Ассистентка: В. указала на след. недостатки и достоинства уроков Г-жи К.: г-жа К. говорила тихо (с этим не согласились остальные ассистентки), иногда торопилась и не всегда требовала полных ответов. Из её достоинств ассистентки: В. и Б. указали на одни и те же, а именно: рассказ г-жи К. был ровный и выразительный, трудные слова учительница писала на доске, объяснения давала хорошие, ясно и правильно, за исключением тех, на неправильность которых г-жа Б. указала, и кроме того старалась давать детям вероучительные и нравоучительные истины, которые заключались в её теме. Ассистентка Р. во всем была согласна с ассистентками Б. и В. но прибавила еще, что, по её мнению, К. должна бы была задать детям вопрос: что нужно было сделать, чтобы достойно принять Спасителя и что нужно делать теперь для того, чтобы достойно принять Спасителя в Таинстве Св. Причащения? – и выяснить этот вопрос, тем более, что он находился в тесной связи с её темой. 2) План урока на тему: Брак в Кане-Галилейской. – Молитва ко Пресвятой Богородице: «Преславная Приснодево». – Молитва к Святой, имя которой мы носим 35 а) Урок I Когда дети усядутся на свои места после обычной хоровой молитвы, я спрошу их, что им задано. На ответ их я вызову нескольких учениц, чтобы последовательно рассказать весь заданный урок. Затем и приступлю к изложению рассказа «Брак в Кане Галилейской», выяснение которого и сеть цель моего 1-го урока. После крещения своего Иисус Христос ходил по земле Иудейской, учил людей жить по воле Божией и творил чудеса, чтобы люди уверовали, что Он – обещанный Спаситель мира. Однажды И. Хр. со своими учениками был позван на брак – свадьбу – в город Кану. Там была и Мать Его, Пресвятая Дева Мария. Город Кана находится в Галилее, недалеко от Назарета. На браке недостало вина. Мать Иисуса Христа сказала Ему: «Вина нет у них». Он отвечал: «Что Мне и Тебе, еще не пришел час Мой» (не пришло время для совершения чуда). Богородица знала, что Сын её поможет нуждающимся и сказала слугам: «Что скажет Он вам, то сделайте».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В этом отличие нового христианства от „ферапонтовщины“, теперешнего исторического христианства, то „новое слово в христианстве, которое создаст царство Божие на земле“. Новое ли это слово? Я напомнил бы, что это христианство, не враждебное радостям жизни, можно отыскать во всех переделанных с римско-католических курсов учебниках нравственного богословия. Те самые истины, „что человек может искать благ мира, только с условием не делаться их рабом, что человек может провести ночь в танцах, если на утро встанет со свежей головой и пойдёт к должности (буквально), что человек должен отдать 20–22 часа для ближнего, но два может взять и себе, что в его рубле только 50 коп. принадлежат ближнему, а 50 к. его“, – всё это гг. Тамарин и Розанов нашли бы, например, в учебнике нравственного богословия профессора Олесницкого. Да, это христианство учебников. Но такое христианство без подвига и отречения, приспособленное ко вкусам, приниженное, подогнанное под рост нового человека, не есть Христово. Оно действительно не помешает дожить до лет Авраама, как выражается В. В. о новом христианстве, но именно потому, что не поднимает человека, а оставляет его в области его обычных эгоистических стремлений, в сфере деятельности, определённой требованиями самосохранения. И настоящее христианство радостно. Оно благословляет всякую святую радость, радость семьи, искусства, дружбы, беседы. Я почти не могу представить себе восточного подвижника иначе, как с улыбкой радости на лице... Ощущение будущего царства Божия переживается и здесь на земле, по мысли св. Макария. А пасхальный канон св. Иоанна Дамаскина , этот восторженный, безгранично широкий крик радости, разве он не выражение сущности христианства? Первое чудо Спасителя было освящением радости. Помните у Достоевского. И не доставшу вину, глагола Мати Иисусова к Нему: вина не имут.., – доносилось до Алёши чтение Евангелия... Ах, да, – шепчет он, я тут пропустил, а не хотел пропускать, я это место люблю. Это Кана Галилейская... Первое чудо...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Да будет твердо и неразрушимо в будущая лета, в роды и роды, и не прейдет ни едина черта от написанных в ней. А на Соборе были Московского Государства изо всех городов, Российского Царства, власти: митрополиты, епископы и архимандриты, игумены, протопопы и весь освященный Собор. Бояре и окольничие, чашники и стольники и стряпчие, думные дворяне и дияки и жильцы, дворяне большие и дворяне из городов, дияки из приказов, головы стрелецкие, и атаманы казачьи, стрельцы и казаки, торговые и посадские и великих чинов всякие служилые и жилецкие люди, и из всех городов, всего Российского Царства выборные люди. Своеручные подписи. А уложена и написана бысть сия утвержденная Грамота за руками и за печатьми Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца, в царствующем граде Москве, в первое лето царствования его, а от сотворения мира 7121-го. Русская вивлиофика, или Собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древней русской литературы, издаваемое Николаем Полевым. М., 1833. Т. I. С. 24–27. 1620 г. – Грамота на учреждение Минского Петро-Павловского братства 60 , милостию Божиею Патриарха Святого града Иерусалима, Святого Сиона, Сирии, Аравии, Кана-Галилеи, об-он-пол Иордана и всея Палестины Да весть всяк правоверующий во Святую Живоначальную Троицу Отца и Сына и Святого Духа и приемляй в руки сие писание нашего смирения, яко приключися прийти к нам от богоспасаемого града, от милости Короля Полского Жикгмонта III Менша, посланым от всего собора христоиментых людей – сынов, послушных Православию Церкве нашее Восточное, просечи нашего смирениа благословениа на составление братства церковного сицевым правом, яко и по иншых градех его королевской милости, а меновите и Вилно и Лвове и иншых братств. Мы теды за сполным згодным и единомыслным пречестнейшей братии нашей единой Святой соборной и апостолской Церкве Святейших Патриархов, зезволением Господинов и отцов Тимофеа, Константинополского Вселенского Патриархи, Кирилла, Александрийского судии Вселенского, Афанасиа Антиохийского, до краин великой и малой России для поважных некоторых потреб церковных зъехавши, а во учение Спаса Христа апостолское и святых богоносных отец Церкве нашое Востоное приникнувши, увидехом известно, яко сие моление их есть благо и ко утвержению благочестия и Церкви Его святое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Притч.8:27 .  Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, Притч.8:28 .  когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, Притч.8:29 .  когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: Притч.8:30 .  тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, Притч.8:31 .  веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими. В этом отделе отцы и учителя Церкви не без основания усматривали под предвечной и миротворящей Премудростью ипостасную Премудрость, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сына Божия, сближая понятие о Ней с понятием о Слове Божием, которое, по учению Апост. и Евангелиста Иоанна Богослова, изначала было у Бога, само было Бог , через Которое «все произошло, и без Которого не начало быть ничто, что произошло» ( Uh. I,1–3 , ср. Ebp. I,2 ; Anok. III,14 ). Без сомнения, на ветхозаветной почве не могло быть такой ясности и раздельности, точности и определенности в учении о Логосе или Слове Божием, какую получило это понятие в учении св. Евангелиста Иоанна: для ветхозаветного, даже и боговдохновенного, мудреца миротворящая Премудрость Божия есть, прежде всего, идея мира, предсуществовавшая у Бога до творения, – есть то начало, которое явилось посредствующей орудной причиной всего творения, эта идея и начало изображаются здесь олицетворенно. Говорить же нарочито о Божественном достоинстве второй Ипостаси Премудрый не мог. Совершенно ошибочно, в IV веке по Р. X., во время христологических соборов, ариане на основании слов Премудрости: « Господь созда (LXX, κτισε) мя начало путий Своих» (ст. 22) защищали свое лжеучение, что Сын Божий есть тварь. Против этого православные богословы указывали на еврейское чтение этого текста, понимая евр. гл. « кана» в смысле: приобрел ( εκτσατο, как у Филона и Оригена , или κτησ με, как в кодд. 23, 252 у Гельмеса. Vulg: possedit me, русск. синод.: «имел Меня началом..».); или же относя понятие творчества собственно к вочеловечению сына Божия. Оба эти последние объяснения имеют свое значение и основание. Но следует, во всяком случае, помнить, что в Ветхом Завете не могло быть богословской точности в формулировке идеи Логоса, и потому понятие «создания» здесь могло быть приложено и к Премудрости Божественной.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В 1649 году Святейший Патриарх Иерусалимский Паисий, проезжая через Киев, подтвердил также учреждение училища сего, и прежде данное оному позволение обучать в оном юношество Славянскому, Греческому и Латинскому языку следующей Грамотой: «ПАИСИЙ, милостью Божией Патриарх Святого града Иерусалима, Сирии, Аравии, Кана-Галилеи обон-пол-Иордана и всея Палестины: известно видяще, яко паче инех Церкви Божией благопотребнейший, Богу же благоприятнейший, иже, премудрости и разума талант от Бога приемше, со многим приобретением его умножают, им же Господь многу мзду обеща, по Евангельскому гласу, глаголющу: благий рабе и верный, вмале бысть верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего; но понеже, по томужде гласу, жатва убо многа, делателей же мало; пастырское сие тщание есть, еже собирати во виноград Христов делателей. Темже и мы, Архиерей сый от святейшего престола Патриаршеского, Божия града Иерусалима, двигнувшеся в Россию великую, в малой России богоспасаемого града Киева достигше, иные убо обители святые посетихом, паче же во обители Святого Богоявления, крестоносного Братства, благословением убо прежде нас бывшего Святейшего престола Иерусалимского правителя Кир Феофана, иждивением же благородного и Христолюбивого Петра Конашевича, Сагайдачного, Гетмана войска его Королевской милости Запорожского, и иных Христолюбцев воздвиженной, некое время пребыхом, в нем же виноград училищный нашего престола благословением, тамо же прежде бывшего Митрополита Кир Петра Могилы тщанием насажден и возращен: такожде и делателей винограда того в учении разума и премудрости зело искусных, благочестивых и благоговейных той святой обители видевше, и учением Славянского, яко свойственного, Латинского, яко между Латинами живущим, из благопотребного, отчасти и нашего Греческого языка, юношей благородных право обучающих, утверждающих, и от ересей по вере православной Кафолической своим премудрым учением, Святых Отец последующе преданиям, обращающих, уразумехом, зело о них возрадовавшеся, благоволихом, и Христа Спаса в таковом душеспасительном деланию благоволяща благодарихом, иже Святыми Апостолы своими от юности коегождо, не точию не нерадети, но и прилежати ей обучением, во исправление святой веры православной, добродетелей же и веры повеле.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Едем в Кану Галилейскую. Господь пришел сюда на свадьбу к Своему родственнику, по преданию женихом был Симон Зилот, который после брачного пира присоединился к лику апостолов. «Кана» — гнездо на горе, поднимаемся все время вверх. С Каной связано не только первое чудо, совершенное Спасителем, но и еще несколько евангельских событий. В этом селении Иисус Христос возвестил капернаумскому царедворцу об исцелении его сына. Родом из Каны был апостол Нафанаил (Варфоломей). В Кане находятся 4четыре церкви. Три из них действующие. Все они располагаются на одной улице, которая так и называется — “церковной”. Но мы по давней паломнической традиции идем сначала покупать вино, сделанное из местного винограда. Продавщица говорит по-русски, дает нам попробовать разные сорта вина, и как и везде на Востоке, предлагает торг: одна бутылка по 15 долларов, две по 10. Наконец все «загрузились» «веселящей влагой» и направляемся к тому месту, где стоял дома жениха Симона. Его древний остов находится под храмом, построенном на развалинах церкви крестоносцев в конце XIX века. В крипте храма можно увидеть апсиду церкви крестоносцев и каменный водонос в котором хранили воду для ритуальных нужд. На крыше храма две маленьких башни, они символизируют жениха и невесту. Сюда приезжают венчаться со всего мира, запись ведется на год вперед. Францисканская церковь так и называется – церковь Венчания. Зайдя в нее, мы встретились с необычным явлением – в христианском храме звучали еврейские национальные песнопения. Это так называемые иудео-христиане- евреи, принявшие христианство, но не отказавшиеся от своей национальной исключительности. Странно видеть проявление такой духовной слепоты в этом месте, ведь по толкованию св. Кирилла Александрийского превращение воды в вино является символом смены Ветхого Завета Новым. Самое большое впечатление в этом храме произвели не водоносы, тем более, что нам сказали, что это только копия тех, которыми пользовались в древности, а открывающиеся под высокой лестницей древние покои дома апостола Симона Кананита. И здесь все усыпано долларовыми бумажками и монетками. Что люди этим хотят сказать? Может быть, таким образом выражается почтение к апостолу, во времена, когда деньги – измеритель всего?

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

Итак, по данным Аркульфа, церковь Богородицы спудеев была смежной храму Воскресения, находилась по правую сторону этого храма и, в отличие от его круглой формы, была четырехугольной. Что Аркульф говорит о церкви Богородицы спудеев, а не о другом каком-либо храме ее имени, подтверждается сообщением нашего русского паломника игумена Даниила, который, описывая иерусалимские святыни, также говорит о церкви Богородицы спудеев, как имеющей квадратную форму, причем указывает и место ее расположения близ Голгофы на расстоянии «яко полутораста сажень». «И ту (т. е. недалеко от храма Воскресения), – говорит Даниил, – есть место на пригории; на то место притече скоро святая Богородица, тщаше бо ся текущи вслед Христа и глаголаше в болезни сердца Своего слезящи: „Камо идеши, Чадо Мое? Что ради течение се скорое твориши? Егда другий брак в Кана Галилеи, да тамо тщишися, Сыну и Боже Мой? Не молча отыди Мене, рожшаа Тя, дажь Ми слово, рабе Своей». И при-шедши на место то Святаа Богородица и узре с горы тоя Сына Своего распинаема на кресте, и видевши ужасеся и согну-ся и седе, печалию и рыданием одержима беаша. И зде сбысть-ся пророчество Симеоне, яко прежь рече Святей Богородице: „И се, лежит на встание и на падение многим в Израили, и Тебе же Самой оружие душу пройдет, егда же узриши Сына Своего закалаема». Туже стояху мнози на месте том, друзи и знаемии его, издалеча зряще: Мария Магдалини и Мария Иаковля и Саломии, идеже стояху вси, иже от Галилея при-шедше и с Иоанном и с материю Иисусовою; стояху же вси знаемии друзи Иисусови, зряще издалеча, якожь пророк глаголет о том: „Друзи же мои и ближники моя издалеча мене ста-ша». И то место есть подаль от распятия Христова, яко полутораста сажень есть на запад лиць место то от распятия Христова; имя месту тому Спудий, иже ся протолкует тщание Богородично. И есть на месте том ныне манастырь, церкви святаа Богородица клетьски верх въсперен» 229 . Сообщение игумена Даниила о Богородичном монастыре спудеев является в истории последним. Дальнейшая судьба этой обители покрыта мраком неизвестности. Очевидно, погром иерусалимских святынь, учиненный халифом Хакимом в 1009 году, сказался печально на богослужении храма Воскресения. Оно пришло к известному упадку; потеряли свое значение при нем и спудеи, забылись и те заслуги их в деле создания святогробского богослужения, какие они имели там со времени Этерии. Поэтому наш паломник само слово «спудеи» пытается объяснить как «тщание Богородично», связывая историю монастыря с воспоминаниями о распятии Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

При каждом стане открывали школы и привлекали учителей и катехизаторов из корейцев. Так, 1-я школа для мальчиков была организована в Сеуле в самой миссии, вскоре ее преобразовали в начальную гимназию с 6-годичным курсом обучения, затем - в одноклассную школу для девочек. Школы в станах были одноклассные с 4-годичным курсом обучения. Всего в 7 школах работали 20 преподавателей. Общее количество учащихся составляло ок. 250 чел. В программу входило обучение элементарной грамотности, Закону Божию, рус. и англ. языкам для желающих. Вначале занятия вели на корейском языке, после аннексии Кореи Японией,- на японском как государственном. Архим. Павел часто посещал станы, проводил беседы с местным населением. Когда в сел. Кёха число верующих увеличилось, в него назначили священника из корейцев Иоанна Кана, ранее служившего учителем миссионерской школы. Свящ. Иоанну с псаломщиком Алексием Кимом было поручено работать катехизаторами в станах и совершать регулярные богослужения. По инициативе архим. Павла было организовано подворье К. д. м. во Владивостоке. Основными функциями подворья по замыслу архим. Павла должны были стать возможность для сотрудников миссии останавливаться там при приезде во Владивосток и оказание финансовой поддержки миссии. Архим. Павел предложил построить храмовый комплекс для увековечения памяти павших воинов в русско-япон. войне и объединить церковь и школу. 3 дек. 1905 г. городская дума Владивостока вынесла постановление об отводе участка земли по ул. Маньчжурской для постройки церкви-школы. В 1906 г. собирали средства на строительство, в 1907 г. приступили к строительным работам. 9 дек. того же года церковь-школу освятил в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» архиеп. Владивостокский и Камчатский Евсевий (Никольский) в сослужении архим. Павла и городского духовенства. Первым священником, заведующим и законоучителем церкви-школы с 4-годичным курсом обучения был назначен член Сеульской миссии иером. Варфоломей (Селезнев), рукоположенный ко дню освящения храма.

http://pravenc.ru/text/2057242.html

Они находились под властью Византийской империи, которая заботилась об их христианизации. Так что, покоряя балканские земли, болгары брали под свою власть преимущественно христианское население. А христианская традиция в болгарском владетельном доме продолжалась, по крайней мере до середины VIII в., когда династический переворот пресекает владетельную династию Дуло. Существует бесспорное свидетельство, что сын Кана Аспаруха Кан Тервель тоже был христианином. Византийский Император Юстиниан II был восстановлен на троне в 705 г. с военной помощью Кана Тервеля. За эту услугу византийский Император возвел Кана Тервеля в соправительное кесарское достоинство. Никто до тех пор вне Римской империи и за все время существование империи в дальнейшем не был удостоен империей этим титулом. Тервель сразу же оценил значение этого титула, происходящего от древнеримского Caesar, который не только «цивилизовывал» азиатский титул болгарских канов, но и приравнивал его к титулу ромейских императоров. На личной печати Кана-Кесаря Тервеля изображен крест и поставлена надпись: «Богородице, помоги Кесарю Тервелю» (G. Zacos – A. Veglery, Byzantine Lead Seals, I, Basel, 1972, 3188; Йорданка Юрукова, Оловен печатна Тервел, Нумизматика, 1978, 2. Ср. и Георги Атанасов, За покръстването и кесарската промоция на хан Тервел, сб. Криптохристиянство и религиозен синкретизъм на Балканите, C., 2002). С тех пор владетельный титул болгарских государей становится царским, равнозначным титулу византийского Василевса: Кан – Caesar – Ксарь – Цсарь – Царь. Между прочим, любопытной была реакция Кана Тервеля на зверскую расправу, учиненную Юстинианом II над своими политическими противниками. Являясь очевидцем резни над константинопольскими горожанами, болгарский Кан заметил: «И напрасно греки называют варварами болгар!» Неоценима заслуга Кана Тервеля перед христианским миром. В 717/18 гг. Кан Тервель решительно вмешался в войну арабов против Византии и спас от гибели бедствующую империю, столица которой – Константинополь, находилась под осадой арабов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кана – место описываемого события называется Галилейской в отличие от Каны, которая находилась в пределах Тира и Сидона и некогда принадлежала колену Ассирову ( Нав.19:28 ). В Галилее же в то время известна была только одна Кана – та самая, которая по церковному преданию и описаниям древних путешественников 246 находится в расстоянии полутора часа пути на северо-восток от Назарета. 247 Между тем в настоящее время утверждают, что на север от Назарета, в расстоянии четырех часов пути, была в Галилее еще Кана. О существовании этой Каны первый узнал Робинсон 248 от своего проводника-араба, который указал ему какие-то руины и назвал их Каной эль Джалиль, то есть Каной Галилейской. Робинсон принял эти руины за остатки древней евангельской Каны, а за ним стали повторять это и другие (например, Кейль). Но араб мог сделать Робинсону такое сообщение просто по незнанию. По крайней мере Годе, во время своего путешествия по Палестине в 1872 г., при всем своем усердии не отыскал Каны эль Джалаль, а нашел местечко с именем Курбет-Кана, 249 которое, по его мнению, едва ли когда-либо и кем-либо было заселено. Поэтому он не придает никакого исторического значения новооткрытой Кане. 250 И это вполне справедливо, тем более что, как мы заметили уже, ни один из древних церковных писателей и ни один из древних путешественников никогда не видал в Галилее другой Каны, кроме той, которая находится вблизи Назарета. К этому надобно прибавить, что в последней, называемой теперь Кефр-Кана, 251 находятся явные следы древности, которых совсем нет в новооткрытой Кане эль Джалиль. Именно: недалеко от Кефр-Каны, не более трехсот шагов, доселе существует колодезь с чистою, прекрасною водою, из которого, по преданию, Христос велел принесть воды, претворенной Им на браке в вино. К колодцу, представляющему четвероугольник около восьми футов в длину и в два с половиною фута в ширину, ведут с каждой стороны четыре ступени. Близ него один англичанин устроил каменную ванну для всех путешественников, желающих освежиться купанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010