24 сентября от святителя Гурия Епископа Таврического и Симферопольского получен был св. антиминс, для священнодействия в храме архистратига Михаила при Севастопольском адмиралтейском соборе. В октябре церковь была освящена. Но богослужения в ней совершалось первоначально в зимнее время и 8(21) ноября, в день храмового праздника, а потом только 8 ноября. В 1889 году храм стал полковой церковью 50-го пехотного Белостокского полка. К 50-летию 1-й обороны Севастополя на западном фасаде церкви были установлены 24 мраморные доски с наименованиями частей войск Севастопольского гарнизона, принимавших участие в обороне города. После 1920 года богослужение в церкви было прекращено, в здании находилась читальня имени французского коммуниста А. Марти, с 1931-го — Дом санитарного просвещения, с 1968 года — 7-й (ныне 8-й) зал музея ЧФ РФ, где был представлен послевоенный период флота. В 1996 году по благословению архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря в Севастополе регистрируется Русская Военно-морская Православная община св. Архистратига Михаила, в состав которой входят действующие и отставные офицеры Черноморского флота. Главной заботой общины было укрепление духовных и нравственных основ воинского служения Отечеству среди моряков-черноморцев, а так же возобновление богослужений в Михайловской церкви для военнослужащих и членов их семей. В конце апреля 2000 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь назначает настоятелем храма св. архистратига Михаила иерея Александра Бондаренко. 21 ноября 2002 года, впервые после 80-летнего забвения, в Михайловском храме, была отслужена Божественная литургия. Это стало возможным благодаря встрече Управляющего Симферопольской и Крымской епархией Митрополита Лазаря и командующего Черноморским флотом вице-адмирала Масорина Владимира Васильевича, в результате которого было принято решение о проведении в Михайловском храме литургии в престольный праздник – Собор Архистратига Михаила, — 21 ноября. Такие богослужения стали проводится ежегодно.

http://sobory.ru/article/?object=23075

Мощный дух покинул бренное тело старца в 7 часов 40 мИн.20-го декабря (на 80-м году от рождения). Супруга была принесена (по крайней ее слабости) попрощаться уже тогда, когда великий страж веры отошел в горнюю обитель. Рыдания и слезы, доселе сдерживаемые, вырвались у очевидцев великого таинства смерти, и весть о ней с быстротой молнии стала передаваться из уст в уста. Первым прибыл к одру почившего ключарь Андреевского Собора, Протоиерей А. Попов , сам заболевший в этот день воспалением легких, и другие члены причта Андреевского Собора. Все они вместе со священниками Орнатским и Аржановским совершили положенное для священников по уставу Церкви помазание елеем всего тела почившего, причем дивились крайнему истощанию страдальца; желудка как будто совсем не было – одни косточки. После помазания в Бозе почивший одет был во все священные одежды, им самим для этого предназначенные; на главу возложена митра, как победный венец. Лик почившего принял величавый и спокойный вид; и весь он, одетый в полное священническое белое облачение и в белой митре, напоминал собою светлого Ангела. Верим и надеемся, что Господь принял Ангельскую душу верного раба Своего в светлые обители Свои, и что православная Русь будет иметь в Нем молитвенника и предстателя у престола Господня. После облачения, почивший на руках священнослужителей, в предшествии клира, перенесен был с ложа смерти в другую комнату, где и отслужена была тотчас же первая панихида. В то же время торжественно-печально загудел колокол Андреевского Собора, извещая жителей Кронштадта о великой, невознаградимой утрате. О кончине высокочтимого пастыря было немедленно сообщено по телеграфу в Царское Село, в Гатчину, Митрополиту С.-Петербургскому Антонию и Обер-Прокурору Св. Синода. На всеподданнейшем докладе последнего о кончине протоиерея Иоанна Ильича Сергиева Государю Императору благоугодно было, 21 декабря, Собственноручно начертать: «Со всеми почитавшими усопшего протоиерея отца Иоанна, оплакиваю кончину его». От имени Их Императорских Величеств Государынь Императриц Марии Феодоровны и Александры Феодоровны на гроб почившего были возложены венки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Имелись у мыслителя друзья и покровители в правительственных кругах. В их число входили государственный контролер Т.И. Филиппов, министр внутренних дел граф Д.И. Толстой, товарищ министра внутренних дел князь К.Д. Гагарин, министр народного просвещения гр. И.Д. Делянов. Сам Александр III был знаком с работами Леонтьева еще с тех времен, когда являлся Наследником Престола (их рекомендовал читать наставник цесаревича Константин Петрович Победоносцев ), а впоследствии выразил ему как автору сборника " Восток, Россия и Славянство " монаршую благодарность [III]. Несмотря на все это, Леонтьев остался в стороне от main smream?a русской политической жизни своей эпохи. Как правило, его блестящие по стилю, глубокие и оригинальные по мысли статьи и книги либо замалчивались, либо сурово критиковались, причем не только либералами и революционерами, но и многими консерваторами. Даже в эпоху так называемых контрреформ, проводимых кабинетом Александра III, казалось бы, по рецептам, выписываемым " доктором " Леонтьевым, идеи последнего оказались практически невостребованными. После смерти мыслителя внимание к ним со стороны российского общества заметно усилилось, особенно благодаря революции 1905-1907 гг., и, в еще большей степени, катастрофическим событиям 1917-го. Однако та его часть, которая проявляла активный интерес к наследию К. Леонтьева, либо отправилась за границу (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк, П.Н. Милюков и др.), либо оказалась в положении " внутренней эмиграции " (И.И. Фудель, А.А. Александров, С.Н. Дурылин и др.). Эмигранты внешние использовали идеи мыслителя в своих социально-политических построениях (Бердяев, " евразийцы " , в меньшей степени " младороссы " ) и познакомили с ними западную общественность, стремившуюся осмыслить феномен возникшего после 1945 г. противостояния двух мировых систем. В СССР к середине 30-х годов сложился устойчивый стереотип восприятия К. Леонтьева как мракобеса и крайнего реакционера, поэтому до начала 60-х его имя на родине практически не упоминалось. В 60-е - 80-е годы в Советском Союзе увидели свет статьи с критикой высказывавшихся им взглядов, а на рубеже 80-х - 90-х гг. начался настоящий леонтьевский " ренессанс " . На страну обрушился целый шквал публикаций, так или иначе касающихся этого русского мыслителя. Бум вокруг имени Леонтьева продолжается до сих пор. Интерес к его творчеству - как среди специалистов, так и среди простых читателей, не ослабевает. Леонтьева упоминают, цитируют, издают и переиздают его сочинения, о нем пишут - причем не только " традиционалисты " , монархисты и консерваторы, но и коммунисты, и либералы. Ежегодно в России появляются десятки работ, посвященных этому интеллектуалу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Политолог Марс Сариев отмечает: «Очень четкий региональный разрез. Жээнбеков, как южанин, набрал очень большой процент голосов на юге - в Ошской, Джелал-Абадской, Баткенской областях. Напротив, Бабанов набрал очень много голосов, до 80%, на севере - в Таласской области, откуда он родом, и в Чуйской области, где расположена столица Бишкек». Брат вновь избранного президента Жусупбек Жээнбеков - посол в Кувейте (также представляет интересы Киргизии в Саудовской Аравии, Катаре и Египте), другой брат - Асилбек - был спикером парламента в 2011-2016 годах. О самом старшем брате в многодетной семье Жээнбековых - Канторо Жээнбекове - сообщается, что он далек от политики и посвятил себя науке, сейчас занимает пост президента Джалал-Абадского университета экономики и предпринимательства. Самый младший из братьев, ныне покойный Искендер Жээнбеков, известен тем, что в 28 лет стал прокурором Ошской области. Двоюродный брат избранного президента - зампредседателя Ошского областного суда. Сооронбай Жээнбеков начал свою трудовую биографию учителем русского языка и литературы в школе имени Ленина Узгенского района Ошской области. При этом, как утверждает портал Zanoza.kg, нынешний избранный президент очень неохотно и не очень хорошо говорит по-русски, а по-киргизски говорит «с ярко выраженным южным акцентом». В политике с 1995 года. Был депутатом и вице-спикером парламента, министром сельского и водного хозяйства и перерабатывающей промышленности. С 2008-го и до начала 2010 года, как сообщается, «был частным предпринимателем». Во время революционных событий апреля 2010 года назначен и. о. губернатора южной Ошской области, с сентября того же года - губернатор этого региона, с 2012-го - полпред правительства там же. С 2015 года - в центральных органах власти. В апреле 2016 года назначен премьер-министром Киргизии. На этом посту «пережил» отставку кабинета министров в октябре 2016 года после развала правящей парламентской коалиции. Соседский фактор По мнению политолога Марса Сариева, президент Атамбаев, активно лоббируя кандидатуру своего преемника, «пошел на конфликт с Казахстаном». Этому же способствовала и встреча президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с Омурбеком Бабановым около трех недель назад, в разгар предвыборной кампании, что «вызвало нервозную реакцию» у Атамбаева, отмечает собеседник.

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/17/p...

Впрочем, Шарьи тогда еще и в помине не было. А было несколько деревень на воспетой Мельниковым-Печерским Ветлуге и ее притоке Шарьинке. Пока в начале XX века не протянулась через эти места железная дорога Вятка-Вологда, ставшая позднее частью Транссибирской магистрали. Не долго думали строители дороги, как назвать станцию – назвали Шарьей, по имени речки. В 1906 году пошли через Шарью первые поезда, а в паровозном депо встали на ремонт первые паровозы. Но только в 1937-м станции Шарья был присвоен статус города. «Шарья» — топоним финно-угорский, как и многие названия этих мест. Этимология его проста – «шар» на финно-угорских языках значит «вода». Все мои предки и вся родня на четыре поколения назад – шарьинцы-железнодорожники. Оторвавшись от земли, отправились они в начале XX века работать на железную дорогу, стали пролетариями – самым восприимчивым к сладкой коммунистической пропаганде классом. После гражданской войны почти не осталось в деревнях храмов, а о скитах и монастырях и говорить нечего – новая власть уничтожила их подчистую. Умолкли колокола, остались только гудки паровозов да скрежет металла в депо. А потом пришла война. Из шарьинцев, отправившихся на фронт, дед по матери Павел Соколов погиб одним из первых. Он и до фронта-то не успел добраться – попал вместе со своим поездом под бомбежку где-то за много сотен километров на запад от родной станции. Мама родилась в марте 1942-го, ровно через девять месяцев после начала войны. Ей не суждено было увидеть своего отца, а ее отцу даже узнать, что у него будет еще одна дочь… После войны паровозы сменились электровозами, подъездные пути протянулись от станции к окраине города, где был построен крупный лесопильно-деревообрабатывающий комбинат со звучным названием «Шарьядрев». 60-е-80-е годы стали временем расцвета города железнодорожников и деревообработчиков. На триста километров в округе не было города столь великого, как Шарья. Ближайшие большие города были как раз в расстоянии примерно трехсот километров – Великий Устюг на севере, Горький (так в ту пору называли Нижний Новгород) на юге, Киров (так доселе зовут Вятку) на востоке и Кострома, центр образованной в годы войны области, на западе. С окрестных районов четырех областей съезжались в Шарью не только торговать грибами и сельхозпродукцией и не только покупать в местном универмаге запчасти к мотоциклам и наряды к свадьбам, но и учиться в местных сельхозтехникуме и медучилище.

http://pravmir.ru/o-rodine/

Сегодня, накануне праздника Святой Троицы, Господь благословляет вас на ратные подвиги в деле воинского служения России. Помощь Божия да пребудет с вами во всех ваших добрых делах и начинаниях». После приветствия по установленной в академии традиции иерей Александр Шестак окропил выпускников святой водой. С проникновенным словом к слушателям-выпускникам, командованию, преподавателям и ветеранам Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина обратился заведующий сектором УИС иерей Александр Добродеев. Он, в частности, привел слова апостола Павла из «Послания к римлянам»: «… Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». Это служение, которое предстоит вам, выпускникам академии имени Гагарина, должно быть как горение, как свет, как святыня. Такие понятия, как Родина, Мать всегда были, есть и будут святы и незыблемы, несмотря на все нападки и противодействие этому. А такие нетленные ценности, как доверие, верность, честь, совесть и мужество, нельзя ни купить, ни продать. Они должны быть в арсенале «вооружения» каждого офицера, чтобы отстаивать святыню, если потребуется, даже с оружием в руках. После благословения по просьбе выпускников отец Александр окропил офицеров и гостей праздника святой водой. Тепло восприняли слова батюшки выпускники различных специальностей: командиры-летчики, штурманы, офицеры штаба, тыла, связи и других. В Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского на торжественных мероприятиях, проведенных в мемориальном комплек се на Поклонной горе, лично присутствовал главнокомандующий Военно-воздушными силами Герой России генерал армии Михайлов В.С. По приглашению командования академии заведующий сектором ВВС иерей Константин Татаринцев вручил дипломы об окончании академии слушателям и курсантам, выпускникам 2-го факультета. От имени Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями отец Константин поздравил учащих и учащихся с юбилейным, 80-м выпуском академии. Желаю выпускникам, сказал батюшка, сугубой милости Божией от Господа. Ваше торжество совпадает с кануном праздника Троицы, а Троица, Бог наш, есть Любовь. И посему хочется пожелать всем любви к Отечеству, к Небу, к стенам прославленной вашей академии, любви друг ко другу и к Богу. Желаю вам, опираясь на те преодоления, которые у вас за спиной, преодолеть то, что у вас впереди и состояться настоящими офицерами Военно-воздушных сил России. Еще раз желаю милости от Господа и в добрый путь.

http://pravoslavie.ru/13918.html

Монастырь Моцамета Монастырь Моцамета Сведения о земельных владениях М. полностью отсутствуют. Источники немного сообщают и об истории мон-ря в XI-XVIII вв. Сохранившиеся святыни свидетельствуют о том, что обитель пользовалась покровительством высшего духовенства и светских феодалов, в т. ч. царственных особ и крупных сановников. В 1510 г. тур. войска под предводительством принца Селима (султан в 1512-1520) вторглись в Зап. Грузию, «сожгли Кутатиси и Гелати, затем опустошили, выжгли, перебили и истребили всех, кого нашли в Имерети» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 753). В то же время пострадал М. Из приписки к Моцаметскому Четвероевангелию (Кут. 182. Л. 78 об., XII-XIII вв.) известно, что после разорения мон-ря «татарами» некие Давид и Гиорги «для укрепления храма» выстроили стену ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 327; Описание рукописей. 1953. Т. 1. С. 336). В 1795 г. царь Имерети Соломон II даровал М. «Большой девтер о пожертвовании крестьян и земель» (документ не сохр.; Кезевадзе. 1991. С. 190). Незаконное использование угодий М. строго каралось (Указ моурави Кутаиси Георгия Цулукидзе кутаисским купцам, кон. XVIII в.// Бердзенишвили. 1940. С. 216-217). Первый известный по имени настоятель М., архим. Симеон, упоминается в статейных списках рус. послов в Имерети (1650-1652) Н. Толочанова и дьяка А. Иевлева (Посольство стольника Толочанова... 1926. С. 185). По документу 2-й пол. XVIII в. известен Сильвестр (Силибистро) (Гогаберидзе), игумен М. и священник царского двора (Дарственная грамота иером. Лазаря (Ергеблидзе) мон-рю Гелати, 1750 г.// Какабадзе. 1921. Т. 2. С. 1; Иммунная грамота царя Соломона I мон-рю Гелати, 1755 г.//Там же. С. 4-6). В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVIII в. Сильвестр в сане архимандрита был переведен в мон-рь Саирме близ Цагери (Дарственная грамота кн. Николая Дадиани пустыни Саирме, 1771 г.//Там же. С. 44-45). С вхождением в нач. XIX в. груз. царств в состав Российской империи ГПЦ была включена в юрисдикцию РПЦ как Грузинский Экзархат. В 1819 г. груз. дипломат и общественный деятель Г. Авалишвили посетил М. и нашел его «в весьма стесненном состоянии» ( Авалишвили. 1984. С. 605). После кончины настоятеля М. архим. Герасима (Лорткипанидзе) (1785-1825) по приказу экзарха Грузии Ионы (Василевского) М. как мон-рь 2-го класса вошел в подчинение монастырю Гелати ( Ткешелашвили. 2010. С. 24-25). Щедрые пожертвования (иконы, утварь, книги) оказывали обители супруга царя Имерети Давида II царица Анна Орбелиани (1784-1789), правительницы Гурии и Мегрелии княгини София Гуриели († 1829) и Екатерина Дадиани († 1882), поэт А. Церетели († 1915). В 80-х гг. XIX в. московский в честь Страстной иконы Божией Матери мон-рь подарил М. 2 колокола и облачения ( Кезевадзе. 1991. С. 190).

http://pravenc.ru/text/2564254.html

Немало на Афоне проживает отшельников. В начале 70-х на Святой Горе проживало 1145 человек. Это наименьший уровень за весь 20-й век. С тех пор наблюдается неуклонный рост числа насельников, количество которых к настоящему времени удвоилось. Древнейшей обителью Афона является Великая Лавра преп. Афанасия Великого. Лавра была основана в середине 10-го века. Самый молодой монастырь на Афоне – Ставроникита, основанный в середине 16-го века, уже во время турецкого владычества. Одна из главных святынь Лавры – глава свт. Василия Великого. В самой Лавре 18 храмов и еще 178 вне её, на принадлежащей ей земле в скитах и кельях. Познакомившись с этой статистикой, я подумал: «Не такой уж и микроскопический Константинопольский Патриархат». В храме преп. Афанасия находится деревянный крест Преподобного в железном окладе. Здесь же находится жезл святого, с которым он обычно ходил. Этим жезлом он бил демонов. Через пару лет будет отмечаться 1000-летие русского присутствия на Афоне. В связи с этим в Москве был создан Фонд с целью полного восстановления всего комплекса Пантелеимонова монастыря. Кстати, греки ревниво к этому отнеслись, настаивая, чтобы средства из России через Протат распределялись бы среди всех афонских обителей. О присутствии русских монахов на Афоне известно уже с 11-го века. Преп. Антоний Печерский принял здесь постриг в монастыре Эсфигмен. В 1169-м году русским была передана обитель, которая стала называться «Руссик». К сожалению, в настоящее время здесь никто не проживает. В 18-м веке на Афоне подвизался преп. Паисий Величковский. Преподобный основал здесь Ильинский скит. В 80-е годы 20 века он был отобран греками у русских под тем предлогом, что подвизавшиеся здесь монахи из Русской Зарубежной Церкви за богослужениями не возносили имени Вселенского Патриарха. Говорили, что им не дали и десяти минут на сборы и, что греки предлагали взять скит Пантелеимонову монастырю, но тот отказался. Продолжая рассказ о русском присутствии на Афоне нужно отметить, что, благодаря России, турки в 1829-м году прекратили оккупацию Афона, продолжавшуюся восемь лет после греческого восстания в 1821-м году, и возвратили монастырские имения, конфискованные еще в 16-м веке.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2510

При Г. в мон-ре была выстроена базилика, главный алтарь к-рой посвящался мч. Викентию, под ним были помещены одеяния святого. Сев. алтарь был освящен во имя святых Ферреола и Феррутия, южный - во имя мч. Юлиана Бриватского, западный - во имя мучеников Гервасия, Протасия и Кельсия и вмч. Георгия. С юга к базилике примыкал ораторий мч. Симфориана. Первыми насельниками мон-ря стали монахи из аббатства св. Симфориана в Августодуне во главе с учеником Г. св. Дроктовеем, к-рый сменил Г. в должности аббата мон-ря св. Симфориана в Августодуне, а после смерти святого стал первым настоятелем нового мон-ря в Паризиях ( Gislemarus. Vita Droctovei. 10-11). Став епископом (Vita Germani. 12), Г. прославился благотворительностью и содействием в выкупе рабов, к-рых он отпускал на свободу (Vita Germani. 74). Кор. Хильдеберт поручал Г. от своего имени раздавать милостыню бедным (Vita Germani. 13). Как доверенное лицо короля он присутствовал при перенесении мощей свт. Альбина, еп. Андекавского († после 549), в новую базилику, выстроенную по повелению Хильдеберта у городских ворот (30 июня 556 - Venantius Fortunatus. Vita Albini. 19). К 558-560 гг. относится также обретение мощей св. Урсина, 1-го еп. г. Битуриги (совр. Бурж). Григорий Турский сообщает о явлении св. Урсина Г., находившемуся в это время в Битуригах; по инициативе Г. было совершено открытие мощей ( Greg. Turon. Glor. conf. 80). Там же Григорий Турский упоминает о ночном бдении Г. над могилой св. Лусора в сел. Доль (совр. Деоль) близ Битуригов (Ibid. 92). После 559 г. Г. также присутствовал на освящении мон-ря во имя мучеников Викентия и Лаврентия в г. Ценоманы (Vita Domnuli. 3). Подпись святого значится под завещанием еп. Домнула. Сложно поначалу складывались отношения Г. с кор. Хлотарем I, братом Хильдеберта. Венанций Фортунат сообщает, что Г., отправившись к Хлотарю, так и не был допущен во дворец и о его приходе даже не было доложено. Однако в ту же ночь король заболел и был исцелен по молитве святого. После этого чуда король стал относиться к епископу с большим уважением (Vita Germani.

http://pravenc.ru/text/164735.html

– В 70-е, 80-е годы о культе личности Сталина была одна строка в учебнике для поступающих в вузы. В годы перестройки это представлялось как замалчивание исторической правды. Сейчас такой подход кажется мудрейшим решением компартии. Потому что вопрос о культе личности превратился в бесконечную свару, он разделяет общество и является прекрасным инструментом для манипуляции. – Раз уж мы говорим о телевидении, я соглашусь с Кургиняном, который отстаивал на «Суде времени» тезис, что ХХ съезд – это мина замедленного действия. При этом необходимо помнить: Хрущёв был активным борцом с «врагами народа», мало кому уступал в кровожадности. Количество жертв репрессий на Украине, когда он работал там первым секретарём ЦК, огромно, и он несёт за это ответственность. Прекрасную иллюстрацию того, что представлял собой Хрущёв, можно найти в библиотеке, если взять газету «Правда» за январь 1938 года. Там можно прочитать речь Хрущёва на Красной площади в связи с судом над Бухариным и Рыковым. Требования расстрелять убийц, растерзать негодяев, каких только бранных слов не говорил «символ оттепели». Необходимо отметить, что реабилитация началась не после доклада Хрущёва, а в 1952 году. Пусть небольшая, незначительная. А в 1953-м Маленков решил подготовить пленум, на котором планировал осудить культ личности. Что любопытно: он хотел возложить ответственность на партийный аппарат, а значит, среди прочих и на Хрущёва – за то, что они вытворяли в агитации и пропаганде. Именно поэтому Маленкова не поддержали, более того, постановили пленум вообще не проводить. Хотя летом 1953-го в газете «Правда» успели появиться несколько статей по поводу культа личности. Что делает Хрущёв, какую занимает позицию? Ну, по-моему, лучшего примера не подберёшь, чем дело Твардовского, который в 1954-м пишет поэму «Тёркин на том свете». Он читает её двум своим товарищам, а вскоре по доносу секретариат ЦК в лице Хрущёва и Суслова «за поношение доброго имени Сталина» смещает Твардовского с поста главного редактора «Нового мира». Почему-то об этом сегодня напрочь забыли. В чём заключалась эта «хрущёвская оттепель»? В том, что он в Манеже облаял молодых художников за их картины, а Эрнста Неизвестного – за его скульптуры? Или встречи с интеллигенцией (прекрасно описанные Тендряковым), когда Хрущёв обливал грязью поэтов, являются «оттепелью»?

http://pravoslavie.ru/41933.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010