Вправе ли мы идти дальше вслед за мыслию преподобного писателя? Имеем ли мы право касаться того, чего опытно не дознали, не ждет ли нас на этом пути пожигающий огонь гнева Божия? Нам думается, что, поскольку слова антифонов в богослуженииоткрыты всем православным, они даны и к нашему созиданию, — ведь солнце светит всем, хотя мы и не можем безнаказанно смотреть на него. Если с таким рассуждением отнестись к великой высоте духовной жизни, изображенной в антифонах преподобного Иоанна Дамаскина,можно, думается, коснуться глубин его богословия, не боясь быть сожженным и уничтоженным,если со смирением и одновременно с любовью всматриваться в законы, начертанные нам Преподобным. Мы узнаем дальше из этих законов, что следующей мерой жизни по Богу после того, как собраны осязаемые рукояти присноживопитания, становится вхождение человека во внутреннее общение с Господом, еще более искреннее, чем раньше; появляется качество сыновства. Плода чревна Духом сынотвореное Тебе, Христу, якоже и Отцу, Святии всегда суть. В этом новом рождении человека очевидно, по святому Иоанну, действие всей Святой Троицы, и Созидатель этого таинственного сыновства Христу и Отцу Его — Святой Дух, непостижимое начало нового, Божественного в нас. Так высоко это состояние, что преподобный Иоанн первый раз на протяжении всех антифонов относит это состояние к святым Божиим. Если раньше в печали или скорби он говорил о своем собственном сердце (на небо очи пущаю моего сердца…),то здесь, по своему смирению, даже проникнув в постепенный ход души на пути к Богу и открыв на нем состояние сыноположения, и в 3-м, и в 7-м гласе он безоговорочно относит это только к святым. Плода чревна, святии духодвижно прозябают отеческая предания сыноположения, — слышим мы в соответствующем стихе 7-го гласа. Что же дальше? Не сразу, постепенно развивая свою мысль, преподобный Иоанн показывает в последнем стихе разбираемых нами антифонов 3-го и 7-го гласов сотрапезование души со Христом. Стих этот выражен в изящной поэтичной форме и воспринимается с необыкновенной радостью даже и душой грешника. Окрест трапезы Твоея, возвеселися зря, — поется в этом стихе 3-го гласа, — Твоя, пастыреначальниче, исчадия, носящи ветви благоделания. Пожалуй, это уже образное описание безобразного по существу Царства Христова в вечности:и ветви у каждого сидящего за трапезой различны, и от этого — еще больше радость пастыреначальника.

http://pravmir.ru/putemerie-antifonov/

Тропарь, гл. 8. Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, человеколюбче слава Тебе. Кондак, гл. 8. Егда снизшел языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа. Величание. Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Всесвятаго Духа Твоего, Его же от Отца послал еси Божественным учеником Твоим. Накануне Троицына дня совершаются малая вечерня и всенощное бдение. – Великая вечерня совершается со стихословием всей 1-й кафизмы; после входа положен прокимен дня и читаются 3 паремии 435 ; на благословения хлебов поется 3-ды тропарь праздника. – На утрене, на «Бог Господь», положен тоже тропарь праздника 3-ды; стихословятся «обычныя кафизмы две» (2-я и 3-я); положены полиелей и величание (к которому ставится на средине храма аналой с иконой, изображающей или сошествие Святого Духа на апостолов, или явление Господа Аврааму в виде трех странников); после величания (тропари: «Ангельский собор», не поются), малой ектеньи и возгласа («Яко благословися»), положены; праздничный седален, степенна – 1-й антифон 4-го гласа, того же гласа праздничный прокимен, и читается Евангелие праздника (оно же входит в первую половину и 9-го утр. воскр. Евангелия); после Евангелия, «Воскресение Христово, не глаголем, но абие псалом 50»; после чтения этого псалма следуют: «Слава», «Молитвами апостолов», «И ныне», «Молитвами Богородица», «Помилуй мя Боже», стихира праздника: «Царю Небесный», «Спаси Боже люди Твоя» и проч.; после возгласа («Милостью и щедротами») и «Аминь», положены 2 канона праздника, с пением ирмосов каждого канона по 2-ды и по 1-ды после каждой песни па катавасию; тропари положены по 12 436 ; «на 9-й песни, Честнейшую не поем», и в Триоди Цветной прямо указан, как и в других песнях, ирмос 1-го канона этой песни (см. ниже 2 прим.); после катавасии 9-й песни («Нетления искушением» и «Радуйся Царице») произносится малая ектенья и, по возгласе («Яко Тя хвалят») и «Аминь», непосредственно поются праздничные екзапостиларии; после пения великого славословия положен тропарь праздника; отпуст произносится праздничный: «Иже в виде (по служеб., – «в видения») огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благий и человеколюбец» (см. Пентикостарион). –

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

b) 2–я/3–я стража: Полунощница; c) 4–я стража: 1–я часть утрени: (до псалма 50–го): шестопсалмие, чтение кафисм, святоотеческое чтение. Замечание: по воскресеньям включается воскресное евангелие после 3–х антифонов (Полиелей, прокимен и «Всякое дыхание»), как, по описанию «Паломничества Эгерии», бывало в Иерусалиме. Такая же схема применяется ныне и на большие праздники. Два возможных чина настоящего «всенощного бдения» по средам и по пятницам: а) 3 «стояния», состоящих каждое из 3–х кафисм Псалтыри, канона и чтения; затем утреня с одной кафисмой; б) 4 «стояния», состоящих каждое из 5 кафисм Псалтыри. 4. Римский Бревиарий (Breviarium Romanum) (до реформ 1910 г.) Matinum: праздничное последование трех ночных служб («ноктурнов») и утрени (по будням: 1 nocturnum и утреня) 1- я стража: Primum nocturnum: по воскресеньям: 12 псалмов, пения и 3 библейских чтений, по праздникам и будням: 3 псалма, пения и 3 библейск. чтений; 2- я/3–я стражи: Secundum nocturnum: 3 псалма, responsorium и 3 чтения из свв. Отцов или из жития святого; 4–я стража: Tertium nocturnum: 3 библейских песни, responsorium и чтение из Евангелия (по иерусалимской схеме Эгерии); Laudes (утренние хвалитные), содержащие псалмы 50 и 148–150. 5. Бенедиктинский Бревиарий a) по воскресеньям 3 стражи (vigiliae): в 3–ей: 3 песни и Евангелие, b) по будням: 2 стражи: 6 псалмов и 3 чтения в каждой. См. еще другие порядки: R. TAFT, The Liturgy of the Hours. 1. Учение 12 Апостолов (DidacheXi–й/2–й вв.) Гл. 8: Не надо молиться, как «лицемеры» (фарисеи), но нужно трижды в день читать «Отче наш». 2. Апостольское Предание (Traditio) (3–й в.) Гл. 35,41: молитвы каждого христианина: a) после вставания и умовения: молитва с чтением, дома или в храме, если бывает общая молитва, b) в 3–й час: в воспоминание Распятия, c) в 6–й час: когда Иисус молился на кресте, d) в 9–й час: когда Иисус был прободен на кресте, e) перед сном: в надежде нового дня и воскресения, f) в полночь: когда творение хвалит Бога с ангелами, g) при пении петуха: отречение (Петра и) Израиля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

В каждом храме, мимо которого совершается шествие, бывает погребальный звон. При несении же тела архиерея — перезвон во всех церквах города; гроб перед каждым храмом, мимо которого проходит шествие, останавливается, и совершается заупокойная лития. Так издревле совершалось погребение священных лиц (см. историк Созомен, кн. 7, гл. 10). При изнесении тела архиерея из храма к могиле, обносят его вокруг храма, и при обнесении на каждой стороне храма совершают краткую литию. Священническое погребение отличается пространностью и торжественностью. По своему составу оно имеет сходство с утреней Великой Субботы, когда поются погребальные песни умершему за нас Богочеловеку Господу Иисусу Христу. Такое сходство в погребении соответствует служению священника, которое есть образ вечного священства Христова. Отпевание священников отличается от погребения мирских человек следующим: После 17-й кафизмы, исполняемой как при погребении мирских человек, и после тропарей по непорочных читаются пять Апостолов и пять Евангелий. При чтении первого Евангелия обыкновенно ударяют в колокол один раз, при 2-м — дважды и т. д. Чтение каждого Апостола предваряется пением прокимна. Пред прокимном же поются или читаются степенны антифоны, иногда вместе с тропарями и с псалмом (к стихам псалма припевается «Аллилуиа»). В антифонах изображается таинственное действие Духа Божия, укрепляющего немощь человека и восторгающего (отрывающего) его от земного к небесному. Пред пятым Апостолом поются «Блаженны» с тропарями другими, чем при отпевании мирских людей. После чтения 1-го, 2-го и 3-го Евангелия читаются молитвы об упокоении усопшего. Обыкновенно каждое Евангелие и молитва после него читаются особым священником, а прокимен и Апостол — особым диаконом, если их есть много при отпевании. Канон поется с ирмосами канона Великой Субботы «Волною морскою», кроме 3-й и 6-й песней, имеющих отношение только ко Христу Богу и заменяемых: 3-я песнь — обычным ирмосом «Несть свят», а 6-я песнь — ирмосом из канона Вел. Четверга «Бездна последняя грехов обыде мя». По 6-й песни поется кондак «Со святыми упокой» и читается 24 икоса; каждый икос оканчивается пением «Аллилуия». После канона поются: хвалитные стихиры, «Слава в вышних Богу» и по окончании славословия поются стихиры стиховны на все 8 гласов: «Кая житейская сладость», но на каждый глас не по одной стихире, как при отпевании мирских людей, а по три. После великого славословия или после стихир стиховных читается разрешительная молитва и влагается в руку умершего.

http://pravoslavie.ru/2305.html

   Священническое погребение отличается пространностью и торжественностью. По своему составу оно имеет сходство с утреней Великой Субботы, когда поются погребальные песни умершему за нас Богочеловеку Господу Иисусу Христу. Такое сходство в погребении соответствует служению священника, которое есть образ вечного священства Христова. Отпевание священников отличается от погребения мирских человек следующим:    После 17-й кафизмы, исполняемой как при погребении мирских человек, и после тропарей по непорочных читаются пять Апостолов и пять Евангелий. При чтении первого Евангелия обыкновенно ударяют в колокол один раз, при 2-м — дважды и т. д.    Чтение каждого Апостола предваряется пением прокимна. Пред прокимном же поются или читаются степенны антифоны, иногда вместе с тропарями и с псалмом (к стихам псалма припевается «Аллилуиа»). В антифонах изображается таинственное действие Духа Божия, укрепляющего немощь человека и восторгающего (отрывающего) его от земного к небесному. Пред пятым Апостолом поются «Блаженны» с тропарями другими, чем при отпевании мирских людей.    После чтения 1-го, 2-го и 3-го Евангелия читаются молитвы об упокоении усопшего. Обыкновенно каждое Евангелие и молитва после него читаются особым священником, а прокимен и Апостол — особым диаконом, если их есть много при отпевании.    Канон поется с ирмосами канона Великой Субботы «Волною морскою», кроме 3-й и 6-й песней, имеющих отношение только ко Христу Богу и заменяемых: 3-я песнь — обычным ирмосом «Несть свят», а 6-я песнь — ирмосом из канона Вел. Четверга «Бездна последняя грехов обыде мя». По 6-й песни поется кондак «Со святыми упокой» и читается 24 икоса; каждый икос оканчивается пением «Аллилуия».    После канона поются: хвалитные стихиры, «Слава в вышних Богу» и по окончании славословия поются стихиры стиховны на все 8 гласов: «Кая житейская сладость», но на каждый глас не по одной стихире, как при отпевании мирских людей, а по три. После великого славословия или после стихир стиховных читается разрешительная молитва и влагается в руку умершего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

По «Благо есть» и «Трисвятом» – тропарь Благовещения и затем сугубая ектения («Помилуй нас, Боже...») и молитва св. Ефрема Сирина с тремя поклонами. После поклонов прямо первый час («Приидите, поклонимся»); на нем – тропарь Благовещения; в конце – 3 великих поклона. Часы 3, 6 и 9 совершаются с кафизмами (кроме 9-го) и чтением Четвероевангелия; на них – тропарь Благовещения; в конце каждого часа – 3 великих поклона. Изобразительные – без пения, по скору; в конце их – 3 великих поклона. Литургия совершается св. Иоанна Златоуста в соединении с вечернею. Вечерня поется без кафизмы. На «Господи, воззвах» – стихиры дня (на 5) Благовещения (на 5), «Слава» – дня («Изсохшия смоковницы...»), «И ныне» – Благовещения («Послан бысть...»). По входе – прокимен дня, паремии дня и Благовещения две; затем малая ектения с возгласом «Яко свят еси... ныне и присно», после чего диакон: «Господи, спаси благочестивыя...» и т.д., и поется «Трисвятое». Прокимен и Апостол Благовещения; Евангелие Благовещения и дня. Задостойник и причастен Благовещения. Если в Великий Четверг случится Благовещение В Среду Великую вечера поем вечерню без кафизмы. На «Господи, воззвах» стихиры самогласны дня 5 и праздника 5; «Слава» – дня; «И ныне» – праздника. Вход с Евангелием, прокимен и чтения дня и праздника 3; «Да исправится...» и поклоны 3. Евангелие дня; и прочее... (Типикон, 26 марта, марковая глава). На самый праздник всенощное бдение начинается с великого повечерия. На литии и стиховне – стихиры Благовещения. На благословение хлебов – тропарь Благовещения трижды. На утрени на «Бог Господь» поется тропарь Благовещения дважды и (на «Слава и ныне») «Егда славнии ученицы...» однажды. Затем полиелей и величание Благовещения. Степенный 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – Благовещения; после «Помилуй мя, Боже...» – стихира Благовещения. Ирмосы – Благовещения (по дважды) и Великого Четверга (по однажды); катавасия -ирмосы Великого Четверга; на 9-й песни – припевы Благовещения. После 9-й песни – светилен Благовещения, «Слава» – дня («Чертог Твой вижду...»), «И ныне» – Благовещения. Далее так же, как указано выше для Благовещения в Великий Понедельник (см. стр. 250–251). После сугубой ектении прямо читается 1-й час с паремией.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Повечерие в В. п. сокращено - без 6 начальных псалмов; о пении на повечерии к.-л. канона Типикон ничего не сообщает ( Пентковский. Типикон. С. 253-254, 248-249). Богослужебная традиция, представленная в раннем афонском Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в., а также в южноитал. Мессинском Типиконе 1131 г. и др. греч. литургических памятниках Юж. Италии, основываясь на к-польской студийской практике, вместе с тем неск. отличается от нее (см., напр., ст. Афон , раздел «Богослужение»). В частности, службы В. п. имеют ряд особенностей сравнительно со Студийско-Алексиевским Типиконом. На утрене, за начальной частью и 1-м Евангелием, следуют: 15 антифонов (в Типиконе прп. Георгия Мтацминдели сохранились и псаломские стихи к антифонам, отсутствующие в большинстве позднейших памятников), сопровождаемые седальнами и 5 Евангелиями (после каждого 3-го антифона), кондак с икосом, святоотеческое слово, блаженны, прокимен, 7-е Евангелие, Пс 50 с припевами, 8-е Евангелие, трипеснец, 9-е Евангелие, светилен, 10-е Евангелие, хвалитны, 11-е Евангелие, великое славословие, тропарь, ектении и отпуст; т. о., утреня имеет праздничное окончание. В Типиконе Георгия Мтацминдели выписан и иной (на выбор) вариант службы - с вседневным окончанием и пением как хвалитных, так и стиховных стихир. 12-е Евангелие по Мессинскому Типикону читается после великого славословия и тропаря; по Типикону Георгия Мтацминдели 12 Евангелий вместо 11 читаются только в случае окончания утрени по вседневному варианту. Часы В. п. в обоих Типиконах сгруппированы в 2 последования (1-й и 3-й; 6-й и 9-й часы), в состав к-рых включены древние иерусалимские чтения и тропари В. п.; каждый из 4 часов имеет следующий порядок: 3 псалма (2 специально подобранных по содержанию и один из обычных псалмов часа); мирная (или малая) ектения; 3 тропаря (так что на всех часах тропарей всего 12), поющиеся с повторениями и перемежаемые стихами псалмов (в Мессинском Типиконе к этим тропарям указаны и богородичны); малая ектения; вместо тропаря часа особый тропарь, поющийся с повторением, со стихами и с богородичным; прокимен; паремия; Апостол; Евангелие; просительная ектения; стихи часа и проч.; в конце каждого часа - 3 поклона.

http://pravenc.ru/text/150067.html

Повечерие в Великую Пятницу сокращено - без 6 начальных псалмов; о пении на повечерии к.-л. канона Типикон ничего не сообщает (Пентковский. Типикон. С. 253-254, 248-249). Богослужебная традиция, представленная в раннем афонском Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в., а также в южноитальянском Мессинском Типиконе 1131 г. и др. греческих литургических памятниках Юж. Италии, основываясь на константинопольской студийской практике, вместе с тем и несколько отличается от нее (см., напр., ст. Афон, раздел " Богослужение " ). В частности, службы Великой Пятницы имеют ряд особенностей сравнительно со Студийско-Алексиевским Типиконом. На утрене, за начальной частью и 1-м Евангелием, следуют: 15 антифонов (в Типиконе прп. Георгия Мтацминдели сохранились и псаломские стихи к антифонам, отсутствующие в большинстве позднейших памятников), сопровождаемые седальнами и пятью Евангелиями (после каждого 3-го антифона), кондак с икосом, святоотеческое слово, блаженны, прокимен, 7-е Евангелие, Пс 50 с припевами, 8-е Евангелие, трипеснец, 9-е Евангелие, светилен, 10-е Евангелие, хвалитны, 11-е Евангелие, великое славословие, тропарь, ектении и отпуст; т. о., утреня имеет праздничное окончание. В Типиконе прп. Георгия выписан и иной (на выбор) вариант службы - с вседневным окончанием и пением как хвалитных, так и стиховных стихир. 12-е Евангелие по Мессинскому Типикону читается после великого славословия и тропаря; по Типикону прп. Георгия 12 Евангелий вместо 11 читаются только в случае окончания утрени по вседневному варианту. Часы Великой Пятницы в обоих Типиконах сгруппированы в 2 последования (1 и 3-й; 6 и 9-й часы), в состав которых включены древние иерусалимские чтения и тропари Великой Пятницы; каждый из 4 часов имеет следующий порядок: 3 псалма (2 специально подобранных по содержанию и один из обычных псалмов часа); мирная (или малая) ектения; 3 тропаря (так что на всех часах тропарей всего 12), поющиеся с повторениями и перемежаемые стихами псалмов (в Мессинском Типиконе к этим тропарям указаны и богородичны); малая ектения; вместо тропаря часа - особый тропарь, поющийся с повторением, со стихами и с богородичном; прокимен; паремия; Апостол; Евангелие; просительная ектения; стихи часа и проч.; в конце каждого часа - 3 поклона.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

приобретают ряд особенностей, подчеркивающих праздничный характер дня и напоминающих о Воскресении Христовом. В памятниках древнего иерусалимского богослужения IV-IX вв. содержатся наиболее ранние подробные описания воскресной службы. Согласно «Паломничеству» Эгерии ( Eger. Itiner. 24-25), в Иерусалиме кон. IV в. по В. к обычному кругу суточных служб прибавлялась торжественная предрассветная служба с чтением Евангелия: народ собирался возле базилики Мартириума и ожидал прихода епископа, в это время пели гимны и антифоны, перемежая их молитвами; по приходе епископа открывали храм Воскресения Христова, и епископ входил туда вместе со всеми людьми (Эгерия отмечает, что число их по В. значительно превышало число молящихся по будням); следовало пение 3 псалмов с припевами и молитвой после каждого (1-й псалом исполнялся священником, 2-й - диаконом, 3-й - кем-то из клира) и поминовение всех (видимо, это следует понимать как указание на ектению); совершалось каждение, и епископ, стоя «внутри решетки [пещеры Гроба Господня]», читал Евангелие о Воскресении Христовом (Эгерия отмечает, что в этот момент все молящиеся стенали и рыдали, слушая рассказ о Страстях и Воскресении Господа), после чтения все выходили из храма Воскресения и отправлялись ко Кресту, там пели псалом и читали молитву, епископ благословлял верных и произносил отпуст, и все подходили под благословение епископа и расходились по домам. По окончании этой службы в храме оставались лишь монашествующие и те из мирян, к-рые собирались участвовать в дальнейшем бдении (состоявшем из псалмов, антифонов и молитв) до рассвета. С рассветом в базилике Мартириума совершалась воскресная литургия, за к-рой проповедь читал не только епископ, но при желании и каждый из пресвитеров, отчего литургия продолжалась до 4-го или 5-го часа дня (считая от рассвета). После отпуста литургии епископ шествовал в храм Воскресения Христова с пением гимнов, вместе с ним в храм допускались только верные. В храме епископ входил внутрь решетки Гроба и возносил благодарение Богу, а затем молился обо всех верных; после возглашения диакона следовали главопреклонная молитва и отпуст, и все подходили к епископу под благословение.

http://pravenc.ru/text/Воскресенье.html

На утрени к каждой песни пасхального канона прибавляются Богородичны (творение Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Каждение священник совершает с Крестом и трисвечником (или свечой), а малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни. Литургия2 совершается точно так же, как и в первый день. Прокимен, Апостол, Аллилуиарий и Евангелие на каждый день Светлой седмицы — особые, причем Евангелие читается только одним диаконом (то есть на одном языке). Причастен во все дни – один и тот же: «Тело Христово приимите...». В субботу после литургии разрезается и раздается молящимся артос. Перед этим читается молитва (из Требника) на раздробление артоса. Вечерня предваряется пасхальным 9-м часом и имеет то же последование, что и в первый день, только на ней совершается вход с кадилом, а не с Евангелием. (Евангелие не читается). Глас стихир каждого дня разный. Примечание . Если в Светлую седмицу (за исключением первого дня) случится праздник великого святого, например, св. великомученика Георгия (23 апреля) или храмовой праздник, то к песнопениям Пасхи присоединяются стихиры, тропарь, канон и другие песнопения в честь святого. На вечерне читаются пареимии, на утрени бывает полиелей, степенна – 1-й антифон 4-го гласа, читается Евангелие и молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» Канонов два: пасхальный на 8 и святого на 6. Катавасия – ирмосы пасхального канона. Великое славословие не бывает. По 9-й песни – светилен Пасхи, «Слава» — святому, «И ныне» – Пасхи. На хвалитех – стихиры воскресные – 3 и святого – 3. Затем — стихиры Пасхи со стихами их, «Слава» – святого, «И ныне» – «Воскресения день...», «Христос воскресе...» (трижды), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный. Далее – ектении и отпуст с Крестом, как в первый день (поминается и святой). На литургии – Апостол, Евангелие и причастен дня и святого. Есть обычай в пятницу Светлой седмицы совершать последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы «Живоносный (Живоприемный) Источник». На вечерне и утрени присоединяются особые стихиры в честь Богородицы, а также канон Никифора Каллиста (XIV в.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010