Сравнение суточного круга Бангорского Антифонария и связанных с ним памятников с чином св. Колумбана показывает, что оффиций претерпел определенную эволюцию. В Бангорском Антифонарии гораздо больше разных элементов в составе служб (библейских песней, коллект, гимнов, молитв и проч.). Имеется также служба, похожая на повечерие, что, вероятно, связано с галликанским или североитал. влиянием на традицию мон-рей св. Колумбана в течение VII в. В мон-ре Иона оффиций был более простым. Упоминаются вечерняя служба - «Vespertinales Dei laudes» ( Adomn. Vita Columb. 1. 37), ее же воскресный вариант - «Vespertinale dominicae noctis» (Ibid. 3. 23), служба в середине ночи - media nocte - после удара колокола (Ibidem). При этом наряду с псалмами пелись и гимны. Сообщается о некой «Книге недельных гимнов» св. Колумбы (ymnorum liber septimaniorum) (Ibid. 2. 9). В «Правиле св. Альбе» (Rule of Ailbe of Emly/Ed. J. O Neill//Ériu. 1907. Vol. 3. P. 92-115) названы только 4 службы: в середине ночи, утреня, 3-й и 9-й часы. Утром совершаются 100 коленопреклонений во время чтения Пс 118 (Beati) и всей Псалтири («три по пятьдесят»). В некоторых рукописях добавлены молитва, литания, чтение Евангелия и Устава, процессия ко кресту. Потом читаются 30 псалмов с «Deus in adjutorium» (Пс 69. 1) после каждого псалма. До 3-го часа монахи должны хранить молчание и совершать молитву келейно. При ударе колокола поется гимн «Hymnum dicat». До 9-го часа монахи трудятся. 9-й час состоит из псалмов, простирания ниц и пения Beati. На вечерне вновь совершаются 100 коленопреклонений. На полуночной службе читаются 12 псалмов. Из ирл. мон-ря в Шотландии происходит чин, известный как «Монашеский чин Кил-Рос» (Ordo monasticus de Kil-Ros//PL. 59. Col. 563-568). Его суточный круг включал 3 ночные вигилии по 20 псалмов, с земным поклоном после каждого псалма. Бдение продолжалось с полуночи до 3-го часа. Утром совершались matutinae laudes. Малые часы были простыми и вычитывались в поле во время работ или в часовне. Вечером было 2 собрания - вечерня и благословение аббата перед сном.

http://pravenc.ru/text/кельтский.html

В 6 ч. при закрытых царских дверях началось каждение алтаря. Предварительно ректор предложил присутствующим сесть (к сожалению, далеко не всем хватило сидений). После каждения алтаря открылась завеса и св. двери, пред которыми еще ранее занял место студент-послушник в монашеском одеянии с высокой свечой в руке, исполнявший обязанности параекклисиарха. В момент открытия св. дверей он возгласил: «Возстаните». В св. двери вышел с кадилом иеромонах (без диакона, в мантии и епитрахили). При гробовом молчании, нарушаемом лишь лязгом кадила, совершено было длившееся немало каждение всего храма с тремя нефами, причем совершители каждения описали шестичастную волнообразную линию (вдоль каждой стороны стен и колонн), конец которой привел их в притвор; когда они вышли из него по каждении, параекклисиарх возгласил: «Господи благослови». Кадящие пошли к св. дверям и, совершивши там положенное заключительное каждение главных икон, священник сделал начальный возглас. Исполнявший обязанности екклисиарха (свящ. В. Д. Прилуцкий) спел solo «Аминь, Приидите поклонимся…», и начало 103 пс. с припевом. Псалом пели по стихам на 2 хора с положенными припевами за каждым стихом Бахметевским напевом. Тотчас после возгласа царские двери были закрыты, и священник вышел и стал на правом конце солеи пред аналоем и иконою, где и стоял почти целую всенощную. Неспешное пение псалма с бесконечным, казалось, повторением каждого из трех припевов к нему, при не отвлекаемом ничем (даже каждением) внимании, открывало уму все новые и новые мысли в каждом стихе. На стихе 24 псалма («Вся премудростию сотворил еси») священник подошел к царским дверям для чтения светильничных молитв. На всех лицах сиял восторг. Окончен был псалом в 6 ч. 35 м. Блажен муж пелось тоже Бахметевским напевом с тройным аллилуиа после каждого стиха, и однако пение 1-й Славы, т. е. 1, 2 и 3-го псалмов, заняло только около 10 минут; это благодаря живому антифонному пению: второй хор начинал свой стих, когда первый еще оканчивал свой. Вторая и третья Славы 1-й кафизмы, т. е. псалмы 4–8, пелись на тропарный напев 1-го гласа (обычный), т. е. как поются на литургии изобразительные псалмы. В этом, кажется, была ошибка руководителя пения: следовало петь стихирным напевом, так как тропарный напев начинается на бдении только по Ныне отпущаеши и далее безраздельно господствует (в седальнах и ипакои) почти до канона. Зато в пение этих 5 псалмов введена была трогательная особенность: на основании древнего устава пения кафизм (см. выше, с. 633) каждый стих псалма делился в пении между двумя хорами, т. е. правый хор пел первую половину каждого стиха, а левый — вторую. Так как библейская поэзия основана на параллелизме членов, т. е. в каждом стихе псалма вторая половина его заключает параллельную мысль к первой, развивает и дополняет мысль первой, то эта манера пения прямо ошеломляла мысль неожиданными идеями и сопоставлениями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

привел их в притвор; когда они вышли из него по каждении, параекклисиарх возгласил: “Господи, благослови”. Кадящие пошли к св. дверям, и, совершивши там положенное заключительное каждение главных икон, священник сделал начальный возглас. Исполнявший обязанности экклисиарха (свящ. В. Д. Прилуцкий) спел solo “Аминь. Приидите, поклонимся...” и начало 103 псалма с припевом. Псалом пели по стихам на 2 хора с положенными припевами за каждым стихом Бахметевским напевом. Тотчас после возгласа царские двери были закрыты и священник вышел и стал на правом конце солеи пред аналоем и иконою, где и стоял почти целую всенощную. Неспешное пение псалма с бесконечным, казалось, повторением каждого из трех припевов к нему, при не отвлекаемом ничем (даже каждением) внимании открывало уму все новые и новые мысли в каждом стихе. На стихе 24 псалма («Вся премудростию сотворил еси») священник подошел к царским дверям для чтения светильничных молитв. На всех лицах сиял восторг. Окончен был псалом в 6 ч 35 м . «Блажен муж» пелось тоже Бахметевским напевом с тройным “аллилуиа” после каждого стиха, и однако пение первой “Славы”, т. e. 1, 2 и 3-го псалмов заняло только около 10 минут; это благодаря живому антифонному пению: второй хор начинал свой стих, когда первый еще оканчивая свой. Вторая и третья “Славы” первой кафизмы, т. е. псалмы 4–8 , пелись на тропарный напев 1-го гласа (обычный), т. е. как поются на литургии изобразительные псалмы. В этом, кажется, была ошибка руководителя пения: следовало петь стихирным напевом, так как тропарный напев начинается на бдении только по «Ныне отпущаеши» и далее безраздельно господствует (в седальнах и ипакои) почти до канона. Зато в пение этих пяти псалмов введена была трогательная особенность: на основании древнего устава пения кафизм каждый стих псалма делился в пении между двумя хорами, т. е. правый хор пел первую половину каждого стиха, а левый вторую. Так как библейская поэзия основана на параллелизме членов, т. е. в каждом стихе псалма вторая половина его заключает параллельную мысль к первой, развивает и дополняет мысль первой, то эта манера пения прямо ошеломляла мысль неожиданными идеями и сопоставлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

– Состав рассматриваемых часов также отличается немаловажными особенностями. Из обычных 12-ти тропарей-стихир здесь указано десять (нет «Страха ради» и «Законоположницы»), расположенных при этом в совершенно иной последовательности. Тропари с богородичнами, положенные по нынешнему чину после псалмов, в данном случае перенесены на конец службы; из них первые два – особые, а два другие – обычные. Кроме двух тропарей тритекти, помещающихся теперь на первом часе, рукописи назначают для каждого часа особый «седален» с богородичным. Чтения – обычные; но бывают иногда то короче, то длиннее нынешних. Псалмы со своими «отпелами», а также прокимны и стихи – особые; при чем псалмы совершенно переплетаются с тропарями в одно целое, составляя вместе как бы одно последование, одну «службу 12-ти тропарей», с чтениями. – В виду исключительных особенностей данного последования, можно предполагать, что это еще до-Софрониевская редакция часов великой пятницы, со временем подвергшаяся, конечно, более или менее значительным поправкам и дополнениям. В отношении антифонных псалмов и тропарей полное совпадение с вышеизложенным чином представляют часы в. пятницы, находящиеся в Триоди Ватиканской б-ки, 771 (XI в.); однако в других отношениях они, по-видимому, ближе стоят к святогробскому последованию 1122 года 352 . 10. Ектении Употребление ектений на часах в. пятницы в Орбельской и Хлудовской Триодях отмечается лишь дважды (в конце 3-го и 9-го часа) и как бы мимоходом. Гораздо отчетливее и полнее выражена эта песненная особенность в чине часов в. пятницы, изложенном в Ватиканском Типиконе 1877 (1292 г.) и друг. По Ватикан. 1877, тропари и чтения каждого часа сопровождаются тремя ектениями – великой, малой и просительной, занимающими определенные места. По исполнении трех псалмов, произносится великая ектения и поются три нынешних тропаря св. страстей; затем следует малая ектения, после которой, вместо «Заутра услыши», на 1-м часе исполняется тропарь «Господи, осудиша Тя иудее» (теперь на 3-м часе), со стихами, и богородичен «Благословенную нарекий Твою Матерь»; далее – прокимен и чтения, а после евангелия – ектения «Исполним молитву», «Стопы моя»; Трисвятое – Отче наш, Господи помилуй 12, возглас «Боже, ущедри ны» и три заключительных поклона.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Диакон: «Востаните! Господи, благослови!» (входит в алтарь и становится позади престола лицом к священнику). Священник: Стоя пред престолом и начертывая крест кадилом, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней…» Хор: «Аминь». Священник: «Приидите, поклонимся…» (3) и высочайшим гласом: «Приидите, поклонимся и припадем к Нему». (Стоя перед престолом и совершая каждение. Диакон говорит эти молитвословия вместе со священником). Хор: «Благослови, душе моя Господа…» (103-й пс.). Священник и диакон в это время продолжают каждение иконостаса и всего храма по обычаю. После окончания каждения диакон затворяет Ц.В. Чтец: После пения избранных стихов 103-го пс., продолжает чтение 103-го пс. до конца. Священник в это время перед Ц.В. читает светильничные молитвы. Чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (3). Диакон: «Миром Господу помолимся…» (выйдя северными дверьми на амвон и сделав поклон священнику; священник, ответив поклоном, уходит в алтарь южными дверями и становится на своем месте у престола. Диакон после окончания ектении, заходит в алтарь южной дверью). Священник: «Яко подобает Тебе…» (у престола). Хор: «Аминь». Хор: «Блажен муж…» (первый антифон 1-й кафизмы на 8-й глас). Хор: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (после каждого стиха). Хор: «Слава, и ныне». «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Слава Тебе, Боже (3)». Диакон: «Паки и паки…» Священник: «Яко Твоя Держава…» Хор: «Аминь». (Если вечерня под воскресенье, то вся 1-я кафизма. 2-й и 3-й антифоны на глас дня. После каждой «славы» ектения: «Паки и паки…» и возгласы: после второй – «Яко Благ и Человеколюбец…», после третьей – «Яко Ты еси Бог наш…» (Типикон, гл. 2). Хор: «Аминь». Хор: «Господи, воззвах…» Во время пения хором стихир на «Господи, воззвах…», священник или диакон совершают каждение так: принимает кадило от церковнослужителя, сам кладет в него ладан, благословляет кадило с молитвой: «Кадило Тебе приносим…» и кадит алтарь. Сначала кадит престол крестообразно с четырех сторон, горнее место, жертвенник, иконы по сторонам: западной, южной, северной. Выходит для каждения храма северной дверью, кадит сперва пред Ц.В., затем местные иконы – Спасителя, храмовую и далее; потом – Б.М. и за ней следующие, кадит правый и левый клирос и весь народ, затем кадит иконы стоящие по стенам храма, и ближайший народ, начиная от правого клироса. Оканчивает каждение пред Ц.В. и местными иконами Спасителя и Б.М.; затем входит в алтарь южной дверью, кадит престол спереди и отдает кадило. При служении с диаконом, каждение это совершает диакон, при чем он перед каждение клиросов входит в алтарь и кадит священника. Священномонашествующие совершают каждение в мантии, соборные и приходские иереи – в фелони.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На 2-й строке молитва трисвятаго: ο τρισαγα φωνη над две точки, под а йоты подписной нет и сложное прилагательное τρισαγιος поставлено в женском роде, хотя другия сложные прилагательные в сей же рукописи поставлены и в мужеском роде при женском существительном. На 21-й строке молитвы трисвятаго: επισχεψε по древнему написано вместо: επσχεψαι Вместо иногда пишется η напр.μολησμν вм. μολσμων, ημων вм. μων. Есть много и других отличий в правописании, которых при кратком описании сих рукописей, нельзя поместить. Но все отличия мною особо отмечены. В возгласе: В первых помяни Господи архиепископа нашего вверху над архиепископом, другим, но древним почерком, надписано Διμητηγ. В каком городе Греческой области был архиепископ Димитрий, не имея каталога Греческих святителей, не могу определить. Пергамен местами ветх. Буквы некоторые пожелтели, а другия очень черны, как будто теперь писано. 33. Один пергаминный листок, в роде же свитка, на котором часть литургии св. Василия Великого написана на древнем Греческом языке. Длины без вершка аршин, ширины 1 четверть аршина и 1.25 вершка. В шести местах проедено, как заметно, мышами. Начинается неполною молитвою 3-го антифона; оканчивается неполною молитвою трисвятого. Почерк письма прекрасный. Правописание почти везде правильное. Иота подписная в дательном и сослагательном употребляется. Древних дыханий не видно. По почерку письма относится к X–XI веку. 20 Оборот сего свитка не писан. II. Рукописи на бумаге. 1. Четвероевангелие, писанное уставом на толстой лощеной сероватой бумаге в лист в два столбца на 231 листе. Со 2-го, пропусти 6-й лист с вставленною в нем шелковою материю лилового цвета для сбережения заставки при начале Евангелия от Матфея по 46-й лист включительно, в 1658 году скреплено рукою св. Патриарха Никона так же, как и в других книгах здешней Библиотеки, с тою только разницею, что на 18, 19 и 20 листах написано своего Гдр ва строения. Пред началом каждого Евангелиста заставки фигурные и раскрашенныя. Начальные буквы в начале каждого Евангелия также раскрашены и фигурные. С 219 по 223-й об., сборник 12 месяцем. Далее следует устав, какия читаются Евангелия с недели мытаря и фарисея по понедельник а по пятьдесятнице. После сего устав Евангелий на всяку потребу. На листе 226-м об., о приобретшем сие четвероевангелие на Афоне так написано: «В лето (1430) прек плена бысть книга сиа. Ермона. хом Афанасием Русином в стой горе афонстей. в обители царстей, в пандократору. в нарицаемей лавре в царство греческого царя кур Калоуана Палеолога, и при святейшем Патриарсе Константинополь кур и пренесена бысть от Греческого царства на Роусь Бго спасаемого и Бгом възлюбленного града тфери. При Блгочьстивом и при Бголюбивом и многомилостивом, и монахолюбивом Великом князи Борисе Александровиче, и дана бысть книга стй Бце на перемр въ лто цнд (1436) при игумене

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Отпевание и погребение монахов Последование отпевания монахов имеет следующие отличия от отпевания мирских людей: 1 . При отпевании монахов кафизма 17-я разделяется не на три статии?, а на две, и в них поются иные припевы, а именно, в конце каждого стиха 1-й статии: «Благословен еси, Господи»; в конце каждого стиха 2-й статии: «Твой есмь аз, спаси мя», а к стихам, начиная со 132-го: «Призри на мя и помилуй мя», поется припев: «Во Царствии Твоем, Господи, помяни раба Твоего (рабу Твою)». 2 . Вместо канона за усопших поются антифоны степенны всех восьми гласов из Октоиха (из воскресных последований), и после каждого антифона по четыре стихиры, в которых воспевается смерть Господа нашего Иисуса Христа, как победа над смертью, и возносится моление о усопшем. 3 . При пении «Блажен» поются особые тропари, напоминающие о монашеских обетах почившего. В этих кратких тропарях братия гласом нежной любви умоляет о брате, более дорогом и близком, чем родные братья по плоти: «Постничеством работавшаго Тебе, Христе, и православием на земли, прослави, Спасе, на небеси. Мир оставльшаго и в честнéм жительстве пожившаго благочестно, прослави, Спасе, на небесех». За «Блаженнами» следуют обычные заупокойные Апостол и Евангелие, но их предваряет прокимен в особой редакции: «Блажен путь, в оньже идеши, брате, днесь, яко уготовася тебе место упокоения». 4 . Из стихир при последнем целовании некоторые (5–10) при отпевании монахов не поются, а заменяются особыми стихирами. 5 . При выносе тела усопшего монаха для погребения поется не «Святый Боже...», а стихиры «Кая житейская сладость...» (Большой Требник). 6 . Под пение на восемь гласов этих восьми самогласных стихир (каждую по трижды) гроб с телом переносится на кладбище: у могилы произносятся ектения и молитва, и гроб с телом опускают в могилу. 7 . В то время, когда братия бросает землю на гроб, положено петь тропари: «Землé, зинувши, приими от Тебе создáннаго рукою Божиею прежде...» Поющие взывают: «Раба Твоего от ада воздвигни, Человеколюбче».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Отпевание и погребение монахов, священников и младенцев имеет весьма много общего с отпеванием и погребением мирских людей, но имеет и свои особенности, которыми отличается от него и между собой. Отпевание и погребете монахов, игуменов, архимандритов Последование отпевания монахов, игуменов, архимандритов отличается от отпевания мирских людей тем, что: 1) При отпевании монахов кафизма 17-я разделяется не на три части, статии, как при отпевании мирских людей и священников, а на две, и в них поются иные припевы, именно в конце каждого стиха 1-й статии: «Благословен еси, Господи, а в конце каждого 2-й статии: «Твой есмь аз, спаси мя», а к стихам кафизмы со стиха (132-го): «Призри на мя и помилуй», поется припев: «Во царствии Твоем, Господи, помяни раба Твоего», или «рабу Твою». 2) Вместо канона за усопших поются всех 8-ми гласов антифоны степенны из Октоиха (из воскресных последований), и после каждого антифона по четыре стихиры, в коих воспевается смерть Господа нашего Иисуса Христа, как победа над нашею смертью, и возносится моление об усопшем. 3) При пении «Блаженн» поются особые тропари, приспособленные к обетам монашествующих. 4) При последнем целовании, из числа стихир, «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему», некоторые стихиры (5–10) при отпевании монахов не поются, а прибавляются особые стихиры. 5) При выносе для погребения поется не «Святый Боже», а стихиры: «Какая житейская сладость». При погребении монахов, сказано в Большом Требнике: «вземше одр с мощами, отходим в усыпальницу» 1297 , т. е. кладбище ([kοιμητριον), поюще стихиры самогласны: «Кая житейская сладость». 6) При пении этих восьми стихир самогласных на 8 гласов, трижды, приидем во усыпальницу, за сим бывает ектения и молитва . Достигше же гроба, полагаются убо мощи во гробе (Большой Требн., послед. исходн. монахов). 7) В то время, как бросают землю на гроб, в последовании погребения монахов указано петь тропари 1298 . «Земле зинувши, приими от Тебе созданного рукою Божиею прежде». В них взывается: «раба Твоего от ада воздвигни, Человеколюбче». «Яко же рекл еси, Господи, Марфе: “Аз есмь воскресение: делом слово исполнил еси, из ада призвав Лазаря”: сице и раба Твоего от ада воздвигни, Человеколюбче» и т. д. (Больш. Требн.). И братия за сим творит 12 поклонов за усопшего (Больш. Требн.), скончавшего временную жизнь, которая вся исчисляется двунадесятым числом часов, как во дни, так и в нощи (Нов. Скр., ч. IV, гл. 21, § 5). Отпевание и погребение священников

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Последование расслабленного отдается во вторник. Глава 7. Среда 4-й седмицы по Пасхе. Преполовение Пятидесятницы Служба вся только по Триоди. На вечерне – кафизма рядовая. После каждого антифона («Славы») кафизмы малая ектения. На «Господи, воззвах» стихиры на 6. Вход, прокимен дня и паримии. Ектения «Рцем вси», «Сподоби, Господи», ектения «Исполним вечернюю молитву». На стиховне стихиры праздника. По «Ныне отпущаеши» – тропарь праздника, глас 8-й: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водáми, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе». На утрене, на «Бог Господь» – тропарь праздника (трижды). Кафизмы. Седальны праздника. Псалом 50-й. Каноны Преполовения на 14. Катавасия «Море огустил еси...» По 3-й песни – седальны праздника. По 6-й песни – кондак, глас 4-й: «Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси, Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия. Темже Тебе припадаем и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси Источник жизни нашея», и икос. «Честнейшую» не поем. Светилен праздника (трижды). На «Хвалите» стихиры празднику на 4, «Слава, и ныне» – «Просветившеся, братие». Славословие великое. По Трисвятом – тропарь праздника. Утреня заканчивается по праздничному чину. На Литургии Блаженна праздника, 3-я песнь 1-го канона на 4 и 6-я песнь 2-го канона на 4. По входе тропарь Преполовения, «Слава, и ныне» – кондак его. Прокимен, глас 3-й: «Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа». Стих – «Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление». Апостол: Деян., зач. 34. Евангелие: Ин., зач. 26. За «Достойно» – ирмос «Чужде матерем девство», без запева. Причастен «Ядый Мою плоть». По Литургии по обычаю совершается малое освящение воды. Празднуется праздник Преполовения 8 дней, до среды 5-й седмицы включительно. О служении в день Преполовения с бдением или полиелеем святому или храму см. том 1, с. 117, 118.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Хвалитными псалмами с их стихирами, таким образом, в бдение вводится опять, а в утреню впервые, стихирный напев гласа, после господства в службе сначала тропарно-седального, а затем канонного. Этим бдение в музыкальном отношении возвращается к своему началу (стихиры на Господи воззвах, стиховны и литийные), образуя священный круг бесконечности. Перебрав множество различных напевов того же гласа (стихирный, тропарный, седальный, антифонный, напев прокимна, канонный, кондакарный, светильный), бдение опять вступает в первый напев из этого длинного ряда, простейший из всех, и этою своею простотою, строгою и величественною, наиболее, может быть, отвечающий христианскому вкусу молящихся. Это возвращение к стихирному напеву вызывается еще и естественным понижением молитвенного восторга после того подъема его, какого этот восторг достиг в каноне («приидите, руками восплещим», «слово отрыгну»). Это понижение идет далее, чрез тихий напев великого славословия, в спокойную молитву двух ектений и, наконец, в простое чтение 1 часа. История употребления По Студийско-Алексиевскому (а может быть, и по древнему Иерусалимскому) уставу хвалитные псалмы имели припевы после каждого стиха, именно следующие (в скобках варианты со Студ. уст. Часослова СПб. Софийск. б. XIII b.): 148 пс. включительно до 6 ст.: «Тебе подобает песнь Боже», с 7 (8) ст.: «Дадите славу Богу», 12 (136): «Тому (Тебе) подобает (песнь Богу?)»; 149 пс. с 1 ст.: «Слава Тебе, Святый Отче», с 6 (7): «Пощади ны, Господи (Пощади ны)»; 150 пс. с 1 ст.: «Сыне Божий помилуй нас», на 3 (и 4): «Слава подавъшюму (показавшему) свет», с 4 (5): «Тебе слава подобает Господи» [ 792 ]. Старообр. «Часовник» не указывает никаких припевов к хвалитным псалмам [ 793 ]. По римскому чину пс. 148–150 имеют пред собою антифон «Аллилуиа» (1 раз) и после себя «Слава Отцу. Аллилуиа 3», между же собою не отделяются, в противоположность другим псалмам, «Слава Отцу»; по мозарабскому чину они имеют пред собою: «Lauda, Хвалите Господа с небес, Аллилуиа 2. Хвалите Его в вышних. Аллилуиа 2» и славословие тоже в конце лишь 3-го псалма. Хвалитные стихиры

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010