Кроме того, и в тех же целях, к предлагаемому переводу означенного богослужебного „Последования“ прилагается общий очерк содержания и порядок церковных служб дня Великого Пятка, а равно и очерк евангельских повествований, положенных в основу сего богослужения. По церковному Уставу утреннее богослужение Великого Пятка положено начинать „во второй час ночи» 1 т. е. по-нашему счислению времени–в 8-м часу вечера. На утрени назначается двенадцать чтений Евангелия, как бы в сообразность двенадцати часам ночи. При первом чтении Евангелия ударяют в колокол один раз, при втором два–и так далее; числом ударов возвещается, которое по счету читается Евангелие. По прочтении двенадцатого Евангелия, после двенадцати ударов, бывает тотчас звон. Евангелия расположены по порядку событий и, не смотря на многое общее между ними, в каждом Евангелии изображаются какие-либо особые черты из страданий Христовых. Чтение Евангелия все слушают с возожжёнными свечами. Свечи зажигают к каждому Евангелию; пред чтением каждого Евангелия поется „Слава Тебе Господи“, после чтения Евангелия ,,Слава долготерпению твоему Господи“. Пред первым и последним Евангелием обыкновенно бывает каждение храма, начинаюшееся со средины храма. К чтению Евангелий выходит из алтаря иерей с Евангелием на средину храма после шестопсалмия 2 и великой ектеньи 3 при пении „Аллилуиа» и тропарей 4 . Во время этого пения совершаются каждения. Евангелия располагаются между песнопениями утрени таким образом: 1-е Евангелие читается после великой ектеньи, пения алллилуиа, тропаря, ”Егда славнии ученицы“ и малой ектеньи; Евангелия со 2  по 6-е читаются каждое после пения трех антифонов 5 малой ектений, которые ектении произносятся иереем или диаконом пред седальнами 6 до 8-го евангелия. Сидеть при означенных седальнях не позволяется, потому что тогда иерей или диакон кадит святую трапезу. Таким образом чтением Евангелия на этой утрени заменяется чтение кафизм 7 . По 6-м Евангелии поются „Блаженны 8 с тропарями, оканчивающимися словами „помяни нас, Спасе, во царствии Твоем“; затем, пред 7-м Евангелием, в котором говорится о смерти Господа на кресте, произносится прокимен 9 „Разделиша ризы Моя себе“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Примечание. По традиции, перед чтением каждого Евангелия ударяют в большой колокол в соответствии со счетом чтений (1 раз – перед первым, 2 раза – перед вторым и т. д.). По окончании 12-го Евангелия – краткий трезвон. Перед чтением Евангелия, по традиции, певцы поют: «Слава Страстем Твоим, Господи» (хотя Типикон не дает такого указания). По прочтении Евангелия певцы: «Слава долготерпению Твоему, Господи» (этот припев указывается Типиконом). После каждого из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события. Если будет затруднительно все их пропеть, то необходимо прочитать, причем каждый тропарь этих антифонов поется или читается по дважды ; особенность такого исполнения специально оговорена Уставом (см. Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). После 3-го, 6-го, 9-го, 12-го и 15-го антифонов следуют малые ектении, затем поются седальны , во время которых, по установившейся традиции, совершаются малые каждения (начиная с Евангелия, лежащего на аналое). Типикон же предписывает диакону или иерею кадить только святую трапезу, т. е. престол, но так бывает лишь в тех случаях, когда Евангелие читается не на середине храма, как ныне, а в алтаре. После того, как седален будет пропет, поется: «Слава», и конец седальна, затем: «И ныне», и весь седален вторично. 1-е Евангелие – Ин., зач. 46. Антифоны 1-й, 2-й, 3-й. Возглас по ектении: «Яко подобает Тебе всякая слава...». Седален, глас 7-й: «На вечери ученики питая...». Примечание. «Чтет же сие 1-е Евангелие настоятель, прочия же – иереи, един по единому кийждо» (ср.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). О 12-м Евангелии Типикон также говорит, что его «настоятель чтет». 2-е Евангелие – Ин., зач. 58. Антифоны 4-й, 5-й, 6-й. Возглас по ектении: «Яко благословися и прославися Всечестное и Великолепое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Седален, глас 7-й: «Кий тя образ...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-03/

Во-вторых, т. к. И. модально согласуются с инвитаторными псалмовыми тонами, среди И. тоже отсутствуют песнопения 1-го и 8-го модусов и преобладают напевы 4-го и 6-го модусов. И. никогда не распределялись по 8 модусам октоиха и, следов., не были включены в тонарии . В-третьих, сочетание И. с инвитаторными тонами в модальном отношении весьма свободное, допускающее несовпадение модальных опор (доминанты в И. и тенора в псалмовом тоне). Напр., И. «Regem cui omnia vivunt, venite adoremus» 6-го модуса опирается на ступени ля (доминанта) и соль (второстепенная, модально сильная ступень), в то время как тенором псалмового тона служат си-бемоль в первых 2 фразах и соль в 3-й фразе стиха. Как отмечают мн. исследователи, в целом модальность И. изучена еще недостаточно. Способ соединения И. и инвитаторного псалма отличается от способа соединения аналогичных элементов др. антифонов мессы и оффиция: 1) Пс 94 никогда не подвергается сокращению; 2) И. повторяется после каждого псалмового стиха, включая «Gloria Patri...» (Слава:) (а не после всего псалма с «Gloria Patri...»), при этом через раз звучит только его 2-я половина (аналогично 2-й половине респонсория , называемой repetenda), а после «Gloria Patri...» повторяются подряд 2-я половина И. и И. целиком. Общая схема формы И. с псалмом такова: И. (целиком, напр.: «Christus natus est nobis: venite adoremus») - стих 1: «Venite! Exultemus...» - И. (целиком) - стих 2: «Quoniam Deus...» - И. (2-я половина, напр.: «Venite adoremus») - стих 3: «Quoniam ipsius...» - И. (целиком) - стих 4: «Hodie...» - И. (2-я половина) - стих 5: «Quadraginta...» - И. (целиком) - «Gloria Patri...» - И. (2-я половина) - И. (целиком). В связи с тем что при повторении звучит то весь текст, то его 2-я половина, И. имеет в большинстве случаев 2-частное строение текста и мелодии. Жанровая принадлежность Уже в первых сохранившихся источниках, где упоминается И.,- в «Правиле учителя» и в «Правиле» прп. Венедикта Нурсийского (1-я пол. VI в.) - содержится различное толкование И.: как респонсория (Reg.

http://pravenc.ru/text/389535.html

По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево...» (единожды). По возгласе: «Благословение Господне на вас...», певцы: «Аминь». Иерей, войдя в алтарь и приняв в руки Крест, трисвещник и кадило, при отверстых царских вратах поет с сослужащими: «Христос воскресе...» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала: «Да воскреснет Бог...». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе...». По окончании пения царские врата закрываются, и начинается чтение шестопсалмия: «Слава в вышних Богу...», и прочее. На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...» (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седальны воскресные, глас 5-й (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Неделю о слепом). По 2-м стихословии – седален праздника Триоди (о слепом), глас 5-й: «Отцу и Духови Собезначальный...» (см. на утрене среды 6-й седмицы по Пасхе). «Слава, и ныне» – тот же седален. Полиелей. Величание святых и избранный псалом. Седальны святых по 1-м и 2-м стихословии (глас 3-й: «Троице Живоначальней...», и глас 5-й: «Да радуются днесь...»). «Слава» – седален святых по полиелее, глас 4-й: «Приидите, просветители...», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу и Духови Собезначальный...» (см. по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святых, глас 4-й: «Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси, живущии по вселенней». Евангелие – святых. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых...». Стихира святых, глас 6-й: «Апостолом единонравныя...» (см. славник на «Господи, воззвах»), или стихира святых, глас тот же: «Излияся благодать...». Каноны: Пасхи (без Богородичнов) на 6 (ирмосы по дважды), святых на 4 и Триоди (о слепом) на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-24/

На литургии поются антифоны, кои бывают трех видов: 1) антифоны, поемые в Господские праздники, 2) антифоны изобразительные, поемые в воскресные и праздничные дни, 3) антифоны повседневные. Последние помещены в конце апостола и в ирмологии. Антифонов каждого вида тоже три. Наше внимание останавливается в третьем антифоне. Третий повседневный антифон имеет шесть стихов, причем первые пять взяты из 94-го псалма и есть “песнопение в сретение Господу, уже Пришедшему” (Никольский, “Пособие…”, СПб., 1907 г., стр. 374). Шестой же стих после возгласа “Премудрость, прости”, который богослужебный Апостол называет “входное”, — “Придите, поклонимся и припадем ко Христу” уже выражает поклонение Явльшемуся Христу, ибо малый вход знаменует собою явление Христа миру, почему заключительный стих третьего антифона и поется в завершение малого входа и называется “входным” стихом. Ко всем стихам третьего антифона припев: “Спаси ны, Сыне Божий…”. В Господские праздники третий антифон составляется из стихов того псалма, который “во образех и сенех”, но очень ясно указывает на уже совершившееся (ныне празднуемое) событие, и что уже “с силою многою” подчеркивает “входный” стих, то есть заключительный стих третьего антифона. Но как быть со “входным” стихом от вторника до пятка Троицкой седмицы? Ведь та несуразность, о которой говорит Блаженнейший митрополит Антоний, получающаяся при архиерейском служении на литургии в день Пятидесятницы, остается и при иерейской литургии в указанные дни. На входе поется: “Придите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Утешителю Благий…”. Не лучше ли будет петь на входе тем же напевом, вместо “Придите, поклонимся…”, входный стих праздника: “Вознесися, Господи, силою Твоею…” и припев к нему “Спаси ны, Утешителю Благий…” и так до отдания? А отсюда…, не лучше ли вообще в попразднство Господских праздников петь вместо “Придите, поклонимся…” входный стих праздника с припевом, взятым от второго праздничного антифона, то есть “Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы…” или “… во Иордане крестивыйся…” и так далее? 1

http://azbyka.ru/vhodnyj-stih

В отношении службы Введения во храм Пресвятой Богородицы различные редакции Иерусалимского устава различаются незначительно. Богослужение предпразднства в целом соответствует шестеричному. Последование содержит оригинальный тропарь и несколько самогласнов. Песнопения Октоиха на службе не употребляются. На вечерней стиховне вместо стихир из указанной книги поются стихиры святителя Прокла, не спетые на «Господи, воззвах», где предписаны стихиры предпразднства и преподобного Григория. Утреня завершается по будничному чину. На литургии устанавливаются изобразительные антифоны, на блаженнах – песни 3-я и 6-я канона предпразднства, чтения на литургии – рядовые и святителя Прокла. Тема Введения во храм Пресвятой Богородицы появляется в богослужении задолго до праздника: 8 ноября на литии указана стихира «Днесь боговместимый храм Богородица». День праздника 21 ноября отмечается всенощным бдением, хотя оговаривается и возможность совершения полиелейной службы. До середины XVII века бдение служили только в церквях, посвященных Введению во храм Пресвятой Богородицы. Праздничное богослужение, по разным редакциям Иерусалимского типикона, состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых Богородичных празднований (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. На утрене по Пс. 50 на Слава:, И ныне: установлены особые припевы: «Днесь храм одушевленный». После каждой песни канона утрени в качестве катавасии используются ирмосы 1-го канона Рождества Христова. Со дня Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается рождественская катавасия, и с этого времени в богослужении некоторых дней ноября и декабря проявляют себя черты предпразднства Рождества. На 9-й песни канона вместо песней Пресвятой Богородицы и праведного Захарии даны особые припевы-величания. В современных богослужебных книгах указываются в общей сложности десять припевов, которые кодифицируются постепенно. Так, в старопечатных русских типиконах и минеях первой половины XVII века даны только два припева (по одному для каждого канона).

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/457...

1122 г.- это единственный греч. памятник младше X в., сохраняющий мн. особенности древней иерусалимской литургической традиции. Однако в целом этот Типикон основан уже на визант. послеиконоборческой монастырской традиции, отраженной в Студийском и Иерусалимском уставах; система библейских чтений в нем представляет собой синтез древней иерусалимской и послеиконоборческой к-польской (как в Типиконе Великой ц.) систем. Последования служб первых 3 дней Страстной седмицы содержат богатый гимнографический материал (самогласные и подобные стихиры, седальны, светильны, тропари и проч.), количество песнопений почти вдвое превосходит обычное для послеиконоборческих монастырских памятников число песнопений этих дней. Утреня имеет следующие особенности: стихословятся 3 кафизмы; к Пс 50 прибавляются покаянные тропари; поются 2 различных кондака (один перед 8-й песнью трипеснца, др.- после нее); есть стихиры и на хвалитех, и на стиховне; между 1-й и 2-й частями утреннего славословия (т. е. между «Слава в Вышних» и «Сподоби, Господи») читаются паремии (Быт 1. 1-13, Притч 1. 20-32, Ис 5. 1-7 - в Вел. понедельник; Исх 19. 10-18a, Притч 2. 13-21, Ос 4. 1-6b - в Вел. вторник; Притч 3. 27-34, Ос 4. 13 - 6. 4 - в Вел. среду) и утреннее Евангелие (его выбор в целом основан на древней иерусалимской системе чтений: Мф 21. 18-22. 14; Мф 22. 15-24. 2; Ин 12. 17-50 соответственно в каждый из 3 дней); к утрене присоединяется 1-й час, на к-ром прочитывается то чтение, какое в Типиконе Великой ц. указано для тритекти в эти дни. После 1-го часа читается полностью одно из Евангелий (Мф - в Вел. понедельник, Лк - в Вел. вторник, Мк - в Вел. среду, Ин - в Вел. четверг). 9-й час включает начальный вечерний антифон к-польского песненного последования (Пс 85) и те паремии, какие в Типиконе Великой ц. указаны для вечерни этих дней. На вечерне после «Господи, воззвах» и входа читаются паремии соответственно древней иерусалимской традиции (с незначительными отличиями), а после «Свете Тихий» - Евангелие соответственно той же традиции; после Евангелия - «Сподоби, Господи», стиховные стихиры и особые молитвы об оглашенных и просвещаемых (в Типиконе приведен их текст; в Вел. среду Евангелие предваряется паремией (Зах 11. 11-14), читается после стиховных стихир и молитв об оглашенных и просвещаемых и завершается еще одной группой стиховных стихир, затем начинается литургия Преждеосвященных Даров); после отпуста оглашаемых совершается по сокращенному чину литургия Преждеосвященных Даров; каждый из 3 дней имеет особую заамвонную молитву для этой литургии. По окончании литургии служится паннихис с утренним евангельским чтением по иерусалимской системе (2-м из 2 возможных: Мк 11. 12-26, Лк 12. 35-59, Мк 14. 1-11 соответственно для каждого из 3 дней) ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Σ. 28-83). В православном богослужении X-XXI вв.

http://pravenc.ru/text/150085.html

На X-XIV вв. приходится расцвет жанра: сохраняется значительное количество древних текстов, появляются новые праздничные И. и их новая разновидность - воскресные И. Существует определенная терминологическая непоследовательность: один и тот же текст И. в разных рукописях может фиксироваться на своем месте в службе, но под др. жанровым определением, к примеру как седален или как катавасия, вероятно, потому, что все эти жанры могут исполняться на одном и том же месте в праздничной службе - по 3-й песни канона. В греч. Типиконах южноиталийских редакций, изданных Т. Тоскани, И. называются величания на праздники (μακαρζομεν). Подобные разночтения свидетельствуют о том, что в данный период жанровая система была еще неустойчива и обозначение жанра было обусловлено влиянием того или иного устава или традиции, к к-рой относилась конкретная рукопись. В списках Типикона Великой церкви встречаются отдельные упоминания о пении И. не только на утрене, но и на вечерне. По мнению Х. Матеоса , в будни с И. (как и с тропаря) могла начинаться 1-я часть утрени в нартексе, после чего следовал 1-й, неизменяемый, антифон (Пс 3, 62, 133), а способ исполнения И. был аналогичен способу пения тропарей с изменяемыми псалмами: в начале и в конце псалма (после «Слава, и ныне:») - полностью, а после каждого стиха в середине псалма - только окончание (κροτελετιον) (см.: Mateos. Typicon. 1962. T. 1. P. XXII-XXIII; T. 2. P. 324-326). В целом для списков Типикона Великой ц., как и для певческих книг этой традиции, свойственна вариативность гимнографической терминологии: одни и те же гимны в разных списках могут иметь различное название. В списке Типикона кипрского происхождения (Bodl. Auct. E. 5. 10 (30322), 1329 г.) для Недели св. праотец описано исполнение певцом И. в начале утрени: певец произносит «Благослови, владыко» и после начального благословения патриарха поет И., после чего патриарх читает молитву 1-го антифона (тот же порядок предписан и для Недели св. отец); здесь также упоминается о дополнительной части И.- периссии (см.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 134; T. 2. P. 324).

http://pravenc.ru/text/ипакои.html

Описание. Т. 1. С. 756-757); в старопечатных рус. Типиконах и Минеях указаны только 2 припева (по 1 для каждого канона). Особенность рус. старопечатных Типиконов, к-рая отсутствует в совр.,- после катавасии по 9-й песни дополнительно поется ирмос 1-го канона В. (и совершается земной поклон). На литургии, как и в др. Богородичные праздники, исполняются изобразительные антифоны, на блаженнах - 3-я и 6-я песни канона праздника (3-я песнь из 1-го канона, 6-я из 2-го). Устав служб попразднства не имеет значительных отличий от попразднств др. праздников. Поются песнопения как с 1-го дня праздника (поочередно, по дням, один из 2 канонов; самогласны), так и собственные песнопения дней попразднства. 23 нояб. последование праздника может соединяться с последованием блгв. кн. Александра Невского, устав службы в совр. Типиконе отсутствует; в старопечатных Типиконах этот устав выписывался (М., 1610. Л. 421-423; М., 1633. Л. 269-271). В день отдания праздника В., 25 нояб., последование В. соединяется с последованиями священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, что составляет отличительную особенность отдания В. по сравнению с др., т. к. обычно в такие дни последования «дневных святых» не поются. В остальном служба отдания не отличается от др.: повторяются песнопения праздника с 1-го дня, только отсутствуют вход на вечерне с паремиями и полиелей на утрене. В конце утрени поется великое славословие. Марковы главы Типикон, принятый в наст. время в Русской Церкви, для цикла В. имеет неск. марковых глав, описывающих соединение с воскресной службой предпразднства (Типикон. [Т. 1.] С. 270-272), праздника (Там же. С. 275-276), попразднства (Там же. С. 276-278) и отдания (Там же. С. 287-288). При совпадении попразднства или отдания с воскресным днем служба одного из святых оставляется (20 нояб.- свт. Прокла, 25 нояб.- сщмч. Петра). Др. 2 главы имеют в целом то же содержание, что и аналогичные главы для др. праздников. Современный греческий приходской Типикон протопсалта Георгия Виолакиса ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 99-103) предписывает совершение полиелейной службы без литии (всенощное бдение отсутствует). Порядок праздничной службы сохраняется примерно тот же, что и в совр. рус. Типиконе. Различия: на «Господи, воззвах» стихиры поются на 6, в конце вечерни - тропарь праздника трижды, после полиелея на утрене поется избранный псалом «          » (он употребляется во все Богородичные двунадесятые праздники). На литургии поются праздничные антифоны, на входе - «    ...          ...». В Типиконе приведены 2 главы - о соединении с воскресной службой последования праздника и о воскресном дне после праздника (с попразднством). Если 21 нояб. приходится на воскресный день, припевы на 9-й песни и антифоны на литургии все равно поются. Праздник В. на Западе

http://pravenc.ru/text/149979.html

Крестные ходы были неотъемлемой частью кафедрального богослужения на Руси до XVII в. включительно. Напр., в Москве они имели, как правило, следующий маршрут: из Кремля на Лобное место, где читалось Евангелие, и далее в одну из московских церквей (см.: Голубцов А. П. Чиновники Моск. Успенского собора и выходы патр. Никона. М., 1908). Фактически их порядок имитировал Л. в древнем К-поле, где процессии из храма Св. Софии отправлялись сначала на форум (городскую площадь - ее и изображает Лобное место), а затем в одну из церквей визант. столицы. Но в отличие от К-поля в Москве Л. совершалась не до, а после Божественной литургии. В совр. стандартных изданиях Большого Требника РПЦ содержится специальный чин, предназначенный для совершения подобных крестных ходов,- «Последование в различныя литии и бдения молебнов» (в совр. практике почти не используется). Он начинается возгласом священника, затем следуют начало обычное и Пс 142, мирная ектения и «Бог Господь» с покаянными тропарями; далее поются 3 псалма с припевом к каждому стиху; по окончании каждого из псалмов священник произносит соответствующую молитву (о бездождии, об избавлении от врагов и т. п.- в зависимости от потребности) и малую ектению; по исполнении 3 псалмов поются степенны антифоны 4-го гласа «От юности моея», «Всякое дыхание», читается соответствующее Евангелие и поется соответствующий канон; завершается чин молитвой и отпустом. Структура чина, в основе к-рой лежат 3 псалма с особыми припевами, перемежающиеся с молитвами и ектениями, сближает его с песненным последованием , к к-рому он, судя по всему, и восходит. Лит.: Мансветов И. Д. Церковный устав. М., 1885. С. 198, 200, 233-234; Никольский. Устав. С. 224-226, 840-841; Mateos. Typicon. Т. 2. P. 304; Baldovin J. F. The Urban Character of Christian Worship. R., 1987. P. 167-226; Lite//ODB. 1991. Vol. 2. P. 1234; Святогорский устав. 2002. С. 72-73; Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. М., 20042. С. 585-596; Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения на Православном Востоке и в Русской Церкви//Собр. тр. М., 2004. Т. 1. С. 82-382.

http://pravenc.ru/text/лития.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010