Разделы портала «Азбука веры» Как соотнести нашу практику освящения икон и Святого Креста с тем, что в греческой традиции этого не существует? По крайней мере, не используются чины из требника. Как я слышал, святые образы прикладывают к святыням, руководствуясь мнением, что иконы не требуют освящения. Ответ (протоиерей Андрей Кривонис, Севастополь): Действительно, согласно прямому свидетельству VII Вселенского Собора в древней Церкви, не существовало такой практики и соответственно, отсутствовали какие-либо особые чины и молитвы освящения икон и крестов. Так согласно заявлению иконоборцев, представленном на обсуждение Собора, свое не почитание священных изображений они аргументировали тем, что последние, дескать, не освящаются в Церкви, так как Церковь не знает и не употребляет особых молитв для этого действия. «Нечестивое учреждение лжеименных икон не имеет для себя основания ни в Христовом, ни в апостольском, ни в отеческом предании: нет также и священной молитвы, освящающей их, чтобы сделать их из обыкновенных предметов святыми; но постоянно остаются они вещами обыкновенными, не имеющими никакого особенного значения, кроме того, какое сообщил им живописец». На подобное заявление отцы Собора ответили: «Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы; потому что они по самому имени своему полны святости и благодати. Поэтому такие предметы мы почитаем, как достойные почитания, и лобызаем их. Таким образом и самый образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения» ( Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при казанской духовной академии. — В 7 томах. — Том 7. — Издание 3е. — Казань: Центральная типография, 1909. — С. 234−235 ). Кроме того, после Седьмого Вселенского собора устанавливается обязательное новое правило, которое сохраняется и до сих пор: на всех иконах делается надписание имени того, кто ней изображен. Подобные надписи делались и в более раннюю эпоху, но не всегда, а это правило было введено не потому, что без надписания икона не может быть иконой, а для того, чтобы ни у кого не оставал ось сомнения: икона освящается именем того, кого она изображает 1 . Следовательно, согласно древней практике, освящение иконы происходило в момент «надписания ее имени», то есть при указании на иконе имени того или иного святого или события, на ней изображенного.

http://azbyka.ru/nuzhno-li-osvjashhat-ik...

В. В. Печатнов Эпилог После сопоставления современного русского и современного греческого чина Божественной литургии возникают два противоположных чувства: с одной стороны, ощущение фундаментального единства русского и греческого чина, а с другой – изумление от множества больших и малых различий. Литургии, их структура и основные молитвы одинаковы, но в подготовительных молитвах священнослужителей, в «клиросных» частях и ряде других элементов литургии наблюдается значительное несходство. Хотя, как мы видели, различия между русским и греческим чином начали возникать ещё в византийский период, несомненное большинство их появилось в XIX b. Тогда в греческих богослужебных книгах, особенно афинских, появилось несколько новых элементов, таких как отпуст входных молитв и пространный конечный отпуст, другие элементы, например, поминовение ангелов в чинопоследовании протесиса, были возвращены, а целый ряд элементов чина литургии XVI–XVIII bb. исчез. К последним элементам относятся как поздние, такие как тропарь Третьего часа перед преложением Честных Даров и «Преложив Духом Твоим Святым» в анафоре В , так и древние и традиционные, такие как Пс.33 во время раздаяния антидора и полный аллилуарий. Кроме того, уставные указания в греческих книгах второй половины XIX и начала ХХ вв. сильно изменились по сравнению с предыдущим периодом. Изменения касались в основном способа формулировки указаний, но в ряде случаев и их содержания. В результате, например, заамвонная молитва начала читаться перед иконой Спасителя справа от царских врат, а не с места ниже солеи и напротив царских врат, а диакон на Великом входе перестал держать св. дискос на уровне лба («π τς κορυφς», « на глав») и нести кадило. Русский чин Божественной литургии, напротив, сохранил почти неизменным чин середины XVII b., возникший в результате исправления богослужебных книг при патриархе Никоне . Последний был почти идентичен современному ему греческому чину, но имел и несколько славянских элементов, таких как ектения об усопших. В результате современный русский чин в большой степени сохраняет как дух, так и букву «Устава Божественной литургии» свт. Филофея Коккина. Это особенно видно при сравнении уставных указаний нашего Служебника и «Устава». Около семидесяти процентов указаний «Устава» сохраняются неизменными в современном русском формуляре литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чтение Покаянного Канона. Фото miloserdie.ru В древних языках отражена и закодирована духовная история народов. Древние языки – это юность народов, а новые языки – их старость. Древний язык – стержень нового: без стержня язык деформируется, распадается на диалекты и наречия, подвергается коррозии от вульгаризмов и неологизмов, как будто его лицо покрывается морщинами, становится дряблым и теряет прежнюю красоту. Священной иконой русского языка является церковнославянский язык, греческого – древнегреческий, грузинского – древнегрузинский. В богослужении идиомы древних языков получают новое небесное благоухание. Древние языки мистичны, они овеяны духом тайны. Тайна является в полумраке, она открывается постепенно. Определенная неясность, кажущаяся непонятность, как бы затуманенность древнего языка требует усилий, чтобы вжиться в него. Это похоже на постепенное постижение тайны. Тайна – не секрет, не тайнопись, не иероглиф, которые можно расшифровать усилием ума, как бы высветить холодным светом интеллекта. Тайна воспринимается глубинами души и в этом интуитивном познании остается неисчерпаемой. Мистика – одно из свойств человеческой души. Православие наполняет ее реальным содержанием. В Православии ностальгия поистине сменяется внутренним удостоверением, что истина найдена. Здесь нет внешних доказательств, здесь непосредственное переживание духа, в котором изменяется он сам. Это реальность, которая более достоверна, чем материальная реальность. Это включение бытия в сверхбытие. Мистика присуща человеческой душе. Поэтому во всех древних конфессиях и религиях бережно хранятся древние языки народов. Обратимся к инославным конфессиям. Хотя они лишены благодати, но верующие находят определенное удовлетворение мистического чувства в душевном переживании и вдохновении. Несторианская конфессия сравнительно немногочисленна, ее члены разбросаны по разным странам; казалось, они должны забыть свой культовой язык и перейти на местные наречия, но они бережно хранят как свою реликвию древнесирийский язык.

http://pravoslavie.ru/48892.html

Язычество Олимпийский огонь: проблема снята Олимпийский огонь погас аккурат в момент его пронесения под Спасскими воротами (с восстановленной иконой Спаса Смоленского). Иеромонах Димитрий (Першин): Почему Поветкин проиграл Кличко Отпав в язычество, Поветкин лучше Кличко боксировать не стал. Во всяком случае судя по сообщениям о вчерашнем бое с Кличко. Держался стойко, но, увы, во всех раундах проиграл, «духи пращуров» не помогли. Молитва Зевсу об Олимпийском огне: отречение от веры или формальность? Чем является чтение молитвы греческим богам: данью традиции или подлинной языческой молитвой? Ситуацию комментируют священнослужители. Святая и равноапостольная Княгиня Ольга — святая?! Да почитайте ее жизнеописание — как страшно она отомстила за своего мужа, князя Игоря!… Двадцать древлян закопаны живьем в ладье, потом послов сожгла в бане, потом во время тризны на могиле мужа опоила и перебила еще пять тысяч, потом и вовсе сожгла древлянский Искоростень… Духовная леность «древних богов» Глубина веков не превратила факт принятия нашим народом христианства в простую летописную строку, где все точки над «i» расставлены и проблемы старины глубокой окончательно решены. Наличие языческих вкраплений в так называемом «народном православии» — не пережиток, на который не следует обращать внимание, а вполне реальная объективность. И горний ангелов полет Нынче мысль человеческая не от ветки ивовой (вербной лозы) идёт к воспоминанию шествования Христа на ослице в ликующий Иерусалим, а как раз наоборот. Лоза, к сожалению, стала не праздничным атрибутом, а главным действующим символом Входа Господнего в Иерусалим. Современное неоязычество в свете свидетельств Ибн-Фадлана В полемике с христианством имеющиеся летописи, рассказывающие о подлинном лице русского язычества, неоязычники с негодованием отвергают по причине " христианских подтасовок в подлинной истории Руси " . Любые научные доводы, облекаемые ярлыком " предвзятости " , отметаются с ходу. Поэтому на таким образом расчищенном идеологическом поле можно засевать любые сорняки, что не без успеха и делают глашатаи возрождающегося язычества.

http://pravmir.ru/tag/yazychestvo/page/3...

Москва, 13 ноября. С 14 января в храме свт. Алексия, Митрополита Московского в Рогожской слободе начнутся молебны о даровании чад и исцелении от бесплодия перед Феодоровской иконой Божией Матери и иконой прп. Симеона Мироточивого. Москва, 13 ноября. С 14 января в храме свт. Алексия, Митрополита Московского в Рогожской слободе начнутся молебны о даровании чад и исцелении от бесплодия перед Феодоровской иконой Божией Матери и иконой прп. Симеона Мироточивого, сообщает Православная служба помощи Милосердие. «Совершать регулярные молебны нас побудил чудесный случай. Бездетной супружеской паре, страдавшей от бесплодия 12 лет и уже потерявшей надежду, передали частичку чудотворной лозы с могилы прп. Симеона Мироточивого на Афоне, известной многочисленными исцелениями от бесплодия. После молитв этому святому супруги смогли зачать и родить ребенка. Они дали обет рассказать об этой истории, чтобы другие бездетные пары тоже смогли стать родителями, и передали в дар нашему храму греческую икону прп. Симеона с частичкой лозы, попросив священников служить молебны перед этим образом. Мы, конечно, с радостью согласились» — поясняет клирик храма, кандидат биологических наук священник Владимир Духович. Отец Владимир руководит также проектом помощи молодым беременным женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и стоящим на грани совершения аборта. Им оказывают духовную и материальную поддержку, в случае отказа от аборта в течение первого года после рождения ребенка выплачивается ежемесячное пособие в размере 30 тысяч рублей. К настоящему моменту 20 женщинам оказана помощь, 10 детей родились в результате отказа от аборта. Следует отметить, что по оценкам врачей в Москве и других крупных городах до 40% женщин страдают от бесплодия, в половине случаев причиной этого явился сделанный ранее аборт. Молебны о разрешении бесплодия будут проходить по субботам в 16:00 в храме свт. Алексия по адресу: Улица Станиславского д. 29, стр. 3. Пока это единственный храм Москвы, где подобные богослужения будут проходить регулярно. Помимо этого, в 3 храмах столичных храмах совершаются молебны о беременных.

http://pravmir.ru/v-moskve-nachnutsya-mo...

Троицкая православная выставка открылась молебном перед чудотворной " Молченской " иконой Божией Матери июня 2013 Она проходит в петербургском СКК с 26 по 30 июня. Троицкая православная выставка открылась 26 июня в петербургском СКК молебном перед чудотворной " Молченской " иконой Божией Матери. Его возглавил настоятель Софрониево-Молченской пустыни игумен Диодор (Дудко). Отцу Диодору сослужили насельник той же обители иеромонах Лука (Николаев), диакон Александро-Невской лавры  Сергий Учанейшвили , священнослужители храмов и обителей, принимающих участие в выставке.  " Мы приехали из древней обители, где еще в 1405 году произошло явление чудотворной иконы Божией Матери. А в 2009 году были прославлены преподобные отцы Софроний, Серапион, Феодосий и блаженный Сергий, трудившиеся в пустыни " , - рассказал отец Диодор.   Местность, где находится пустынь, упоминается в " Повести временных лет " . Согласно летописи, здесь, близ Путивля, в рукотворных пещерах в Х веке поселились греческие иноки, пришедшие по зову князя Владимира крестить Русь и оставшиеся подвизаться в молодой христианской стране. По другим источникам, обитель была основана в 976 году, когда святитель Михаил, первый митрополит Киевский, шел из Греции в Киев дорогами еще языческой Руси, и часть сопровождавших его иноков осталась подвижничать на Чудной горе у болота Молче. Наконец, возможно, пустынь основала братия Киево-Печерской лавры, покинувшая Киев после его разорения монголо-татарами в 1240 году. " Наш монастырь находится в очень уединенном месте, в пяти километрах от ближайшего населенного пункта - села Новая Слобода - и поэтому часто подвергался разорениям, запустевал и вновь возобновлялся " , - отметил отец Лука.  Монастырь был закрыт и в очередной раз разорен в 1920 году. По словам отца Луки, когда в 1999 году сюда приехал архимандрит Герман (Тимоник) с братией, от пустыни не осталось даже руин: земля была разровнена бульдозерами под площадку для скота. Но пустынь возрождается, и насельники ее прибыли в Санкт-Петербург, чтобы дать возможность верующим поклониться чудотворной иконе Божией Матери и призвать петербуржцев помочь возрождению обители. .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=336...

Юноша молился в часовне перед чудотворным образом Богоматери Скоропослушницы 15 декабря. ПРАВМИР. В Дохиарском монастыре немой от рождения молодой человек заговорил перед чудотворной иконой. Об истории, которая произошла в начале декабря, рассказал монах-очевидец. Также об этом сообщалось на одном из общественных церковных мероприятий в Салониках, передает фонд «Православное наследие Украины на святой горе Афон» со ссылкой на греческое агентство vimaorthodoxias.gr. «В монастыре Дохиар на Горе Афон, где ежедневно игумен монастыря почтенный старец Григорий с братией поют псалмы, служат молебны и упоминают сотни имен о здравии и упокоении, один наш собрат молился в часовне и получил ощутимую благодать Божией Матери Скоропослушницы», — рассказал монах. По его словам, восемнадцатилетний парень из города Стромница, страдавший сильным заиканием, посетил монастырь Дохиар, чтобы поклониться чудотворному образу Богоматери Скоропослушницы. Когда молодой человек, который никогда в жизни не говорил, а мог только издавать нечленораздельные звуки, пришел в монастырь и стал перед чудотворной иконой «Скоропослушница», он выкрикнул на родном языке: «Мати Мария, дай мне мое здоровье». Все, кто были с ним и знали судьбу молодого человека, были поражены. В конце молитвы, которую невозмутимо продолжал дохиарский монах, молодой македонянин обратился к присутствующим, которые молились и сказал: «Спасибо всем, я уже чувствую себя очень хорошо». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 декабря, 2019 20 ноября, 2018 22 ноября, 2017 11 мая, 2021 15 апреля, 2021 25 января, 2021 23 сентября, 2020 22 сентября, 2020 28 мая, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/na-afone-nemoy-ot-rozh...

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Новости Днепропетровские байкеры и настоятель местного храма отправятся на Афон за чудотворной иконой 10 апреля, 2012. Новостная служба «Для того, чтобы привезти икону в Днепропетровск, на Святую гору я отправляюсь вместе со своими друзьями из байкерского клуба «Ангелы», — рассказал священник. 10 апреля. ПРАВМИР. В конце апреля днепропетровские байкеры из клуба «Ангелы»  отправятся на Афон за чудотворным образом, специально написанным для храма в честь иконы Божьей Матери «Иверская», сообщает Интерфакс-Религия . Икону, изготовленную по просьбе настоятеля храма Николая Несправы, писали два года дорогими красками на кипарисовой доске. Высота иконы — два метра. К маю она должна быть готова. «Для того, чтобы привезти икону в Днепропетровск, на Святую гору я отправляюсь вместе со своими друзьями из байкерского клуба «Ангелы», — рассказал священник. Предположительно, делегация будет состоять из восьми человек, но не исключено и большее количество участников. Она посетит святые места по всему маршруту длиной семь тысяч километров. «Мы будем ехать в Грецию через Молдову, Румынию и Болгарию. Побываем в греческом городе Салоники, который является побратимом города Днепропетровска. Там нас ждут местные байкерские клубы», — рассказал настоятель. Группа стартует 29 апреля и вернется обратно через 10-12 дней. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ Материалы по теме «Высшие божественные силы»: жительница Воронежа потратила переведенные ей по ошибке 1 млн рублей 9 апреля, 2024 Католическая церковь выступила против смены пола, суррогатного материнства и ЭКО 9 апреля, 2024 Для школьников из затопленных российских регионов могут отменить ОГЭ и ЕГЭ 9 апреля, 2024 В России приняли закон о статусе " молодого специалиста " 9 апреля, 2024 Попавших в зону наводнения жителей Оренбургской области начали вакцинировать от гепатита А 9 апреля, 2024 В российских учебных заведениях собираются обучать профессии няни 9 апреля, 2024 Исследование: российские подростки страдают «цифровой усталостью», начавшейся во время ковида 9 апреля, 2024 Школьники на Урале избили 15-летнего подростка до сотрясения мозга из-за длины волос 9 апреля, 2024 В Госдуме разработали законопроект о полном запрете продажи вейпов 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/dnepropetrovskie-bajke...

Греческий монастырь передаст брянскому мощи апостола Андрея Первозванного 19 августа, 2013. Новостная служба Предполагается, что святыню доставят в Брянскую область 10-11 сентября, в преддверии празднования 70-летия освобождения Брянщины от фашистов. 19 августа. ПРАВМИР. В честь 1025-летия Крещения Руси в Свенский мужской монастырь в Брянской области будут переданы из Греции мощи апостола Андрея Первозванного, сообщает Интерфакс-Религия . «Выбор места неслучаен: Брянская область — солнечное сплетение русского мира, место, где соединяются судьбы трех славянских народов», — сообщили в Изборском клубе, который организует принесение мощей. Предполагается, что святыню доставят в Брянскую область 10-11 сентября, в преддверии празднования 70-летия освобождения Брянщины от фашистов. Мощи передаются из греческого монастыря Пресвятой Богородицы Касопитры по благословению его игумена на вечное поклонение и прославление. По случаю передачи мощей состоится крестный ход и облет города на вертолете с иконой. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/grecheskij-monastyr-pe...

Пасха в картинах и иконах «Сошествие во ад» и «Воскресение Христово» в отношении образа Пасхи — синонимы. 1 мая, 2016 «Сошествие во ад» и «Воскресение Христово» в отношении образа Пасхи — синонимы. Интересно, что в православной иконографии нет иконы Воскресения Христова ! Знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в российских храмах. Воскресение Христово. Сербская икона Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа. Существует, однако, немало икон, надпись на которых говорит, что перед нами «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», а реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше — в Великую Субботу. В Православной Церкви иконой Пасхи считается икона, называемая «Ανστασις» – «Воскресение Христово», к которой в России приблизительно с XVIII века стало применяться также название «Сошествие во ад». Воскресение Христово. Сербская фреска Воскресение Христово. Греческая икона Воскресение Христово. Воскресение Христово. Греческая икона Воскресение Христово. Китайский образ Сюжет «Воскресение Христово — Сошествие во ад» можно без сомнения назвать одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов. Для православного сознания свет Воскресения Христова, воссиявший даже до преисподней, является такой же зримой реальностью, как и свет Фаворский в иконографии Преображения Господня. Икона архимандрита Зинона Коптская икона Коптская икона Китайская икона Сошествие во ад. По оригиналу М. В. Нестерова Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург Воскресение. М. В. Нестеров. 1890-е. Бумага, акварель. 50,8×27,7 Государственный музей истории религии Воскресение Христово. П. И. Бромирский. 1918 г. Воскресение Христа. К. А. Штейбен. 1843–1854 гг. Холст, масло. Живописная работа в нише пилона Исаакиевского собора Христос воскресший. К. П. Брюллов. 1840-е гг. Холст, масло. 177×89. Эскиз для храма Христа Спасителя в Москве. Замысел не осуществлен.

http://pravmir.ru/voskresenie-xristovo-v...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010