VIII. Монашество, аскетическая литература, блж. Иероним Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Карташев; Шмеман. Исторический путь; Мейендорф. Введение; Meyendorff. The Orthodox Church; Chadwick; Runciman. Byzantine Civilization; Quasten. 1. Мы уже не раз упоминали монашество и монахов, что и естественно, ибо в эпоху великих догматических споров монашество играло значительную, если не ключевую роль. Поговорим о его возникновении. Монашеская жизнь появилась, как нечто определенное, в Египте и оттуда быстро распространилась по всему миру. Конечно, это не случайно, что монашество появилось в то время, когда завершились гонения и христианство стало модным. Монахи стали бескровными мучениками тогда, когда кровавое мученичество прекратилось. Они послужили некоторым противовесом «официальному христианству». Жители христианской империи подвергались опасности забыть, что Империя была иконой и символом, а не реальностью; опасность была в отождествлении Царства Божия с земным царством. Монахи, из-за своего ухода из общества в пустыню, исполняли пророческое и эсхатологическое призвание Церкви, они напоминали христианам, что Царство Божие - не от мира сего. Основная черта монашества - его фундаментально библейский характер. Пустыня - это место, где нет воды, нет жизни. Там царит смерть и дьявол. Удалиться в пустыню было актом очищения; это был уход не от жизни, а от всех суррогатов Царствия Божия, предлагавшихся обществом. И чем благополучнее общество, тем более суровые испытания накладывали на себя монахи. Немного позже монашество вернулось в города, осознав, что присутствие диавола сильно и там... 2. Довольно быстро в монашеском движении выкристаллизовались три основные формы. I. Отшельничество. Обычно его появление связывается с именем преп. Антония Великого, чье житие написал сам св. Афанасий Великий. Родился Антоний около 250 г. в зажиточной коптской христианской семье. Антоний не учился в школе и был безграмотен. Греческим языком он не владел. Около 270 г., будучи еще совсем молодым человеком, он услышал в церкви евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, раздай все, что имеешь, бедным и следуй за Мной». Этот призыв Христа произвел на юношу самое глубокое впечатление. Он раздал бедным родительское имение, после чего устремился в пустыню. Вначале он жил на краю своей деревни, но со временем удалялся все далее и далее от человеческого жилья. Однако очевидно, что он не новаторствовал, а притягивался к уже существующему и не им изобретенному пустынножительству. Жил св. Антоний в пустыне до 356 г., когда скончался 105 лет от роду. Первый период его жизни, столь любимый живописцами и писателями, - это открытая борьба с диаволом. Затем к Антонию начали стекаться ученики и последователи, и он вышел из затвора, чтобы стать их учителем и руководителем.

http://sedmitza.ru/lib/text/434727/

     В последнее десятилетие Великим Постом, когда православные пребывают в тихом молитвенном состоянии, готовясь к встрече Светлого праздника Христовой Пасхи, со стороны воинствующих атеистов, досужих сплетников и скептиков, ревнующих к доказательству истинности Православной веры с её церковным календарём, стала прицельно вбрасываться «информация» для разжигания споров, как в храме Гроба Господня в Иерусалиме появляется Благодатный огонь: чудесным ли образом с Небес или с помощью неких мифических пиротехнических «фокусов» — от «зажигалки» в кармане Греческого Иерусалимского Патриарха Феофила, от спрятанной за иконой в Кувуклии таинственной лампады, от специально смазанных «белым фосфором» пучков стеариновых свеч... Все эти попытки скомпрометировать веру в Чудо схождения Святого Света, очевидцами которого благодаря телевидению ежегодно становятся миллионы людей по всему миру, отсылают нас к недоброй памяти массированным демаршам большевистских «союзов безбожников» и идейной борьбе с религией коммунистических кафедр «научного атеизма». Сегодня, в Великую Субботу, в преддверии Светлого праздника Пасхи, по молитвам Иерусалимского Патриарха и десятков тысяч верующих, собравшихся как в храме Воскресения Христова, так и на подступах к нему, человечеству вновь будет явлен Святой Нетварный Огонь, исходящий от Гроба Господня, — подобный тому, который увидел на горе Синай великий Ветхозаветный пророк и законоположник Моисей в образе Неопалимой Купины и который поразил трёх ближайших учеников Иисуса Христа в Евангельском «Свете без пламени» при Преображении Господнем на горе Фавор. Хочу поделиться воспоминаниями о личном опыте участия в ежегодном Знамении милости Божией в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. В начале апреля 2004 года на Страстной неделе я впервые совершила десятидневное паломничество в Святую Землю. В тот год совпали православная и католическая Пасхи, предваряемые иудейским Песахом, который праздновался, начиная с Великой Среды. Политическая обстановка в Святой Земле была невероятно напряжённой. Ясиру Арафату оставалось жить всего семь месяцев. А спустя ещё год будет госпитализирован с обширным инсультом и впадёт в многолетнюю кому Ариэль Шарон.

http://pravoslavie.ru/112121.html

В предшествующей главе описание сюжетных особенностей иконы Успенского собора было прервано на упоминании о том, что средняя композиция первого верхнего ряда клейм (повествовательного) заключает в себе триумфальный мотив – Покров, выделенный всеми возможными художественными средствами в качестве смыслового центра иллюстративного повествования. Он содержит в себе основную идею трех текстовых рядов, лежащих в основе иконографии этого памятника (Акафиста – «Повести о неседальном», «Сказания об иконе Богоматери Римляныни» – «Повести о Темир-Аксаке»), – заступничество Богоматери за православных, покровительство богоизбранному городу. Собственно, начинается эта тема в среднике иконы, в ее центральном изображении, представляющем восседающую на престоле Богоматерь с Младенцем и поклоняющихся им пророков, гимнографов Иоанна Дамаскина и Козьму Майумского, а также св. Иосифа и Симеона Богоприимца. Состав восхваляющих Марию персонажей необычен, не имеет прямых аналогий и может быть понят только в связи с общей программой иконы, подчиненной прославлению чудесного избавления Москвы в 1395 году. Необычность иконографии начинается с того, что две группы из пяти пророков, одно песнописца и одного новозаветного персонажа помещены внутри средника рядом с Богородицей, а не на полях, как это чаще всего было принято в иконографической традиции изображений Богоматери с пророками на иконах XII–XVII вв. 193 Среди поздних греческих икон XIV–XV вв. можно найти исключения, сходные по степени свободной трактовки композиционного мотива. Похвалы с иконой Успенского собора, такие, например, как икона из ц.Сан Джоржо деи Греки в собрании Греческого института в Венеции, 194 где пророки со своими атрибутами представлены стоящими в ряд на земле и взирающими, запрокинув головы, на находящуюся в небесах Богородицу. Но тем не менее прямых аналогий нет. Собственно, образцы для повторения мастеру иконы Успенского собора и не были нужны; мы уже неоднократно видели в предыдущих главах, с какой изобретательностью и мастерством он соединяет традиционные иконографические мотивы в новые по содержанию сюжеты, создавая программный смысловой ряд композиций, с какой легкостью подчеркивает или стушевывает нужные символические детали, подчиняя сюжеты Акафиста историческому повествованию. Те же тенденции проявляются и в среднике. В целом композиция Похвалы воспроизводит наиболее характерный прием построения гимнографических сюжетов – регистровою схему расположения персонажей, подчиненную иерархическому принципу. В деталях же, в конкретных персонажах и их атрибутах выражена иная тема – прославление Божественной Премудрости, первопричины произошедшего чуда. В этой главе мы попытаемся проследить, каким образом раскрывается эта тема.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Журнал заседания ВЫСОЧАЙШЕ учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи 28 Ноября 1909 года. Присутствовали: Председатель, Член Государственного Совета, Обер-Егермейстер Граф С. Д. Шереметев, Члены Комитета: действительные статские советники: В. А. Косяков, Н. А. Крюков, Η. П. Лихачев, В. В. Лысогорский, ст. сов. Е. Д. Львов, а также действительный статский советник В. Г. Дружинин , архитектор дома Комитета, М. В. Красовский и и. о. управляющего делами Комитета, д. с. с. В. Т. Георгиевский . I. Открывая заседание, г. Председатель сообщил о виденной им летом текущего года в католическом соборе г. Лаона, во Франции, в высшей степени интересной иконе Спаса Нерукотворенного. Икона эта несомненно славянского происхождения, так как на ней вполне сохранилась славянская надпись «Образ Господень на убрусе». Икона эта была подарена в XIII столетии папою Урбаном, уроженцем г. Лаона, местному собору. Сам же папа Урбан получил ее, по преданию, «от святых людей». Надпись на совершенно незнакомом языке долгое время приводила в недоумение местное католическое духовенство, пока Император Петр Великий, в бытность свою в Лаоне, не разъяснил смысл надписи и что таковая сделана на славянском языке. В настоящее время икона эта находится под стеклом, в темном углу собора. Ввиду большого интереса, представляемого этой иконой, г. Председатель полагал бы обратиться к местному Епископу с просьбой приказать снять точную фотографию и прислать таковую в Комитет, а также послать тому же Епископу в подарок I т. Иконописного Подлинника. Вполне разделяя мнение г. Председателя, Комитет постановил принять вышеозначенное предложение. II.   Г. Председатель сообщил, что летом текущего года возникли следующие вопросы: а) по делу об отпуске Комитету пособия из казны в 1910 году в прежней сумме 35.328 рублей Государственный Контроль полагал ограничить размер пособия 30.000 рублей, ввиду оказывавшихся остатков от отпущенных Комитету из казны пособий в 1907 и 1908 г. г., а также значительного остатка, ожидаемого в текущем году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Продолжается паломническая поездка делегации Русской Православной Церкви на Афон 16 апреля 2013 г. 09:40 14 апреля 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , находящийся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в паломнической поездке на Святой Горе Афон, посетил Иверский монастырь. В поездке владыку Илариона сопровождают заместитель председателя ОВЦС игумен Филарет (Булеков) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь приходов Московского Патриархата в Италии иеромонах Антоний (Севрюк) , помощник председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин), сотрудник ОВЦС А.Г. Чуряков, православные миряне И.И. Саввиди, Р.Н. Чайковский, Л.М. Севастьянов и М.У. Паркер. Перед чудотворной Иверской иконой Божией Матери митрополит Иларион совершил акафист Пресвятой Богородице на греческом языке. Владыка и сопровождающие его члены паломнической группы также поклонились хранящимся в обители многочисленным мощам святых угодников Божиих, после чего имели общение с игуменом обители архимандритом Нафанаилом и братией. В тот же день паломники посетили келию святого Никодима, где подвизался преподобный Никодим Святогорец, и келию Милопотам, основанную в Х веке преподобным Афанасием Афонским. Затем митрополит Иларион и сопровождающие его лица направились в монастырь Кутлумуш. Поклонившись святыням обители, гости молились за уставным великопостным великим повечерием, общались с братией, среди которой есть несколько русских монахов. Вечером председатель ОВЦС и его спутники прибыли в монастырь Ватопед, где они были тепло встречены игуменом обители архимандритом Ефремом. Гости поклонились Поясу Пресвятой Борогодицы и чудотворным иконам Царицы Небесной «Алтарница» и «Всецарица», честным главам святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, другим мощам святых угодников Божиих. Затем они были приглашены на трапезу, после которой состоялась встреча митрополита Илариона с братией Ватопедского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/2911680.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Слово в день памяти святых отцов Седьмого Вселенского собора " loading="" decoding="" title=""/> Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний день святая Церковь вспоминает Седьмой Вселенский собор семьсот восемьдесят седьмого года. Седьмой Вселенский собор есть последний Вселенский собор, который закрывает собою период Древней Церкви, который был связан со Вселенскими соборами. Отцы Вселенского собора установили, что даже в Писании говорится об этом числе “семь”. Сказано в Библии: “Семь раз прогремели громы”. То есть, каждый Вселенский собор как некий гром, который оглушает всю вселенную истиною православного исповедания, оглашая и наставляя на всякую правду, оглушая еретические догмы. Седьмой Вселенский собор семьсот восемьдесят седьмого года был созван в связи с тем, что появились еретики-иконоборцы, которые отрицали святость святых икон и уничтожали святые иконы повсеместно. Эти еретики имели поддержку в лице византийского императора — нечестивого Льва, который преследовал почитателей святых икон и умерщвлял некоторых из них. Так, известно, преподобный Андрей, отправляясь обличить нечестивого императора Льва, пошел на рынок и купил изображение императора Льва, и в Царь-граде, когда был торжественный выход императора, он вышел перед императором, бросил на землю его изображение и стал топтать ногами. Император закричал: “Достоин смерти попирающий моё изображение!” На что преподобный Андрей сказал: “Ты сам осудил себя на смерть. Ты, попирающий изображения Христа, Божией Матери и святых!” Преподобный Андрей был умерщвлён. И, когда проходил Вселенский собор, Седьмой Вселенский собор, то святые отцы установили истину иконопочитания. Прежде всего надо обратить внимание на то, что иконографичность мира — это очевидный факт. Первая икона была создана Самим Господом Богом. Как сказано в книге Бытия: “И создал Господь Бог человека по образу и подобию Своему”. Слово “образ” — по-гречески “иконас” — означает, что человек был первой и очень достоверной иконой Самого Бога. Иисус Христос был образом — иконас — Бога-Отца. Как Он Сам говорил: “Видевший Меня, видел и Отца”. Взаимоотношение между православным мужем и православной женою — это икона взаимоотношения между Христом-женихом и Его невестою Церковью. Наши дети, которые рождаются от нас, являются образом нашего совместного бытия. Как сказано: “Двое в плоть едину”, то есть от мужчины и женщины зачинается, как отпечаток их образа, новая жизнь.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-v-den-p...

архимандрит Амвросий (Юрасов) Об иконопочитании Иконой называется освященное по особому чину изображение истинного Бога, Божией Матери, святых Ангелов и угодников Божиих («икона» с греческого языка переводится как изображение, образ). Иконопочитание выражается в поклонении, воздаянии почестей, в обращении с молитвой не к самой иконе, а через нее – к первообразу, то есть к тому, кто на ней изображен. В Священном Писании много говорится об изображениях истинных и ложных. Поэтому прежде всего необходимо «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» ( Лев.10:10 ). Ложные изображения – это кумиры, идолы, то есть творения рук человеческих, которые язычники почитали как богов, прибегали к ним за помощью, умилостивляли жертвами, воздавали божеские почести изображенным животным или истуканам. Язычники не знали единого истинного Бога и поклонялись идолам – Тельцу, Молоху, Ваалу, Астарте и пр., а это значит – поклонялись пустоте, потому что в них не было и не могло быть ни души, ни истины: «мы знаем, что идол в мире ничто» ( 1Кор.8:4 ). Желая сохранить Свой народ от идолопоклонства, Бог дал ему через Моисея строгую заповедь, запрещающую творить кумиры: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» ( Втор.5:8–9 ). Но запретив всякое идолопоклонство, Господь через того же Моисея дал повеление сделать истинное, священное изображение – ковчег и два золотых херувима на нем, скинию из виссона и на ней искусно вышитых херувимов, светильники из чистого золота и семь лампад. «Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения»,– сказал Господь Моисею ( Исх.25:22 ). И далее: «освяти их, и будет святыня великая: всё, прикасающееся к ним, освятится» ( Исх.30:29 ). Священные изображения были и в храме Соломоновом. Господь освятил этот храм, но когда Соломон, кроме истинных изображений, сделал ложные, и стал воздавать почести идолам, Бог разгневался на него и отторгнул от него царство ( 3Цар.11:5–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 9 – Иконография Одно из первых впечатлений человека, вошедшего в православный храм, – это множество образов Бога, Божией Матери и святых, как будто обступающих его со всех сторон. Эти образы, созданные художниками, называются иконами. Вся восточная часть храма, которая, как правило, оказывается прямо перед вошедшим, состоит из икон. Это иконостас. Справа и слева, на столбах храма, на западной стене – везде множество икон. Стены храма расписаны иконописными фресками, и это тоже иконы. И у каждого православного христианина дома обязательно есть иконы, перед которыми он молится, которые освящают его жилище. У кого-то они старые, написанные красками на деревянной доске, у кого-то – наклеенные на дощечку. Но главное от этого не меняется. Слово “икона” греческого происхождения. Оно означает “образ”, “портрет”. В Византии, откуда на Русь пришла Православная вера, так называли любые, даже скульптурные, изображения Спасителя, Божией Матери, святых. Почему мы говорим “святая икона”, “святой образ”? Иконы освящаются в церкви, и через это освящение им сообщается благодать Святого Духа. Известно множество чудотворных икон, через которые действием благодати совершаются чудеса, подаются помощь и утешение. Молясь перед иконой, мы должны понимать, что сама икона не Бог, а только образ Бога или святого. Поэтому мы молимся не иконе, а тому, кто на ней изображен. По словам святых отцов и учителей Церкви, “честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз”. Это означает, что поклоняясь образу Бога, мы поклоняемся Ему Самому. Когда же появились иконы? В Ветхозаветной Церкви существовал запрет на изображения Бога. Богоизбранный народ жил в окружении язычников, поклоняющихся идолам и изображениям самых диких божеств. Им служили, приносили жертвы, в том числе и человеческие. Господь же через пророка Моисея повелел Своим людям не творить себе кумиров, то есть идолов, и не кланяться им как богам. В те времена никто еще не видел Бога. Господь Иисус Христос еще не приходил на землю, и поэтому любое изображение Бога было бы воображаемым, ложным.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Заамвомвонная молитва [εχ πισθμβωνος, в рукописях также встречаются наименования εχ πισθμβωνος или τς πολσεως], молитва, читаемая священником в конце Божественной литургии , перед Пс 33. З. м. является напутственным обращением к Господу о покидающем храм после совершения службы народе (в этом ее сходство с главопреклонной молитвой после «Отче наш», в древности служившей отпустом для непричащающихся верных - см.: Taft. Precommunion. P. 193). Для чтения З. м. священник выходит из алтаря, спускается к народу и лицом к востоку (в совр. греческой практике священник становится не напротив царских врат, а немного в стороне, перед иконой Спасителя) произносит слова молитвы. Чтение З. м. предваряется возгласом диакона «Господу помолимся» и ответом хора «Господи, помилуй» . Название молитвы связано с тем, что в древней практике К-поля предстоятель для ее чтения всходил на амвон - возвышение в центре храма (или же обходил амвон вокруг, что менее вероятно - см.: Jacob. 1981; Taft. Toward the Origins. 2006. P. 13-30). В отличие от древней традиции при совр. архиерейском богослужении или при сослужении неск. священников, З. м. читает не епископ и не старший священник, а, как правило, самый младший из священников по хиротонии. Вероятно, это связано как с изменением статуса З. м. в чине литургии, так и с тем, что традиция предписывает поручать чтение З. м. новорукоположенному священнику, что некогда понималось как предоставление ему особых преимуществ. Происхождение З. м. не вполне ясно. Одним из ее прообразов может быть последняя молитва литургии из VIII кн. «Апостольских постановлений», составленных ок. 380 г.; Р. Тафт полагает, что в к-польский евхаристический чин она вошла в VIII в. (или немногим ранее) под влиянием древнего иерусалимского богослужения , где существовали сходные молитвы отпуста в конце литургии и др. служб, но свое наименование «заамвонной» получила уже в К-поле (см.: Taft. Toward the Origins. 2006. P. 307-330).

http://pravenc.ru/text/заамвонная ...

Один студент, демонстрировавший владыке установку голографического сканирования, назвал себя атеистом и попытался вступить с архиереем в мировоззренческий спор. 21 июня 2013 года, в рамках празднования 55-летнего юбилея Снежинского физико-технического института – филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан освятил в этом вузе домовый храм в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Об этом сообщается на сайте Челябинской епархии . Инициаторами открытия храма выступили руководитель филиала Оксана Линник и ректор МИФИ Михаил Стриханов. Храм расположен в одной из аудиторий лабораторного корпуса. Парадный вход в корпус выходит на широкий проспект и попасть в храм несложно любому желающему, однако прежде всего он ориентирован на привлечение интеллектуальной аудитории – студентов и профессорско-преподавательского состава. Это отражено даже в его оформлении: баннерные фрески святых Кирилла и Мефодия на стенах, между иконами – в рамках мудрые изречения, стеклянные шкафы с апологетической литературой. Посреди храма аналой с иконой апостола Иоанна, надписанной по-гречески θεολγος. Это первый храм, открытый в Снежинске за всю историю его существования. До этого православные верующие города окормлялись при храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» села Воскресенское. Не слишком далеко, но и не близко, а главное – за территорией ЗАТО. То есть для того, чтобы попасть на службу, прихожанам необходимо было следовать через КПП, ждать очереди на прохождение контроля и досмотра. Митрополит Феофан преподнес в дар новому приходу Казанский образ Пресвятой Богородицы. Ректор Михаил Стриханов наградил владыку памятной медалью, выпущенной в честь 55-летия вуза. «Новый храм – уголок соприкосновения Неба и земли, – обратился после освящения к молящимся митрополит Феофан. – И даже тот, кто сегодня отнесется к святому месту скептически, завтра может назвать его лучшим местом для отдохновения души. Таких примеров немало было, например, при восстановлении Храма Христа Спасителя». Владыка сравнил духовные центры с медицинскими: бывает, что человек, узнав о серьезном диагнозе, мечется, прибегает к помощи целителей и аутотренингов, но реальную помощь ему могут оказать лишь врачи-профессионалы. То же касается и страданий души. Главное лекарство – Божия Благодать – подается через Таинства Церковные.

http://pravmir.ru/v-snezhinskom-filiale-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010