людях, еще живых, но уже сошедших с земного поприща, зачем возвращаться к ним? Говорят, Лаврецкий посетил тот отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза, – увидел ее. Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини – и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо – и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу. Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать – и пройти мимо. Примечания Ну, ну, мой мальчик… (франц.). (обратно) Осторожнее, осторожнее (франц.). (обратно) Это даже очень шикарно (франц.). (обратно) Прелестный малый (франц.). (обратно) Замирая (итал.). (обратно) Я тоже художник (итал.). (обратно) Цвет (франц.). (обратно) «здравствуйте»… – как вы поживаете?» (франц. «bonjour», «comment vous portez-vous?»). (обратно) «Декларацию прав человека» (франц.). (обратно) «В законности – добродетель…» (лат.). (обратно) Мой сын (франц.). (обратно) Вы (франц.). (обратно) «Моя дочь делает прекрасную партию» (нем.). (обратно) Очаровательная мадам Лаврецкая (франц.). (обратно) От Шоссе д’Антен до улицы Лилль (франц.). (обратно) Эта знатная русская дама, такая изящная, которая живет на улице П… (франц.).

http://azbyka.ru/fiction/dvoranskoe-gnez...

Вот вы думаете — совпадение, — читает мои мысли Макаров. — Но почему в моей жизни так много этих совпадений было. В войну чудом на фронт не попал. Квартиру чудом получил. Жена у меня ярая атеистка была — у нее тяжело заболела мать. Чуть не силой ее в церковь идти заставил, и что же? Выздоровела мать, почти с того света вернулась! Счастливый старик. Да и жизнь такая — заставит в чудеса поверить”. (Из статьи: Майя Куликова. Чудо возвращения//Огонек. 2004. — – Июнь). Примечания Свт. Тихон (Белавин) , Патриарх Московский и всея Руси с 1917 по 1925 год. Умер в 1925 году. Прославлен в лике святых в 1988 году. — Ред. (обратно) Свт. Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси с 1607 по 1612 год, в Смутное время показал пример архипастырской твердости и мужества, призывал весь народ ополчиться для спасения Веры и Отечества. Поляки заперли его в келье Чудова монастыря и уморили голодом. — Ред. (обратно) Митрополит Платон, великий русский архипастырь и проповедник конца XVIII — начала XIX века. На Московской кафедре с 1775 по 1821 год. Известен его ответ французскому энциклопедисту Дидро, сказавшему: «Я утверждаю, что нет Бога> . «Это не новость, — ответил митрополит Платон, — пророк Давид давно сказал: “Рече безумец в сердце своем: несть Бог”». — Ред. (обратно) Иеромонах Алексий, подвижник начала XX века. — Ред. (обратно) В прежние времена часто называли пожилых женщин «по отчеству», именем отца. — Ред. (обратно) Оливковое. — Ред. (обратно) Лк. 10:40-41,4 . (обратно) Плутомойня — народное название «плотомойни», места для полоскания белья в виде крытого домика — плота на Москве-реке. (обратно) Плевако Федор Никифорович — знаменитый русский адвокат (1842–1908 гг.). (обратно) Мф. 7:12-14 (обратно) Эти богадельни, т.е. дома для бедных больных и престарелых, названы в честь основавших их известных московских купцов. — Ред. (обратно) Это было время начала Первой Мировой войны. — Ред. (обратно) Т.е. мальчик назван в его честь. — Ред. (обратно) С этой иконой ежегодно совершались многолюдные крестные ходы накануне праздников в честь иконы Божией Матери «Троеручицы», в часовне монастыря на Большой Тульской улице, где перед иконой, при большом стечении молящихся и всенародном пении, служились в эти дни всенощные прямо на улице. (обратно)

http://azbyka.ru/fiction/iz-zhizni-pravo...

Дивное сочетание алтарной картины Рождества Христова с этими двумя картинами заставляло ярко переживать великие события первых дней жизни Спасителя на земле. Казалось, что и я, и все мы — участники этих событий. (обратно) В то время Розов был еще в сане протодиакона. В сан архидиакона он возведен был позже, году в двадцатом, камилавка протодиаконам тогда не давалась. Камилавку имел только архидиакон Розов. (обратно) Шаховцев, сын известного протодиакона Андрея Шахов-цева, был протодиаконом храма Христа Спасителя. Отец Андрей Шаховцев был похоронен в Даниловом монастыре. Хорошо помню его надгробную плиту черного гранита с указанием даты его кончины — 1903 или 1910 г. (обратно) Ризположенский был протодиаконом Успенского собора. Поскольку Кремль уже был закрыт, Ризположенский служил где-то в приходском храме. Мне запомнился такой эпизод. Как-то в начале 1920 года я обратил внимание протодиакона, что подрясник у него очень широк. В ответ он оттянул с живота подрясник вперед. Получился большой пустой запас. «Вот какой я был до голодного времени», — сказал он мне. (обратно) Мф. 23:38 . (обратно) До постройки храма Христа Спасителя на его месте находился женский Алексеевский монастырь. Когда игуменье этого монастыря объявили, что монастырь сносится и на его месте будет построен храм, она ответила: «Окромя большой лужи здесь ничего не будет». (обратно) Под покровом. — Ред. (обратно) Пс. 90:1 . (обратно) Как видим ныне, Бог услышал эту молитву. — Ред. (обратно) Коля Журко — сын врача Михаила Ивановича Журко, славившегося в то время по всей Даниловке (за Камер-Кол-лежским валом). Брат Коли — Миша тоже прислуживал в алтаре. Часто ходили молиться в монастырь мамаша Коли и две его сестры Люда и Надя. Братья, сестры и их мамаша отличались выдающейся красотой. Сестры и мамаша были всегда одеты с большим вкусом, что еще больше подчеркивало их красоту. В храме они стояли чинно, строго, как-то плотно, как столпы, что выделяло их среди молящихся. (обратно) Максим Доримедонтович Михайлов — протодиакон при Патриархе Тихоне. Впоследствии известный солист Большого театра, Народный артист СССР, лауреат Государственных премий. Особенно впечатляюще выступал в ролях Ивана Сусанина и летописца Пимена. Умирая, Михайлов просил отпеть его в церкви как протодиакона, что и было выполнено в храме Воскресения Словущего на ул. Неждановой (бывший Брюсовский переулок). (обратно)

http://azbyka.ru/fiction/iz-zhizni-pravo...

(обратно) 67 Каюсь (греч.) (обратно) 68 Простите (греч.). (обратно) 69 Мф. 24:4-15. (обратно) 70 Мф. 20. (обратно) 71 «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). (обратно) 72 Автор, скорее всего, ошибся: у греческих монахов скуфья (повседневный головной убор православных духовных лиц), действительно, выше, круглее и твёрже, чем мягкие скуфьи в России, и напоминает высокий клобук, состоящий из камилавки и чёрного покрывала, прикреплённого к камилавке и заканчивающегося тремя длинными концами, спускающимися по плечам и спине до пояса. Но вряд ли монах находился в обыденной обстановке в столь торжественном виде. (обратно) 73 В нач. XIII b. это была келья, основанная Саввой Сербским, одним из основателей православия в Сербии. (обратно) 74 Его зовут отец Симеон. (обратно) 75 Свт. Савва (память 25 января), в миру Растко, родился в 1169 г. Был младшим сыном жупана Сербии Стефана Немани. В 17 лет под впечатлением от общения с русским монахом с Афона Растко тайно бежал в Пантелеймонов монастырь на Афоне, где вскоре принял постриг с именем Савва. Выбор сына очень расстроил родителей, но впоследствии, в 1196 г., они сами приняли монашество, отец с именем Симеон, а мать с именем Анастасия, и позже, в XIII b., были канонизированы. На Афоне Савва с отцом в 1199 г. обновили Хилендарский монастырь, где Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. Для нового монастыря Савва написал Устав (Типик) по образцу Устава монастыря Богородицы Евергетидской в Константинополе. Вскоре после смерти отца (1200) братья Саввы обратились к нему с просьбой перенести мощи отца на родину. В 1207 г. Савва с мощами отца вернулся в Сербию в монастырь Студеница и стал его настоятелем в сане архимандрита. (обратно) 76 По преданию Хиландарского монастыря, ранее икона «Млекопитательница» находилась в Палестине, в лавре Святого Саввы Освященного под Иерусалимом. Великий основатель лавры Савва Освященный перед своим исходом из жизни временной пророчески говорил братьям, что со временем посетит его лавру царственный паломник из Сербии, также именем Савва, которому должна быть дарована в благословение икона Богородицы «Млекопитательница».

http://isihazm.ru/?id=2079

41–83). Уголовные дела подлежат компетенции гражданского суда в Фессалонике (ст. 7) (обратно) 2 М. Скабалланович раскрывает ещё одно значение слова παρακαλω: «Употребление на вечерне и утрени молитвы с таким содержанием, как великая ектения. основывается на известном увещании, выраженном притом с особою силою (παρακαλω — «молю, заклинаю». См: Скабалланович М. Толковый Типикон. М.: Сретенский монастырь, 2004). (обратно) 3 Архондарик — гостиница для паломников на Афоне (обратно) 4 Афонское подворье — представительство Русского монастыря Святого Пантелеимона, расположенного на Святой Горе Афон. Возобновлённое в Москве в 1992 г., оно осуществляет духовную связь с «монашеской республикой». Адрес: Москва, ул. Гончарная, д. 6. (обратно) 5 Автор не совсем точен: отпуст — это краткое, завершающее богослужение молитвенное благословение священника, произносимое на солее, по выходе из царских врат. В данном случае, скорее всего, имелось в виду, что благословение священником народа продолжилось по окончании службы. (обратно) 6 Порт, с откуда паромы отплывают на Афон. (обратно) 7 Разрешение на пребывание на Святой Горе. Обычный диамонитирион выдаётся на четыре дня, и в нём указываются монастыри, в которых может быть предоставить ночлег. (обратно) 8 Архондаричный — тот, кто несёт послушание встречать паломников и размещать их в гостинице (архондарике). (обратно) 9 Великая лавра — древнейшая и самая большая из святогорских обителей, стоит первой в списке афонских монастырей. Монастырь был основан в 963 г. прп. Афанасием на месте древнего города Акрофи. Его строительство было связано с теми изменениями, которые прп. Афанасий ввёл в свой устав на Афоне, в особенности с возвышением общежительного монашества. Финансировал строительство обители император Никифор Фока, близкий друг св. Афанасия. Ещё до своего восшествия на престол Никифор Фока убедил св. Афанасия покинуть монастырь в Вифинии и построить новый на Горе Афон, обещая прийти туда к нему и принять монашество. Однако, оказавшись неожиданно для себя на императорском троне, он старался искупить свою вину за нарушенное обещание щедрыми пожертвованиями на возведение монастырских построек и содержание первых насельников, число которых достигало 80.

http://isihazm.ru/?id=2079

(обратно) 43 Отец (греч.). (обратно) 44 Господи, помилуй (греч.). (обратно) 45 Святой (греч.). (обратно) 46 Масло (греч.). (обратно) 47 На небольшой площадке возле вершины горы Афон (2033 м) находится храм Преображения Господня. Он невелик размерами, но является одним из наиболее значительных высокогорных храмов. Подле него — массивный крест. Праздничная служба совершается здесь раз в году, но храм всегда открыт (обратно) 48 Разные источники указывают на существование монастыря возле Карей до 1000 г. Впоследствии он пришёл в запустение или был разрушен, но уже в 1279 г. или в начале лета 1280 г. был построен новый монастырь подле Карей прп. иноком Дионисием, по прозванию Кутлумушец (он родился в фессалийском селе Кутлумуш). Во второй пол. XIV b. монастырь стал получать существенную помощь от придунайских княжеств, вследствие чего румынских насельников в монастыре стало больше, чем греческих. Из-за этого даже возник конфликт, и настоятелю Харитону пришлось обращаться с жалобой к главному благоустроителю обители правителю Угро-Влахии Владиславу, и тот пообещал, что преимущество всегда останется за греками. Главный храм монастыря освящён в честь Преображения Господня. В 1497 г. он почти дотла сгорел в сильном пожаре, но был восстановлен благодаря щедрости правителей придунайских стран (обратно) 49 Да (греч.). (обратно) 50 Старец Паисий, в миру Арсений (Езнепидис), родился в Фа- расах Каппадокийских, в Малой Азии, 25 июля 1924 г. Отслужив в армии, Арсений сразу ушёл на Святую Гору Афон. В 1950 г. он стал послушником благодатного духовника, отца Кирилла, впоследствии игумена монастыря Кутлумуш (t 1968). В 1956 г. принял постриг в малую схиму с именем Паисий. С мая 1978 г. о. Паисий поселился в келье Панагуда святой обители Кутлумуш. Сюда к старцу потянулись тысячи людей. Ежедневно, от восхода до заката, он советовал, утешал, решал людские проблемы, изгонял всякое стеснение и наполнял души верою, надеждою и любовью к Богу. Для Греции старец стал духовным магнитом, вытягивающим скорбь болезнующих людей. Принимая тяготы притекающих людей, старец мало-помалу стал изнемогать телесно. В октябре 1993 г. старец переехал с Горы Афон в монастырь Св. Иоанна Богослова в Суроти. 12 июля 1994 г. старец предал свою преподобную душу Господу. Старец почил и был погребён в монастыре Св. Иоанна Богослова в Суроти Солунской, и место его погребения стало святыней для всего православного мира. В России широко известны 5 томов Слов старца Паисия, изданных московским издательским домом «Святая Гора» в 2003–2008 гг

http://isihazm.ru/?id=2079

Также благодарю писателей Алексея Смоленцева, Дмитрия Агалакова, Сергея Жигалова, Александра Игнашова, оказавших неоценимую помощь в работе над рукописью. Со своей стороны я как редактор постарался минимально вторгаться в текст рукописи, а все комментарии, примечания, уточнения вынес в конец книги, дабы они не отвлекали читателя от повествования. Редактор Комментарии 1 Παρακαλω(греч.) — пожалуйста. M. Скабалланович раскрывает ещё одно значение слова Παρακαλω: «Употребление на вечерне и утрени молитвы с таким содержанием, как великая ектения, основывается на известном увещании, выраженном притом с особою силою (Παρακαλω — «молю», заклинаю). (Скабалланович M. Толковый Типикон. — M.: Сретенский монастырь. 2004. - 530 с.).. (обратно) 2 Молитва с раскольниками и еретиками ведёт к отлучению от Церкви: 10, 65 Апостольские правила. (обратно) 3 Поклонение духу учителя, зла. Языческо-оккультное учение о раскрытии «внутренних возможностей» приводит к общению с демонами, одержимости… (обратно) 4 Православная Церковь предупреждает, что оккультизм с учением Христа Спасителя ничего общего не имеет и что сочинения вышеперечисленных и прочих оккультных авторов — это волчья яма, уготованная дьяволом для неопытных и в своей гордыне самонадеянных. Христианин через оккультизм, вступая в углублённое общение с демонами, отпадает от Бога и губит свою душу. (обратно) 5 Независимо от вида карточной игры или гадания, богоборческая символика карт призвана кощунственно издеваться над страданиями Христа Спасителя. (обратно) 6 У американских индейцев воскурение табака имело ритуальное значение — поклонение духам-демонам. Курящий табак христианин — предатель Бога и демонопоклонник (обратно) 7 Они привели к мученической кончине Иоанна Крестителя, после которой танцы для христиан являются глумлением над памятью Пророка. (обратно) 8 Спираль и таблетки убивают зачатый плод на самой ранней стадии. Это тот же аборт, только без операции. (обратно) 9 Профессиональный спорт повреждает здоровье и губит душу развитием в ней гордости, тщеславия, чувства превосходства, презрения, жажды обогащения.

http://isihazm.ru/?id=2079

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010