Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели 5-й Великого поста в эту канву, общую для воскресной службы, вставляются другие тексты. ВместоМолитвами апостолов поется текст, который важно знать. В центральных храмах мы порой принуждены слушать сочинение композитора Веделя, церковность музыки которого оставляет некоторое сомнение; она безусловно пробуждает чувства, но вопрос в том, каковы эти чувства, насколько они соответствуют словам, которые содержит богослужение. Итак, вот что поется вместо Молитвами апостолов. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен. Но, яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию». Затем следует И ныне и Богородичен: «На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих. Но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты». Далее: «Таже, глас шестый» – и сразу же на глас 6-й тот текст, который всегда есть на этом месте: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». И затем вместо обычной стихиры по 50-м псалмеВоскрес Иисус от гроба поется: «Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго. Но, надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости». Эти слова стоит отдельно прочитать, прослушать, потому что музыкальное исполнение порой затемняет очень простой и ясный, строгий смысл этих слов. Затем с воскресными текстами соединяется канон из Постной Триоди. Читается и седален Постной Триоди, и кондак – все те тексты, которые обычно сопровождают канон. А также поются стихиры на хвалитех – 4 из Октоиха и 4 из Постной Триоди. Обратим особое внимание на то, что на Славу после хвалитных стихир поется стихира из Постной Триоди. В обычное время, как известно, в цикле стихир на хвалитех на Славу поется евангельская стихира. Но именно в период от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых евангельская стихира вытесняется с этого места, она не поется здесь, а вместо нее поется стихира Триоди. Однако евангельская стихира является столь важным текстом, что не может быть совсем удалена из службы, и должна петься в другой момент – перед 1-м часом. По указанию Устава, после утрени в притворе нужно читать «Оглашение Студитово» и там совершать 1-й час; там и должна петься эта стихира. В нашей современной практике нет исхождения в притвор, но можно спеть стихиру перед чтением 1-го часа, можно и должно, потому что это важный текст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В большей части мест винная продажа состояла на откупе; но откупщик должен был вперед заплатить в казну более 2 рублей за ведро при покупке у нее вина и после, при продаже вина в народ, должен был получить себе около 40 копеек для уплаты известной откупной суммы; для правительства было ясно, что откупщики продавали тайком подвозное вино вместо казенного. 26 января императрица приехала в Сенат в начале 9-го часа и, возвращая поднесенный ей доклад комиссии о соли и вине, объявила свою волю, чтоб Сенат немедленно приступил к рассуждению о средствах, как согласить пользу государственную с пользою всего общества, нимало не упуская при этом из виду, чтоб собираемый теперь с вина доход если не умножить, то по крайней мере никак не умалить. После этого прочтен был доклад с собственными примечаниями императрицы, которая объявила, что эти примечания не должны быть приняты за указ, ибо приложены только для объяснения, кроме отмены в наказаниях за корчемство. В 12-м часу Екатерина удалилась; сенаторы стали рассуждать, как бы точнее исполнить ее повеление, и пришли к следующим решениям: 1) Признать полезным и необходимым отдачу винной продажи на откуп. 2) Чтобы притом избежать всех излишних расчетов и удостовериться, что откупная сумма сполна будет доходить в казну, положить основанием откупной сумме расход вина по трехлетней сложности за последние три года. 3) Для большей надежности казне на случай неисправности платежа откупной суммы вино иметь казенное и отдавать его откупщикам по их требованию за наличные деньги по расчету всей откупной суммы. 4) Откупщики должны продавать вино ведрами и бочками по 2 р. 64 коп. ведро, а продажа кружками и чарками оставляется на их волю. Манифест об откупах издан 1 августа; они должны были начаться с 1767 года; доход от продажи вина показан более чем на четыре миллиона рублей. На другой день после публикования этого манифеста князь Вяземский предъявил Сенату именной указ, в котором говорилось, что императрица, будучи обременена другими государственными делами, дозволяет Сенату решить большинством голосов и публиковать корчемный устав.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В 1903 году матушка Александра была в гостях у семьи Носовых, там часто плакала, и когда ее спрашивали о чем, отвечала: «Сон я видела и Херувимскую такую во сне пела: «На разорение Москвы». (В 1905 году Носовы вспомнили слова прозорливицы.) Предсказала матушка и свою кончину. Умерла матушка Александра 27 июля 1905 года. Перед смертью говорила, что во время похорон ее «будет жарко и много народа». Так и случилось, отпевали ее 29 июля в Варваринской церкви, похоронили на Успенском кладбище в фамильном склепе купцов Носовых. Старица Мария (Тамбовская) (1842–1916 гг.) Старица Мария (в миру Мария Федоровна Чернова) родилась 14 июня 1842 года в Керенске Пензенской губернии. В 12 лет она лишилась родителей и вынуждена была жить в семье дальних родственников. В 19 лет Мария вышла замуж. В 1867 году после рождения четвёртого ребёнка стала сильно болеть. 25 сентября 1867 года Марию внезапно пронзила резкая боль и она лишила сознания. Очнулась она через два часа в постели, с которой больше не вставала. Местные врачи не смогли помочь больной, в августе 1869 года ее перевозят в Моршанск, а в октябре в Москву. Из воспоминаний старицы Марии: «Я без содрогания не могу вспомнить о том, как профессора и их ассистенты продержали меня целый день, исследуя болезнь, они буквально замучили меня, доведя до бессознательного состояния». И Московские врачи были не в силах помочь страдалице, после 9 месяцев проведённых в Москве, Марию привезли в Моршанск. Несчастья преследовали страдалицу, в первые годы болезни умерли дети Марии, вскоре она лишилась крова. 25 мая 1875 года во время бури вспыхнул пожар, Мария чудом осталась жива. Когда огонь был уже близко, вбежали четверо молодых людей, подхватили носилки и вынесли больную из горящего дома. Мария провела ночь под открытым небом, позже ей с няней пришлось ютиться в ветхой бане. 1-го сентября 1875 года Мария Федоровна переселяется в Тамбов. Господь не оставлял свою избранницу, её посещали священники, однажды к ней пришёл прозорливый священник Петр Оссианов, войдя в комнату он воскликнул: «Вот счастливая! Какая счастливая! Вот кому можно позавидовать, да и вряд найдется человек, который бы не позавидовал». Из воспоминаний старицы Марии: «И подобными возгласами он несколько раз прерывал молебен, который служил у меня в комнате. Обидными показались мне его слова, и я подумала: «Да, батюшка, хорошо говорить, попробовали бы вы испытать все, что перенесено мною, так не сказали бы, что это счастье». Повернувшись ко мне, батюшка, как бы отвечая на эти мысли, проговорил: «Ведь не знаешь, что было бы, если бы была здорова, а теперь счастлива, надо потерпеть, придет время, тебя пособоруют, и ты умрешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, авторский текст и личные переживания, как указал сам автор, наиболее трудного периода в его жизни, связанным с пребыванием в крымской группировке нетрадиционной религиозной ориентации «ЦЗМ» - «Царство Бога». Проблемы начались, когда мне было 14 лет. Тогда я в первый раз попробовал «спайс». Я до этого уже курил коноплю и принимал алкоголь, но системы не было, а вот на «спайс» я подсел почти сразу. Сначала употреблял примерно раз в неделю, потом появилось желание быть «убитым» им всё время, уже через месяц я начал курить каждый день, чередуя его время от времени с амфетаминами. Так прошло два года. За это время я успел потерять почти всё, что у меня было. Всё время проводил на улице, в поисках наркотиков, их покупках и перепродажах, кооперации на покупку очередной порции отравы. Не осталось нормальных друзей, весь круг общения - наркоманы. Постоянно ссорился с мамой, она выгоняла меня из дома, не один раз приходилось по несколько дней ночевать в подъезде. Мама пыталась меня вытащить из наркотической системы, но всё было безрезультатно. Как-то в конце лета 2013-го, на вторую ночь после того, как она выгнала меня из дома, я поехал ночевать к своей двоюродной сестре. У неё я впервые за долгое время нормально поел. После еды решил покурить «спайса» и вышел на балкон. Вдохнул две больших порции дыма, вырвал всё, что съел, в окно, лёг на пол и отключился. Тогда я уже понимал, что нахожусь в системе и что при таком употреблении, 1.5 грамма в день минимум, мне осталось жить примерно год, может два. Сам я не пытался прекратить употребление, пытался пару раз только перескочить на что-то другое, но безуспешно, потому что терпеть не мог пить, а конопля на меня к тому моменту действовала не сильнее, чем сигареты. Итак, примерно часа через 4 я проснулся на балконе, снова выкурил ещё немного «спайса» и пошел в комнату. Там сидели двоюродная сестра, мать и бабушка. Они что-то говорили мне довольно долго, но так как я был под «спайсом», то находился в своём мире, и не совсем понимал, про что именно они говорят, и как они здесь оказались. Я просто сидел на полу и «залипал», вглядываясь в тень на стене. «Спайс» постепенно переставал действовать и я потихоньку стал понимать, что мне все пытаются сказать.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/15/...

1 марта М. еще раз попытался успокоить восставших, «призвав чорных властей и всех градцких священников, пели молебны перед соборною церковью и к земской избе посылали по всех гражан звать к молебну». Псковичи пришли. М. обратился к ним с речью «и молебствовал, и им говорил всякими мерами» ( Якубов. 1897. С. 304), «чол на весь мир» крестоцеловальную запись, напоминая о верности царю. Однако горожане стали готовить присягу, чтобы «вместе стояти друг за друга за один человек». В отписке царю М. так охарактеризовал это начинание: «и то умыслили плутишка, которым хотелось добрых людей домы грабить». Архиепископ собрал городское духовенство («чорных властей и священников и дьяконов градцких всех») и поручил им запрещать принятие такой присяги любой ценой, «хотя б от них и до крови пострадать» (Там же. С. 320-324). В этот период М. фактически возглавил борьбу с восстанием, поскольку воевода был лишен свободы передвижений и даже свои отписки царю слал «тайно». Ситуация стабилизировалась к 9 марта, когда псковичи подготовили и направили царю свою челобитную. Но вскоре в Псков поступили известия о восстании в Новгороде, и волнения снова стали нарастать. 17 марта, в день царских именин, М. служил молебен в Спасо-Надолбине мон-ре. После молебна «посадцкие и всяких чинов люди почали бить в колокол и архиепископа взяли миром», требуя выдать приказного человека, к-рый помог бежать Емельянову. М. сказал, что человек этот от него бежал, тогда «миром… архиепископа водили по площади и посадили на чепь в богодельню, и сидел де архиепископ на чепи с час и просил сроку марта до 19-го числа, что ему тово приказнова человека сыскав отдать им» (Там же. С. 319). Сам М. добавляет, что люди на него и «камение подымали» и волочили по площади «часа четыре» ( Тихомиров. 1935. С. 62). Позднее, когда город был взят в осаду правительственными войсками кн. И. Н. Хованского, горожане снова приходили к собору, хотели вытащить М. на площадь, и он был вынужден скрываться в алтаре. Недовольство затронуло даже архиепископский двор, поскольку М. запретил своим детям боярским выходить на бой с царскими войсками. В июле повстанцы отстранили М. от управления архиерейским домом: «...до людей и до лошадей и до хлеба и до денег впредь тебе дела нет ни до чево, то все надобно городу» ( Тихомиров. 1935. С. 130); для устрашения горожане открыли по хоромам архиепископа огонь из ружей.

http://pravenc.ru/text/2561368.html

«Теплиц. 27 июля (9 августа) 1838 г. Пишу Тебе в первый еще раз, любезный Низи, с благодарным к Богу сердцем вспоминая, что тобою наградил нас Господь в минуты самые тяжкие для нас, как утешение и как предвестник конца наших разнородных бедствий. Вот и семь лет тому протекло, и вместе с этим, по принятому у нас в семье обычаю, получил ты саблю!!! Великий для тебя и для нас день. Для нас - ибо сим знаком посвящаем третьего сына на службу будущую брату твоему и родине; для тебя же - тем, что получаешь первый знак твоей будущей службы. В сабле и мундире офицера ты должен чувствовать, что с сей минуты вся будущая твоя жизнь - не твоя, а тому принадлежит, чьим именем получил ты сии знаки. С сей минуты ты постоянно должен не терять из мыслей, что ты беспрестанно стремиться должен постоянным послушанием и прилежанием быть достойным носить сии знаки, не по летам тебе данные, но в возбуждение в тебе благородных чувств и с тем, чтобы некогда достойным быть своего звания. Молись усердно Богу и проси Его помощи. Люби и почитай своих наставников, чти твоих родителей и старшего брата и прибегай к их советам - всегда и с полною доверенностью, и тогда наше благословение будет всегда над твоей дорогой головой. Обнимаю тебя от души, поручаю тебе поцеловать братцев и поклониться от меня искренно Алексею Илларионовичу. Бог с тобой. Твой верный друг папа Н.» Более серьезные занятия Великих Князей начались в 1839 г., причем основанием для них почти целиком послужил «План учения», выработанный для Цесаревича Александра Николаевича Его воспитателем, поэтом В.А. Жуковским. Кроме того, для практического ознакомления с обязанностями военной службы, Великие Князья должны были в лагерное время обучаться строю и разным военным упражнениям совместно с кадетами 1-го кадетского корпуса Учебные дни проходили в следующем порядке. В 6 час. утра Великие Князья вставали, совершали молитву, завтракали и приготовлялись к занятиям, которые начинались в 7 час. и кончались в полдень, с промежутком от 9 до 10 час. для отдыха. После двухчасовой прогулки, в 2 часа садились за обед, затем до 5 час. гуляли, играли или отдыхали. От 5 до 7 час. - вечерние занятия в классах, затем до 8 гимнастика и разные игры. В 8 час. - ужин и в 10 час. веч. ложились спать. В воскресные и праздничные дни в часы учения частью происходило чтение, частью ручная работа и гимнастика. Успехи занятий Великих Князей определялись экзаменами ежемесячными и полугодовыми, при которых нередко присутствовал Государь.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/11/...

Три четверти часа представители властей пытались уговорить Александру участвовать в выборах, но она не соглашалась, а когда уговоры ей надоели, то еще раз заявила, что она не с ними, а против них и спросила пришедших: «Скажите, государство можно переменить или нет?! " Пришедшие не поняли, к чему она это говорит, и стали горячо ее уверять, что государство, завоеванное кровью рабочих и крестьян, они никому не отдадут. Затем они стали ее расспрашивать, не болят ли у нее ноги, предлагали прислать машину, на что Александра в очередной раз повторила: «Я вполне здорова, машина мне не нужна, и голосовать я не буду». Члены избирательной комиссии ушли ни с чем, но в тот же день уполномоченный по избирательному участку сообщил обо всем происшедшем представителю районного комитета ВКП(б), помощнику председателя районного совета и заместителю председателя районного совета и отправил докладную записку оперуполномоченному районного отделения УНКВД, который 28 июня распорядился вызвать и допросить свидетелей, чтобы затем арестовать Александру. 1 и 4 июля члены избирательной комиссии были допрошены; они заявили, что Александра Булгакова слывет монашкой, очень религиозна и выполняет все церковные обряды. 10 июля была допрошена соседка Александры, которая на все вопросы следователя также ответила, что Александра человек религиозный, ведет замкнутый образ жизни и ни с кем, кто ей известен, и с соседями не сообщается. После этого 13 июля была выписана справка на арест Александры, 26-го – дан на арест разрешение, а 27-го – выписан и самый ордер, срок действия которого истекал 30 июля. Но, по-видимому, после всего происшедшего Александра уехала, и сотрудники УНКВД арестовали ее только 2 сентября. После ареста сразу же начались допросы, но Александра, дав ответы на вопросы анкеты, отказалась давать далее какие бы то ни было показания. Следователи в течение нескольких дней принуждали ее ответить на интересующие их вопросы, но не смогли ничего добиться, и 10 сентября вынуждены были составить акт, что «обвиняемая Булгакова Александра Акимовна категорически отказалась от дачи показаний следствию». Следователи и после этого продолжали усиленно ее допрашивать, но 14 сентября все же вынуждены были составить следующий акт об отказе ее давать показания.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/1641/Ale...

В тех храмах, где Честной Крест после поклонения в Неделю пребывал «о десную страну царских дверей», «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541) указывает следующий порядок действий: «Во время Богородична Что Тя наречем на середине храма ставят аналой для Креста. Иерей исходит из алтаря царскими вратами с кадилом и диакон со свечой ко Кресту и кадит святой Крест спереди, потом, отдав кадило диакону, подъемлет Крест на главу, несет его на середину и полагает на уготованный аналой. Иерей, положивши Крест на аналой, совершает каждение окрест его. Посем вместо Стопы моя иерей с диаконом поют Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и далее совершается все по тому же чину, как было и в Неделю на утрени. По окончании стихир и по целовании Креста всеми молящимися иерей таким же образом относит святой Крест на прежнее место». В понедельник, среду и пятницу Крестопоклонной седмицы на часах и на изобразительных по «Отче наш...» – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». Примечание. На вторник 4-й седмицы (8 марта) со среды 4-й седмицы (9 марта) переносится полиелейная служба в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (см. Типикон, 9 марта, 4-я Маркова глава). На вечерне (в понедельник вечера) – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 8-й – 3, и мучеников, глас 2-й – 3 (см. в Минее 9 марта). «Слава» – мучеников, глас тот же: «Терпяще настоящая...» (см. первую стихиру Минеи), «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная...». Вход с кадилом. «Свете Тихий» . Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «Услыши, Боже, глас мой...», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Услыши ны, Боже...», со стихом) и чтение трех паримий мучеников (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). (Ектения «Рцем вси...» здесь не произносится.) После паримий читается: «Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава» – мучеников, глас 6-й: «В песнопениих восхвалим...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-20/

О К. Т. говорится в Георгия Мтацминдели Типиконе сер. IX в., представляющем афонскую редакцию Студийского устава. В описании окончания 1-го часа при совершении богослужения в 1-й день Рождественского поста сказано следующее: «Если есть священник, выступает на амвон, где, получив подколенную подстилку, начинает класть поклоны; все остальные смотрят на него и делают поклоны одновременно с ним, чтобы выходило чинно... Потом молятся немножко тихо и говорят: «Святый Боже...Отче наш...», Господи, помилуй 12 р., «молитва благословения» и отпуст» ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 240). Аналогичное окончание в этом Типиконе имеют часы и др. службы суточного круга в будние дни Великого поста (см.: Там же. С. 275-277). Согласно древнейшей сохранившейся редакции Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.; Lossky. Typicon. P. 245-246), К. Т. произносится предстоятелем после поклонов с молитвой Ефрема Сирина по окончании 1-го часа в понедельник 1-й седмицы Великого поста, а также по окончании 6-го часа ( Lossky. Typicon. P. 247), вечерни (в те дни, когда не полагается литургии Преждеосвященных Даров) (Ibid. P. 248), повечерия (Ibid. P. 251). Такие же указания относительно К. Т. присутствуют и в Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. С. 130а-136б). В древних редакциях Иерусалимского устава (см.: Lossky. Typicon. P. 246; Миркович. Типикон. С. 132б) отмечается, что при чтении предстоятелем К. Т. монахи прикладываются к располагающимся рядом с ними иконам - т. о., в данном случае К. Т. помимо своей основной функции выступает и в качестве сигнала для организованного поклонения иконам. В совр. богослужении К. Т. читается в среду и пятницу Сырной седмицы, в будние дни Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, если на эти дни не выпадает великого праздника ( Сретение Господне , Благовещение Пресвятой Богородицы ). К. Т. присутствует только на тех службах суточного круга, к-рыми заканчивается богослужебное собрание, т. е. после к-рых бывает расход: в конце 1-го часа, к-рый, примыкая к утрене, завершает утреннее богослужебное собрание; в конце 6-го часа (если он не соединяется с 9-м часом); в конце изобразительных , если совершается литургия Преждеосвященных Даров; в конце вечерни, когда нет литургии Преждеосвященных Даров (в этом случае и изобразительны, и вечерня совершаются в одном богослужебном собрании, т. е. службы следуют непосредственно одна за другой); на великом и малом повечериях, когда на них назначаются поклоны с молитвой Ефрема Сирина (см.: Розанов. Устав).

http://pravenc.ru/text/конечное ...

Этот ремонт был произведен стараниями церковного старосты, корочанского купца 2-й гильдии Т.Н. Морозова (в 1908 г. он был избран городским головой). В 1886 г. приходом Николаевской церкви Тит Ильич был избран ктитором этой церкви и через каждые 3 года переизбирался (по крайней мере, до 1910 г.). В 1892 г. получил благодарность от святейшего Синода с грамотой. За заслуги по духовному ведомству награжден большими золотыми медалями «За усердие» на Станиславской (1898) и Владимирской (1908) лентах для ношения на шее. С разрешения и благословения епископа Курского и Белгородского Лаврентия торжество освящения престола было назначено на 31 января 1903 г. и поручено протоиерею Корочанского «градского» собора отцу Евфимию Маляревскому. Оно началось еще 30 января всенощным бдением, которое совершал благочинный 1-го округа Корочанского уезда, местный священник отец Василий Яньшин. На «литию и величание» выходил протоиерей с четырьмя священниками и двумя диаконами (соборным и местным). С раннего утра в день торжества служились молебны, а в 9 часов началось малое освящение воды, после которого совершено освящение нового престола. В освящении участвовали протоиерей, 5 священников и 2 диакона. На всех службах пел соборный хор певчих, «стройное и гармоничное пение которых производило глубокое впечатление и умиление на всех присутствующих». По конце литургии речь произнес курский епархиальный противосектантский миссионер, священник Владимир Шевалевский, живущий в Короче. После Божественной литургии, окончившейся в половине первого часа, был отслужен молебен Святителю и Чудотворцу Николаю. В 1909 г. Николаевская церковь имела в своем владении 66 десятин полевой земли и в ней служили: священник Федор Яковлевич Золотарев (с 1906 г., воспитанник Харьковской духовной семинарии); диакон Петр Иванович Логгинов (в службе с 1867 г., а в этой церкви с 1894 г.); псаломщик Георгий Петрович Досычев (с 1897 г.). В приходе 657 душ. Из книги В.В. Потапова «Короча: события и люди» Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=31528

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010