Во 2-й пол. XIX в. в Нижегородской губ. получили распространение списки с прославившегося исцелениями образа, присланного в 1853 г. с Афона в арзамасский во имя Алексия, человека Божия, мон-рь , с соответствующей подписью внизу на развернутом свитке (чтимый фрагмент иконы - в арзамасском Никольском жен. мон-ре; неск. списков, в т. ч. в окладе,- в Воскресенском соборе Арзамаса). В России писались живописные изображения на холсте с более темным колоритом (посл. треть XIX в., частное собрание). Сызранские иконы 2-й пол. XIX в. (частное собрание; Сызранская икона: Кат. выст./Самарский епарх. церк.-ист. музей. Самара, 2007. С. 72-73. Кат. 31) с различными цветами одеяний, в редких случаях с правым поворотом фигур выполнены в традиц. стиле. Существовали хромолитографии образа, к-рые наклеивались на доску и бытовали в качестве икон, напр. изданная в 1893 г. в мастерской Е. И. Фесенко в Одессе (частное собрание; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 255. Ил. 93). Афонская святыня воспроизводилась и в XX в. (чудотворный образ 1941 г. из мон-ря во имя святых Марфы и Марии (мон-рь Встречи) близ Иерусалима). Греч. списки афонской святыни XIX-XX вв., к-рые близки к русским по художественному исполнению, нередко сопровождаются авторскими или вкладными подписями на лицевой стороне (икона 1966 г.- «Моление архимандрита Гавриила и Христодула монаха» в ц. прав. Закхея в Иерихоне - на светлом фоне в сиянии, Богородица в мафории, без плата). Икона 2-й трети XIX в. (частное собрание), судя по рус. надписи на обороте, вложенная в один из храмов России, содержит греч. подпись: «Рукою Иоасафа монаха из Керасиа на Афоне», т. е. мастер жил в одном из монашеских поселений (кафизм), состоящих из отдельных отшельнических келлий, при Великой Лавре прп. Афанасия Афонского. Раскрашенная гравюра 1866 г. (из мон-ря Симонопетра) близка по иконографии к живописным произведениям, но отличается в деталях (у ангелов в руках длинные свитки, на правом - слав. надпись), отсутствует образ Бога Отца (Treasures of Mount Athos. Thessal., 1997. P. 214-215. N 4.8). Возможно, такие гравюры служили образцами для мастеров, не имевших возможности видеть и копировать оригинал.

http://pravenc.ru/text/180369.html

Сщмч. Лукиан и Киево-Печерские святые. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 50-е гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница ТСЛ) Сщмч. Лукиан и Киево-Печерские святые. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 50-е гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница ТСЛ) В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» изображение Л. входит в правую группу преподобных, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Оплечный образ святого в клобуке, с пышной бородой с небольшой проседью в традиц. варианте, представленном на иконах и эстампах начиная со 2-й пол. XVIII в., размещали во 2-м ряду 3-м от края, рядом с преподобными Агафоном чудотворцем (слева) и Титом воином (справа). К таким вариантам извода композиции относится целый ряд икон и гравюр. Напр., иконы: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); кон. XVIII - нач. XIX в. (собрание банка «Интеза», Виченца, Италия); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87) - на голове Л. куколь островерхой формы; посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) и др. На гравюрах: И. Гочемского (2-я треть XVIII в., см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. 1505. С. 622 (71-й)); В. Белецкого (1751; Там же. 1508. С. 623); М. Нехорошевского (сер. XVIII в.; Там же. 1509. С. 623); И. Кончаковского (1771, 1774; Там же. 1510. С. 623); Г. Проценко (1821; Там же. 1511. С. 624) и проч. (экземпляры в РНБ, ГМИИ и др.); на гравюре с раскраской 1-й трети XIX в. (оттиск в ГЛМ); на хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра). В ряде случаев местоположение фигуры святого в композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» изменено (в пределах группы преподобных Дальних пещер).

http://pravenc.ru/text/2110837.html

Ист.: Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцов Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. 7-8, 43-44. Лит.: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 112; СИСПРЦ. С. 122; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 224; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 22-23; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 475. Е. В. Лопухина Иконография Преподобные Ипатий и Иосиф Киево-Печерские. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». Посл. треть XVIII в. (1771?) (ИркОХМ) Преподобные Ипатий и Иосиф Киево-Печерские. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». Посл. треть XVIII в. (1771?) (ИркОХМ) В иконописном подлиннике кон. XVIII в. о внешности И. сказано: «Надсед, плешив аки Никола, на плечах схима, риза преподобническая, испод киноварь разбелен» (БАН. Строг. 66. Л. 317; «левыя страны» 31-й). С 1703 г. имя И. встречается на картах Дальних пещер Киево-Печерской лавры. Поясное изображение И. как средовека в монашеском облачении представлено на иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры, икона находится у раки преподобного в Дальних пещерах. Голова И. не покрыта, русые волосы разделены на прямой пробор и волнистыми прядями падают на плечи, у него средней величины раздвоенная борода с проседью и усы. Левой рукой он придерживает книгу в окладе, правая простерта в молении. Вверху полукругом надпись: «        ». Вероятно, этот извод с небольшими изменениями повторен на хромолитографии 1905 г., изданной типографией Киево-Печерской лавры, где И. обеими руками держит книгу с изображением равноконечного креста, на его правой руке четки. На иконах «Собор Киево-Печерских святых» И., как правило, в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Помещен в 5-м ряду 1-м от центра вполоборота вправо. Изображается средовеком, реже человеком в преклонных летах, в монашеском облачении, с непокрытой головой. Может быть назван «целителем» или «целебником». Т. о. И. представлен на иконах 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ), кон. XVIII в. (собрание банка «Интеза», палаццо Леони Монтанари, Виченца, Италия), 1-й пол. XIX в. (Палех; частное собрание - Святые образы. С. 387). На иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ) И. написан портретно и точно соответствует описанию иконописного подлинника - у него высокий выпуклый лоб с залысинами, короткие седые волосы и седая борода до груди. На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) И.- средовек с короткими русыми волосами и небольшой бородкой; на эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) он изображен в преклонных летах, с седыми волосами и бородой. Так же И. представлен на 2 иконах посл. четв. XIX в.- из ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария, и частного собрания (см.: Все остается людям: Рус. иконопись XVII-XX вв. из собр. В. Бондаренко: Кат. выст. М., 2010. С. 220-221).

http://pravenc.ru/text/673739.html

Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского. Клеймо иконы прав. Симеона Верхотурского, с житием. Посл. треть XIX — нач. ХХ в. (частное собрание) Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского. Клеймо иконы прав. Симеона Верхотурского, с житием. Посл. треть XIX — нач. ХХ в. (частное собрание) К посл. четв. XIX в. часовня сильно обветшала, 4 мая 1882 г. на средства благотворителей была заложена новая, освящена 28 авг. 1883 г. Место погребения блаженного находилось под полом, над ним устроили деревянный рундук. Во время служения литий его крышку откидывали, чтобы молящиеся видели камень на могиле К. Около рундука был сделан спуск вниз, чтобы богомольцы могли взять земли с могилы святого. Неподалеку от часовни находился источник, названный «слезами Косьмы юродивого», здесь набирали воду, почитавшуюся целебной. Многочисленные паломники из различных губерний Российской империи, приезжавшие для поклонения мощам св. прав. Симеона Верхотурского, также посещали часовню блаженного. В кон. XIX в. их число составляло ок. 50 тыс. чел. в год, во время первой мировой войны возросло до 90-120 тыс. чел. В часовне служили молебны святым Косме и Дамиану, литии и панихиды об упокоении К., однако она не могла вместить всех богомольцев. В 1902 г. был создан особый комитет под председательством прот. Троицкого собора Петра Арефьева для сбора средств на переустройство часовни. В 1903 г. св. прав. Иоанн Кронштадтский пожертвовал на эти цели 100 р. (Екатеринбургские ЕВ. 1903. 15. Отд. офиц. С. 381). В 1912-1913 гг. заложили фундамент для новой часовни ( Золотов. 1998. С. 169), однако проект так и не был осуществлен. В 1920 г., после вскрытия мощей св. прав. Симеона, монахини Покровского жен. мон-ря по благословению игум. Таисии (Сычёвой) тайно выкопали мощи святого и перезахоронили их возле алтаря верхотурской Успенской ц. В советские годы прихожане и паломники заказывали панихиды по К. и брали землю с его могилы. К. канонизирован в 1984 г. в составе Собора Сибирских святых. В 2010 г. его имя включено в Собор Екатеринбургских святых. 8 февр. 1993 г. состоялось обретение мощей К., их поместили в Преображенском храме Никольского мон-ря. 28 апр. 1995 г. мощи перенесли в домовую церковь Покровского жен. мон-ря, а 15 окт. 1996 г.- в Покровскую ц. обители.

http://pravenc.ru/text/2458799.html

Греч. иконописный подлинник - Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - под 5 марта сообщает, что св. Конона изображают старцем (Ерминия ДР. Ч. 3. §22. С. 208), не уточняя, К. Г. или исп. Конона Исаврийского. В русских иконописных подлинниках сводной редакции содержится текст о К. Г. Возрастная характеристика та же, что и в Ерминии: седой, «…с брадой Иоанна Богослова, власы с ушей сошли в левую страну»; в левой руке держит деревце или «травку», правая поднята вверх в молитвеном жесте («молебна, персты вверх») (цит. по: Большаков. Подлинник иконописный. С. 77; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 284). Т. о., наиболее характерным атрибутом К. Г., определяющим его иконографию, можно считать цветок, деревце или иное растение в левой руке, указывающее на род занятий. Форма бороды К. Г. может различаться. В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова святой описан как старец «греческого типа, с большою седою бородой, волосы просты, ниже ушей» ( Фартусов. Руководстве к писанию икон. С. 201). С длинной заостренной раздвоенной бородой К. Г. представлен в минее на март (нач. XVII в., ЦАК МДА). На гравюре из Святцев работы Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) К. Г. имеет окладистую округлую бороду, длинные седые волосы, облачен в короткую рубаху и штаны, бос, изображен на фоне условно переданного поля. Седым, со средней длины раздвоенной волнистой бородой и короткими волосами он изображен на миниатюре из рукописной книги «Молитвенник с месяцесловом» (50-е гг. XIX в., РГБ ОР. Ф. 218, 812; 5 марта), созданной для кнг. М. П. Волконской под руководством и при участии академика живописи проф. Ф. Г. Солнцева художниками Н. И. Похвисневым, Л. Кикиным, Л. Львовым, М. А. Межаковым и П. В. Басиным. На иконе «Мч. Конон Огородник (Градарь)» в серебряном окладе (16,5×12 см; посл. треть XVIII в., Центр. Россия; частное собрание) он представлен с небольшой округлой бородой, с седыми кудрявыми волосами, в рубахе, прикрывающей колени, из-под к-рой видны подвернутые штаны. Святой без обуви стоит на вспаханном поле, в левой руке держит плоский сосуд, правая поднята в молении к образу Спасителя, помещенному в левой верхней четверти иконы, в окружении облаков.

http://pravenc.ru/text/1841974.html

Изображения К. включали в композицию «Собор Киево-Печерских чудотворцев» на иконах и эстампах. Оригинальной композицией отличается Печерская икона Божией Матери с Киево-Печерскими святыми письма игум. Корнилия (Уланова), происходящая из Ризоположенского монастыря в Суздале (1724, ГВСМЗ). На ней К. написан вместе с др. «преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском», молящимся образу Коронования Пресв. Богородицы слева 1-м от центра в верхнем ряду, его голова не покрыта. К. вводили в левую группу преподобных Ближних (Антониевых) пещер, напр. на гравюрах И. Гошемского (работал в типографии Почаевской лавры, 2-я треть XVIII в.), В. Белецкого (1751), М. Нехорошевского (сер. XVIII в.), Я. Кончаковского (1771, 1774) и др. (экземпляры в РНБ, ГМИИ и др.). Оплечный образ К. в клобуке, с окладистой бородой (русой или с проседью) обычно размещали 1-м от центра в 4-м ряду рядом с изображением прп. Илии Муромца, как на киевской гравюре 1756 г. Белецкого (РГБ), на иконах 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), кон. XVIII - нач. XIX в. (собрание банка «Интеза», Виченца, Италия), 1-й трети XIX в. (КБМЗ), 1-й пол. и сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР, Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове), посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) и др. На палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87) голова К. покрыта куколем островерхой формы. Редкий образ К. в священнической фелони с Евангелием в руках, на голове скуфья, написан справа в 1-м ряду на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Русская иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Существовали резные и эмалевые иконы с этим сюжетом (3-я четв. XIX в., Нововалаамский мон-рь, Финляндия). Известны гравюры (в т. ч. с раскраской) 1-й трети XIX в., тоновые и цветные литографии 1893 и 1894 гг. мастерской Киево-Печерской лавры (оттиски в РГБ, ГЛМ), раскрашенная литография 1883 г. московской мастерской А. Абрамова (ГРМ), хромолитография 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани), хромолитография кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра), к-рые часто использовались в качестве икон. Положение фигуры К. варьируется, его облик почти не индивидуализирован.

http://pravenc.ru/text/2462223.html

отдела, позднее хранились в фондах. Сень над ракой сломана, очевидно, в 1937 г. вместе с иконостасом. 9 июня 1988 г. мощи Е. были переданы Владимирским музеем-заповедником в единственный действующий в то время правосл. храм в Суздале - во имя равноапостольных Константина и Елены. В наст. время храм состоит в юрисдикции раскольнической «Российской православной автономной церкви» . Почитание Местное почитание Е. отмечается с рубежа 20-х и 30-х гг. XV в. В земельных актах этого и более позднего периода обитель называется «Ефимьевым монастырем» (см.: АСЭИ. Т. 2. 439, 440. С. 482; 443. С. 485; Т. 3. 485. С. 468; 490. С. 470-471). Е. назван «преподобным» в подтверждающей записи шуйского и суздальского кн. Федора Юрьевича (1446-1447) на жалованной грамоте, данной Спасо-Евфимиеву монастырю ок. 1418-1419 гг. нижегородским кн. Александром Ивановичем. Свидетельством общерус. почитания Е. уже в XV в. стало появление в кон. столетия посвященных ему агиографических памятников, не связанных с Суздальско-Нижегородским краем (1-я проложная редакция Жития). Большинство исследователей считают, что канонизация Е. осуществилась решением Московского Собора 1549 г. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 94; Голубинский. Канонизация святых. С. 104). По мнению Клосса, Е. был канонизирован между мартом 1547 и авг. 1548 г. ( Клосс. 2001. С. 367-370). Прп. Евфимий Суздальский. Икона. Посл. треть XIX в. (частное собрание) Прп. Евфимий Суздальский. Икона. Посл. треть XIX в. (частное собрание) Пространная редакция Жития Е. содержит цикл рассказов о посмертных чудесах преподобного. Первое чудо связано с архим. Спасо-Евфимиева мон-ря Евфимием (1482-1484), к-рый, отличаясь заносчивым характером, начал конфликтовать с братией, менять монастырский устав, завещанный Е., и наконец ночью бежал из обители, забрав монастырское серебро, ризы и книги. Той же ночью преподобный явился во сне одному из насельников, поведал о краже и указал, где найти вора. Утром иноки отыскали и бежавшего настоятеля, и украденные сокровища, причем архим.

http://pravenc.ru/text/187661.html

Ряд икон XIX в. следует традиц. иконографии О. (напр., мстёрская икона кон. XIX - нач. ХХ в. из собрания В. М. Федотова, (см.: Коллекция иконописи. 2013. С. 256-257. Кат. 307); икона 90-х гг. XIX в. иконописца И. С. Чирикова из домовой церкви Мраморного дворца в С.-Петербурге, ГМИР). С сер. XIX в. появляются иконы с изображением О. в визант. имп. одеждах, напр., на иконе «Образ всех святых Российских великих князей и княжон роду царского» 60-х гг. XIX в., выполненной в мастерской Пешехоновых (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге). На иконе «Блгв. кн. Александр Невский, ап. Павел, равноап. кнг. Ольга, прп. Мария Египетская и мц. София» (посл. треть XIX в., ГЭ) О. обеими руками держит перед собой в белом плате крест с драгоценными камнями. Аналогичный образ (только поясной) - на хромолитографии Е. И. Фесенко 1892 г. Сходный образ О. (без плата в руках): на ростовом эскизе Н. А. Бруни 1898 г. (частное собрание; оплечный образ на холсте, оригинал для мозаики собора Воскресения Христова (Спаса на Крови) в С.-Петербурге - 1901, ГРМ); на складне «Равноап. кнг. Ольга, икона Божией Матери «Знамение» и вмц. Екатерина», созданном в честь рождения вел. кнж. Ольги Николаевны (1895, фабрика Ф. А. Овчинникова, собрание А. В. Дадиани); на неск. иконах кон. XIX - нач. ХХ в. (частные собрания). К этому иконографическому типу относится также образ худож. М. В. Нестерова (в масляной технике), написанный в 1892 г. для юж. иконостаса на хорах Владимирского собора в Киеве (акварельный эскиз в ГТГ): О., прижимая к груди крест, стоит на берегу реки (авторское повторение: ок. 1892, собрание В. М. Федотова; копии: икона нач. ХХ в., ЯХМ; икона с включением псковского пейзажа иконописца архим. Алипия (Воронова), сер. ХХ в., Троицкий собор Пскова). Нестеров также выполнил образ О. (1927, ГТГ), держащей на покровенной левой руке модель храма. На иконе с прп. Онуфрием Великим кон. XIX - нач. ХХ в. (частное собрание) О. в правой руке держит крест, в левой - развернутый свиток с надписью: «Попрахъ идолы и познахъ истиннаго Бога Иисса Христа».

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Среди произведений качественной иконописи М. выделяется особый тип икон, стилистика к-рых не имеет однозначной ориентации на к.-л. одну древнюю иконописную школу. Художественный принцип их исполнения построен на гармоничном сочетании традиций различных, но обычно хронологически близких периодов. Сочетание реминисценций неск. древних «писем» вылилось в некий усредненный стиль, в к-ром преобладают чаще всего признаки иконописи XVI и XVII вв. Среди примеров такой «эклектичной» формы - Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», выполненная в мастерской Дикарёва (кон. XIX - нач. XX в.; частное собрание, Москва). Технико-колористические особенности личного письма явно следуют иконописной традиции 1-й пол.- сер. XVI в. При этом общий колористический строй произведения с доминирующим охряным цветом полей и фона, стилизованная надпись и манера изображения мафория Божией Матери явно апеллируют к образцам древнерус. живописи 1-й пол. XVII в. Нередко черты различных школ в живописи одного произведения представлены более контрастно, но благодаря мастерству исполнителя в них сохранилось единство общей стилевой канвы как, напр., на Феодоровской иконе Божией Матери (посл. треть XIX в.; частное собрание, Москва). Иконописный стиль М. Творческие поиски привели мастеров М. к созданию в посл. трети XIX в. оригинального художественного стиля, отличного от искусства других иконописных центров. Значительное число мастерских и разнообразие живописных манер повлияли на то, что собственный художественный стиль М. в иконописи формировался в течение более длительного периода, чем, напр., в иконописи Палеха, и прошел путь от прямых стилизаций древних писем через разновидность «эклектичных» произведений (не без опосредованного воздействия светских жанров) к написанию икон, ориентированных не только на вкусы старообрядческой среды, но и на требования «православного населения, которое не хотело древней строгости форм и довольствовалось лишь легким привкусом старины» ( Бакушинский, Василенко. 1934. С. 33).

http://pravenc.ru/text/2564270.html

По сторонам Великой лаврской церкви с Киево-Печерской иконой Успения Пресв. Богородицы над ней представлены 2 группы святых: левую группу святых, почивающих в Ближних пещерах, возглавляет прп. Антоний Печерский, правую, чьи мощи покоятся в Дальних пещерах,- прп. Феодосий Печерский. Если в подлинниках относительно местоположения Н. С. сказано: «правая страна, 25-й», то в этой композиции его образ помещается в левой группе, в 9-м снизу ряду, открывающим «пятерицу» святых - Дамиана Целебника, Агапита Врача, Матфея Прозорливого, Иеремии Прозорливого (расположение образа Н. С. рядом с образами святых Киево-Печерских врачевателей обусловлено его почитанием как целителя от болезней ног). Н. С. изображен оглавно, в клобуке (или в куколе). Самые ранние примеры гравюр со ставшей классической схемой Собора Киево-Печерских святых упоминает Д. А. Ровинский: кон. XVII в., грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей, и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506, 1507). В XVIII и XIX вв. такие композиции воспроизводились на эстампах, были распространены в иконописи, в т. ч. в вариантах миниатюрной живописи, напр. на эмалевых иконках. Примеры гравюр: почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621. 1505); Мартина Нехорошевского (сер. XVIII в. Там же. 1509); Иоанна Кончаковского (1771/74; Там же. 1510); Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. 1511) (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505а; С. 761-763. 1517) и мн. др. Примеры икон: из Кириллова Белозерского мон-ря (1-я треть XIX в., КБМЗ); из Киево-Печерской лавры (2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ, см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); из мастерской Киево-Печерской лавры (сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); иконописца из посада Клинцы Стародубского уезда Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.) (2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова); на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87) и мн. др. Редко, но встречаются варианты др. иконографии святого в этой композиции при сохранении размещения его фигуры в общей схеме. Так, напр., на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ) Н. С. показан «беседующим» с прп. Дамианом Целебником, т. е. обращенным от центра влево (Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28). Как правило, в нимбе при имени святого указано его прозвание, в т. ч. на поздних памятниках: напр., на иконе посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) - «прп. Никонъ Сухий». За недостатком места на миниатюрных эмалевых иконках надпись нередко отсутствует, но образ Н. С. опознается в своем ряду благодаря сохранению схемы композиции, как, напр., на иконке из ЦМиАР.

http://pravenc.ru/text/2577577.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010