Эфиоп. Церковь пользуется тем же календарем, что и копт., но названия месяцев иные. Годы, образующие 4-летний високосный цикл, называются по именам евангелистов. Помимо астрономического календаря, как и у коптов, используется деление на сезоны по природным явлениям: периоды ветров, засухи, сева, дождей. Г. ц. начинается с памяти Иоанна Крестителя (1 Маскарама/29 авг.). В эфиоп. Церкви - 9 главных Господских праздников: Воплощение (Благовещение) (29 Маггабита/25 марта), Страстная седмица (считается не периодом, а единым праздником), Воскресение (Пасха) (иногда включается в Страстную седмицу), праздник ап. Фомы (во вторник Светлой седмицы; иногда вместо него в перечень включается воскресенье Осанн, т. е. Вход Господень в Иерусалим), Вознесение, Утешитель (Пятидесятница), Гора Фавор (Преображение) (13 Нахасе/6 авг.), Рождество Христово (29 Тахсаса/25 дек.), Богоявление (Крещение) (11 Тэрра/6 янв.) и связанное с ним празднование Чуда в Кане (12 Тэрра/7 янв.) (иногда толкуется как отдельный праздник). Для каждого подвижного праздника есть фиксированная дата (в расчете, что Пасха - 25 марта). Как и в др. традициях, великим праздникам предшествуют подготовительные периоды и навечерия. На следующий день могут совершаться аналоги визант. Соборов (напр., после Воплощения (Благовещения) - праздник в честь арх. Гавриила). К малым Господским праздникам относятся Воздвижение Креста (17 Маскарама/14 сент.), Обрезание Господне (6 Тэрра/1 янв.), Умножение (букв.- Благословение) хлебов (т. е. чудо насыщения 5 тыс. чел.) (28 Тэрра/24 янв.), праздник Симеона (Сретение) (8 Йаккатита/2 февр.), Обретение Креста (св. Еленой и имп. Ираклием) (10 Маггабита/6 марта), Вход в Египет (24 Гэнбота/19 мая). Иногда к ним причисляют еще 3 воскресенья и канун Рождества Христова и Преполовение поста. В эфиоп. Г. ц. помимо 3 больших циклов, связанных с Рождеством Христовым, Пасхой и Пятидесятницей, выделяются периоды разной продолжительности (от 3 месяцев до 1 дня), названные по великим праздникам или по антифонам, к-рые поются в это время: Иоанна Предтечи (1-8 Маскарама/29 авг.- 7 сент.), Захарии (8 Маскарама/7 сент.), Плодов (9-15 Маскарама/8-14 сент.), Обновления (букв.- Возведения) храма в Иерусалиме (16 Маскарама/15 сент.), Креста (17-25 Маскарама/16-22 сент.), Цветов (26 Маскарама - 5 Хэдара/23 сент.- 1 нояб.), 1-го Наставления (Астамхеро) (6 Хэдара - 13 Тахсаса/2 нояб.- 9 дек.; этот период появился в литургических рукописях только в XVII в. и включал 9 воскресных дней, 7 из к-рых имели те же посвящения, что и недели Великого поста; в совр. книгах период длится 5 недель, не имеющих особых названий), Предвозвещения-Схождения-Пришествия, Жениха (неделя перед Рождеством Христовым), Рождественский (до кануна праздника Богоявления), Богоявления (продолжается до начала Великого поста).

http://pravenc.ru/text/165235.html

В Великий Четверг совершается также Мироварение и освящение мира (его совершает патриарх после Великого входа). Прежде в России миро варилось в Патриаршей ризнице, а освящалось в Московском Успенском соборе и в Киеве в Киево-Печерской Лавре 42 (2, с. 169). 5.3. Великая Пятница В Великую пятницу совершаются три основные службы: утреня, Царские часы и великая вечерня с повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине глубокой скорби и сугубого поста в воспоминание о распятии и смерти Господа и из особого благоговения к Голгофской Жертве, которая принесена в этот день Единственное исключение – это когда на Великую Пятницу выпадает праздник Благовещения. В этом случае будет служиться литургия свт. Иоанна Златоуста. (7, с. 258, 2, с. 170). Ночь на Великую Пятницу положено проводить в слушании Евангелий о страстях Христовых, потому что именно в эту ночь Господь был арестован, судим, подвергался истязаниям и надругательствам. Повествование о страстях Господних излагается в хронологическом порядке в 12-ти чтениях, избранных из всех 4х Евангелистов. Эти чтения звучат на протяжении всей утрени Великой Пятницы. Она совершается в Великий Четверг вечером (по Уставу она должна начаться во 2м часу ночи, то есть в 7 часов вечера). Эта утреня носит особое название: Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа. Евангелие выносится на середину храма после шестопсалмия, великой ектении и «Аллилуиа», при пении тропаря: «Егда славнии ученицы…». При каждом чтении Евангелия ударяют в колокол столько раз, какое по счету читается Евангелие. По прочтении 12-го Евангелия ударяют 12 раз, и затем бывает краткий звон во все колокола. Чтение Евангелий все слушают с зажженными свечами. Перед каждым чтением поется «Слава Страстем Твоим, Господи, Слава Тебе». После каждого чтения – «Слава долготерпению Твоему, Господи» (2, с. 169). Евангельские чтения располагаются между песнопениями утрени. Первые 6 чтений как бы заменяют кафизмы. Между ними поется по три антифона, произносится малая ектенья и седальны. Это единственные седальны, во время которых не полагается сидеть. «Стояще поем я [их]» – говорит Устав. Последний, 15й антифон «Днесь висит на древе», самый торжественный и значительный. Это «гимн Божественному истощанию». Он напоминает нам о Величии Божием, «о том, Кто, страдает» (3, 262).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

В начале же 102-го псалма иерей начинает читать утренние молитвы. По окончании же псалмов, Слава, и ныне, Аллилуия, трижды. Также, ектения великая, и возглас. Затем назначенный монах поет Аллилуия, на текущий глас Октоихе. Стих 1: Стих 1: От ночи с рассвета стремится дух мой к Тебе, Боже, ибо свет повеления Твои на земле. Стих 2: Правде научитесь, живущие на земле. Стих 3: Ревность постигнет народ не наставленный. Стих 4: Прибавь бедствий им, Господи, прибавь бедствий славным земли. И по каждом стихе, Аллилуия, трижды. Также Троичны гласа. Поем же с умилением громогласно и неспешно. Перед 2-м тропарем, Слава: а перед третьим, И ныне: Также стихословим одину кафизму Псалтири. После каждого антифона, на Аллилуия творим три поклона, все вместе, следуя игумену, или экклесиарху. После первой кафизмы седальны умилительные рядового гласа Октоиха. Также чтение из творений святого Ефрема, ибо от этого дня начинается чтение их и продолжается до пятницы Цветоносной недели. После 2 кафизмы седален Триоди господина Иосифа, глас 2 Поста Божественным начатком/приобретем сокрушение души, взывая:/«Владыка Христе, молитву нашу прими, как отборный фимиам,/и избавь нас, молимся,/от злосмрадного тления и наказания страшного,/как единый скорый к примирению!» Слава: повторяем то же. И ныне, Богородичен: Милосердия источник,/удостой нас сострадания, Богородица;/взгляни на людей согрешивших,/яви как всегда силу Твою,/ибо, надеясь на Тебя, мы взываем Тебе: «Радуйся»,/как некогда Гавриил,/начальник воинств бесплотных. И вновь чтение из святого Ефрема. По 3 стихословии седален господина Феодора, глас 2 Всесвященное воздержание начнем радостно,/сияя лучами святых заповедей Христа, Бога нашего:/любви светлостью, молитвы блеском,/ясностью чистоты, благого мужества силою,/чтобы светоносными встретить/святое и тридневное Воскресение,/озарившее мир нетлением. Слава: повторяем то же. И ныне, Богородичен: Непобедимое Твое ходатайство/имея в лютых бедах,/я избавляюсь от теснящих меня/сверх надежды чудно, о Матерь Божия!/Ибо Ты скоро предстаешь всегда просящим Тебя с верою,/прогоняя мрак многих грехов./Потому благодарно взываем Тебе:/«Прими, Владычица, краткие благодарения:/ради них Ты мне во всем являешься помощью!»

http://predanie.ru/book/99466-triod-post...

Далее читаются кафизмы: на воскресной утрени две (2–я и 3–я), после каждой — малая ектения. Затем читаются (а не поются, по уставу) седальны Октоиха. Кстати, малые ектении по уставу произносит священник, но пред святыми дверьми, т. е. выходит на амвон. По окончании пения седальнов — уставное чтение в толковом Евангелии. Т. е. первое чтение было перед Шестолпсалмие, второе и третье — после кафизм. По окончании кафизм воскресная уставная всенощная может пойти по двум путям: либо будет петься 17–я кафизма, либо полиелей. Когда мы говорили об уставе чтения Псалтири, мы достаточно подробно все это проходили. Говорили о периодах года, в которые поется полиелей и 17–я кафизма, и т. д. К сожалению, сейчас «Непорочных» вышли из употребления, и каждое воскресение бывает полиелей. По уставу «Непорочных» назначается петь на 5–й глас, во время чего священник кадит. Затем сразу же поются тропари по «Непорочных»: «Ангельский собор удивися…», тоже 5–го гласа. Ектения, ипокаи гласа и четвертое уставное чтение (то или иное святоотеческое поучение). Интересно отметить, что по уставу при пении «Непорочных», если служба идет без полиелея, царские врата не открываются. Священник совершает полное каждение храма точно так же, как и на «Господи, воззвах». Далее — «Степенны» антифоны. Откуда такое название? Мы говорили о степенных Псалмах (18–я кафизма). Прп. Феодор Студит составил их как парафраз степенных Псалмов. Этих антифонов всего в Октоихе 25 — по три антифона на каждый глас. По каким-то причинам в 8–м гласе антифонов не три, а четыре. Итого получается 25. Из них широко известен только один — 1–й антифон 4 гласа («От юности моея мнози борят мя страсти»). Из остальных знают, может быть, 7 — первые антифоны каждого гласа, а остальные забыты. Типикон говорит так: после чтения та же «Степенны» гласы, в нихже исходит кандиловозжигатель и ударяет в кампаны третий звон — звон к Евангелию. Иерей же и диакон (вот только он где появился; напомню, что диакон впервые появляется на уставной всенощной перед «Господи, воззвах» на великой вечерне: затем он совершает каждение на «Господи, воззвах», идет на вход, говорит сугубую и просительную ектении, исходит на литию, участвует в благословении хлебов и после этого исчезает; говорится только о священнике), который только перед Евангелием снова облачается, вшедше во святилище, облачатся по обычаю и глаголят. Диакон: «Вонмем, премудрость». Канонарх же сказует прокимен — Псалом Давидов гласа (т. е. опять прокимен произносит не диакон, как мы привыкли, а канонарх). По совершении же прокимна диакон: «Господу помолимся». Иерей: «Яко свят еси Боже наш».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

А так как из всех событий несравнимо величайшее для каждого в жизни и превышающее всякую мысль есть воскресение Господа, то мы не только ежегодно совершаем празднование в память его, но и постоянно – чрез каждую седмицу. Так, первое возобновление сего события в памяти – настоящий воскресный день, который можно в собственном смысле назвать и восьмым, и первым: восьмым – потому что он восьмой от Пасхи, первым – потому что он есть начало прочих недельных празднований. И еще может быть назван этот день восьмым, потому, что установляется во образ того бесконечного дня в будущем веке, который будет и первым, и без сомнения единым не разделяемым ночью. По разъяснению некоторых, общее указание Устава относительно Богослужения Фоминой недели означает то, что в настоящий день не поются на вечерне «на стиховне» известный стихиры Пасхи, с припевами: «Да воскреснет Бог», поемые в следующие недели до Вознесения Господня; на утрене не поется канон пасхальный, повторявшийся в следующие недели; все это не поется, конечно, для того, чтобы для очей верующих поставить ближе предмет настоящего празднества, который сам по себе является поразительнейшим доказательством воскресения Христова, торжественно празднованного нами в течение всей Светлой седмицы (см. Рук. д.с.п. 1892, 15). Но рассматриваемое замечание Устава ближе всего к тем, который имеются, в Уставе же относительно дванадесятых Господских праздников, если они случаются в воскресные дни (см. в Уст. 6 авг. и 14 сент.); однако указанное замечание Устава относительно Богослужения в Фомину неделю нельзя понимать буквально в том же смысле, в каком подобного рода указания делаются Уставом в отношении к дванадесятым Господским праздникам. В Богослужении этого дня действительно положены: стихиры, тропарь, канон (ирмосы которого поются по 2-ды, а тропари на 12), седадьны, ектеньи, кондак блаженны (от 3-й и 6-й песни канона, на 8) и др. песнопения, – праздничные (поемые преимущественно на 1-й глас); но не все отменяется и из воскресного Богослужения (см. 648 стр.); вместе с этим хотя назначено (после полиелея) величание и (после седальна праздника) степенна, 1-й антифон 4-го гласа; но паремий на вечерне, особых припевов на 9-й песни канона на утрени и праздничных антифонов на литургии – не имеется; кроме того в состав песнопений этого дня входят также и песнопения пасхальные (см. 647–648 стр.). Поэтому вышеприведенное выражение Устава о праздничных и воскресных песнопениях Фоминой недели можно понимать в смысле тех отличий, которые Богослужение этой недели имеет сравнительно с Богослужением следующих за нею недель, совмещая в своем составе песнопений «праздника настоящей недели» в гораздо большем, а прочие песнопения (см. о них ниже, на 653–654 стр.) в меньшем количестве, чем следующие за Фоминой неделей воскресные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

л. 411. Сказание известно иже на вся дни главам Деаяний Апостол. Расписание от Пасхи на весь год воскресных и дневных апостольских чтений с показанием антифонов, тропарей, прокимнов и стихов. л. 428. Сборник 12 месяцем, сказая главы Апостолу. То же, по месяцеслову, в нарочитые дни. Из сербских и русских Святых нет ни одного имени, в числе праздников упоминается 1-го октября: Покров святой Богородицы. л. 444. Прокимни и апостоли и аллилуиаре на всяку потребу различни; потом – прокимни и апостоли и аллилуиаре общий Святыим, имже егда творим службу; наконец – прокимни и аллилуиаре воскресни 8 гласовом и – дневнии. л. 449 об. Главопочитаниа чтением, колико кааждо епистолиа глав имать и свидетельств и гранес. Это исполнение данного выше (л. 8 об.) обещания. Нач. В кримеце епистолии чтений 5, глав 19, свидетельств 48, гранес 920. Затем показывается, в частности, сколько в первом чтении глав, свидетельств и гранес, сколько во втором и т. д. Так исчисляются и описываются все епистолии Павловы. Здесь послание к Евреям стоит на конце, и в заключение говорится: л. 450 об. Всех же вкупе 14 епистолий, в них же чтениа 31, глав 47, свидетельств 127, гранес 4936. Разделих же сице чтениа, и изграних вси Апостольскыа сиа книгы испытно на 50 гранес и главы когождо, чтениа предложих и сущаа с ним свидетельства и еще же и елико гранеснаа чтениа гранес 60. Далее в связи (первое слово киноварью): Програмата, прочретаниа, прописаниа чернилом писме меру являет когождо свидетельствиа, коимждо книгам червленее чини и меру коеждо епистолии правит. Прилежаще же пакы внутрьюде числах сим словесем Апостольских книг, кончевает же се обоя и пакы начинает епистолию с расмотрением знамен. л. 451. В той же строке киноварью: Паки начало главам Божиих свидетельствий. В кримеце епистолии 48, от Бытиа 6:8, 9, 10, 11, 12, 13 и так далее из каждого послания порознь. На обор. л. 452, рядом с предыд., общий перечень всех книг, из коих заимствуются свидетельства: Купно же всех свидетельствий 127, суть сии. А с обор. л. 453 стр. 3 перечисляются послания, откуда именно какое писано и от чьего лица: И написана быша от различных земель. В заключение статьи, после слова: Прочртание, читаем: И все епистолии Пауля апостола почет и се зде оттуду глаголы всех свидетелств, и по ряду оглавих последование, предлагае имене книг от них суть, и проч. Здесь выписываются по порядку посланий все цитаты из ветхозаветных и ложных книг по начальным и последним словам, а на конце свод по книгам, сколько из какой в каком послании приводится свидетельств.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Феофана и Иоанна Дамаскина : на Благовещение пресв. Богородицы (1833, I); Кассии, Марка и Космы в Великую Субботу (1836, I) и – пр. Иоанна Дамаскина : Стихи из песней степеней в 25 антифонах 204 . В недавнее время, по желанию покойного преосв. м. Никанора, профессором здешней академии, Е. И. Ловягиным , сделан новый перевод Канонов на Господские и Богородичные праздники и на четыредесятницу, по сличению славянского текста с вариантами греческого подлинника, и издан в трех книгах. К русскому переводу присовокуплены тексты греческий и церковно-славянский, расположенные параллельно с ним, и предисловия к канонам каждого праздника, объясняющие как внутреннее содержание, так и внешний состав их в греческом подлиннике. Изъяснение свящ. писания и библейская археология 1) Первые церковные поучения знаменитого современного иерарха, преосв. Филарета, митрополита Московского, принадлежат ко времени служения его в С.-Петербургской Духовной Академии. К постоянным случаям, всегда вызывающим проповедника на беседу, именно церковным и отечественным праздникам, в начале текущего столетия, присоединялись особенные обстоятельства, которым, к несчастью, суждено было повториться в наше время, – возбуждение народного духа борьбой с врагом сильным и, до нашествия на Россию, победоносным, скорби и опасности этой борьбы и радость победы, за ней последовавшей. Все эти обстоятельства представляли нашему знаменитому Витии повод ко многим поучениям, сохраняющим свое высокое значение и после того, когда миновались эти обстоятельства. Исчислим в хронологическом порядке проповеди преосв. Филарета, относящиеся к этому времени: 1) Слово в день св. Пасхи, произнесенное в Александроневской лавре иером. Филаретом, в 1811 г.; 2) Слово в день Пятидесятницы, там же, в 1811 г.; 3) в неделю 4-ю по Пятидесятнице, там же в 1811 г.; 4) в день освящения Казанского собора, произнесенное архим. Филаретом 15-го сент. 1811 г.; 5) по освящении в Казанском соборе второго придела, в том же году; 6) в неделю 24-ю по Пятидесятнице, по случаю поминовения графа А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В наших таблицах, первое число с н. 1 до 8 (или исключительно до 10) будет обозначать порядок антифонов на каждой службе; вторая, римская цифра будет указывать на порядковый номер антифона в самой Константинопольской Псалтыри; третья цифра, арабская, будет обозначать число псалмов. Поскольку псалмы соединялись в антифоны, содержащие больше или меньше псалмов, что зависело от их размеров (некоторые длинные псалмы составляли сами собою антифон, между тем как Пс. 118 разделялся на три антифона) рукопись указывает только на первый стих первого псалма каждого антифона; в скобках мы поставим и другие псалмы, принадлежащие данному антифону 553 . После псалмов каждого антифона мы указываем и припев, который пелся после каждого стиха псалмов антифона. Эти стихи были длиннее наших, так как Константинопольская Псалтырь разделялась только на 2.542 стиха, между тем как Иерусалимская (наша теперешнаяя) разделяется на 4.784. В конце каждого псалма (или по крайней мере, антифона) пелись Слава, И ныне, отдельно, с припевом. Некоторые антифоны пелись ежедневно, и поэтому они не входят в недельное распределение; постоянные антифоны были следующие: 1– ый антифон Вечерни: Пс. 85 . 2– ая часть 8-го антифона Вечерни: Пс. 140 (без 141,129 и 116!). 1-ый антифон Утрени: три псалма: 3, 62 и 133. (2-ая часть 8-го антифона Утрени была наша 8-ая песнь: Дан. 3,57–88 ). Пс. 50 и псалмы 148, 149 и 150, на Утрене. Псалмы 114, 115 и 116 – «малые антифоны» Вечерни – не исключались из чередования. Пс. 118 , разделенный на три антифона (1-ый и 3-ий – нечетные: с Аллилуиа, 2-ой – четный, с припевом), пелся на воскресной Утрене. Первой частью 8-го антифона был знаменитый «телеутаион» (последний) или «еисодикон» (входной), который повторялся как 2-ой антифон или «аколоуфон» (следующий) на следующей службе. 3-ий, 5-ый и 7-ой антифоны каждой службы были четными антифонами Псалтыря, они часто называются «упопсалмос » (упопсаллеин по-гречески значит отвечать поя); 6-ой антифон иногда называется «протелеутаион» (предпоследний). Эти технические названия непостоянны, и они отсутствуют то в Афины 2061, то в 2062; они точно указаны в нашем французском тексте в Ориенталиа Христиана Периодика (44, 1978, р. 393...), тут мы их не приводим, желая упростить наше изложение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Диакон: «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся». Лик: «Господи помилуй». Диакон: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Лик: «Господи помилуй». Диакон: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Лик: «Тебе Господи». Священник в алтаре произносит возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». Лик: «Аминь». Во время этого возгласа диакон южною дверью возвращается в алтарь 49 (рис. 24), целует святой престол с южной стороны (сотворив положенные при этом поклоны), кланяется служащему иерею 50 и стоит на своем месте, ожидая времени следующей, малой ектении. Вечерняя кафисма После «Аминь» начинается пение ликами 1–го антифона 1–й кафисмы «Блажен муж». По Уставу на воскресном бдении положено петь все три ее антифона, 51 и диакон должен произносить после каждого антифона малую ектению. После 1–й ектении священник должен возглашать: «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков», после 2–й: «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков», после 3–й: «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Но ныне поются только избранные стихи 1–го антифона. 1–й лик: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа (трижды)». 52 2–й лик: «Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа (трижды)». 1–й лик: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа (трижды)». 2–й лик: «Блажени вси надеющиися Нань. Аллилуиа (трижды)». 1–й лик: «Воскресни Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа (трижды)». 2–й лик: «Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа (трижды)».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Прошения прерываются частыми умилительными мольбами хора певцов от лица молящихся ко Господу о помиловании: «Господи помилуй!» В Литургии Чайковского почти каждое «Господи помилуй!» имеет свои мелодические особенности и, в общем, пение этой мольбы выходит весьма продолжительным. Нам думается, что как мелодическое разнообразие для «Господи помилуй!» излишне, так равно и не нужно и петь «Господи помилуй!» продолжительно. В самом деле, если текстуальный смысл: «Господи помилуй!» при повторениях остаётся неизменным, то зачем же музыкальное содержание одной и той же мольбы видоизменять при повторениях? Кроме того, все прошения в ектеньи так последовательно и логически связаны между собой, что перерывы этих прошений продолжительным пением «Господи помилуй!» только нарушают эту связь в сознании молящихся. От того в греческих церквях мирная ектенья прерывается пением: «Кирие Элейсон» не более двух или трёх раз. Но так как у нас всё-таки принято каждое прошение непременно сопровождать пением «Господи помилуй!», то будет разумнее дать этой мольбе самую краткую мелодию, или даже один какой-либо из кратких руководящих мотивов (который позже войдёт в содержание всей обедни), дабы перерывы пением ряда ектийных прошений не нарушали в сознании богомольцев логическую последовательность их содержания. Другое дело – сугубая ектенья, которую положено произносить на Литургии после чтения Евангелия. Она есть удвоенное (сугубое) или усиленное моление и её прямо указано сопровождать после каждого прошения не единичным, а троекратным пением «Господи помилуй!» Такой усиленной мольбе совершенно законно придать продолжительную и разнообразную мелодию умилительно-молитвенного характера. За великой ектеньей следует на воскресной Литургии пение трёх изобразительных антифонов из псалма 130-го («Благослови душе моя, Господа» – первый антифон), из псалма 145-го («Хвали, душе моя, Господа» – второй антифон) и из Евангелия от Матфея гл. 5, ст. 3–12 («Бла- —475— женны» – третий антифон). По обрядовым действиям, сопровождающим пение этих антифонов и по самому текстуальному смыслу их, первые два антифона, вместе с присовокупляемым к ним гимном: «Единородный Сыне…!», служат выражением хвалебных чувств верующего при мысли о близости пришествия в мир Спасителя и о готовящемся через него спасении человечества, а также и саму мольбу человечества о спасении (в словах гимна: «спаси нас!», а последний (третий) антифон, поёмый во время малого с Евангелием входа (символически знаменующего шествие Спасителя по городам и весям св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010