333 Древнейший сохранившийся список – папирус 967. Два других памятника: Codex Chisianus (Codex 88) X в. и сир. пер. в составе Codex syro-hexaplaris Ambrosianus, рукопись IX в. Из древних, например, Тертуллиан цитирует пророка Даниила по старо-греческому изводу. См.: Kennedy Н.А. Latin Versions, the Old//Dictionary of the Bible Dealing with its Language, Literature, and Contents. Vol. 4. New York, 1902. Col. 55b. 337 В раввинском толковании на Исход (раздел Ки Тасса, 34) написано: «Святой, Благословен Он, предвидел, что придет время, когда народы мира будут переводить Тору, читать ее по-гречески и затем скажут: Мы Израиль» (Цит. по: Гиршман М. Еврейская и христианская интерпретации Библии в поздней Античности. С. 15). Именно после появления христиан – верующих из многих народов, которые, опираясь на пророчества, прочитанные ими в Септуагинте, называли себя Израилем, – устная Тора стала рассматриваться как «привилегия евреев» (Там же. С. 50), «уникальный, лишь еврейскому народу открытый путь» (Шинан. Мир агадической литературы. С. 120), «тайны Господни, обнародованные устно и только для Израиля» (Lieberman S. Hellenism in Jewish Palestine. P. 208). 338 Согласно представлениям древних раввинов толкования Торы должны быть устными по своему статусу, а не только фактическому положению: их не следует предавать письму ( : Гиттин, LX. 2). «Сохранение тайн Бога, будь то в качестве части Писания или аспекта вышнего мира, должно быть отнесено к основам иудейского благочестия» (Rowland Ch. The Open Heaven: A Study of Apocalyptic in Judaism and Early Christianity. P. 273). 339 Fishbane M. Biblical Interpretation in Ancient Israel. P. 2. Ср. предание о p. Шимоне бен Йохае: «Сей муж никогда не объявлял поста о том, о чем просил и молился. Но он постановлял, а Святой, благословен Он, осуществлял. Святой, благословен Он, постановлял, а он – отменял» (Зогар 2,15а). 340 В том же фолианте трактата Гиттин отмечается, что устная Тора по объему больше писаной. Кроме того, «слова книжников составляют хомер сравнительно со словами Торы» (Санхедрин XI. 3). По одному из сказаний, явившись в раввинскую школу, сам пророк Моисей не смог уследить за спором мудрецов (ВТ Менахот 29b).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

265 Рахмани, 868. Алекса – арамеизированное сокращение довольно популярного женского имени Александра. 266 Рахмани, 868 (оба имени записаны греческим алфавитом). Симон – греческое имя, хотя оно часто использовалось как эквивалент еврейского имени Симеон. 269 Другие еврейские и греческие имена, воспринимавшиеся как эквивалентные по звучанию, см. у: Иосиф Флавий, Иудейские древности, 12.239, 385. 270 R. Bauckham, «Paul and Other Jews with Latin Names,» in A. Christophersen, C.Claussen, J.Frey, and B.Longenecker, eds., Paul, Luke and the Graeco-Koman World: Essays in Honour of Alexander J.M.Wedderburn (JSNTSup 217; Sheffield: Sheffield Academic, 2002) 207–210. 272 Позднейшая ассоциация Фадд,ея с проповедью в Эдессе (Евсевий, Церковная история, 1.13; 2.1.6–8) вызвана тем, что его спутали с Адд,аем. Однако воспоминание об ученике Иисуса Фаддее, возможно, сохранилось в раввинистическом списке пяти учеников Иисуса в £ Санхедрин, 43а, где присутствует имя Тода. Вполне вероятно, что имя Фаддей было переделано в «Тода» ради переклички с цитатами из Пс 99и 49:23; об этом см. R.Bauckham, «Nicodemus and the Gurion Family,» JTS 46 (1996) 34–37. 274 Однако, хотя имя Маттафия имеет множество форм, евангельская сокращенная форма Матфей (Маттай) не очень распространена. Она встречается только семь раз: Илан, Лексикон, 191–193, 16 (евангельский Маттайос), 32, 40 и 43 (Маттай), 45 (Маттайо), 52 (Маттайос) и 53 (Маттайу). 276 Отметим, что в Деян 21Филипп идентифицируется как «Филипп благовестник, один из Семи» – судя по всему, для того, чтобы отличить его от Филиппа из числа Двенадцати. 278 См. J. A. Fitzmyer, «Aramaic and Peter« " s Name in the New Testament,» in Fitzmyer, To Advance the Gospel (New York: Crossroad, 1981) 112–124; M.Bockmuehl, «Simon Peter» " s Names in Jewish Sources,» JJS 55 (2004) 58–80. 279 Помимо отца Петра, Илан в своем «Лексиконе» перечисляет еще трех человек по имени Иона: «Иона» еврейскими буквами Yônâh 2 и 4) и «Иона» греческими буквами Iôna Поэтому вполне возможно, что Bariôna в Мф 16:17 – греческая транслитерация арамейского bar Yônâh. Однако, учитывая Ин 1:42 , более вероятно, что арамейский оригинал звучал как bar Yôhaná , где «Йохана» – арамейская форма еврейского имени Yôhânân (Иоанн). Среди 122 упоминаний имени Иоанн (Иоханан) эту арамейскую форму мы встречаем четырежды: см. Илан, Лексикон, 135–137, 44, 89, 90 и 91. Bockmuehl, «Simon Peter " " s Names,» 66–67, возражает против другого предположения – что еврейское Yônâh использовалось как уменьшительная форма от «Иоанн». Я же утверждаю, что арамейское Yôhaná в Мф 16транслитерировано как Iôna, в то время как Иоанн ( Ин 1:42 ), верно поняв это имя как форму еврейского Yôhânân, использовал обычную греческую транслитерацию последнего: Iôannês (Иоанн).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

В иудаизме один из 2 грядущих мессий должен был происходить из колена Е. (Таргум на Исх. 40. 11; Суккот 52a). Традиц. символом колена Е., возможно, изображенном на его знаменах (Числ 2. 18, 20), был черный буйвол (ср.: Втор 33. 17; Мидбар Рабба. 2. 7). Огромное количество представителей колена было уничтожено филистимлянами во время завоевания земли обетованной, так что кости павших лежали грудами вдоль дорог. Согласно Палестинскому Талмуду, именно эти останки будут воскрешены Богом по пророчеству Иезекииля (Иез 37; Санхедрин. 92б). В святоотеческой экзегезе проводилась параллель между включением Е. в число Израилевых колен и избранием ап. Павла в число 12 апостолов ( Hipp. De bened. Is. et Jac. 11; Ambros. Mediol. De patriarch. 1. 2). По мнению Ефрема Сирина, благословение Иаковом меньшего из братьев вместо старшего брата должно знаменовать тайну, по которой «первенец Израиль будет умален, как первородный Манассия, а языческие народы будут возвеличены, как младший Ефрем» ( Ephraem Syr. In Gen. 47. 11). «...Ефрем изображает народы языческие, которые спасены, потому что вера их возросла и умножилась паче веры народа еврейского, представленного здесь в образе Манассии» ( Idem. In Deut. 33. 17). В том, как патриарх возложил руки при благословении (правая рука над левой), усматривается прообраз Креста Христова ( Tertull. De bapt. 8; Isid. Pel. Ep. 362). Принятие Е. Иаковом, словно своего сына, служит прообразом того, как верующие посредством Христа усыновляются Богу Отцу ( Суг. Alex. Glaph. in Pent. 6. 2//PG. 69. Col. 328-329). В словах Иосифа, обращенных к Е. при рождении (Быт 41. 52), содержится указание на новый молодой народ, образующий тело Христово, который не забывает своего Отца ( Ambros. Mediol. De patriarch. 1. 3-4). Лит.: Elliger K. Ephraim//IDB. Vol. 2. P. 119-121; Geus C. H. J., de. The Tribes of Israel. Assen, 1976; Hopkins D. C. The Highlands of Canaan. Sheffield, 1985; Kallai Z. The Settlement Traditions of Ephraim//ZDPV. 1986. Bd. 102. S. 68-74; Finkelstein I. The Archaeology of the Israelite Settlement. Jerusalem, 1988; Herrmann S., Finkelstein I. Ephraim//ABD. Vol. 2. P. 551-555; Hawk L. D. Ephraim, Ephraimites//New IDB. 2007. Vol. 2. P. 280-283.

http://pravenc.ru/text/182073.html

Может быть, утреннее совещание состоялось для формального соблюдения одного из требований еврейского судопроизводства, запрещающего осуждение обвиняемого ночью. Тогда понятна его поспешность: «немедленно поутру» (Мк. 15, 1). Ничто даже внешне не напоминает судебное разбирательство: «ввели Его в свой синедрион и сказали: Ты ли Христос? скажи нам» (Лк. 22, 66–67). Утреннее собрание имело, возможно, и другую цель: создать видимость того, что Узник приведен в преторию сразу же после суда синедриона. Наконец, можно высказать еще одно предположение. Согласно древнееврейскому праву, «по делам с имущественной ответственностью приговор постановляется в тот же день, как оправдательный, так и обвинительный, а по делам с уголовной ответственностью оправдательный приговор постановляется в тот же день, а обвинительный лишь на следующий день; поэтому не производят суда ни в пятницу, ни накануне праздника» (Санхедрин; IV, 2). Следовательно, после ночного суда, на котором члены синедриона признали Спасителя мира «повинным смерти» (Мк.14, 64), требовалось вынести приговор «лишь на следующий день». Следующий день был субботой. Заседание суда проводить запрещалось. Поэтому собрались поспешно утром. Нарушение закона очевидно: утро не было следующим днем, потому что у евреев день начинался с вечера (после появления третьей звезды) и заканчивался только вечером, спустя сутки. Также очевидно, что в пятницу проводить суд над Иисусом Христом члены синедриона не имели права. Решение синедриона, осудившего Иисуса на смерть, не имело юридической силы. Судьбу Обвиняемого должен был решать только прокуратор. Окончание Иоанн Златоуст, свят. Толкование на святаго Матфея евангелиста. — Полн. собр. твор. М., 2001 (репринт), с. 634. Блаженный Феофилакт. Благовестник, или Толкование на Святое Евангелие. Евангелие от Матфея. Казань, 1898, с. 361-362. Иннокентий (Борисов), архиепископ. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Одесса, 1857, ч. 4, с. 9 Дидон. Спаситель мира. О земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Пер. с французского, М. 1998, с. 665 01/03/2007 Смотри также: Встреча с Православием  версия для печати Также в этом разделе:

http://pravoslavie.ru/put/070301113048.h...

Большинство раввинов считали, что И. принадлежал к народу Израиля, другие, напр. раввин Хия,- что он был благочестивым язычником (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d; др. примеры см.: Baskin. 1983. P. 11-13). То, что раввины подчеркивают иудейское происхождение И., по мнению исследователей, могло быть связано с усиливавшейся антихрист. полемикой (ср.: Dani é lou. 1957. P. 102-106; Baskin. 1983. P. 10). Иногда И. отрицательно оценивается раввинами, ибо он, как один из слуг или советников фараона, знал о планах своего господина уничтожить Израиль, но молчал. Именно поэтому Бог наказал его (Иерусалимский Талмуд. Сота. 11а; Wiernikowski. 1902. S. 8; Hanson. 1969/1970. P. 149). По другому мнению (противоречащему тексту книги), И. был врагом Израиля - языческим пророком, посоветовавшим фараону приказать повитухам убивать всех новорожденных еврейских мальчиков, за что якобы и был наказан (Вавилонский Талмуд. Санхедрин. 106а; ср.: Иерусалимский Талмуд. Сота. 11а; такая роль сближает И. с Валаамом ). В период амораев (III-V вв.) считали, что И. жил во времена сыновей ветхозаветного патриарха Иакова , сестра к-рого Дина отождествляется с женой И. Раввин Леви относит историю И. ко «дням колен» (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20c), другие датировали ее послепленным временем, когда (по мнению нек-рых раввинов) он основал школу в Тивериаде (Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 15a; Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d). В талмудическом трактате Сота (35а) сообщается, что его смерть оплакивалась всем народом Израиля. Однако законоучитель Ханина бен Хама утверждал, что И. был язычником. Продолжительность испытания И. определяется Мишной в год, а позднеиудейским грекоязычным апокрифом «Завещание Иова» - в 7 лет; всего И. прожил 210 лет. В христианской экзегетической литературе Иов с семьей. Скульптура. Нач. XVI в. (кафедральный собор в Амьене) Иов с семьей. Скульптура. Нач. XVI в. (кафедральный собор в Амьене) Влияние раннеиудейской традиции заметно и у некоторых раннехрист. авторов. Так, Ориген пишет, что И.- потомок Исава ( Orig. Comm. in Rom. 3. 6), а топографические указания соответствуют указаниям паломницы Эгерии ( Idem. Hom. in Job. 1).

http://pravenc.ru/text/578142.html

30. На первый взгляд здесь имеется в виду то, что события, изложенные в ст. 5–27 успеют произойти до того, когда умрут все современники пророчества. Однако γενε ατη ‘род сей’ имеет по меньшей мере три других значения: 1) человечество в целом; 2) еврейский народ; 3) ученики, христиане. Первые два толкования восходят к блаженному Иерониму; третье — к святителю Иоанну Златоусту и блаженному Феофилакту. По-разному толкуется и τατα πντα ‘все это’: 1) разрушение храма (Бенгель, Лагранж, Тейлор); 2) Страсти и Воскресение (Кульман, Барт, Лайтфут); 3) знамения Конца, о которых говорится в ст. 5–23, ср. τατα в ст. 29. Последнее кажется наиболее вероятным, так как эти знамения не принадлежат отдаленному будущему, а неотделимы от всего периода последних времен, и христианам апостольского века еще предстояло быть их свидетелями. 31. Ср. Пс 101:25–28; Ис 40:6–8; 51:6, где Бог, Его Спасение, Праведность, Слово как нечто незыблемое противопоставляются изменчивому тварному миру. Иисус относит Свои Слова к Божественной стороне этого противопоставления. Иудейская вера утверждала вечность Закона, опираясь на ВЗ (Пс 118:160; Вар 4:1; Прем 18:4); впоследствии то же учение было выражено в апокрифах и в Талмуде (Санхедрин 2:20с). Ср. Мф 5:18, где говорится, что Закон останется неприкосновенным, пока не прейдут небо и земля; в Мк 13:31 утверждается, что слова Иисуса, в отличие от неба и земли, не прейдут. 32. Предположение Бультмана, о том, что стих представляет собой еврейское изречение, к которому христианский редактор прибавил οδ Υς, ε μ Πατρ ‘ни Сын, но только Отец’, совершенно невероятно, так как Церковь не могла создать текст, в котором умалялось всеведение Иисуса. Достоверность логии подтверждается тем, что она изначально вызывала смущение: она отсутствует у Луки, и многие древние авторы опускают ее, цитируя параллельное место у Матфея. Святитель Амвросий Медиоланский необоснованно подозревал в οδ Υς арианскую интерполяцию (О Вере, кн. V, гл. 6). τς μρας κενης ‘дне же том’ — день Парусии: в ВЗ слова “тот день” имеют определенно эсхатологическое значение. Выражение τς ρας ‘или часе’, возможно, передает внезапность и сокрушительную силу события, ср. Откр 18:10. Неведение о Дне Парусии — часть добровольного умаления, которому подвергает Себя Христос ради грешников 48 .

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Вопрос: Здравствуйте! Я немного запутался в толковании казни Христа. Прочитал, что вечер пятницы – священный день для иудеев. Значит, в этот день они не могли казнить Христа? Будьте добры, развейте мои сомнения. Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Господь наш Иисус Христос был распят не вечером в пятницу, а утром – в третьем часу по-еврейски (около 9 часов утра нашего времени). Смерть наступила в девятом часу по-еврейски (3 часа дня по-нашему). Суббота еще не началась. У святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима было не больше трех часов для погребения тела Иисуса, так как в субботу совершать обряд погребения нельзя. В тот год суббота совпадала с Пасхой. В отношении Спасителя нарушение закона было в другом. Согласно древнееврейскому праву, «по делам с имущественной ответственностью приговор постановляется в тот же день, как оправдательный, так и обвинительный, а по делам с уголовной ответственностью оправдательный приговор постановляется в тот же день, а обвинительный лишь на следующий день ; поэтому не производят суда ни в пятницу, ни накануне праздника » (Талмуд. Трактат Санхедрин. IV, 2). Заседание синедриона проходило ночью, а это уже была пятница, так как день начался еще вечером после третьей звезды. Поэтому после ночного суда, на котором члены синедриона в пятницу признали Спасителя мира «повинным смерти» (Мк. 14: 64), требовалось вынести приговор «лишь на следующий день», ибо это было дело «с уголовной ответственностью», а приговор был вынесен не оправдательный, обвинительный . Следующий же день после пятницы был субботой. Заседание суда в субботу проводить запрещалось. Следовательно, было допущено грубое нарушение судопроизводства. 7 мая 2008 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7098.html

ДС – Как видим, очень похоже, что Коран цитирует материал источников, и это понятно. Просто если разобрать Коран. Вспомним, например, суру 5 аяты 31 и 32. Это история о Каине и Авеле. Каин убил Авеля, но он не похоронил его, он увидел ворона, который разгребал землю и поступил по его примеру, похоронил тело брата. В Библии этого, конечно, нет. Это текст из Таргума Ионатана бен Уззиеля, написано во II веке. Получается, что этот стих – цитата оттуда. Следующий же аят – «мы предписали сынам Исраила, кто убьет человек, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранил жизнь всем людям». Это прекрасный аят, который любит цитировать Обама и другие политики, чтобы доказать, что ислам – это религия мира. Да, Коран говорит и о мире, проблема в том, что этот стих не из Корана, а из более раннего текста. Это из рукописи V века, где была записана история о Каине и Авеле, а на полях писец добавил комментарий о крови Авеля. «Кто пролили кровь одного, тот пролил кровь всех людей. А кто сохранил кровь одного, тот сохранил кровь всех людей. Потом эта фраза была включена в Мишну Санхедрин, глава 4, стих 5 в конце V века. Есть даже документы с подтверждениями. Так что эта фраза из еврейской литературы и предшествует исламу.  Кровь Авеля – это о евреях, и с исламом никак не связана. Если хотите знать точку зрения ислама, прочитайте следующий стих 33. «Кто идет против Аллаха и пророка, тех нужно распять и отсечь им накрест руки и ноги». Тут четыре варианта на выбор. Есть еще позаимствованный материал. История об Аврааме глава 21 стихи с 51 по 71. Это взято из Медраша Рабба, написанного во II веке. Это выдумка, сказка. Кто там дальше? Соломон и царица Савская в суре 27, сура стихи 17–44. Прекрасная история, мне очень нравится, нам бы такую в воскресной школе рассказывать. Но взята она прямо из 2 Таргума Эсфири, опять же написанного во II веке. Все эти истории намного старше, чем сам Коран и намного старше VII столетия, а именно из II. Возможно ли, что именно на это указывают результаты радиоуглеродного анализа?

http://azbyka.ru/video/mnozhestvo-proble...

Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы все слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя (Мф. 26, 57-68). Несомненно, суд проходил ночью. Рассказ о трехкратном отречении апостола Петра, которое было до первого крика петуха, помещен после. Древнееврейское право, имевшее богооткровенный источник, не разрешало ночные суды. Когда св. апостол Петр и Иоанн после исцеления хромого от рождения, учили народ о Иисусе, священники, начальники стражи при храме и саддукеи наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер (Деян. 4, 3). Ночью у подсудимого ослаблены умственные и телесные силы. По этой причине он ограничен в своей защите. С другой стороны, судьи во время ночного разбирательства чаще, чем при дневном, могут допустить поспешность и невнимательность. Разрушение нормы судопроизводства израильские судьи допустили из боязни народа. Возможно возражение: в повествовании евангелистов упоминается народ ( приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями... (Мк. 14, 43). Несомненно, здесь говориться о той части народа, которая была наиболее податлива ко злу. Это часть того, что Спаситель называет словом " мир " ( если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (Ин.15, 18)). Была и другая причина поспешного проведения суда ночью: следующий день был субботний, в течение которого Моисеев закон предписывает покой. Итак, Синедрион заседал ночью. Известный в литературе вопрос: " А судьи кто? " должен быть поставлен и в нашем тексте. Кто осудил на смертную казнь Того, Кому Отец отдал весь Суд (Ин. 5, 22)? Евангелисты говорят о суде Синедриона (по-еврейски: Санхедрин).

http://pravoslavie.ru/put/040409102211.h...

Получается, что наша человеческая природа гораздо сложнее, чем у ангелов, и наделена более богатым потенциалом. Если посмотреть на человека с этой перспективы, то он не ниже, а выше ангелов; как утверждает вавилонский талмуд: «Праведник более велик, чем ангелы-хранители» (Санхедрин, 93а). Человек стоит в центре Божьего творения. Соучаствуя как в царстве духа, так и в царстве материи, он является образом, или зеркалом, всего творения, imago mundi, «маленькой вселенной», или микрокосмом. Именно в нем встречаются все тварные вещи. Человек может сказать о себе словами Кэтлин Рэйн: Потому что я люблю,        Солнце изливает лучи живого злата,        Изливает серебро и злато в океан... Потому что я .люблю,        Папоротник зеленеет, зеленеет трава, и зеленеют,        Купаясь в солнце, прозрачные дерева. Потому что я люблю.        Реки ночами втекают в мой сон,        Сотни тысяч существ спят у меня на руках, И сонное бдение, и течение реки находят у меня свой покой. Человек является не только микрокосмом, но также и посредником. Именно перед ним Бог поставил задачу примирить и уравновесить царство духа и царство материи, объединить их, одухотворить материальное и выявить все сокрытые способности всего сотворенного. Как выразил это еврейский хасидизм, человек призван «продвигаться от ступеньки к ступеньке, пока через него все не станет единым». Поэтому как микрокосм человек является тем, в ком собирается весь мир, а как посредник он тот, через кого мир возвращается к Богу. Человек в состоянии выполнять эту посредническую роль только лишь потому, что в сущности и основании своем его человеческая природа представляет собой единство. Если бы он был просто душой, на время вселяющейся в тело, как представляли многие греческие и индийские философы, если бы его тело не имело никакого отношения к его подлинной сути, а было бы только одеждами, которые он при случае отложил бы в сторону, или заточением, из которого он желал бы вырваться, тогда человек не смог бы стать действительно посредником. Человек одухотворяет творение, в первую очередь одухотворяя свое собственное тело, вознося его Богу. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» – пишет апостол Павел. «Прославляйте Бога в телах ваших... Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» ( 1Кор. 6:19–20 ; Рим. 12:1 ). Но «одухотворяя» тело, человек тем самым не дематериализует его, а, напротив, в том и заключается призвание человека, чтобы проявить Духовное в и через материальное. В этом смысле христиане единственные истинные материалисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010