Ставка ВГК привлекла к Пражской наступательной операции (6–11 мая 1945 г.) значительные силы – 1-й (Маршал Советского Союза И.С. Конев), 2-й (Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский) и 4-й (генерал армии А.И. Ерёменко) Украинские фронты, в составе которых имелось 18 армий, три танковые и три воздушные армии, пять танковых, два механизированных и три кавалерийских корпуса – всего 153 стрелковые дивизии и 7 стрелковых бригад, 24,5 тыс. орудий и миномётов, более 2,1 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, свыше 4 тыс. боевых самолётов. Наступление 1-го Украинского фронта, на который возлагалась основная задача, началось 6 мая, на сутки раньше намеченного срока. Форсированным маршем на Прагу были брошены 4-я (командующий генерал-полковник Д.Д. Лелюшенко) и 3-я (генерал-полковник П.С. Рыбалко) гвардейские танковые армии. В период с 6 по 8 мая армии трёх фронтов прорвали вражескую оборону на всю оперативную глубину, преодолели Рудные горы, вышли на рубежи в 60-150 км севернее, восточнее и южнее Праги. В 20 часов 8 мая советское командование передало по радио обращение к немецким войскам с предложением прекратить сопротивление и сложить оружие, но враг, стремясь прорваться на запад и юго-запад, чтобы капитулировать перед американцами, ультиматум не принял. И советские войска перешли к преследованию противника. В течение ночи на 9 мая танковые армии 1-го Украинского фронта совершили 80-километровый марш. В 4 часа утра 10-й гвардейский танковый корпус 4-й гвардейской танковой армии первым вступил в Прагу. Вслед за ним к городу вышел 9-й механизированный корпус 3-й гвардейской танковой армии. Вскоре танкистов поддержали передовые части 13-й (генерал-полковник Н.П. Пухов) и 3-й гвардейской (генерал-полковник В.Н. Гордов) армий. К 10 часам 9 мая советские войска при активной поддержке населения полностью очистили столицу Чехословакии от оккупантов. К 18 часам в неё вошли также подвижные соединения 4-го Украинского фронта. После овладения Прагой – главным узлом дорог Чехословакии – пути отхода противника на запад и юго-запад были перерезаны. 10–11 мая советские войска вели преследование и ликвидацию противника. Только в плен было взято 858 тыс. немецких солдат и офицеров, из них 60 генералов. В ходе этих боевых действий воинами 25-го танкового корпуса была взята в плен большая группа изменников Родины во главе с бывшим генералом РККА Власовым, стремившаяся выйти в расположение американских войск.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/08/kto_i_...

Девятый час следует за шестым и начинается с чтения «Приидите, поклонимся...» (трижды), затем читаются псалмы: «Коль возлюбленна селения Твоя...» (83-й псалом); «Благоволил еси, Господи, землю Твою...» (84-й псалом) и «Приклони, Господи, ухо Твое...» (85-й псалом). По прочтении трех псалмов чтец на каждом часе произносит: Слава, и ныне... Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне... Затем он читает рядовую кафизму. По прочтении 1-го антифона (иначе, первой «Славы») кафизмы чтец произносит: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, а хор поет: И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Далее чтец произносит: И ныне... И читает второй антифон кафизмы. Затем повторяются краткие молитвословия в том же порядке, как и после первого антифона. По прочтении третьего антифона кафизмы чтец произносит: Слава, и ныне... Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). После стихословия кафизмы священник, став пред царскими вратами, произносит постовой тропарь часа. На третьем часе (глас 6-й): Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся. 1-й стих: Сердце чисто созижди во мне... 2-й стих: Не отвержи мене от Лицá Твоего... На шестом часе (глас 2-й): Иже в шестый день же и час на Кресте пригвождéй в раи дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. 1-й стих: Внуши, Боже, молитву мою... 2-й стих: Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. На девятом часе (глас 8-й): Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нáшея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. 1-й стих: Да приближится молитва моя... 2-й стих: Да внидет прошение мое пред Тя, Господи... Хор по произнесении священником тропаря поет его в первый раз. По произнесении священником 1-го стиха хор поет тропарь во второй раз и по произнесении 2-го стиха поет его в третий раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наиболее ярко наша церковная молитвенная жизнь проявляется в богослужении Богослужение. Понятно, что наиболее ярко наша церковная молитвенная жизнь проявляется в богослужении. Богослужение, как нам всем известно, состоит в девятикратной молитве ежесуточно. Часослов содержит девять служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы (1-й, 3-й, 6-й и 9-й) и Божественная литургия. Всего девять молитв. Девятикратная молитва по Часослову. В Псалтири у царя Давида говорится о семикратной молитве. Давид говорит, что молится семь раз в день. Пребывание в молитве – это значит девять служб в сутки. Это абсолютно нереально для прихода. Как я понимаю, и для большинства монастырей тоже. И в монастырях, наверное, все-таки не девять раз в сутки братия собирается на молитву. Приходская практика (так давно сложилось) – это двукратная молитва утром и вечером. Хотя я встречал интересную практику, когда часы совершаются независимо и в свое время: в 7 утра, в 9 утра, в полдень, в 3 после обеда. Это каких-то 15 минут. Приходит чтец, и совершается молитва часа. А мы, естественно, уже не представляем, как без 3-го и 6-го часа начинать литургию. Хотя, по идее, никаких третьих и шестых часов перед ней нет. Может быть, кто-нибудь из молодых священников по ревности попробует установить у себя на приходе хотя бы чтение часов. Вечерня, утреня, полунощница – это понятно, что посложнее. Патриарх Грузии Илия II рассказывал, я это точно знаю, как однажды он был в Каире, в Египте, и застал намаз. И он видел из своего гостиничного окна, как весь город останавливается, и все, кого где застало, поклоняются Всевышнему. Это его очень поразило и впечатлило. И он устроил семикратную молитву. Однажды его спросили, что ему (а он был тогда патриархом уже почти полвека) удалось сделать за период своего служения. И он сказал: «Если что и удалось сделать, если в моем служении и есть что-то ценное, то вот эта семикратная молитва». Не знаю, как это на практике реализуется, но это интересный момент. Получается молитвенный круг. В принципе, такое можно и у себя на приходе организовать.

http://pravoslavie.ru/145857.html

го числа мы находились на высоте 61°, имея опять пасмурную погоду, как и прежде, чередовавшуюся с дождем, равно как и в следующие дни. Блуждая таким образом в этом море, мы видели чрезвычайно больших рыб, называемых обыкновенно гиллен, голова и нос у которых заостренные. Далее мы видели еще и многих других рыб, между прочим так называемых подскоппен, с широкими головами, плававших вокруг нашего корабля: они вдесятеро больше дельфинов, столько же длинны, как шлюпки, и относительно более толсты, чем велики, и водятся только на Севере. После нескольких перемен ветра и погоды, в продолжение которых море было то тихо, то бурно, 16-го числа воздух прояснился настолько, что мы увидали землю около 7 часов утра: то были скалы или хребты, самые передовые северного берега, названные на карте Луфурт. Они довольно высоки и разделяются на несколько частей. (...) Когда мы подошли к ним довольно близко, я снял 1 остальную часть острова с другой внешней оконечностью, где я усмотрел еще небольшие скалы, которые, казалось, соединены были с тем же островом, удаленным теперь от нас на два или на три часа. (...) Мы двигались вперед затем довольно спокойно, вместе с несколькими кораблями, встретившимися нам случайно, и видели опять, как перед тем, особый род рыб, длиною в половину корабля, соразмерной толщины и с громадными головами. Между ними, конечно, были такие, которые созданы лишь воображением, как рассказывали нам это люди, видевшие якобы их мертвыми. В Балтийском море попадаются также какие-то птицы, похожие на наших уток или нырков, только поменьше и с острым клювом; пером эти птицы сверху черные, а сысподу белые. В эту ночь и следующий день, 17-го числа, был сильный туман и дождь. В 8 часов мы встретили корабль, отплывший из Гамбурга 30 июля в Архангельск. Туман все еще продолжался и мешал нам видеть землю, но вдруг небо прояснилось и перед нашими глазами предстала земля. Продвигаясь постоянно вперед, мы находились уже теперь на высоте 70° 36,» близ земли Лоппе и высокой каменистой скалы на юго-восток от нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1-й год Во 2-й год Высшее отделение Низшее отделение Катехизическое учение Св. Писание (истор. Книги) Риторика О богослужебных книгах Всеобщ ист. древняя Риторика и поэзия Алгебра и геометрия Всеобщая история Греческий язык Геометрия и пасхалия Латинский язык Греческий язык Латинский язык Среднее отделение Среднее отделение Св. Писание (учит. Книги) Св. Писание (пророки) Библейская история Герменевтика Логика Библейская история Русская гражд. история Естеств. ист. и сельское хоз. Физика и естеств. ист. Логика и психология Чтение греч. писателей Греческий язык Чтение лат. писателей Латинский Высшее отделение Высшее отделение Новый Завет Толкование Св. Писания Догматика Богословие нравственное Учение о вероисповеданиях О должностях пресвитеров Гомилетика Гомилетика Церковная история Основание церк. законов и канонического права Церк. древности и обряды Патристика История росс. церкви Чтение отцев греч. и лат. Чтение св. отц. греч. Медицина Медицина Сельское хозяйство В неделю всех уроков полагалось 16; в день – 3, по 2 часа каждый: до обеда два, от 8 часов до 12 и один после обеда, от 2 до 4-х. Уроки по языкам: еврейскому, финскому, (французскому и немецкому, для желающих, положены были по окончании ординарных уроков и не входили в расписание. В октябре 1844 г. семин. правление сделало представление митр. Антонию 202 о необходимости «сократить число классических часов», т. е. продолжение каждого урока. Ученики семинарии кроме изучения уроков, задаваемых наставниками, постоянно должны бывают заниматься упражнениями в сочинениях и сверх того почти по всем предметам писать лекции за недостатком учебников, почему и требуется для домашних занятий их весьма не мало времени». Также введенное около этого времени иконописание, иностранные языки в увеличенном числе уроков, отнимали достаточно времени. В виду этого и постановлено было ходатайствовать пред высшим начальством: «не сокращая числа классов, сократить число классических часов, назначив для каждого класса не 2, а 1 часа». До обеда предположено назначить вместо 2-х 3 урока: от 8 час. до 1 часу, и после обеда один – с 3-х час. до 5-го. Митрополит написал на представлении: «согласен». Св. Синод разрешил сделать, как представлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Впрочем, при столь пламенном желании разрешиться от уз плоти, преданный вполне в волю Господню, в руках Коего жребий наш и у Коего исчислены месяцы и дни жизни нашей, Архипастырь был готов и ещё нести тяжкое для него бремя сей временной жизни, если то Господу угодно и, потому никогда не отвергал медицинских пособий, но принимал все средства, предписываемые ему в болезни врачами с совершенною покорностью. «Вы делайте своё дело, – говорил он им, – и я готов и буду всё исполнять. Душа моя жаждет разрешения, и никто мне не воспретит сего: но я готов и жить ещё – из послушания, если то Господу Богу угодно». Сила духа его, подкрепляемая благодатною молитвою и причащением св. Таин, с 1-го Августа 1854 года ежедневным 520 , всё ещё торжествовала над немощью плоти, восстановляла его здоровье, и он снова старался по прежнему и делами заниматься неопустительно, и часто служить, и не оставлять своего обычного келейного правила. Как укрепляли и придавали ему жизни молитва и причащение св. Таин, это сам он высказывал приближённым с особенным чувством умиления. «Меня поддерживает теперь, – говорил он, – и в физических силах только молитва . Встанешь поутру и через силу движешься; но возьмешься за молитву, и оживёшь, станешь бодрее и сильнее. Прежде я вставал в четыре часа, потом в три, в два, а теперь встаю уже в час. Нет сна, но зато я имею занятие самое приятнейшее для меня, молитвенное правило моё, которое продолжается три часа. После чего утомившись, я отдохну несколько перед обеднею, а там обедня и причащение св. Таин. Эти часы так отрадны мне, что я не променяю их и ни на какое царство. И скуки нет для меня в бессонницу. Затем пойдут уже, тяжелые для меня, часы земных занятий и суеты». «Вот что поддерживает мой дух: это причащение Божественных Таин Тела и Крови Христовых. О, какое это дивное руководство к Богословию, к истинному уразумению истин веры и спасения! Можно о всем читать, доходить до познания истины размышлением: но это всё не то... Божественные Тайны очищают, освящают и просветляют душу; в них тайна спасения самым делом совершается и как бы воплощается 521 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Под 19-м, 21-м, 26-м, 29-м, и 31-м числами марта встречается ряд заметок о чтении лекций: «Была лекция минут сорок; во время чтения возбуждался несколько раз кашель, впрочем, несильный. Голос не совсем чист». «Был на лекции минут сорок; замечаю, что кашель или перхота с каждым разом становится менее». «Ныне лекция. Кашля более, чем прежде, впрочем, непродолжительного, в виде перхоты». «Была лекция. Прошла без отягощения». «Лекция; читал довольно легко, только на груди как будто тяжесть». 22 марта. Суббота. Погода очень тяжелая, и я чувствовал себя довольно разбитым, потому не решился давать лекцию сегодня. Пришло письмо от владыки, которое произвело довольно сильное впечатление, и я еще менее мог пускаться в чтение. 2 апреля. Среда. Вечером было заседание совета, продолжалось около 3 часов, бывали моменты, очень задевавшие. Я устал и опасался последствий напряжения. Принял микстуры, в 10 часов еще раз. Думал, что ночь будет без сна. Но, слава Богу, такое состояние продолжалось только до 12 часов, потом заснул и спал почти до 4 часов, так что и утрени не слыхал. Пробудился с свежей головой, впрочем, состояние возбуждения, кажется, еще не прошло. 20 апреля. Воскресенье. Бог привел совершить первую литургию после 25-го декабря. Устал, но не изнурился. 22 апреля. Вторник. Вечером прибыл пр. Макарий 878 . За полчаса отправился я для встречи его в покои его. Признаюсь, чувствовал большое стеснение в груди, особенно при всходе на лестницу. И во все время пребывания у него, несмотря на благосклонный и успокоительный прием, – был в ажитации». 23 апреля. Среда. Спал только до часа. На завтрак выпил стакан молока. Чувствую слабость. В 9 часов представление Академии Пр. Макарию; его посещение моих келлий. Все это время я не был покоен. 25 апреля. Пятница. Зашел ко мне преосвященный; эта внезапность меня довольно перетревожила. Впрочем, он меня успокоил, что идет все хорошо. 29 апреля. Вторник. Не спал ночь... Но голова не болит и не тяжела. Я как будто в возбужденном состоянии. Вечером было заседание правления – часа 2 1 / 2 . Казался посторонним бодр».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известие о чудесном явлении и воинской победе после него охватило всю Россию от казачьих станиц до столичных салонов и дворцовых покоев. Одни люди говорили, что божественного видения удостоились самые лучшие гвардейские кавалерийские части, другие утверждали, что это были казачьи сотни, третьи, что это были простые солдаты-обозники, отставшие от своего войска. Вот как сообщала об этом газета «Биржевые Ведомости» от 25 сентября 1914 года за 14395 в заметке под заглавием " Чудо " : «…После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: „Ваше благородие, идите“. Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось… После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой». Одновременно в журнале " Вестник военного и морского духовенства " за 21 было помещено полученное редакцией письмо священника Иоанна Стратоновича петербургского Лейб-Гвардии Кирасирского Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка, следующего содержания: " 1-го сентября сего года в 11 часов ночи обоз 2-го разряда Бригады Лейб-Гвардии Кирасир Его и Ея Императорских Величеств, находившийся близ города Мариамполя, внезапно был застигнут немцами: получено было донесение, что неприятель на автомобилях с пулеметами и пушками находится вблизи на шоссе. Не надеясь отразить врага своими силами, многие из воинов обратились с молением о помощи к Державной Заступнице, крепкой в бранех Помощнице. И что же? Матерь Божия услышала молитву их. Воины увидели на небе необыкновенно яркую звезду, из которой постепенно образовалось сияние из маленьких звезд, и чудный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, причем Божия Матерь рукою указывала на Запад. Кирасиры пригласили из квартиры офицера господина поручика Зернец. С живым благоговением все воины взирали на чудное явление, продолжавшееся около 1/2 часа, и призывали на помощь Матерь Божию. Когда видение исчезло, на месте явления воссияла та же яркая звезда. После этого общей радости не было предела: неприятеля уже не оказалось, и обоз благополучно совершал дальнейшее следование " .

http://pravoslavie.ru/73673.html

Для преподавания Их Высочествам общих и военных наук приглашены были лучшие научные силы того времени, план учения выполнялся в полной мере, молодые Великие Князья проявляли много усердия и способностей, что вполне обеспечило успех их занятий . Много внимания, в особенности летом, уделялось воинским упражнениям и изучению военной службы вообще. В «Журнале лагерных занятий кадет 1826 - 1850 гг.» веденном адъютантами 1 кадетского корпуса, уже в 1838 г. встречаем несколько записей, отмечающих посещения кадетского лагеря Великими Князьями Николаем и Михаилом Николаевичами, в сопровождении генерала Философова. Они приезжали в разное время дня, смотрели занятия кадет, знакомились не только с их бытом и порядками службы, но и непосредственно с самими кадетами, Их будущими сослуживцами и подчиненными. Мало того, несколько раз в течение лета, воспитанники «малого возраста» обыкновенно по два от всех военно-учебных заведений, приглашались то к обеду, то на вечер к Великим Князьям, с которыми играли, занимались гимнастическими упражнениями и катались в линейках по Большому Петергофскому и Английскому садам. В таких развлечениях иногда проходили целые дни. Их Высочества с большим удовольствием развлекались со своими сверстниками и лично приглашали к себе. В следующем 1839 году Великий Князь Николай Николаевич не только вместе с Августейшим Братом неоднократно посещает кадетский лагерь, но, по воле Государя, вступает в ряды кадет I кадетского корпуса. 23 июня Император Николай I с Царскою Семьею в 6 ¼ ч. веч. прибыл в лагерь, где производил учение кадетам, а после зари находился при «ужинном столе» воспитанников, причем Великие Князья Константин и Николай Николаевичи ужинали вместе с кадетами. 25 июня от 6 ч. в. происходила репетиция городовому петергофскому караулу 1-го кадетского корпуса на Дворцовой площадке в присутствии командующего лагерным кадетским отрядом генерал-майора барона Шлиппенбаха. Великие Князья Константин и Николай также находились на репетиции «во фронте», с правого фланга 3-го взвода, подле знаменных рядов, в средней шеренге. Репетиция окончилась в 9 ½ ч. в. и, значит, продолжалась 3 ½ часа, на что нельзя не обратить особого внимания, если вспомнить, что малолетнему Великому Князю Николаю Николаевичу в это время было только неполных 8 лет! На следующий день, в 11 ч. у., в Высочайшем присутствии, состоялся развод - и караул от I кадетского корпуса вступил на главную гауптвахту. Государь неоднократно хвалил караул и всех начальствующих лиц. Их Высочества занимали в строю те же места, что и накануне, на разводе, и затем стояли на часах, причем Великий Князь Николай Николаевич - часовым у фронта. При пароле Его Величество изволил пожаловать воспитанникам по рублю серебром, а главной гауптвахте, кроме того, по булке и чашке чаю, как значится в «Журнале лагерных занятий кадет» .

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/11/...

Подробные сведения о богослужебных особенностях В. ч. в IV-VII вв. сохранились только для древней (до XI в.) иерусалимской традиции. Эта традиция оказала значительное влияние на формирование порядка богослужений в Страстную седмицу как на Востоке, так и на Западе (благодаря многочисленным паломникам, посещавшим Иерусалим, в первую очередь для участия в страстных службах); тем не менее необходимо учитывать, что она была лишь одной из мн. местных традиций. В. ч. в Иерусалиме в IV-X вв. «Паломничество» Эгерии Согласно этому памятнику, описания к-рого исследователи датируют обычно кон. IV в., утреня (или 1-й час) и 3-й и 6-й часы совершались в В. ч. так же, как и в Великие понедельник, вторник, среду , в свое обычное время. Служба же 9-го часа (видимо, в памятнике этим словом названа вечерня ) совершалась в Мартириуме (главном храме) и начиналась часом раньше (т. е. ок. 14.00 по совр. счету времени) из-за следующей за ней Божественной литургии. Отпуст литургии был ок. 16.00 (по совр. счету времени), после отпуста епископ и молящиеся шли в небольшую часовню позади Креста, где произносились один гимн и одна молитва и 2-й раз совершалась литургия (Эгерия подчеркивает, что В. ч. был единственным днем года, когда Евхаристия совершалась в часовне позади Креста), за к-рой, по словам Эгерии, «все причащались». После Причащения все шли в главный храм, там произносились заключительные молитвы и благословения и служба завершалась. После службы каждый, как пишет Эгерия, «спешил возвратиться в дом свой, чтобы поесть» перед тем, как на Елеонской горе должно было начаться посвященное Страстям Христовым бдение, продолжавшееся всю ночь под Великую пятницу (SC. 21. P. 226-229). Армянские и грузинские переводы иерусалимского Лекционария отражают более позднюю практику. В арм. переводе, соответствующем богослужебной практике Иерусалима V в., для вечернего собрания в Мартириуме (т. е. того, к-рое, согласно Эгерии, начиналось ок. 14.00; арм. рукописи Лекционария указывают начинать службу уже ок. 13.00) приведены следующие чтения: Быт 22. 1-18, Ис 61. 1-6, Деян 1. 15-26, после них пели Пс 54, произносили гомилию и был отпуст оглашенных. После ухода оглашенных пелся Пс 22, читались Апостол (1 Кор 11. 23-32) и Евангелие (Мф 26. 17-30 (или 20)) и совершалась Евхаристия как в главном храме, так и в часовне позади Креста. После литургии все шли в храм на Сионе, где снова пелся Пс 22 и читался тот же Апостол, но др. Евангелие (Мк 14. 1-26). По завершении службы на Сионе начиналось бдение Великой пятницы ( Renoux. Lectionnaire arménien. Vol. 2. P. 264-269).

http://pravenc.ru/text/150115.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010