После обедни заезжал я к князю Ю. С. Хованскому, пообедав у него, в 3 часа 31-го августа был уже в Симбирске, где благословил в Спасской обители добрых чад наших о Господе, побывал у преосвященного Евгения и кое у кого из знакомых, и во 2-м часу ночи отправился на пароход, который и примчал меня в Казань, в 1-м часу вечера 1-го сентября. Не застав Владыки в городе, отправился в казанский женский монастырь приложиться к чудотворной иконе. И сладко там пла­калось мне, как давненько уже не плакалось. Монахини подступили ко мне с допросом откуда и кто я. Сказав что я странник-паломник, и испросив их молитв, вышел; потом, помолившись на могилке игуменьи Досифеи, знакомой мне по Твери, я приехал в архиерейский дом, побеседовал с кафедральным от. протоиреем В. П.; а в половине 9 часа отправился на дачу преосвященного Антония, который встретил наше убожество в сенях нижнего этажа и обнял с братскою любовью. Часов до 11-ти вечера незаметно мы провели в беседе и расстались. 2-го сентября за ранней я молился, между прочим, об упокоении души преосвященного Поликарпа, епископа Орловского, скончавшегося на 22-е августа, и преосвященного Феодотия, который праздновал бывало день своего ангела – в сей день. Потом осматривал дом владыки великолепный и обедал. После отдыха поехали мы с преосвященным в архиерейский, казанский дом, из коего, после чаю, ходили в собор ко всенощной; а там опять беседовали часов до 11-ти. Приятно мне было предложение владыки отслужить, и отслужил я, благодаря Бога, в соборе, где благоговейное служение очень понравилось мне и решило ввести такое же пение, чтение, тихое, умилительное в своей епархии. После обедни приложившись к мощам св. Гурия в соборе и Варсонофия в Спасском, отправились мы в Казанский женский монастырь, и, приложившись к чудотворной иконе Казанской Божией Матери, пили чай у м. игум. Каллисты и закусили; потом отправились в академию и в школу заведенную Вас. Тимоф. в коей учатся мальчики и девочки из татар очень хорошо. Отсюда возвратились на дачу владыки, который сделал для нас обед и пригласил к нему некоторых из служащих в академии и в семинарии. После обеда и отдыха погуляли мы и опять побеседовали сердцем к сердцу с добрым святителем и в парке его великолепном и в кабинете его, в который войдут едва ли не все наши комнаты...

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

И наш современный устав, и, в особенности, древние памятники вполне ясно отличают «тропари царских часов со чтениями» 304 от самого последования часов. При этом тропари и чтения в древнейших памятниках не всегда распределяются между отдельными часами, а часто сосредоточиваются на службе одного какого-либо часа, напр. третьего, составляя как бы особое последование. Такой именно чин царских часов излагается в Евергетидском Типиконе XII в. По этому Типикону, в навечерие Рождества Христова 1-й час, как и всегда, соединяется с утреней и совершается без тропарей. Все тропари вместе с чтениями положены на 3-м часе, после обычного богородична, и подразделяются на четыре части, из которых каждая сохраняет вместе с тем наименование соответствующего часа. Состав обычный; допущена, правда, незначительная перестановка в ряду тропарей и, кроме того, во второй части, соответствующей 3-му часу, положено чтение из послания к Евреям: «Братие, имуще дерзновение» (10:19). Тропари поются по дважды со стихами, а третий тропарь каждой части поется еще и третий раз – на «Слава и ныне», для чего оба хора сходятся вместе на средине храма. После этого произносится малая ектения, и следуют чтения. При чтении пророчеств, по Уставу, полагается сидеть, а при чтении апостола – стоять. По прочтении евангелия, поются три следующих тропаря, и произносится ектения, затем идут чтения, – и так далее. После четвертого евангелия, которым заканчивается последование 12-ти тропарей, произносится ектения, «в которой, по обычаю, вспоминаем, – как говорит Типикон, – только игумена с братией, и прежде отшедших отец наших». За возгласом «Яко милостив и человеколюбец Бог еси» сряду читается: «Господь Бог благословен», Трисвятое – Отче наш, Господи помилуй 45 и обычная молитва «Иже на всякое время». Потом – три поклона, молитва 3-го часа, – и непосредственно следует 6-й час. Девятый час совершается особо, «в свое время»; «а междочасия поем в келиях наших», – замечает Устав. Это обычный порядок. – В воскресные дни и по субботам часы, по Евергетидскому Уставу, не поются в общем собрании. Однако пение тропарей не отменяется и не переносится на другой день; а все тропари часов распределяются между вечерней и утреней, – распределяются так: тропарь «Слыши небо» поется на «Господи воззвах», вместо повторения третьей стихиры; тропарь «Приидите, христоноснии людие» заменяет стихиру на «Слава и ныне»; пять тропарей с положенными для них стихами поются вместо стихир «на стиховне»; остальные четыре тропаря исполняются на утрене, в качестве хвалитных стихир; тропарь «Удивляшеся Ирод» совсем не поется на рождественской службе и переносится на день памяти святых младенцев, 29 декабря. Что же касается чтений, то некоторые из них тоже перемещались на другие службы. В частности, все паремии читались на вечерне; из евангелий одно читалось на утрене, другое на вечерне, третье на литургии 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

По исполнении тропарей диакон произносит: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4-й: «Господь рече ко Мне…»; стих: «Проси от Мене, и дам Ти языки…». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Михеина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (глава 5). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Ко Евреем послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Евр., зач. 303). Обычно после чтения Апостола иерей вполголоса произносит: «Мир ти», на что чтец также вполголоса отвечает: «И духови твоему». «Аллилуия» после Апостола не положено, но сразу диакон возглашает: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 2). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропари: «Стопы моя направи…» и «Да исполнятся уста моя…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны и благослови ны…». Чтец: «Аминь». Иерей: «Христе, Свете Истинный…» . Чтец : «Приидите, поклонимся…» (трижды), и начинает 3-й час. Во время чтения псалмов 3-го часа (66-го, 86-го и 50-го) иерей с диаконом (по Уставу – диакон) совершают малое каждение храма: кадят окрест Евангелие, иконостас, предстоятеля и молящихся. По окончании 50-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написовашеся иногда…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Богородице, Ты еси лоза истинная…». Певцы поют тропари со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 6-й: «Сей Бог наш…», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих: «Бог от юга приидет…», 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Прежде Рождества Твоего…». Чтец – стих: «Господи, услышах слух Твой…», 2-й лик – тот же тропарь. «Слава» – 1-й лик – тропарь, глас 3-й: «Иосифе, рцы нам…», «И ныне» – 2-й лик – тот же тропарь.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-06/

По исполнении тропарей диакон произносит: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4-й: «И возгреме с Небесе Господь...»; стих: «Возлюблю Тя, Господи...». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 35). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Деяний святых апостол чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Деян., зач. 33). Обычно после чтения Апостола иерей вполголоса произносит: «Мир ти», на что чтец также вполголоса отвечает: «И духови твоему». «Аллилуия» после Апостола не положено, но сразу диакон возглашает: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 5). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропари: «Стопы моя направи...» и «Да исполнятся уста моя...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струях днесь Иорданских...». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны и благослови ны...». Чтец: «Аминь». Иерей: «Христе, Свете Истинный...» . Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды), и начинает 3-й час. Во время чтения псалмов 3-го часа (28-го, 41-го и 50-го) иерей с диаконом (по Типикону – диакон) совершают малое каждение храма: кадят окрест Евангелие, иконостас, предстоятеля и молящихся. По окончании 50-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Богородице, Ты еси лоза истинная...». Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Предтечи, и Крестителя, и пророка...», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих, глас 4-й: «Сего ради помянух Тя...», 1-й лик – тропарь, глас тот же: «Троица, Бог наш...». Чтец – стих: «Видеша Тя воды, Боже...», 2-й лик – тот же тропарь. 1-й лик – «Слава» – тропарь, глас 5-й: «Грядый с плотию...», 2-й лик – «И ныне» – тот же тропарь.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-18/

По 3-й песни и малой ектении – седален Триоди (апостолов), глас 8-й: «Светила богозрачная...», «Слава» – ин седален Триоди (апостолов), глас тот же: «Апостольская двоенадесятице...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Непостижимаго Бога...». И читается вторая половина Жития прп. Марии Египетской. По 6-й песни и малой ектении – кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе моя, душе моя...», и икос, глас тот же: «Христово врачевство...». После синаксария – блаженны Триоди (Великого канона), глас 6-й . На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни и малой ектении – светилен гласа (в данном случае – 4-го; см. в приложении Триоди). После 1-го исполнения светильна – окончание: «...молитвами, Господи, апостол Твоих и святителя Николая, и спаси мя». «Слава» – тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», «И ныне» – опять тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». («Достойно есть» обычно не поется.) «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...», «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Приими гласы раб Твоих...». «Благо есть» (дважды) . Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь». Тропарь Часослова: «В храме стояще...». «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...». Иерей (перед царскими вратами): «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с тремя поклонами. Чтец: «Аминь», и тотчас без отпуста утрени читается 1-й час . 1-й час читается без кафизмы. Тропарь 1-го часа: «Заутра услыши...» со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Стихи часа: «Стопы моя направи...» и «Да исполнятся уста моя...» – читаются . По Трисвятом – кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя...». В конце – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Непосредственно после поклонов священник произносит молитву: «Христе, Свете Истинный...». По традиции, поется «Взбранной Воеводе...». Отпуст великий и многолетны.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-18/

По 3-й песни и малой ектении – седален Триоди, глас 3-й: «Теплотою веры…» (см. по 2-м стихословии на утрене вторника 5-й седмицы), «Слава» – ин седален Триоди, глас 2-й: «Препрославленная благодать…» (см. по 3-м стихословии на утрене вторника 5-й седмицы), «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Необоримую молитву…» (см. по 3-м стихословии на утрене вторника 5-й седмицы) . И читается вторая половина Жития прп. Марии Египетской. По 6-й песни и малой ектении – кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе моя, душе моя…», и икос, глас тот же: «Христово врачевство…». После синаксария – блаженны Триоди (Великого канона), глас 6-й . На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни и малой ектении – светилен гласа (в данном случае – 8-го; см. в приложении Триоди). После 1-го исполнения светильна – окончание: «…молитвами, Господи, Предтечи Твоего, и спаси мя». «Слава» – тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», «И ныне» – опять тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». («Достойно есть» обычно не поется.) «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…», «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне Триоди, глас 7-й (см. на утрене вторника 5-й седмицы; с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Поем Тя, Пречистая Богородице…». «Благо есть» (дважды) . Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь». Тропарь Часослова: «В храме стояще…». «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Иерей (перед царскими вратами): «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с тремя поклонами. Чтец: «Аминь», и тотчас без отпуста утрени читается 1-й час . 1-й час читается без кафизмы. Тропарь 1-го часа: «Заутра услыши…» со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Стихи часа: «Стопы моя направи...» и «Да исполнятся уста моя...» – читаются . По Трисвятом – кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя…». В конце – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Непосредственно после поклонов священник произносит молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воеводе…». Отпуст великий и многолетны.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-05/

Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Примечание. «Вестно буди: Аще случится навечерие Христова Рождества в субботу или Неделю, пост не бывает...» (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»). Это предписание Устава означает, что в Рождественский сочельник, совпавший с субботой или воскресеньем, по совершении Литургии (до вечерни) разрешается немного подкрепиться пищей без масла: «По отпущении же [Литургии свт. Иоанна Златоуста, – Сост.] снедаем по уломку хлеба, и от вина вкушаем мало, и отходим в келлии своя. При часе же 7-м дне начинаем вечерню» (Там же; ср.: Типикон, 6 января, 2-е «зри»). По установившейся церковной практике, сразу по окончании Литургии совершается 9-й час и великая вечерня праздника Рождества Христова. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 7-м дне», т. е. по-нашему – в 1-м часу дня (см. Типикон, 25 декабря) . Таким образом, по мысли Типикона, великая вечерня совершается отдельно для того, чтобы обеспечить ей более торжественное служение. Бывает звон в великий кампан и во вся тяжкая (ср.: Типикон, 25 декабря). По совершении 9-го часа иерей произносит начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш...». Чтец или хор: «Аминь». Чтец : «Приидите, поклонимся...» (трижды). Примечание. Если 9-й час перед вечерней не совершался, то в начале вечерни должно быть прочитано обычное начало. Иерей: «Благословен Бог наш...». Чтец или хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш...» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды). Псалом 103-й (читается). (Священник во время предначинательного псалма по обычаю читает светильничные молитвы перед царскими вратами.) Ектения великая. «Блажен муж» – кафизма вся . Примечание. После 1-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Твоя держава...»; после 2-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...»; после 3-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Ты еси Бог наш...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-06/

В понедельник к полунощнице «знаменает параекклесиарх к свету коснее вечерняго ради утешения» (Типикон, гл. 49). Это означает, что благовест отличается от обычного большим интервалом между ударами. Например – через молитву «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», как это принято было, например, в Троице-Сергиевой лавре. Следующее указание в Типиконе: «Ударяет кандиловозжигатель в било довольно, и собираемся в церковь». Этот звон совершается для того, чтобы собирались в церковь, а далее звоны обозначают тот час, который в настоящее время предстоит читать в храме. Перед началом 3-го часа: «Кандиловозжигатель же, взем благословение у настоятеля, изшед ударяет в кампан трижды». О 6-м часе: «Кандиловозжигатель же, сотворив обычный поклон предстоятелю, изшед ударяет в кампан шесть крат». На 9-м часе: «Кандиловозжигатель, взем благословение у настоятеля, ударяет в великое древо, и собравшиеся в церковь, благословившу иерею, поем 9-й час». И далее, так же как и в начале, после обычного начала: «Параекклесиарх же, изшед, ударяет в кампан 9 крат, и поем час 9-й, трипсалмный». Изобразительны совершаются сразу после 9-го часа и особенным звоном не обозначаются. С понедельника до четверга 1-й седмицы на повечериях совершается чтение Великого канона Андрея Критского . В эти дни к повечерию предписывается: «Входит свещевозжигатель и, сотворив поклон предстоятелю, изшед биет в било 12, и собираемся вси в церковь». В настоящее время совершается благовест в постный колокол. В среду и пятницу во весь период Великого поста служится литургия Преждеосвященных Даров. Перед вечерней совершают звон в двои (поскольку литургия служится в соединении с вечерней). «Параекклесиарх же, поклон сотворив настоятелю, и благословение взем, и шед звонити». И еще: «На блаженнах глаголем Предтечи… Господи, помилуй 40 и поклоны 3 великих, и в то время параекклесиарх знаменует в два кампана. И по триех поклонах великих глаголем: Приидите поклонимся: и поем вечерню». Здесь мы видим конкретное указание на момент совершения звонов (именно этот вопрос является наиболее часто задаваемым: «В какой момент звонят в двои перед литургией Преждеосвященных Даров?» Отвечаем: «Перед началом вечерни, согласно Типикону»).

http://zavet.ru/a/rss_1330172255.html

д.). Призыв защищать Церковь оружием лег в основу оправдательной идеологии B. j. во имя защиты христ. мира, отсюда ритуал освящения королевского меча во время коронации, а впосл. мечей графов и рыцарей (см.: Флори Ж. Идеология меча. СПб., 1999). В XII в. появилась новая концепция «священной войны», сложившаяся на основе августиновского понятия B. j. В 975 г. на Соборе в Ле-Пюи (Аквитания) было принято постановление, положившее начало движению «Божий мир» : Церковь под угрозой анафемы запрещала захватывать имущество церквей и слабых, нападать на клириков и на тех, кто не способен защитить себя, включая крестьян. В 1027 г. в постановлениях Собора в Тулузе (Юж. Франция) впервые проводится идея «Божьего перемирия», требовавшего воздерживаться от военных действий от 9-го часа субботы до 1-го часа понедельника. В XII в. подобные ограничения на боевые действия между христианами проводятся в канонах «вселенских» Соборов католич. Церкви. 12-м каноном Латеранского II Собора (1139) сроки «Божьего перемирия» устанавливаются от заката в среду до восхода в понедельник, от Адвента до воскресенья после Богоявления и от начала Великого поста до воскресенья после Пасхи. Делаются попытки ввести и дополнительные запреты (29-м каноном того же Собора запрещалось применение луков и арбалетов против христиан, 14-м каноном II Латеранского Собора и 20-м каноном III Латеранского Собора (1179) запрещались турниры). Вершиной средневек. теории B. j. считаются воззрения св. Фомы Аквинского , к-рый войной называл лишь войну против внешних врагов, поэтому ни гражданские войны, ни социальные конфликты, ни борьба с тиранией не могли иметь статус войны. Он сосредоточил свое внимание на справедливых основаниях войны, а не на способах ее ведения (jus ad bellum в противовес jus in bellum) и выделил 3 необходимых основания: решение законной власти, справедливая причина и справедливые намерения воинов (т. е. справедливая причина не должна прикрывать стремления к захвату) ( Thom. Aquin. Sum. Th. II. 2. q. 40.

http://pravenc.ru/text/77916.html

Ответим и на вопросы: что такое « день опресночный » и как « приготовить » Пасху? Сказано: «в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером (евр. в сумерки) Пасха Господня» ( Лев.23:5 ) – то есть 15-го месяца нисана (библейский день начинается с заходом солнца: «был вечер, и было утро: день один» – Быт.1:5 ). Праздник опресноков (праздновался с 4-го часа после восхода солнца 14-го нисана и праздновался 7–8 дней), тогда, в 33-м году от Р.Х., начинался утром в четверг после обряда поисков хамец (всего квасного в доме). Искали хамец с вечера 13-го на 14-е нисана, в сумерках зажегши свечу и прочитав специальную молитву на обнаружение хамец (квасного). Чтобы данная молитва была не напрасна, после того как из дома вымели и сожгли весь хамец, в один из углов дома клался кусочек дрожжевого хлеба. Все неподдельно радовались, найдя последний хамец, и выносили его из дома для сожжения, а с вечера начинали есть пасхального агнца «в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами» ( Исх.12:8 ). И именно от этого агнца праздник получил свое название. В четверг пополудни агнец должен был быть приведен в Храм и забит там, а кровь его должна была быть принесена в жертву Богу, и часть ее – принесена домой для помазания косяков дверей, но во дни Христа ограничивались жертвой в Храме. Само слово «пасха» (евр. пейсах) происходит от древнееврейского глагола пасах – то есть «прошел». Имеется в виду, что Ангел губитель, увидев помазанный кровью косяк двери, в этот дом не заходил. Сказано: «И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения» ( Исх.12:21–23 ). – Этот прообраз указывает нам на силу Крови Христовой и крестного знамения: Кровью Христа спасаемся от греха, смерти и дьявола, а крест – оружие на дьявола, данное нам, напоминает бесам о нашей причастности к Крови Сына Бога, и они в ужасе отскакивают от нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010