Архив Икона Божией Матери Иверская Празднование 12/25 февраля, 13/26 октября и во вторник Светлой седмицы Иверская икона Божией Матери …Все мы являемся свидетелями знаменательного события — Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы, в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот. С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты... Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом. Патриарх Алексий II По преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери, известный как Иверская икона, впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена лютых иконоборческих гонений. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню. В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого. Летом нес он подвиг молчания на вершине неприступной скалы, зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин. Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море — иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей».

http://pravoslavie.ru/put/051026083607.h...

«— …Ворочь, Антипушка, к Царице Небесной… нипочем мимо не проходят. Иверская открыта, мерцают свечи. На скользкой железной паперти, ясной от скольких ног,— тихие богомольцы… Мы ставим свечки, падаем на колени перед Владычицей, целуем ризу. Темный знакомый лик скорбно над нами смотрит — всю душу видит. Горкин так и сказал: ″Молись, а она уж всю душу видит″». Эти теплые строки из «Богомолья» Ивана Шмелева вспоминаются, когда речь заходит об Иверской. Простыми словами сказано самое важное: Иверская икона Божией Матери издавна была окружена в Москве исключительным почитанием. В часовне у Воскресенских ворот благая Вратарница несколько веков встречала и провожала всех, кто прибывал в древнюю столицу. И сами москвичи, и пришлые просили у Нее благословения на предстоящие труды и на далекий путь. И здесь же – объяснение, почему люди так любят эту икону: правда ведь – в самую душу смотрит! Лик Пресвятой Богородицы на этой иконе скорбный и строгий, что не случайно. Вспомним, что отличительной чертой Иверской является рана на лике: в IX веке, в период богоборчества воин ударил копьем икону Божией Матери, хранившуюся у одной вдовы в Никее, и из раны тут же истекла кровь. Впоследствии икона чудесным образом «пришла» на Афон по морю и стала хранительницей Иверской обители. Список с этой чудотворной иконы впервые был доставлен в Москву со Святой Горы в середине XVII столетия. С большой долей вероятности можно сказать, что, несмотря на все перипетии ХХ века, древние чтимые московские иконы сохранились до наших дней, и это настоящее чудо. «Всю душу видит» Первый Иверский образ для Москвы был изготовлен на Святой Горе по просьбе будущего патриарха Никона, тогда архимандрита московского Новоспасского монастыря, в годы правления царя Алексея Михайловича. На иконе сохранились греческие автографы: «Писал со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)», «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского». Иконописец старался создать изображение Матери Божией, полностью идентичное тому, что на Иверской иконе, однако дополнил свой список живописными изображениями ангелов и двенадцати апостолов на полях образа. Первоначальная Иверская омывалась святой водой, и на этой воде разводились краски. Перед началом работы и до ее завершения 365 человек братии Иверона «дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую Литургию». «Иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее»,— сообщается в грамоте за подписью архимандрита Пахомия, присланной в Москву вместе с иконой и хранящейся ныне в одном из государственных архивов.

http://pravoslavie.ru/98084.html

День многознаменательный в жизни Андреевского скита. В этот день с небывалой на Афоне торжественностью освящен новый храм, которым справедливо гордятся Андреевцы и который, говорят, по величине, красоте и богатству является лучшим храмом на всем Афоне, где существует в русских и греческих обителях несколько сот храмов. Новый храм посвящен имени святого Апостола Андрея Первозванного с приделами в честь святого благоверного князя Александра Невского и св. равноапостольной Марии Магдалины. Первый камень в его основание был положен Его Императорским Высочеством Великим Князем Алексеем Александровичем во время пребывания его на святой горе, 33 года тому назад, 16-го июня, 1867 года, в память спасения жизни Августейшего родителя его, в Бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича, от злодейского покушения в Париже. Но начал строиться храм только с 1881-го года, так как у иноков не доставало средств на постройку. В 1879 и 1882 годах игумен Андреевского скита о. Феодорит, с разрешения Святейшего Синода, производил сбор пожертвований с иконой «в скорбех и печалех» в России. После этого явилась возможность начать постройку храма, фундамент которого в настоятельство о. Феодорита был доведен с основания до уровня земли. Затем постройка приостановилась, и возобновилась в 1893 году при нынешнем настоятеле архимандрите Иосифе, благодаря изысканным им средствам и щедрым пожертвованиям упомянутого Сибирякова. Постройка храма производилась нанятыми в Константинополе мастерами, при участии всей монашествующей братии, кроме болящих и престарелых, под наблюдением Константинопольского архитектора – практика Гкочо, по плану С.-Петербургского профессора архитектора Шурупова. По словам иноков, стоимость нового собора доходит до 2 миллионов рублей. И не удивительно. Он почти весь сделан из местного мрамора двух цветов: белого и серого; в виду повторяющихся на Афоне землетрясений, собор выстроен нарочито прочно, отчего снаружи здание кажется тяжелым и неуклюжим. Толщина, его стен в основании достигает до 3-х сажен. В вышину храм имеет 19 сажен, длина его равняется слишком 30 саженям, а ширина – 15 саженям. Над собором красуются 8-мь куполов, обложенных медью и выкрашенных зеленой масляной краской; главы, яблоки и кресты вызолочены. В связи с храмом возвышается колокольня, на которой около 20-ти больших и малых колоколов. Первое место среди них занимает колокол в 300 пудов, пожертвованный в скит покойной Императрицей Марией Александровной. На колокольне же устроены превосходные башенные часы, которые выбивают, с помощью колоколов, часы, получасы и четверти. Внутри собор, благодаря хорам, очень поместителен и буквально весь залит светом. Купол поддерживают громадные столбы, между которыми спускается сверху громадное красивое паникадило. Иконостас сплошь вызолочен и с разными красивыми колоннами. Все стены и иконостас расписаны художниками-иконописцами А. Трониным и Кортневым, и роспись производит очень приятное впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Закрыть Икона Божией Матери Иверская Празднование 12/25 февраля, 13/26 октября и во вторник Светлой седмицы 26.10.2007 182 Время на чтение 8 минут Иверская икона Божией Матери ...Все мы являемся свидетелями знаменательного события - Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы , в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот. С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты... Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом. По преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери, известный как Иверская икона, впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена лютых иконоборческих гонений. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: " Господи, помилуй! " Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню. В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого. Летом нес он подвиг молчания на вершине неприступной скалы, зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин. Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: " Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море - иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Иоанн Дамаскин  (родовое имя Мансур, т.е. " победительный " ) (ок.675–ок.754) [греч] – святой, память 4 декабря. Учитель церкви, выдающийся богослов, философ и гимнограф; его называют последним представителем греческой патристики. Известные нам его жития составлены намного позднее времени его жизни, и в жизнеописаниях И.Д. есть расхождения. И.Д. родился в Дамаске, в христианской семье. Получил энциклопедическое образование в греческом духе, по преданию, его соучеником был отрок Косма (впоследствии Косма Маюмский), а учителем был пленный инок из Калабрии (тоже по имени Косма). Его отец, Сергий Мансур, был высокопоставленным чиновником при арабском халифе, и после смерти отца И.Д. унаследовал его должность.  Богословские интересы у И.Д пробудились очень рано Еще в Дамаске И.Д. прославился решительной защитой иконопочитания и обличением  иконоборцев. И.Д. принадлежат знаменитые слова (числом три) " Против отвергающих святые иконы " . В Житии преподобного Иоанна рассказывается, как император Византии Лев Исавр, разгневанный на И.Д. за его сочинения против иконоборцев, отослал халифу подложное письмо, из которого становилось известно о якобы готовящемся заговоре и о намерениях И.Д. свергнуть халифа. И.Д. был заключен в тюрьму и ему была отсечена правая рука. Находясь в заточении, И.Д. долго молился перед иконой Божией Матери, и его рука чудесным образом стала целой и здоровой. О совершившемся чуде узнал халиф, который, после повторного рассмотрения дела, убедился в невиновности И.Д. В благодарность Божией Матери И.Д. заказал из серебра изображение кисти руки и прикрепил ее к иконе. Эта икона получила название Троеручицы. После этого, не долго пробыв придворным, И.Д. вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой (Косма Маюмский) отправился в монастырь Саввы Освященного, вблизи в Иерусалима, в котором  оставался до конца жизни, пребывая  в трудах молитвенных и литературных. Некоторые источники сообщают о том, что И.Д. лишь однажды надолго покинул монастырь, ради обличения иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Ему вновь пришлось перенести тюремное заключение и пытки, но удалось вернуться в монастырь.

http://bogoslov.ru/person/2861150

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 Но жена не рукавица: С белой ручки не стряхнешь, Да за пояс не заткнешь. А. Пушкин В современном мире, в значительной степени оторванном и от церковной, и вообще от патриархальной традиции, очень дорожившей крепостью семьи, сформировалось стойкое представление о браке как о союзе мужчины и женщины, может быть, и долгом, но отнюдь не вечном, чаще всего подразумевающем некоторый комфорт и удовольствие, но отнюдь не повседневную заботу и труд во благо другого. И, наверное, лишь Церковь до сих пор и до конца последовательно продолжает утверждать, что такое понимание неверно, что оно не соответствует истинному человеческому предназначению, которое мы называем замыслом Божиим о человеке. За такую непримиримую позицию Церковь обвиняют в консерватизме, в ограниченности и т. п., ибо все обоснование такого подхода видится лишь в слепом следовании традиции. Однако принцип строгого единобрачия зиждется прежде всего на христианской антропологии, основанной на библейском положении о том, что человек создан по образу Божию (см. Быт 1:26–27). Сам Спаситель, говоря о Своем отношении к разводам, ссылается на онтологическое единство мужчины и женщины, утверждая незыблемость брачных уз: …Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:4–6). Именно здесь следует искать истоки отношения Православия к браку и тайну такого феномена, как супружеская любовь. Если человек создан по образу Божию, а ‘образ’ по-гречес­киикона, то мы с неизбежностью должны прийти к выводу, что каждый из нас является Христовой иконой, великим сокровищем. В этом — не наша заслуга, это — дар Божий. Всматриваясь в окружающие нас лица, да и в свое собственное отражение в зеркале, мы не всегда способны опознать эту икону, но в какой-то момент одно из лиц нас вдруг настолько поражает, что мы начинаем в него вглядываться с особым трепетом.

http://pravmir.ru/predvoshishhenie-raya/

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь Россия, Ленинградская обл., г. Тихвин, Тихвинская ул., д. 1. В 1560 году на берегу реки Тихвинки положено было основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери, заступницы земли русской и путеводительницы православных христиан. История монастыря неразрывно связана с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери Одигитрии (что в переводе с греческого означает «путеводительница», «указующая путь»). Этот образ был написан, по преданию, святым апостолом евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии. Святой Лука послал икону вместе с текстом Евангелия и Деяний святых апостолов в дар правителю Антиохии Феофилу. Позднее, в V b. икона оказалась в Константинополе, где для нее была выстроена знаменитая Влахернская церковь-реликварий. В 1383 году, за 70 лет до падения Константинополя, «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Образ Богоматери чудесно, по воздуху, скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом со Старой Ладогой. Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа». В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая. На берег реки Тихвинки пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет. Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать и затем начали искать повсюду икону. И – о, чудо! – икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. И именно здесь и должно было возвести первую церковь Успения, что и было сделано без отлагательства всем миром и щедростью жертвователей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Сегодня утром искупавшись, поспешили в соборный храм, где по случаю празднования памяти св. Петра, родоначальника афонского монашества, началось торжественное богослужение. Собор был полон народом, но, главным образом, иноками; посторонних было не особенно много. Иноки стояли в своих стасидиях, которые, впрочем, тотчас же были уступлены нам, как мы только вошли в храм. Преосвященный стоял в настоятельской стасидии. Служил сам настоятель с многочисленной братией. Настоятель – в митре, увенчанной крестом. Богослужение совершается на славянском языке. Поют иноки большей частью по нотам, довольно стройно, хотя и не особенно гармонично. Собор мал для такого большого монастыря, как Пантелеймоновский, но очень светел. Он – не старый, заложен в 1812 году. Стеной разделен на две неравные части: притвор, поддерживаемый четырьмя громадными мраморными колоннами, в. котором, по афонскому обычаю, совершается полунощница, девятый час и повечерие, и самый, храм, опоясанный с трех сторон галереей, поддерживаемой восемью мраморными колоннами. Главный большой купол собора покоится на четырех мраморных колоннах, с капителями очень тонкой работы. От купола, вровень с его объемом, на плоских цепях спускается огромный медный круг, в связь которого входят двуглавые медные орлы и иконы. Сверху круг устанавливается восковыми свечами. В средине его висит большое русское, гроздеобразное паникадило, а с четырех наружных сторон крестообразно расположены меньшие паникадила. Это – греческий хорос. В воскресные и праздничные дни, во время выхода на средину священнодействующих, хорос с зажженными паникадилами слегка раскачивается и описывает большие круги в воздухе, от чего получается сильный, хотя и несколько театральный эффект. Иконостас – деревянный, но сплошь вызолоченный, с прекрасной и богато украшенной иконой св. Пантелеймона. Особенно старых икон в нем нет. Стены собора украшены недурной, но ничего особенного не представляющей живописью. Единственно, чем она обращает на себя внимание – это своей, так сказать, жизнерадостностью: сухих, строгих, схематичных лиц византийского подлинника здесь нет. Лики святых здесь – степенные, благоговейные, и только.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Смоленскую икону Божией Матери Сегодняшнее воскресенье совпало с празднованием Смоленской иконы Божией Матери. Этой иконой благословили в дорогу дочь византийского императора, выданную замуж за киевского князя, поэтому ее еще называют «Одигитрия» (по-гречески «Путеводительница»). И вот она стала нашей Путеводительницей ко спасению. Матери Божией отведена таинственная роль в деле нашего спасения. Еще в Кане Галилейской, когда не хватило вина, Она, обратившись ко Иисусу, сказала: «Вина не имеют». И Господь, хотя скорбел о том, что Ему сейчас придется совершить первое чудо – а это будет первый шаг на Голгофу, – все-таки претворил воду в вино для того, чтобы людей порадовать. Хотя подумаешь, вина не хватило, ничего страшного, можно еще докупить, а можно и просто чайку попить. Но Господь это сотворил, и с тех пор известно, что молитвы Матери Божией имеют такую чудодейственную, помогающую силу. Церковь из духовного опыта знает об этом. Собственно, весь духовный опыт основан на молитве. Отними молитву – и не будет никакой духовной жизни, потому что мы люди грешные и Бога не видим непосредственно, так, как видел Его Адам. Мы Бога не слышим, потому что наши чувства огрубели. Мы можем с Ним общаться только через веру и через молитву. Но многие, ходя в храм по сорок, по пятьдесят лет кряду, даже и не знают, что такое молитва . Поэтому очень часто можно слышать, как человек просит дать ему списать какую-то сильную молитву. Некоторые даже носят на себе, в кармане или на поясе, написанную молитву – думают, что сами слова их от чего-то там оградят и сохранят. Это говорит о том, что человек не понимает сути молитвы, не понимает, что сила ее зависит не от слов. Молитва есть живое обращение живого человека к живому Богу, для нее необходима вера. Человек неверующий молиться не может, он может только прочесть текст. Необходимое условие молитвы – поставление себя перед Богом или тем святым, к которому обращаешься. Но сделать это может только тот, кто несомненно верует в присутствие Бога в мире. И для этого не нужно каких-то внешних условий: едучи в поезде или скача на лошади, сидя дома, моя посуду, занимаясь с детьми, делая работу в саду, человек всегда мысленно в одну секунду может поставить себя перед Богом, то есть вспомнить о Нем. Вспомнить, что где бы он ни был, что бы ни делал, о чем бы ни думал, Господь знает, где он, знает, кто он такой и что он в этот момент думает, и хочет его спасти. Когда человеку такая мысль придет на ум, он ощущает трепет души. И поставив себя перед Богом, человек может к Нему обратиться. Зная, что Бог вездесущий, зная, что Бог всемогущ, зная, что Богу даже прежде, чем мы что-то произнесем или подумаем, уже известно, что мы произнесем или подумаем, – мы можем к Нему обратиться на любом языке: греческом, латинском, английском, японском, китайском, любом из десятков африканских языков. И каждый, кто прибегает к Богу, всегда из своего опыта знает, что Бог его слышит.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Но жена не рукавица: С белой ручки не стряхнешь, Да за пояс не заткнешь. А. Пушкин В современном мире, в значительной степени оторванном и от церковной, и вообще от патриархальной традиции, очень дорожившей крепостью семьи, сформировалось стойкое представление о браке как о союзе мужчины и женщины, может быть, и долгом, но отнюдь не вечном, чаще всего подразумевающем некоторый комфорт и удовольствие, но отнюдь не повседневную заботу и труд во благо другого. И, наверное, лишь Церковь до сих пор и до конца последовательно продолжает утверждать, что такое понимание неверно, что оно не соответствует истинному человеческому предназначению, которое мы называем замыслом Божиим о человеке. За такую непримиримую позицию Церковь обвиняют в консерватизме, в ограниченности и т. п., ибо все обоснование такого подхода видится лишь в слепом следовании традиции. Однако принцип строгого единобрачия зиждется прежде всего на христианской антропологии, основанной на библейском положении о том, что человек создан по образу Божию (см. Быт 1:26–27 ). Сам Спаситель, говоря о Своем отношении к разводам, ссылается на онтологическое единство мужчины и женщины, утверждая незыблемость брачных уз: «Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их... посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:4–6 ). Именно здесь следует искать истоки отношения Православия к браку и тайну такого феномена, как супружеская любовь. Если человек создан по образу Божию, а «образ» по-гречес­киикона, то мы с неизбежностью должны прийти к выводу, что каждый из нас является Христовой иконой, великим сокровищем. В этом – не наша заслуга, это – дар Божий. Всматриваясь в окружающие нас лица, да и в свое собственное отражение в зеркале, мы не всегда способны опознать эту икону, но в какой-то момент одно из лиц нас вдруг настолько поражает, что мы начинаем в него вглядываться с особым трепетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010