Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАМАЛИИЛ II из Ямнии (ныне Явне, Израиль), внук раббана Гамалиила I , занял пост наси (патриарха) после Йоханнана бен Заккая (ок. 80 г. Р. Х.). В течение двух последних десятилетий первого и в начале второго столетия был общепризнанным главой палестинских евреев. Период правления Г., продолжавшийся с 80-х гг. до 115 г., можно назвать «веком восстановления». Целью жизни Г. считал сплочение народа вокруг Торы и укрепление нового центра еврейской учености в Ямнии, авторитет к-рого после разрушения Второго храма помог бы сохранить духовное единство евреев. Г. сделал очень много для поднятия авторитета нового института национального руководства - верховного суда, заменившего иерусалимский синедрион. Академия и суд в Ямнии примерно через 10-15 лет после разрушения иерусалимского храма перешли под рук. Г., к-рому подчинялись даже те ученики раббана Йоханнана, к-рые превосходили его своей ученостью. Г. был официально признан рим. властями главой евр. народа с титулом «патриарх», получив утверждение в сане от рим. наместника (Санхедрин. 11б). Г. совершал регулярные инспекционные поездки по стране. Источники описывают его пребывание (иногда они упоминают «раббана Гамалиила со старейшинами») в Иерихоне, Лидде, Тиверии, Акре, Ахзиве, Ашкелоне и «самаритянских городах». Постепенно власть нового судебного органа над евр. общинами в Палестине выросла настолько, что Религиозный суд в Ямнии стал почти тем же, чем был Вел. синедрион в Иерусалиме. Также при Г. были возобновлены и усилены связи с диаспорой. Евреи из стран рассеяния приезжали в Ямнию на паломничество, желая получить наставления как в теории, так и в повседневной практике иудаизма. В конце правления Домициана ок. 95 г. Г. совершил путешествие в Рим с целью предотвращения опасности, грозившей евреям со стороны этого жестокого императора. Одним из результатов поездки стало установление тесных контактов с рим. евреями, что было немаловажно в политическом отношении, исходя из значительности столичной евр. общины. Пребывание евр. ученых в Риме нашло отражение в галахической и агадической традиции, сообщающей о богословских дебатах, к-рые евр. ученые вели в Риме и в к-рых Г. выступал главным оратором с евр. стороны.

http://pravenc.ru/text/161606.html

В иудаизме один из 2 грядущих мессий должен был происходить из колена Е. (Таргум на Исх. 40. 11; Суккот 52a). Традиц. символом колена Е., возможно, изображенном на его знаменах (Числ 2. 18, 20), был черный буйвол (ср.: Втор 33. 17; Мидбар Рабба. 2. 7). Огромное количество представителей колена было уничтожено филистимлянами во время завоевания земли обетованной, так что кости павших лежали грудами вдоль дорог. Согласно Палестинскому Талмуду, именно эти останки будут воскрешены Богом по пророчеству Иезекииля (Иез 37; Санхедрин. 92б). В святоотеческой экзегезе проводилась параллель между включением Е. в число Израилевых колен и избранием ап. Павла в число 12 апостолов ( Hipp. De bened. Is. et Jac. 11; Ambros. Mediol. De patriarch. 1. 2). По мнению Ефрема Сирина, благословение Иаковом меньшего из братьев вместо старшего брата должно знаменовать тайну, по которой «первенец Израиль будет умален, как первородный Манассия, а языческие народы будут возвеличены, как младший Ефрем» ( Ephraem Syr. In Gen. 47. 11). «...Ефрем изображает народы языческие, которые спасены, потому что вера их возросла и умножилась паче веры народа еврейского, представленного здесь в образе Манассии» ( Idem. In Deut. 33. 17). В том, как патриарх возложил руки при благословении (правая рука над левой), усматривается прообраз Креста Христова ( Tertull. De bapt. 8; Isid. Pel. Ep. 362). Принятие Е. Иаковом, словно своего сына, служит прообразом того, как верующие посредством Христа усыновляются Богу Отцу ( Суг. Alex. Glaph. in Pent. 6. 2//PG. 69. Col. 328-329). В словах Иосифа, обращенных к Е. при рождении (Быт 41. 52), содержится указание на новый молодой народ, образующий тело Христово, который не забывает своего Отца ( Ambros. Mediol. De patriarch. 1. 3-4). Лит.: Elliger K. Ephraim//IDB. Vol. 2. P. 119-121; Geus C. H. J., de. The Tribes of Israel. Assen, 1976; Hopkins D. C. The Highlands of Canaan. Sheffield, 1985; Kallai Z. The Settlement Traditions of Ephraim//ZDPV. 1986. Bd. 102. S. 68-74; Finkelstein I. The Archaeology of the Israelite Settlement. Jerusalem, 1988; Herrmann S., Finkelstein I. Ephraim//ABD. Vol. 2. P. 551-555; Hawk L. D. Ephraim, Ephraimites//New IDB. 2007. Vol. 2. P. 280-283.

http://pravenc.ru/text/182073.html

264-265). Из христианского предания о кончине Д. известно, что он умер в Вавилоне в глубокой старости, совершив прежде множество чудес, о к-рых не сохранилось письменных свидетельств ( Ps. -Epiph. De prophetarum vita et obitu (recensio prior). 10//Prophetarum vitae fabulosae/Hrsg. T. Schermann. Lpz., 1907. S. 4-25). На тот момент ему было более 90 лет ( Песоцкий. 1897. С. 478-479; Разумовский. 1891. С. 11), или 101, или даже 111 (ActaSS. Iul. T. 5. P. 123). В иудейской традиции существует предание, что Д. умер и похоронен в Св. земле (Мидраш Рабба. 5. 5; Вавилонский Талмуд, Санхедрин. 93b). Согласно мусульм. преданию, Д. похоронен между Шуштаром и Дизфулем, у р. Шаур. По др. преданию его гробница находилась в Сузах. Раввин Вениамин Тудельский видел ее ок. 1167 г. По его словам, жители левого и правого берегов р. Керхе спорили о том, кому принадлежат мощи. Он также сообщает, что сельджукский султан Мелик-шах (1118-1157), дабы прекратить споры, велел повесить гроб с мощами Д. на середине реки в стеклянной раке, к-рая крепилась под мостом на цепях, и запретил ловить в этом месте рыбу (Три еврейских путешественника: Книга Эльдада Данита. Книга странствий раби Вениамина. Кругосветное странствие раби Петахии Регенсбургского. Иерусалим, 2004. С. 150-152). По др. преданию, этот приказ был отдан халифом Умаром (634-644) ( Netzer A. Danial-e Nabi//Encyclopaedia Iranica. L.; N. Y., 1993. Vol. 6. Fasc. 6. P. 658). Комплекс на месте гробницы Д., построенный в XII в., в 1869 г. был разрушен в результате наводнения; совр. постройки на этом месте - реконструкция XIX в. А. А. Ткаченко, Е. В. Барский Гимнография В памятниках древнего иерусалимского богослужения память Д. указывается неск. раз в году. В груз. переводе палестинского календаря, сохранившемся в рукописи Sinait. geo. 34, X в. ( Garitte. Calendrier palestino-géorgien.), память Д. отмечена 6 раз: 1 мая, 22 июля, 25 авг., 4 сент., 15 окт., 18 дек. В рукописях груз. перевода иерусалимского Лекционария V-VII вв. ( Tarchnischvili.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Вообще говоря, как указывают еврейские ученые 833 , санхедрин не был особенно жесток и кровожаден, но в данном случае злоба против Господа, конечно заставила бы их, когда Господь выразил бы к блуднице милосердие, побить ее камнями даже под опасностью мщения Римлян, не допускавших предания кого-либо смерти без согласия прокуратора. Правда, что римляне относились весьма индифферентно к подобным случаям, – как это видно из мученической кончины св. Стефана, когда убитое лицо не имело особой важности для Римлян. Поэтому Господь не отвечает обвинителям и даже, не обращая на ннх никакого внимания («не слагая им»), наклонившись долу, «перстом писаше на земли». Это действие Господа могло быть описано лишь очевидцем события и он живо представляет нам в реальном образе трогательную картину из жизни Господа. С одной стороны озлобленные и жаждущие крови люди и перед Господом трепещущая женщина, – с другой милосердный Господь в образе человеческом хощет спасти и тело и душу несчастной, которая, как Он знает, приведена не столько за свое преступление (весьма обыкновенное среди Иудеев, как указывали пророки), сколько для того, чтобы удовлетворить злобу Иудеев против Господа. И Господь спасает сначала жизнь женщине Своим молчанием, и после сего силою слова милосердия и высшей справедливости. Ин.8:7 . Якоже прилежаху вопрошающе его, восклонься рече к ним: иже есть без греха в вас, прежде верзи камень на ню. Ин.8:8 . И паки долу преклонься, писаше на земли. Ин.8:9 . Они же слышавше и совестию обличаеми, исхождаху един по единому, наченше от старец до последних: и оста един Иисус и жена посреде сущи. Господь заставляет обвинителей вникнуть каждого в собственную совесть и – или отказаться от применения закона к обвиненной, или же заявить о своей безгрешности. На это последнее, как видим, ни один из обвинителей не решился, даже при всей злобе их. Господь переносит закон из сферы буквы в сферу нравственную и указует, что между людьми нет никого без греха, все нуждаются в милосердии: грешнику же Господь указует, что и ему есть дверь спасения в великой любви Господней.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Бог не позволит ругательно отзываться о брате своем как о пустом человеке, потому что такое ругательство, унижая человека как творение Божье, отрицает Божественный смысл, предначертанность и предназначение человеческой жизни, данной человеку Богом для исполнения определенной цели, определяемой промыслом Божьим. Мы, люди, видим недостатки и слабости других людей, но это не дает нам право выражать презрение или унижать другого человека, не смотря на то, каким бы плохим человеком или каким бы закоренелым грешником он не был. Уважать окружающих людей нужно хотя бы потому, что все люди созданы по образу и подобию Божьему. У каждого человека есть в душе Божья искра и каждому, даже глубоко падшему человеку, Господь предоставляет возможность покаяться и исправиться. Для Господа каждый человек дорог потому, что человек творение Божье, искупление которого омыто драгоценной кровью Иисуса Христа, Спасителя нашего. Поэтому Господь призовет нас к ответу за каждое оскорбление и унижение, сказанное душе, для спасения которой Иисус Христос отдал Свою жизнь. Право судить даже самого плохого человека имеем не мы, а только Господь потому что брат наш (или ближний) не наш раб, а Божий, а мы должны молиться за его грешную душу к её исправлению. Эта мысль и выражена в словах Библии: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» ( Рим.14:4 ). Как видим, разбираемое ругательное слово у древних евреев было не просто унижением личности, а являлось оскорблением веры, имеющим скрытый намек на Бога, в том смысле, что Бог сотворил человека как творение никчемное, не нужное, то есть пустого человека. Поэтому Иисус Христос и говорит в Своей речи о том, что оскорбление это, бытовавшее в среде евреев, употреблять нельзя. И так как это оскорбление в первую очередь религиозного характера, то за него человек должен ответить перед синедрионом. Синедрион – слово греческое, еврейское слово – санхедрин. Синедрион у древних евреев являлся высшим судилищем, разбиравшим наиважнейшие дела и рассматривающим в первую очередь религиозные преступления и прегрешения против веры. Синедрион заседал в центральном городе еврейского государства в Иерусалиме и состоял из семидесяти двух человек. Свои заседания синедрион проводил в одном из дворов Храма в особой зале называемой Гаццит. Решению синедриона должен был повиноваться весь народ и даже царь. Своими словами о том, что за употребления разбираемого бранного слова, сказанного в адрес брата своего, человек должен предстать не просто перед судом, а перед синедрионом (рассматривающим преступления против религии), Иисус Христос указал, что это слово является именно религиозным оскорблением, унижающим не только человеческое достоинство оскорбленного, но и посягающее на авторитет Бога, как Создателя человеческой души, как Творца человека не пустого, а нужного и созданного для исполнения определенной цели в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Во мн. агадических повествованиях отображены споры между И. б. Х. и Элиезером бен Гирканом, приверженцем школы Шаммая , при этом проводятся параллели со взаимоотношениями между основоположниками данных школ - Гиллелем и Шаммаем. Несмотря на многолетнюю дружбу, они расходились во взглядах по мн. вопросам галахического характера (Иерусалимский Талмуд. Швиит. 7. 8; Вавилонский Талмуд. Берешит Рабба. 70; Когелет Рабба. 1. 15; Киддушин. 31а). В результате длительных диспутов, переросших в конфликт, И. б. Х. ради сохранения единства в руководстве Ямнийского синедриона выступил в роли инициатора отлучения рабби Элиезера из-за нежелания последнего согласиться с галахическим постановлением, к-рое было принято большинством законоучителей (Вавилонский Талмуд. Бава Мециа. 59 а-б). В раввинистической лит-ре И. б. Х. представлен как человек, относившийся терпимо к иноверцам. Ему приписывается утверждение, что неевреи, отличающиеся благочестием и набожностью, смогут попасть в рай (Тосефта Санхедрин. 13. 2). Как опытный полемист И. б. Х. вместе с такими авторитетными лидерами, как Гамалиил II и рабби Елеазар бен Азария, неоднократно бывал в составе евр. представительств в Риме, где, согласно Вавилонскому Талмуду и палестинским мидрашам, участвовал в нескольких религиозных диспутах, в т. ч. с имп. Адрианом (Вавилонский Талмуд. Хуллин. 59б - 60а). В источниках отражено участие И. б. Х. в диалогах о сотворении мира (Берешит Рабба. 10), об ангелах (Там же. 78), о воскресении мертвых (Там же. 28. 3; Когелет Рабба. 2. 11), о 10 заповедях (Берешит Рабба. 21). Авторитет И. б. Х. как полемиста подтверждается в рассказах о его спорах с эллинистическими мудрецами и иудеохристианами (Вавилонский Талмуд. Бехорот. 8b). Интересны также его ответы представителям александрийской евр. диаспоры на 12 вопросов: 3 на галахические вопросы, 3 на вопросы об агаде, 3 на вопросы практического характера и 3 на вопросы, называемые «борут» (т. е. каверзные вопросы) (Вавилонский Талмуд. Нидда. 69b - 70a). После кончины Гамалиила II И. б. Х. стал играть наиболее важную роль в Ямнийском синедрионе, став духовным лидером всего еврейства (Вавилонский Талмуд. Моэд Катан. 27а; Иерусалимский Талмуд. Моэд Катан. 83а). Его заслугой в последние годы жизни является предотвращение выступлений евр. населения против рим. власти, вызванных отказом имп. Адриана разрешить запланированное ранее восстановление Иерусалимского храма (Берешит Рабба. 64. 8).

http://pravenc.ru/text/673733.html

Из древних литературных источников мы знаем, что в Римской империи были распяты десятки тысяч людей. Только в Палестине это число достигает тысяч. Однако до 1968 г. археологами не было обнаружено ни одной жертвы этого ужасного метода казни. В том году я раскопал единственную жертву распятия. Это был еврей из хорошей семьи, который, возможно, был обвинен в политическом преступлении. Он жил в Иерусалиме незадолго до разрушения города римлянами в 70 г. н.э. В период, последовавший за шестидневной войной — когда старый город и восточный Иерусалим недолго находились под управлением Израиля — было построено множество сооружений. Случайные археологические открытия таких сооружений являются частыми. Когда это случалось, вызывали или моих коллег из Израильского департамента древностей, или меня; наша работа заключалась в том, чтобы исследовать эти случайные открытия. В конце 1968 г. директор департамента древностей доктор Авраам Биран попросил меня исследовать несколько гробниц, которые были найдены к северо-востоку от Иерусалима, в области, называемой Гиват ха Мивтар. Группа рабочих из министерства строительства случайно проникла в некоторые погребальные пещеры и открыла гробницы. После того, как мы осмотрели гробницы, было решено, что я должен начать раскопки четырех из них. Гробницы были частью огромного еврейского кладбища, относящегося к периоду Второго храма (II в. до н.э. - 70 г. н.э.), простиравшегося от горы Скопус на востоке до гробниц Санхедрийи на северо-западе. Как и большинство усыпальниц этого периода, та, о которой я расскажу здесь, была вырублена подобно пещере в мягком известняке, который имеется в большом количестве вблизи Иерусалима. Она состояла из двух погребальных комнат, каждая из которых имела ниши для погребения. Эта гробница (назовем ее гроб 1) была типичной для той местности, подобной многим другим, найденным в Иерусалиме. Снаружи напротив входа в гробницу был внешний двор (который, к сожалению, был сильно поврежден). Сам вход был закрыт каменной плитой и вел в большую комнату, площадью около 10 кв. футов (комната А на плане). С трех сторон комнаты были каменные скамьи, намеренно сделанные изготовителем гробницы. Четвертая стена содержала два отверстия, которые вели вниз в другую, меньшую комнату (комната B на плане), похожую по замыслу на первую, но без скамей. Когда мы обнаружили комнату B, ее вход был еще закрыт большой каменной плитой.

http://bogoslov.ru/article/645201

Большинство раввинов считали, что И. принадлежал к народу Израиля, другие, напр. раввин Хия,- что он был благочестивым язычником (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d; др. примеры см.: Baskin. 1983. P. 11-13). То, что раввины подчеркивают иудейское происхождение И., по мнению исследователей, могло быть связано с усиливавшейся антихрист. полемикой (ср.: Dani é lou. 1957. P. 102-106; Baskin. 1983. P. 10). Иногда И. отрицательно оценивается раввинами, ибо он, как один из слуг или советников фараона, знал о планах своего господина уничтожить Израиль, но молчал. Именно поэтому Бог наказал его (Иерусалимский Талмуд. Сота. 11а; Wiernikowski. 1902. S. 8; Hanson. 1969/1970. P. 149). По другому мнению (противоречащему тексту книги), И. был врагом Израиля - языческим пророком, посоветовавшим фараону приказать повитухам убивать всех новорожденных еврейских мальчиков, за что якобы и был наказан (Вавилонский Талмуд. Санхедрин. 106а; ср.: Иерусалимский Талмуд. Сота. 11а; такая роль сближает И. с Валаамом ). В период амораев (III-V вв.) считали, что И. жил во времена сыновей ветхозаветного патриарха Иакова , сестра к-рого Дина отождествляется с женой И. Раввин Леви относит историю И. ко «дням колен» (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20c), другие датировали ее послепленным временем, когда (по мнению нек-рых раввинов) он основал школу в Тивериаде (Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 15a; Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d). В талмудическом трактате Сота (35а) сообщается, что его смерть оплакивалась всем народом Израиля. Однако законоучитель Ханина бен Хама утверждал, что И. был язычником. Продолжительность испытания И. определяется Мишной в год, а позднеиудейским грекоязычным апокрифом «Завещание Иова» - в 7 лет; всего И. прожил 210 лет. В христианской экзегетической литературе Иов с семьей. Скульптура. Нач. XVI в. (кафедральный собор в Амьене) Иов с семьей. Скульптура. Нач. XVI в. (кафедральный собор в Амьене) Влияние раннеиудейской традиции заметно и у некоторых раннехрист. авторов. Так, Ориген пишет, что И.- потомок Исава ( Orig. Comm. in Rom. 3. 6), а топографические указания соответствуют указаниям паломницы Эгерии ( Idem. Hom. in Job. 1).

http://pravenc.ru/text/578142.html

391 Санхедрин, 43а. 392 См.: Полибий. I, 86; Цицерон. De officio, III, 27; In verr., I, 5; Аппиан. Гражданские войны, I, 120; V, 132. 393 Вероятно, крест Христов был римский crux comissia, т.е. имел форму буквы Т, о чем свидетельствует ряд древних источников (Псевдо-Варнава. Послание, IX; Тертуллиан . Против Маркиона, III, 22). Надпись “над головой” была, вероятно, прикреплена на особом стержне, откуда и представление о кресте в форме + (см.: Ириней, II, 24). Впоследствии христианская символика отождествила крест в форме + с древней эмблемой вечной жизни (в частности, у египтян). 394 Осужденные обычно находились на кресте обнаженными. Однако в Иудее полагалось оставлять им набедренную повязку (Санхедрин, VI, 3; Тосефта к Санх., IX. 6). Согласно Евангелиям, Христос был не привязан, а прибит ко кресту ( Ин. 20:25 ). Некоторые критики ставили этот факт под сомнение, но археологическая находка близ Иерусалима доказала, что такой вид казни был известен в Иудее. 395 Ср. Деян. 3:17 . 396 Тацит. Анналы, XV, 44. 397 Санхедрин, XI, 4. 398 “Тьма”, описанная в Евангелии, не могла быть солнечным затмением, т.к. Пасха падала на первое весеннее полнолуние. На это указывал еще св. Иоанн Златоуст (Беседы на Матфея, 88). По-видимому, над Иерусалимом скопились тучи или воздух потемнел, как бывает, когда поднимается ветер хамсин. 399 Чаще всего кресты были в рост человека. Но поскольку воин, чтобы протянуть смоченную губку Христу, должен был надеть ее на трость, можно полагать, что Его крест был высоким, около 3 м. 400 Пс 21 . Еврейский текст этой строки псалма звучит: “Эли, Эли, лама азабтани!” Христос же произнес молитву в арамейском варианте (если судить по греческой транскрипции слов у Мф и Мк). Произнесение Христом этой молитвы на языке, который Он употреблял в повседневности, указывает на глубоко личное переживание Им слов псалмопевца. Имя Илии-пророка произносилось как “Элиягу”, что объясняет ошибку находившихся у креста. В некоторых древних рукописях стоит: “зовет Солнце”. Для язычников эта ассоциация со словом “Элиос” (Гелиос) более естественна.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/6

37 Ср. четверицу воинов в Деян. 12:4 . Это было обычное законное число воинов, отделяемых для стражи или для исполнения мелкого поручения. Четверица воинов называлась τετρδιον, quaternio, ср. Полибия 6. 33 § 7 и Vegetius de re milit: 3(Вегетий писатель VI в. при Валентиниане 2). 40 По вопросу об этом празднике возникло несколько разных мнений. Евсевий думает, что это Пасха, св. Кирилл и св. Иоанн Златоуст считали его праздникомъ Пятидесятницы; некоторые из новейших писателей склоняются к мнению, что это был праздник труб (т. е. сентябрского новолуния ср. Лев. 23:24 ) в месяце Тисри. Это было начало гражданского года. 42 Это указано особенно хорошо Уэсткоттом. Westcott Canon of Peterborough and regius professor of Divinity in Cambridge. Introd. to St. John in the Speaker’s Bible. 44 Мы настойчиво указываем, что во всех этих местах и ниже в Евангелии от Иоанна именно употреблен везде термин Иудеи. 45 Ср. у Флавия Иосифа История Иуд. 18 кн. гл. 4V о Господе Иисусе, см. еще у Dom Calmet Dict de la Bible (1730) v. 2 p. 342. Императорские провинции управлялись лицом, называемым procurator; в провинщях, в которых назначения делались сенатом, управляющий областью назывался questor. Он ведал часть уголовную и наблюдал за поступлением податей. С шестого года после рождества Господа нашего Иисуса Христа по изгнании Архелая и по присоединении Палестины к Сирии в Иерусалим был назначен римский сановник, а санхедрин (синедрион) лишился права ведать дела уголовные, за которые должна была быть назначена смертная казнь, так как право жизни и смерти Рим удерживал за собою. Понтий Пилат (Род Понтиев был род Самнитский, плебейский, в этом роду были некоторые известные люди) был шестым прокуратором Иудеи; он назначен был в 25-м году по Рож. Хр. при Тиверии (Flav Jos. Antiq 18, cap. 3.) По поводу слова Санхедрин мы заметим, что это то же слово, что Синедрион: это слово не имеет еврейского происхождения, как прежде думали, а есть простое искажение греческого ςυνεδριον, которое равносильно слову совет и это последнее слово часто употребляется в книгах Нового Завета. И Тит Ливий (14:32) разъясняет, что сенаторы (в Иерусалиме) называются членами синедриона: «senatores quos synedros vocant». У евреев было только одно название для высшего судебного места: это Бет-дан, дом суда. Председатель (не всегда первосвященник) назывался нази, а товарищ председателя, на котором кажется лежал надзор за соблюдением законных форм и письмоводство, назывался «отец дома суда» аб-бет-дан (Извлечено из Кальмета, Библ. Словаря Смита, Энциклопедии Китто и др.)

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  001     002    003    004    005    006