«Последние слова воскресшего Иисуса Христа, сказанные Его ученикам на земле, – возвещение Его присутствия в Церкви «во все дни до скончания века» ( Мф. 28. 20 ). Этот век закончится. Новый век присутствует в этом веке. Последние строки Нового Завета провозглашают: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр 22. 20 ). Эсхатология пронизывает весь Новый Завет . Более того, можно с уверенностью говорить, что именно надежда на Конец составляет самое душу всех писаний Нового Завета. Когда апостол Павел говорит о христианской «надежде на Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фесс 1. 3), он говорит об ожидании Конца, Второго Христова Пришествия. Когда он пишет о стенаниях всей твари, в надежде, что она, тварь, «освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих» ( Рим 8. 20–21 ), он пишет о томительном ожидании Конца. Наконец, когда Иисус Христос дает заповедь молиться, то эта молитва «Отче наш» – молитва о Конце: «Да придет Царствие Твое» ( Мф. 6. 10 ). Разумеется, Конец, о котором речь, не есть telos бессмысленного процесса, бессодержательный обрыв ряда мировых событий. Конец, о котором радостно возвещает Евангелие, есть eschatoh, разумная конечная цель мировой истории» ( Ианнуарий (Ивлиев) , архим. Эсхатология в Новом Завете. Темы и проблемы б) надежда ап. Павла дожить до Дня Господня. Неоднократное упоминание в посланиях Дня Господня. Введение термина παρουσα (парусия). Это слово (см. 1Фес 2. 19, 13, 4. 15, 5. 23 ), изначально могущее означать и «присутствие», и «пришествие», после 1 и 2 Фес стало восприниматься как термин, обозначающий Второе Христово Пришествие 2 Признаки Второго Пришествия (Домашнее задание 5) Опровергая мнение лжеучителей, вводивших фессалоникийцев в заблуждение утверждениями об уже наступившем Дне Господнем, апостол указывает конкретные признаки приближения Парусии а) всеобщее отступление (греч. ποστασα) человечества от истин Христовой веры. Это отступление уже началось. «Тайна беззакония уже в действии» ( 2Фес 2. 7 ). Отступники – «сыны тьмы» ( 1Фес 5. 5 ) – живут во грехах, не помышляя о вечности ( 1Фес 5.7 «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

4 Josephus Flavius. Antiquitates Judaicae IV, 326//Josephus with an English Translation/ed. by H. St. J. Thackeray. London, 1961. P. 632. Рус. пер.: «Он обнял Елеазара и Иисусаи пока ещё говорил с ними, его вдруг окружила туча и он скрылся в каком-то ущелье. Впрочем, в священных книгах он сам описал свою смерть из опасения, как бы люди не вздумали утверждать, будто бы он, вследствие особой любви к нему со стороны Бога, был взят прямо на небо» (Иосиф Флавий. Иудейские древности/пер. с греч. Г. Г. Генкеля. СПб., 1900. Т.1. С.175). 5 Ср. талмудический термин bat qol ( ), букв. «дочь гласа»; в прямом смысле он обозначает эхо, метафорически – небесный глас. 6 Ср.: Hagner D. A. The New Testament. A Historical and Theological Introduction. Grand Rapids, 2012. P. 78. 8 Несколько важных соображений о литургической разработке вопроса см.: Connell S. Implications for Worship from the Mount of Transfiguration//Artistic Theologian. 2016.Vol.4. P.32–52. 9 Moses A. D. A. Matthew’s Transfiguration Story and Jewish-Christian Controversy. Sheffield, 1996. P. 23–25. Ср.: Cranfield C. E. B. The Gospel According to Saint Mark. Cambridge, 1959. P. 288: «И Воскресение, и Парусия, можно сказать, предварительно представлены Преображением». 10 Подробнее см.: Lee S. S. Jesus’ Transfiguration and the Believers’ Transformation. A Study of the Transfiguration and Its Development in Early Christian Writings. Tübingen, 2009. 11 Chilton B. D. The Transfiguration: Dominical Assurance and Apostolic Vision//New Testament Studies. 1980. Vol. 27. P. 115–124. 12 Evans C. A. Reconstructing the Halakah of Jesus: Appropriating Early and Late Sources//The Missing Jesus: Rabbinic Judaism and the New Testament/ed. by B. Chilton, C. Evans, J. Neusner. Boston, 2002. P. 103–105; Price R. M. Transfiguration//Encyclopedia of Midrash/ed. by J. Neusner, A. J. Avert-Peck. Leiden; Boston, 2005. P. 520–534. Ср.: Алексеев А. А. Мидраш в Новом Завете: Иоанн против синоптиков//Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 52. С. 11–35.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Наверное, эсхатологические высказывания и какие-то касающиеся этой темы элементы в этих «малых Апокалипсисах» есть, но сами эти главы все же говорят не о Втором Пришествии, а о времени, когда в мир войдет – торжественно и гордо – юная христианская вера. Израиль наказан, Иисус – прославлен и руководит миром, на земле Его ученики несут в мир веру, которая слаба и еле видна, как зерно, но так как на их стороне Бог, то некогда эта вера превратится в раскидистое дерево. После всего вышесказанного станет понятным, почему я буду осторожно привлекать для рассказа о Втором Пришествии Христа излюбленные богословами прежнего времени «малые апокалипсисы». Каково будет Второе Пришествие Христово (в богословии Второе Пришествие называется парусия –греч. пришествие? В Библейской энциклопедии Брокгауза (BrockhausVerlagWuppertal, 1994) читаем: «Из Его (Иисуса Христа) высказываний складывается следующая картина: Он грядет в славе и в силе ( Мф 24:30; 25:31; 26:64 ), а именно на облаках ( Мф 24:30; 26:64 ; ср. Дан 7: 13 ) в сопровождении Ангелов ( Мф 16:27; 24:31; 25:31 ). Его Второе пришествие будет сопровождаться необычными явлениями, например, затмением солнца, луны, «спадением» звезд ( Мф 24:29 ) и сотрясением земли и моря ( Лк 21:25 и след.). При этом на небе явится «знамение Сына Божия», а на земле будут слышны стенания людей ( Мф 24: 30 )». Нетрудно заметить, что практически все «признаки конца», приведенные здесь, – это ссылки на «малые апокалипсисы», о которых мы говорили выше. А значит, резонно задать вопрос: насколько эти образы вообще относятся к парусии? Очень понятно, что нашему воображению хочется нарисовать картину сверхъестественных событий, сопровождающих возвращение на землю Иисуса Христа во Славе: облака, молнии, трясение земли и моря, падение звезд… Возможно, все так именно и будет, хотя нужно делать поправку на то, что это характерный символический библейский язык. Этим же языком в Библии рассказывается и о Дне Господнем, и о обычных, земных социальных и политических потрясениях. «С учетом множества мест у пророков, где эти образы относятся к социально-политической и военной катастрофе, будет глупым буквализмом видеть в этих словах указание на гибель нашей Вселенной. Перед нами типичные для еврейской метафорики обозначение и осмысление глобального социально-политического события» (Н.Т. Райт).

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

4 Эта же мысль присутствует в комментарии профессора А.И. Осипова : «Евреи занимают лидирующее положение во многих странах мира и, сохраняя связь между собой, образуют тем самым как бы всемирный Израиль; в таком случае эти слова Христа могут быть поняты как указание на всемирность апостольской проповеди , которая не успеет дойти до всех уголков земли (городов Израилевых), как приидет Сын Человеческий». Осипов А. И. Жизнь с Еванглием. Комментарии к Евангелию от Матфея. Изд. 2-е, доп. и испр. М.: «Никея», 2019. С. 121 5 Blomberg C. Matthew.//The New American Commentary. Vol. 22. Nashville: Broadman & Holman Publishers. 2001. P. 176; Лэдд Дж. Э. Богословие Нового Завета. Пер. с англ. СПб: «Библия для всех», 2003. С. 223. 9 « Осуществленная эсхатология (англ. Realized Eschatology) – одна из современных экзегетических теорий, относящаяся к истолкованию новозаветной эсхатологии. Впервые была сформулирована Доддом в его книге «Притчи о Царстве» (1935), хотя его идеи частично предвосхищали другие экзегеты (например, Трубецкой и Оулдем). Согласно концепции Додда, приход Царства Божьего в мир в учении Христа связывался не только с будущим, но осуществился уже в самом служении Христа, в Его проповеди , смерти и Воскресении». Мень А., прот. Библиологический словарь: В 3 т. М., 2002. Т. 2: К–П. С. 319. 14 « Парусия (от греч. παρουσα (парусиа) – присутствие, приход, прибытие) – термин, обозначающий обещанное через Божественное откровение явление Господа Иисуса Христа во Славе при Втором пришествии. Слово парусия переводится и как пришествие, и как присутствие. Такая двойственность указывает на то, что Парусия понималась не только эсхатологически, но и мистически, как пребывание Бога в мире». URL: http://azbyka.ru/parusiya 15 Фаминский К. Н.. 1-е послание святого апостола Павла к Фессалоникийцам.//Толковая Библия , или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А.П. Лопухина . Т. XIII: Послания Ап. Павла: к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям и Откровение св. Иоанна Богослова. СПб, 1913. С. 350

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

так поступая. Бог обещает спасение тем, кто имеет неподдельную, непоколебимую веру ( Мф.10,22; 24,12.13 ; Флп. 2,12.13 ). 1 доколе нахожусь в этой телесной храмине. Эта фраза подчеркивает преходящий характер человеческой жизни до времени Второго пришествия Христа ( 2Кор. 5,1.4 ). 1 Буду же стараться. Указание на цель послания утвердить верующих в истине Евангелия (ст. 12). отшествия. Букв.: «исхода». Петр рассматривает свою смерть как «выход» или «уход» из этой жизни ( Лк. 9,31 ). 1 мы. Петр указывает на связь своего учения с учением других апостолов, исходя из того, что все они проповедуют одно и то же. возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Греч, слово «парусия», переведенное как «пришествие», обычно обозначает в НЗ именно Второе пришествие Христа во славе (3,4.12; Мф. 24,27 ; 1Фес. 3,13 ). С этим пришествием везде ассоциируется «сила» ( Мф. 24,30 ), и данное место можно прочесть как «пришествие в силе». не хитросплетенным басням последуя. Букв.: «мифам». В НЗ это слово всегда употребляется в отрицательном значении и противопоставляется истине Евангелия ( 1Тим. 1,4 ; 2Тим. 4,4 ). быв очевидцами Его величия. Указание на личное присутствие Петра при Преображении ( Мф. 17,1–8 и парал.). Петр приводит свидетельство апостолов, очевидцев Преображения, в подтверждение истинности своей проповеди, одновременно давая историческую основу ожиданиям апостолами парусии. Преображение было воспринято апостолами как предвестие той божественной славы, в какой Христос придет в момент парусии ( Мф. 16,27 17,8). 1 от велелепной славы. Косвенное, типичное для иудейской речи упоминание Самого Бога. Этот прием, называемый парафраз, позволяет избегать праздного произнесения священного имени Божия. 1 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово. Иной перевод: «И пророческое слово имеет для нас большую твердость». Петр поучает, что пророчества из Писания более верное свидетельство, чем его субъективный опыт очевидца Преображения. Греческий текст можно прочесть и так: «Слово пророков подтверждено...» это указывало бы, что пророческое слово подтверждается Преображением: оно, как начало исполнения пророчества, служит доказательством полного его исполнения в момент Второго пришествия Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«Последние слова воскресшего Иисуса Христа, сказанные Ero ученикам на земле, – возвещение Его присутствия в Церкви во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Этот век закончится. Новый век присутствует в этом веке. Последние строки Нового Завета провозглашают: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр 22:20 ). Эсатология пронизывает весь Новый Завет . Более того, можно с уверенностью говорить, что именно надежда на Конец составляет самое душу всех Писаний Нового Завета. Когда апостол Павел говорит о христианской «надежде на Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фесс. 1:3), он говорит об ожидании Конца, Второго Христова Пришествия. Когда он пишет о стенаниях всей твари, в надежде, что она, тварь, освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих» ( Рим. 8:20 – 21 ), он пишет о томительном ожидании Конца. Наконец, когда Иисус Христос дает заповедь молиться, то эта молитва «Отче наш» – молитва о Конце: «Да придет Царствие Твое» ( Мф. 6:10 ). Разумеется, Конец, о котором речь, не есть eschiaton бессмысленного процесса, бессодержательный обрыв ряда мировых событий. Конец, о котором радостно возвещает Евангелие, есть telos, разумная конечная цель мировой истории» ( Ианнуарий (Ивлиев) , архим. Эсхатология в Новом Завете. Темы и проблемы http://kiev – orthodox.org/site/scripturistic/1170) б) надежда ап. Павла дожить до Дня Господня. Неоднократное упоминание в посланиях Дня Господня. Введение термина παρουοια (парусия). Это слово (см. 1Фес. 2:19, 3:13, 4:15, 5:23 ), изначально могущее означать и «присутствие», и «пришествие», после 1 и 2 Фес. стало восприниматься как термин, обозначающий Второе Христово Пришествие 2. Признаки Второго Пришествия (Домашнее задание 5) Опровергая мнение лжеучителей, вводивших фессалоникийцев в заблуждение утверждениями об уже наступившем Дне Господнем, апостол указывает конкретные признаки приближения Парусии а) всеобщее отступление (греч. ποοταοα ) человечества от истин Христовой веры. Это отступление уже началось.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И когда возрожденные верующие действуют в соответствии со своей природой, они обнаруживают смиренное, благодарное желание угодить спасшему их Богу, и сознание того, что они обладают залогом своей вечной безопасности, только усиливает это желание. Второе пришествие Иисуса Христа     Новый Завет неоднократно возвещает о том, что наступит день, когда Иисус Христос вернется на землю. Его второе пришествие (греч.: «парусия») будет царским возвращением. Христос вернется во славе. Второе пришествие Спасителя будет личным и телесным (Мф 24:44, Деян 1:11, Кол 3:4, 2 Тим 4:8, Евр 9:28), видимым и триумфальным (Мк 8:38, 2 Фес 1:10, Откр 1:7).    Второе пришествие Иисуса завершит историю. Иисус воскресит мертвых, совершит суд над миром (Ин 5:28—29) и объявит детям Божьим их конечную славу (Рим 8:17—18, Кол 3:4). Павел говорит, что в будущем Иисус «предаст Царство» и станет подданным Отца (1 Кор 15:24—28), однако он не имеет в виду какого-либо умаления последующей славы Христа, а указывает на завершение дела переселения избранных на небеса, для исполнения которого и был возведен на престол воскресший Сын. Избранные для славы, очищенные и ставшие совершенными будут вечно почитать Агнца, Который оказался достоин раскрыть книгу, содержащую Божий замысел (Откр 5). Согласно 1 Фес 4:16—17, пришествие Христа осуществится Его схождением с небес, возвещаемым трубными звуками, шумом и гласом архангела. Умершие во Христе воскреснут, а все христиане, находящиеся на земле, будут «восхищены» (подняты к облакам), чтобы встретить Христа. Это событие ознаменует конец мира сего и начало жизни в нерушимом единстве со Христом. Мысль, будто восхищение    изымет христиан из этого мира на период, пока Христос не появится в третий раз для «второго пришествия», не имеет достаточного обоснования в Писании.    В Новом Завете много говорится о том, что должно произойти между двумя пришествиями Христа, но, за исключением падения Иерусалима в 70 г. (Лк 21:20,24), эти предсказания относятся скорее к длительным процессам, чем к однократным событиям, и из них невозможно вывести даже приблизительную дату повторного появления Иисуса.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Притча о десяти девах. Роспись сев. стены ц. Воскресения Христова в Ростове Вел. 70-е гг. XVII в. Притча о десяти девах. Роспись сев. стены ц. Воскресения Христова в Ростове Вел. 70-е гг. XVII в. Продолжая ветхозаветную традицию апокалиптиков, Христос также называет Свое пришествие во 2-й раз «днем». («Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» - Мф 25. 13). Букв. понимание этого слова, согласно к-рому В. п. произойдет в дневное время суток, не имеет достаточных оснований. Скорее всего парусия совершится ночью. На это указывает притча Спасителя о 10 девах, в к-рой Его пришествие уподобляется приходу жениха к своим невестам: «...в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему»» (Мф 25. 6). В др. притче для описания парусии используется образ вора, к-рый появляется всегда внезапно (Мф 24. 43) и, как правило, ночью. Ап. Павел указывает, что «день Господень так придет, как тать ночью» (1 Фес 5. 2). Косвенным свидетельством в пользу «ночной» парусии может служить Первое пришествие Христа, т. е. Его Рождество, к-рое произошло ночью. Используя эти образы и аналогии, литургическая традиция стала связывать В. п. с ночным временем. («Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща…» - тропарь Великих понедельника, вторника и среды). «День» Своего пришествия Иисус Христос называет «последним днем» (Ин 6. 39), «днем суда» (Мф 11. 22, 24), «днем Своим» (Лк 17. 24). У апостолов этот день часто имеет ветхозаветные характеристики. Это «день посещения» (1 Петр 2. 12), «день суда» (2 Петр 2. 9), «день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим 2. 5), «день Господень» (1 Фес 5. 2). Однако благодаря Боговоплощению, к-рое придает времени новое измерение, этот день теперь навсегда становится «днем Иисуса Христа» (Флп 1. 6, 10; 1 Кор 1. 8). Его явление в греч. библейском тексте описывается с помощью различных терминов: ποκλυψις (1 Петр 1. 7, 13; 2 Фес 1. 7), πιφνεια (1 Тим 6. 14; Тит 2. 13), παρουσα (Мф 24. 3, 27; 1 Фес 2. 19; 2 Фес 2. 1; 1 Кор 15. 23).

http://pravenc.ru/text/Второго ...

Обрати внимание: в шестой день обычно случаются самые тяжелые испытания для Церкви, в седьмой же наступает покой. Так и Господь, распятый в шестой день , в субботу почил, ожидая времени воскресения» . Сказано: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний (Иак. 5, 7); и еще: Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 22–23). Знамение Сына Человеческого      Второе Пришествие (греч. парусия ) Христа Спасителя будет явным и всемирным деянием Бога. Сказано: «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24, 27–30). Святитель Иоанн Златоуст восклицает: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе”, то есть Крест, который светлее солнца, так как солнце помрачается и скрывается, а крест является. Он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей. Но для чего является это знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Христос придет на этот суд, имея величайшее оправдание – крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть» . И действительно, нет более величественного знамения Сына Человеческого и Сына Божия, чем Святой Крест, этот вечный Жертвенник нашего спасения. Некогда и апостол Павел восклицал: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14). Сей знак нашего спасения, появившись на небе, опрокинет лжемудрования всех ругателей Креста Господня. И далее: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12, 10).

http://pravoslavie.ru/114968.html

Прежде всего надо принять во внимание все черты, которые ей свойственны, согласно Откровению. Парусия есть, но буквальному смыслу, пришествие Господа в мир; так она определяется в ряде текстов: « приидет Сын Человеческий ...» ( Мф. 16, 27 ; Мк. 8, 38 ; Мф. 25, 31 ), «грядущий на облаках небесных» ( Мк. 13, 26; 14, 62 ; Мф. 24, 30; 26, 64 ). Это пришествие, в отличие от первого, – бывшего «сшествием с небес», по слову Символа, – есть второе , уже возвращение в мир. Оно связывается с предшествующим отшествием из мира в Вознесении, согласно обетованию, данному апостолам через ангелов: «сей Иисус, вознесшийся от, вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1, 11 ). Вознесение уже предполагает грядущую парусию, так же, как и эта последняя – совершившееся Вознесение. Эта связь так и выражена в проповеди ап. Петра: «да приидут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, которого небо должно было принять до времени свершения всего»... (3, 20–1). Та же мысль вытекает из сопоставления и следующих двух текстов: «Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» ( Флп. 3, 20 ). «Пришествие Господа приближается» ( Иак. 5, 7–8 ). Итак, парусия есть возвращение с небес в мир вознесшегося Господа: «в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 3, 13 ), «сам Господь сойдет с неба» (4, 16; 1Кор. 15, 23 ), «Христос... во второй раз явится.. для ожидающих Его» ( Евр. 9. 28 ). Далее, парусия описывается, как явление Господа И. Христа, и это есть одно из самых основных ее определений в Слове Божием: «ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Kop. 1, 7; 2Фес. 1, 7 , 1Тим 6, 14 ; 2Тим. 1, 10 ; 1Петр. 1, 13 ; 2Тим. 4, 1 : «в явление Его и Царствие Его»; Кол. 3, 4 : «когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе»; 1Петр. 4, 13 : «явления славы Его» (5, 4); 1Ин. 11, 28 : «когда Он явится... в пришествии Его»; Откр. 1, 7 ). Обращает внимание тожество этого выражения в применении как в парусии, так и к земным явлениям Господа после Его воскресения; Мк. 16, 9, 12, 14; Лк. 24, 34 ; Ин. 21, 1, 14 ; наконец, свидетельство ап. Павла ( 1Кор. 15, 5–8 ) о явлениях Христовых. (Параллельно с выражением: «явился Иисус» имеем: «приблизился Иисус» ( Мф. 28, 18 , Лк. 24, 15 ); «пришел Иисус» ( Ин. 20, 19 ), «стал посреди их» (26), «увидев Его» ( Мф. 28, 17 , Ин. 20, 14, 18, 25 ). Итак, парусия есть явление Господа, доступное и внешним чувствам – видения, слышания, осязания, вообще имеющее признаки земной конкретности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010