В октябре 1869 года, обозревая окрестности Иерусалима с паломником из Петербурга, членом Государственного совета, бывшим министром путей сообщения П.П. Мельниковым, Антонин указал своему спутнику место в Айн-Кареме. Оказалось, что владелец одного из участков с двухэтажным домом и садом на склоне холма араб Х.К. Джель-Яд, бывший драгоман французского консульства, готов продать свою землю Русской духовной миссии за четыре тысячи наполеондоров (ок. 20 тыс. рублей серебром) плюс «орден от русского царя». Мельников по возвращении в Петербург основал комитет для сбора средств, которые были собраны и высланы в Иерусалим. В Айн-Кареме отец Антонин надеялся создать со временем женский скит. 16 июня 1880 года отец Антонин выбрал место для строительства — на нижней террасе круто поднима­ющейся вверх по склону территории будущего монастыря. В течение двух строительных сезонов (1880-1881) «каменных дел мастер» И. Джирьес с артелью возвел за 300 наполеондоров (1,5 тыс. рублей серебром) небольшое здание храма. Отдельно, чуть выше по склону, была построена высокая колокольня — тоже по проекту отца Антонина. В Горнем должен был возникнуть не просто скит, но обитель, возглавляемая Самой Богородицей, а храм монастыря посвятить празднику, специально учреждаемому в память евангельского события — Целования Божией Матери и праведной Елизаветы в Горнем Граде Иудове. Как писал 16 сентября 1880 года отец Антонин в одной из своих корреспонденций «Из Иерусалима», «с будущей недели начнется постройка церкви во имя Божией Матери в честь и память посещения Ею Своей южики праведной Елисаветы, место дома которой окружено нашими владениями, хотя и не принадлежит нам. Здесь надеются, что известие обо всем этом будет с радостью принято многочисленными чтителями святого (и прибавим: прекрасного, как рай Божий) места нашего в Горней, распространенными по всему лицу земли Русской» . Опорные столпы созданного отцом Антонином сакрального пространства Русской Палестины четко определились по сторонам света. Кана Галилейская и Тивериада на севере, Хеврон с дубом Мамврийским на юге, Яффа с храмом Апостола Петра и гробницей праведной Тавифы на западе, Иерихон с Галгалским камнем и приютом Закхея на востоке. Таков крест, которым осенил отец Антонин Святую Землю. В средокрестии — Иерусалим с Порогом Судных Врат, с Горней по левую и Елеоном по правую руку. Такой крест неразрывно связан с личным крестоношением. Единственный способ работать и побеждать в таких условиях, в которых жила и работала Русская духовная миссия, есть путь жертвенный — им и прошел архимандрит Антонин, создавая Русскую Палестину.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4972681...

в переводе с евр. — «слышание». Ещё имеет прозвище Зилот (евр.) — ревнитель Происхождение, известные родственники Жил в г. Кана Галилейская, сын праведного Иосифа Обручника от первого брака, сводный брат Иисуса Христа Жизнеописание Был сыном святого Иосифа Обручника, по плоти — братом Господа. Первое чудо, которое сотворил Спаситель, — претворение воды в вино, произошло в доме Симона, на его собственной свадьбе в Кане (по названию города апостол Симон и прозван Кананитом). Поражённый чудом, Симон всем сердцем уверовал в Господа Иисуса как обетованного Мессию и, всё оставив, последовал за Ним. Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии и Британии. Апостол принял мученическую кончину в Абхазии, он был распят на кресте и погребён неподалёку от г. Сухуми. Дополнительное чтение Проповедь Христа в назаретской синагоге И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нём по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоём отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своём отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокажённых в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Надобно заметить, что сия Кана не зависит от Назаретского архиерея, но относится к самому патриарху, как особая епархия; потому-то и упоминают о ней в его титуле, в числе других епархий. 6 . Недалеко от Каны находится и знаменитый источник бывшего некогда большого города Сепфорима, построенного на высоком холме и называемого по-арабски Сафур; сей город был отечеством праведных богоотец Иоакима и Анны; в нем находится огромный и великолепный храм, на том самом месте, где был их дом до переселения их в Иерусалим. В Сафуре живут магометане и латины; церковь присвоили себе Назаретские их монахи. Теперь будем говорить об архиепископских престолах и, во-первых, о Лиддском. Глава VIII Лидда, престол седьмой В древности Лидда называлась и Диосполисом. Границы сей епархии начинаются от самой Лидды и, простираясь прямо к востоку, доходят до деревни Апута, а отсюда обращаются прямо к северу, имея Самарийские горы по правой стороне, и достигают до горы Ирканской; потом, возвращаясь к западу через одну дебрь, примыкают к границам Ефраимским, а отсюда опять доходят до Лидды. Лидда, некогда знаменитый город, ныне простое село, в коем живет около пятисот магометан, и до ста православных. Здесь находится гробница великомученика Георгия; над коей великий Юстиниан воздвигнул прекрасный и огромный храм, иждивением действительно царским. Храм сей разрушен аравлянами, во время священной войны, и ныне лежит в развалинах. Православные жители Лидды совершают богослужение в одном углу сего здания, и имеют двух священников. Здесь одна токмо деревня населена христианами; а именно: Апут, древний город Аддус или Адида ( 1Мак.12 ). Апут лежит на одной из вершин гор Ефраимских; из северной покатости, на которой она построена, истекает в довольном количестве здоровая и вкусная вода. В Апуте считается до ста жителей магометан; православных же до ста пятидесяти; у них есть два священника и церковь древняя и обширная; от землетрясения она повредилась; но в прошедшем году поправлена и укреплена, как следует.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

" Нет сомнения, что Иуда вышел до конца, чтобы иметь время сходить к первосвященнику, взять вооруженных людей и отвести в Гефсиманский сад. Холодно, значит, с математической точностью расчел время сам или кто другой за него " . Явившись туда, он объявил свою готовность исполнить обещания, данные несколькими днями раньше в пасхальный вечер (Мф 26, 35; Марк 14, 29-31; Лука 22, 23) - " Лучше, чтоб один человек умер за людей, нежели весь народ погиб " (И. 9-50), - убеждал своих братьев Анафа.  Причина предательства Иуды неясна - она до сих пор вызывает многочисленные споры христологов, но вопрос так и остается открытым.  В Евангелии от Иуды (в отрывке, сохраненном Иринеем) поступок предателя объясняется так:  " Иуда изменил Христу с добрым намерением, заметив, что его учитель собирается погубить правду (то есть колеблется). Князья мира (то есть дьявол) хотели остановить дело спасения, не допустив смерти Иисуса. Иуда, знавший, что крестная смерть идет в пользу дела, разрушил ковы, предав Иисуса врагам его " (см. Ренан. " Христианская церковь " , стр. 102).  Особняком стоит вопрос о родственном отношении Иуды к Христу. Евангелия именуют его Симоновым Искариотом. Исходя из этого, некоторые исследователи полагают, что отцом Иуды был сын Клеопы Алфея, в таком случае другой апостол, Симон Зилот, - двоюродный, а Иуда - троюродный брат Христа (см.: Фарра. " Жизнь Иисуса Христа " , том 1, стр. 179-181, примеч. 420).  Его прозвание (Искариот) происходит от города Кериофа. Он единственный иудей среди апостолов, которые все были галилеянами (существовала поговорка " галилеянин любит славу, а иудей деньги " ).  4. Роль полиции в древнееврейском судопроизводстве исполняли свидетели (Библия). Они задерживают преступника на месте преступления, доставляют в суд и свидетельствуют (Левит 24, 1-12; Иерем. 26; Деяния 4, 3, VI, 12), но была и настоящая полиция для задержания преступника и приведения его в трибунал. Последнее всегда исполнялось в случае, если убийца скрывался в один из городов убежища (Втор. 19, 12). Против Иисуса был послан весь многочисленный штат синедриальных служащих (МфУ, 25-6; Марк 14, 54, 65; Иосиф 7, 32, 45; Деян V, 22, 26). В него входили рассыльные истязатели, ругавшиеся над преступником до казни (Sanhedrin том. 17 и 36. комментарии к " Маймонда " , ср. Лука) и палачи (Вава Кана, том 15), они всегда были в распоряжении первосвященника храма. Кроме того, арест осуществлял отряд римских солдат, который Иоанн называет " спирою " , с трибуном или капитаном во главе (Иоанн 28,12). 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Единственный путь для этого – углубление духовной жизни каждого, постоянная работа над собой. Брачная любовь – это такая драгоценность, и потерять ее так ужасно – а иногда она исчезает из-за пустяков. Нам следует направить все свои мысли и усилия к сохранению и упрочению этой любви (не забывая о ее божественном характере). Все остальное придет само собой. План поучения о браке Тезис: Брак – благословенное Богом учреждение: Кана Галилейская, плодитесь и размножайтесь ( Быт. 9:1 ), таинство брака брачная церемония. Все во благо. Антитезис: Хорошо вам оставаться, как я ( 1Кор. 7:8 ); сто сорок четыре тысячи девственников, которые были искуплены от земли и не осквернились с женами ( Откр. 14:3–4 ); скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царствия Небесного ( Мф. 19:12 ); отсутствие святых, прославленных за семейные добродетели. Синтез: Все это осуществлено ради нашей пользы, ради нас всех, зараженных грехом, включая и состоящих в браке: Адам и Ева сотворены до падения; «Песнь Песней»; евангельская символика: «брачный пир», жених и невеста – Христос и Церковь , Тайна сия велика ( Еф. 5:32 ). Приложение 3. Каноническое право, Литургическая практика КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО Православное каноническое право основано на собрании древних текстов, отражающих дисциплину и практику первого тысячелетия христианской истории, а именно: – правила семи Вселенских Соборов; – правила, изданные на основании постановлений поместных соборов, которые позже приобрели всеобщее значение; – святоотеческие правила, то есть советы и указания, данные Отцами Церкви и принятые соборами. Шестой Вселенский Собор (правило 2) принял и подтвердил собрание 85 Апостольских правил, отражающих обычаи Антиохийской Церкви IV века. Эти правила составляют основу всех современных законов и решений местных властей, православных патриархатов, автокефальных церквей. В странах, где православие было или является государственной религией, государство принимало эти каноны в качестве руководства для разработки своего законодательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Со времени постройки Красноярского острога (1628) православные на енисейских землях особо почитали вмц. Параскеву. С XVIII в. в Канском окр. известны явленные иконы вмц. Параскевы, ей посвящены св. источники. Источник вмц. Параскевы в с. Ирбейском стал почитаться после явления святой во время эпидемии сибирской язвы в 1790 г. Вмц. Параскева явилась во сне отроку-пастуху, привела его к источнику и повелела омываться в нем людям и окроплять водой животных. Ирбейцы сделали, как велела св. Параскева, мор животных прекратился. Заброшенный в советские годы источник вновь стал местом паломничества после открытия в селе в 1990 г. Спасского храма, над источником построена часовня. Со 2-й пол. XIX в. в с. Бражном, в дер. Ашкаул и в Канске почиталась явленная икона вмц. Параскевы. По преданию, течением р. Кан икону святой прибило к берегу в с. Бражном, трижды ее пытались оттолкнуть от берега, но она возвращалась, тогда позвали священника Петропавловской ц., и он вынул икону из воды. Вскоре о событии стало известно в Канске, власти потребовали передать икону в Спасский собор, но браженцы воспротивились. Спор затянулся, и при посредничестве епархиального епископа было решено на середине пути из села в город поставить часовню, где и поместить икону. Часовню выстроили в дер. Ашкаул (1887), еще одна часовня была поставлена на пути из Канска в Бражное (1893). В день Св. Духа из дер. Ашкаул совершался крестный ход с явленным образом в Канск, накануне 9-й пятницы по Пасхе икона возвращалась в часовню в дер. Ашкаул, во время крестного хода икону торжественно встречали в браженском Петропавловском храме. С иконой вмц. Параскевы совершался крестный ход по засеянным полям. В 10-х гг. XX в. икону перенесли в канский Спасский собор, образ исчез, по-видимому, в годы гражданской войны. В 30-х гг. XX в. часовни и Петропавловский храм в Бражном были разорены. 19 авг. 2011 г. между Канском и Бражным, на месте бывш. часовни, был установлен поклонный крест. До 30-х гг. XX в. иконы вмц. Параскевы почитались в храмах: Никольском в с. Агинском (Агинский р-н), Никольском в с. Апано-Ключи, Христо-Рождественском в с. Христорождественском, Покровском в с. Новоалександровском. В 1946-1964 гг. образ вмц. Параскевы хранился в Спасском соборе в Канске, в 1964 г., после закрытия собора, икона была перенесена в Спасский храм на берегу Кана. Особо почитаемым стал образ святой и во вновь построенном Петропавловском храме в Бражном (освящен в июле 2007).

http://pravenc.ru/text/1470267.html

149 «Грамата» была зачитана во время молебна, отслуженного викарным епископом Александровским Михаилом (Космодемьянским) на площади у кафедрального собора. Тогда же была зачитана специально составленная молитва: «Господи Боже наш, Великий и многомилостивый. Прими усердное моление и благодарение наше пред Тобой, прости вольная и не вольная прегрешения наша, благослови венец наступающего лета отечества нашего Своею благостию, укрепи, умудри и благослови новых правителей Державы Российской и вложи в сердца всех граждан отечества нашего послушание правителям России не только за страх, но и за совесть. Да будет во всем великом братстве России единение, любовь, мир и всепрощение во всех начинаниях и действиях правителей Державы Российской. Приведи, Правосудие и Человеколюбче Господи, нашу родину к славе и благосостоянию. Подаждь и воинам земли Российской вкупе с воинством союзников наших победу над врагами, и да утвердится во всех народах земли правда, мир и радость во славу имени Твоего, Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь» (Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917. 11. Отдел теории. С. 339). 152 К началу 1917 г. на стороне России, Франции и Британии в войне участвовали Италия, Сер бия, Бельгия, Румыния, Португалия и Япония. Кроме того, за Британией шли ее доминионы: Кана да, Австралия, Новая Зеландия, Южная Америка, Индия и Вест-Индия. Несколько позже, 22 марта (4 апреля) 1917 г., к блоку Антанты присоединились Соединенные Штаты Америки. Этому союзническому блоку противостояли Германия, Австро-Венгрия, Оттоманская империя и Болгария (Уткин А.И. Указ. соч. С.275:318). 155 После этих слов епископ Сильвестр отслужил панихиду с поминовением всех «за веру, отечество, благо и свободу народную положивших жизнь свою». 156 При своем венчании на царство Николай II читал особую молитву, в которой испрашивал у Бога премудрости, наставления и помощи для того, чтобы «все устроить к пользе врученных Мне людей и к славе Твоей» (см.: Чин действия, каким образом совершилось Всевысочайшее Его Императорского Величества Коронование по церковному чиноположению. Regnum Aeternum (Царство Вечное). М.; Париж, 1996. 1. С. 185186).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После вышесказанного становится очевидным, что двумя противоположными полюсами, вокруг которых формируются личности и строится жизнь обоих сыновей Софьи Ивановны, являются непримиримая ненависть и отвращение к отцу у Ивана и теплое воспоминание о матери у Алеши. Ночью, во время бдения у фоба старца, Алеша сопереживает и сладострастие отца, и бунт Ивана, и кризис Мити, исступленно стремящегося к радости, — отождествляясь с ними. Для Алеши, с болью сознающего, что и в нем присутствуют все карамазовские слабости и пороки, самым сильным ударом является обнаружение «тлетворного духа», который исходит после смерти от любимого им старца. Именно это отсутствие чуда в противоположность той жажде необыкновенных событий, которую обнаруживают и Иван, и Инквизитор, приводит Алешу к глубокому нравственному кризису, преобразившему его последующую жизнь. Состояние внутреннего потрясения, в результате которого Алеша поддается на искушение Ракитина, приводит его в дом Грушеньки, готовой обольстить его. Младший Карамазов неожиданно встречает именно у нее, непонятой всеми, но открытой добру и свету, духовную поддержку и понимание. Благодаря истории о луковке, рассказанной Грушенькой, он постигает то, чего не понимал раньше: важность и ценность любви, которая выражается не в грандиозных поступках, а в незаметных жестах, тех маленьких «луковках», которые подаются каждый день . Именно этот Алеша, очищенный встречей с Грушенькой, в которой неожиданно встретил «сестру», и примирившийся со своим старцем, сидит изможденный перед гробом Зосимы. Слушая чтение отца Паисия и медленно засыпая, он видит свадьбу в Кане Галилейской. Считаем необходимым процитировать главу «Кана Галилейская» из Евангелия от Иоанна, содержащуюся в романе, поскольку, на наш взгляд, она важна для понимания этого эпизода «Братьев Карамазовых»: «1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. 3. И как недоставало вина, то матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. 4. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. 5. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. 6. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры (этот шестой стих не вошел в роман. — С. С.). 7. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. 8. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. 9. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха. 10. И говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (Ин 2, 1–10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Мол, Соня Мармеладова один раз только панихиду отслужила. Но что же он сам предлагает проповедовать современному ему русскому просвещённому обществу?  К.Леонтьев признаёт, что герои Ф.М.Достоевского «о Христе говорят хорошо, красноречиво, пламенно, с большой искренностью, но всё-таки не совсем православно, не святоотечески, не по-церковному…». Все эти речи (как он сам выражается, применяя слово, сказанное апостолом Павлом), «млеко», т.е. для новоначальных.  К.Леонтьеву не нравится критика монаха Феропонта, не нравится «тлетворный дух», породивший духовный кризис Алёши Карамазова, ему всё хочется расположить по заранее написанным канонам. Но в том то и дело, что жизнь эти рамки разрывает, ставя перед человеком всё новые неразрешимые, «проклятые» вопросы. И не касаться их настоящий художник не имеет права, потому что духовная жизнь есть не только борьба со своими страстями, но ещё и добровольно принятая на себя мука над непостижимым, главным и противоречивым. Совсем не все эти проблемы можно разрешить посредством молебнов, панихид или обращений к старцам. Знаменательно, что нигде ни у К.Леонтьева, ни у Ф.Достоевского нет обращения к Евхаристии как приобщению к Богу через восприятие в себя Тела и Крови Христова. А ведь это основная тема для исторического христианства. Здесь запечатлено основное противоречие смысла существования этого мира. И леонтьевский призыв «ходить к обедне», и глава из романа «Братья Карамазовы» «Кана галилейская», где, возможно, по мнению некоторых исследователей присутствует прикровенно тема Евхаристии, по существу ничего не исправляют. Призыв Ф.М.Достоевского к братству и гуманности К.Леонтьев критикует в том смысле, что, мол, они Христом безусловно рекомендуются, но нигде  Христос не обещал, что посредством этой гуманности люди дойдут до благоденствия. В это, конечно, можно и не верить, но призывать людей любить друг друга, как Христос возлюбил мир - эту проповедь отменить невозможно. Да и необходимо понимать, к кому было обращено это слово. К русской либеральной общественности, в первую очередь.

http://bogoslov.ru/article/1243185

Здесь предпринята весьма удачная попытка исторически достоверно воссоздать сельское поселение первых веков христианства. При нем — небольшие сувенирные лавки и доходчиво оформленные музейные экспозиции. Туристов встречает пастух Давид с отарой овец и ловко обращающаяся с шерстью на допотопных ручных приспособлениях пряха Рахель, а под тенью маслины отдыхает смирный ослик. Можно в деревне и попробовать собственные силы, например повращать рукоять пресса для оливкового масла. А знаете, почему виноград женщины в старину давили исключительно босыми ногами? Косточки горчат, и их ни в коем случае нельзя размалывать! Кроме того, демонстрируются обнаруженные археологами прямо на этом месте остатки древнееврейского поселения — синагога времен Христа (между прочим, это большая редкость: во всем Израиле найдено всего лишь несколько таких памятников), миквы (ритуальные бассейны для омовения) и цистерны для сбора и хранения дождевой воды. Прямо по дороге к Фавору — Кана, где Спаситель совершил свое первое за время общественного служения чудо (см.: Ин. 2, 1–11). В храме, освященном в 1889 году во имя Святого великомученика Георгия Победоносца при колоссальной помощи и поддержке ИППО, уже давно служат греки. Здесь можно увидеть пожертвованный великой княгиней Елизаветой Федоровной иконостас и настоящие стародавние каменные водоносы объемом две-три меры (одна мера — около 2,28 л), поклониться камню с запекшейся кровью, по преданию, принесенному с места казни апостола Симона Зилота (местного уроженца), и при желании навестить торгующую под эгидой православной общины Каны соседнюю винную лавку (продавцы говорят по-русски). Остаток дня уходит на подъем к вершине Фавора. От парковки больших автобусов до располагающихся на 588-метровой вершине монастырей (православного греческого и католического францисканского) — ровно 19 поворотов по горному серпантину. Можно, потратив час с небольшим, преодолеть их пешком либо же воспользоваться небольшими бедуинскими автобусами (за отдельную плату). Дорога петляет буквально по старинным крепостям и остаткам древнего города Еленополис — увы, продолжающего хранить свои тайны сокровенными: археологические раскопки не проводятся, поскольку все мало-мальски пригодные для проживания пятачки заняты арабскими деревушками.

http://e-vestnik.ru/history/neznakomyy_i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010