В кон. 2000-х и в 10-х гг. XXI в. в монастырском комплексе проводились ремонтно-реставрационные работы, на храмах и колокольне установлены новые купола и кресты. Арх.: АВП РИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 5436; РГИА. Ф. 796. Оп. 157. Д. 438; Оп. 163. Д. 1491; Ф. 797. Оп. 45. Отд. 2. Ст. 3. Д. 55; Ф. 1263. Оп. 2, Ед. хр. 5137; Ф. 1290. Оп. 11. Д. 1146; РГБ ОР. Ф. 765. Карт. 17. Ед. хр. 45; РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 1. Д. 204; Ф. 730. Оп. 1. Ед. хр. 2015, 2320. Ист.: СУРП. 1880. 1-е полугодие; 1885. 2-е полугодие; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по Ведомству правосл. исповедания за 1885 г. СПб., 1887; Юркевич М. На Новом Афоне: Из дневника пастыря-паломника. СПб., 1902; Восп. архим. Иерона о посещении государем имп. Александром III с августейшей семьей мон-ря Новый Афон в 1888 г. СПб., 1906; Док-ты и переписка Ново-Афонского мон-ря: (1875-1894)//К Свету. 1997. Вып. 16. С. 194-250; Монахологий Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон; М., 2013. Лит.: Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь/Сост.: а[рхим.] Л[еонид (Кавелин)]. М., 1885; Русский мон-рь св. великомученика и целителя Пантелеимона на Св. Горе Афонской. М., 1886; Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895; Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь/Сост.: И. Н[икифоров]. М., 1898; Живописное обозрение рус. св. мест. Од., 1902. Вып. 9: Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь; Никон (Рождественский), еп. На Новом Афоне. Серг. П., 1911; Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь на берегу Черного м., в Абхазии, близ г. Сухума на Кавказе. Од., 1912; Поставление нового настоятеля в Ново-Афонском Симоно-Кананитском мон-ре//ДС. 1912. Вып. 10. С. 305-313; Бронзов А. А. Архим. Иерон, настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря. СПб., 1913; Духовное торжество по случаю 25-летия св. храма во имя св. иконы Иверской Божией Матери при Ново-Афонском подворье в С.-Петербурге. СПб., 1913; Восторгов И., прот. Очерк истории Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. Салоники, 1996; К Свету: Альм. М., 1997. Вып. 16: Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь; Рус. афонский отечник XIX-XX вв. Св. Гора Афон, 2012; Милованова Н. А. Ново-Афонский Симоно-Кананитский муж. мон-рь// Она же. Абхазия христианская. Сухум, 2014. С. 134-175; Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Церк. архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства: Кон. VIII - X в. М., 2015; История Русского Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1735 до 1912 г. Св. Гора Афон, 2015; История Русского Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1912 до 2015 г. Св. Гора Афон, 2015; Монастырь св. ап. Симона Кананита в Новом Афоне. Новый Афон, 2017.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

Изначально на Афоне подвизались монахи-отшельники. Организованное монашество появилось с основанием в X в. Великой лавры преподобного Афанасия Афонского. В системе административных районов Греции Афон имеет название «Автономное монашеское государство Святой Горы». Это самоуправляемое сообщество двадцати православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года). Является крупнейшим в мире средоточием православного монашества. Верховная власть на полуострове принадлежит Священному Киноту. Он состоит из представителей двадцати монастырей, между которыми разделена вся территория Афона. Традиция запрещает доступ на Святую Гору женщинам. Пантелеимонов монастырь — один из монастырей на Святой Горе Афон. Первое русское монашеское поселение на Афоне появилось в XI веке, письменное упоминание о нем как действующей обители относится к февралю 1016 года. На Афоне принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. Первый русский монастырь на Афоне — обитель «Древодел» (Ксилургу) — был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Начиная с 1169 года, монастырь великомученика Пантелеимона стал основной русской обителью на Афоне. К концу XVIII столетия обитель пришла в запустение, но в начале XIX века была заново отстроена и весь XIX век пользовалась покровительством русской императорской фамилии. К началу ХХ века обитель значительно разрослась и стала самым большим монастырем на Афоне по площади и численности братии. К 1913 году в нем насчитывалось более двух тысяч монахов. В настоящее время братия монастыря составляет 70 монахов и послушников из России, Украины, Белоруссии, Молдавии и Грузии. В монастыре расположена уникальная библиотека, насчитывающая 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 тысяч томов печатных книг. В нынешнем году отмечается 1000-летие русского присутствия на Святой Горе Афон. Юбилейные торжества включают в себя фестивали, выставки, научные, образовательные и просветительские мероприятия, издательские и паломнические проекты.

http://patriarchia.ru/db/text/4607869.ht...

Батюшка был неиссякаемым источником рассказов о святых местах, в том числе, об Афоне, о встречах с высокодуховными людьми. Тяжело заболев, из-за чего он был облучён, о. Серафим был вынужден покинуть Афон. Много раз я слышал рассказы об Афоне священников и мирян, побывавших здесь, иногда по нескольку раз. В Данилов монастырь в первые годы после его открытия приезжали несколько афонских монахов во главе со своим игуменом. Вместе с Даниловой братией на два клироса пели припевы на акафисте. О. Евлогий, наместник Данилового монастыря (ныне архиепископ Владимирский и Суздальский), побывав на Афоне, решил в Покровском храме установить паникадило со свечами и так же как на Афоне во время полиелеев его раскачивать. Помню поручил он мне сделать это в первый раз, а я вместо покачивания паникадила стал его кружить. Наместник пришел в ужас. Тогда же появились несколько статей с описанием впечатлений наших паломников в «ЖМП». Постепенно нарастало ощущение какой-то неполноценности – я не был на Афоне! И вот, наконец, собрался ехать. Подстегнуло то, что один наш благотворитель, собравшись ехать на Афон, пригласил меня. И вот, в начале октября, 5-го числа в ночь на 6 -е, я вылетел вместе с ним на Афон. Прежде чем приступить к подробному описанию этой поездки хотел бы привести некоторые самые общие сведения о Святой Афонской горе. Не буду повторять общеизвестные вещи об Афоне, как о земном уделе Богородицы, его истории. Первое, что хотел бы отметить: в отличие от остальной части Константинопольского Патриархата, в состав которого входит Афон, здесь используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах. Трудно отделаться от ощущения двойственности, когда говоришь об Афоне. С одной стороны, консерватизм и архаичность афонских порядков, включая отношение к священному времени, с другой, Предстоятелем афонитов является патриарх, находящийся в авангарде экуменизма и модернизма в православном мире. Дилемма эта неразрешима. Это создает неизбежный дискомфорт.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2510

Изначально на Афоне подвизались монахи-отшельники. Организованное монашество появилось с основанием в X веке Великой лавры преподобного Афанасия Афонского. В системе административных районов Греции Афон имеет название «Автономное монашеское государство Святой Горы». Это самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года). Является крупнейшим в мире средоточием православного монашества. Верховная власть на полуострове принадлежит Священному Киноту. Он состоит из представителей 20 монастырей, между которыми разделена вся территория Афона. Традиция запрещает доступ на Святую Гору женщинам. Пантелеимонов монастырь — один из 20 монастырей на Святой Горе. Первое русское монашеское поселение на Афоне появилось в XI beke, письменное упоминание о нем как действующем монастыре относится к февралю 1016 года. На Афоне принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. Первый русский монастырь на Афоне — обитель «Древодел» (Ксилургу) был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Начиная с 1169 г. монастырь великомученика Пантелеимона стал основной русской обителью на Афоне. К концу XVIII столетия он пришел в запустение, но в начале XIX века был заново отстроен и весь XIX век пользовался покровительством русской императорской фамилии. К началу ХХ века обитель значительно разрослась и стала самым большим монастырем на Афоне по площади и численности братии. К 1913 году в нем подвизалось более 2000 монахов. В настоящее время братия монастыря насчитывает 70 монахов и послушников из России, Украины, Белоруссии, Молдавии и Грузии. В монастыре расположена уникальная библиотека, насчитывающая 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 томов печатных книг. В нынешнем году отмечается 1000-летие русского присутствия на Святой Горе Афон. Юбилейные торжества включают в себя фестивали, выставки, научные, образовательные и просветительские мероприятия, издательские и паломнические проекты.

http://patriarchia.ru/db/text/4469382.ht...

Кроме Пантелеимоновского монастыря до Первой мировой войны (1914–1918 гг.) на Афоне было 5 русских скитов и 66 келий. Некоторые из последних были настоящими монастырями, имея большее количество монахов, чем греческие монастыри. Особенное внимание привлекает Андреевский скит. Собор Андреевского скита – самый большой храм на Афоне. Сам скит красив, и до сих пор называется «Серай» (по-турецки – «дворец»). Главное бесценное сокровище скита – глава святого апостола Андрея Первозванного и чудотворная икона Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». В скиту была большая библиотека, но, к сожалению, летом 1958 года пожар уничтожил её. Из сокровищ русского монастыря следует упомянуть прежде всего много переносных икон, в том числе особо чтимых Пресвятой Богородицы Иерусалимской, святого Иоанна Предтечи, святого Пантелеимона, мозаичная икона святого Александра Невского и ряд других икон; части Животворящего Древа Креста Господня и много святых мощей. Особенно впечатляет библиотека, фонд которой составляет 1320 греческих и 600 славянских рукописей, 20 000 печатных книг на греческом и русском языках – очень ценные старые издания. Положение славянских монастырей на Афоне изменилось после Первой мировой войны, когда Афон отошел к Греции (ещё с 1913 года). Греки после этого стали стремиться к гегемонии на полуострове. Все жители полуострова, согласно новому закону, должны были быть греческими подданными, на Афоне должна быть одна греческая типография. Игуменами в монастырях могут быть только греки. Поселение на Афоне монахов других национальностей было затруднено. Все это привело к падению численности русских и славянских монастырей на Афоне. Если в 1914 году русских монахов на Афоне было 6 тысяч, то в 1935 году их стало 1500. В Афонских монастырях собрано более 10 тысяч греческих, славянских и других рукописей, большое количество грамот византийских императоров, сербских и русских монархов и т. д. Среди рукописей есть относящееся к дохристианскому периоду, а также много редких рукописей позднего времени. Эти собрания до сих пор не обследованы и ещё не описаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иеросхимонах Иероним, духовник Русского на Святой Афонской Горе Пантелеимонова монастыря, и его присный ученик игумен священноархимандрит Макарий. М., 2006. 2. Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895. 3. Духовное наследие иеросхимонаха Иеронима, старца-духовника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. 4. Жизнеописание иеросхиархимандрита Иеро-нима, старца-духовника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. 5. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца/Сост. архим. Никон (Рождественский) . Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1904. С. 125. 6. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и похвальное слово ему, написанное учеником его Епифанием Премудрым . СПб., 1885. 7. История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 г. Святая Гора Афон: Издание Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, 2015. 8. Киево-Печерский патерик/Пер. Е. Поселянина. М., 1900. 9. Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч.2.М., 1912. 10. Макарий (Булгаков) , архиепископ Харьковский. История Русской Церкви. Т. 4. Кн. 1. СПб., 1866. 11. Монаха Григория житие преподобного Ромила//Памятники древней письменности и искусства. СПб., 1900. Вып. 136. 12. Никон (Рождественский) , епископ. На Новом Афоне. Сергиев Посад, 1911. 13. Парфений, инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле. Ч. 2. М., 1856. 14. Старцы-возобновители Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Ч. 1. Духовник Иероним. Святая Гора Афон: Издание Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, 2014. 15. Феодосий (Харитонов), иеросхим. История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря//К Свету. М., 2000. Вып. 18. 1 Андрей Ковалевский, протоиерей. Иеросхимонах Иероним, духовник Русского на Святой Афонской Горе Пантелеимонова монастыря, и его присный ученик игумен священноархимандрит Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Австрийские власти с первых годов оккупации на­чали преследовать русские иконы, картины, богослужебные книги, церковные облачения, сосуды и взамен их рас­пространять иконы, книги и прочие принадлежности цер­ковного облачения австрийские, неправославные 172 . Вообще, летопись народно-церковной жизни в Боснии и Герцего­вине, начиная с 1878 г., почти вся исчерпывается двумя сторонами одной и той же политики австрийского прави­тельства: притеснением православного сербского населения и православной церкви и расширением или пропагандой церкви католической. Система управления австрийских вла­стей очень проста, – она вся состоит в отрицании и недопущении: не сметь быть сербами, не сметь зваться сербами, не сметь думать и чувствовать по сербски, не сметь даже читать по сербски. Австрийская почта и телеграф не при­нимают писем и телеграмм, написанных кириллицей, и сербы принуждены писать или по немецки, или по хор­ватски, т. е. латинскими буквами 173 . У босняков и герцеговинцев, как и вообще у сер­бов, существует обычай, известный под именем „слава» или „крсно име“ (крестное имя). Этот домашний праздник совершается с известными обрядами (обыкновенно совер­шается водоосвящение, режется „колач», т. е. хлеб из пшеничной муки, готовится „коливо» и зажигается воско­вая свеча). Австрийские власти запрещают в Боснии и Герцеговине справлять „крсно име», или же требуют на этот предмет, как и на другие местные торжества, каж­дый раз испрашивать нарочитое разрешение. Но и разре­шение-то это или получается слишком поздно, или обста­вляется условиями невыполнимыми, в роде того, что на празднике в честь св. Саввы и вечернем собрании в пользу местной школы в Белице, близ Зворника, запре­щены были речи, тосты и песни 174 . Всякие развлечения, песни воспрещаются с наступлением сумерек. Сербская газета „Зоря» в г. Мостаре предполагала помещать у себя иллюстрации, но когда цензура увидела, что иллю­страции заимствуются из истории сербской ( церковь и дво­рец князя Лазаря в Крушевце, монастыри Любостинья, Раваница, церковь в Такове и т. п.), то запретила их.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Господь попустил им постоянно иметь над собой бич даже до сегодняшнего дня. Палестинцы пришли с Кавказа. Они пришли в Европу через северную Индию с Чингис Ханом в ХШ веке. Их династия была у власти около ста лет. Бог вывел Израиль из Египта, и сказал, что рассеет весь народ в Палестине, чтобы они не соединились с местными жителями — филистимлянами и снова стали безбожниками. Но Бог не дал израильтянам уничтожить филистимлян, они и теперь еще преследуют евреев. А у христиан бич — мусульмане. Мы враждуем между собой, поднялись огромные силы, чтобы поссорить нас, чтобы мы враждовали между собой. Мы враждуем с теми, кто принял ислам. Сербы враждуют с сербами в Косово. И в Хорватии — тоже. Мы враждуем между собой — враждуем с сербами. Ни один хорват не был палачом, только сербы. И среди сербов, которых Австро-Венгрия успела присоединить к западной церкви во время переселения, многие бежали в Австрию и под давлением Австрии и диктатом папы вынуждены были признать западную церковь. Наш народ очень сопротивлялся, многие ушли в Россию и стали русскими. Вот, Иоанн Шанхайский. Я его лично знаю. Он мильковский монах, потом учился на богословском факультете в Битоле. Он сербского происхождения. Австрия после многих неудачных попыток обратить сербов в западную веру, стала скупать продукты у предприятий и крестьян, государство, таким образом, стало распределять продукты. Продукты давали только тем, кто признавал папу. Так, голодом принудили наш народ принять западную церковь. Сейчас потурченные сербы хуже турок, хотя по имени и по фамилии — сербы. Они до сих пор славят славу в Хорватии. Есть хорваты, которые славят славу, а известно во всем мире, славу славят только сербы. В русском православии есть что-то чрезмерно выразительное. Скажем, басы в церкви, и хоры. Не всегда тут была духовность. Царская Россия чувствовала себя слишком сильной, православие в высших кругах приобрело внешнюю парадность. Сейчас русское православие намного глубже, потому что внутреннего больше, чем внешнего. Русский народ сохранил веру. Иногда и сейчас на литургиях в России можно слышать парадное пение, но народ не обращает на это внимание, а просто молится. Не церковные сановники сохранили веру, а простой народ. Без высокообразованного священства и монашества не может быть процветания в церковной жизни. Самое крепкое православие в Румынии. Этому больше всего содействовали монахини, которые закончили богословский факультет и миссионерские курсы и были посланы по всем землям по двое. Они беседовали только с женщинами, убеждали их, что мать должна воспитывать ребенка. У них нет безбожных. Румыны приняли коммунизм, а не атеизм. В Румынии все крещены, все венчаны в церкви, нет никого, кто бы ни принял священника, не освятил дом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2865...

Оно даёт согласие на сование церковно-народного собора, служащего высшим органом управления в сербской церкви, руководит его занятиями, даёт санкцию его определениям, распускает собрание, если не сочувствует его занятиям и постановлениям. Одним словом, оно смотрит на церковно-народный сербский собор как на особого рода народное собрание и так же полномочно распоряжается им, как и другими собраниями народных представителей. Оно принимает также деятельное участие в назначении лиц на высшие церковные должности, особенно на кафедру митрополита. Вообще не смотря на свою неконфессиональность, провозглашённую в законе, австро-венгерское государство в своей политике по отношению к православной церкви преследует туже цель, какую имела в виду Иосифовская политика второй половины XVIII в., – полное подчинение интересов церковных усмотрению государства. Это господство государства над церковью сказывается в данном случае тем тяжелее, что к нему примешивается задняя мысль – о пропаганде среди сербов религии и культуры владычествующего над ними политически племени. Как тяжело кажется православным сербам иго мадьярского хозяйничанья и в их церковных делах, можно судить по следующей скорбной повести их, относящейся к 1872 году. По словам одной венской славянской газеты 1873 года (Ost und West это был год тяжкого испытания для сербского народа, какого он не испытывал в течение всей своей жизни под властью венгерской короны. Вот ряд фактов, характеризующих положение сербов в этом году: 1) увольнение архиепископа Стойковича от должности наместника патриаршего престола, незанятого уже в течение многих лет, – человека глубоко любимого и уважаемого сербами, безукоризненного настолько, что само мадьярское правительство, уволивши его, не нашлось указать для оправдания своего распоряжения никакой вины в поведении уволенного, 2) закрытие сербского церковного конгресса без всякого суда и расправы, единственно вследствие неисполнения сербами пустых, устаревших и в высшей степени унизительный, формальностей при встрече королевского коммисара, 3) противозаконное назначение нового наместника карловицкой кафедры без всякого спроса представителей сербской православной церкви и православного сербского народа, 4) ограничение прав нового патриаршего наместника в делах чисто духовных и прикомандирование королевского коммисара к сербской церкви в качестве её высшего попечителя и контролёра, 5) предоставление, вопреки церковным канонам, правительственному коммисару права надзора и распоряжения имуществами сербской церкви, права решения споров, возникающих между епископами, настоятелями монастырей, духовенством и мирянами по вопросам чисто церковным, права наблюдения за преподаванием в сербских школах, поручение озаботиться новым устройством сербских школ применительно к правительственным видам, но без должного соображения с религиозно-церковными нуждами и духовно-нравственными потребностями православного сербского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Фоки, в Константинополе Фоки, в Пафлагонии Фоки, в Трапезуйте Фриганский, в Константинополе Х алду, или Магула (скит), на Афоне Халестр, на Афоне Харитона, в Иконии Харитона, в Палестине Харонта, или Харона, на Афоне Хартаита, в Фессалонике Χαχο Хиландарский, на Афоне Хилиокомский, в Армениакской феме Хинолакка, на Олимпе вифинском Хонтракина, на Афоне Хора, в Константинополе Хремеса, близ Франкавилла Хрисоволант, в Константинополе Христины, на Афоне Христофора протовестиария, в местности Βουτου в Константинополе Хромици, на Афоне Хузива, или Хозевита, в Палестине Ц ауца, в Константинополе Цианский, в Нижней Калабрии Цимисхи, на Афоне Циркумьенский, в Сицилии Ч еловеколюбца Спасителя, на острове Косе Человеколюбца Христа, в Константинополе Черная гора, близ Антиохии Четырех Церквей, в Македонии Э акеев, на Афоне Эгинские (монастыри) Элеанский, на Олимпе вифинском Ю лиана, в Базиликате Я гари, на Афоне Новейшая литература I. Монастырские уставы (Типиконы ) Безобразов П. Материалы для истории Византийской империи: I. Неизданные монастырские уставы//ЖМНП. 254. 1887. С. 65–78. Дмитриевский А. Описание литургических рукописей. Т. 1: Typika. Киев, 1895; Т. 2: Euchologia. Киев, 1901; Т. 3: Typika. Пг., 1917. Мансветов И . Церковный устав. М., 1885. Allatius L. De libris et rebus ecclesiasticis graecorum. Paris, 1646. Delehaye H. Deux typica byzantins de Vepoque des Paleologues. Bruxelles, 1921. Galatariotou C. Byzantine Ktetorika Typikä A Comparative Study//REB T. 45. 1987. P. 77–138. Janin R. Le monachisme byzantin au Moyen Âge. Commende et typica (X е XIV е siècle)//REB T. 22. 1964. P. 5–44. Konidares I. M. Nomike theorese ton monasteriakon typikon. Athens, 1984. MacCoull L. S. B. Types in Coptic Legal Papyri//ZSR, 106. k. a. T. 75. 1989. P. 408–11. Manaphes K. A. Monasteriaka typika-diathekai. Athens. 1970. Meester P. de. Les typiques de fondation (Typika ktetorika)//SBN. T. 6. 1940. P. 496–508. Nesbitt J., Wiita J. A Confraternity of the Comnenian Era//BZ, Bd. 86 1975. S. 360–384.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010