( Желтов, Правдолюбов. С. 487-491). В обряде accessus ad altare правильно разделены возгласы (слова Лк 1. 35b обращены к старшему священнику, а не к диакону), умовение рук еще не перенесено из комплекса священнодействий великого входа в начало литургии (см. Taft. Great Entrance. P. 165-177); в эпиклезе анафоры не указаны диаконские «Аминь» при благословении Даров и нет тропаря 3-го часа («Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа»); указаны особая формула на преломление Св. Хлеба («Въ прломлнии хлеба...»; ср.: Орлов М. И. Литургия св. Василия Великого. СПб., 1909. С. 279) и молитвы до и после Причащения («Въ множеств грховъ...», «Даждь ми, Господи...»; «Тло и кровь, Юже прияхъ...», «Буди мне, Господи, отдание грховъ...»), характерные для периферийных рукописей Евхология ( Taft R. Byzantine Communion Rites: II. Later Formulas and Rubrics in the Ritual of Clergy Communion//OCP. 2001. Vol. 67. P. 275-372); не описан обряд вливания теплоты (хотя возглас диакона «Благослови и освяти [Так! - Ред.], отче, чашю сию» и ответ священника «Исполнние Святаго Духа...» указаны; см.: ibid. P. 441-502); священник вопреки древней традиции причащаться из рук другого ( Taft R. Byzantine Communion Rites: I. The Early Ritual of Clergy Communion//OCP. 1999. Vol. 65. P. 307-345) причащает сам себя; благодарственная молитва предстоятеля помещена на своем месте (после Причащения народа). На листах 1а и 10 об. находятся миниатюры - изображения святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста (проведенное в 1992 г. во ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря исследование показало, что ни миниатюры, ни заставки рукописи вопреки встречающемуся в лит-ре мнению не поновлялись); еще одна миниатюра должна была находиться между листами 19-20 (перед формуляром литургии Преждеосвященных Даров), но этот лист был вырван, видимо, потому, что там был изображен не свт. Григорий Двоеслов (имя к-рого в качестве творца литургии Преждеосвященных Даров указывается в рукописях только с XVI в.), а др. святой (рукописи старше XVI в. иногда указывают в качестве автора этой литургии святителей Епифания Кипрского, или Василия Великого, или Германа К-польского).

http://pravenc.ru/text/Варлаама ...

Особое значение для К. имеет чтение Свящ. Писания. В 1980-1990 гг. по вечерам в течение часа он читал Библию и объяснял трудные места студентам духовной школы, преподавателям, братии лавры. К. советовал «всем православным больше читать Евангелие» ( Ганьжин С. Троице-Сергиева лавра: день сегодняшний//ЖМП. 2003. 3. С. 27). Он часто проповедовал во время богослужений в праздники и будние дни, после акафистов. Его проповеди были проникновенны и отличались большой насыщенностью текстами из Свящ. Писания. К., пока позволяло здоровье, любил служить панихиды на могилах иноков ТСЛ. Мн. студенты доверяли ему выбор своего жизненного пути: принятие монашества или вступление в брак. К. продолжает путь великих русских старцев. Его духовный опыт, кротость и смирение позволяют ему быть наставником многих епископов, священников, монахов и мирян. К нему обращаются за советом братия лавры, монашествующие, духовенство и миряне. К. отвечал на ежедневно приходившие в большом количестве письма. После закрытия Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. пустыни ее старцы многих благословляли обращаться к К. за советами и приходить к нему на исповедь. Он состоял в духовном общении со священноисп. Афанасием (Сахаровым) , с глинским старцем митр. Зиновием (Мажугой) , с глинским схиархим. Серафимом (Романцевым) , с патриархом Алексием II и др. К. участвовал в отпевании и погребении еп. Афанасия, а в 2000 г.- в открытии его мощей. В последние годы К. жил в келье в патриаршей резиденции в Переделкине. К нему за молитвой и духовным советом приезжали люди со всего мира. Он принимал всех, лишая себя отдыха, но неизменно служа Богу и людям. В 2003 г. К. перенес инсульт с последующими тяжелыми осложнениями. Скончался 20 фев. 2017 г. Похоронен в Троице-Сергиевой лавре. Награжден набедренником (1956), крестом с украшениями (1957), орденом вел. кн. Владимира 3-й степени (1971), патриаршей грамотой (1973), правом ношения 2-го креста с украшениями (1979), орденом прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1999), Патриаршим наперсным крестом (1999), а также грамотой «За вклад в духовное просвещение россиян» (1999); имеет награду «За вклад в духовное возрождение Отечества» (2005).

http://pravenc.ru/text/1840335.html

Препятствием к совершению Литургии Божественной может служить и вкушение пищи после двенадцатого часа ночи. Об этом свидетельствуют канонические правила: 50-е и 58-е – Карфагенского собора; 29-е Шестого Вселенского собора. Кроме воздержания в пище, священнослужитель обязан воздерживаться и в супружеской жизни несколько дней перед Литургией и после, как об этом свидетельствуют правила Карфагенского собора (3-е, 4-е, 34-е, 81-е). Немалым препятствием к совершению Литургии может служить и внешний вид пастыря или диакона, то есть его телесная нечистота и неопрятный вид. По мысли св. Амвросия Медиоланского , внешний вид священнослужителя отражает внутреннее состояние его души. При совершении величайшего Таинства, одежды служащего священника или диакона должны быть чистыми и нерваными, иначе он может уничижать Христа Бога, Который пребывает в пречистых Тайнах. Лицо и руки должны быть вымыты, волосы причёсаны, ногти обрезаны, усы подстрижены, чтобы во время причащения Святых Тайн не оставалось на них ни одной капли Божественной Крови, зубы вычищены, уста вымыты ещё с вечера. Кроме всего вышесказанного, от священнослужителя требуется и то, чтобы он настроил свою душу к благоговейному совершению Божественной Литургии посредством церковных служб, т. е. со вниманием выслушал вечерню, утреню и часы. Затем, необходимо служащему священнику и диакону вычитать вечернее правило, состоящее из определённых Церковью на каждый день канонов. Так, в воскресенье вечером следует читать каноны: Иисусу Сладчайшему, Божией Матери (начало 1-го тропаря: «Многими содержимь напастьми»), Ангелу Хранителю (а кто имеет усердие, то и Архангелам); вечером в понедельник: Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, св. Иоанну Предтече и Ангелу Хранителю; во вторник вечером: Иисусу Сладчайшему, Богородице Одигитрии и Ангелу Хранителю; в среду вечером: Иисусу Сладчайшему, Богородице, Ангелу Хранителю, св. Апостолам и св. Николаю (по желанию можно читать и акафист св. Николаю); в четверг вечером: Животворящему Кресту, Богородице и Ангелу Хранителю; в пятницу вечером: Иисусу Сладчайшему, Божией Матери с акафистом и всем святым; и в субботу вечером: Иисусу Сладчайшему, Богородице и Ангелу Хранителю 5 . Кроме указанных канонов, священнослужители обязаны прочитывать ещё молитвы вечерние и утренние, а также и молитвы ко святому Причащению. Всё правило должно вычитываться перед каждой литургией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/b...

В 1828 году сделан был выговор архангельскому епископу Аарону. По доносу священника Михаила Каллиникова, епископ архангельский Аарон, будучи приглашен пастором и торгующим при тамошнем порте английским обществом на закладку их церкви, прибыл 11-го июня 1828 года, в 2 часа пополудни, в дом пастора, куда собрались и все знатные по билетам. Отсюда началась церемониальная процессия: старшина, английский купец Меккензи, нес на подушке серебряную бляху с надписью, означающею время основания церкви; за ним шел в мантильоне английский пастор, после него пастор лютеранский в обыкновенной одежде, за ними преосвященный Аарон в рясе, далее званые чиновники и граждане, как из немцев, так и из русских. На месте церковной закладки уже находились архимандриты: крестный Неофит и архангельский Анастасий, соборные: протоиерей Иоанн Невдачин, священники Федор Черноруцкий и Марк Колчин, протодиакон Василий Едовин, диакон Иоанн Попов и архиерейские певчие. По прибытии на место, преосвященный и все поименованные духовные облачились. На восточной стороне, где быть престолу, поставлен был стол, на нем чаша с водою, Евангелие и крест напрестольные. Во-первых, пели водоосвящение, положенное в 1-й день августа, и преосвященный освятил воду; потом отслужен был молебен великомученику Георгию, как видно, в честь великобританского короля Георга IV. За сим преосвященный читал молитву на основание храма, по прочтении которой протопоп Невдачин со священником Колчиным водрузили крест на восточной стороне церкви, с пением «Спаси, Господи, люди твоя», а певчие пели концерт «Господи, кто обитает в жилище Твоем». Преосвященный окропил фундамент и положил основные камни, пастор – бляху, чиновники и граждане – также камни. В заключение, возглашено многолетие Государю Императору и всему Августейшему Дому и созидающим храм сей; музыка играла любимую английскую песню: «Боже, спаси короля»; в это время архимандриты кропили фундамент. Стечение народа было большое и хотя почти все стояли с открытыми головами, но никто не молился.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 8-й: «Иоанне Крестителю...». По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...» (единожды). Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...», и отпуст (произносится на амвоне при затворенных царских вратах). 1-й час к утрене не присоединяется. Отдельно от утрени (по Уставу, «в начале 2-го часа», т. е., по нашему счету времени, около 8 часов утра) совершается последование часов навечерия (царских часов – 1-го, 3-го, 6-го и 9-го) с присоединением к ним чина изобразительных . Царские часы совершаются при открытых царских вратах. Священник в епитрахили, фелони и, по традиции, в поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата к поставленному посреди церкви прямо против царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны. Иерей, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас 1-го часа: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш...» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды) и псалмы 1-го часа (5-й, 22-й и 26-й). С началом чтения псалмов иерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение окрест Евангелия, затем кадит алтарь, иконостас, народ и весь храм. По окончании 26-го псалма чтец произносит: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Что Тя наречем, о Благодатная?..». После Богородична часа певцы поют (обычно стихирным напевом) особые тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Днесь вод освящается естество...», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих, глас тот же: «Сего ради помянух Тя...», 1-й лик – тропарь, глас тот же: «Яко Человек на реку пришел еси...». Чтец – стих: «Видеша Тя воды, Боже...», 2-й лик – тот же тропарь. 1-й лик – «Слава» – тропарь, глас тот же: «Ко гласу вопиющаго...», 2-й лик – «И ныне» – тот же тропарь.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-18/

По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написовашеся иногда...» (единожды). Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...», и отпуст (произносится на амвоне при затворенных царских вратах). 1-й час к утрене не присоединяется. Отдельно от утрени (по Уставу, «в начале втораго часа», т. е., по нашему счету времени, около 8 часов утра) совершается последование часов навечерия (царских часов – 1-го, 3-го, 6-го и 9-го) с присоединением к ним чина изобразительных. Царские часы совершаются при открытых царских вратах. Священник в епитрахили, фелони и, по традиции, в поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата к поставленному посреди церкви прямо против царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны. Иерей, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас 1-го часа: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды) и псалмы 1-го часа (5-й, 44-й и 45-й). С началом чтения псалмов иерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение окрест Евангелия, затем кадит алтарь, иконостас, весь храм и народ. По окончании 45-го псалма чтец произносит: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написовашеся иногда…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Что Тя наречем, о Благодатная?..». После Богородична часа певцы поют (обычно стихирным напевом) особые тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Вифлееме, уготовися…», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих: «Бог от юга приидет…», 1-й лик – тропарь, глас 3-й: «Ныне пророческое прорицание…». Чтец – стих: «Господи, услышах слух Твой…», 2-й лик – тот же тропарь. «Слава» – 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Сия глаголет Иосиф к Деве…», «И ныне» – 2-й лик – тот же тропарь.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-06/

В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в В. ч. более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа «Страшно впасть в руки Бога Живого» и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних арм. памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в арм. переводе Лекционария) представляла собой вечерню с литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа «Долготерпение Господа непревзойденно», а после «Свете тихий» следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в В. ч. читалось без аллилуиария ); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина литургии ап. Иакова): «Глас пророческий, в притчах слышанный»; тропарь на перенесение Даров: «Агнец Божий» (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа «Сегодня Иисус учение» или 2-го гласа «Вечери Твоея»). В конце литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по нек-рым ркп. ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа «Благословим Отца» или 2-го гласа «Во всем достоин Ты хваления»). Все чтения В. ч. так или иначе связаны с Тайной вечерей ( Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://pravenc.ru/text/150115.html

В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в Великий Четверг более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа " Страшно впасть в руки Бога Живого " и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних армянских памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в армянском переводе Лекционария) представляла собой вечерню с Литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа " Долготерпение Господа непревзойденно " , а после " Свете тихий " следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в Великий Четверг читалось без аллилуиария); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина Литургии ап. Иакова): " Глас пророческий, в притчах слышанный " ; тропарь на перенесение Даров: " Агнец Божий " (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа " Сегодня Иисус учение " или 2-го гласа " Вечери Твоея " ). В конце Литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по некоторым рукописям ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа " Благословим Отца " или 2-го гласа " Во всем достоин Ты хваления " ). Все чтения в Великого Четверга так или иначе связаны с Тайной вечерей (Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Окончив утренние бумаги, в 10.20 поехал в Петербург. Крещенский выход был по-прежнему, но только без дам. На Неве было совсем не холодно, несмотря на 7° мороза. Сел завтракать с небольшим количеством семьи в час с половиною. Переодевшись, пошел в Эрмитаж и осмотрел вновь отлично устроенную галерею фарфора и серебра, а также некоторые залы, очищенные от копоти прежнего отопления. Оттуда заехал к т. Михень и затем к Мама. Вернулся в Ц. С. к 7 час. Читал до обеда, а вечером вслух. 7-го января. Понедельник. Встал поздно, но успел погулять. После доклада Григоровича принял двух губернаторов и ген. Добронравова. К завтраку приехала Минни. Погулял с дочерьми. В 4 1/4 была офицерская елка. На помощь дочерям приехала Ольга Александровна, кот. потом пила с нами чай. От 6 ч. до 7 1/2 принимал первый доклад Маклакова. Дай Бог ему в добрый час! Обедал Граббе (деж.). Вечером читал. 8-го января. Вторник. В 10 час. принял Николашу. Потом погулял. Завтракал дядя Павел. Сделал прогулку с тремя старшими. В 4 ч. принял Бартенева — составителя монографии Кремля. От 6 до 7 1/2 Сазонова. Обедал Петровский (деж.). Вечером долго занимался и писал Вильгельму. 9-го января. Среда. Утром читал, а с 11 час. до часа принимал военных и штатских. Гулял со всеми дочерьми; они съезжали с большого Каприза на санках. День был хороший, солнечный. В 4 часа у меня был Горемыкин. После чая принял Щегловитова. Занимался до и после обеда. 10-го января. Четверг. После утренних бумаг погулял 1/4 часа. Между докладами принял епископа Костромского и депутацию от Ипатьевского монастыря. Завтракал Веселкин (деж.). Принял депутацию из Монголии, поднесшую подарки и лошадей-иноходцев. Погулял немного с дочками. День стоял чудный, светлый. В 4 ч. у меня был сен. Маркевич по Человеколюбивому обществу. Читал много; вечером вслух. 11-го января. Пятница. Такой же солнечный день при 10° мороза. Завтракали: Костя (деж.) и Ренненкампф. Съезжал с дочерьми с горы на катке. В 4 часа принял Лангофа. После чая занимался до 7 ч. и поехал к кирасирам на товарищеский обед. Послушали песенников 4го эскадрона, затем был интересный кинематограф. Вернулся к 12 час. домой. 12-го января. Суббота.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Кепри-Кей занят. Фельдъегерь опять опоздал; получил письма и бумаги только перед обедом. После прогулки принял Наумова и в 6 час. Тренева, оба прибыли из Киева. Вечером принял нач. Ген. Штаба Беляева. Читал до 11 ч. 8-го января. Пятница. Оттепель продолжалась. Спал долго. После завтрака читал. Погулял. Написал Аликс и в 4 часа поехал в театр, где для мальчиков был устроен кинематограф здешних учебных заведений Вернулся в 5 1/2 час. Вечером играл в кости. следует читать: “… для мальчиков здешних учебных заведений был устроен кинематограф”. 9-го января. Суббота. Оттепель и слякоть. До доклада мне представились два офицера и 16 казаков от кубанских дивизий, кот. прикомандировываются к Конвою. После завтрака читал, погулял и написал письмо. В 6 1/4 поехал ко всенощной. Вечером была игра в домино. 10-го января. Воскресенье. Совершенно весенний день, снег быстро сходит. В 10 час. к обедне и затем к докладу. Гулял в саду после завтрака, но долго в нем вертеться не могу. Много читал и писал — окончил все к 5 час. После чая принял Мамантова с докладом, а в 7 час. генерала Callwell — ген. квартирмейстера — англ. Глав. Штаба, приехавшего по оперативным вопросам. Появился так же и адм. Phillimore. Вечером — кости. 11-го января. Понедельник. Солнечный день. Доклад был недлинный, но разговор с Алексеевым длился долго. После завтрака — Phillimore. Погулял. В 4 часа в театре было повторение кинемат. для второй очереди воспитанников. Программа хорошая. После чая дочитывал бумаги, кот. пришли с запозданием. Вечером поиграл в кости. 12-го января. Вторник. Оттепель с мокрым снегом. Доклад был недлинный; успел выйти в сад на четверть часа. После завтрака простился с ген. Callwell, уезжающим в Англию. Принял митр. Питирима. Погулял, читал и писал. Вечером — кости. Так провел именины Татьяны. 13-го января. Среда. Слякоть и темнота. После доклада зашел к Федорову, кот. нездоров. После завтрака писал, погулял и почитал бумаги. Обедало много важных людей — три начальника снабжении, кн. Урусов уполномоч. по беженцам и санитарной части Юго-Зап. фронта и Челноков — Мое. город. голова. Вечером зашел к Воейкову, кот. тоже нездоров. Вечером играл в домино. 14-го января. Четверг.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010