Сщмч. Лукиан и Киево-Печерские святые. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 50-е гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница ТСЛ) Сщмч. Лукиан и Киево-Печерские святые. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 50-е гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница ТСЛ) В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» изображение Л. входит в правую группу преподобных, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Оплечный образ святого в клобуке, с пышной бородой с небольшой проседью в традиц. варианте, представленном на иконах и эстампах начиная со 2-й пол. XVIII в., размещали во 2-м ряду 3-м от края, рядом с преподобными Агафоном чудотворцем (слева) и Титом воином (справа). К таким вариантам извода композиции относится целый ряд икон и гравюр. Напр., иконы: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); кон. XVIII - нач. XIX в. (собрание банка «Интеза», Виченца, Италия); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87) - на голове Л. куколь островерхой формы; посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) и др. На гравюрах: И. Гочемского (2-я треть XVIII в., см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. 1505. С. 622 (71-й)); В. Белецкого (1751; Там же. 1508. С. 623); М. Нехорошевского (сер. XVIII в.; Там же. 1509. С. 623); И. Кончаковского (1771, 1774; Там же. 1510. С. 623); Г. Проценко (1821; Там же. 1511. С. 624) и проч. (экземпляры в РНБ, ГМИИ и др.); на гравюре с раскраской 1-й трети XIX в. (оттиск в ГЛМ); на хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра). В ряде случаев местоположение фигуры святого в композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» изменено (в пределах группы преподобных Дальних пещер).

http://pravenc.ru/text/2110837.html

юж. стены ц. вмч. Георгия в Курбинове (Македония) и кон. XII в. вост. стены нартекса ц. св. Врачей в Кастории. Единственным примером подобного изображения в стенописи Др. Руси является образ святой в псковской ц. Рождества Христова в Довмонтовом городе (кон. XIV в.). М., побивающая беса, представлена: на синайской иконе XIII в. из монастыря вмц. Екатерины на Синае; в росписи западной стены Белой ц. Каранской в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Сербии (1340-1342), ц. вмц. Марины в Карлуковском монастыре в Болгарии (посл. треть XIV в.); на иконе 1-й пол. XIX в. (Галерея икон, Охрид); на иконе 1857 г. мастера Лазароса (Византийский музей, Афины). На большинстве таких изображений М. представлена в рост; на житийной иконе сер. XVIII в. из ц. Св. Софии в Охриде мастера Константина Спатараку (Галерея икон, Охрид) М. восседает на престоле; ее одежды традиционны: красный мафорий и сине-зеленый хитон, левой рукой она держит за волосы или рога плененного беса, правой наносит ему удары молотом. Рус. иконы М.- явление крайне редкое. В «Руководстве к писанию икон» В. Д. Фартусова под 17 июля помещено следующее описание облика М.: «…типа греческого, ей 15 лет, чрезвычайно красива собой, лицом бела, станом стройна; в белой длинной тунике и мантии, волосы подвязаны, концы их рассыпаны локонами по плечам; одежды богатые, как у дочери начальника жрецов. Можно писать хартию с изречением…» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 355). На рус. минейных иконах XVI-XIX вв. (кон. XVI в., ВОКМ; нач. XVII в., ЦАК МДА; XIX в., частное собрание, Нидерланды) и гравированных листах XVIII в. Г. П. Терпчегорского (1722) и И. К. Любецкого (1730) ее изображение помещено под 17 июля. Традиционно М. представлена в рост, в красном мафории и сине-зеленом хитоне (на иконах), с крестом в правой руке (на иконах и гравюрах). Необычно по иконографии изображение М. в монашеском облачении на минейной иконе нач. XVII в. из монастыря св. Павла на Афоне. Икона М. со сценами мучений датируется XIX в. (частное собрание, см.: Бенчев И.

http://pravenc.ru/text/2562062.html

На иконе рус. чудотворцев из Черновицкой обл. (нач. XIX в., НКПИКЗ) преподобный с именем «Никандр Псковский» написан дважды (в предпоследнем ряду справа и в 5-м ряду слева, в островерхом куколе). Необычный иконографический вариант (куколь святого спущен на затылок) имеется на одной из икон с расположенными 4 регистрами фигурами рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ; см.: Художественные сокровища Татарстана: Древнерус. искусство. Каз., 2013. С. 32-33). Образ Н. присутствует также на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. и 50-х гг. XX в. работы мон. Иулиании (Соколовой) (Троицкий собор и ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их списках кон. XX - нач. XXI в. (альбом эскизов мон. Иулиании - кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., частное собрание; Н. в округлом куколе). Преподобный изображен 1-м в группе Псковских святых. Между 1959 и 1962 гг. мон. Иулианией были созданы также лицевые святцы рус. святых (частное собрание), куда вошел Н. (со свернутым свитком в правой руке; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. P. 42). Прп. Никандр Псковский. Роспись свода вост. подцерковья собора Покрова на Рву. До 1905 г. Прп. Никандр Псковский. Роспись свода вост. подцерковья собора Покрова на Рву. До 1905 г. Изображения Н. представлены в XIX-XX в. в монументальной живописи. В ц. Покрова на Торгу в Пскове (посл. треть XIX в.) святой изображен в варианте иконографии, восходящей к иконе на раке святого ок. 1792 г.- с таким же текстом на раскрытом свитке. В ц. прп. Варлаама Хутынского на Званице в Пскове (кон. XIX - нач. XX в.) дано поясное прямоличное изображение в круге на арке перед алтарем юж. придела. В росписи вост. подцерковья собора Покрова на Рву в Москве, выполненной маслом к 350-летию закладки собора, отмечавшемуся в 1905 г., на гранях свода написаны русские святые XVI в., где образ Н. (в полукруглом куколе, правой рукой благословляет, в левой держит закрытый свиток) представлен между изображениями прп. Антония Сийского и свт. Германа Казанского; выбор святых здесь отражает взгляды рубежа XIX и XX вв. на политическую и духовную историю эпохи Иоанна IV Грозного.

http://pravenc.ru/text/2565254.html

XVIII в., НКПИКЗ), из Кириллова Белозерского мон-ря, где при имени преподобного имеется надпись: «Летописец» (1-я треть XIX в., КБМЗ). В иных случаях при сохранении этой иконографии в подписи в нимбе указан сан: «Пр. Несторъ Дiakohъ», как, напр., на иконах из ЦМиАР (1-я пол. XIX в.; первый в 11-м ряду святой с именем Нестор назван так ошибочно, по расположению - это прп. Нектарий) и из мастерской Киево-Печерской лавры (сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове - фронтально, волосы рыжеватые, без седины, просматриваются стихарь и орарь). При той же надписи - диакон - на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ) на Н., видимо, мантия, куколь за плечами. При отсутствии «титулатуры» при имени Н. чаще изображен в темных монашеских одеждах, с непокрытой головой (напр., икона 2-й пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова; палехская икона 1-й пол. XIX в., частное собрание). На нижнем поле созданной в 80-х гг. XVII в. в Оружейной палате Московского Кремля иконе-раме для образа «Успение Богородицы Киево-Печерской» (из иконостаса над гробницей царевны Софии Алексеевны в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря, ГИМ) среди избранных Киево-Печерских святых имеется вероятное изображение Н. (см.: Образы рус. святых в собр. Исторического музея/ГИМ; авт.-сост.: Л. П. Тарасенко. М., 2015. С. 152-155. Кат. 38). Предположительность атрибуции святого как Н. связана с наличием при имени Нестор (без эпитета), рядом с чином преподобного, указания на игуменский сан; преподобный показан в монашеском облачении, с куколем на голове, держащим на правой руке кодекс, левая в молении. Выбор образов преподобных - предстоящие «Успению Богородицы Киево-Печерской» Антоний и Феодосий, в клеймах на нижнем поле Моисей Угрин, Алипий Иконописец, Нестор и Иоанн Милостивый соответствует иконам с изображением Печерских чудотворцев из состава святых XI-XII вв.; но даже в их расширенный состав образ Н. не входит, но включен игумен прп. Никон. Впрочем, можно с осторожностью предположить, что на данном памятнике изображение кодекса на руке святого с именем Нестор, к-рый показан в сопоставлении с работающим над иконой в келье прп. Алипием, вызвано желанием художника указать т. о. на труды летописца. Традиционное для иконописи, следующей канонам визант. и древнерус. живописи, изображение Н. вошло в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ). Н.- старец с длинной бородой - стоит в группе чудотворцев Ближних пещер в 1-м ряду. На его род занятий как летописца указывает раскрытая книга, к-рую он держит перед собой. В монументальной живописи, согласно описи 1877 г. и зарисовкам швед. худож. К. П. Мазера (1852), в ц. прп. Феодосия в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры образ Н. находился на юж. стене среди 19 выполненных масляными красками фигур святых, рядом с преподобными Сисоем Схимником и Ахилой Диаконом (Опись 1877 г. Л. 43 об.).

http://pravenc.ru/text/2565114.html

Одна из наиболее ранних единоличных икон К. датируется XVII в. и хранится в частном собрании за рубежом (опубл.: 1000 Jahre Orthodoxe Kirche in der Rus " 988-1988: Russische Heilige in Ikonen Museen der Stadt Recklinghausen. Recklinghausen, 1988. S. 80-81. N 127). В среднике аналойной иконы святой изображен в рост, прямолично, в монашеском одеянии, с длинной русой бородой, голова покрыта куколем, руки разведены: персты правой сложены для крестного знамения, в левой - развернутый свиток с текстом: «            ». На фоне надпись: «      », на верхнем поле - образ Спаса Нерукотворного. Очевидно, на основе сопоставления с этой иконой как образ К. идентифицировано ростовое изображение преподобного с развернутым свитком в левой руке, без куколя (ок. 1700, частное собрание В. М. Федотова; см.: Russian and Greek Icons and Works of Art: Thursday 15 Dec. 2011=Русские и греч. иконы и декоративно-прикладное искусство: Четверг 15 дек. 2011 г.: Кат. аукциона/La Parole Divine. [Cyprus, 2011.] С. 81. 71). Частичная сохранность надписи не позволяет точно определить имя святого (более вероятно прочтение ее как имени прп. Савватия Соловецкого). На алтарной преграде главного собора Воскресенского муж. мон-ря в Угличе предположительно в кон. 70-х гг. XVII в. артелью костромского мастера Аксена Ионина Попова (см.: Горстка А. Н. К истории строительства угличского Воскресенского мон-ря//ПКНО, 1989. М., 1990. С. 405-408) в узких простенках были написаны в рост Угличские святые - блгв. царевич Димитрий, блгв. кн. Роман, прп. Паисий и К. (справа). Святой облачен в голубую рясу, коричневую мантию и темно-синюю схиму, на голове - куколь, борода средней величины, благословляющая рука - возле груди. К сожалению, живопись сильно потерта, детали образа утрачены. Окончательное формирование иконографии К. относится, очевидно, к нач. XVIII в. На иконе ок. 1706 г. (артель Ф. Н. Рожнова, запись - 1853, УИХМ; см.: Горстка. 2006. С. 92-93, 105, 185. Ил. 85. Кат. 48), находящейся в круглом картуше над сев. вратами в иконостасе Преображенского собора в Угличском кремле (над юж. вратами - прп. Паисий Угличский), К. написан по пояс, фронтально, в мантии и схимническом куколе, правой рукой благословляет, левой сжимает свиток, личное исполнено в «живоподобной» манере (на позднем золотом фоне надпись: «      »). Сохранилось и др. иконостасное изображение К.- в составе деисусного чина из ц. арх. Михаила «в Бору» в Архангельском под Угличем (ок. 1787 (?), видимый слой живописи - посл. треть XIX в.): преподобный склонен в молитве, схимнический куколь округлой формы, борода широкая, с проседью.

http://pravenc.ru/text/1681243.html

Греч. иконописный подлинник - Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - под 5 марта сообщает, что св. Конона изображают старцем (Ерминия ДР. Ч. 3. §22. С. 208), не уточняя, К. Г. или исп. Конона Исаврийского. В русских иконописных подлинниках сводной редакции содержится текст о К. Г. Возрастная характеристика та же, что и в Ерминии: седой, «…с брадой Иоанна Богослова, власы с ушей сошли в левую страну»; в левой руке держит деревце или «травку», правая поднята вверх в молитвеном жесте («молебна, персты вверх») (цит. по: Большаков. Подлинник иконописный. С. 77; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 284). Т. о., наиболее характерным атрибутом К. Г., определяющим его иконографию, можно считать цветок, деревце или иное растение в левой руке, указывающее на род занятий. Форма бороды К. Г. может различаться. В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова святой описан как старец «греческого типа, с большою седою бородой, волосы просты, ниже ушей» ( Фартусов. Руководстве к писанию икон. С. 201). С длинной заостренной раздвоенной бородой К. Г. представлен в минее на март (нач. XVII в., ЦАК МДА). На гравюре из Святцев работы Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) К. Г. имеет окладистую округлую бороду, длинные седые волосы, облачен в короткую рубаху и штаны, бос, изображен на фоне условно переданного поля. Седым, со средней длины раздвоенной волнистой бородой и короткими волосами он изображен на миниатюре из рукописной книги «Молитвенник с месяцесловом» (50-е гг. XIX в., РГБ ОР. Ф. 218, 812; 5 марта), созданной для кнг. М. П. Волконской под руководством и при участии академика живописи проф. Ф. Г. Солнцева художниками Н. И. Похвисневым, Л. Кикиным, Л. Львовым, М. А. Межаковым и П. В. Басиным. На иконе «Мч. Конон Огородник (Градарь)» в серебряном окладе (16,5×12 см; посл. треть XVIII в., Центр. Россия; частное собрание) он представлен с небольшой округлой бородой, с седыми кудрявыми волосами, в рубахе, прикрывающей колени, из-под к-рой видны подвернутые штаны. Святой без обуви стоит на вспаханном поле, в левой руке держит плоский сосуд, правая поднята в молении к образу Спасителя, помещенному в левой верхней четверти иконы, в окружении облаков.

http://pravenc.ru/text/1841974.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНОН ГРАДАРЬ Мч. Конон Градарь. Роспись жертвенника ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г. Мч. Конон Градарь. Роспись жертвенника ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г. (Огородник) [греч. Κνων κηπουρς; груз. ] († ок. 251), мч. Мандонский (Памфилийский) (пам. 5 марта; пам. визант. 4, 5, 6 марта). Мученичество К. Г. сохранилось на греческом языке, и, как считает Г. Музурилло, было составлено в период после правления имп. Константина I Великого (306-337) (The Acts of Christian Martyrs. 1972. P. XXXIII). Родом из Назарета Галилейского, К. Г. в преклонном возрасте поселился в месте, называемом Кармена, недалеко от г. Магид в Памфилии, и там занимался орошением имп. сада. Вскоре после мученической кончины Папия, Диодора и Клавдиана (см. ст. Папий, Диодор, Конон и Клавдиан, мученики Памфилийские ; пам. 3 февр.) в Магид прибыл наместник провинции и приказал созвать всех жителей, но те тотчас покинули город. Гонцам удалось найти только К. Г., который, по их мнению, должен был ответить за всех христиан. Градарь с удивлением спросил пришедших, какое дело правителю до него, простого земледельца, да к тому же христианина. В ответ один из гонцов приказал привязать К. Г. к своему коню и тащить к наместнику. После того как градарь смело исповедовал Христа, правитель не стал принуждать его к жертвоприношению, а лишь убеждал обратиться к Зевсу с молитвой о благосостоянии народа. К. Г. оставался непреклонным, тогда наместник приказал вбить ему в ноги гвозди и заставил святого бежать перед своей повозкой. Достигнув торговой площади, К. Г. упал на колени, вознес Богу молитву и скончался. Мч. Конон Градарь. Икона. Посл. треть XVIII в. (частное собрание) Мч. Конон Градарь. Икона. Посл. треть XVIII в. (частное собрание) Память К. Г. и краткие сказания о нем содержатся в визант. Синаксарях под 4 (Paris. gr. 1617, 1071 г.) и 5 марта (Синаксарь К-польской ц., архетип X в.). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) и в древнейших списках Типикона Великой ц. (Patm. 266, IX-X вв.; Hieros. S. Crucis. 40, X-XI вв.) святой упоминается под 6 марта. В сказаниях говорится, что К. Г. пострадал при имп. Деции (249-251), наместник назван Пуплием. К. Г. обрабатывал собственный огород, питался его урожаем, а также кормил нищих чужестранцев (SynCP. Col. 511-512). На груз. языке сохранилось синаксарное сказание о К., составленное в XI в. прп. Георгием Святогорцем и под 6 марта включенное им в сб. Великий Синаксарь (Ath. Iver. georg. 30, Sinait. iber. 4, Hieros. Ратг. georg. 24/25, НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211, все XI в.).

http://pravenc.ru/text/1841974.html

В XVII в. в разных художественных центрах продолжилось развитие иконографии местных святых. Для муромских храмов в XVI-XVII вв. были написаны 3 Ж. и. святых Петра и Февронии (см.: Иконы Мурома. М., 2004. Кат. 17, 19, 39); в Ростове - иконы прп. Авраамия Ростовского (сер. XVII в., из ц. Спаса в Графской слободе и нач. XVIII в., из ц. свт. Иоанна Богослова на Ишне, обе - в ГМЗРК); в Ярославле - икона св. князей Василия и Константина Ярославских (Успенский собор Ярославля с клеймами 40-х гг. XVII в. и со средником нач. XVIII в., ЯХМ); в Вологде - икона преподобных Димитрия Прилуцкого и Александра Куштского нач. XVII в. (Афанасиевская Лысогорская ц. Кадниковского у. Вологодской губ., УКМ); в Переславле-Залесском - икона прп. Никиты Столпника кон. XVII в. (ГТГ). Ж. и. нек-рых местных святых единичны, напр. иконы рубежа XVII и XVIII вв. «Прп. Иринарх Затворник, с житием» из Борисоглебского на Устье мон-ря Ярославской обл. и «Прп. Петр, царевич Ордынский, с житием» из Петровского монастыря в Ростове (обе - в ГМЗРК), икона из г. Кемь «Свт. Николай Чудотворец и прп. Александр Ошевенский» с 16 клеймами жития прп. Александра (2-я пол. XVII в., МИИРК; см.: Смирнова Э. С. Житийная икона Александра Ошевенского из Кеми//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 327-334). Параллельно с каноническими текстами иконописцы продолжали привлекать памятники апокрифической письменности. Напр., Житие святых Кирика и Иулитты легло в основу житийной иконографии произведений, связанных не только с народной традицией, но и с работами мастеров, находившихся на службе при царском дворе, в частности костромича Гурия Никитина. Св. блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием. Икона. 1714 г. Иконописец А. Казанцев (МИХМ) Св. блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием. Икона. 1714 г. Иконописец А. Казанцев (МИХМ) В XVIII в. новое формальное решение житийных клейм возникло под воздействием стиля барокко. Каждое клеймо помещалось в фигурную рамочку-картуш, превращавшую сюжет в отдельную композицию, наподобие картины. Первые примеры встречаются в работах царских изографов Оружейной палаты 90-х гг. XVII в., но ярче всего «картинный» принцип проявился в столичной иконописи сер. XVIII в. («Свт. Николай Чудотворец», кон. XVII в., в раме с житием 1761 из Сампсониевского собора в С.-Петербурге, Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор»). С посл. трети XVIII в. этот композиционный прием встречается у провинциальных мастеров: «Ап. Лука, с житием» (посл. треть XVIII в., частное собрание), «Прп. Нил Столобенский, с житием» из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. близ Вологды (1771, ВОКМ). Самостоятельности клейм способствовали также свободное расположение сюжетов, отсутствие четкой последовательности их прочтения.

http://pravenc.ru/text/182315.html

(частное собрание, Женева, Швейцария) Ок. 1219 г. в окружении св. Саввы I , архиеп. Сербского, было переведено и включено в состав Кормчей серб. редакции (о списках XIII-XVI вв. см.: Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. С. 118, 125-126, 261-270) «Исповедание вкратце православной веры», вероятно, краткой редакции «Точного изложения православной веры» И. Д. Ряд списков этой Кормчей, отражающих редактуру 1-й пол. XIII в., включает также не относящиеся к первоначальному переводу 4 главы из 2-й кн. «Точного изложения православной веры», переведенного свт. Иоанном Экзархом с названием «Богословие» (под таким названием «Точное изложение православной веры» И. Д. имело хождение в славянской литературе) - «О небеси», «О рае», «О человеке», «О диаволе и о бесах» (Там же. С. 130). Не позднее сер. XIV в. у юж. славян или на Афоне был выполнен новый перевод (частично с привлечением древнейшего) полного текста «Богословия» вместе с Посланием И. Д. свт. Косме Маюмскому в качестве предисловия. Старший болг. список этого перевода (Ath. Zogr. 125. II.д.12) датируется 3-й четв. XIV в. Совр. ему старший сербский список (Ath. Chil. 393) написан для патриарха Сербского Саввы IV (1354-1375). Позднейшая южнослав. рукописная традиция (в основном связанная с Охридской архиепископией 2-й - 3-й четв. XVI в.) довольно значительна ( Ангелов. 1974). На Руси этот перевод не получил известности (изд.: Weiher, Keller, Miklas. 1987). Примерно в то же время (и, возможно, в том же книжном центре) на слав. язык была переведена в полном объеме «Диалектика» И. Д. (старший серб. список - РНБ. Гильф. 84, сер. XIV в.; изд.: Weiher. 1969). В эпоху «второго южнославянского влияния» (посл. четв. XIV - 1-я треть XV в.) памятник стал известен на Руси (очевидно, привозился неоднократно), где со временем получил широкое распространение ( Гаврюшин. О ранних списках. 1986; Он же. «Диалектика» Иоанна Дамаскина. 1987). В XVI-XVII вв. здесь создаются новые редакции текста, в частности митр.

http://pravenc.ru/text/Иоанном ...

И. п. использовалось для борьбы с идолопоклонством. Оно оказало значительное влияние на содержание Апологии Аристида из Афин (CPG, N 1062, 1065, 1066), адресованной имп. Адриану (117-138). И. п. цитируют автор Послания к Диогнету (Diogn.//PG. 2. Col. 1169), Тертуллиан ( Tertull. Adv. gnost. 8. Col. 137 - Посл Иер 3-5), свт. Киприан Карфагенский ( Cypr. Carth. De orat. Dom. 5. Col. 522 - Посл Иер 6) и Лактанций ( Lact. Div. inst. 6. 2. Col. 638 - Посл Иер 18). Фирмик Матерн, сицилийский ритор IV в., приводит почти треть текста И. п. (стихи 5-10, 21-24, 28-31, 50-57 - Firmic. Matern. De Errore Profanarum Religionem 19//PL. 12. Col. 1044-1045). Кассиодор, лат. автор VI в., цитирует И. п. (стихи 7 и 67 - Cassiod. Exp. Ps. 134. Col. 966-967). Лит.: Филарет Московский, свт. Об апокрифических книгах//ЧОЛДП. 1877. 1. С. 270-271; Sch ü rer E. Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Lpz., 19094. Bd. 3; Ball C. J. Epistle of Jeremy//Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament in English/Ed. R. H. Charles. Oxf., 1913. Vol. 1. P. 596-611; Naumann W. Untersuchungen über den apokryphen Jeremiasbrief: Diss. Halle, 1913; Pfeiffer R. H. History of New Testament Times with an Introduction to the Apocrypha. N. Y., 1949; Metzger B. M. An Introduction to the Apocrypha//The Apocrypha of the Old Testament. N. Y., 1977. P. 95-99; Moore C. A. Daniel, Esther and Jeremiah: The additions. N. Y., 1977. P. 317-358; Послание Иеремии// Лопухин. Толковая Библия. 1987p. Т. 2. С. 168-174; Mendels D. Jeremiah, Epistle of//ABD. 1992. Vol. 3. P. 721-722; Harrington D. J. Invitation to the Apocrypha. Grand Rapids, 1999. P. 103-109; DeSilva D. A. Introducing the Apocrypha. Grand Rapids, 2002. P. 214-221; Юнгеров П. А. История канона ветхозаветных книг// о н же. Введение в Ветхий Завет. М., 2003. Вып. 1: Общее ист.-крит. введение в свящ. ветхозаветные книги; он же. Пророческие и неканонические книги//Там же. Вып. 2: Частное ист.-крит. введение в свящ. ветхозаветные книги. Диак. Глеб Курский

http://pravenc.ru/text/293618.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010