Этим Христос положительно и неопровержимо утверждает Свое человеческое естество и вместе с тем подчеркивает, что Он — Человек в самом высоком смысле этого слова: идеальный, универсальный абсолютный Человек, Второй Адам, родоначальник нового, обновляемого Им через крестные страдания человечества. Таким образом, подобное название нисколько не является лишь уничижением Христа, но вместе с тем выражает Его возвышение над общим уровнем, указывая в Нем осуществленный идеал человеческой природы, то есть такого человека, каким ему надлежит быть по мысли Творца и Создателя его — Бога. Первое чудо на браке в Кане Галилейской (Иоан. 2:1-12). О первом чуде, которое совершил Иисус Христос (превращении воды в вино на свадьбе, или «браке,» в Кане Галилейской), повествует только один Евангелист — Иоанн. Это произошло на третий день после выхода Его в Галилею с Филиппом и Нафанаилом. Кана, маленький городок, находившийся в 2-3 часах ходьбы к северу от Назарета, называлась Галилейской в отличии от другой — располагавшейся близ города Тира. Кана Галилейская была родиной Нафанаила. Иисус был приглашен как обычный человек, как знакомый, по обычаю гостеприимства. Мать Его тоже была там, то есть, по-видимому, прибыла туда раньше. Семья, справлявшая свадьбу, была, вероятно, не из богатых, поэтому во время пира и обнаружился недостаток вина. Пресвятая Дева приняла живое участие в этом обстоятельстве, которое могло испортить чистое удовольствие семейного торжества. Ее душа, полная благости, явила здесь первый пример ходатайства и заступничества за людей перед Своим Божественным Сыном. «Вина нет у них,» — говорит Она Ему, несомненно, рассчитывая на то, что Он окажет этим бедным людям Свою чудесную помощь. «Что Мне и Тебе, Жено?» Не нужно видеть здесь в слове Жено даже и тень непочтительности, — это обычное обращение, принятое на Востоке. В самые тяжелые минуты Своих страданий на кресте Господь так же обращается к Своей Матери, поручая заботу о Ней Своему возлюбленному ученику (Иоан. 19:26). «Еще не пришел час Мой,» — говорит Господь.

http://sedmitza.ru/lib/text/430484/

Идентификация К. Г. с Айн-Каной в Галилее, рядом с Назаретом, и с Каной в Ливане, недалеко от Тира, не имеет широкой поддержки ученых. Кафр-Кана Некоторые археологические находки, хранящиеся в Музее францисканцев в Назарете, свидетельствуют о существовании поселения в Кафр-Кане уже в бронзовом веке (см. также: Alexandre. 2009; Idem. 2011; Feig. 2009). Но наиболее активное строительство здесь начинается в римскую эпоху. На север от совр. Кафр-Каны по дороге Назарет-Тиверия, в районе Карм-эр-Раса, обнаружены древние руины (о том, что в Карм-эр-Расе сохр. базы 5 колонн древней синагоги, сообщал уже Б. Мейстерман ( Meistermann B. Guide to the Holy Land. L., 1923. P. 518; ср.: Bagatti. 2001. P. 41)). В 1955 г. Б. Багатти исследовал это место ( Bagatti. 2001. P. 41) и обнаружил там следы построек, архитектурные элементы, которые, по его мнению, принадлежали синагоге т. н. галилейского типа (с 3 рядами колонн - 2 параллельными рядами и поперечным с ориентацией главного фасада на юг). Фрагменты мозаичного пола с декоративным мотивом плетенки были раскрыты еще в 1901 г. к северу от алтаря францисканского храма (остатки древней синагоги). На мозаике сохранилась надпись на арам. языке, в к-рой упоминаются Иосиф, сын Танхума, сын Ботаха и его сыновья (ктитор мозаики). Характер надписи и стилистика мозаичного декора позволяют предположить, что мозаика принадлежала синагоге т. н. византийского либо промежуточного типов, появившихся под влиянием церковного зодчества IV-VI вв. К. Дофен датирует постройку III-IV вв. ( Dauphin. 1998. P. 726), однако в мозаиках есть элементы, характерные только для V в. (напр., гирлянды из повторяющегося мотива бутона, образующие на поверхности сеть из ромбов; ср. антиохийскую мозаику V в. со львом, к-рая хранится в Музее искусств в Балтиморе ( Dunbabin K. M. D. Mosaics of the Greek and Roman World. Camb., 2006 4. P. 179)), что позволяет отнести комплекс к нач. V в. Францисканская церковь Упоминания о христ. храме и мон-ре в К. Г. VIII и IX вв. скорее всего относятся именно к Кафр-Кане. В 1641 г. францисканцы купили в Кафр-Кане участок земли с домом, но только в 1881 г. здесь удалось завершить строительство и освятить храм. В 1889 г. была построена церковь на месте, где, как считают, стоял дом ап. Варфоломея. Обстоятельства не позволили Э. Гейслеру, назначенному руководителем раскопок, провести их в полной мере, однако ему удалось обнаружить остатки мозаичного декора христ. часовни, мраморные фрагменты, в т. ч. часть блюда из пурпурного порфира, добывавшегося под Асуаном, а также цистерну (Ibid. P. 45).

http://pravenc.ru/text/1470173.html

Для нас, болгар, является особой честью то, что в ходе нашей истории на нас была возложена миссия преемственности истинного христианства – византийского Православия, чтобы превосоздать его на священном древнеболгарском языке (называемым в его русской редакции церковно-славянским) и передать его славянским народам. Болгария и св. Болгарская Православная Церковь стали апостолами славянской стихии. От ствола Византии, выросла болгарская ветвь, воспринявшая духовное наследие Византии и занявшая ее место в мире могучим словеноболгарским Православием. Когда в VII в. Кан Аспарух основал болгарское государство на территории Византийской империи и вынудил Византию государственно-правовым актом признать это государство, надо иметь ввиду, что Ромейская империя тогда и еще на многие века в дальнейшем была единственной мировой силой, и что Константинополь являлся мировой столицей. Изумительно быстро болгарское государство не только удержалось на балканской территории Византии, но вскоре разрослось и территориально и уже в начале VIII в. болгарская граница подошла к Константинополю. Эта близость к столице мировой империи являлась одним из факторов создания новой христианской культуры – словеноболгарского Православия, вопреки яростной взаимной ненависти и сопротивлению между обеими сторонами. Ромеи смотрели на болгар как на варваров, от которых исходит смертельная опасность для империи и которые постоянно грозят завоевать Константинополь, а болгары рассматривали империю как своего вечного врага, который стремится уничтожить болгарское государство и их как народ. Парадоксальность этого взаимно неприязненного существования можно понять в плане духовного миросозерцания как необходимость для Божьего домостроительства. Две разнородные величины породили золотой плод словено-болгарского Православия. Что же касается выбора Кана Аспаруха (и его брата Кана Кубера) поселиться на Балканском полуострове со своим народом и основать одно из тогдашних болгарских государств, единственно просуществовавшего по сей день, то это был самый правильный выбор в перспективе тысячелетий, так как болгары приближались непосредственно к светочу духовной христианской цивилизации в его наибольшей чистоте – Православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Женское двухклассное училище (при нем был также детский сад для малоимущих семей) особенно славилось введенным в курс преподавания рукоделием. Руководители католических пансионов жаловались, что девочки шли в русскую школу охотнее, чем к ним, – именно потому, что их обучали там шитью, вязанию, плетению и другим рукоделиям. На Рождество в школе устраивалась елка. Нам приходилось уже говорить об огромном культурном значении, какое имели для формирования палестинской арабской интеллигенции русские школы. Назарет был одним из главных центров русской просветительной миссии. Кана Галилейская Селение Кана (8 км от Назарета в сторону Тивериады) упоминается в Евангелии от Иоанна, по разным поводам, трижды (см. Ин. 2, 1; 4, 46; 21, 2 ) – и каждый раз сопровождается указанием «Галилейская» – очевидно, для отличия от Каны Финикийской (в современном Ливане). В Кане Господь совершил первое из Своих чудес: претворил воду в вино. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как не доставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов... вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его ( Ин. 2, 1–11 ). По церковному преданию, женихом на свадьбе был один из двенадцати апостолов – Симон Кананит (прозвище указывает происхождение из Каны). На месте его дома стоит греческий православный храм, впервые упоминаемый в источниках в 1347 г. Нынешний храм, на месте древнего, освящен во имя святого Георгия Победоносца 20 октября 1885 г. Он построен на средства Императорского Православного Палестинского Общества, и напоминанием об этом служили до недавнего времени иконы на южных и северных вратах небольшого иконостаса: преподобный Сергий Радонежский и праведная Елизавета – небесные покровители великого князя Сергия Александровича, председателя Палестинского Общества, и его супруги, св. преподобномученицы Елизаветы Федоровны, сменившей его на посту председателя в 1905 г. Теперь иконы убраны и заменены новыми, греческими: духовенство Иерусалимской Церкви старательно стирает следы русского присутствия в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

230 Более подробное опровержение возражений отрицательной критики см. в сочинении Молчанова: Подлинность четвертого Евангелия. Тамбов. 1883 г., стр. 243–252. 232 В русской, апологетической литературе немало исследований, относящихса к настоящему вопросу, но лучшие из них, по нашему мнению, переводные, которыми мы и пользовались, – это Ульгорна – «Чудеса» в Христ. Чтении 1867 г. ч. I, стр. 573–606 и Тренча – «Чудеса Христовы» в Прав. Обозр. 1879 г. кн. 1 и 2 и 1880 г. кн. 2 и 3. Стоит, однако, указать еще на очень ценную в научном отношении публичную лекцию проФ. богосливия в Томск. увиверс. Д. Ник. Беликова: «Чудо, как принадлежность откровения». Томск. 1895 г. и публичную также лекцию свящ. Орфанитского в журн. Вера и Церковь . 1901 г. кн. II. «Что такое чудо?» 234 Льюис рекомендовал выбросить из науки термин «Закон», потому что закон – «только более утонченная форма сверхестественной силы». Вера и Разум. 1901 г. 9. «Суждения замечательнейших естествоведов 19 века в защиту христианства». Прот. Ст. Остроумова. Стр. 371. См. еще: Естеств. закон в духовном мире A. К. Наумовой. В Прав. Обозр. 1888 г. том I стр. 156. 238 In Ioan, tract. VIII: ipse fecit vinum in nuptüs, qui omni anno hoc facit in vitibus. Такую же аналогию приводил в пояснении чуда и св. И. Златоуст. См. 22 бес., стр. 267 по рус. переводу. 245 Достойную оценку подобных нелепых взглядов на чудо можно читатъ в Труд. Киев. дух. акад. 1900 год автуст, в статье Д. Ив. Богдашевского: «О евангельских чудесах» стр. 489. 247 Кана эта лежит на свдоне холма вблизи пдодородной и цветущей равнины, от которой, вероятно, и получила свое имя. Кана с еврейского значит тростник. 253 Мы обращаем внимание на общий счет дней для того, чтобы показать, что писателем был очевидец событий, т. е. евангелист Иоанн, потому что только он мог передать с такою точностью все события изо дня в день. Если же день первого свидетельства Предтечи по нашему вычислению падает на 15 Февраля, то седьмой день – день брака должен падать на 21 Февраля. Так как, по раввинскому преданию, брак со вдовою совершался в четверг, а с девицею в среду, то отсюда английский болослов-Эдершейм – определяет дни целой седмицы, именно: день первого свидетельства Предтечи был в четверг, день второго свидетельства в пятницу, день третьего свидетельства и призвания Андрея с Иоанном – в субботу; призвание Петра в воскресение; призвание Филиппа и первый день путешествия в Галилею – в понедельник; второй день путеществия – вторник; третий день путешествия и день брака – среда.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Еще до этого в 2009 году я съездила с отцом Киприаном на Святую Землю , и он попросил меня снять фильм, потому что там служит диакон Александр Занемонец, который очень интересно рассказывает о тех местах, о происходивших там евангельских событиях. И мы сняли трехсерийный фильм « Прочитать Евангелие ножками », который сестры Горненского монастыря и матушка Георгия (как шепнул мне на ушко отец Киприан) считают лучшим фильмом о Святой Земле. Он совершенно неофитский… Я тогда даже Евангелие до конца не прочитала. Помню, звонила своему батюшке и спрашивала: «А крещение в Иордане и события на море Галилейском подряд идут или свадьба в Кане после крещения в Иордане?» Он сказал: «Конечно, Кана отдельно». – «У меня не получается. Я хочу рассказать о едином водоеме, что Иордан протекает сквозь море и сохраняется. А Кана мешает. Куда Кану втыкать?» – «Ну, ты всё-таки хронологию Евангелия не нарушай». Вот такие вопросы у меня были! Фильм был показан на «Лучезарном ангеле» во внеконкурсной программе. Снятый наполовину с рук, восторженными глазами паломника-неофита… Есть там момент, когда рассказывают, как бичевали Христа, как были изготовлены орудия пытки, звучит сильная, тяжелая музыка. Многие плакали на этом моменте, а моя неверующая подруга сказала: «Вот паразиты! Замучили человека». Мне этого и хотелось – трогать сердца и разворачивать их к Богу. Однажды мне подарили книгу « Матушки ». Я прочитала, и одна матушка запала в сердце. Я захотела не просто познакомиться, но как-то поработать с матушкой Ольгой Юревич. Она о самых глубоких вещах говорит просто, доходчиво и одновременно очень ярко, образно. Еще большее впечатление произвела книга самой матушки Ольги «Матушкины цветочки». Я села и подумала: «Надо бы ее найти». Ответ прозвучал внутри: «Молись». Потом в жизненной и рабочей суете это забылось, и вдруг на очередных съемках программы подходит ко мне одна девочка из «СОВ» и говорит: «Наташа, кажется, у нас одна матушка из книги “Матушки”». – «Кто?» – «Матушка Ольга Юревич». Я не поверила, но побежала в гримерную. Потом мне сама матушка рассказывала: «Ты забегаешь и говоришь: “Это вы?” – “Да”. – “Матушка Ольга?” – “Да”. – “Юревич?” – “Да”. И ты убежала».

http://azbyka.ru/way/natalija-langammer-...

Он ушел, когда ему было чуть меньше 77. Весь Иерусалим вышел, чтобы его проводить в последний путь. Люди разных вер знали и уважали таланты архимандрита Капустина. Он велел себя похоронить на вершине Елеонской горы, там, где «Русская свеча», где в нескольких шагах место вознесения Христа, откуда ближе всего к небу. Дома, в России, этой смерти как бы не заметили. А через 20 лет его имя и совсем забыли. Оказались утеряны многие купчие на приобретенные им участки. Его родина проходила испытание революцией, войнами и десятилетиями атеизма. Но, несмотря на это, «Русская Палестина» отца Антонина сумела выжить. Если сложить главные приобретения отца Антонина Капустина и составить карту «Русской Палестины», в ее основе окажется крест. В центре – Иерусалим и порог Судных Врат. Справа от вечного города – Вознесенский монастырь на Елеонской горе, слева – Горненская обитель. На юге Хеврона – Мамврийский дуб. Кана Галилейская, Тиберия – на севере. На западе – русское подворье в Яффе, на востоке – Иерихонское подворье. И этим крестом русский монах до сих пор благословляет путь наших богомольцев. Материал Первого канала Читайте также: Архимандрит Алексий (Поликарпов): Святыня не иссякает По Святой земле за Христом Всегда пасхальный Иерусалим Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 ноября, 2023 7 ноября, 2023 18 октября, 2023 13 октября, 2023 11 октября, 2023 9 октября, 2023 15 апреля, 2023 1 апреля, 2021 15 марта, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/rusalim-v-gosti-k-bogu...

Бет-Шеарим - памятник евр. искусства позднеантичной эпохи. В стилевом отношении - смесь эллинистических (сцены из языческих мифов) и вост. элементов (религ. символы иудаизма), встречаются изображения животных и даже людей. Среди надписей, выполненных на гробницах (всего ок. 280), доминируют греч. (80%), есть евр. (16%), арам. и др. Однако, кроме Бет-Шеарима, в мало эллинизованной Нижней Г. греч. надписи и фигуративное искусство практически отсутствуют, почти нет мозаик рим. типа, саркофагов и гробниц с резьбой. В визант. эпоху наступил новый расцвет Г., во многом объяснимый тем значением, к-рое приобрела эта часть Св. земли с момента христианизации Палестины. В это время возникла традиция почитать и посещать св. места, связанные со служением Христа. История визант. Г.- во многом история оформления и развития почитания ее св. мест, связанных с ВЗ и евангельскими повествованиями. Среди первых - Аэндор, Дан, Мегиддо, Скифополь, ко вторым относятся Назарет, Капернаум, Кана, гора Фавор. В Капернауме, напр., сложилась традиция почитания одного из древнейших св. мест христианства - «дома апостола Петра» позднеэллинистического или раннерим. времени, расположенного недалеко от знаменитой синагоги. Сохранились десятки граффити, к-рые позволяют говорить о почитании дома в нач. IV в. и даже неск. ранее. До IV в. он пережил ряд реставраций, в V в. его заменила октагональная церковь. В Назарете почитали места, связанные с жизнью св. Иосифа Обручника, Благовещением Деве Марии, паломники могли посетить синагогу, в к-рой, по преданию, бывал ребенком Иисус. Остается мало исследованной Вифсаида/Юлиада (Эт-Тель (Эль-Арадж), где ныне хранится рыбацкий челн эпохи Иисуса Христа - см. ст. Галилейское море ), недалеко от Табги в позднейшее время было отмечено храмами предполагаемое место произнесения Иисусом Нагорной проповеди. Среди названных в Евангелиях городов Г., отвергших проповедь Христа,- Хоразин (Хирбет-Керазе, северо-восточнее Капернаума). Широкие археологические работы ведутся там уже столетие, но памятников эпохи Христа не было открыто, представлены только материалы кон. III - нач. IV в., включая известную синагогу.

http://pravenc.ru/text/161531.html

1, 3). Вот в этом маленьком земляном углублении, узнавали путешественники, родился Строитель неба, здесь обвит Он был пеленами, здесь видели Его пастыри, здесь указала Его звезда, здесь поклонились Ему волхвы " (Иерон. II, 12-13; III, 26). Кроме того, путешественники " посещали хижину Сарры, рассматривали следы дуба Авраамова, под которым Авраам увидел день Христов и возрадовался; ходили в Хеврон, где евреи полагали могилу Адама " . Близ Севастии, или Самарии, показывали путешественникам двенадцать гробниц патриархов; там погребены, по преданию, также пророки: Елисей, Авдий и Иоанн Креститель, " болш котораго не воста въ рожденныхъ женами " (Иерон. III, 29.32). Путешественники считали своим долгом посетить гору Елеонскую, с которой вознесся Господь и которая находилась вблизи Иерусалима, гроб Лазаря в Вифании, побывать на Иордане, помолиться на гробнице Давидовой, увидеть источник, в котором апостол Филипп крестил евнуха, зайти в пещеры, в которых пребывали пророки во времена гонений на них от нечестивых царей еврейского народа, подняться на гору Фавор и узреть " там жилище Спасителя " , обозреть такие города, как Назарет, Кана, Капернаум, а также море Геннисаретское (Иерон. II, 15). К этим важным известиям о том, чему поклонялись или что обозревали древние путешественники во Св. Земле вне Иерусалима, прибавим еще и то, что там же видел бордосский пилигрим. Он сообщает нам в этом отношении довольно любопытного. Так, он побывал на месте, именуемом Сихарь, откуда вышла самарянка к колодцу, вырытому Иаковом, встретившаяся со Христом и имевшая известный разговор с Ним. Здесь этому путешественнику были показаны деревья - платаны, которые посажены были еще Иаковом. На пути из Иерусалима на восток к горе Елеонской открывается долина Иосафатова, где находились виноградники; здесь же показывали камень, где Иуда Искариотский предал Господа. Невдалеке отсюда находилось пальмовое дерево, ветки с которого срывали дети и постилали по дороге, которой шел Иисус в Иерусалим. А недалеко от этого места, на расстоянии брошенного камня, находились два памятника удивительной красоты; в одном - это был монолит, цельный камень - заключалась гробница пророка Исайи, а в другом - Иезекии, царя иудейского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Василий подробно сообщает не только о святынях Воскресенского храма, но и о рядом стоящих обителях и зданиях, связанных со священной историей. Далее следует классический маршрут поклонников в Святой Земле – Гефсимания, Елеон, Кана Галилейская, Вифания, Мамвра и др. Затем начинается описание обратного пути через земли Сирии, Караманского эмирата, Османской империи, причем путь от Алеппо до Бурсы отличался от первоначального маршрута Василия. Таким образом, ценность миссии Василия заключается в подробных сведениях как о Святой Земле, так и о промежуточных землях от России до Палестины, а также в нетрадиционном маршруте и широком характере интересов торгового «гостя». В конце XV в. русские паломники не прекращают, несмотря на новые трудности военно-политического порядка, хождений в Святую Землю. В 1480 г., возможно, торговый гость Григорий был в Иерусалиме и др. местах Палестины, в Египте: «человек именем Григорей Русин дошел... до Иерусалима яко купец». 831 Однако обращает на себя внимание формула источника «яко купец», т.е. скорее Григорий, странствуя под видом купца, имел определенные дипломатические или иные задачи. Это предположение может подкреплять то обстоятельство, что из поездки он привез с собой послание Иерусалимского патриарха, адресованное митрополиту Московскому и всея Руси (1473–1489) Геронтию. В тексте ошибочно указано имя святоградского владыки Иоакима, который, однако, занимал патриарший престол в 1431–1450 гг.: в 1480 г. Иерусалимским Патриархом был уже Григорий II (1468–1493). В качестве уже официального посла в 1493 г. от лица Великого князя Московского Ивана III Васильевича отправился в Константинополь, Палестину и Египет (через ряд важных европейских и североевропейских центров) Михаил Григорьевич Мунехин-Мисюрь. 832 Великокняжеский дьяк, посол, паломник, служивший в Казенном приказе, исполнял важные дипломатические поручения при Иване III, а уже при Василии III, вплоть до своей смерти в 1528 г. был великокняжеским дьяком в Пскове, присоединенном в 1510 г., где благодаря его стараниям расцвел и окреп в качестве духовного центра и порубежной крепости Псково-Печерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010