При каждом молении лик от лица предстоящих, чувствуя важность просимого и ожидая исполнения от милосердия Божия, поёт Господи помилуй! А на последнее – взывает: Тебе Господи! то есть всецело предаём самим себя. Священник запечатлевает великую ектению славословием Святой Троицы: яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. После великой ектении поются антифоны. Это суть песнопения, избранные большею частию из ветхозаветных книг, поёмые на обоих клиросах попеременно. Они возвещают главным образом пришествие Сына Божия на землю и все дела Его, чрез оное явленные. Иногда они содержат объяснение какого-либо события, воспоминаемого в тот или другой праздник. Антифоны состоят из трёх частей и поются в три раза, в честь Святой Троицы. После каждого антифона, для возбуждения внимания в предстоящих, возглашается малая ектения: паки (опять) и паки (и опять) миром Господу помолимся! После 1-го антифона священник славит Господа Бога, в Троице поклоняемого как Творца и Вседержителя: яко Твоя держава и Твое есть царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа... После 2-го антифона и молитвы священник славит Господа как Искупителя мира: яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу... После 2-го антифона поётся песнь Единородный Сыне... Песнь сию составил и ввёл в церковное употребление Император Иустиниан (VI век) в опровержение и обличение еретиков (особенно Несториан), отвергавших божество Христа Спасителя и считавших Его простым человеком. В песне сей возвещается, 1) что Иисус Христос есть единородный Сын Божий, Слово; 2) воплотился от Пресвятой Девы Марии, которая до рождества, в рождестве и по рождестве пребывает Девою, почему и называется Приснодевою; 3) воплотился непреложно, то есть Сын Божий, приняв на Себя человечество, пребыл в обоих существах совершенный Бог и совершенный человек непреложно, то есть принятием плоти и зрака раба Сын Божий и не утратил и не унизил Божества, но то и другое естество осталось цело; 4) что Иисус Христос хотя был распят и вкусил смерть (распныйся Христе Боже...), но имеет равночестное спрославление со Отцем и Святым Духом: спрославляемый Отцу и Святому Духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В настоящее время вводится, с разрешения епархиального начальства, в церковную практику просушивание св. Даров с помощью особого прибора – даросушительницы. Великий Пяток Утреня. Во 2-м часу ночи (по-нашему в 8-м часу вечера) начинается последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа. Благовест в большой колокол и трезвон. Обычное начало. После шестопсалмия и великой ектении поется «Аллилуиа» и тропарь «Егда славнии ученицы...» Малая ектения с возгласом «Яко Твоя держава...» (кафизм не бывает), 12 Евангелий. Пред чтением каждого Евангелия ударяют в колокол: пред 1-м один раз, пред 2-м два раза, пред 3-м три раза и т.д. Пред каждым чтением Евангелия возглас: «И о сподобитися...», «Господи, помилуй» трижды и проч.; кончая: «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе» (обычно же поется: «Слава страстем Твоим, Господи»). «Вонмем». После каждого из 12 Евангелий: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Во время пения тропаря «Егда славнии...» священник (облаченный в епитрахиль и фелонь темного цвета) раздает присутствующим свечи, «иже вжигают к каждому Евангелию»; если Евангелие читается среди церкви, священник выносит из алтаря царскими вратами Евангелие на главе и полагает его на аналое, сзади которого поставляются два подсвечника с горящими свечами, совершается каждение; если Евангелие читается в алтаре, то совершается каждение престола крестообразно, всего алтаря, клира и народа; если же чтение Евангелия бывает посреди церкви, то каждение начинается со средины храма с аналоя. (Лучше читать Страстные Евангелия среди храма пред аналоем, обратясь лицом к алтарю). После 1-го Евангелия поют 3 антифона, произносится малая ектения с возгласом «Яко подобает Тебе...» и поется седален («на сицевых седальнах не седим, но стояще поем»); далее следует чтение 2-го Евангелия. После 2-го Евангелия, а равно и после 3-го, 4-го и 5-го поется по 3 антифона и произносится по малой ектение. После 3-й ектении: «Яко благословися и прославися...»; после 4-й: «Яко Ты еси Бог наш...»; после 5-й: «Буди держава Царствия Твоего...»; после 6-й: «Яко благословися всесвятое имя...», и поется (от канонарха) по седальну.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Плещма своима осенит тя, и под криле Его надеешися. Яко Ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. С ним есмь в скорби, изму его, и прославлю Его. 1533 Время крестных страданий Иисуса Христа за грехи мира не есть ли самое приличное время покаяния и сокрушения о грехах и для живейшего благодарения Распятого за нас? Отсюда в Новозаветных песнях 6-го часа мы благодарим Спасителя, соделавшего наше спасение по среде земли, благоволившего плотию взыти на крест, дабы избавить нас от работы вражия, 1534 и молим Его о раздрании рукописания согрешений наших. 1535 Прочий порядок состава 6-го часа такой же, какой и на 3 м часе. О происхождении и цели 6-го часа О происхождении и цели Богослужения 6-го часа говорят нам те же свидетели, какие нами указаны в истории 3-го часа. Цель собрания верующих на молитву в этот час та, что в 6-й час распят за нас на кресте Господь наш Иисус Христос. Василий Великий указывает и на самые псалмы, какие в его время читались на 6-м часе. Эти псалмы 54 и 90. Он говорит так: «подражая примеру святых, мы признаем за необходимое молиться в 6-й час; ибо сказано: вечер и за утра, и 1536 полудне повем и пр.; а чтобы избавиться от беса полуденного, нужно читать 90-й псалом». Эти псалмы удержаны Восточною церковью и до настоящего времени на 6-м часе. Василий Великий составил для этого часа молитву: «Боже и Господи сил». Чинопоследование часов в некоторые дни года, как-то: в навечерии Рождества Христова и Богоявления Господня, в Пятницу страстной седмицы, дополняется чтением Св. Писания из Ветхого и Нового завета и стихирами на стиховне. Это самый древний состав каждого часа Богослужения, где, как мы видели в трактате о чтении Св. Писания, чтение из Св. Писания составляло в древности непременную принадлежность каждого Богослужения. Такой порядок часов, где допускается чтение Св. Писания и антифонное пение, удержан, кроме Православной, и Западною церковью. По уставу св. Бенедикта 1537 предписывается петь в 3-й, 6-й и 9-й часы три псалма, гимны, чтение со стихом: «Господи помилуй», и тут же прибавляется: если будет большое собрание, то нужно быть антифонам; если же малое, то попросту. Цезарий Арелатский 1538 пишет, что на ежедневном Богослужении должно петь в 3-й, 6-й и 9-й часы 6-ть псалмов с антифонами, гимнами, чтениями и главами. В воскресные дни и в дни суббот в 3-й час должно петь 6-ть псалмов, после них три чтения: одно из Пророков, другое из посланий и третье из Евангелия. После этих чтений опять 6-ть псалмов, один антифон, гимн и главу. Исидор Севильский предписывает в 3-й, 6-й и 9-й часы петь три псалма, один антифон, два чтения: одно из Ветхого, а другое из Нового завета, потом хвала, гимн и молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Малые часы, согласно еп. Исидору Севильскому, состояли из 3 псалмов, респонсория, 2 чтений из ВЗ и НЗ, laudes, гимна и молитвы ( Isid. Hisp. Reg. mon. 6. 2//PL. 83. Col. 876). В традиции А: респонсорий (кроме 9-го часа), 3 антифона (каждый с псалмом; если праздник, то псалом сокращается до стиха), молитвы антифонов (после каждого), preces, чтение из Свящ. Писания, гимн, молитва completuria, «Отче наш». В традиции В и в Бревиарии на малых часах вначале идут 2 чтения из Книги премудрости Соломона (на 6-м часе - из др. книг ВЗ), 3 антифона с псалмом и молитвой каждый, респонсорий, laudes (стих с «аллилуия», кроме периода Великого поста), preces, гимн, молитва complemuria, «Отче наш», благословение и отпуст. Подробнее о кафедральном богослужении см.: Mart í n Patino. 1964; Pinell. 1998. Монастырский суточный круг богослужения включал помимо кафедральных вечерни (Ad vesperum) и утрени (Ad matutinum) повечерие (Ad completa), к которому прибавлялись службы Ante completa, Post completa и Ante lectulum; к ночному бдению (Ad nocturnos), во время к-рого вычитывалась Псалтирь, прибавлялись службы Ad medium nocte (в середине ночи), Peculiaris vigilia, Post Nocturnos и Ordo peculiaris. Вместо 3 малых часов совершались службы 12 часов. Монашеские часы начинались с «Deus in adjutorium» (Боже, в помощь). Затем следовали 3 антифона, чтения из Свящ. Писания, laudes, гимн, clamores (ряд псалмических стихов покаянного характера). Окончание служб было таким же, как и у кафедральных часов. Подробнее см.: Pinell. 1966. Литургический год В древности началом года в И.-м. о. было 1 янв. (в литургических книгах служба 2 янв. называется In caput anni (На начало года); 1 янв. установлено празднование Обрезания Господня). Позже литургический год стал начинаться с 1-го воскресенья Адвента. Тем не менее сохранилась традиция совершать между 1 янв. и 6 янв. (так, чтобы воскресенье не выпадало на эти дни) 3-дневный покаянный чин. Период Адвента в традиции А составлял 5 недель, в традиции В - 6 недель. Видимо, более древней традицией было связывать пост не с Рождеством Христовым (25 дек.), а с Богоявлением (Apparitio Domini) (6 янв.). 4-й канон Цезаравгустанского Собора (380) установил, что пост перед праздником Богоявления должен продолжаться 21 день.

http://pravenc.ru/text/674997.html

Всех тетрадей 27-мь, 2-я в 4-ре листа. 32. Пергаминный свиток, на котором с обеих сторон написана по древне гречески литургия св. Василия Великого , начинающаяся с молитвы τας χοινας χ. σμφωνος, и оканчивающаяся литургию преждеосвященных даров до стиха ныне силы небесныя. Начального свитка, где помещено начало литургии св. Василия Великого , равно и конца литургии преждеосвященных даров, который бы оканчивался на обороте недостающого свитка, нет. Этот свиток найден в архиве здешняго Новоиерусалимского монастыря в 1856 году, при разборе древних свитков на бумаге, современных св. патриарху Никону , несклеенным и в безпорядке. В описи ни древней 1680 года ни новой нигде не записан ни под каким именем. Длины теперь имеет 7 арш. 1 четв. и 1.5 вершка., ширины 1 четверть аршина и 2 вершка. Всех отдельных свитков, которые теперь сшиты, 7-мь. В литургии св. Василия Великого почти нет ни малейшей разности против теперь употребляемой, кроме одного древняго правописания. Из чина действий священника и диакона, должно быть как известного, не все помещено. В литургии преждеосвященных даров ектения Великая помещена после 3-го антифона: Гди Бже нашъ, помни… потому ли, что здесь не выставлен нигде чин действий. 18 и после каждого антифона не написана даже и краткая ектения, по моему, как известный чин действий, или по чему другому. В самом начале литургии преждеосвященных даров помещена краткая молитва , которой в ныне употребляемой литургии нет. Почерк письма сей рукописи я отношу к IX веку и никак не позже начала X века. 19 Признаки древнего письма я заметил следующие: Дыхание тонкое на 4-й строке в молитве 3-го антифона в литургии св. Василия Великого в слове ε πι. Дыхание густое р в 3-х местах в молитве св. Василия Великого начинающейся: Ημας δε παντς… к словах на 1-й строке молитвы ε р νος, на 2-й строке ε р νωσαι, на 3-й строке ε р νσς. Густое инде ставится в половиную. На 4 й строке молитвы: τς χοινς, επι τ νματ σο над буквою ε стоит древнее дыхание ; в члене по древнему вместо ω поставлен о и без йоты подписной, которая в сей рукописи в дательном падеже, ни в сослагательном наклонении не ставится нигде.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

После возгласа иерея обычное начало. Псалмы 19 и 20-й. Шестопсалмие и великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й, и тропарь «Егда славнии ученицы» (трижды). Хотя Церковный Устав указывает читать Евангелия Святых Страстей в алтаре, у нас твердо установился обычай читать Евангелие на средине храма. Посему при начале пения тропаря отверзаются царские врата, и предстоятель в фелони износит Евангелие на средину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Свечи по прочтении каждого Евангелия погашаются и возжигаются к началу следующего Евангелия. Во время пения тропаря предстоятель совершает полное каждение. По окончании тропаря и каждения – малая ектения. Возглас «Яко Твоя держава и Твое есть Царство». Посем «И о сподобитися нам», «Премудрость, прости», «Мир всем» и прочее. Пред каждым Евангелием ударяют в большой колокол столько раз, какое по счету читается Евангелие. По окончании двенадцатого Евангелия – краткий трезвон. После первых пяти Евангелий положены нарочитые антифоны, всего 15. Если будет затруднительно все их пропеть, то должно прочитать, повторяя каждый стих дважды, как положено. Чтение их рекомендуется совершать самому настоятелю антифонно с диаконом или псаломщиком, а при соборном служении – с сослужáщими иереями. После 3-го, 6-го, 9-го, 12-го и 15-го антифонов следуют малые ектении, затем поются седальны, во время которых совершается малое каждение, ввиду чего на этих седальнах не сидим. После того, как седален будет пропет, поется «Слава» и конец седальна, затем «И ныне» – и весь седален вторично. 1-е Евангелие – Ин., зач. 46. Возглас по ектении – «Яко подобает». 2-е Евангелие – Ин., зач. 58. Возглас – «Яко благословися и прославися». 3-е Евангелие – Мф., зач. 109. Возглас – «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем». 4-е Евангелие – Ин., зач. 59. Возглас – «Буди держава Царствия Твоего». 5-е Евангелие – Мф., зач. 111. Возглас – «Яко благословися Всесвятое Имя Твое и прославися Царство Твое». 5-м Евангелием кончаются антифоны и седальны. 6-е Евангелие – Мк., зач. 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Памятники далее указывают чтение главопреклоненной молитвы: “Господи святый, в вышних живый”. Этой молитвой утреня заканчивалась. Сведения о песненной утрене из древнейших патриарших типиконов иерусалимской и константинопольской церкви Хотя бл.Симеон излагает песненную утреню как древнее исследование однако в самом этом последовании ко времени святителя солунского произошел ряд изменений. Так, если по Сильвии на иерусалимской утрене IV века псалмы чередовались с молитвами, то во время блаж.Симеона первые три псалма пелись подряд, даже без разделения их малыми ектениями. Бл.Симеон говорит, что молитвы этих антифонов иерей читал тайно во время пения самих псалмов. Далее, по бл.Симеону, на песненной утрене полагалась одна библейская песнь трех отроков, тогда как еще “Завещание” указывало петь четыре песни. Наконец, бл.Симеон говорит, что канон в современном его значении ввел в песненную утреню он сам лично. Вместе с тем бл.Симеон не упоминает еще о некоторых существенных особенностях песненной утрени, о которых говорят другие памятники. Так, например, из упомянутого выше разговора аввы Нила Синайского с Иоанном Мосхом и Софронием видно, что в VII веке на воскресной утрене полагалось пение 117 псалма “Бог Господь” и что тогда это имело значение повсеместного явления в церкви (Пандекты сл.29, л.208) . Уставы патриарших служб Великой Константинопольской церкви и Иерусалимского храма Воскресения указывают пение 117 псалма и в некоторые праздники. Так, устав Великой Константинопольской церкви (Патмосский список IX-X в.) указывает петь “Бог Господь” на песненной утрене в Рождество Христово (Дмитриевский. Типика, т.1, стр.36) , а Святогробский типикон 1122 года указывает пение отдельных стихов из этого псалма в начале пасхальной утрени, сразу после стихов 67 псалма “Да воскреснет Бог” (Дмитриевский. Богосл. стр. и пасх. седмиц во св.Иерусалиме, стр. 184–185) . Я нашел в Лен.гос.публ.библиотеке 2 певческих сборника XVI века, где “Бог Господь” положено петь на воскресной утрене с особыми для каждого гласа октоиха припевами типа тех, которые присоединялись к стихам псалмов, исполнявшихся антифонно на песненных чинопоследованиях. В этих памятниках для 1 гласа указаны припевы: “Едине человеколюбче” и “Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа”; для 3-го: “Подая мирови велию милость” и “Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа”; для 5-го “Во славное Воскресение Твое” и “Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа”; для 6-го: “Господи, слава Тебе” и “Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа”; для 7-го: “Подая мирови велию милость” и “Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа”; для 8-го гласа: “Животе и воскресение наше, слава Тебе” и “Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа” ( Кир. No.577, л.307 об.–309; Кир. No.7, л.124–125 об.) . Эти стихи, очевидно, служили припевами к 117 псалму. Сам же этот псалом, вероятно, в отдельных случаях прилагался к первым трем псалмам утрени, о которых говорит бл. Симеон Солунский (3, 62 и 133 пс.), или заменял собою последний псалом из этого трехпсалмия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

10. Св. Иоанн Златоуст In Act., 26 [PG 60,202]; In ps. 133 [PG 55,386]; Homil. 4 [PG 56,120]: Божия церковь встает в полночь; Христос, в сопровождении ангелов, стоит среди верующих; также дети должны участвовать в части бдения; работа дня — не причина, чтобы не приходить на бдения; после бдения сон более приятный.; Homil nova, 2 (PG 63,467): о бдениях в честь мучеников; In martyres: παννυχ " меняет ночь в день; делаются чтения, а затем совершается евхаристия. 11. Св. Афанасий Великий Histor. Arianorum, 81: PG 25:793; Apologia de fuga, 24: PG 25:673: Бдение с полуночи пятницы до следующей зари, как приготовление к евхаристии, состоящее из чтений, псалмов и молитв; De virginitate 20 (может быть, не Афанасия): бдение девы могут провести вместе; оно состоит из псалма 50 и из любого количества других псалмов; псалмы читаются стоя; после каждого псалма совершается молитва и покаянный поклон за свои грехи. В Египте монахи служат вместе 1–ю и 4–ю стражи ночи; В Палестине монахи служат 4–ю (то же самое у св. Иоанна Златоуста) О введении антифонного пения псалмов на кладбищах на бдениях в память мучеников, откуда обычай распостраняется по церквам Антиохии и затем по всей вселенной. Св. Иоанн Златоуст ввел ночные шествия; но часть духовенства их не одобряла; женщины не допускались. На рассвете читаются 12 утренних псалмов. Схематизация более поздней практики бдений 1. Константинопольское соборное " песненное последование " ασματικη ακολουθα (существовавшее в Константинополе до XIII в., в Фессалониках до XV в., а также в древней Руси) : a) 1–я стража: сразу после вечерни: Панихида (Παννυχ " ): 3 антифона (псалмы с припевами) и 5 иерейских молитв; затем акафист или кондак (Κοντακιον) со всеми икосами; b) 2–я/3–я стражи: полунощница (Μεσονυκτινον): 3 антифона и 5 священнических молитв; c) 4–я стража (под конец): 1–я часть утрени (#Ορθρο " ): 8 антифонов и 8 священнических молитв; затем вход в храм и 2–я часть утрени. Не было 1–го часа. 2. Византийский Часослов a) 1–я стража: Великое повечерие (12 псалмов и песней)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

  Итак, поется канон прп. Иоанна Дамаскина с припевом. Все, наверно, обращали внимание, что в каждой песни этого канона очень мало тропарей: ирмос и два-три тропаря. А Устав говорит так: «Петь ирмосы на четыре (антифонно — 1-й лик и 2-й лик), а тропари — на двенадцать (каждый тропарь должен петься 6 раз)». Типикон говорит о том, что первые слова каждого ирмоса обязательно запевает предстоятель в алтаре, т. е. назначается максимально праздничное и вдохновенное исполнение этого текста. Вы видите, как много раз должны быть пропеты тропари Пасхального канона, и это постоянное повторение текста научает нас чему-то важному и существенному. Безусловно, Пасхальный канон Иоанна Дамаскина принадлежит к лучшим канонам православного богослужения. Устав научает нас радоваться, бесконечно повторять эти ликующие слова, которые мы все прекрасно знаем, и призывает нас к радости глубокой и осмысленной. После каждой песни канона положена катавасия, повторение ирмоса, затем Христос воскресе трижды и малая ектения, т. е. исполнение канона максимально торжественно. Малая ектения по каждой песни (всего их восемь) — это в нашем богослужении вещь совершенно неслыханная. По 3-ей песни — ипакои Пасхи, а по 6-ой — кондак Пасхи, икос и Воскресение Христово видевше три раза. Кончается канон знаменитым ексапостиларием Плотию уснув, который поется три раза. После него сразу же начинается пение хвалитных стихир, хотя по Уставу перед этим полагается Всякое дыхание и хвалитные псалмы. У нас почему-то это пропускается, и сразу начинаются стихиры. Что представляют собой эти стихиры на хвалитех? Если обратиться к вечерне, на которой совершалось литургия Василия Великого в Субботу Преблагословенную, то мы вспомним, что на Господи, воззвах там пелись три стихиры из воскресной службы 1-го гласа, потому что суббота вечера уже начинает воскресный день. Так вот, на пасхальной заутрени тоже поются воскресные стихиры 1-го гласа, но уже не «воззвашные», а хвалитные стихиры. Впоследствии на каждый день Светлой седмицы будут назначены воскресные песнопения Октоиха определенного гласа. На первый день Пасхи — 1-го гласа, на Понедельник — 2-го и т. д. Это своеобразный «парад гласов», но не восьми, а только семи, т. к. пропускается 7-й глас. Начинается это в Великую Субботу на вечерне, продолжается на Пасхальной заутрени и дальше каждый день на Светлой седмице. К этим воскресным стихирам 1-го гласа прибавляются стихиры Пасхи, которые все прекрасно знают, с запевами «Да воскреснет Бог…» и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Таким образом, степенны антифоны 6-го гласа находятся перед первым Апостолом, 2-го гласа – перед третьим и 3-го гласа – перед четвертым. Перед вторым Апостолом читается псалом 22-й: «Господь пасет мя...», перед третьим – псалом 23-й: «Господня земля...», перед четвертым – 83-й псалом: «Коль возлюбленна селения Твоя...» При пении каждого стиха этих псалмов повторяется «Аллилуиа». Перед пятым Апостолом поются «Блаженны» с иными тропарями, нежели те, что поются при отпевании мирских людей. Иногда священник сам читает «Блаженны» с тропарями. За каждым чтением Апостола следует чтение Евангелия. После первого, второго и третьего Евангелий произносятся молитвы о упокоении. После четвертого Евангелия поются тропари на «Блаженны», а после пятого Евангелия читается псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже...» При соборном отпевании обычно каждое евангельское чтение совершает особый священник, предваряя его возглашением: «Мир всем». Он же читает положенную затем молитву. Каждый Апостол также читает особый диакон, произнося предварительно прокимен. 3) Канон поется с ирмосами Великой субботы: «Волною морскою...», кроме 3-й песни, в которой вместо: «Тебе на водáх...» поется: «Несть свят, якоже ты, Господи Боже...», и кроме 6-й песни, на которой вместо: «Ят бысть, но не удержáн...» поется: «Бездна последняя...» По 6-й песни канона, после кондака, «Со святыми упокой...», читаются 24 икоса, оканчивающиеся пением: «Аллилуиа». Обыкновенно каждый икос читает особый иерей, начиная со старшего. «Аллилуиа» поют все священники. 4) После 9-й песни канона и малой ектении поются стихиры на «Хвалите», ексапостиларий – трижды и великое славословие: «Слава в вышних Богу...», которое оканчивается словами: «Сподоби, Господи...», то есть то славословие, которое читается в седмичные дни, но поют его священнослужители. По окончании славословия поются стихиры стиховны на все восемь гласов: «Кая житейская сладость...», но не по одной стихире каждого гласа, как при отпевании мирян, а по три. Затем обычно читается разрешительная молитва, после чего лист с ее текстом свивается в свиток и влагается в руку умершего.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010