К истории восстановления автокефалии Болгарской Церкви в XIX веке. Часть 2 (версия для печати)/Православие.Ru К истории восстановления автокефалии Болгарской Церкви в XIX веке. Часть 2 Православие.Ru , 4 марта 2010 г. Иеромонах Тихон (Васильев) Россия не могла оставаться безучастной к происходившему между Константинополем и болгарами. И хотя относилась с сочувствием к болгарскому народному движению, в то же время не считала возможным поддерживать борьбу против Константинопольского Патриархата, поскольку в основу русской политики на Ближнем Востоке был положен принцип единства Православия. После событий 1860 года в Константинополе русская дипломатия начала энергичные поиски примирительного решения болгарского церковного вопроса. Граф Н.П. Игнатьев, русский посол в Константинополе (1864–1877), неоднократно запрашивал соответствующие директивы от Святейшего Синода, однако высшее руководство РПЦ воздерживалось от определенных высказываний, поскольку Константинопольский патриарх и Великая Церковь не обращались к ней с каким-либо требованием. В ответном послании Константинопольскому патриарху Григорию VI (от 19 апреля 1869 г.) Святейший Синод выразил мнение, что до известной степени правы обе стороны – и Константинополь, хранящий церковное единство, и болгары, законно стремящиеся иметь национальную иерархию . Патриарх Григорий VI, один из самых выдающихся иерархов XIX века, активно пытался примирить враждующие стороны и в мае 1867 года предложил болгарам проект примирения, в котором содержались максимальные уступки греческой стороны. Однако этот проект не решал вопроса о смешанных епархиях и поэтому не был принят наиболее радикально настроенными из болгарских вождей . Российское посольство несколько раз организовывало греко-болгарские переговоры, но эти попытки так ни к чему и не привели из-за крайности мнений обеих сторон. В 1869 году переговоры были даже близки к успеху, но патриарх не решился дать согласие на отделение Болгарской Церкви. Наконец 27 февраля 1870 года турецким правительством на основе данного почти согласованного проекта был издан знаменитый фирман, учреждавший Болгарскую экзархию .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Болгарская/История/Исторический экскурс HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Иеромонах Тихон (Васильев) К истории восстановления автокефалии Болгарской Церкви в XIX веке. Часть 2 Ознакомившись с рядом исторических свидетельств и вникнув в суть греко-болгарской распри, можно сделать вывод, что не только болгары, но и греки в тот момент были подвержены филетизму. Именно греческий национализм заводил в тупик многочисленные переговоры, приводил к негибким решениям и разразился анафемами в 1872 году. Итак, филетизм – это крайность, которая подстерегает любую автокефальную Церковь, когда национальные идеи и принципы возносятся слишком высоко. Россия не могла оставаться безучастной к происходившему между Константинополем и болгарами. И хотя относилась с сочувствием к болгарскому народному движению, в то же время не считала возможным поддерживать борьбу против Константинопольского Патриархата, поскольку в основу русской политики на Ближнем Востоке был положен принцип единства Православия. После событий 1860 года в Константинополе русская дипломатия начала энергичные поиски примирительного решения болгарского церковного вопроса. Граф Н.П. Игнатьев, русский посол в Константинополе (1864–1877), неоднократно запрашивал соответствующие директивы от Святейшего Синода, однако высшее руководство РПЦ воздерживалось от определенных высказываний, поскольку Константинопольский патриарх и Великая Церковь не обращались к ней с каким-либо требованием. В ответном послании Константинопольскому патриарху Григорию VI (от 19 апреля 1869 г.) Святейший Синод выразил мнение, что до известной степени правы обе стороны – и Константинополь, хранящий церковное единство, и болгары, законно стремящиеся иметь национальную иерархию . Патриарх Григорий VI, один из самых выдающихся иерархов XIX века, активно пытался примирить враждующие стороны и в мае 1867 года предложил болгарам проект примирения, в котором содержались максимальные уступки греческой стороны. Однако этот проект не решал вопроса о смешанных епархиях и поэтому не был принят наиболее радикально настроенными из болгарских вождей .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

По окончании литургии митр. Галактион обратился к присутствующим с речью, в которой поблагодарил премьер-министра Болгарии за «благословенное решение о возвращении храма Рождества Христова Болгарской Православной Церкви, с тем, чтобы храм опять стал истинным и действующим, в соответствии со своим великим предназначением». Владыка процитировал слова князя Фердинанда , сказавшего при освящении храма, что звон его колоколов будет напоминанием о славных днях на Шипке и о великодушии и истинной христианской любви русского народа. В знак признательности и, выражая уважение к царскому происхождению, митр. Старозагорский провел Симеона Сакскобургготского через Царские врата. Затем в дар храму от Совета Министров был подарены потир и дискос, от администрации области икону Рождества Христова поднесла губернатор М.Нейкова, от Русского подворья в Софии икону прп. Серафима Саровского передал его настоятель прот. Александр Карягин. Православная связь Болгарии и России особенно сильно чувствуется 3 марта, в день национального праздника освобождения Болгарии от турецкого владычества. Символом освобождения и вечным памятником величественно возвышается храм Рождества Христова на Шипке, где уже более века с признательностью возносятся к Богу молитвы благодарности за обретенную свободу и за упокой единоверных братьев, не пожалевших «живота своего за други своя».   Игнатьев Н. П. (17.01.1832-20.06.1908), рус. дипломат. В 1861-1864 гг. руководил Азиатским департаментом Министерства иностранных дел, с 1864 по 1877 г. посол России в Стамбуле. В февр.-марте 1877 г. руководил русской делегации при подписании Санстефанского мирного договора, был представителем России на Берлинском конгрессе.   Мефодий (Кусев; ок. 1838-1922), митр. Старо-Загорский с 1896 по 1922 гг.   Раскольников Федор Федорович (1892-1939), сов. гос. и воен. деятель. В 1930-1938 г. полпред в Эстонии, Дании и Болгарии. В 1938 г. отозван, но остался за рубежом.   Серафим (Соболев, 1.12.1881-26.02.1950), архиеп. Богучаровский. 1 окт. 1920 г. хиротонисан в еп. Лубенского, викария Полтавской епархии. В кон. 1920 г. эмигрировал за рубеж. В 1921 г. указом патриарха Тихона назначен управляющим русскими приходами в Болгарии. впоследствии подчинялся РПЦЗ. В 1934 г. возведен в сан архиепископа с титулом Богучаровский. В 1944 г. воссоединился с Московским Патриархатом.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В сбережении общеславянских духовных ценностей немалая заслуга и великого русского святителя, сына болгарского народа – митрополита Киевского и всея Руси Киприана, 600-летие со дня преставления которого в прошлом году также отмечалось в Болгарии и России. Во многом благодаря святителю Киприану, перенесшему в Москву кафедру первосвятителей (что способствовало возвышению сего града как политического и духовного центра), в XV веке на исторической арене появилась новая сила – святая Русь. Важной составляющей идеологии православной самодержавной Руси – России, ставшей выразительницей интересов славян, было стремление освободить из под османского ига единоверные братские народы. С середины XIX века Балканы, где решалась судьба Болгарии и Сербии, приковали к себе внимание всей Европы. 24 апреля 1877 года Россия вступила в войну за освобождение славян. Это стало ответом на кровавое подавление властями Османской империи ряда восстаний угнетенных славянских народов. Русское общество с ликованием восприняло манифест императора Александра II о решении стать на защиту единоверных братских народов. После переправы русской армии через Дунай генерал-лейтенант И.В. Гурко двинулся к Балканам и занял Шипкинский перевал. В числе героических битв этой войны – взятие Плевны, оборона Шипки, переход через Балканы и приближение к Стамбулу-Константинополю. Плечом к плечу с русскими солдатами сражались за свою отчизну болгарские ополченцы. Болгарское ополчение из числа болгар, населявших Бесарабию и Таврию, было сформировано в России при помощи славянских благотворительных комитетов. 4 января 1878 года войска генерала И.В. Гурко сумели без кровопролития освободить Софию. Итогом войны 1877–1878 годов и стал Сан-Стефанский мирный договор. Главным уполномоченным России при его заключении был граф Н.П. Игнатьев, блестящий русский дипломат, посол России в Турции с 1864 по 1877 годы. По этому договору Болгария становилась независимым государством, самым большим на Балканах; признавалась независимость Черногории, Сербии и Румынии.

http://pravoslavie.ru/747.html

Патримонио (Patrimonio Salvator; 1849-?) – французский консул в Иерусалиме в 1873–1881 гг. 356 Фр. ‘посол Республики – старшей дочери Церкви’. («Старшей дочерью Католической Церкви» называли Францию). 359 Никифор – митрополит Севастийский, позже Петро-Аравийский. Епитроп патриаршего престола. Друг и помощник Антонина. Жил в Горнем, в доме своей герондиссы, монахини Марии (Гладкой). Освятил храм в Горнем (30 марта 1883 г.). 361 Иерофей I (ок. 1815–1882) – Патриарх Иерусалимский (с 5 мая 1875). Грек по происхождению, Настоятель Святогробского подворья в Смирне (Измире). На момент избрания в патриархи состоял в сане архимандрита. 362 Лермонтов Сергей Дмитриевич (?–1889) – член-учредитель Православного Палестинского Общества (1882), помощник Секретаря ППО (1884); казначей Общества (1884–1889). Паломник в Иерусалиме в 1880 г. 363 Нелидов Александр Иванович (1835–1910) – дипломат. Окончил Кишиневскую гимназию с золотой медалью. Окончил факультет восточных языков и юридический факультет Санкт- Петербургского университета с золотой медалью. С ноября 1855 в Азиатском департаменте МИД. Младший секретарь миссии в Греции (1856–1861), в Болгарии (1861–1864, старший секретарь 1864–1869). Старший секретарь посольства в Вене (1869–1874). Советник посольства в Константинополе (1874–1877). С 1882 – управляющий посольством в Константинополе, а с 15 июля 1883 – посол в Константинополе. Создатель Русского Археологического Института в Константинополе (1894). С 1897 – посол в Риме, с 1903 – посол в Париже. 364 Максимов Виктор Александрович – дипломат, востоковед. Окончил С.-Петербургский университет (1859). Был командирован в Турцию для изучения языка (1863–1866). Преподаватель университета (1867). Переведен на службу в МИД и направлен в Константинопольское посольство (1867). Управляющий консульством в Иерусалиме (сентябрь 1883 – февраль 1884), консул в Трапезунде (1884–1887), консул в Иерусалиме (1889–1891). 365 Никодим (в миру Николай; ум. 1910) – Патриарх Иерусалимский (1883–1890). Архимандрит, драгоман Иерусалимской Патриархии (1873–1874), настоятель Иерусалимского подворья в Москве (1877–1883); с 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

186 Головнин Александр Васильевич (1821–1886), член Гос. Совета, член-учредитель и секретарь Императорского Русского географического общества (1845), камергер (1853); министр народного просвещения (25.12.1861–14.04.1866); председатель Палестинского Комитета (1862–1864). 187 В особом примечании следуют выписки из 2-го правила II Вселенского Собора, 20-го правила VI Вселенского Собора, 11-го правила Сардикийского Собора и др., которые мы сочли возможным опустить в настоящем издании. 188 Тезис о ненужности «построения нового благолепного храма» (т. е. Троицкого собора) является уникальным в известных нам документах Русского Иерусалима. К сожалению, нам не удалось установить автора «Записки». 189 Имеются в виду «Известия Русского Археологического Общества», научные труды РАО, выходившие в С.-Петербурге с 1859 по 1884 г. 190 Срезневский И.И. Сказания о святых Борисе и Глебе: Сильвестровский список XIV в. СПб., 1860. Современное факсимильное издание памятника. 191 Поленов Дмитрий Васильевич (1806–1878) – историк, археолог и библиограф. Секретарь Русского Археологического Общества с 1854 г. Отец выдающегося русского художника В.Д. Поленова, который дважды посетил Иерусалим и создал ценные серии картин и эскизов Святой Земли. 192 Брюн де Сент-Ипполит (Brun de Saint Hippolyte) Варвара Алексеевна (ум. 1875) – общественный деятель, публицист. Дочь писателя А.Д. Копьева. Паломница в Иерусалиме в 1858–1859 и 1861–1862 гг. Первое паломничество продолжалось 10 месяцев, в том числе в дни Великого поста и Пасхи 1859 года. Во вторую поездку заручилась поддержкой Константинопольского посольства. Тем не менее, год спустя, по требованию Русской Духовной Миссии, Брюн была выслана из Иерусалима. Ей принадлежит одно из наиболее выразительных в русской литературе описание схождения Святого Огня в Великую субботу (текст включен в книгу: Нилус С.А. Святыня под спудом. СТСЛ. 1991. С. 242–251). 193 Игнатьев Николай Павлович (1832–1908), граф (1877) – государственный деятель, дипломат. Директор Азиатского департамента МИД (1861–1864). Посланник в Константинополе (1864–1867), посол (1867–1877). Подробнее о нем см. в томе 1 настоящего издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

1 Так, вслед за Отцами Церкви, определяет сущность и задачу монашества архимандрит Софроний (Сахаров) . Здесь и далее, когда мы цитируем этого автора, не приводя ссылку на печатное издание, мы следуем магнитофонной записи его бесед с насельниками своего монастыря в последние годы жизни. 658 Иеросхимонах Иероним (Соломенцев) (1803–1885) – духовник русского монастыря Св. Пантелеимона, родился в купеческой семье в г. Старый Оскол Курской губернии, на Афоне – с 1836 г. Есть сведения, что не менее 15 родственников о. Иеронима мужского и женского пола приняли монашество. 659 Преп. Макарий (Сушкин) – архимандрит русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (1821 – 1889). Родился в купеческой семье в Туле. Сначала помогал отцу в торговых делах, но после паломничества по святым местам Востока, посещения Иерусалима и Александрии остался в Пантелеммоновом монастыре и принял, во время тяжкой болезни, схиму (1851). С 1853 г. – монастырский духовник, в 1868 г. избран игуменом обители. Канонизирован в 2000 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. 1 Так, вслед за Отцами Церкви, определяет сущность и задачу монашества архимандрит Софроний (Сахаров) . Здесь и далее, когда мы цитируем этого автора, не приводя ссылку на печатное издание, мы следуем магнитофонной записи его бесед с насельниками своего монастыря в последние годы жизни. 661 Н. П. Игнатьев (1832–1908) – выдающийся дипломат и государственный деятель, с 1864 до 1877 г. – русский посол в Константинополе, сторонник независимой русской политики на Востоке, в 1881–1882 гг. – министр внутренних дел. Сыграл значительную роль в отстаивании перед Константинопольским Патриархом прав русских монахов на владение Пантелеимоновым монастырем. 663 У. Уайт (Вайт) – английский дипломат, чрезвычайный посланник в 1885–1886 гг. и посол в Турции в 1887–1891 гг., активный противник русской дипломатической линии на Балканах. 664 Чарторыжский (Чарторыйский) (Адам Ежи) Адам Адамович (1770–1861) – князь, близкий родственник последнего польского короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского, с 1795 г. – на русской службе, один из ближайших друзей великого князя Александра Павловича, с восшествием последнего на престол – член Негласного комитета, сторонник восстановления независимой Польши, в 1830–1831 гг. возглавил правительство польских мятежников во время польского восстания, умер во Франции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

879 Александра (Сысоева Александра Тихоновна) – монахиня в Горней. В дневнике упоминается также ее сестра Сысоева Людмила Тихоновна. 881 Греч. ζωγρφος ‘живописец, художник’. В данном случае речь, видимо, идет о мастере Захарии Самоковском – иконописце из Болгарии, писавшем иконы для храмов в Лавре Саввы Освященного (1880) и в монастыре Первого Искушения на Сорокадневной горе (см. ниже запись от 21 октября 1881 г.). Привлекался Антонином для иконописных работ в РДМ. 883 Речь идет об участке Хакурет аль-Баядер, или Уллие, в деревне Силоам, в долине Кедрона («в Юдоли плача»), приобретенном о. Антонином в 1878–1882 гг. О сложной истории покупки, осуществлявшейся по частям и оформленной первоначально на имя Хуссейна Зияде, см.: Россия в Святой Земле. Т. I. С. 245. «Зарытые в земле колонны» – развалины византийской церкви. 888 Отцы Фабер и Левень (Льёвен) – католические ученые-археологи. О. Антонин неоднократно встречался с о. Левенем, который в течение 40 лет был гидом для католических паломников в Святой Земле и выпустил 4 издания своего путеводителя, и обращался к его сочинениям. В библиотеке Антонина имелись путеводители; Liévin de Hamme. Guide-Indicateur des Sanctuaires et Lieux historiques de la Terre-Sainte. Vol. 1–2. Louvain. 18762; ibid. Das heilige Land und seine Heiligthümer. Meinz, 1887. 892 Имеются в виду монеты с изображением римского императора Валентиниана. Ахмед – иерусалимский антиквар. 893 Судя по упоминанию в той же записи М. М. Киселевой, можно думать, что речь идет о церкви пророка Елисея в Иерехоне, которую планировали построить на средства пензенской благотворительницы. 894 Геликонский Митрофан Яковлевич – шурин протоиерея Платона Ивановича Капустина, брата о. Антонина. Шутливым обозначением «хаджи» автор дневника напоминает, что о. Митрофан совершил паломничество в Иерусалим. 895 Первушин (или Ярушин) – протоиерей, тесть Михаила Ивановича Капустина (1837–1904), брата о. Антонина. 898 Игнатьев Николай Павлович (17.01.1832–22.06.1908) – государственный деятель, дипломат, граф (1877), генерал от инфантерии (1878), член Государственного Совета (1881). Окончил Пажеский корпус (1849), Академию Генерального штаба (1851). Военный агент в Лондоне (1856), совершил поездку по странам Европы и Ближнего Востока, включая Сирию, Палестину и Египет (1857), глава дипломатической миссии в Хиве и Бухаре (1857–1858), подписал русско-китайский договор в Китие (1860), директор Азиатского департамента МИД (1861¬1864), Чрезвычайный и полномочный посол в Константинополе (1864–1877), руководил российской делегацией при подписании Сан-Стефанского мирного договора (1878), министр внутренних дел (1881–1882).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Умер 20 декабря 1935 года, похоронен на русском кладбище в Белграде. Биографические справки об упоминаемых лицах Антоний (Булатович Александр Ксаверьевич, 1870–1919), русский учёный и религиозный деятель, исследователь Эфиопии, офицер, впоследствии иеросхимонах, подвизался на Афоне в 1903–1913 годах, из лидеров догматического движения «имяславие», осуждённого Русской Православной Церковью. Антонин (Капустин Андрей Иванович Капустин; 1817–1894), архимандрит, клирик Русской Православной Церкви, учёный-византинист; был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме с 1865 года до своей кончины. Гедеон Мануил (1851–1943, Афины), греческий историк Церкви, великий хартофилак Константинопольского Патриархата, действительный член Афинской академии (1929), с 1921 года до своей кончины жил в Афинах, где руководил основанным им Обществом изучения средневековых (Ηενεστσα κατστασις εντω Αγω ρει, 1896). рукописей и издавал журнал этого общества, автор свыше 500 трудов. Герасим Смирнаки (с), монах монастыря Эсфигмен, автор книги об Афоне (см. прим. 5), секретарь и советник в Протате, позднее игумена Есфигменского монастыря, панэллинист. Дмитриевский Алексей Афанасьевич (1856–1929), русский учёный-богослов, профессор, литургист; убит в Москве 10 августа 1929 года. Игнатьев Николай Павлович (1832–1908), российский государственный деятель, граф (с 1877), русский посланник в Пекине (1859–1860), посол в Константинополе (1864–1877), министр внутренних дел (1881–1882), генерал от инфантерии (1878), генерал-адъютант, сторонник идей панславизма, во время работы в Китае подготовил и подписал от имени Российской империи Пекинский договор 1860 года, по которому к России присоединялись земли по правому берегу р. Амур от устья р. Уссури до берега Тихого океана на востоке и границы с Кореей на юге (ныне Приморский край и юг Хабаровского края, благодаря чему Россия стала мировой державой. Иероним (Соломенцев Иван Павлович; 1805–1885), иеросхимонах, великий старец, подвизавшийся на Афоне с 1836 года, в Пантелеимоновом монастыре – с 1840 года, в монашестве Иоанникий, духовник и ктитор-обновитель, один из главных деятелей Русского Афона, имевший большое влияние на святогорскую жизнь в целом; архимандрит Макарий (Сушкин) был его учеником и помощников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

102 Полностью рассказ об отце Никодиме из собственноручных келейных записок старца Иеронима см. на с. 419. 103 Граф Н. П. Игнатьев (1832 – 1908) – российский посол в Константинополе в 1864 –1877 годах, министр внутренних дел в 1881 –1882 годах, великий благодетель и покровитель Пантелеймоновой обители и всех русских на Афоне. – Примеч. сост 110 Арсений, иеромонах. Письма с Афона к новообратившимся из разных сект русского раскола к Православной Церкви Душеполезное чтение. М., 1884. 4.2. С. 203–204, 207, 318–327. 112 Воспоминания душевных впечатлений при поклонении святыне на Востоке иеросхимонаха А...я. М., 1880. С. 29 –30. 116 Из писем отца Макария к игумении Лидии от 22 октября 1858 года, 21 июля 1859 года, 8 сентября 1860 года. 117 События этой главы, а также следующей приводятся нами в основном по рукописям отца Азария и отца Мины. 119 «Первейшие из братий [греков] старались убеждать смущающихся чрез одного архиерея, который, хотя жил на Карее, считался нашим сокиновиатом и содержание получал из монастыря, но, посещая монастырь, говорил от лица игумена, что их дело правое...» – пишет отец Мина. 120 По поводу вопроса об Афонском монастыре святого Пантелеймона: Статьи Любителя истины. СПб., 1875. С. 59. 129 Эта записка отца Иеронима и его письмо монаху Венедикту (см. с. 774) предоставлены Институтом рукописей им. К. С. Кекелидзе АН Грузии (Тбилиси). Рукопись Q-151a. 133 1 О том, с каким покаянным чувством братия Русского монастыря восприняла гибель судна, можно судить по записи из дневника 1866 года монаха Мелетия (в схиме Михаил): «30 октября, то есть на другой день после пострижения меня, окаянного, в великий ангельский образ... в Мраморном море погибло наше монастырское судно, нагруженное пшеницей, которая вместе с судном стоила около 12 тысяч рублей. Потеря нашей обители чувствительная. Но случилась она попущением Божиим за мои беззакония, за которые я уже было находился близ адской темницы и только чрез молитвы моих отцов возвращен паки к жизни. Итак, я думаю, вместо моей душевной погибели Бог наказал обитель нашу гибелью судна...» (Душеполезный собеседник. 1913. Вып. И. С. 399). – Примеч. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010