Arhiva La Ulan Bator este marcat aniversarea a 150 de ani din ziua primului serviciu divin ortodox în Mongolia 4 aprilie 2014 17:14 3 апреля 2014 года в центральном почтовом отделении Улан-Батора состоялось торжественное гашение коллекционной серии конвертов, приуроченной к 150-летию со дня первого православного богослужения в Монголии. 3 апреля (по новому стилю) 1864 года в небольшой православной церкви в честь Святой Троицы, непосредственно примыкающей к зданию русского консульства в Урге (старое название Улан-Батора), забайкальским священником Иоанном Никольским была отслужена первая Божественная литургия. Этот день считается днем рождения Свято-Троицкого прихода Русской Православной Церкви в Монголии. В советское время приход не действовал, церковная жизнь была восстановлена уже в 1990-х годах. Летом 2001 года митрополит Смоленский и Калининградский (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) заложил первый камень в основание нового храма в честь Святой Троицы. Храм был построен и освящен в 2009 году. Главным спонсором строительства выступило совместное российско-монгольское предприятие «Эрдэнэт». Свою лепту также внесли другие компании с российским участием и частные лица. Приуроченное к юбилею торжественное мероприятие на центральном почтамте было организовано по инициативе Свято-Троицкого прихода в Улан-Баторе и Посольства Российской Федерации в Монголии. В нем приняли участие сотрудники Посольства, руководство Представительства Россотрудничества в Улан-Баторе, православные прихожане, сотрудники центрального почтового отделения Монголии, представители монгольских СМИ. Настоятель прихода отец Алексий (Трубач) поздравил собравшихся со знаменательной датой и лично поставил календарный почтовый штемпель на памятных конвертах. В этот же день Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Монголии И.К. Азизов с супругой посетили Свято-Троицкий приход в Улан-Баторе. От имени Посольства России И.К. Азизов поздравил настоятеля и прихожан со 150-летием прихода.  Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/3619692...

В Семилетнюю войну (1756–1763), в которой Россия участвовала с 1757 по 1761 г., занят был Кенигсберг, где монета стала чеканиться с изображением Императрицы Елисаветы Петровны. В 1759 г. туда, а также в занятые Пиллау и Мемель, были отправлены три походные церкви: Воскресения Христова, Сошествия Святого Духа и Преображения Господня. Воскресенская церковь в 1767 г. отправлена была в Стокгольм. Во Флоренцию походная церковь в честь Рождества Христова была отправлена в Царствование Императрицы Екатерины II и существовала приблизительно до 1814 г., когда была перенесена в Копенгаген. Ее заменила походная церковь , первоначально сопровождавшая Императора Александра во время его заграничных путешествий. Учреждение этой церкви относится к 1791 г. Она находилась в Дрездене, Турине, Флоренции, Риме, снова во Флоренции. В 1844 г. она привозилась в Палермо во время пребывания там Императрицы Александры Феодоровны, в 1868 г. была на вилле де Эсте, на озере Комо, когда там пребывала Императрица Мария Александровна. Из Флоренции церковь была взята в музей Императора Александра III в Санкт-Петербурге. К этой церкви были приписаны домовые церкви частных лиц в Италии. Из них известны: 1) графини Варвары Шуваловой, княгини Бутера, на вилле Оливуццо, близ Палермо (до 1864 г.); 2) действительного статского советника Павла Григорьевича фон Дервиза, в Лугано (с 1873 г.); 3) в имении князя Дмитрия Друцкого-Соколинского, в местечке Гальчетто, близ г. Прато; 4) Демидовых, в имении Сан-Донато (с 30-х годов XIX в.; в 1879 г. она была пожертвована П.П. Демидовым церкви во Флоренции; 5) Сретения Господня во Флоренции, в доме вдовы генерал-лейтенанта Анны Владимировны Новицкой (с 1889 по 1899 г.); по упразднению, утварь ее передана в церковь во Флоренцию. В 1879 г. пожертвование Николаем Демидовым, князем Сан-Донато, всей утвари своей церкви, стоившей более 300000 франков, походной церкви во Флоренции послужило толчком к осуществлению давнишнего желания построить постоянный храм. В 1880 г. приступлено было к сбору пожертвований. В 1885 г. куплен участок земли и на нем было устроено «временное помещение» для церкви, просуществовавшее до 1902 г. Новый посол при Квиринале (в Риме) А.И. Нелидов подвинул дело постройки храма. В 1902 г. была освящена нижняя церковь во имя св. Николая, снабженная, главным образом, утварью Демидовской церкви, в 1903 г. – верхняя, в честь Рождества Христова. Массивный, резной из белого мрамора иконостас, мраморные цветные клиросы и панели по стенам кругом всей церкви, резные из кипариса царские двери и массивные золотые сосуды – все это дар Императора Александра III.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Во время путешествия на Восток, проводившегося при финансовой поддержке министерства просвещения Саксонии, в 1844 г. обнаружил в Синайском монастыре часть древней Библии и приобрел ее для саксонского короля. В феврале 1859 г., в ходе второго путешествия, за счет русского правительства, с целью отыскания и приобретения для России древних рукописей, нашел в том же монастыре большую часть этого же кодекса – древнейшего и уникального по полноте списка греческого текста Библии. Братия выразила желание поднести книгу в дар Александру II. Заручившись гарантийным письмом русского посла в Константинополе князя А.Б. Лобанова-Ростовского и согласием братии, он 16 сентября 1859 г. вывез рукопись из монастыря. В 1862 г., после издания, к тысячелетию России, роскошной четырехтомной Синайской Библии, вручил оригинал императору Александру II. Тем не менее вопрос о переходе рукописи в полную собственность русского монарха оставался нерешенным еще несколько лет. В 1869 г. новый архиепископ Синайский Каллистрат и братия монастыря подписали официальный документ, удостоверяющий дарение русскому царю. В ответ российское правительство пожертвовало 9000 рублей и наградило орденами архиепископа Каллистрата и нескольких монахов. 285 Лобанов-Ростовский Алексей Борисович (1824–1896), князь – государственный деятель, дипломат и историк. Советник посольства (1856–1859), затем посланник в Константинополе (1859–1863). В 1867–1878 гг. – товарищ министра внутренних дел. В 1878–1879 гг. вновь посол в Турции. 286 На полях пометка: Тишендорф полагал купить пароход особой конструкции, который стоит не более 8 или 10 т. рублей. 287 Испрашивались: архиепископу Синайскому Каллистрату – орден святой Анны I степени, архиепископу Филадельфийскому Иоасафу – тот же орден II степени с короной, протосинкеллу Синайского монастыря Корнилию и ризничему Григорию – тот же орден той же степени (без короны), иеромонаху Порфирию – наперсный крест. 288 Корф Модест Андреевич (1800–1876), барон, с 1872 граф – директор Императорской публичной библиотеки (1849–1861), председатель Бутурлинского комитета, главноуправляющий Вторым отделением (1861–1864).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Присоединение униатов к Русской Православной Церкви рассматривалось как «великий акт государственной мудрости и церковного торжества», отмеченный учреждением специальной медали с характерной надписью: «Отторгнутые насилием воссоединены любовью». Формально присоединенные к православию униаты потом в своей массе демонстрировали «отпадение» от него, что выражалось обыкновенно в нежелании идти в православные храмы и обращаться за исполнением треб к православным священникам. Десятки тысяч униатов перешли в католичество, за которым признавалось право легального существования в России. Польское восстание 1863–1864 гг. дало повод продолжить процесс воссоединения униатов с Русской Православной Церковью, теперь уже в собственно польских губерниях – Седлецкой, Сувалкской и Люблинской (Хомская епархия), где преобладали униаты. В 1875 г в числе других мер по «инкорпорации» (включения в состав России) Польши было объявлено о ликвидации унии и на Холмщине. Однако запрещенная официально уния в реалии продолжала существовать Униатов поддерживала католическая церковь , преследовавшая цели укрепления своего влияния в западных губерниях России 291 . Взаимоотношения с Ватиканом в 1845–1866 гг. В декабре 1845 г. Николай I, будучи проездом в Риме, посетил Ватикан. Папа Григорий XVI жаловался ему на «притеснения» католиков в России, просил о расширении прав католической церкви в Российской империи. При решении проблем большой европейской дипломатии для Николая I в то время имело значение лояльной позиции к нему Ватикана. Николай поручил рассмотреть этот вопрос специально созданному для этого секретному комитету. Комитет счел возможным пойти навстречу Ватикану, но сообразуясь с интересами Российской империи и ее законодательством. В ноябре 1846 г в Рим был направлен председатель Департамента законов Государственного совета граф Д.Н. Блудов для переговоров с Ватиканом, получив полномочия от Николая I на заключение конкордата (соглашения) с римским папой. Согласно заключенному 22 июля (3 августа) 1847 г. конкордату (с русской стороны подписали Д.Н. Блудов и посол в Риме А.П. Бутенев, со стороны Ватикана – кардинал А. Ламбрускини).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[…] 405        Александр Ильич Дутов (1864–7/19.2.1921) –участник первой мировой войны, командир сотни 1-го Оренбургского казачьего полка. После февральского переворота 1917 г. на Общеказачьем съезде в Петрограде избран председателем Союза Казачьих Войск. Оренбургским Войсковым Кругом призван на пост Войскового атамана и произведён в полковники (сент. 1917). После октябрьского переворота 1917 г. создал казачью армию, во главе которой сражался с красными. При власти адмирала А.В. Колчака –Походный атаман всех Сибирских Казачьих Войск; произведён в чин генерала. Под давлением превосходящих сил большевиков отступил в Семиречье, откуда, преодолев в марте 1920 г. труднопроходимый перевал Кара-Сарык, вышел к китайской границе и пересёк её. Казачий отряд был интернирован в г. Суйдун (Восточный Туркестан). Собрав около себя всех ушедших в Китай казаков, атаман старался поддерживать их боевой дух. Смертельно ранен вместе с двумя казаками охраны красным агентом Чанушевым. Скончавшиеся были похоронены в одной могиле. 407        Речь идёт о письме от игумена Иоанннкия, соработника Патриарха Тихона и митрополита Евсевия (Никольского). 409        Речь идёт о Послании Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Крутицкого Петра (Полянского) об отношении к обновленчеству от 15/28 июля 1925 г. См.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей Церковной власти 1917–1943. Сб. в двух частях. М. 1994. С. 418–421. 411        Лев Михайлович Карахан (1889–1937) –заместитель народного комиссара иностранных дел советского правительства. Полномочный представитель СССР в Пекине (с 8.8.1923), советский посол в Китае. Подписал 31.5.1924 с представителями Китая два соглашения и семь деклараций. Дуайен дипломатического корпуса в Пекине (апрель 1925). В конце 1925 г. русские эмигранты совершили на него покушение. В декабре 1927 г. китайская сторона разорвала с СССР дипломатические отношения. (См. об этом: Аблова Н.Е. История КВЖД и российской эмиграции в Китае (первая половина XX в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Много натерпевшись в орде, Ярослав Всеволодович скончался насильственною смертью . Папский посол Плано Кар-пини передает нам подробности этого печального события. В 1246 году умер Ярослав, великий князь суздальской области, которая составляет часть русского государства. Однажды он был призван к матери великого хана, которая, как будто оказывая особую честь Ярославу, желала из своих собственных рук дать ему есть и пить. Когда Ярослав возвратился от ханши, то сильно ослабел и через семь дней умер. Замечательно, что все тело его при этом удивительным образом позеленело: все говорили, что он был отравлен матерью хана» 91 . Наши летописи подтверждают и это известие, называя кончину великого князя «нужною», т. е. насильственною, а в одной прямо говорится, что его «зелием уморили». Кончина Ярослава Всеволодовича была страшным несчастьем для его осиротелой семьи и для русского народа: но в то время уже взошло красное солнышко земли Русской – уже всюду гремела слава о доблестях его старшего сына, новгородского князя Александра Ярославича. 72 В Ипатьевской и Новгородской летописях временем битвы указан 1224 год, в Лавр. и Акад. – 1223-й. См. замеч. ст. Куника в «Записках Академии наук по I и III отд.». Т. II, вып. 5. СПб., 1854. 75 Иностранные писатели-путешественники превосходно знакомят нас с бытом и нравами монголов. Минорит Иоанн де Плано Карпини в 1245 году ездил в Великую Монголию с поручением от папы Иннокентия IV. Спутниками его были доминиканцы Асцелин и Симон де Сен-Кентя. Лучшее из изданий записок Плано Карпини: «Relation des Mongols on Tartares par le Frere Jean Du Plan de Carpin de Íordre des Freres Mineurs, legat du Saint Siege Apostolique, Nonce en Tartarie pendant les annees 1245, 1246, 1247, et Archeveque d " Antirari. Paris. 1838». У нас – «Собрание путешествий к Татарам» Д. Языкова. СПб., 1825. Людовик IX посылал к хану Мешу голландского монаха Рюисброка, или Рубруквиса. Его записки в латинском подлиннике у Гаклюита: «Coll. of. early Voyages». У Бержерона: «Voyag. faits princip. en Asie». II. 1735, В сокращенном изложении Языкова в трудах Российской Академии, ч. III. 1840. См. также Шемякина в «Чтениях Общ. Ист. и Древней Росс.», 1864, кн. 3. Знаменитый путешественник венецианец Марко Поло (1250–1323), долго живший в Монголии, также даст нам сведения о монголах. В русском переводе Шемякина в «Чтениях Общ. Ист. и Древн. Росс.», 1861, кн. 3–4; 1862, кн. 1–4. Другие источники о монголах: о. Иоакинфа Бичурина: «История первых четырех ханов из дома Чингизова». СПб., 1829. Его же: «Записки о Монголии». СПб., 1828. Проф. Васильева: «История и древности восточной части Средней Азии» в «Записках археологического общества», т. IV. СПб., 1859. В недавнее время производились исследования на месте резиденции великих ханов – в Каракоруме. Доклад И.М. Ядринцева, в общ. собр. географического общества о результатах Орхонск. экспедиции, 16 апреля 1892 года. Местонахождение Каракорума установлено на основании найденных надписей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

1167 Арх. ун. м., 992 – письмо Левинского от 26 (15) декабря 1786 г.; 993 – письма от 9 января 1787 (29 декабря 1786 г.) и особенно от 20 (9) марта 1787 г. 1169 «У нас говорят, что (не дай Бог) Москва возьмет Украину и в вознаграждение за это возвратит (Польше) Белоруссию», писал Левинскому официал Шулякевич из Полоцка 19 января 1787 г. (Арх. ун. м., 1000). Русский посол Штакельберг очень рано (в январе 1787 г.) выехал из Варшавы на встречу Екатерин. Это возбудило в Смогоржевском подозрение. Левинский, отвечая ему, писал: «скажу вам, что и Варшава задумывается над этим и не без причины: здесь везде слышно, что Москва возьмет или всю Украину, или, по крайней мере, значительную часть ея» 993, – письмо от 30 января 1787 г.). 1172 Арх. св. с., д. 1785, 98, л. 407; Annexa, стр. 328–329; Киевск. епарх. вед., за 1861 г. неоффиц. ч., стр. 87. 1173 Арх. ун. м., – письма Левинского, от 14 августа и 4 сентября 1787 г.; Послед. год. реч. посп. польск. Н. И. Костомарова , стр. 152–153. Пущен даже был слух, что один из великих князей (сыновей Павла Петровича) будет отдан на воспитание Нарушевичу; Арх. ун. м., 1003, – письмо Ростоцкого от 22 июля 1787 г. 1175 Свидание Екатерины с польским королем в Канев происходило 25 апреля. Русск. Арх. 1864 г., стр. 518. 1183 Арх. ун. м., 993, – письмо Левинского, от 6 марта 1787 г. Какую сильную поддержку украинскому православию оказывали пребывавшие там русские войска, даже и тогда, когда не имели намерения сдерживать униатов, можно судить по следующему случаю. Официал Меленевский писал Смогоржевскому 9 мая 1784 г.: «по словесному донесению житомирского благочинного, полковник, стоящий в Красном, в ответ на ваше письмо к нему сказал лишь: а солдаты где будут молиться»? Очевидно, униаты хотели отнять в Красном православную церковь , a русский полковник не дозволил этого, чтобы его солдатам было где молиться. Арх. ун. м., кн. 72, 11. 1187 Мысль эта высказана каневским базилианином Тчиневичем в письме к Смогоржевскому от 9 февраля 1787 г. 1000), Тчиневич предлагал обяснить в записке русской императрице, что тут не было бы обиды для России.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

154 Иерофей II, Патриарх Александрийский (1847–1857), в апреле 1850 г. обратился к императору Николаю I и Св. Синоду, прося материальной помощи на восстановление храмов и монастырей Александрийского Патриархата. В 1851 г. последовало Высочайшее разрешение прислать в Россию епископа для сбора пожертвований, и в 1853 г. в Москву прибыл направленный Иерофеем епископ Фиваидский Никанор (см. выше). 155 Каллиник, Патриарх Александрийский (1858–1861). Епископ Москонисийский, позже митрополит Фессалоникийский Константинопольского Патриархата. В 1858 г. избран Патриархом Александрийским, но вскоре был вынужден отказаться от престола из-за недовольства клира и народа. Умер в Митилене в 1889 г. 156 Ланн Луи Наполеон Огюст (1801–1874), герцог де Монтебелло – французский дипломат и государственный деятель. Старший сын наполеоновского маршала Ланна, погибшего в битве при Эсслинге. С 1832 г. посланник в Дании, Швеции, Швейцарии, в королевстве Обеих Сицилий. В 1839 г. министр иностранных дел, в 1847 г.– морской министр. В 1858–1864 гг. – посол в России. Во многом способствовал сближению после Крымской войны российского правительства со Второй империей. 157 Колонна-Валевский Александр Флориан Жозеф (1810–1868), граф, – французский государственный деятель и дипломат. Внебрачный сын Наполеона I и польской графини Марии Валевской. Избрание Луи Наполеона Бонапарта президентом Французской республики (1848) способствовало выдвижению Валевского: он был последовательно посланником во Флоренции (1849), Неаполе (1850), послом в Мадриде (1851), Лондоне (1851–1855). В 1855–1860 – министр иностранных дел. 158 27 февраля 1858 г. состоялось Высочайшее повеление о проведении во всех православных храмах империи кружечного сбора в пользу обустройства русских паломников в Святой Земле и открытии подписки для пожертвований. С этого момента до 1917 г. осуществлялся так называемый «Палестинский сбор» (или «Вербный» – поскольку он проводился в праздник Входа Господня в Иерусалим, т. е. в Вербное воскресенье).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Доминиканский паломник Бурхард с Сионской горы в «Описании Святой Земли» (Descriptio Terrae Sanctae exactissima, 1283) сообщает, что в К. Г. он побывал в трапезной со столами, где совершалось свадебное торжество и Христос претворил воду в вино, видел все 6 сосудов, упоминаемых в Евангелии от Иоанна. На севере от К. Г., по его сведениям, находилась «круглая гора». От подножия горы до Сепфориса простиралась плодородная равнина, которую Иосиф Флавий называл Кармелион (Descriptio terrae sanctae// Laurent J. C. M. Peregrinatores medii aevi quatuor. Lipsiae, 1864, 1873 2. P. 19-94). Позднее локализация евангельской Каны в Кафр-Кане стала устойчивой. Так, в нач. XVII в. Ф. Кварезмий, посол папы Римского в Палестине, отмечал, что в Галилее было 2 Каны. Первая (Хирбет-Кана) находилась на северо-западе от Назарета, на холме Завулонской равнины. Эта небольшая деревня, в которой, по описанию автора, было лишь неск. домов и отсутствовали к.-л. следы церковных сооружений, располагалась в 6 рим. милях (ок. 9 км) от Сепфориса и в 10 рим. милях (ок. 15 км) от Назарета. Вторая К. Г. (автор приводит название - Кафр-Кана) находилась на холме в красивой долине, в 4 рим. милях (ок. 6 км) от Назарета. В ней была церковь (Ibid. P. 102). Англ. ученый Г. Мондрелл, судя по всему, идентифицировал К. Г. с Хирбет-Каной (запись в дневнике путешествия от 20 апр. 1697 - Ibidem). Э. Робинсон также считал, что Кафр-Кана не может быть местом евангельского чуда, и указывал на руины в Кенет-эль-Джалиль (др. название Хирбет-Каны) как на остатки евангельской К. Г. ( Robinson. 1841. P. 204-206). В наст. время и Кафр-Кана, и Хирбет-Кана рассматриваются в качестве претендентов на идентификацию древней К. Г. Совр. Кафр-Кана - большой поселок с населением ок. 15 тыс. чел. Несмотря на плотную застройку, не только сохранились остатки древних, но и построено неск. новых христ. церквей различных конфессий. Поселок остается одним из главных центров паломничества на Св. земле. Его расцвет, судя по всему, был обусловлен выгодным расположением на пути между 2 главными центрами Галилеи - Тивериадой (Тиверией) и Сепфорисом. Хирбет-Кана - заброшенное поселение вдали от главных магистралей региона. Именно потому, что поселение было оставлено жителями, его территория и окрестности изучены археологами гораздо лучше, чем территория Кафр-Каны.

http://pravenc.ru/text/1470173.html

1412 Таким Греком, по свидетельству Герберштейна (у Старчевского р. 30, col. 1 fin.) был Юрий, по прозванию Малый, умерший в 1513 году (Вивлиофика XX, 16). 1413 Николай любчанин, учёной степенью магистр, прибыл на службу в Россию в 1491 году с цесарским послом Юрием Делятором, см. Памятники дипломатических сношений России с державами иностранными, I, 46, 416, cfr Карамзин VI, 133–138. В 1518 году послы цесаря, по поручению марграфа Бранденбургского, просили было, чтобы он был отпущен на родину, но он не был отпущен, – Памятники стр. 416. Он не должен быть смешиваем с Николаем Люевым или Булевым, ибо умер гораздо ранее 1533 года, в котором жив был последний (см. ниже) и вовсе не должен быть принимаем за одно лицо с Николаем Шомбергом или Самбиргом, который был в Москве папским послом в 1518 году (см. Казанское издание сочинений Максима, I, 214 fin.). [В 1517–1518 году был в Москве не папский легат Николай Шомберг, а его брат Дитрих Шомберг, см. ниже стр. 866–867, (электронная версия – абзац сноски прим. корр.). 1414 Цесарев посол Франциск да-Колло, бывший в России в 1518 году, один из тех, о которых в предыдущем примечании, отзывается о нём: Maestro Nicolo Lubacense – professor di medicina et di astrologia et di tutte le scienze fondatissimo (магистр Николай любекский – профессор медицины и астрологии и всех наук основательнейший), – у Карамзина VII, примечание 358. Что Русские считали его человеком мудрым и удивлялись его мудрости, см. у Максима, – Казанское издание I, 236, 271. 1415 Это видно из того, что для архиепископа новгородского Геннадия Николай перевёл с латинского книгу против жидов Самуила Евреина, о которой мы упоминали выше (см. сочинений Максима Грека Казанское издание I, 55) и что для митрополита Даниила он перевёл лечебник, под названием «Доброхотный вертоград». (См. Журнал Министерства Народного Просвещения 1864 года Апрель, отчёт Румянцевского Музея стр. 42). 1416 Относительно письменной пропаганды Николая нужно думать, что он не выдавал публичных сочинений, которые, конечно, не были бы ему дозволены, а писал частные записки для представления разным авторитетным лицам. В бывшей Волоколамской, ныне Московской Духовной Академии, рукописи читается пространный (листы 262–295 оборот) ответ неизвестного (но не Максимов) на «послание от некоего дохтора и великого риторьства (sic) именем Николая, от немецкия области» к Вассиану архиепископу ростовскому († 28 Августа 1515 года) о соединении церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010