Главное же воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже. Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня. Таким образом, мы видим, что богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы. Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни. Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8). Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно. Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут. В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых). Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

http://pravoslavie.ru/98568.html

Третья стража, или 9 часов, соответствуют трем часам утра по нашему счислению. Таким образом пасхальный благовест начинался в четвертом часу утра 14 . В уставах последующего времени совершение благовеста обставляется некоторыми любопытными подробностями. По уставу (XI–XII веков) одного неизвестного константинопольского монастыря, по миновании третьей стражи, или 9 часов, «поп встает взбужаяй и обиходит взбужая братию со свещею, вещая ясным гласом «Христос воскресе; се же не единою, но многажды. По престании же того ударит в било» (Типогр. 1206; ср. Синод. 330) 15 . Благовесту в этом монастыре предшествовало более или менее продолжительное время, когда поп ходил по калиям и будил братию. В три часа утра, по нашему счету, начиналось это обхождение и лишь с окончанием его следовал удар в било, или благовест к заутрене. Позднее, с водворением в православном богослужении иерусалимского устава, время благовеста определяется раньше третьей стражи, или трех часов утра. Оно ставится теперь в зависимость от предшествующих священнослужений. По иерусалимскому уставу положено было братии не расходиться по калиям после обедни Великой субботы, но в трапезе полагалось чтение Деяний апостольских до 4 часа ночи, то есть до 10 часов по-нашему. После этого «параекклисиарх клеплет во древо» к совершению полунощницы и «по скончании 7 часа», – 1 часа ночи по-нашему, – «исходим из церкви» то есть начинается крестный ход: «внегда же игумен возгласит Слава святей и единосущней, тогда параекклисиарх с сущими с ним в кимбанари ударит напрасно во вся древо и железо и тяжкая кимбалы и клеплют довольно» (У. 74). В наших русских больших монастырях соблюдался тот же самый порядок пасхального благовеста. В Троице-Сергиевом монастыре «как прочтут Деяния – и колотят в доску и поют надгробное по уставу». После Полунощницы братии позволялось расходиться по своим калиям на один час. «Спустя час, благовестят долго». После облачений и приготовления фимиама, «пономарь звонит в тяжкая три часы велики долги, дóндеже приидут в церковь ». Обедня пасхальная совершалась «на другом часу дни по уставу», то есть в восьмом часу утра по нашему счету (У. 147). Обиходник Кирилло-Белозерскаго монастыря определяет с точностью время благовеста: «чтут Деяния апостольския до 4 часов нощи», то есть до 10 по нашему счету, «и как Деяния отчтут, позвонят в малый красный колокол единощ и поют надгробный канон по уставу». После полунощницы братии позволялось уходить в калии, а понамари должны были все приготовить в церкви по чину. «В исходе 7-го часа благовестят заутреню в большой колокол», – по-нашему в исходе первого часа ночи. Когда братия собралась в храм и всем были розданы свечи, «пойдут понамари звонить, и звонят во вся тяжкая 3 часы». В этот же день «звоним обедню, как час дни ударит», то есть в 7 часов утра по-нашему (ibid, У. 4, 148, 150 и др.). Так было в монастырях в XVI и XVII веках.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Обеты письменные навсегда остаются в монастыре Принятие детей Должны принести потребное для бескровной жертвы Милостыню приписывают до своей смерти, не отдают Священника Не скоро принимать. Если настаивает, то только согласно с уставом, чтобы все исполнял без чести. Ставят на рядовое место Монаха-странника Утешать в гостиной Если намеревается вступить в братию – испытывать: если с пороками – не брать, попросить удалиться Если благого нрава – убеждать остаться для примера другим Суточный режим От Пасхи до сентября 1–4 час: братия выходит на работы; 4–6 час: чтение; по 6-м: обед, отдых; с 9-го: работа до вечера От сентября до Великого поста До 2 часов: чтение; в 2 часа: три часа петь; потом работа до 9 часа, обед, псалмы В Великий пост С утра до 3 часа: чтение; с 3 до 9: работы В воскресенье Чтение, работы по благословению Может быть и два раза, по немощи братии: в 3-м или 6-м часу: обед; вечером: ужин Достаточно два варева + 1 фунт хлеба на брата + овощи (если достанут) Стакан вина (виноградного) в день. Но кому Бог дал, пусть воздерживается «Ибо вино, как читаем, есть вещь вовсе не монашеская» Время трапезы От Пасхи до Пятидесятницы – два раза: в 6 часов (12 часов у нас) + вечером ужин В среду и пятницу – пост до 9-го часа (15 часов) В Великий пост – одна трапеза повечеру (чтобы окончить все при свете) Престарелые и дети Снисхождение в роде пищи и пораньше, чем для всех «Разрешать больным и вкушение мяса для подкрепления наиболее немощных. Но коль скоро оправятся, пусть по обычаю воздерживаются от мяса» Больные Им служат с особой заботой. Чаще разрешают бани После трапезы Собирались все на чтение (часто преподобного Кассиана) и на повечерие Всем вместе либо по десять человек. В одеждах, опоясанными Одежда Одежды братиям должны быть назначаемы по качеству места, где живут Куколь (два): на зиму – шерстяной, на лето – платяной Полукафтанье (два): для вымывания и для ночей Нарамник (один) – для работ Обувь: сандалии и сапоги Феморали (=пантолоны) – в дорогу На кровать – рогожу, сагу (=мешок с сеном), одеяло, подушка

http://pravoslavie.ru/31621.html

С К. н. в К-поле начинался период интенсивной катехизации перед таинством Крещения, к-рое совершалось в Великую субботу . Вынос части Животворящего Древа Креста Господня и поклонение ей как одной из важнейших христ. реликвий играли в этом процессе важную роль ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 38). К. н. в соборном богослужении Константинополя, IX-XI вв. Согласно Типикону Великой ц., в 3-е воскресенье Великого поста помимо Евангелия (Мк 8. 34b - 9. 1) читается Апостол (Евр 4. 14 - 5. 6). После прочтения Евангелия объявляется, что в будние дни совершается поклонение Кресту: во вторник и в среду приходят мужчины, в четверг и пятницу - женщины. Со вторника по пятницу поются особые крестные песнопения: на утрене указан тропарь плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа Σμερον τ προφητικν πεπλρωται λγιον (         этот же тропарь поется и на Воздвижение Креста (14 сент.), см.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 28-30); на Пс 50 на утрене, по окончании утрени и на тритекти («третье-шестой час») назначается иной тропарь: Τν Σταυρν σου προσκυνομεν (      ); на тритекти вместе с этим тропарем на «Слава, и ныне» поются следующие тропари: во вторник - тропарь 1-го гласа Σσον, Κριε, τν λαν σου (        ), в среду - 2-го гласа Τν ζωοποιν Σταυρν τς γαθτητος (         - в совр. Минее помещен 13 сент.), в четверг - 2-го гласа Σωτηραν εργσω ν μσ τς γς (          ), в пятницу - 1-го гласа Απ ψους ορτως (С высоты незримо...) ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 40-44). В студийскую эпоху. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, в К. н. (в этом источнике она также называется «средокрестной» - Пентковский. Типикон. С. 243) соединяются последования Октоиха (воскресное) и Триоди (Креста) (Там же. С. 242-243). Отмечены такие песнопения в честь Креста, как самогласная стихира на вечерне, кондак 7-го гласа и канон 1-го гласа на утрене. В конце каждой песни канона утрени на катавасию поются пасхальные ирмосы     На утрене по 2-й кафизме из сосудохранилища приносится Крест и помещается на престоле ; в конце утрени Крест выносится из алтаря и полагается на специально приготовленный для него стол перед алтарем, затем поется тропарь     и совершается поклонение Кресту с пением особых стихир. По отпусте утрени духовенство и братия обходят с Крестом весь мон-рь, после чего Крест возвращают на свое место в сосудохранилище. На литургии на блаженнах поются тропари 3-й и 6-й песней канона Триоди, Трисвятое заменяется тропарем     следуют прокимен из Пс 98, аллилуиарий со стихом из Пс 73, чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. С понедельника по пятницу после 9-го часа на изобразительных совершается поклонение Кресту, для чего его всякий раз приносят в храм из сосудохранилища. В среду указано особое последование в честь Креста, включающее стихиры и канон 8-го гласа (Там же. С. 243).

http://pravenc.ru/text/2459039.html

21-го февраля. Вторник. Погулял полчаса. Погода была холодная и ветреная, шел снег. Принял Беляева, Покровского, Щегловитова, полк. Доброжанского и Крейтона, нового командира л. – гв. 1-го Стрелкового полка. Завтракала Елена Петровна. Посидел наверху у Ольги и Алексея, которому лучше. Погулял с Татьяной. В 4 ч. принял Танеева, в 7 час. Стаховича и в 9.45 Протопопова. Обедали Аня и Петровский (деж.). 22-го февраля. Среда. Читал, укладывался и принял: Мамонтова, Кульчицкого и Добровольского. Миша завтракал. Простился со всем милым своим семейством и поехал с Алике к Знамению, а затем на станцию. В 2 часа уехал на ставку. День стоял солнечный, морозный. Читал, скучал и отдыхал; не выходил из-за кашля. 23-го февраля. Четверг. Проснулся в Смоленске в 9 1/2 час. Было холодно, ясно и ветрено. Читал все свободное время французскую книгу о завоевании Галлии Юлием Цезарем. Приехал в Могилев в 3 ч. Был встречен ген. Алексеевым и штабом. Провел час времени с ним. Пусто показалось в доме без Алексея. Обедал со всеми иностранцами и нашими. Вечером писал и пил общий чай. 24-го февраля. Пятница. В 10 1/2 пошел к докладу, который окончился в 12 час. Перед завтраком  принес мне от имени бельгийского короля военный крест. Погода была неприятная – мятель. Погулял недолго в садике. Читал и писал. Вчера Ольга и Алексей заболели корью, а сегодня Татьяна последовала их примеру. 25-го февраля. Суббота. Встал поздно. Доклад продолжался полтора часа. В 2 1/4 заехал в монастырь и приложился к иконе божией матери. Сделал прогулку по шоссе на Оршу. В 6 ч. пошел ко всенощной. Весь вечер занимался. 26-го февраля. Воскресенье. В 10 час. пошел к обедне. Доклад кончился во-время. Завтракало много народа и все наличные иностранцы. Написал Алике и поехал по Бобруйскому шоссе к часовне, где погулял. Погода была ясная и морозная. После чая читал и принял сен. Трегубова до обеда. Вечером поиграл в домино. 27-го февраля. Понедельник. В Петрограде начались беспорядки несколько дней тому назад; к прискорбию, в них стали принимать участие и войска. Отвратительное чувство быть так далеко и получать отрывочные нехорошие известия! Был недолго у доклада. Днем сделал прогулку по шоссе на Оршу. Погода стояла солнечная. После обеда решил ехать в Царское Село, поскорее и в час ночи перебрался в поезд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отправился в город. В 11 час. началась церемония освящения памятника д. Низи посреди сквера у Михайловского манежа. В строю было 63 взвода. Погода была теплая. Памятник мне очень понравился. Ровно в 12 час. приехал в Аничков. Позавтракал у Мама и посидел с нею до 2 час. Поехал в академию художеств и осмотрел хорошую посмертную выставку картин Серова. Вернулся к 3 час. в Аничков. Аликс приехала с дочками. Все мы отправились в Мраморный дв. на крестины сына Иоанчика и Елены — Всеволода. Все было сделано с большою торжественностью. После фамильного чая простились и уехали в Царское Село. По приезде приняли с Татьяной деп. от ее Вознесенцев, поднесших ей образок. Читал до обеда. 13-го января. Понедельник. Утром хорошо погулял; погода была грустная, шел дождь. После доклада Григоровича принимал до завтрака. Около 3 час. в Большом дворце Алексею поднесли земства — деревню, сделанную кустарями, на длиннейшем столе. После этого погулял с Ольгой и Мари; у остальных насморк. Был свободен наконец, т. е. мог спокойно заниматься. 14-го января. Вторник. Ночью была сильная буря, много деревьев в парке повалило и вода в Петербурге очень поднялась. Погулял четверть часа после того, что принял Иоанна, Бенкендорфа и Покотило — атамана войска Донского. По случаю дня рождения Вильгельма был завтрак с германским посольством. Принял с Аликс шесть офицеров ее Александрийского полка. Погулял с О[льгой] и М[арией) и покатался в санках с Алексеем в парке. Т. Михень с племянницей Maunette пили чай. Принял Маклакова. Читал вечером. 15-го января. Среда. В 9 1/2 отправился с О[льгой], Т[атьяной] и М[арией] и Э[ллой] в город на освящение храма Феодоровской Божией Матери в память 300-летия нашего Дома. Служба началась в 10 час. — кончилась в час с 1/4. Храм производит отличное впечатление — он высок, светел и красив. Завтракали у Мама. Вернулись в Царское Село в 3 1/2 ч. Погулял. Купался с Алексеем в моей ванне. 16-го января. Четверг. Был занят с 10 ч. до часа с четвертью. Принял Делькассе. Завтракали: Ксения, Сандро, Ирина, Феликс и Багратион (деж.). Погулял с Мари; опять настала оттепель. После чая принял Мамантова. Читал до 8 час. Обедали: Элла и Багратион. Занимались разными головоломными puzzles из деревянных кусочков. 17-го января. Пятница.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

После Богородична часа певцы поют (обычно стихирным напевом) особые тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Вифлееме, уготовися...», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих: «Бог от юга приидет...», 1-й лик – тропарь, глас 3-й: «Ныне пророческое прорицание...». Чтец – стих: «Господи, услышах слух Твой...», 2-й лик – тот же тропарь. «Слава» – 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Сия глаголет Иосиф к Деве...», «И ныне» – 2-й лик – тот же тропарь. По исполнении тропарей диакон произносит: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4-й: «Господь рече ко Мне...»; стих: «Проси от Мене, и дам Ти языки...». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Михеина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (глава 5). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Ко Евреем послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Евр., зач. 303). Обычно после чтения Апостола иерей вполголоса произносит: «Мир ти», на что чтец также вполголоса отвечает: «И духови твоему». «Аллилуия» после Апостола не положено, но сразу диакон возглашает: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 2). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропари: «Стопы моя направи...» и «Да исполнятся уста моя...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово...». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны и благослови ны...». Чтец: «Аминь». Иерей: «Христе, Свете Истинный...» . Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды), и начинает 3-й час. Во время чтения псалмов 3-го часа (66-го, 86-го и 50-го) иерей с диаконом (по Уставу – диакон) совершают малое каждение храма: кадят окрест Евангелие, иконостас, предстоятеля и молящихся. По окончании 50-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написовашеся иногда...», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Богородице, Ты еси лоза истинная...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-05/

Редко приходится проводить утро этого дня в домашней обстановка. В 10 час. принял краткий доклад Барка, уезжающего во Францию с важным поручением. В 10.40 поехал с детьми к обедне. Завтракали одни. Хорошо погулял; погода была солнечная, снега насыпало много за эту неделю. В 4 ч. поехал с Анастасией в лазарет, зашел ко всем раненым офицерам, а под конец посидел у Ани. После чая принял Сазонова и читал и писал весь вечер. 7-го января. Среда. Читал до 11 ч. и затем принимал до часу. Завтракали Костя и Игорь. Обошел весь парк. Дядя Павел пил чай. Принял Пантелеева. В 7 1/2 поехал в Петроград и пообедал с Мама. Поговорили до 10 1/2; затем вернулся в Царское Село. По донесениям графа Воронцова видно, что преследование остатков разбитых турецких корпусов закончилось; они все прогнаны далеко за границу. Так окончилось знаменитое движение внутрь наших пределов армии под командою, мнящего себя Наполеоном, Энвер-паши! 8-го января. Четверг. Утром принял Воейкова, затем Мамантова и Саблера. Завтракали: Борис и Иоанн (деж.). Принял Игнатьева, кот. будет назначен управляющим министерством Народного Просвещения. Погулял и поехал в лазарет с Мари. Посетил Аню и несколько раненых нижегородцев. Вернулись домой в 5 1/2 ч. Принял после чая Маклакова. Обедал Иоанн. Занимался весь вечер. 9-го января. Пятница. Солнечный морозный день. В 11 час. в угловой гостиной состоялось заседание Совета министров. Встали в 12.45. Завтракал Сандро Лейхтенбергский. Хорошо и долго погулял. В 4 1/2 принял Боткина — отставного моряка. Андрей Владимирович пил чай. После обеда к нам зашел Григорий от Ани и остался к чаю. 10-го января. Суббота. Погулял четверть часа. Принял Сухомлинова и гр. Нирода. Завтракал и обедал Мордвинов (деж.). После дневной прогулки посетил с детьми большой придворный лазарет, в верхнем этаже кот. находятся раненые нижние чины. Сегодня их было 194 чел. Обошел всех и роздал довольно много медалей. Вернулся домой в 5.45. Читал до обеда. 11-го января. Воскресенье. В 10 час. принял гр. Игнатьева по случаю его назначения. Поехал с детьми к обедне. Завтракал и обедал Саблин (деж.). Погулял с ним и поехал в лазарет к Ане и офицерам.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

После обедни заезжал я к князю Ю. С. Хованскому, пообедав у него, в 3 часа 31-го августа был уже в Симбирске, где благословил в Спасской обители добрых чад наших о Господе, побывал у преосвященного Евгения и кое у кого из знакомых, и во 2-м часу ночи отправился на пароход, который и примчал меня в Казань, в 1-м часу вечера 1-го сентября. Не застав Владыки в городе, отправился в казанский женский монастырь приложиться к чудотворной иконе. И сладко там пла­калось мне, как давненько уже не плакалось. Монахини подступили ко мне с допросом откуда и кто я. Сказав что я странник-паломник, и испросив их молитв, вышел; потом, помолившись на могилке игуменьи Досифеи, знакомой мне по Твери, я приехал в архиерейский дом, побеседовал с кафедральным от. протоиреем В. П.; а в половине 9 часа отправился на дачу преосвященного Антония, который встретил наше убожество в сенях нижнего этажа и обнял с братскою любовью. Часов до 11-ти вечера незаметно мы провели в беседе и расстались. 2-го сентября за ранней я молился, между прочим, об упокоении души преосвященного Поликарпа, епископа Орловского, скончавшегося на 22-е августа, и преосвященного Феодотия, который праздновал бывало день своего ангела – в сей день. Потом осматривал дом владыки великолепный и обедал. После отдыха поехали мы с преосвященным в архиерейский, казанский дом, из коего, после чаю, ходили в собор ко всенощной; а там опять беседовали часов до 11-ти. Приятно мне было предложение владыки отслужить, и отслужил я, благодаря Бога, в соборе, где благоговейное служение очень понравилось мне и решило ввести такое же пение, чтение, тихое, умилительное в своей епархии. После обедни приложившись к мощам св. Гурия в соборе и Варсонофия в Спасском, отправились мы в Казанский женский монастырь, и, приложившись к чудотворной иконе Казанской Божией Матери, пили чай у м. игум. Каллисты и закусили; потом отправились в академию и в школу заведенную Вас. Тимоф. в коей учатся мальчики и девочки из татар очень хорошо. Отсюда возвратились на дачу владыки, который сделал для нас обед и пригласил к нему некоторых из служащих в академии и в семинарии. После обеда и отдыха погуляли мы и опять побеседовали сердцем к сердцу с добрым святителем и в парке его великолепном и в кабинете его, в который войдут едва ли не все наши комнаты...

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

По исполнении тропарей диакон произносит: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4-й: «И возгреме с Небесе Господь...»; стих: «Возлюблю Тя, Господи...». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 35). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Деяний святых апостол чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Деян., зач. 33). Обычно после чтения Апостола иерей вполголоса произносит: «Мир ти», на что чтец также вполголоса отвечает: «И духови твоему». «Аллилуия» после Апостола не положено, но сразу диакон возглашает: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 5). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропари: «Стопы моя направи...» и «Да исполнятся уста моя...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струях днесь Иорданских...». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны и благослови ны...». Чтец: «Аминь». Иерей: «Христе, Свете Истинный...» . Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды), и начинает 3-й час. Во время чтения псалмов 3-го часа (28-го, 41-го и 50-го) иерей с диаконом (по Типикону – диакон) совершают малое каждение храма: кадят окрест Евангелие, иконостас, предстоятеля и молящихся. По окончании 50-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Богородице, Ты еси лоза истинная...». Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Предтечи, и Крестителя, и пророка...», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих, глас 4-й: «Сего ради помянух Тя...», 1-й лик – тропарь, глас тот же: «Троица, Бог наш...». Чтец – стих: «Видеша Тя воды, Боже...», 2-й лик – тот же тропарь. 1-й лик – «Слава» – тропарь, глас 5-й: «Грядый с плотию...», 2-й лик – «И ныне» – тот же тропарь.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-18/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010