– Даже до такого доходило? – Да, и, между прочим, теперь это стало известно. Причем писал студент. Лосев работал в Педагогическом институте, до своей кончины в должности профессора занимался древними языками с аспирантами, а со студентами только до 66-го года, вел семинары по взаимосвязи античности, зарубежной и русской литератур. Попадались интересные люди на этих семинарах, были и диссиденты, которые сидели в лагерях. – А в чем обвиняли Лосева авторы доносов? – Что он идеологически вредно влияет на студентов. Там же парткомовцы всячески его унижали. Это только в последние годы его жизни изменилось отношение, да и то потому, что в администрации произошли изменения. – Да к чему ж придраться-то можно было? Ведь Алексей Федорович просто преподавал латынь, античную литературу читал… – Не знаю. Вот видите, люди бывают разные. Один, прослушав лекцию, говорил, что это не простой преподаватель, а за ним что-то скрывается. Другой доносивший, может быть, что-то пронюхал, а, может, просто получил двойку. Тот человек учился, между прочим, плохо, это известно. – Долгие годы считалось, что было два Лосевых: до ареста в 20-х годах – Лосев-идеалист; начиная с 30-х, после тюрьмы и лагеря – совершенно другой Лосев, уже «на позициях марксизма»… – Я всегда говорила о том, что Лосев – единый. Это видно из его работ по языкознанию. Ведь ему принадлежит знаменитая книга 1927 года «Философия имени». Как правильно говорит лингвист Людмила Гоготишвили (она занимается философией языка Булгакова, Флоренского, Лосева), смысл в поздних трудах Лосева остался прежним, зато изменилась ученая терминология – она соответствовала уровню международной науки, а не только советской. Это же были годы 60-е, 70-е. Собственно Алексея Федоровича-то печататься допустили лишь со второй половины 50-х годов. За терминологией у Лосева нужно выискивать истинный смысл. В «Философии имени» он ни разу не упомянул Бога – и на это обращали внимание зарубежные философы. Но они понимали, что тогда нельзя было даже произнести это слово. Тем не менее, читая его книгу, они видели, о каком Абсолюте идет речь. И так же со знаменитой «Историей античной эстетики». Умный человек четко осознает, что писалась она в 60-е годы, завершалась буквально в конце 80-х.

http://pravmir.ru/neizvestnyj-losev-2/

67 Имам (араб.) – 1) светский и духовный глава мусульманской общины; 2) руководитель богослужения в мечети (прим. ред.) 69 «Архивы» (Марокко) и «Бюллетени» (1911:1912) из AIU, см. в 181. О похищениях женщин и детей в 1907 году после разрушения и разграбления еврейского квартала Касабланки, idem, (1976):8–11. 71 Письмо папы датируется 21 сентября 1658 года. См. «Хроники кармелитов в Персии и папское посольство XVII–XVIII столетий» (Лондон, 1939), 1:364–366, содержащееся в статье В. Дж. Фишеля (90), прочитанной посмертно на Международной конференции по проблемам еврейских общин в мусульманских странах (Институт азиатских и африканских исследований и Институт Бен-Цви, Еврейский университет. Иерусалим, март 1974), с. 14; см. также Е. Спикехандлер, 273, с.10. 74 Хафсиды – мусульманская династия, правившая в Тунисе в 1229–1574 годах. Названа по имени одного из основателей движения Альмохадов шейха Абу Хафса. Была низложена турками Османской империи (прим. ред.) 75 Марониты (по имени легендарного основателя Мар Марона) – приверженцы особой христианской церкви. Общины маронитов первоначально возникли в V–VII веках в Сирии; впоследствии появились в Ливане, в Египте и др. странах (прим. ред.) 77 В Бухаре в 1832 году известный англиканский миссионер (рожденный в Баварии еврей, говоривший на иврите) отмечал, что еврей, читавший или писавший по-арабски, или по-персидски, мог быть силой обращен в мусульманство. Это утверждение представляется преувеличенным. См. 306, с. 177; а также документы 7, 8 и 16. 79 Несториане – приверженцы христианского учения, основанного константинопольским патриархом Несторием в 428–431 гг., утверждавшим, что Иисус Христос , будучи рожден человеком, лишь впоследствии стал Сыном Божьим. Несториане пользовались значительным влиянием вплоть до XIII века в Иране и р-не от Средней Азии до Китая (прим. ред.) 80 37, с. 68–75. См. также РР «Турция», (1877). Мусульманское крестьянство также подвергалось эксплуатации своими мусульманскими хозяевами. 84 См. 181. Относительно Палестины в начале 19-го века см. док. 30, относительно Марокко см. 243, стр. 515–517, 537.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Впрочем, Шарьи тогда еще и в помине не было. А было несколько деревень на воспетой Мельниковым-Печерским Ветлуге и ее притоке Шарьинке. Пока в начале XX века не протянулась через эти места железная дорога Вятка-Вологда, ставшая позднее частью Транссибирской магистрали. Не долго думали строители дороги, как назвать станцию – назвали Шарьей, по имени речки. В 1906 году пошли через Шарью первые поезда, а в паровозном депо встали на ремонт первые паровозы. Но только в 1937-м станции Шарья был присвоен статус города. «Шарья» — топоним финно-угорский, как и многие названия этих мест. Этимология его проста – «шар» на финно-угорских языках значит «вода». Все мои предки и вся родня на четыре поколения назад – шарьинцы-железнодорожники. Оторвавшись от земли, отправились они в начале XX века работать на железную дорогу, стали пролетариями – самым восприимчивым к сладкой коммунистической пропаганде классом. После гражданской войны почти не осталось в деревнях храмов, а о скитах и монастырях и говорить нечего – новая власть уничтожила их подчистую. Умолкли колокола, остались только гудки паровозов да скрежет металла в депо. А потом пришла война. Из шарьинцев, отправившихся на фронт, дед по матери Павел Соколов погиб одним из первых. Он и до фронта-то не успел добраться – попал вместе со своим поездом под бомбежку где-то за много сотен километров на запад от родной станции. Мама родилась в марте 1942-го, ровно через девять месяцев после начала войны. Ей не суждено было увидеть своего отца, а ее отцу даже узнать, что у него будет еще одна дочь… После войны паровозы сменились электровозами, подъездные пути протянулись от станции к окраине города, где был построен крупный лесопильно-деревообрабатывающий комбинат со звучным названием «Шарьядрев». 60-е-80-е годы стали временем расцвета города железнодорожников и деревообработчиков. На триста километров в округе не было города столь великого, как Шарья. Ближайшие большие города были как раз в расстоянии примерно трехсот километров – Великий Устюг на севере, Горький (так в ту пору называли Нижний Новгород) на юге, Киров (так доселе зовут Вятку) на востоке и Кострома, центр образованной в годы войны области, на западе. С окрестных районов четырех областей съезжались в Шарью не только торговать грибами и сельхозпродукцией и не только покупать в местном универмаге запчасти к мотоциклам и наряды к свадьбам, но и учиться в местных сельхозтехникуме и медучилище.

http://pravmir.ru/o-rodine/

Такова была смерть святого мученика Габриела, который, соответственно своему имени, причислился к сонму Гавриила. Подобно розе расцвел он телом в зимнее время, а душой приложился к чину ангелов. Память его да будет благословенна. И я, Акоп, слуга Бога и сего святого, видевший случившееся [с ним] и слышавший [его] ответы, во славу Божью написал [об этом]. И сие случилось в 1111 г. 17-го сентября, в среду. 793 Нам кажется правильным предположение Г. Алишана о том, что здесь речь идет о греческом уделе Армении (см.: Г. Алишан, Айапатум, ч. I, с. 26). 794 Фаддей – один из 70-ти учеников Христа, проповедовавший в Армении. В армянской житийной литературе сохранилось также «Сказание о мученической кончине св. апостола Фаддея в Армении». Имеется на русском языке в переводе Н. Эмина (см.: Н. Эмин. Переводы и статьи по духовной армянской литературе. М., 1897). 795 Хрюси – по-гречески «золото», по-армянски «воски». Согласно церковному преданию, отсюда произошло название «Воскяны». 796 Вотн-Цахко, то есть подножие Цахко, иначе Цахкотн – область в древней Армении, входившая в Айраратскую провинцию. 797 Аланская страна – простиралась от истоков реки Кубани на восток до среднего течения реки Терек. Аланы – предки современных осетин. 798 Арташес, или Трдат I, – царствовал с 66 г., в 72–75 гг. воевал с аланами. Я. Манандян считает, что после него на престол вступил Санатрук (75–110 гг.). (См.: Я. Манандян. Критический обзор истории Армении, т. II. Ереван, 1957, с. 12–14). 799 Г. Алишан предполагает, что здесь упомянут первый армянский поэт, которого Мовсес Хоренаци называет Вруйром. По другому списку мученичества (см.: Заря христианства армянского, т. I, с. 64). 802 В истории Армении было два царя Вагарша: Вагарш I (117–140/3) и Вагарш II (80-е годы II в – начало 90-х годов). Вагаршем I был основан г. Вагаршапат (см.: Я. Манандян. Критический обзор истории Армении, т. II, с. 33–34). Вагаршу II приписывается строительство Вагаршавана в Басене (там же с. 55). В тексте говорится о строительстве Вагаршакерта (Валашакерта), который находился в Багревандской области, но был известен еще с урартской эпохи под названием Anase (см.: С. Т. Еремян. Ашхарацуйц. Ереван, 1963, с. 81; на арм. яз.). Возможно, он был заново отстроен Вагаршем I, сыном Санатрука, но не исключено, что в мученичестве нашло отзвук строительство Вагаршавана или Вагаршапата.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Как будто бы дело шло к мирному разрешению с того момента, как около 2 час он 28-го самоликвидировались сосредоточенныя в Адмиралтействе «верныя части», которыми располагала еще существовавшая военная правительственная власть. Их было немного по официальным данным: 600 чел. пехоты, 500 кавалерии, 15 пулеметов, 12 орудий при 80 патронах. Символом завершения этого процесса могла служить резолюция многолюднейшаго – «несколько тысяч» – собрания офицеров утром 1 марта в помещении «Армии и Флота», единогласно признававшая власть Исп. Ком. Гос. Думы «впредь до созыва Учредительнаго Собрания 87 . В тот же день около 4 час. произошло демонстративное присоединение к Гос. Думе от имени Гвардейскаго Экипажа в. кн. Кирилла, обратившаяся перед тем с аналогичным призывом к начальникам Царскосельскаго гарнизона, после чего дворцовая полиция, царский конвой, собственный Е. В. сводный полк и железнодорожники послали в Таврический дворец своих представителей с заявлением о переходе на сторону новаго правительства. Под звуки Марсельезы с красными флагами, по утверждению коменданта Таврическаго дворца Перетца, в Думу прибыл и жандармский дивизион... Итак, на петербургском небосклоне не было видимой пелены контр-революционных настроений, а по утверждению арестованной престарелой гр. Клейнмихель, находившейся в Таврическом дворце в момент великокняжеской демонстрации, «революционная осанка» представителя императорской фамилии даже «восхищала» солдат 88 . Но... «тут вдруг посыпались фантастическия, непонятныя известия из целаго ряда полков, – вспоминает Эигельгардт, – о том, что офицеры запирают солдат в казармах, отбирают оружие, заставляют присягать на верность старому порядку. Был отправлен ген. штаба полк. Балобан в Егерский полк, чтобы выяснить там положение вещей, кор. Гуровский и еще несколько офицеров отправились в другие полки для проверки сведений и для успокоения солдат». Посланные принесли успокоительныя известия, но «с другой стороны, ко мне по-прежнему прибегали солдаты, взволнованные и, видимо, убежденные, докладывали о контр-революционных выступлениях офицеров... Было несомненно, что тут была типичная провокация, и что провокация имела успех». Энгельгардт доложил думскому комитету о распространившихся слухах я о возможных эксцессах (мемуарист относит свое сообщение на вечер 1 марта), и было решено для успокоения солдат издать приказ о недопустимости отбирания у них оружия. Упомянув о слухах, которые были проверены и оказались ложными, временный командующий революционной армией объявил, что «будут приняты самыя решительныя меры к недопущению подобных действий, вплоть до разстрелов »... Очень знаменательно, что угроза «разстрелом» раздалась впервые со стороны Временнаго Комитета 89 . Она свидетельствовала о той неизбежной двойственности, которой отмечалась деятельность военной Комиссии – с одной стороны, попытка внести успокоение, с другой – нервный страх перед неликвидированными еще силами стараго порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Я случайно стал писателем, – признаётся он, – и стал ли? До сих пор не знаю… То ли я написал, что надо человеку? Что надо народу?.. 23 октября. ПРАВМИР. Сегодня исполняется 80 лет писателю Василию Белову. Василий Белов окончил деревенскую школу в Вологодской области, потом работал в колхозе, служил в армии. С юности его стихи и рассказы публиковались в провинциальных газетах и журналах. Первой «серьёзной» публикацией Белова стала повесть «Деревня Бердяйка» в журнале «Наш современник» 61-го года. Тогда он учился в литературном институте имени Горького в поэтической мастерской Льва Ошанина. Спустя пять лет вышла его повесть «Привычное дело», после которой писатель получил известность как один из лучших представителей жанра деревенской прозы. «Я случайно стал писателем, – признаётся он, – и стал ли? До сих пор не знаю… То ли я написал, что надо человеку? Что надо народу?..» Сегодня Василия Белова знают также как автора «Плотницких рассказов», романов «Кануны» и «Всё впереди», книги очерков о народной эстетике «Лад». Герои его произведений – простые люди, которые, живя в тяжёлых условиях Севера, сохраняют душевное тепло и человечность. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pisatelyu-vasiliyu-bel...

Так вот, в этих условиях существовало у нас свое «сопротивление». Чтобы привлечь внимание Москвы, мною был составлен текст телеграммы, который надо было дать на подпись всему нашему 10-му классу (в алфавитном порядке, чтобы не выявлять актив) и отправить в «Комсомольскую Правду». Мне удалось собрать лишь небольшую часть подписей к тому моменту, когда в класс, где я поджидал очередную группу коллег, вошел тот самый перекрасившийся железногвардеец и попытался отнять недоподписанный лист. После непродолжительной потасовки я выхватил из стола бумагу, выскочил в коридор, затем, чудом не разбившись, скатился по лестнице и, вылетев в парадную дверь, помчался по вечерним улицам родного города. Поскольку телеграмму надо было отправлять срочно, а собрать остальные подписи не представлялось возможным (в согласии подписать всех одноклассников, за исключением одного, я не сомневался), было принято решение просто выстроить под телеграммой их алфавитный список. Вкратце скажу, что результат у этого воззвания был. Тем более, что, как выяснилось впоследствии, аналогичное письмо было отправлено учащимися 11-го класса, из которого одного парня за показания, данные на суде, военрук, пользуясь своими связями, чуть с середины учебного года не отправил в Афганистан (и не говорите, что такое было невозможно; это не удалось только благодаря моей маме, которая пошла в ЦК КП МССР, после чего властной рукой высокого чиновника уже запущенная машина была остановлена). На следующий учебный год администрация была заменена (красный железногвардеец, правда, усидел тогда на своем учительском стуле). Так вот, в начале 80-х, через пару лет после описанных событий, разговаривал я с одним из своих одноклассников. Вспомнили мы школу и тот инцидент с отправкой телеграммы от имени всего класса, выложив список класса, не получив согласие каждого из них персонально, основываясь лишь на, пусть обоснованном, но все же предположении, что они все, за исключением одного, подписали бы. И вот мой одноклассник тогда назвал этот акт «фашизмом»…

http://pravmir.ru/chto-nam-dedovyi-pobed...

— Это сужает поле для фальсификации. — Да, существенно сужает поле для фальсификации истории. Но саму возможность такой фальсификации, безусловно, не закрывает… Рейхсминистр восточных оккупированных территорий Альфред Розенберг Раскрывая предысторию войны — Это касается и «сложных вопросов» межвоенного периода? — Безусловно. Раз уж мы с вами говорим о теме фальсификаций, коснемся предыстории Второй мировой войны. Некоторое время назад мы собрали большой массив документов, связанных с Мюнхенским сговором, и в 2018 году сделали интернет-проект, подготовили выставку о Мюнхене-1938. На открытие выставки приехали послы ФРГ, Чехии, Словакии, Польши, Австрии и других стран. Когда после окончания мероприятия дипломаты делились со мной впечатлениями, тогдашний немецкий посол сказал: «Выставка достойная, все честно показано. Но вам в Москве проще, поскольку представителей СССР в Мюнхене не было. А вот по событиям 1939 года вы ничего подобного не сделаете». Я ответил: «Нет, постараемся сделать». И через год в Выставочном зале федеральных архивов в Москве открыли экспозицию «1939 год. Начало Второй мировой войны». Не стесняясь, показали советско-германский договор от 23 августа 1939 года и секретный дополнительный протокол к нему. Представили также документы, которые демонстрируют, какое негативное влияние на ход и результат московских переговоров военных миссий Великобритании, Франции и СССР летом 1939 года оказала позиция тогдашнего руководства Польши. Используя эти и другие документы, президент России Владимир Путин ярко и точно проанализировал в своей статье события предвоенной истории. — Президент заметил, что британские архивы этого периода фактически закрыты. — По-моему, все-таки говорилось о том, что не все документы англичанами рассекречены. Марш националистов в честь годовщины образования Украинской повстанческой (запрещена в РФ). Киев, 14 октября 2018 года — А какова степень рассекреченности наших документов? — Как вы знаете, мы начали работу над проектом по оцифровке документов по истории Второй мировой войны. Первая порция, охватывающая период до 1 сентября 1939 года, уже размещена на информационных ресурсах Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина. Это немалый объем — более 1700 документов. В 2021 году — к 80-летию начала Великой Отечественной войны — будет обнародован массив документов за период с 1 сентября 1939-го по 22 июня 1941 года. В рамках нашей работы происходит в том числе и рассекречивание документов. Но огромный объем документов по этому периоду уже открыт — никаких секретов из истории предвоенного времени мы давно не делаем.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/07/voina_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЮДОВИК БЛАГОЧЕСТИВЫЙ Имп. Людовик Благочестивый, воин Христов. Миниатюра из сочинения Рабана Мавра " Похвала Св. Кресту " . 20-е гг. IX в. (Vat. Reg. Lat. 124. Fol. 4v) Имп. Людовик Благочестивый, воин Христов. Миниатюра из сочинения Рабана Мавра " Похвала Св. Кресту " . 20-е гг. IX в. (Vat. Reg. Lat. 124. Fol. 4v) [Лат. Hludovicus Pius; нем. Ludwig der Fromme; франц. Louis le Pieux] (июнь/авг. 778, Кассиногил (ныне Шаснёй-дю-Пуату, деп. Вьенна, или Касёй, деп. Жиронда, Франция) - 20.06.840, Ингельхайм (ныне Ингельхайм-ам-Райн, Германия)), кор. Аквитании (с 781), имп. франков (с 814). Младший сын Карла Великого и его 2-й жены Хильдегарды. От 1-й супруги Ирмингарды (с 794 по 818) у Л. Б. было 6 детей: Лотарь I (795-855, император с 817), Пипин I Аквитанский (797-838, король Аквитании с 817), Ротруда (?), Берта (?), Хильдегарда и Людовик Немецкий (ок. 805-876, король Баварии с 817, король вост. франков с 843). От 2-го брака с Юдифью (с 819 по 840) имел дочь Гизелу (ок. 820-876) и сына Карла Лысого (823-877). От Теоделинды Сансской († 794) у Л. Б. были дочь Альпаида (род. в 793/4) и сын Арнульф (793/4-841). Вошедший в историю эпитет «Благочестивый» (лат. Pius) в имени монарха встречается у т. н. Астронома, анонимного автора «Жизни Людовика Благочестивого» (Vita Hludowici Pii, после 842), в грамотах и легендах на монетах. Как личное прозвище императора его использовал Ноткер Заика (Hludowicus agnomine pius - Notker der Stammler. Taten Kaiser Karls des Grossen/Hrsg. H. F. Haefele. B., 1959. S. 81. (MGH. SRG. N. S.; 12)); прозвище стало общеупотребительным не ранее Х в. Современники и потомки давали противоречивые оценки деятельности Л. Б. Мн. исследователи, гл. обр. франкоязычные, обвиняли императора в политической слабости, нерешительности, несамостоятельности и непоследовательности, полагая, что ему больше подходит прозвище Простоватый (франц. le Débonnaire). В 80-х гг. XX в. исследователи стали положительно оценивать личность и политику Л. Б. (П. Годман, Р. Коллинз; в нач. XXI в.- М. де Йонг, К. Букер); его правление рассматривается как кульминация каролингского периода европ. истории (Т. Шиффер).

http://pravenc.ru/text/2561074.html

– В 70-е, 80-е годы о культе личности Сталина была одна строка в учебнике для поступающих в вузы. В годы перестройки это представлялось как замалчивание исторической правды. Сейчас такой подход кажется мудрейшим решением компартии. Потому что вопрос о культе личности превратился в бесконечную свару, он разделяет общество и является прекрасным инструментом для манипуляции. – Раз уж мы говорим о телевидении, я соглашусь с Кургиняном, который отстаивал на «Суде времени» тезис, что ХХ съезд – это мина замедленного действия. При этом необходимо помнить: Хрущёв был активным борцом с «врагами народа», мало кому уступал в кровожадности. Количество жертв репрессий на Украине, когда он работал там первым секретарём ЦК, огромно, и он несёт за это ответственность. Прекрасную иллюстрацию того, что представлял собой Хрущёв, можно найти в библиотеке, если взять газету «Правда» за январь 1938 года. Там можно прочитать речь Хрущёва на Красной площади в связи с судом над Бухариным и Рыковым. Требования расстрелять убийц, растерзать негодяев, каких только бранных слов не говорил «символ оттепели». Необходимо отметить, что реабилитация началась не после доклада Хрущёва, а в 1952 году. Пусть небольшая, незначительная. А в 1953-м Маленков решил подготовить пленум, на котором планировал осудить культ личности. Что любопытно: он хотел возложить ответственность на партийный аппарат, а значит, среди прочих и на Хрущёва – за то, что они вытворяли в агитации и пропаганде. Именно поэтому Маленкова не поддержали, более того, постановили пленум вообще не проводить. Хотя летом 1953-го в газете «Правда» успели появиться несколько статей по поводу культа личности. Что делает Хрущёв, какую занимает позицию? Ну, по-моему, лучшего примера не подберёшь, чем дело Твардовского, который в 1954-м пишет поэму «Тёркин на том свете». Он читает её двум своим товарищам, а вскоре по доносу секретариат ЦК в лице Хрущёва и Суслова «за поношение доброго имени Сталина» смещает Твардовского с поста главного редактора «Нового мира». Почему-то об этом сегодня напрочь забыли. В чём заключалась эта «хрущёвская оттепель»? В том, что он в Манеже облаял молодых художников за их картины, а Эрнста Неизвестного – за его скульптуры? Или встречи с интеллигенцией (прекрасно описанные Тендряковым), когда Хрущёв обливал грязью поэтов, являются «оттепелью»?

http://pravoslavie.ru/41933.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010