когда он был один (см. ниже); а во-вторых, в др.-славянском переводе, не доверять которому у нас не имеется ровно никаких оснований [дословное сличение с Migne убеждает в большей сохранности (по полноте и правильности) текста греческого оригинала др.-слав. перевода, нежели издания], Зоил прямо назван Егеатенином. 2755 Киликия и Киликийцы упоминаются в главах: – 3. 22. 41. 51. 59. 61. 80. 115. 123. 177. 183; гор. Эги – в гл. 27. 29. 31. 32. 57. 86. 2756 Можно обратить внимание на употребление 1-го личного местоим. един. числа в некоторых рассказах, касающихся Киликии и г. Эгов, тогда как в начале VII в. в этой местности Мосх был уже вместе с Софронием. Именно, когда одни повествования имеют: «нам» (рассказали – гл. 51 и 58), «мы» (пришли, гл. 87), в других употреблено «я» (видел – гл. 31:32); а кроме того и начало глав составлено несколько в иной форме, чем обычно. Не относятся ли эти главы к раннейшему периоду его деятельности, когда тетрадь его «душеполезных» рассказов только начинала заполняться, причем в основу ее были заложены события, поразившие его внимание еще на родине? 2757 Vailhe (op. cit., 1081) при восстановлении отдельных моментов Мосховой жизни ее палестинского периода считает правильным такой именно порядок, т. е., ставя на первое место Лавру Феодосия. Но достаточно взять 93 главу, чтобы убедиться в неточности подробного настроения Мосховой биографии. В лавре Феодосия последний жил не ранее 80-х годов VI века. 2758 Гл. 67. Лавра Илиот была расположена при горе Искушения на Хорафском потоке, на северо-запад от Иерихона. см. Сладкопевцев, Древн. Палестинск. Обители, вып. 2, стр. 86. 2759 В 134-й гл. Мосх пишет: «в окрестностях св. Иордана был отшельник по имени Феодор. Однажды он пришел ко мне в келлию», которая находилась, как видим дальше, вблизи лавры Илиот: «получая ежедневную плату в пять фолер, он ходил в лавру Илиотскую, близ меня». 2761 Рассказанное в 134 гл. событие произошло во дни Иерусал. Патр. Иоанна, управлявшего Церковью с 574 по 593 годы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Патриарх Алексий поздравил оперную певицу Ирину Архипову с 80-летием Москва, 4 января 2005 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий поздравил знаменитую оперную певицу Ирину Архипову с 80-летием. " Ваше творчество принадлежит к высшим достижениям современного вокального искусства, многие годы оно дарит людям радость, заставляет забывать горести и несчастья, воспитывает способность воспринимать прекрасное, отвергать ложную красоту " , - говорится в послании Предстоятеля Русской Православной Церкви, передает ИТАР-ТАСС. В поздравлении Патриарха Алексия подчеркивается, что " преподавательская и общественная деятельность " Ирины Константиновны " исключительно важна и необходима людям " . Патриарх пожелал Ирине Архиповой " новых успехов в творческой деятельности, крепкого здравия на многие и благая лета, благополучия и помощи Божией во всех добрых делах " . Ирину Архипову по праву называют " царицей русской оперы " . Наряду с концертной деятельностью, которую она ведет вот уже 50 лет, прославленная певица уделяет много времени молодежи. Ирина Архипова - председатель жюри Международного конкурса вокалистов имени Глинки, президент Международного Союза музыкальных деятелей. С 1992 года Фонд Ирины Архиповой проводит фестивали, осуществляет издание книг о классической музыке, запись компакт-дисков. В 2005 году двойному юбилею Архиповой посвящается целый ряд концертов. В Большом зале московской консерватории 2 января в ее честь состоялся концерт-открытие 17-го Международного фестиваля православной музыки, на котором выступила и сама Ирина Архипова. Художественный руководитель фестиваля Георгий Поляченко, предваряя концерт сказал, что русская музыка, вышедшая из хорового храмового пения, всегда была освящена светлым духом Православия. И, как олицетворение русской души для всех звучит голос Ирины Архиповой, поражающий своей природной красотой, великой силой человеческого духа. Вслед за Шаляпиным, Собиновым, Неждановой и Козловским она обратилась к русской духовной музыке, восстанавливая оборвавшуюся нить времен и поколений.

http://pravoslavie.ru/12331.html

Эту мысль с особенной яркостью в мистической литературе из восточных церковных писателей выражает Николай Кавасила (XIV век), из западных Фома Кемпийский (О подражании Христу). Оба говорят это особенно по поводу соединения со Христом в таинстве Евхаристии59. Прим.Ред — Евхаристия (причащение) — христианское таинство, заключающееся в том, что " верующие едят хлеб и пьют вино, которые превратились («пресуществились») в истинное тело и кровь Иисуса Христа; тем самым верующие соединяются с Христом и становятся сопричастными «жизни вечной». «Еда, — писал Булгаков, — есть натуральное причащение — приобщение плоти мира» (Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990. С. 71).] К принявшим таинство Евхаристии Христос стоит даже ближе, чем они сами к себе, так как Он делается для них другим, более совершенным — их собственным «Я» (Епископ Алексий. византийские церковные мистики 14–го века. Казань, 1906, стр. 61). 78 Имеются в виду эпизоды Библии: ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка Валаама (Числ. 22, 23—24); обращение Савла (ал. Павла) на пути в Дамаск (Деян. 9:1—6). 79 Точнее: «Царство Божие нудится»; в совр. переводе «Царство Небесное силою берется» (Мф. 11:12). 80 Превзойди себя самого (лат.) — тезис философии Августина (Об истинной религии XXXIX, 72) 81 Течение в православии, которое возникло в среде афонских монахов в 1912—1913 гг. Поводом послужила книга схимонаха Илариона «На горах Кавказа» (3–е изд., Киев, 1912), в которой, в частности, утверждалось: «В имени Божием присутствует Сам Бог — всем своим существом и всеми своими бесконечными свойствами» (с. 16). Официальная церковь осудила «имясловие». «Кажется, впервые за все время существования русской церкви, — писал впоследствии Булгаков, — в недрах ее самой, а не Византии возник серьезный догматический вопрос, требующий серьезного догматического обсуждения, — о почитании имени Божия. Сначала вопрос этот хотели хулиганизировать, по методу митрополита Антония, газетной презрительной руганью, а затем схватились за более реальное средство церковного единения — увещания с военной экспедицией и пожарной кишкой. И сейчас тошно вспоминать об этом безобразии» (Булгаков С. Н. У стен Херсониса//Символ. 1991. 25. С. 210). Подробнее см: Флоренский Л. А. Имясловие как философская предпосылка//Сочинения. Т. 2: У водоразделов мысли. М., 1990. С. 281—321; см. также комментарий игумена Андроника (Трубачовэ) (там же. С. 424—433). Булгаков по поводу имясловия написал статью «Афонское дело» (Русская мысль. 1913. 9), а позднее (в 1920 г.) монографию «Философия имени» (Париж, 1953). 82

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

389 Выражение св. Григория Богослова , от которого и заимствуются все эти касающиеся пребывания Виталия в Риме сведения. – Ер. ad Cledon. II, – Migne, gr. s., t. 37, c. 196 sq. – Твор. Григор. Бог., ч. 4, стр. 170–172. 390 Письмо это дошло до нашего времени; впервые оно издано было Лукой Гольштением в Collectione Romana bipartita, р. 80, откуда и перепечатал его Constantius в Epistolarum pontificum romanorum t. 1, p. 342 sq. Лучшее издание принадлежит Меренде (Migne, Patr. c. compl., lat. s., c. 356, 357). У Mansi см. в III-м томе, p. 425, 426. 393 Так как посещение Епифанием Антиохии случилось не позже 376-го года, то к этому году естественнее относить и рукоположение Виталия в епископы. Во время своего путешествия в Рим Виталий еще не был епископом, так как папа Дамас называет его сыном, а не братом. 395 «Filius meus Vitalius et qui cum eo sunt» – Mansi, III, 425 cp. Epiph. Haer. LXXVII, 20: ,,λγομν δε τ δελφ Βιταλ κа τος σν ατ». 396 ер. 16 ad Damasum, – Migne, lat. s., t. 22, c. 359. – Твор. блаж. Иеронима, ч. I, стр. 48, 49. 401 Как это видно из письма этих епископов к нитрийским мона­хам, сохраненного Факундом, – Pro defens. tr. сар., – Migne, lat. s., t. 67, c. 618. 402 Ep. CCLXV ad episc. Diocesarea, – Migne, gr. s., t. 32, c. 985. – Твор. св. Bac , ч. 7, стр. 238. 404 Из епископов – учеников Аполлинария, кроме упомянутых, известны еще по имени: Магн, Агапин, Катафроний, Гомоний, Иовий, Парегорий, Ураний. Имена сохранены в соч. «Adversus fraudes Apollinarist.», но о том, кем и как было совершено поставление их в епископы, – ничего неизвестно. 405 Известие это находится в том же сочинении «Advers. fraud. Apoll.», – Migne, gr. s., t. 86, 2, c. 1976. 406 Петр выражается так: «Timotheo diffamante se ipsum episcopum esse». Vid. ap. Facundum, – Migne, lat. s., t. 67, c. 613. 408 Soz. Η. E. VI, 2; Ruf., H. Е., II, 20; Theodor., V, 10. – Изгнанный арианами, Петр в то время находился в Риме, откуда он возвратился летом 378-го года. См. Rade, s. 72, 113. Значит, собор нужно относить или к началу этого или к концу предшествовавшего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Л. 69. рша и елискы мрець пррчествовах про хво Приводятся изречения от имени Аристотеля, Платона, Ермия , Менандра, Афродитиана, Омира, Валаама, Фигиа (?), и многих других. Л. 72. ца дороеа полезна. ла. краткие отрывки. Л. 74 об. Стго ца ншего лствечника. лв. Нач. Ненавистно въистинн и бно, еже входа борбы слабти борющемс. Л. 76. бгослове. лг. Письмо его к Филагрию. За тем ещё несколько отрывков из его слов, иногда с толкованием. Л. 80 об. Беседа св. Макария Александрийского с Ангелами о поминовении умерших и другие отрывки. Л. 86 об. стго зла т уста ккс къ епп. и том в сщ . Нач. Принеси же да почерп твоеа жалости прихода. – См. 203. л. 305 об. Л. 93. Слово поле з но зло, лз . Нач. Велика убо, е по слезамъ крпость. Л. 94. Слово великаго Нач. Ега преклониши колни сво на млтв. И за тем другие отрывки. Л. 96. Стго и прпбнаго ца ншего лствечника , д, слова, л. Л. 100 , го сло в е в . Л. 101 об. дести сло в на скрижале написаны. мв . Л. 102. Великаго афона наз, и стр л це гроне . Нач. Стр л кы и топоркы гроныи, нечестива а и б меръска вещь . Ниже: Генаа косттинаграда. и и тога стго собора послани, къ вс мд. Л. 103 об. хлне помысле. Ниже: Правило сты аплъ. и. Л. 104. ста в соборно правил. мз . т.е. о значении времени каждого молитвословия дневного и ночного. Л. 105. м. Отрывок. – об. Сло в стго сирина . Нач. Нкы написа и полагаше пре собою выи. Л. 107 об. Между другими отрывками вставлено следующее известие о мощах св. Иоанна Златоустог о: В л т смь со т , а , (д.б. 6961) трско царь вз црьгра мца апр л к. на трети го приеха в корале фрзове из ро о за гра. и кпиша мощи великаго стго зла т устаго многи злато и сребро, бе з бонаго сатана, а рака е и нн в цриград. и ка фрзове пошли с тло стго и тре т скои посла за ними погоню, козата воевод. и млтвами стго злу т ста вс Быша погибоша .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В Паломническом центре Московского Патриархата пройдет конференция «Церковь и русская правовая традиция» 19 мая 2008 г. 17:30 6 июня в Паломническом центре Московского Патриархата состоится конференция «Церковь и русская правовая традиция», посвященная 80-летию со дня рождения Ярослава Николаевича Щапова, выдающегося российского историка и источниковеда, члена-корреспондента РАН. Организаторы конференции — Научный совет Российской академии наук «Роль религий в истории», Императорское православное палестинское общество и Паломнический центр Московского Патриархата. В рамках конференции планируется проведение круглого стола «Кормчие книги: итоги и перспективы изучения». С 1987 года Я.Н. Щапов — член-корреспондент РАН, с 2003-го — советник РАН, член Археографической комиссии РАН. Занимается исследованием истории Древней Руси, социального и политического строя, международных культурных связей, историей древнерусской Церкви. Действительный, а затем Почетный член Императорского православного палестинского общества, член Комитета Почетных членов ИППО. В 2004-2007 годах — Председатель ИППО, в настоящее время — член Совета ИППО. Награжден орденом Дружбы народов (1988), Орденом Почета (1998), церковными орденами преподобного Сергия Радонежского (1997), Даниила Московского (2003), митрополита Макария (2007), премией АН СССР имени Б.Д. Грекова (1992), премией «Культурное наследие» Национального фонда «Возрождение русской усадьбы» (2007). Я.Н. Щапов — автор более 350 печатных работ, в том числе 10 книг. Сайт Паломнического центра Московского Патриархата /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/409251.htm...

Свв. Отцы видятъ въ этой заповеди также и первую заповедь о посте, выражающуюся въ 72. Скобки принадлежатъ тексту. 73. Оригиналъ здесь гораздо кратче: προς ηιαν πρξιν ϑειοτραν ναος, т. е. «не довлеющъ для всякаго дела более божественнаго». 74. Лат., пер.: выше всякой твари». 75. «Неизменно», т. е. становится человекомъ, не изменивъ (умаливъ) Свое Божественное естество. 76. Какъ известно, Оригенъ, какъ Дидимъ Слепецъ и затемъ все осуждены Соборомъ 543 года и 5–мъ Вселенскимъ, разделяли еллинское въ душъ, которыя обитаютъ на небе, и затемъ посылаются въ тела новорожденныхъ младенцевъ. 77. Парафраза 18–го псалма, ст. 5–7. 78. Здесь мы перевели текстъ въ свободномъ переводе, стараясь следовать не столько дословному переводу, сколько верно передать общую богословскую мысль всей фразы. 79. Скобки приналежатъ оригиналу. 80. текстъ приводитъ всему этому месту: «Смыслъ: какимъ же образомъ возможно было бы утверждать, что Онъ — «человекъ» или «будетъ великимъ», или наречется истинный «Сынъ Вышняго» или «будетъ владеть престоломъ Давидовымъ и вечнымъ царствомъ», если только о Томъ, о Комъ это возвещается не станетъ истинно человекомъ и не будетъ иметь въ себе все свойства, человеку, и ради сего не будтъ рожденъ какъ человекъ и не восприметъ истиннымъ образомъ человеческое уничиженное Пота 29, col. 3255. 81. имени см. Быт. 27, 36. 82. Здесь — несомненная описка вь греческомъ тексте, какъ замечаетъ это и издатель рукописи. Въ тексте стоитъ «», т. е. — «провалъ», «неудача», несомненно следуетъ это слово заменить на «την ποτεξιν», т. е. — Лат. переводъ здесь гласитъ «exsmrucmionem», т. е. — «coздahie», «постройка». 83. Текстъ въ скобкахъ прибавленъ нами. 84. Въ оригинале: «съ нами», что является несомненной опиской. 85. Т. е. воплотилось только Второе Лицо Св. Троицы — Сынъ но не вся Святая Троица. 86. Т. е. — не слило оба естества въ Богочеловеке въ одно естество, какъ это намечалось въ ереси и полностью вылилось, хотя и въ другой крайности, у монофизитовъ. 87. этой фразы см.

http://predanie.ru/book/68036-tvoreniya/

послед. 26-го марта, аще в четверток и пяток 5-й седмицы), тогда служба Великого канона переносится на вторник 5-й седмицы Великого поста (Тип., послед. 25-го марта). Если случится отдание Благовещения в субботу Лазареву, или в Неделю ваий и в один из дней Страстной или Светлой седмицы, то отдания Благовещения не бывает, и поются стихиры и канон попразднства и Архангела на повечерии, в мимошедших днех шестыя недели (Тип., послед. 26-го марта, в конце Устава об отдании Благовещения). После литургии, вечером в самый деть Благовещения, служба, уже принадлежащая дню отдания праздника, состоит или из вечерни и малого повечерия (если вечерня 25-го марта не совершалась до литургии), или из одного малого повечерия (если вечерня была, в 25-е марта до литургии) 903 . И если следующий день (26-е марта) такой, в который полагаются великие поклоны (например, не суббота и не воскресение), то 16-ть поклонов, с молитвою: «Господи и Владыко живота моего» бывает и на вечерне и на повечерии 25-го марта. И затем на утрени, вместо «Бог Господь». поется «Аллилуиа» с троичными гласа (Тип.. послед. 26-го марта, зри 3-е). Июнь 24-го июня – Праздник Рождества честного славного Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Родители Предтечи Христова, праведные Захария и Елизавета, дожили до глубокой старости, не имея детей. Однажды, когда священник Захария вошел, в свою очередь, в храм для каждения, ему явился, по правую сторону алтаря, Ангел Господень и объявил ему, что жена его Елизавета родит сына и нарекут имя ему Иоанн. Захария усомнился и в наказание за то сделался немым. Когда, в восьмой день по рождении Иоанна хотели назвать его именем Захарии, тогда, мать его сказала, чтобы назвали его Иоанном. Ей заметили, что никто в родстве ее не называется этим именем и спросили знаками самого Захарию, как назвать его сына; он на дощечке написал: «Иоанн имя ему». И тотчас отверзились уста Захарии и он стал говорить ( Лк.1:5–25, 27–80 ). Захария при этом предсказал, что Иоанн будет пророком и Предтечею Господа: «и ты, младенец, наречешься Пророком Всевышняго, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу его спасение в прощении грехов их» ( Лк.1:76 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

«Слушай, народ Мой, и Я... за свидетельствую тебе: Израиль..., если бы ты послушал Меня!» ( Пс.80:9 ). Если вы желаете называться народом Божиим, то слушайте Его заповедь, чтобы обладать этим великим достоинством. Впрочем следует узнать, что именно Он свидетельствует. " Израиль..., если бы ты послушал Меня! Да не будет у тебя нового бога, и да не поклонишься богу чужому. Ибо Я – Господь Бог твой, изведший тебя из земли Египетской: открой уста Твои и Я наполню их» ( Пс.80:9–11 ). Слова: «если бы ты послушал Меня» Бог предпослал для того, чтобы показать, кто Он, зная наперед их нечестие, не лишает их воз­можности обращения. Если они желали, то могли раскаяться. Предве­дение Божие не препятствует покаянию, потому что Бог знает на­перед и то, что грешникам можно раскаяться, если они пожелают. Впрочем, пророк указывает на нечто новое и таинственное, или, точнее сказать, Бог чрез пророка. Что, в самом деле, Бог свиде­тельствует народу иудейскому? То, что если послушает Его. Кого – Его? Того, свидетелем о ком был Иосиф; Того, чьи руки потруди­лись в корзине. Тогда не будет у них нового Бога, и они не по­клонятся Богу чуждому. Действительно, Христос для них был не новый Бог, и не чуждый: Он извел их из земли египетской, Он был изначала, Он будет и потом, как засвидетельствовал Бог чрез пророка Исаию, говоря: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис.44:6 ). Спасителем же, без всякого сомнения, называется воплотившийся для спасения рода человеческого. «Открой уста Твои и Я наполню их». Почему указывается не на уши, не на сердце, а на уста? Потому что сошедшее с небес Слово стало хлебом жизни, и если кто, раскрыв уста, благоговейно принимает Его, то исполняется богопознания. " Но не по слушал народ Мой го ло са Моего и Израиль не внял Мне " ( Пс.80:12 ). Они не в силах были слушать Его учение и проповедь евангелия, и не хотели обращать внимание на Его чудеса; они отягчили уши свои, чтобы не слушать заповедей Господа, «очи свои сомкнули», как говорил Исаия ( Ис.6:10 ), чтобы не видеть знамений. Что же потерпели они за это?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В объяснении стиха 4-го 6-й же главы Евсевий даже у потребляет одинаковое с Оригеном выражение, 581 а в стих 10-м он вместе с Оригеном видит пророчество о жестоковыйности иудеев, с какой они отнеслись к Иисусу Христу 582 . Объясняя слова Бога у Исаии: «проси себе знамения в глубину или в высоту», Евсевий одинаково с Оригеном видит в этом указание на схождение Сына Божия и на Его восхождение 583 . Что касается до сходства комментария Евсевия на псалмы с сохранившимися в катенах остатками комментариев Оригена на эту же книгу, то мы находимся в большом затруднении при определении степени этого сходства. Дело в том, что в катене Кордерия 584 , имеющийся у нас под руками, иногда сообщаются под именем Оригеновых такие места, которые целиком находятся в комментарии на псалмы, принадлежащем Евсевию. Так например дословное сходство между комментариями Евсевия и Оригена замечается с изъяснении 1-го стиха 1-го псалма, 3-го стиха 2-го псалма, 7-го стиха того же псалма, 9-го стиха 9-го псалма и некоторых других. Чем объяснить это явление? Тем ли, что Евсевий не постеснился ad verbum выписывать показавшееся ему хорошим в комментариях Оригена , или же тем, что в катенах слова одного писателя ошибочно приписывались другому? Нам кажется, что последнее предположение имеете в себе более вероятности, так как очень возможно было, по забывчивости, поставить одно имя вместо другого. Если принять во внимание это обстоятельство, то для нас остается немного оснований признать Евсевия в большинстве случаев простым компилятором. Но все таки уже на основании тех скудных остатков истолкований Оригена на Псалтирь, какие остались в катенах можно думать, что Евсевий довольно часто черпал объяснения у Оригена и иногда почти дословно вмещал их в свой комментарий. Так почти дословное сходство с комментарием Оригена мы усматриваем в объяснении Евсевием 8-го стиха 3-го псалма, 1-го стиха 4-го псалма и др., а одинаковость в мыслях – находим например в объяснении 6-го стиха 1-го псалма, 4-го стиха 4-го псалма, 1-го стиха 6-го псалма, 1-го стиха 9-го псалма, 5-го стиха 59-го псалма, 2-го стиха 80-го псалма и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010