В отношении службы Введения во храм Пресвятой Богородицы различные редакции Иерусалимского устава различаются незначительно. Богослужение предпразднства в целом соответствует шестеричному. Последование содержит оригинальный тропарь и несколько самогласнов. Песнопения Октоиха на службе не употребляются. На вечерней стиховне вместо стихир из указанной книги поются стихиры святителя Прокла, не спетые на «Господи, воззвах», где предписаны стихиры предпразднства и преподобного Григория. Утреня завершается по будничному чину. На литургии устанавливаются изобразительные антифоны, на блаженнах – песни 3-я и 6-я канона предпразднства, чтения на литургии – рядовые и святителя Прокла. Тема Введения во храм Пресвятой Богородицы появляется в богослужении задолго до праздника: 8 ноября на литии указана стихира «Днесь боговместимый храм Богородица». День праздника 21 ноября отмечается всенощным бдением, хотя оговаривается и возможность совершения полиелейной службы. До середины XVII века бдение служили только в церквях, посвященных Введению во храм Пресвятой Богородицы. Праздничное богослужение, по разным редакциям Иерусалимского типикона, состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых Богородичных празднований (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. На утрене по Пс. 50 на Слава:, И ныне: установлены особые припевы: «Днесь храм одушевленный». После каждой песни канона утрени в качестве катавасии используются ирмосы 1-го канона Рождества Христова. Со дня Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается рождественская катавасия, и с этого времени в богослужении некоторых дней ноября и декабря проявляют себя черты предпразднства Рождества. На 9-й песни канона вместо песней Пресвятой Богородицы и праведного Захарии даны особые припевы-величания. В современных богослужебных книгах указываются в общей сложности десять припевов, которые кодифицируются постепенно. Так, в старопечатных русских типиконах и минеях первой половины XVII века даны только два припева (по одному для каждого канона).

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/457...

Так же Так же На вечерни кафизма рядовая. После каждого антифона которой ектенья малая; На Господи воззвах стихирь 10; триоди 5, храма или святого бденного 5, слава святого, и ныне Богородичен догмат по гласу славы. Прочее по чину литургии преждеосвященной, как в полиелее. Так же. На Господи воззвах стихирь триоди 3 и святого 5. Слава святого, и ныне Богородичен – догматик по гласу славы. Прочее вечерни, как при полиелее. Стиховны триоди; слава святого и ныне Богородичен воскресен по гласу славы или крестобогородичен; «Ныне отпущаеши», трисвятое, «Отче наш», тропарь святого, слава и ныне Богородичен воскресен. Ектенья «Помилуй нас, Боже» – и 3 поклона великие и (без трисвятого) «Всесвятая Троице». «Буди имя Господне» и псалом «Благословлю Господа» «Достойно есть» и отпуст. Утром Полунощиица обычная с кафизмою и тропарями обычными; по Честнейшую 3 поклона великие. Утреня тоже обычная. На Бог Господь тропарь святого 2-жды, слава и ныне Богородичен воскресный по гласу тропаря. Кафизмы 3; но ектенья малая бывает только после 3-й кафизмы По 1-й и 2-й кафизмах седальны триоди, а после 3-й оба седальна святого с Богородичными и ектенья; Полиелей, величание святому, седален святого. Степенна – антифон 4-го гласа: От юности моея. Прокимен, евангелие святого, стихира святого. Молитва Спаси Боже люди Твоя – и каноны. Каноны святого с ирмосом на 6-ть, ирмосы по 2-жды, катавасия Отверзу уста моя. Если в какой песни канона святого встретится песнь канона триодн, то песнь канона святого поется на 6, а трипеснца на 8, катавасия триоди. По 3-й песни, седалеи святого; по 6-й песни кондак и икос святого. Но 8-й – Честнейшая. По 9-й – светнлен святого, слава и ныне Богородичен. На хвалите стихиры святого на 4, слава святого, и ныне Богородичен его, а после сего чтец тотчас читает: Слава Тебе показавшему нам свет, слава в вышних Богу; ектенья – исполним утреннюю молитву. Стиховны триоди дня самогласен 2-жды, и мученичен, слава и ныне Богородичен. После сего, Благо есть – 1-жды, трисвятое, Отче наш, тропарь святого, слава и ныне Богородичен воскресен Ектенья Помилуй нас Боже .. 3 поклона веикие. Отпуста не бывает, а тотчас читается: 1-й час с кафизмою (кроме понед. И пятка); на нем тропарь и кондак святого. По Честнейшую 3 поклона великие Трисвятое не читается. А прямо – Христе свете истинный – и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

1122 г.- это единственный греч. памятник младше X в., сохраняющий мн. особенности древней иерусалимской литургической традиции. Однако в целом этот Типикон основан уже на визант. послеиконоборческой монастырской традиции, отраженной в Студийском и Иерусалимском уставах; система библейских чтений в нем представляет собой синтез древней иерусалимской и послеиконоборческой к-польской (как в Типиконе Великой ц.) систем. Последования служб первых 3 дней Страстной седмицы содержат богатый гимнографический материал (самогласные и подобные стихиры, седальны, светильны, тропари и проч.), количество песнопений почти вдвое превосходит обычное для послеиконоборческих монастырских памятников число песнопений этих дней. Утреня имеет следующие особенности: стихословятся 3 кафизмы; к Пс 50 прибавляются покаянные тропари; поются 2 различных кондака (один перед 8-й песнью трипеснца, др.- после нее); есть стихиры и на хвалитех, и на стиховне; между 1-й и 2-й частями утреннего славословия (т. е. между «Слава в Вышних» и «Сподоби, Господи») читаются паремии (Быт 1. 1-13, Притч 1. 20-32, Ис 5. 1-7 - в Вел. понедельник; Исх 19. 10-18a, Притч 2. 13-21, Ос 4. 1-6b - в Вел. вторник; Притч 3. 27-34, Ос 4. 13 - 6. 4 - в Вел. среду) и утреннее Евангелие (его выбор в целом основан на древней иерусалимской системе чтений: Мф 21. 18-22. 14; Мф 22. 15-24. 2; Ин 12. 17-50 соответственно в каждый из 3 дней); к утрене присоединяется 1-й час, на к-ром прочитывается то чтение, какое в Типиконе Великой ц. указано для тритекти в эти дни. После 1-го часа читается полностью одно из Евангелий (Мф - в Вел. понедельник, Лк - в Вел. вторник, Мк - в Вел. среду, Ин - в Вел. четверг). 9-й час включает начальный вечерний антифон к-польского песненного последования (Пс 85) и те паремии, какие в Типиконе Великой ц. указаны для вечерни этих дней. На вечерне после «Господи, воззвах» и входа читаются паремии соответственно древней иерусалимской традиции (с незначительными отличиями), а после «Свете Тихий» - Евангелие соответственно той же традиции; после Евангелия - «Сподоби, Господи», стиховные стихиры и особые молитвы об оглашенных и просвещаемых (в Типиконе приведен их текст; в Вел. среду Евангелие предваряется паремией (Зах 11. 11-14), читается после стиховных стихир и молитв об оглашенных и просвещаемых и завершается еще одной группой стиховных стихир, затем начинается литургия Преждеосвященных Даров); после отпуста оглашаемых совершается по сокращенному чину литургия Преждеосвященных Даров; каждый из 3 дней имеет особую заамвонную молитву для этой литургии. По окончании литургии служится паннихис с утренним евангельским чтением по иерусалимской системе (2-м из 2 возможных: Мк 11. 12-26, Лк 12. 35-59, Мк 14. 1-11 соответственно для каждого из 3 дней) ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Σ. 28-83). В православном богослужении X-XXI вв.

http://pravenc.ru/text/150085.html

На X-XIV вв. приходится расцвет жанра: сохраняется значительное количество древних текстов, появляются новые праздничные И. и их новая разновидность - воскресные И. Существует определенная терминологическая непоследовательность: один и тот же текст И. в разных рукописях может фиксироваться на своем месте в службе, но под др. жанровым определением, к примеру как седален или как катавасия, вероятно, потому, что все эти жанры могут исполняться на одном и том же месте в праздничной службе - по 3-й песни канона. В греч. Типиконах южноиталийских редакций, изданных Т. Тоскани, И. называются величания на праздники (μακαρζομεν). Подобные разночтения свидетельствуют о том, что в данный период жанровая система была еще неустойчива и обозначение жанра было обусловлено влиянием того или иного устава или традиции, к к-рой относилась конкретная рукопись. В списках Типикона Великой церкви встречаются отдельные упоминания о пении И. не только на утрене, но и на вечерне. По мнению Х. Матеоса , в будни с И. (как и с тропаря) могла начинаться 1-я часть утрени в нартексе, после чего следовал 1-й, неизменяемый, антифон (Пс 3, 62, 133), а способ исполнения И. был аналогичен способу пения тропарей с изменяемыми псалмами: в начале и в конце псалма (после «Слава, и ныне:») - полностью, а после каждого стиха в середине псалма - только окончание (κροτελετιον) (см.: Mateos. Typicon. 1962. T. 1. P. XXII-XXIII; T. 2. P. 324-326). В целом для списков Типикона Великой ц., как и для певческих книг этой традиции, свойственна вариативность гимнографической терминологии: одни и те же гимны в разных списках могут иметь различное название. В списке Типикона кипрского происхождения (Bodl. Auct. E. 5. 10 (30322), 1329 г.) для Недели св. праотец описано исполнение певцом И. в начале утрени: певец произносит «Благослови, владыко» и после начального благословения патриарха поет И., после чего патриарх читает молитву 1-го антифона (тот же порядок предписан и для Недели св. отец); здесь также упоминается о дополнительной части И.- периссии (см.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 134; T. 2. P. 324).

http://pravenc.ru/text/ипакои.html

Описание. Т. 1. С. 756-757); в старопечатных рус. Типиконах и Минеях указаны только 2 припева (по 1 для каждого канона). Особенность рус. старопечатных Типиконов, к-рая отсутствует в совр.,- после катавасии по 9-й песни дополнительно поется ирмос 1-го канона В. (и совершается земной поклон). На литургии, как и в др. Богородичные праздники, исполняются изобразительные антифоны, на блаженнах - 3-я и 6-я песни канона праздника (3-я песнь из 1-го канона, 6-я из 2-го). Устав служб попразднства не имеет значительных отличий от попразднств др. праздников. Поются песнопения как с 1-го дня праздника (поочередно, по дням, один из 2 канонов; самогласны), так и собственные песнопения дней попразднства. 23 нояб. последование праздника может соединяться с последованием блгв. кн. Александра Невского, устав службы в совр. Типиконе отсутствует; в старопечатных Типиконах этот устав выписывался (М., 1610. Л. 421-423; М., 1633. Л. 269-271). В день отдания праздника В., 25 нояб., последование В. соединяется с последованиями священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, что составляет отличительную особенность отдания В. по сравнению с др., т. к. обычно в такие дни последования «дневных святых» не поются. В остальном служба отдания не отличается от др.: повторяются песнопения праздника с 1-го дня, только отсутствуют вход на вечерне с паремиями и полиелей на утрене. В конце утрени поется великое славословие. Марковы главы Типикон, принятый в наст. время в Русской Церкви, для цикла В. имеет неск. марковых глав, описывающих соединение с воскресной службой предпразднства (Типикон. [Т. 1.] С. 270-272), праздника (Там же. С. 275-276), попразднства (Там же. С. 276-278) и отдания (Там же. С. 287-288). При совпадении попразднства или отдания с воскресным днем служба одного из святых оставляется (20 нояб.- свт. Прокла, 25 нояб.- сщмч. Петра). Др. 2 главы имеют в целом то же содержание, что и аналогичные главы для др. праздников. Современный греческий приходской Типикон протопсалта Георгия Виолакиса ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 99-103) предписывает совершение полиелейной службы без литии (всенощное бдение отсутствует). Порядок праздничной службы сохраняется примерно тот же, что и в совр. рус. Типиконе. Различия: на «Господи, воззвах» стихиры поются на 6, в конце вечерни - тропарь праздника трижды, после полиелея на утрене поется избранный псалом «          » (он употребляется во все Богородичные двунадесятые праздники). На литургии поются праздничные антифоны, на входе - «    ...          ...». В Типиконе приведены 2 главы - о соединении с воскресной службой последования праздника и о воскресном дне после праздника (с попразднством). Если 21 нояб. приходится на воскресный день, припевы на 9-й песни и антифоны на литургии все равно поются. Праздник В. на Западе

http://pravenc.ru/text/149979.html

При наступлении дня ударяют в малое било, и все мы собираемся в церковь , и после возгласа иерея: «Благословен Бог наш» – два брата, назначенные петь пред алтарем, тотчас начинают Трисвятое и, далее, обычное начало. Потом следует первый час – однопсалмный; поется 5-й псалом, Слава и ныне, Аллилуия 3-жды; после чего иерей читает молитву, ниц простершись пред жертвенником, а диакон произносит великую ектению, и начинается стихология трех антифонов на 6-й глас. После каждого антифона – Слава и ныне, Аллилуиа 3-жды и малая ектения с соответствующим возгласом. «Заутра услыши глас мой» исполняется с двумя стихами, по великопостному чину. После богородична бывает чтение из Лествицы, и произносится просительная ектения; затем поется; «Стопы моя» и прочее. По «Отче наш» – «Господи помилуй» 12 раз μεγαλοφνως κα σχολαως (велегласно и косно); предстоящие повторяют его еще 12 раз. Далее – Слава и ныне, «Именем Господним благослови, отче»; иерей возглашает: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас» и читает молитву (главопреклонение) 1-го часа, при чем все преклоняют головы к земле. После этого совершается три великих поклона; настоятель произносит: «Слава Тебе, Боже, упование наше», иерей читает молитву (отпуста) и отпускает 70 . В таком же порядке совершаются и остальные часы – третий час в свое время, шестой – в пятом часу и девятый с обедницей – в начале седьмого часа. На шестом часе читается пророчество. Тропарь пророчества возглашает сначала певец; хор или народ повторяет, а на «Слава и ныне» поет конец тропаря. После этого псалт снова возглашает весь тропарь, а народ или другой хор еще раз повторяет его. Во время чтения пророчества полагается сидеть. Просительная ектения читается после пророчества и 2-го прокимна 71 . Точно так же совершаются часы и на страстной седмице; но вместо чтений из Лествицы, полагается чтение Евангелия ες πσας τς ρας. В пятницу стихологии антифонов не бывает, а ее место занимают обычные тропари св. страстей, по три на каждом часе, со стихами; пение тропарей заключается малыми ектениями 72 . Тропари св. страстей, со стихами, вполне соответствуют трехъантифонному строю песненных служб, почему в Хлудовской Триоди 133 и называются «антифонами» (л. 111 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Крестные ходы были неотъемлемой частью кафедрального богослужения на Руси до XVII в. включительно. Напр., в Москве они имели, как правило, следующий маршрут: из Кремля на Лобное место, где читалось Евангелие, и далее в одну из московских церквей (см.: Голубцов А. П. Чиновники Моск. Успенского собора и выходы патр. Никона. М., 1908). Фактически их порядок имитировал Л. в древнем К-поле, где процессии из храма Св. Софии отправлялись сначала на форум (городскую площадь - ее и изображает Лобное место), а затем в одну из церквей визант. столицы. Но в отличие от К-поля в Москве Л. совершалась не до, а после Божественной литургии. В совр. стандартных изданиях Большого Требника РПЦ содержится специальный чин, предназначенный для совершения подобных крестных ходов,- «Последование в различныя литии и бдения молебнов» (в совр. практике почти не используется). Он начинается возгласом священника, затем следуют начало обычное и Пс 142, мирная ектения и «Бог Господь» с покаянными тропарями; далее поются 3 псалма с припевом к каждому стиху; по окончании каждого из псалмов священник произносит соответствующую молитву (о бездождии, об избавлении от врагов и т. п.- в зависимости от потребности) и малую ектению; по исполнении 3 псалмов поются степенны антифоны 4-го гласа «От юности моея», «Всякое дыхание», читается соответствующее Евангелие и поется соответствующий канон; завершается чин молитвой и отпустом. Структура чина, в основе к-рой лежат 3 псалма с особыми припевами, перемежающиеся с молитвами и ектениями, сближает его с песненным последованием , к к-рому он, судя по всему, и восходит. Лит.: Мансветов И. Д. Церковный устав. М., 1885. С. 198, 200, 233-234; Никольский. Устав. С. 224-226, 840-841; Mateos. Typicon. Т. 2. P. 304; Baldovin J. F. The Urban Character of Christian Worship. R., 1987. P. 167-226; Lite//ODB. 1991. Vol. 2. P. 1234; Святогорский устав. 2002. С. 72-73; Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. М., 20042. С. 585-596; Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения на Православном Востоке и в Русской Церкви//Собр. тр. М., 2004. Т. 1. С. 82-382.

http://pravenc.ru/text/лития.html

Поклонение св. Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сент. для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сент.- женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем. На 4-й день поклонения, т. е. 13 сент., на утрене на Пс 50, на 3-м антифоне литургии и вместо литургийного Трисвятого предписано петь тропарь 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа «Τν σταυρν σου προσκυνομεν Δσποτα» (        ). В одном из списков Типикона (Paris. gr. 1590, XII в.) указаны и литургийные чтения для каждого из этих 4 дней (10 сент.: 1 Кор 2. 6-9, Мф 10. 37-11. 1; 11 сент.: 1 Кор 1. 10-18, Ин 3. 16-21; 12 и 13 сент.: Еф 2. 14-22, Ин 12. 25-36a), а также тропари Σσον Κριε τν λαν σου (        ) и Τν σταυρν σου προσκυνομεν Δσποτα вместо литургийного Трисвятого. В день праздника 14 сент. богослужение отличалось торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню (начальные антифоны, кроме 1-го, конечного (τελευταον) и входного (на «Господи, воззвах»), отменены) с чтением 3 паремий (Исх 15. 22-26; Притч 3. 11-18; Ис 60. 11-16; каждую из паремий предваряют прокимны - из Пс 92, 59 и 73 соответственно); в конце вечерни - тропарь Σσον Κριε τν λαν σου. Ради праздника пели паннихис. Утреня совершалась по-праздничному («на амвоне»); к Пс 50 припевали не 1, а 6 тропарей (2-го гласа Τν ζωοποιν Σταυρν τς σς γαθτητος (        ); 1-го гласа Σσον Κριε τν λαν σου (        ); «тяжелого», т. е. 7-го, гласа Η κκλησα βο σοι, Χριστ Θες (          ); 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа Σμερον τ προφητικν πεπλρωται λγιον (        ); 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа Μνον πγη τ ξλον το Σταυρο σου (          ); 4-го гласа Ο ψοθες ν τ σταυρ κουσως (        )); после великого славословия совершался чин воздвижения Креста. По окончании воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия. Антифоны литургии отменялись - сразу пели тропарь Τν σταυρν σου προσκυνομεν Δσποτα, заменявший Трисвятое (в списке Paris. gr. 1592, 1063 г., указаны антифоны из Пс 21, 73 и 98). Чтения литургии: прокимен из Пс 98; 1 Кор 1. 18-2. 2; аллилуиарий со стихами из Пс 73; Ин 19. 6b, 9-11, 13-20, 25-28, 30-35 (со сложным вступительным стихом). На вечерне в день В. пели прокимен из Пс 113.

http://pravenc.ru/text/155081.html

Скачать epub pdf Аллилуиа, 135 Псалом сей, как и предшествующий ему, 134-й, псалом, принадлежит к числу хвалитных, или благодарственных, псалмов, почему и надписывается словом Аллилуиа («хвалите Бога»). В нем выражены чувства благодарности возвратившихся из плена иудеев Богу, после окончания постройки храма. Ближайшим временем к выражению таких чувств псалмопевца, после окончания постройки храма, конечно, могло быть празднование освящения храма. Торжественный тон обоих псалмов, а также антифонное расположение 135-го псалма вполне соответствуют такому празднованию (ср. 1Ездр.6:16, 3:10–11 ), а потому не будет невероятным предполагать, что оба сии псалма (134 и 135) написаны были на случай празднества освящения второго храма Иерусалимского. Пс.135:1–3 Исповедайтеся Господеви, яко Благ: яко в век милость его. Исповедайтеся Богу богов: яко в век милость Его. Исповедайтеся Господеви господей: яко в век милость Его. Начало сего псалма сходственно с началом некоторых других псалмов (104, 105, 106 и 107), с тою разницею, что в тех псалмах приглашение псалмопевца к славословию и благодарению Господа Бога словом: Исповедайтеся Господеви – употреблено по одному разу, а здесь оно повторяется три раза, и притом с прибавлением, после каждого раза, особой хвалы за вечную милость Божию. По изъяснению священных толковников, как то: Иоанна Златоуста , Феодорита, Афанасия и других, – в троекратном приглашении к славословию Бога нужно видеть здесь призыв к прославлению единого Бога, во Святой Троице Сущего, именно: во-первых, Бога Отца, во-вторых, Сына Божия, и в-третьих, Духа Святого. Хотя в псалмах встречаются указания на троичность лиц в Боге (см. Пс.32:6 ), но вообще нужно сказать, что Божественное провидение, предохраняя иудеев от заблуждений языческих народов, преданных многобожию и грубому идолопоклонству, благоволило открыть им (иудеям) учение о троичности Лиц в Боге только отчасти, как и в сем псалме. Так, в первом стихе израильтяне призываются к прославлению Бога Отца, как источника бытия, сообщающего Свое существо Сыну чрез рождение и Духу Святому чрез исхождение; во втором стихе к прославлению Сына Божия, Который именуется Богом богов, так как есть боги сотворенные, которые, как, например, ангелы и святые человеки, хотя не боги в собственном смысле, но называются иногда сынами Божиими по благодати усыновления и настолько ниже Сына Божия, насколько тварь ниже своего Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Отпевание священников бывает с особым погребальным звоном (см. выше). Оно совершается и над архиереями 1299 и отличается, по своему составу 1300 , во многом, от погребения мирских человек 1301 , именно: 1) После 17-й кафизмы «Непорочны» и «тропарей непорочных» с припевом: «Благословен еси, Господи», положенных и при отпевании мирян, – читаются Апостолы, Евангелия. При чтении 1-го Евангелия, обыкновенно, ударяют в колокол однажды. при 2-м – дважды и т. д. 2) Кроме Апостола и Евангелия, положенных при отпевании мирских людей, читаются еще 4 Апостола и 4 Евангелия, и таким образом при погребении священников читаются 5-ть апостолов и 5-ть Евангелий. Чтению каждого Апостола предшествует прокимен, а Евангелию – аллилуиа. Кроме того пред 1-м Апостолом положены тропари и степенны антифоны; пред 2-м Апостолом – седален н псалом: пред 3-м – антифоны, псалом, тропарь и седален; пред 4-м – антифоны, псалом и тропари; пред 5-м – Блаженны. Таким образом степенны антифоны находятся пред Апостолом 1-м (6-го гласа), 3-м (2-го гласа) и 4-м (3-го гласа) – псалмы же пред 2-м Апостолом (22-й псалом: «Господь пасет мя»), пред 3-м – псалом (23-й: «Господня земля»), пред 4-м – 83-й псалом: («Коль возлюблена селения Твоя») 1302 . При пении каждого стиха этих псалмов повторяется «Аллилуиа». Пред 5-м Апостолом поются «Блаженны» с тропарями иными, нежели какие поются на Блаженнах при отпевании мирских людей. Иногда иерей читает Блаженны с тропарями. За каждым чтением Апостола следует чтение Евангелия. После чтения 1-го, 2-го и 3-го Евангелий читается особая после каждого Евангелия молитва об упокоении усопшего. После чтения 4-го Евангелия поются тропари на Блаженны, а после чтения 5-го Евангелия читается 50-й псалом: «Помилуй мя, Боже». Обыкновенно, каждое Евангелие читается особым священником. И читающий Евангелие говорит пред чтением: «Мир всем». А после чтения Евангелия читает молитву. Подобно сему, каждый Апостол читается особым диаконом, если их много при отпевании. И читающий Апостол сказывает прокимен пред ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010