Стефана, в Риме Стефана, во Фригии Стефана и Кассиана, в Риме Стефана de Fonte, в Галлиполе Стефана Мессанского Стефана Первомученика, в Аете Стефана Первомученика, в Фессалонике Стефана Первомученика, или мученика Eremitarum, близ Кротоны Стефана το Βωσκο, близ Гиераце Стила, близ Неаполя Стила, в Арзафии Стила, на Крите Стила, или св. Павла, на Латре Стратоникийский, на Афоне Студийский, в Константинополе Сухого Потока, на Афоне Т арасия, в Даматрии Тарасия, в Константинополе Терретский, в Калабрии Трахала, на Афоне Траяна, на реке Сангарисе Триглейский, на Олимпе вифинском Трифона, в Халкидонской митрополии Трифона, на Афоне Трихаликс, на Олимпе вифинском Трогалла, на Афоне Троицы, в Апулии Троицы, в Афинах Троицы, в Иерусалиме Троицы, в пределах Салерно Троицы, в Хилиокоме в Армениакской феме Троицы, на Афоне Троицы, или Новый Сион, на острове Халки Троицы Βενουσ ς, в Южной Италии Троицы de Cancellario, в Панорме Троицы Mileti, в Апулии Туррийский во имя Богородицы, в Италии У спения Божьей Матери, в Константинополе Утотелаос, на Олимпе вифинском Ф аворский, на горе Фаворе Факина, на Афоне Фалакра, на Афоне Фантина Praetoriati, в Южной Италии Феликса de Marco, в Калабрии Феодора у источника, в Константинополе Феодора Milatii, в Сицилии Феодора Никотера, в Калабрии Феодора Тирона, в Константинополе Феодосии, в Константинополе Феодосия патриция, в Константинополе Феодосия, в Палестине Феодосия патриарха, на острове Теревинфе Феоктиста, в Палестине Феоктиста, на Афоне Фессалоникийский, или Пантелеимона, на Афоне Фиваида (пустыня), в Египте Филадельфа, на Афоне Филарета, или Назария, в Калабрии Филиппа, в Константинополе Филиппа, в Локрах Филиппа, в Луции в Сицилии Филиппа, на Афоне Филиппа Агирского, или Великого, в Мессане Филиппа de Fragala, в Деманской долине Филиппа и Николая, в Таренте Филиппика, в Хрисополе Филокала, или Филокалии, в Фессалонике Философа, во имя Богородицы, в митрополии Древних Патр Филофея, в Константинополе Филофея, или Фтери, на Афоне Флора и Лавра, в Константинополе

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Мартина Blasio, близ Россано Мартинакия, в Константинополе Μεγ στη μον, на Олимпе вифинском Мелетия, в Пелопоннесе Меркурия, близ Пальмы в Италии Меркурия de Тгаупа, в Сицилии Месокапила, в Константинополе Мидикария. в Константинополе Мидикия, на Олимпе вифинском Миницы, на Афоне Мины, близ Россано Мины, на Афоне Мирелея, или Романа, в Константинополе Мирриния, в Афинах Митрофана, на Афоне Михаила, в Иерихоне Михаила, в Тройне в Сицилии Михаила Архистратига, близ Пальмы в Италии Михаила Архистратига, в Катаскепе близ устья Понта Михаила Архистратига, в Константинополе Михаила Архистратига, на Афоне Михаила Архистратига, на Оксии Михаила Архистратига τν Σικυν, в Южной Италии Михаила Фавальского, в Калабрии Михаила (Керуллария), в Константинополе Мокия, в Константинополе Моисея, на Фаворе Моноватон Монокастанский, в Константинополе Моноксилита, на Афоне Мороксимина, на Афоне Морохарзана Мунтанийский, в Кизической митрополии Мустакона, на Афоне Н азария, близ Семинары Нарсийский, в Эгейской феме Неакион, на Афоне Неакита, на Афоне Неврокопа, на Афоне Неизвестный, в Вире в Константинополе Неизвестный, в крепости Агате близ Неаполя Неизвестный (женский), в Дамаске Неизвестный (женский), в Иерусалиме Неизвестный (женский), в Тамасе Неизвестный (женский), на острове Хиосе Неизвестный, основанный Галоликтом, на Сангарисе Неизвестный, построенный импер. Мануилом Комнином в Киликии Неизвестный, построенный Иоанном Ректором, в Константинополе Непостижимого Спасителя, в Константинополе Нерукотворный, или Авраамитов, в Константинополе Никандра, в Мессане Никандра, в Сицилии Никандра s. Nico Никитиата, в Вифинии Никифора Никифора, на Афоне Никодима монаха, близ Лакедемона Николая, в Мариоте в Калабрии Николая, в Монополисе Николая, в Фессалонике Николая, в Южной Италии Николая, на Афоне Николая, на поле Стенимахском Николая Греческого, близ Бари Николая (Дафна, или Дохиар), на Афоне Николая de Camato, в Ронке Николая de Canneto, в Калабрии Николая de Cipullo, в Кротоне Николая de Drosis, в Калабрии

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

461. Мерку рий, монах. В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя. М.. 1996. 462. Милюк ов П. Запросы религиозной мысли. — День, 29.04.1914 463. Митерикон. Собрание наставлений аввы Исайи всечестной инокине Феодоре. [Пер.] епископа Феофана. Изд. 2–е, дополненное. М., 1898. 464. Михаи л (Козлов), архимандрит. Рассказ странника, искателя молитвы. — Символ 27. Париж, 1992. С. 7—135. 465. Михай лов П. Лингвистические аспекты имяславия в сопоставлении с представлениями Святых Отцов о языке. — Богословский сборник Православного Свято–Тихоновского богословского института. Вып. VIII. М., 2001. С. 70—86. 466. Модес т, епископ. Письмо к А. Л. Гарязину, издателю «Дыма Отечества». — Колокол. 24.05.1914 2417). 467. Монахи–бунтовщики. — Новое время, 19.07.1913 13416). 468. Монур с. Афонские события и гос. дума. — Жизнь Волыни, 22.03.1914 469. Моя жизнь во Христе. Мысли о богослужении Православной Церкви. Мысли благоговейного христианина о Церкви или обще- стве верующих, о храме, о Литургии и о православном богослужении вообще. Из дневника кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Часть 3. СПб., 1894. 470. [Муре тов М. Д. Письмо преосвященному Феодору, епископу Волоколамскому, ректору МДА.] —Антон ий (Булатович), иеросхи–монах. Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус. М., 1913. С. XI-XIV. 471. Я. В. Аг итация афонцев. — Московские ведомости, 11.08.1913 185). 472. Н. В. Дело афонских монахов. — Московские ведомости, 1.12.1913 277). 473. На Афоне. — Биржевые ведомости, 23.06.1913 13 612). 474. На Афоне. — Русская молва, 23.06.1913 189). 475. На Афоне. — Русская молва, 9.07.1913 205). 476. На Афоне. — Русские ведомости, 23.06. 1913 144). 477. На Афоне. — Русские ведомости, 5.07.1913 154). 478. На Афоне. —Русское слово, 20.01.1913 17). 479. На Афоне. — Русское слово, 8.02.1913 32). 480. На Афоне. — Русское слово, 10.04.1913 481. На Афоне. — Русское слово, 12.06.1913 134). 482. На Афоне. — Русское слово, 20.06.1913 141). 483. На Афоне. — Русское слово, 6.07.1913 155).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Николая de Fico, в Италии Николая de Nuda, в Южной Италии Николая de Pellerea, в Сицилии Николая de Peratico, в пределах Колюбрария Николая de Usa, в Сицилии Николая Казолы, близ Отранто Николая Calamachi, в Катанской епархии Николая Касульского, в Константинополе Николая Моливотон, в Константинополе Николая Рувадон, на Афоне Николая το φλκωνος, в Редесто Николая το Κοφιν, в Урзуле Николая Хрисокамаха, на Афоне Никона Метаноите, в Лакедемоне Ниматорейский, близ Понта Ниси, на Крите Нисийский Новая обитель, в Константинополе Новой Одигитрии το Πατρς, или de le Patire, или de Patirio, около Россано Новый Монастырь ( Να Μον), на острове Хиосе Новый Сион, или Св. Троицы, на Халки Носсиев, в Константинополе О дигов, или во имя Богоматери Одигитрии, в Константинополе Олимп вифинский Олимп фессалийский Онуфрия, на Афоне Онуфрия da Calatabiet, в Калабрии Онуфрия, в Нижней Калабрии Онуфрия, у реки Колюмны Онуфрия, близ крепости Нои Орфогматский, на Афоне П авла, в Антиохии Павла, в Константинополе Павла, на Афоне Павла, или Стилá, на Латре Павла Апостола, на Афоне Палеомонастирион, на Афоне Παναγ α τν Βλαχρνων, близ Афин Παναγ α, на острове Проте Παναγ ου, в Константинополе Панагия Рувадон, на Афоне Панкратия, близ Реджио Панкратия, близ Филадельфа в Сицилии Панкратия, в Сицилии Панкратия de Briatico, в Калабрии Пантанасский, или Владычицы, в Константинополе Пантелеимона, близ Мессаны Пантелеимона, в Константинополе Пантелеимона, на Афоне Пантократор, в Константинополе Пантепонта, в Константинополе Папикий (гора), в Македонии Параскевы, в Локрской митрополии Параскевы de Vanella, в Сицилии Перивлепт, в Константинополе Петра, в Италии Петра, в Ное Петра, на Афоне Петра, на Широкой реке в Сицилии Петра Алипа, на Афоне Петра de Agro, в Сицилии Петра de Deca, в Сицилии Петра το Βαρυχλλα, у гор. Урсула Петра и Павла, близ Елеона Петра и Павла, близ Семинары Петра и Павла, в Таренте Петра и Павла de Itala, в Сицилии Петра и Павла de Spanopetro, в Италии Пиламийский, близ Константинополя

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

30 декабря 1990 г. возведен в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского. Особенно велика роль владыки Амфилохия в восстановлении духовной жизни и многочисленных храмов и монастырей Черногорско-Приморской епархии, практически полностью разоренной во времена Тито и Моше Пияде. Владыка Амфилохий – доктор богословия honoris causa Московской духовной академии, Института теологии Белорусского государственного университета, Санкт-Петербургской духовной академии и др. Владеет русским, греческим, итальянским, немецким и французским языками. Автор многих переводов с сербского на греческий и с греческого на сербский язык. Член Союза писателей Сербии и Черногории, автор многих духовных книг, научных работ, поэтических произведений. 2 Святитель Петр Цетинский (1749–1830) – митрополит и правитель Черногории. Во время битв с турками предводительствовал сербами в сражениях с мечом в одной руке и с крестом – в другой. Автор Стеги – первого письменного закона Черногории, состоящего из 33 пунктов и написанного во славу Пресвятой Троицы. Святитель Петр Цетинский – автор истории Черногории до 1711 г., писем и более 260 архипастырских посланий. Нетленные мощи святителя почивают ныне в Цетинском монастыре. Память его совершается 31 октября по новому стилю. 3 Владыка Раде – часто встречающееся народное наименование (по светскому имени) величайшего сербского и крупнейшего южнославянского поэта, «ловченского тайновидца», митрополита и правителя Черногории Петра II Петровича Негоша (1813–1851). По примеру своего дяди и наставника, святителя Петра Цетинского нередко предводительствовал сербами в битвах с турками. В Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви Негош почитается как местночтимый святой. 4 Цитата из драматической поэмы Негоша «Горный венец» (1847), посвященной кровавым и суровым событиям конца XVII – начала XVIII века: изгнанию потурченцев из Черногории. 5 Битвы при Крусах и Мартиничах (1796) – знаменательные битвы, в которых турки, во много раз превосходившие сербов по численности, были ими наголову разбиты. Благодаря этим и другим знаменательным сражениям Черногория снискала себе заслуженную славу «сербской Спарты». В битве при Мартиничах сербами предводительствовал святитель Петр Цетинский.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/03/my_bud...

Неисполнение вышеприведенных правил влечет за собою строгое взыскание в виде денежных штрафов и даже увольнения от службы. Всякое же отличие по службе и усердие будет достойно награждаться. 1113 – Новый администратор и по своему богословскому образованию и по своей предшествующей административной и школьной деятельности отлично подготовлен к исполнению возложенных на него многосложных и многотрудных обязанностей, и без сомнения успел бы привести в порядок расстроенные дела митрополии, если бы… не встретил упорного и настойчивого сопротивления своим благим намерениям со стороны болгарского населения (местные болгары имеют в Скопии митрополита болгарина Синесия). Едва успел архим. Фирмиллиан прибыть в Скопию, как здешнее болгарское население устроило против него шумную демонстрацию, и в виде протеста закрыло болгарские церкви и школы. Назначение в Скопию администратора-серба вызвало среди болгар целую бурю. Против якобы не в меру требовательных сербов посыпались со стороны за- —328— интересованных в македонском вопросе болгар всяческие обвинения, упреки, появился ряд статей, брошюр и воззваний, доказывающих якобы неосновательность подобного рода притязаний, 1114 посылались прошения султану об удалении архим. Фирмиллиана и о назначении митрополита-грека, не раз происходили стычки и схватки между болгарами и сербами, доходившие даже до кровопролития. Вообще отношения между болгарами и сербами в Македонии в последнее время сильно обострились… Прискорбная, грустная история! Болгары и сербы успели сломить гнет греческий, но никак не могут столковаться между собой относительно того, что принадлежит им в Македонии. Пожелаем же им как можно меньше нетерпимости и вражды, и как можно больше братской любви и уважения к законным правам каждой народности! Сербо-болгарский антагонизм в Македонии еще более обострился в последнее время, благодаря спору из-за Хиландарского монастыря, который исстари считается сербскою святынею. 1115 В последние двадцать пять лет в этом монастыре стали умножаться монахи из македонских болгар (хотя и раньше наряду с сербами были здесь и болгары, и греки, и валахи, и русские), вследствие чего началась борьба между сербским и болгарским населением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священники направлялись в основном в Югославию, потому что было известно, что там сложилась спокойная обстановка. Новое государство Югославия представляло собой объединение южных славян по мирному договору 1918 года. Это была страна, восстановившаяся после огромных потерь и страшных боев. Центром её была православная Сербия. Надо ли говорить, до какой степени близкой и дорогой оказалась для русских, оказавшихся на чужбине, Сербская Православная Церковь , впервые в истории объединившаяся. В течение веков она была разделена на различные юрисдикции; не потому, что были какие-то разногласия в самой Церкви, – нет, как раз наоборот: только потому, что Церковь оказалась в разных районах, населённых сербами. Один центр был на юге, в городе Печ – Печская Патриархия; другой центр был в Белграде – Белградская митрополия. Всё это были отдельные районы, некоторые были оккупированы турками в течение долгих лет, до самой мировой войны на юге. Югославия походила на лоскутное одеяло. На севере была та часть, которая в течение веков находилась под Австро-Венгрией, была её южной границей. Эта часть, населённая в основном сербами, отошла потом, по Версальскому мирному договору, к Югославии. Там находилась ещё одна, центральная точка Сербской Православной Церкви – знаменитая Карловацкая Патриархия. Там был тоже сербский патриарх, которого другие Православные Церкви, ввиду того что ещё не было окончательного договора с Вселенским Патриархом, считали митрополитом, но сам себя он называл патриархом, местные сербы тоже называли его так же. Он был патриархом всех тех сербов и многих православных других национальностей на территории Австро-Венгрии в южных её частях. Надо сказать, что к сербам австро-венгры относились с уважением по очень простой причине. Когда в 1690 году сербский Печский патриарх Арсений Црноевич вместе со всей своей паствой на лошадях и телегах под давлением турок двинулся на север, между сербами и австро-венгерским правительством был заключён договор о том, что они будут приняты как защитники южной границы Австро-Венгерской империи, и этот договор был в силе до 1918 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

В 760 г. дуклянскому митрополиту подчинены были епископы: Будвы, Котора, Бара, Слатывы, Скутаря, Драча, Палат, Сербии, Боснии, Травунии и Захлумья 260 . Так быв первою лучшею христианкою сербского народа, св. Ирина апостольскою проповедию своею прочно утвердила св. веру между сербами. 22 ч. Страдание св. Владимира, князя сербского Князь Владимир-Иоанн 261 во всю жизнь свою старался жить по воле Божией, для блага подданных. Но и порча души нашей требует горького врачевства для её целения. И Господь, зная, кому из нас что нужно, посылает иным, как дар любви, долю не только веровать, но и страдать. Кн. Владимир перенёс много скорбей в жизни своей и умер страдальцем. Дед его кн. Хвалимир поручал во владение старшему сыну Петриславу Зету (Черногорье), Хвалимиру – Требинье и Хлевну, а младшему сыну Мирославу – Подгорье (Захлумье); но Петрислав остался единственным владетелем всех областей наследственных. В таком виде владел Сербиею сын Петрислава кн. Владимир 262 . Между славянами сербами были христиане с первых времён христианства, были даже мученики за св. веру; это между остававшимися под властию римо-греческою 263 .– Племена их, вытеснявшиеся бурею времён на левый берег Дуная, при имп. Ираклие возвратились в свою древнюю родину и большею частию своею приняли растерянное христианство, или как выражается импер. Константин, «приняли древнюю веру», т.е. ту, которую и прежде принимали, но потеряли среди гуннов и аваров. При Василие македонянине, околе 868 г., остальные приняли христианство, а все вообще сербы усвоили себе славянскую службу, дар св. Кирилла и Мефодия, подчинившись надзору восточного патриарха 264 . Имп. Василий, сам славянин, которому отдались сербы под защиту от немцев и папы, «постановил так, что в Сербии будут начальствовать избираемые самими сербами начальники, люди лучшие, которые должны охранять целость всего отечественнаго» 265 .– Так и управлял Сербиею князь Владимир, не домогаясь чужого и оберегая всё родное, особенно же православную св. веру. Владимир был, даже и по сознанию грека, человек правдивый и добродетельный 266 .– Болгарский царь Самуил, боровшийся с империею за подавляемую свободу Болгарии, решился заставить Владимира стать на его стороне и против империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так что надо иметь в виду, что Караджич, согласившийся стать президентом в очень непростое время, тоже всё это понимал. Он понимал, что народ надо защищать. – Получается, что он защищал христианское население… – Да, православное население… – Или сербское всё же? – К сожалению, у нас это равнозначно. В своё время как-то Вук Караджич, выступавший в своё время как реформатор языка, азбуки, это был 19 век, середина, ехал и записывал: «Как жалко! Вот я сейчас был в Германии. И немцы, независимо от того, протестанты они или католики, все они – немцы. А сербы, которые до вчерашнего дня были православными, сразу, как только поменяли свою веру и стали католиками, отреклись от своего имени. Во втором поколении они уже не сербы, а хорваты, не сербы, а мусульмане. Хотя мусульмане как нация, а у нас они считают себя нацией, а не только обозначают вероисповедание этим словом, формировались именно во времена Тито, в конце 60-х-начале 70-х, я уж точно не помню. – Так они сербы или не сербы? – Сейчас они уже не считают себя сербами, а считают мусульманами. В 90-е годы появилось разделение: просто мусульманин, и по нации, и с точки зрения веры, а другой – босниец. – Этнически боснийцы – те же самые сербы. – Конечно! Которые просто пятьсот лет были под турками.. У нас серб – это православный, если не считать появившихся сейчас сектантов. Те, кто поменял веру, во втором поколении сербами себя уже не считали, называли себя хорватами. – Если ты поменял веру, то тебе нужно другое государство. Получается, что религия требует каких-то геополитических решений. – Знаете, самыми заядлыми хорватами являются те, чьи деды и прадеды в начале 19 века были сербами. Самые ужасные действия как раз и совершались теми, кто ещё помнил кто они. – Получается, что этнически это вообще всё сербы – что хорваты, что… – Ну, конечно, не все. Хорваты, конечно, это тоже народ, который существовал. Но в 19-м веке, в 1815-м году объединяются Хорватия, Далмация, Славония, впервые в истории. На территории Славонии проживает в то время очень много сербов. И католическая церковь начинает новые походы. Только сейчас они уже шли потихонечку. А некоторые переходили в ислам, потому что это было им выгодно. Мы любим говорить, что турки заставляли принимать ислам. Конечно, иногда и заставляли. Но бывало так: хочешь, чтобы у тебя лавочка была какая-либо, чтобы ты торговал – принимай ислам. И были те, кто соглашался.

http://pravoslavie.ru/36967.html

41. О начале иночества на Афоне нет достоверных сведений; афонские предания относят возникновение здесь монастырей еще к языческим временам (имп. Каракалы 211–219 г.) или по крайней мере к расцвету египетско-палестинского подвижничества; арабские опустошения Афона ок. 670 г., а затем ок. 830 не позволяют сказать что-либо достоверное об Афоне до IX b., хотя основание всех почти нынешних Афонских монастырей восходит к этому древнейшему периоду. Первым исторически-известным Афонским отшельником («исихастом») был прп. Петр (жил на Афоне, 681–734 г.); в эпоху иконоборчества здесь искали убежища многие монахи; прп. Евфимий (ок. 840 г.) восстановил монашество на Афоне после вторичного арабского разгрома; его ученики устроили первую киновию на Афоне — Ватопед, а Иоанн Колов построил первый каменный монастырь на перешейке в Ериссо и испросил у имп. Василия Македонянина в 872 г. грамоту, которою Афон отдавался в исключительное владение монахам. Но теперь началась вражда между киновитами и анахоретами; последние отделились и устроили в Карее свое управление («протат») с протом во главе. После нового, сарацинского, опустошения ок. пол. Х в. монашество на Афоне было восстановлено прп. Афанасием устроившим на пожертвования своего друга имп. Никифора Фоки Лавру на Афоне. По жалобе анахоретов на преобладание киновитства, чуждого древнему Афону, имп. Иоанн Цимисхий уставом (τυπικν или τργος) 971 г. признал равноправие за тем и другим родом подвижничества на Афоне. К этому периоду относятся первые достоверные известия о большинстве нынешних Афонских монастырей, каковы Иверский (основанный грузинами), Дохиарский или Дафна, Пантелеймонов или Фессалоникийский, Есфигменский (основанный жителями Фессалийского селения Сфиги), Хиландарский (названный по фамилии ктитора), Зографский, основанный греком Георгием живописцем (по греч. ζωγρφος), Кутлумушский (по фамилии ктитора), Скиропотамос («сухой поток»), Дионисиат, основанный Алексеем Комином 1118 года по просьбе подвизавшегося здесь Дионисия. Имп. Константин Мономах Типиком 1046 запретил Афону торговые сношения с мирянами. С этого времени на Афоне водворились нынешние строгие порядки (безусловное недопущение женщин). Алексей Комнен в 1090 г. признал Афон независимым от Фессалоникийского митрополита и подчинил только собственному проту. В XI b.ha Афоне появились болгарские монахи, заселившие Зографский монастырь, в XII b. сербские (во главе с князем Стефаном-Вимеоном Немани и его сыном прп. Саввою), которым был предоставлен Хиландарь, и русские, которым был дан сначала монастырь Ксилургу, а в 1169 г. и Пантелеймонов («Руссик»). Большинство Афонских монастырей посвящено прп. Богородице, есть церкви Предтечевы, Златоуста, Николая. Был на Афоне (в Х в.) и латинский монастырь с уставом св. Венедикта — Каракальский (по фамилии ктитора). (Еп. Порфирий (Успенский). История Афона, Киев. 1876 г., passim. Соколов И. Состояние монашества в Византийской церкви с пол. IX b. до нач. XIII b. Каз. 1894, стр. 214 и д.).

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010