Фрагмент дарственной надписи Иова Княгиницкого (Иезекииля Тисменицкого) на «Книге о постничествγь» свт. Василия Великого (Острог, 1594) Титульная страница «Книги о постничествγь» сет. Василия Великого (Острог, 1594) Гравюра «Свт. Василий Великий » из «Книги о постничествγь» (Острог, 1594) Икона Божией Матери «Игумения Святой Горы Афон» с картой афонских монастырей Прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий (1550–1621) Святая Гора Афон. Гравюра XIX в. Святая Гора Афон. Гравюра, 1768 г. Вид со стороны афонской отшельнической келии. Фото Сергея Шумило, 2013 г. Иоанн Вишенский и древнерусский монастырь на Афоне. Русик как центр духовного просвещения Проводы прп. Антония Печерского на Русь в афонской обители «Ксилургу». Худ. В. И. Нестеренко Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. Древнерусская обитель св. Пантелеимона («Нагорный», или «Старый Русик») на Афоне, башня свт. Саввы Сербского . Фото Сергея Шумило, 2015 г. Икона всех Афонских Преподобных с картой монастырей Святой Горы. Румынский скит «Продром» на Афоне, 1859 г. Древнерусская обитель «Старый Русик» на Афоне. Фото XIX в. Развалины древнерусской обители «Старый Русик» на Афоне. Фото нач. XIX в. Древнерусская обитель «Старый Русик» на Афоне, сев.-вост. сторона, 1744 г. Рис. В. Григоровича-Барского Панорама Бреста. Гравюра Э. Дальберга, 1657 г. «Апофазис» – акт антиунийного Православного Собора в Бресте 1596 г. о низложении епископов, отошедших в унию Подпись игумена Афонского Пантелеимонова монастыря архим. Матфея под «Апофазисом» – актом антиунийного Православного Собора в Бресте 1596 г. Начальные страницы переведенного о. Киприаном Острожанином в 1603 г. произведения митр. Гавриила Севира «Синтагматион» Запись о копировании о. Киприаном Острожанином рукописи в Остроге 12.02.1598 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лит.: [Муравьев А. Н. ] Новый русский скит св. ап. Андрея Первозванного на Афоне. СПб., 1852; [он же. ] Общежительный русский скит св. ап. Андрея Первозванного на Афоне. Од., 1866, 18692; Серай: Новый Русский скит св. ап. Андрея Первозванного на Афоне. СПб., 1858; Порфирий (Успенский), еп. Второе путешествие по св. горе Афонской... в годы 1858, 1859 и 1861, и описание скитов Афонских//Восток христианский: Афон. М., 1880. С. 437-464; Происхождение и основание общежительного скита во имя св. ап. Андрея Первозванного и прп. Антония Великого на Св. Горе Афонской. Од., 1885; Одесское и Константинопольское подворья Русского Свято-Андреевского на Афоне скита и краткая история означенного скита. Од., 1886; Записки о жизни и подвигах в Бозе почивших основателей Русского Св.-Андреевского общежительного скита на Св. Горе Афонской иеросхимонахов Виссариона и Варсонофия и священноархим. Феодорита, их сотрудника и второго настоятеля скита, и некоторых других их сподвижников и собеседников: С прил. крат. сведений о нынешнем настоятеле скита иеросхим. Феоклите. Од., 1889; Краткий ист. очерк Русского на Афоне Св.-Андреевского общежительного скита: С прил. повествования о чудесах от принадлежащей сему скиту иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». Од., 1890, 19126; Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895. С. 256-268; Никанор (Каменский), еп. Воспоминания о Св. земле и Афоне. СПб., 1898. С. 52-53; Каталог книгам Русского Андреевского общежительного скита на Св. Горе Афонской. Од., 1898; Лопухин А. П. История христианской Церкви в XIX в. СПб., 1901. Т. 11. С. 140-142; Летопись Русского Св.-Андреевского скита на Афоне (1841-1863). СПб., 1911. Т. 1; Альбом видов Русского Св.-Андреевского скита на Афоне: (Виды обителей, церквей, подворий и проч.). Од., 1914; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 602-606; Козлов В. Святая гора Афон и судьбы ее рус. обитателей//Дипломатический ежегодник, М., 1992. С. 227-248; Варсонофий [Судаков], еп. Афон в жизни Русской Православной Церкви в XIX - нач. XX в. Саранск, 1995. С. 108-128; [Мат-лы по имяславию]//Начала, 1995. М., 1996. 1/4. С. 7-200; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 1997. Σ. 398; С. 707-709; Августин (Никитин), архим. Афон и Русская Православная Церковь//БТ. 1997. Сб. 33. С. 103-106; Кадас С. Св. Гора Афон: Мон-ри и их сокровища. Афины, 1998. С. 48; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 1999. Σ. 67; Горбунов Д. А. Краткая история имяславских споров в России нач. ХХ в.//Церковь и время. 2000. 3 (12). С. 179-220.

http://pravenc.ru/text/115350.html

С.В. Шумило Содержание Роль Афона в истории культуры и духовности Украины. (вместо предисловия) Малоизвестный запорожский скит «Черный Выр» на Афоне: по материалам украинских архивов Статус Афонских обителей Афонский Зографский монастырь и его связи с Украиной Положение русского монашества на Афоне и основание скита «Черный Выр» в XVIII в. Афонский скит «Черный Выр» и его связи с запорожской сечью Ктиторство запорожских казаков на Афоне Насельники «Черного Выра» и их отношения с прп. Паисием Величковским «Знатный запорожец» на Афоне «Казацкий епископ» Анатолий (Мелесь) и Афон Водным путем «Из Запорожья на Афон» Дикеи и некоторые иноки «Черного Выра» Сохранившиеся описания «Черного Выра» Греческая революция и запустение «Черного Выра» и других обитателей Афона «Малороссийский» Ильинский скит и другие обитатели на Афоне в XIX в. Памятник присутствия запорожских казаков на Афоне Сокращения   К 1000-летию древнерусского монашества на Святой Горе Афон Международный институт афонского наследия в Украине   Роль Афона в истории культуры и духовности Украины 1 . (вместо предисловия) Афон c его многовековым наследием в течение многих столетий играл исключительно важную роль в развитии отечественной духовности и культуры как в эпоху Киевской Руси, так и в период национально-освободительной борьбы украинского народа в XVII в., и в более поздние времена, влияя при этом на самобытность национальных религиозных традиций в Украине. Особенно важным было основание и становление под влиянием Афона Киево-Печерского монастыря, который стал своего рода «рассадником» и центром монашества, духовности, книжности, культуры и просветительства в Киевской Руси. Первое известное письменное упоминание о киеворусском монашестве на Афоне относится к 1016 г. Под этой датой в одном из святогорских документов, которые хранятся в библиотеке Великой Лавры на Афоне, зафиксированы подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них такая надпись: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Роса, свидетельствуя, собственноручно подписал» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тахиаос А.-Э. Присутствие русских монахов на Афоне… См. Акты 1188, 1194 годов. Мошин В. А. Русские на Афоне и русско-византийские отношения в ΧΙ–ΧΙΙ вв. С. 315–316. Русского на Святом Афоне монастыря... С. 50–60 6). Издатели ошибочно датируют этот акт 1143 годом. Соловьев А. В. История Русского монашества на Афоне. Белград, 1932. С. 142. Там же. История Русского Свято-Пантелеимонова Монастыря на Афоне с древнейших времен… С. 76. Соловьев А. В. История Русского монашества на Афоне. С. 141. Еп. Порфирий (Успенский). История Афона. Т. I. М., 2007. С. 441. Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. СПб., 1868. Т. I. С. 231. Т. III. С. 165. Вероятнее всего, с началом раздробленности сузился стратегический кругозор русских князей, забывших о своем присутствии в Святой Земле, несмотря на то, что в Иерусалим никогда не зарастала тропа для русских паломников. В XIX веке Россия вновь придет к осознанию необходимости своего присутствия в Святой Земле. Так возникнет ИППО — Императорское Православное Палестинское Общество. Один из основателей ИППО В. Н. Хитрово, размышляя о значении для России Русской Обители на Афоне, скажет, между прочим: «...Ах, если бы такой Монастырь был бы у нас в Святой Земле, — это было все, о чем мы могли бы мечтать!..» Но ведь такой монастырь когда-то существовал, и, будучи забыт Отечеством, исчез к концу XII века, то есть еще до вторжения на Русь монголов. История Русского Свято-Пантелеимонова Монастыря на Афоне с древнейших времен… С. 77. Не исключено, что святитель Михаил является одной из ключевых фигур в истории Русского монастыря: он мог подсказать князю Владимиру идею создания центра русской духовности на многонациональном Афоне; мог также ходатайствовать перед императорской властью о предоставлении такой возможности. В архиве Пантелеимонова монастыря сохранилось описание этой статьи в письме архим. Макария (Сушкина) иеросхимонаху Иерониму (Соломенцову) из Константинополя: АРПМА. Оп. 23. Д. 9 (док. 3940);д. 16 (док. 3943). Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. М.; СПб., 2011. С. 184.

http://pravoslavie.ru/93621.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Архимандрит Леонид (Кавелин) и собрание славянских рукописей в библиотеке монастыря святого Павла на Афоне Архимандрит Леонид (Кавелин) и собрание славянских рукописей в библиотеке монастыря святого Павла на Афоне Статья посвящена книговедческой деятельности архимандрита Леонида (Кавелина), отмечена его роль в развитии книжной культуры. Особое внимание уделено архивным документам, свидетельствующим о вкладе архимандрита Леонида (Кавелина) в изучение рукописного собрания библиотеки монастыря св. Павла на Афоне. Впервые рассматривается связь этой библиотеки с Московским публичным музеем. Изучение истории монастырских библиотек и их книжных собраний, многие из которых к настоящему времени утрачены, представляется актуальным для книговедов, библиотековедов. Библиотека монастыря св. Павла на Афоне, речь о которой пойдет в данной статье, ныне существует, и ее фонд представляет интерес для современного исследователя.   Монастырь святого Павла расположен на юго-западном побережье Афонского полуострова. Изначально обитель была греческой и называлась Агиу Павлу. Со времени сербского царя Стефана Душана Сильного (князь с 1336, царь с 1347 по 1356) постепенно заселялась иноками-сербами. В период междоусобиц XII в., после смерти царя Стефана, иноки переселялись из Сербии на Афон. С собой они увозили церковную утварь и книги, чтобы спасти их от уничтожения. В XIII-XIV вв., когда Афону покровительствовали правители Сербии и Болгарии, число монахов славян в Павловской обители, по сравнению с греками, преобладает. Под управление сербского игумена Свято-Павловский монастырь переходит в 1354 г. Иноки известного Ресавского монастыря, поселившиеся в Свято-Павловской обители, значительно пополнили и обогатили книгохранилище славянскими рукописями с. 24-29]. Таким образом, в хранилище монастырской библиотеки складывается замечательная коллекция рукописей на славянских языках. Падение Сербского государства в 1459 г. негативно отразилось на состоянии монастыря, который к концу XVIII в. перешел в ведение монахов-греков.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2888

76 История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен. Т. 4. С. 234, 241–244. 78 Архив Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. 328. L033325. Иван Вишенский. Зачапка мудраго латынника с глупым русином. 210 л. 81 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 1. Л. 70–71 об.; Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. С. 69; История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен. Т. 4. С. 217, 219–220; Акты Пантелеимонова монастыря. С. XVI. 83 Российский государственный исторический архив (СПб.). Ф. 823. Оп. З. Д. 53; Apofasis//Ekthesis, albo Krótkie zebranie spraw, które sif dzialy na partykularnym, to jest pomiestnym ynodzie w Brzeciu Litewskim. W Krakowie, roku od stworzenia wiátá, 7104. A od wielenia Páná nászego Jezusá Christusá 1597. Str. 31–33; Апофазис, декрет Брестского православного собора//Памятники полемической литературы в Западной Руси//РИБ. Т.19. Кн. 3. СПб., 1903. Стб. 329–376; Боротьба проти та (Х – початок XVII ст.): Зб. К., 1988. С. 142–144; Тимошенко Л. В. Берестейська 1596 р. Дрогобич, 2004. С. 29–35. 85 Там же. Д. 63. Док. А000440. Грамота царя Феодора Иоанновича о приезде в Москву игумена Русика за милостыней (1592). Л. 1–1об. 86 Там же. Оп. 18. Д. 2. Док. А 000586. Фирман Махмудапаши (1569). Л. 1; Порфирий (Успенский) , архим. Указатель актов, хранящихся в обителях Святой Горы Афонской. СПб., 1847. 32–19; Азария (Попцов), иером. По поводу вопроса об Афонском монастыре святого Пантелеимона. Статьи «Любителя истины». СПб., 1874. С. 107–111; История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен. Т. 4. С. 226–228. 87 АРПМА. Оп. 18. Д. 2. Док. А 000586. Фирман Махмудапаши (1569). Л. 1; История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен... С. 226–227. 90 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 2. Л. 82–83; РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 2. Л. 64 об. – 67 об.; Дuмumpujebuh С. М. Документа хилендарске архиве до XVIII века. Споменник Српске кр. akaдeмuje, 1922. С. 23, 27; Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. Ч. I. СПб., 1858. С. 137–138; Мошин В. А. Русские на Афоне и русско-византийские отношения//Из истории русской культуры. Т. 2. Кн. 1. Киевская и Московская Русь. М., 2002. С. 315; ЧДОИР. М. 1871. Кн. 1. Отд. 2. С. 63–66; Акты Пантелеимонова монастыря. С. XVII; История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен. Т. 4. С. 229–231.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По своему национальному составу обитель стала смешанной, объединив в своих стенах как российских, так и украинских монахов. Возрождение этой древнерусской афонской твердыни имело самое благотворное влияние на предотвращение имевшихся противоречий между монашествующими из России и Украины. Постепенно, преодолев все разногласия, и «малороссийский» Ильинский, и «великороссийский» Андреевский скиты на Афоне признали духовный авторитет Русика, к которому даже обращались за помощью в урегулировании внутренних споров. К 1912–1914 гг. общее число братии в Пантелеимоновом монастыре составляло свыше 2000 человек 183 . Только от Подольской губернии в Русике подвизалось 340 человек, от Херсонской – 243, Киевской – 187, Полтавской – 148, Черниговской – 140 184 . Одно лишь село Таркановка Каменец-Подольской губернии дало Пантелеимонову монастырю в конце XIX – начале XX в. 51 насельника 185 . Кроме того, до Первой мировой войны более 400 выходцев из Украины подвизалось в «малороссийском» Ильинском скиту 186 . Большое количество уроженцев украинских губерний в начале XX в. подвизалось и в многочисленных русских келлиях и каливах при других монастырях, коих насчитывалось на Святой Горе 269 187 . 168 О посещении Русика Царственными Особами и другими замечательными лицами/Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеймона на святой горе Афонской. Изд. 7-е. М., 1886. 171 Историческое описание русского св. славного пророка Илии скита, что на Афоне. М., 1860. С. 25; Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле. В 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 317, 322–323, 401–402; Феннел Н., Троицкий П., Талалай М. Указ. соч. С. 93–96; Указ. соч. С. 229–231. 172 Историческое описание русского св. славного пророка Илии скита, что на Афоне. М., 1860. С. 25. 179 Путеводитель по Св. Горе Афонской/Сост. А. А. Павловс кий. Афон: Изд. Братства Русских обителей на Афоне, 1913. С. 126, 153–156; Троицкий П. История русских обителей Афона в XIX-XX веках. М., 2009. С. 237–238; Указ. соч. С. 225–226. 184 Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Серия: Русский Афон XIX-XX вв. Афон: РПМА, 2013. Т. 2. С. 6. Читать далее Источник: Шумило С. В. «Духовное Запорожье» на Афоне. Малоизвестный казачий скит «Черный Выр» на Святой Горе. — К. : Издательский отдел УПЦ, 2015. — 116 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Между католичеством и православием почему-то идут конфликты. Но, наверное, у них есть люди, которые истинно верят в Бога, по-настоящему и с открытой душой… — Я думаю, что Бог будет судить и нас, и католическую церковь. Ясно, что то, что они исповедуют, это неправильная вера. Но нам надо думать не о том, как будет судить Бог других людей, а о том, как Он будет судить нас. Верующих хороших людей, думаю, у католиков очень много. И эти простые верующие не несут ответственности за действия тех, которые руководят деятельностью католической церкви. — Батюшка, вы бывали на Афоне. Как живут люди там? — На Афоне сейчас большие проблемы. Афон делается другим. 25 лет тому назад я слышал об Афоне от одного послушника, который прожил там год, а последние пять лет каждый год я бывал там сам. И тот образ Афона, который этот послушник тогда создал своим рассказом в моем сознании, я уже на Афоне через двадцать лет не нашел. Я заметил, что даже за те пять лет, что я бывал на Афоне, Афон изменился очень сильно. — В чем эти изменения? — Вторгается цивилизация, мощная, очень сильная: строятся дороги, проводится электричество, связь, появляется всякая современная техника, большое количество людей, шум. Везде стоят телефонные кабины, из которых можно позвонить в любую точку земного шара, монахи ходят с мобильными телефонами. На Афоне появились монастыри и скиты (их называют зилотскими), которые откалываются от единства православных монастырей, не имеют евхаристического общения с другими монастырями на Афоне. Там очень много келиотов, таких монахов-зилотов, которые не признают никакой власти, никаких паспортов. Очень большие трудности в общении между славянскими и греческими насельниками. Некоторые монахи поддерживают Вселенского патриарха, большинство же не одобряет его экуменическую политику. Последний, всемирно известный, старец отец Паисий недавно скончался, хотя есть и другие старцы, но преемника такого известного старца, как отец Паисий, сейчас нет. Так что на Афоне целый узел неразрешенных проблем.

http://pravmir.ru/miloserdie-opredelyaet...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Равноапостольный князь Владимир и Русский Афон. К вопросу об основании древнерусского монастыря на Афоне во времена св. князя Владимира Киевского Равноапостольный князь Владимир и Русский Афон. К вопросу об основании древнерусского монастыря на Афоне во времена св. князя Владимира Киевского Формирование монашеской традиции на Руси восходит ко временам Великого князя Киевского Владимира Святославовича (+1015), вскоре после его женитьбы на византийской принцессе Анне и Крещения Руси. Так святитель Киевский Иларион Русин в своем знаменитом похвальном слове, посвященном памяти князя Владимира, — «Слове о законе и благодати», произнесенном между 1037 и 1043 гг., утверждает, что уже во времена Владимира в Киеве «монастыреве на горах сташа, черноризцы явишася». К этому периоду, по всей видимости, восходит и первое появление русских паломников и иноков на Святой Горе Афон. К сожалению, точных документальных свидетельств этому не сохранилось. В архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря самые древние акты, касающиеся русского святогорского монастыря, относятся к 1030 и 1048 гг. Из них мы узнаем, что русская Свято-Успенская Богородичная обитель «Ксирургу» (греч. ξυλουργς – плотник или древодел) к 1030 г. уже имела статус Игуменария (акт 1), а в указе византийского императора Константина IX Мономаха от 1048 г. именуется Царской Лаврой (акт 3). Более древние документы из-за многочисленных пожаров и разорений обители не сохранились. Отсутствие в архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря более давних актов долгое время заставляло сомневаться в достоверности святогорского предания о восхождении русского монашества на Афоне и основании здесь первой древнерусской обители ко временам князя Владимира. Однако в 1932 году в архивах Великой Лавры св. Афанасия на Афоне группой французских исследователей во главе с выдающимся византинистом проф. Полем Лемерлем, занимавшимися поисками и изданием древних актов афонских обителей, удалось обнаружить неизвестный до того документ, подтверждавший более древнее происхождение русского монастыря на Афоне.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2625

За успешным вступлением в К-поль Иоанна V (22 нояб. 1354) последовали отречение Иоанна Кантакузина от престола и поступление его в Манганский мон-рь (10 дек. 1354). Водворение на византийский престол Иоанна V и удаление Матфея Кантакузина имели последствием возвращение К. в 1355 г. на К-польскую кафедру, на к-рой он оставался до конца своих дней. В 1363 г. К. отправился в Серры для встречи с вдовой Стефана Душана. По повелению Иоанна V он выступил посредником в деле о заключении мира с сербами и должен был договориться о военной помощи последних в борьбе против турок. Однако в кон. июля или в авг. 1364 г. (или 1363) К. скончался ( Γνης. 1980. Σ. 100-106; Podskalsky. 2000. S. 198, 298-299, Anm. 1311; о др. датировках см.: Δελικρη. 2004. Σ. 40-41). В Житии прп. Максима Кавсокаливита рассказывается, что по пути в Сербию К. посетил на Афоне св. Максима, который предсказал ему скорую кончину (см.: Halkin. 1936. P. 48. 6-10; ср.: Ibid. P. 94. 14-29). К. умер в Серрах, возможно от моровой язвы, эпидемия к-рой свирепствовала в то время. Высказывалось также мнение, что К. был отравлен сербами (см., напр.: Κουρλας. 1929. Σ. 123), но Иоанн Кантакузин не считал эти слухи соответствующими действительности ( Cantacus. Hist. 4. 50. T. 3. P. 360. 21 - 361. 23). К. был погребен в присутствии афонских монахов в кафедральном соборе Серр (Ibid. T. 3. P. 361. 24 - 362. 7; Мошин. 1946. С. 206). Возможно, место захоронения К. находилось в парекклисионе, прилегающем к сев.-зап. углу нартекса храма св. Феодоров (Серрской старой митрополии) (см.: Καφταντζς. 1993). Не исключено, что этот парекклисион был возведен как своего рода усыпальница К. (см.: Δελικρη. 2004. Σ. 44). Вскоре К. стал почитаться во святых, память его совершается 20 июня ( Γεδεν Μ. Ι. Βυζαντινν Εορτολγιον. Κωνσταντινοπολις, 1899. Σ. 116). К. был ревностным пастырем, радевшим о нравственном совершенствовании клира и церковного народа. В дек. 1350 г. К. избрал из числа к-польских священников наиболее благоговейных и опытных и особым постановлением назначил их в качестве экзархов в каждый приход, с тем чтобы они наблюдали за остальными клириками и давали наставления и указания (см.: Miklosich, M ü ller.

http://pravenc.ru/text/1320095.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010